Что символизирует 12 в поэме блока

Символы в поэме А.Блока «Двенадцать»

Авторское восприятие революции

Блок писал поэму, вдохновляясь прогулками по Петрограду, пропитанному атмосферой революции и торжествующей новой власти. Поэма была написана за несколько дней. В ней показан по большей части не процесс анализа и рассуждений, а эмоциональное впечатление автора, так и не определившегося, как относиться к революционным переменам в городе. Непонятно и то, как расценивать и понимать это читателю: как высмеивание событий или как прославление революционного переворота?

На тот момент 1918 года, когда вышла поэма, А. Блок был поглощен революцией. Позже поэт будет разочарован в пришедшей власти, но не отречется от своего произведения, так как радость от происходящего была стихийной и одурманивающей, и не связанной с политическими играми.

Блок хоть и поддерживал идеи переворота, но не обходил негативных черт революции — так была создана цельная картина событий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Символы в поэме

Так как А. Блоку близок символизм в творчестве, в поэме употребляется множество символов, через которые передан весь глубокий смысл и масштаб революции. Основные из них — цвета, ветер и число 12.

Цветовая гамма находится в пределах белого, черного и красного: белый снег, черные ремни, красный флаг.

Цвета

Противостояние черного и белого

В поэме черный и белый цвет выступает в качестве противопоставления старого мира и нового:

Также, черно-белая картина мира может означать состояние души самого автора, находящегося, как и многие, под гнетом неопределенности.

Красный, как выражение сопротивления

Красный цвет в поэме имеет несколько интерпретаций:

Люди, вставшие на сторону революционеров, сопротивляются действующей власти, что сопровождается кровавыми последствиями, без этого невозможно изменить мир. Блок показывает возможность перерождения человека в очистительном революционном огне, заставляя читателя задуматься о том, можно ли вообще переродиться в хаосе и насколько это правильно.

Ветер

Основное значение

С одной стороны, ветер создает неприятную атмосферу холода, порождающего у читателя страх и немощность перед стихией. Со стороны символизма, сильный ветер и ураган — это знак разрушительной революционной силы, что является основной трактовкой в поэме.

Действие ветра в поэме

Ветер не ломает деревья и не гнет кусты, как принято, а наносит вред именно человеку: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек!».

Автор указывает на то, что ветер бушуем не только в городе или стране, но и по всему миру, что говорит о масштабах последствий революции. Образ ветра неразрывно связан со льдом и «снежком». На заснеженном льде можно поскользнуться, как и на идеях революции.

Число 12

Число 12 имеет несколько трактовок в поэме:

Образы, их роль в раскрытие смысла

Красногвардейцы

Двенадцать — это и есть красногвардейцы, выходцы из бедных семей, которых использовали на производстве как дешевую рабочую силу. Обезличивание здесь играет роль символа. Это не люди, а стихия революции, заполонившая целую Россию. Одинаковость красногвардейцев, привыкших находиться в строю, выполнять рутинную работу говорит об отсутствии индивидуальности, выгодном правителям рабов. Но «Голотьба» восстала против рабского режима и для мести своим угнетателям.

Образ и значение Христа в поэме

Религию христианства в поэме Блок относит к исчерпавшей себя культуре, которую следует уничтожить в русском обществе. Герои поэмы без почтения, и даже с высмеиванием относятся к традициям, догмам учения и заповедям старой веры. Но поэма завершается строками о двенадцати людях, идущих «без святого имени» под началом Иисуса. Такая противоречивость воспринимается по-разному, поэтому существует две версии.

Источник

Символы и образы в поэме Александра Блока «Двенадцать»

Глядя на мир глазами Александра Блока, легко можно провести аналогию между его вымышленными персонажами и реальностью. Образы и символы в поэме «Двенадцать» служат предзнаменованиями и отражениями революционной России. Значимо и само название произведения, выбранное автором неспроста. Поэт-символист пытался создать поэму, наполненную трансцендентными понятиями, доступными любому читателю.

Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть фото Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть картинку Что символизирует 12 в поэме блока. Картинка про Что символизирует 12 в поэме блока. Фото Что символизирует 12 в поэме блока

Символические особенности поэмы

Использующиеся Блоком в поэме «12» образы и символы по своей природе сложно назвать однозначными. Каждый знак или персонаж несет в себе несколько сакральных мыслей, что придает произведению невообразимую глубину и порой непонятную двусмысленность с противоположными понятиями.

Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть фото Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть картинку Что символизирует 12 в поэме блока. Картинка про Что символизирует 12 в поэме блока. Фото Что символизирует 12 в поэме блока

Реальный поэтический мир, представленный в произведении — революционная Россия, поглощенная огнем и страданиями. Восприятие неприятных политических действий оттеняется положительными красками или нейтральными оттенками слов. Метель сменяется темнотой, снег заливается алой кровью. Также в сюжете представлена любовная линия, переплетающаяся с убийствами. Все эти образы весьма символичны, поэтому в них следует разобраться подробнее.

Главные предзнаменования

Революционные волнения, охватившие Россию в начале XX столетия, были отражены в работах многих литераторов. В прозе и стихотворениях преподносились читателям ушедшие события 1917 года. Каждый писатель понимал их по-своему. Вдохновился этим историческим периодом и Александр Блок. Свое неоднозначное восприятие переворота автор отразил в образах и символах поэмы «12». Некоторые искусствоведы по сей день не могут понять всю значимость этого произведения из-за большого количества интерпретаций.

Анализ символики следует начинать с названия произведения. Двенадцать — число, наделенное особым значением. Оно соизмеримо с количеством красноармейцев и божественных апостолов, присутствующих на Тайной вечере. Последняя интерпретация отразилась и в именах центральных персонажей. Евангельские символы стали для автора основополагающими при написании поэмы. Предполагается, что события 1917 года напоминали писателю Страстную неделю.

Число ассоциируется с двенадцатью месяцами года, сменяющими друг друга, что говорит о начале новой жизни и окончании старой. К прочим важным символам и авторским предзнаменованиям стоит отнести:

Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть фото Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть картинку Что символизирует 12 в поэме блока. Картинка про Что символизирует 12 в поэме блока. Фото Что символизирует 12 в поэме блока

События в цветовой гамме

Черное и белое, как аналогия борьбы добра и зла, правдивости и лживости, светлых и темных сил, проходит красной нитью сквозь каждую строчку произведения.

Целостность произведения базируется на единстве пересекающихся планов.

Источник

Тема России в лирике А. Блока

Школьное сочинение

Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом, давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. Станиславскому: «. стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

Образ России в лирике А. Блока многомерен. Так, в раннем стихотворении «Русь» она выглядит таинственной, сказочной и прекрасной страной:

Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Ощущение завороженности, заколдованности России, неоднократно возникающее в лирике А. Блока, — не только отголосок старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции: «Россия, как Катерина в «Страшной мести», находится во власти колдуна».

Но не только непонятной, зачарованной, застывшей рисуется родина. Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в голых прутьях.

В деталях пейзажа можно узнать картины средней полосы России, Подмосковья. «Шахматовские просторы и стали колыбелью любви поэта к родине. Эти дороги, деревни, дали Александр Блок получил словно бы в наследство с детства», — писала М. Бекетова, биограф поэта, в книге «Шахматово. Семейная хроника».

Третья сторона облика России — простор и воля. Неоглядные дали и свободолюбие, вольность людей, живущих на этой земле. Поэтому Россия— «дикой вольности сестра», краса ее «разбойная», ей свойственны порыв к мятежу, бунту:

Эй, встань, и загорись, и жги!

Эй, подними свой верный молот,

Чтоб молнией живой расколот

Был мрак, где не видать ни зги!

Тема России в лирике А. Блока связана непосредственно с представлением поэта об историческом процессе. В цикле «На поле Куликовом» звучит мысль о том, что родина, ее история, ее народ могут научить поэта «быть светлым», выбрать мужественную позицию и понять, что «настал твой час».

