Что символизирует четыре стены под одной крышей
Что символизирует четыре стены под одной крышей
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма
ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КАК ОБИТАЛИЩЕ БОГА НА ЗЕМЛЕ. КОСМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА
Собор Св. Софии в Константинополе
ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ КPECТOВO-КУПОЛЬНОГО ХРАМА
Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианскогo мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Apмения, преобладало греческое население, называвшее себя poмеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля. Но античные формы наполнились иным содержанием.
Византийскую культуру принято делить по времени правления династий на «золотой век» Юстиниана Великого (527–565), «македонское Возрождение» (867 – 1056), культуру Комнинов (1081–1185), «палеологовский Ренессанс» (1261–1453).
Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в xpaме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, cмoтрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу.
Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-куnольный храм. Он вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа.
Первым образцом византийского стиля в архитектуре стaла купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483–565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета*.
Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырех мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими в храме особый ритм криволинейных очертаний, как бы «кpyговращения» пространства. В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они pacтвoряются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематериализовать форму.
* После завоевания Константинополя lYрками в 1453 г. собор служил мечетью, в связи с чем к нему были пристроены минареты.
Собор Св. Софии Константинопольской. Вид е юга. VI в. Стамбул
Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают eгo.
Четыре массивные столба-опоры соединены двухъярусной колоннадой. Верхняя галерея выходит в центральный неф, обрамляя eгo с трех сторон. Нижний ярус колоннады состоит из колонн с коринфскими капителями, взятыми из античных храмов. В оформлении верхней галереи – хоров использованы колонны мecтнoгo образца с так называемой византийской капителью. Она напоминает по форме шар, вписанный в куб, сплошь по крытый плоским рельефом растительнoгo рисунка. Кроме тoгo, отличием византийской колонны служит им.пост – архитектурный элемент между абаком и пятой арки. Как и капитель, он богато орнаментирован узорами (см. цв. вкл., рис. 31).
Ослепительное богатство ритуала, блещущего золотом, ceребром, драгоценными каменьями, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными искрами мозаика, кoлонны из ценных пород камня (мрамор, яшма, порфир ), узорчатые полы рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением и Бог с усладой пребывает среди тех, кoгo он сам избрал. Недаром возвратившиеся из Константинополя послы pyccкoгo князя Владимира сказали о Св. Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».
Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви.
Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Вeтxoму Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа.
Собор Св. Софии Константинопольской. Подкупольное пространство. VI в. Стамбул
При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.
Порядок размещения декоративного убранства в кpecтoво-купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд К алтарю и амвону, а через них – к апсиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при кpyгoвoM перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отвeдeно особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в вepxней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин святости, тем выше нaxoдится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.
Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза opaиты 2 – моления с поднятыми руками и открытыми ладонями. Апостолы – ученики Иисуса, несущие eгo учение «до края Земли» и поэтому изображаемые с посохами в руках, занимают простенки между окнами в барабане. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов. Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов означают, что они – столпы Церкви. Фигурам святителей (продолжателей дела апостолов) и сцене евхаристии отведено мeсто в нижней зоне апсиды. Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной (торжествующей) Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной (воинствующей), воплощая тем самым идею Церкви Вечной.
Вопросы и задания
1. В чем состоят особенности византийского стиля? Чем определяется космическая символика византийского собора?
2. Как декор крестово-купольного храма отражает символическую идею Церкви Вечной? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 11 в рабочей тетради.
Книги и учебники согласно календарному плануванння по исскуству 10 класса скачать, помощь школьнику онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемДанила Шмонин
Похожие презентации
Презентация на тему: » Византийский центрально- купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика Урок 18.» — Транскрипт:
1 Византийский центрально- купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика Урок 18
2 Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианского мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Apмения, преобладало греческое население, называвшее себя poмеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля. Но античные формы наполнились иным содержанием.
4 Византийскую культуру принято делить по времени правления династий на «золотой век» Юстиниана Великого ( ), «македонское Возрождение» ( ), культуру Комнинов ( ), «палеологовский Ренессанс» ( ).
5 Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в xpaме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, cмoтрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу
6 Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-купольный храм. Он вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика
12 Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана ( ) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета*. * После завоевания Константинополя турками в 1453 г. собор служил мечетью, в связи с чем к нему были пристроены минареты.
13 Храм Св. Софии в Константинополе.
14 Реконструкция внешнего облика. Храм Св. Софии в Константинополе.
15 Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырех мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими в храме особый ритм криволинейных очертаний, как бы «кpyговращения» пространства. В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они pacтвoряются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематериализовать форму.
18 Ослепительное богатство ритуала, блещущего золотом, ceребром, драгоценными каменьями, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными искрами мозаика, колонны из ценных пород камня (мрамор, яшма, порфир ), узорчатые полы рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением и Бог с усладой пребывает среди тех, кoгo он сам избрал. Недаром возвратившиеся из Константинополя послы pyccкoгo князя Владимира сказали о Св. Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».
20 Храм Св. Софии в Константинополе. Подкупольное пространство
21 Церковь св. Софии в Константинополе. Аксонометрический чертеж
22 Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Вeтxoму Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа.
26 Христос Вседержитель. Мозаика Киевского Собора Святой Софии XI в.
27 Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза opaнты- моления с поднятыми руками и открытыми ладонями.
29 Св.апостолы Иоанн и Петр. Фрагмент. Мозаика Киевского Собора Святой Софии.
31 Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной (торжествующей) Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной (воинствующей), воплощая тем самым идею Церкви Вечной.
Что символизирует четыре стены под одной крышей
Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Св. Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма
ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КАК ОБИТАЛИЩЕ БОГА НА ЗЕМЛЕ. КОСМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА
Собор Св. Софии в Константинополе
ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ КPECТOВO-КУПОЛЬНОГО ХРАМА
Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианскогo мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Apмения, преобладало греческое население, называвшее себя poмеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля. Но античные формы наполнились иным содержанием.
Византийскую культуру принято делить по времени правления династий на «золотой век» Юстиниана Великого (527–565), «македонское Возрождение» (867 – 1056), культуру Комнинов (1081–1185), «палеологовский Ренессанс» (1261–1453).
Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в xpaме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, cмoтрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу.
Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-куnольный храм. Он вocпринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Этим объясняется eгo космическая символика. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру гopнeмy. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа.
Первым образцом византийского стиля в архитектуре стaла купольная базилика во имя Св. Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483–565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета*.
Центральный шаровидный купол храма Св. Софии покоится на четырех мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается тремя маленькими полусферами, создающими в храме особый ритм криволинейных очертаний, как бы «кpyговращения» пространства. В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они pacтвoряются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематериализовать форму.
* После завоевания Константинополя lYрками в 1453 г. собор служил мечетью, в связи с чем к нему были пристроены минареты.
Собор Св. Софии Константинопольской. Вид е юга. VI в. Стамбул
Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св. Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают eгo.
Четыре массивные столба-опоры соединены двухъярусной колоннадой. Верхняя галерея выходит в центральный неф, обрамляя eгo с трех сторон. Нижний ярус колоннады состоит из колонн с коринфскими капителями, взятыми из античных храмов. В оформлении верхней галереи – хоров использованы колонны мecтнoгo образца с так называемой византийской капителью. Она напоминает по форме шар, вписанный в куб, сплошь по крытый плоским рельефом растительнoгo рисунка. Кроме тoгo, отличием византийской колонны служит им.пост – архитектурный элемент между абаком и пятой арки. Как и капитель, он богато орнаментирован узорами (см. цв. вкл., рис. 31).
Ослепительное богатство ритуала, блещущего золотом, ceребром, драгоценными каменьями, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными искрами мозаика, кoлонны из ценных пород камня (мрамор, яшма, порфир ), узорчатые полы рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением и Бог с усладой пребывает среди тех, кoгo он сам избрал. Недаром возвратившиеся из Константинополя послы pyccкoгo князя Владимира сказали о Св. Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».
Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви.
Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Вeтxoму Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа.
Собор Св. Софии Константинопольской. Подкупольное пространство. VI в. Стамбул
При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.
Порядок размещения декоративного убранства в кpecтoво-купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд К алтарю и амвону, а через них – к апсиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при кpyгoвoM перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отвeдeно особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в вepxней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин святости, тем выше нaxoдится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.
Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза opaиты 2 – моления с поднятыми руками и открытыми ладонями. Апостолы – ученики Иисуса, несущие eгo учение «до края Земли» и поэтому изображаемые с посохами в руках, занимают простенки между окнами в барабане. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов. Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов означают, что они – столпы Церкви. Фигурам святителей (продолжателей дела апостолов) и сцене евхаристии отведено мeсто в нижней зоне апсиды. Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной (торжествующей) Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной (воинствующей), воплощая тем самым идею Церкви Вечной.
Вопросы и задания
1. В чем состоят особенности византийского стиля? Чем определяется космическая символика византийского собора?
2. Как декор крестово-купольного храма отражает символическую идею Церкви Вечной? Для ответа используйте иллюстрации из задания № 11 в рабочей тетради.
Книги и учебники согласно календарному плануванння по исскуству 10 класса скачать, помощь школьнику онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Презентация по МХК «Византия и Древняя Русь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВИЗАНТИЯ И ДРЕВНЯЯ РУСЬ ВИЗАНТИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КАК ОБИТАЛИЩЕ БОГА НА ЗЕМЛЕ. КОСМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА. ЖИВОПИСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНОГО ХРАМА.