Любовь к родине в этом цикле — самое заветное, самое глубокое чувство:

О Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Жена — самый близкий человек, «половина», которая дается на всю жизнь, какой бы трудной и порой мучительной она ни была. С Россией, как и с любимой, у А. Блока связано все — «жизнь или смерть», «счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок — «. в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. Необъятные просторы, «песни ветровые», дальние дороги — такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

Источник

«Двенадцать» Блока: версии по поводу образа Христа

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Скучный «набор стихов и частушек», — так говорил о поэме Блока Иван Бунин. «Самое значительное произведение нашей эпохи», — утверждал Лев Троцкий. Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы — Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев. Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу.

Поэма «Двенадцать» (1918) — свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца). Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков. В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу. Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.

Кто же впереди: многообразие трактовок

В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ — образ Христа. Вот эти известные строки:

. Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.

Бог умер

В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков».

Одна из интерпретационных крайностей образа венка — его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера. Здесь мы видим перекличку с философией Фридриха Ницше, популярного в России начала ХХ века и утверждавшего, что «Бог умер», а также с цитатой из произведения самого Блока, написанного в 1918 году: «Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос». Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.

Лже-Христос

Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть фото Что символизирует 12 в поэме блока. Смотреть картинку Что символизирует 12 в поэме блока. Картинка про Что символизирует 12 в поэме блока. Фото Что символизирует 12 в поэме блока

Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа Павла Флоренского, который считал, что «поэма — это предел и завершение блоковского демонизма». В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», — антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь. И вот он принимает облик Спасителя — и увлекает за собою духовно неразвитых „апостолов“? Ведь такая трактовка имеет свою логику».

Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.

Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»

Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу — средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира.

В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события.

Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».

Христос — Спаситель

Другая актуальная трактовка отражает наиболее ортодоксальное, православное понимание образа Спасителя в поэме. Согласно этой литературной традиции, Христос — мученик, который идет на гибель ради обновления жизни. Здесь не может идти речи об антихристе, принявшем облик Иисуса, чтобы обмануть красноармейцев. Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них — одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь. Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец».

Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной. » могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос — над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно.

Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников. Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т. е. фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом — образом страданий и крови.

Во всем есть промысел Божий. Христос — во всем происходящем в мире. Иисус в поэме олицетворяет и идею принятия на Себя очередного греха людей, и идею всепрощения, и надежду на то, что те, кто совершил кровавый грех все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев — олицетворения всей разбойной России, всего человечества.

А как думал сам Блок?

Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами.

Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «. был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен. В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале. Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония. Важно, что явление Христа в конце поэмы — символическое явление необходимости религии. Еще 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее — от падения религии. ».

Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста:

После прочтения поэмы, у автора спросили:

— Александр Александрович, а что значит этот образ: «И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос?»

Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так».

То есть на вопрос о смысле главного образа своей поэмы Блок не ответил. Следовательно, каждый читатель может по-своему ответить на этот вопрос, и в каждом таком толковании будет своя доля правды. Известный учёный Сергей Аверинцев заметил: «Должен сознаться в наивности, если это наивность: когда поэт на вопрос о его интенции свидетельствует: „Не знаю“, — я предпочитаю совершенно дословно верить такому свидетельству».

Источники: С. Аверинцев, Е. Иванова, Д. Макаров, Н. Солнцева, Д. Магомедова, О. Клинг

Источник

Образы и символы в поэме Двенадцать Блока

Начало 20 столетия отличалось нарастающими революционными волнениями. Многие поэты того времени откликнулись на события 1917 года. Не исключением стал и А. А. Блок, который в поэме «Двенадцать» отобразил собственное восприятие гражданской войны.

Произведение пестрит большим количеством символов, которые поддаются различным интерпретациям. Поэт использует символы, чтобы подчеркнуть значимые моменты. Первое, на что обращает внимание читатель – цвета. В тексте противопоставляется чёрный и белый цвет. В поэме белый представляется устремлением в будущее, изменением и обновлением, а чёрный – олицетворяет старый мир, наполненный жестокостью и страданиями. Встречается и красный цвет, символизирующий сопротивление, борьбу и жажду перемен.