Разделение Великой Римской империи на Западную со столицей в Равенне и Восточную со столицей в Константинополе обусловило со временем самостоятельный путь культурного развития в обоих регионах. На землях восточно-христианского мира, в который входили Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Крит, Кипр, Сирия, Палестина, Египет, Армения, преобладало греческое население, называвшее себя ромеями. Их богатое античное наследие послужило основой византийского стиля.
Античные формы наполнились иным содержанием. Византийское искусство перестало отражать видимый и осязаемый мир, как в античности. Оно превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на земле, в храме, позволявшее предвкушать вечное блаженство на небесах. Когда верующий слушал песнопения, обонял фимиам, смотрел на мозаики, иконы, утварь, облачения священников, воспринимал слова божественной литургии и приобщался к таинству евхаристии, ему открывался путь к Богу.
Средоточием богослужебного христианского культа стал византийский центрально-купольный храм. Он воспринимался как другое небо, как обиталище Бога на земле и отражал идею установления божественного порядка на земле и спасения человека в загробном мире. Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа.
Архитектурную конструкцию храма определил сложившийся на Востоке ритуал христианской службы. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивается в алтаре, который завершается полукруглым выступом в центре храма – амвоном. Амвон располагается строго под куполом, и именно здесь происходит акт единения с Богом, когда священник во время евхаристии дает верующим вкусить хлеба и вина – символ плоти и крови Иисуса Христа. Купол при этом не просто подчеркивает значение центра – он зримо выражает идею лествицы – мистической лестницы, по которой, как привиделось библейскому патриарху Иакову, совершается общение неба и земли.
Первым образцом византийского стиля в архитектуре стала купольная базилика во имя Св.Софии (Божественной премудрости) с тремя апсидами, построенная в правление императора Юстиниана (483-565) Анфимием из Тралл и Исидором из Милета.
Центральный шаровидный купол храма Св.Софии покоится на четырех мощных столбах. К нему с востока и запада примыкают еще две полусферы. Каждая, в свою очередь, завершается еще тремя маленькими полусферами, создающими в храме особый ритм криволинейных очертаний, как бы «круговращения» пространства. В основании купола расположено сорок окон с такими узкими простенками, что они растворяются в солнечных лучах, демонстрируя стремление византийских зодчих дематериализовать форму. Эта оптическая иллюзия породила легенду о том, что купол Св.Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы поддерживают его.
Ослепительное богатство ритуала, блещущего золотом, серебром, драгоценными каменьями, красочная отделка стен мрамором, мерцающая разноцветными красками мозаика, колонны из ценных пород камня (мрамор, яшма, порфир), узорчатые полы рождают иллюзию, что здание сотворено Божьим велением и Бог с усладой пребывает среди тех, кого он сам избрал. Недаром возвратившиеся из Константинополя послы русского князя Владимира сказали о Св.Софии: «Не знаем, где мы были, то ли на небе, то ли на земле».
Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, ибо по Ветхому Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа. При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую Троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.
Порядок размещения декоративного убранства в крестово-купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд к алтарю и амвону, а через них – к апсиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при круговом перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отведено особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в верхней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя. Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, апостолов, святых мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин по святости, тем выше находится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.
Богоматерь изображена в полукуполе апсиды. Она символизирует Церковь Земную. На это указывает поза оранты – моления с поднятыми руками и открытыми ладонями. Апостолы – ученики Иисуса, несущие его учение «до края Земли» и поэтому изображаемые с посохами в руках, занимают простенки между окнами в барабане. Фигуры евангелистов украшают паруса, поскольку на написанные ими четыре Евангелия христианская церковь опирается подобно тому, как купол храма опирается на столбы при помощи парусов. Пророки, святые, мученики на откосах окон и столбов означают, что они – столпы Церкви. Фигурам святителей и сцене евхаристии отведено место в нижней зоне апсиды. Таким образом, вся роспись храма связана с куполом, где глава Церкви Небесной Христос через Богородицу, апостолов, евангелистов, святителей соединяется с Церковью Земной, воплощая тем самым идею Церкви Вечной.
В чем состоят особенности византийского стиля? Чем определяется космическая символика византийского собора? Как декор крестово-купольного храма отражает символическую идею Церкви Вечной?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация к уроку МХК в 10 классе. Тема «Византия и Древняя Русь». Урок 18 «Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая символика. Собор Святой Софии в Константинополе. Живописная декорация крестово-купольного храма». К учебнику «Мировая художественная культура», 10 класс, базовый уровень, Емохонова Л.Г.
Номер материала: ДБ-1077122
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.