Не менее значимым символом в пьесе является число 12. Именно столько красноармейцев изображено в поэме. Их количество соотносимо с апостолами, присутствовавших на Тайной вечере. Аллюзия к евангельской символике может означать, что Блок считал 1917 год таким же важным и переломным, как и Страстную неделю.

Следует подчеркнуть значение автора в поэме. Блок понимал, что находится в центре событий грандиозного масштаба, поэтому в произведении автор выступает в образе пророка. Поэма сближается с летописью, цель которой – зафиксировать происходящее.

Интересно и то, что многие красногвардейцы названы по именам апостолов. Это вызывает определённые ассоциации у читателя. Так, имена Пётр, Иван, Андрей обрастают в пьесе как социальной, так и сакральной составляющей.

Блоковский Петруха сожалеет об убийстве из-за ревности, но он не был бы важной фигурой в произведении, если бы его имя не коррелировало с евангельским Петром, который отрёкся от Христа. Объединяет этих героев то, что они после содеянного движутся вперёд, чтобы достичь цели.

Неоднозначной фигурой в поэме «Двенадцать» является Христос. Для понимания произведения важно то, как появляется Христос. Он изображается с красным флагом. Вполне вероятно, что Спаситель был в начале поэмы в образе чего-то неуловимого, а в конце произведения проявляет себя. Образ Христа можно расценивать как символ веры и любви, надежду на лучшее.

Все образы и символы, использованные А. А. Блоком, выполняют определённую функцию: помогают понять смысл произведения и отношения автора к событиям, а также возбуждают читательский интерес.

2 вариант

Произведение является неоднозначным авторским восприятием революционных событий, характеризующимся использованием богатой символики, имеющей многочисленные интерпретации.

Поэтические символы способствуют более емкому, в отсутствии лишних словосочетаний, выражению повествовательного смысла.

В поэме автор активно использует данный литературный прием посредством применения цветовых оттенков в виде антитезы черного, символизирующего мрак старого мира, и белого, представляющего обновление и будущее, цветов. Кроме того, поэт включает в повествовательное содержание тему ветра, который символизирует бурю и революцию, который снежным вихрем заносят пережитки старого мира.

Также в качестве символа поэт неоднократно упоминает числовое выражение двенадцать, которое наделяется им особым значением, поскольку является евангельской символикой.

Еще одним символом является мировой пожар, который олицетворяет стихийное явление, грозовой вихрь революции.

Поэма отличается также использованием автором многочисленных образов. В первую очередь, это авторский образ, который представляется в качестве свидетеля происходящих эпохальных событий, цель которого заключается в максимальной фиксации грядущих перемен.

Также особое значение играет образ двенадцати красноармейцев, которые символизируют библейских апостолов, число которых тоже равняется двенадцати. При этом упоминание поэтом некоторых из них по именам (Петр, Иван, Андрей) имеет сакральный и социальный смысл. Автор посредство образа красноармейцев раскрывает в поэме проблему насилия, убийств, грабежей, которые сопровождают революционные события. Поэтому в данном случае важным является образ Петрухи, красноармейца, убившего по причине ревности свою девушку.

Самый неоднозначный образ, используемый автором в поэме, представляет собой Христа, возникающего в самом начале повествования в виде дуновения, ветра с красным флагом. Христос олицетворяет в поэме преодоление кровавых грехов, возможность гармоничного будущего мира. Данный образ является символом авторской веры в святые цели революции, а также оправдания революционной жестокости и злобы.

Особая роль в произведении отводится поэтом образам старухи, попа, буржуя, которые являются представителями старого мира. Кроме того, в поэме автор упоминает Петербург, охваченный революцией, который является олицетворением все революционной страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы и символы в поэме Двенадцать Блока

Популярные сегодня темы

Мама, пожалуй, является самым близким и родным человеком. Её присутствие, нежные поцелуи в лоб, теплые улыбки греют сердце. Она готова пойти на всё ради своего ребёнка, защищая от невзгод,

Главным персонажем произведения является небогатая старая помещица, попавшая из-за своей доброты в непростое положение

В детстве Сталин травмировал руку, из-за чего до конца своих дней не мог её полностью разгибать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *