Что символизировало солнце движущееся по небу в русской избе
Изобразительное искусство. 5 класс
Конспект урока
Изобразительное искусство, 5 класс.
Урок 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта
Урок посвящён знакомству с избой —крестьянским домом, его убранство, внутренним миром и предметами народного быта.
Глоссарий: изба, сруб, фасад, сени, клеть, подклеть, конёк, полотенце, причелина, наличник, охлупень, фронтон
Цель: знакомство с убранством русской избы, ее внутренним миром, развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.
изучить конструктивные декоративные элементы крестьянского дома, его в трёхчастную структуру и символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб;
сформировать образные представления об организации внутреннего пространства избы и декоре крестьянского дома;
раскрыть единство пользы и красоты предметов народного быта, символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи.
Узнаем о крестьянском доме как художественном образе, отражающем взаимосвязь космоса и мира человека.
Научимся различать конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома, понимать его в трёхчастную структуру.
Сможем понимать символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб, их внутреннего мира и предметов народного быта
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под. ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2019.
Название традиционного русского деревянного дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом». Изба- это русский деревянный срубный дом.
Основной частью жилого дома была изба — отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы.
Клеть представляла собой небольшое холодное помещение, использовавшееся в основном для хозяйственных целей.
Сени – это по сути неотапливаемая прихожая, отделяющая жилое помещение от улицы.
Люди издавна вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Тщательно и со смыслом выбиралось место под постройку избы, Столь же тщательно выбиралось и время постройки дома.
Дома строили разнообразные.
Русская изба имеет трёхчастную структуру, в которой отражена вся Вселенная, весь мир:
Каждый ярус избы украшался по определённым правилам.
Крышу, как небесный свод, венчает конь-охлупень – олицетворение силы, добра и красоты, символизировал солнце, движущееся по небу. Доски, закрывающие торцы бревен, удерживающих кровлю, расходящиеся от конька, называютя причелины. Кисть – нижняя свешивающаяся часть причелины. Резная доска, свисающая со стыка причелин – полотенце.
Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу. Фасад – лицо избы:
Окна – это глаза русской избы. Окна украшали наличниками и ставнями.
В названиях декоративных элементов русской избы проявляется «очеловеченность» облика крестьянского дома:
Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Дом смотрел на мир окнами –глазами, а оконные рамы изготавливались в виде креста, что являлось защитой и символизировало четыре стороны света и солнце.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
В свободном углу избы у окна устанавливали ткацкий станок и прялку.
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. Предметы народного быта: русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Причудливой формы, ярко расписанные, украшенные красивой резьбой, эти предметы радовали глаз и окружали всю семью теплом и радостью. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание. Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца.
Мы рассмотрели убранство русской избы и увидели, что в образном строе крестьянского дома представлена картина мира. Внутреннее жилое пространство русской избы, это мудро организованный быт, воспроизводящий в образной форме гармонию Великого космоса. А нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нём.
Задание 1. Как называется русский деревянный срубный дом?
Русский фэншуй: где в избе находится Солнце?
Солнце
На концах причелин можно увидеть и «бегущее» солнце: внутри круга вырезано несколько дугообразных линий, расположенных радиально, что непременно создает ощущение катящегося колеса с изогнутыми объемными спицами – ведь именно на восходе и закате столь ощутимо движение небесного светила относительно горизонта.
Полуденное солнце возвышается на «полотенце», верхней части фасада, под самым «конем», «охлупнем», возглавившим двускатную крышу. Изображая полдень, народные мастера-умельцы вырезали два солнца, обычно одинакового размера с шестью лучами или одно солнце было «бегущим», подобно утреннему и вечернему. Нередко над солнцем или внутри круга-солнца можно увидеть и изображение православного креста, что наделяет солнце столь же священной, апотропеической силой, которой обладает крест, силой, способной изгонять бесовское, недоброе.
Земля
Орнаменты, символизирующие землю, как правило, не используются в полуденной срединной композиции. Но бывают и исключения. Если земля изображена на полотенце, то обязательно сопряжена с солнцем: либо солнечный шар освещает подступающую к нему сверху и снизу землю, либо небольшой символ земли оказывается между двумя «бегущими» кругами и становится всесторонне озарен солнечными лучами.
Невообразим в орнаменте символ солнца без изображения земли, согретой небесным светилом. Немыслим солярный знак и без небосвода. Так верхняя часть двускатного фронтона дома предстает перед нами небосводом, по которому солнце совершает свой дневной путь, начиная на востоке (левая причелина), достигая зенита (полотенце, увенчавшее причелины), заканчивая на западе (правая причелина).
Русская Семерка http://russian7.ru/post/russkiy-fyenshuy-gde-v-izbe-nakhoditsya-so/
Оригинал взят у vas2010 в Русский фэншуй: где в избе находится Солнце?
Символизм в русской избе
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д.
Дом снаружи делился на три яруса:
Каждый ярус украшался по определённым правилам.
Крыша, как небесный свод
Конек и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее заходящее. Солнце показано в своем ежедневном движении по небосводу. Солнечные розетки изображались в виде круга с шестью радиусами (колесо Юпитера), круга с крестом внутри или круга с восемью лучами. Рядом с символами солнца присутствуют знаки земли и поля ( ромб или квадрат, прочерченные вдоль и поперек ).
Подробнее в статье Окна русской избы
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания в настоящее время очень сложно. Именно поэтому они так к себе манят.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как еврейские пираты в Карибском море бушевали
Добывать деньги и мстить испанцам за инквизицию можно разными способами, и один из них – пиратство. В 17-м в. еврейские пираты бушевали в Карибском море.
Нелегко пришлось сынам Израиля в европейских странах в Средние века. Христиане то относились к ним со снисходительной терпимостью, то начинали преследования «еретиков» и принуждали их креститься. Особенно остро эта проблема встала в Испании, где в борьбе с ересью инквизиция сжигала непокорных на кострах, а сотни тысяч евреев вели двойную жизнь — днём изображали христиан, а по ночам встречались в подпольных синагогах.
Чтобы выявлять таких людей, католики предлагали заподозренным в ереси евреям отведать свинину. В конце 15-го века король Фердинанд и королева Изабелла поставили вопрос ребром. В 1492 г. они издали Альгамбрский эдикт, согласно которому все евреи, не принявшие христианство до 31 июля, подлежали изгнанию из королевства.
Множество беженцев из Испании переселилось в Голландию, Османскую империю, Португалию, а затем и в Новый Свет — по иронии судьбы, в день издания Альгамбрского эдикта Христофор Колумб получил от короля и королевы приказ готовить свою легендарную экспедицию в Вест-Индию. В 16−17 вв. еврейские изгнанники и их потомки селились на Барбадосе, в Перу, Боливии, Бразилии, Мексике и на Ямайке.
Часто они отправлялись туда под видом христиан и в основном занимались там торговлей, производством сахара, кофе, табака и других товаров. Их торговую сеть того времени сложно переоценить. Известный историк Фернан Бродель даже называл 17-й век «эпохой великих еврейских купцов». Разумеется, промышляли евреи и пиратством — благодаря связям купцов они знали маршруты испанских кораблей и при поддержке их врагов (англичан и голландцев) совершали нападения.
Изгнание евреев из Испании. Источник: Wikimedia Commons
Пиратством промышляли евреи и в древности — уже со 2-го в. до н. э., когда появились еврейские порты Иоппия (Яффа), Ашдод и Газа. По сообщению античного историка Иосифа Флавия, «они построили огромное число разбойничьих судов и грабили на пути между Сирией, Финикией и Египтом, и таким образом сделали эти моря опасными для плавания». Позднее еврейские и арабские пираты обосновались и в Леванте. Когда Гней Помпей Великий боролся с пиратством на Средиземном море, среди его противников были и еврейские мореходы. Императору Веспасиану, чтобы покончить с пиратами Иоппии, вообще пришлось в 67 г. разрушить этот порт («…море было окрашено кровью на далёком расстоянии и берег был усеян множеством трупов»).
Еврейские пираты не только искали богатства, но и мстили за инквизицию
Самая крупная еврейская община и пиратская база сложились на Ямайке, которой владели с 1537 г. наследники Колумба; хотя остров оставался в составе Испанской империи, инквизиции там не было, а после того, как Ямайку в 1655 г. при помощи евреев захватили англичане, они покровительствовали еврейской общине. Ямайские пиратские корабли с еврейскими командами и названиями («Пророк Самуил», «Щит Авраама», «Иерусалим»…) не давали покоя испанцам. В конечном итоге они способствовали тому, что во второй половине 17-го в. Испания перестала претендовать на монопольное право освоения Нового Света, и евреи в Америке смогли открыто исповедовать свою религию.
Некоторые из еврейских пиратов превратились в злейших врагов Испании, и не только в Новом Свете. «Великий еврей» Синан Райс стал капером Османской империи. Отличный мореход, он получил команду в несколько тысяч человек (в том числе множество таких же изгнанников, как сам Синан). Райс участвовал в морском сражении у Превезы в 1538 г. (неудачном для Испании), захватил с сотней кораблей порт Тунис и удерживал его несколько месяцев от имени султана Сулеймана, а в 1551 г. захватил Триполи.
«Великий еврей» Синан. Источник: Wikimedia Commons
Но больше всего бед еврейские пираты принесли Испании в Карибском море. Яков Куриэль, один из беглецов 1492 г., командовал тремя кораблями и много лет грабил галеоны. Давид Абарбанель на корабле «Иерусалим» десять лет пиратствовал в Карибском море при поддержке англичан — мстил за гибель своей семьи по вине инквизиторов. Подобных им людей было немало. Но, пожалуй, самый известный пират-иудей той эпохи — Мозес Коэн Энрикес.
В 1628 г. молодой, но уже бывалый пират Энрикес стал одним организаторов экспедиции голландского адмирала Пита Хайна. 9 сентября 1628 г. голландская флотилия из 25 кораблей атаковала «Серебряный флот» Испании в бухте города Матансас (Куба). В ходе сражения не погиб ни один голландец. Испанцы в панике бросали гружёные золотом и серебром корабли. Один из участников битвы писал: «Как только мы поднялись на палубу, испанцы ударились в бегство, попрыгали за борт и вплавь попытались добраться до берега.
Через несколько минут на месте флага со львами и замками развевалось знамя Соединённых Провинций». На двенадцати грузовых судах каперы захватили 92 тонны серебра, 150 фунтов золота, тысячу жемчужин, рубины, меха, сахар и другие сокровища. Весь груз испанцы оценивали в 16 млн гульденов, что эквивалентно примерно 1 млрд сегодняшних долларов. Кроме того, адмирал Хайн увёл четыре галеона, а остальные испанские корабли сжёг. Так свершилось самое крупное ограбления в истории испанского флота.
Мозес Энрикес помог голландцам ограбить Испанию на 16 млн гульденов
Сражение у Матансаса. Источник: Wikimedia Commons
Этим грандиозным успехом адмирал Хайн во многом был обязан именно Мозесу Энрикесу, который как-то сумел узнать даты отплытия испанских кораблей (которые, конечно, держались в тайне). До этого голландцы пытались перехватить «Серебряный флот» десятки раз, но безуспешно. Позднее Мозес был одним из руководителей захвата Пернамбуко и Ресифи (Бразилия), под его началось стояло 3 тыс. солдат; а после он купил корабли, нанял команду еврейских пиратов и стал голландским капером. Сколько судов захватил именно Энрикес, неизвестно, но вообще пираты действовали очень успешно: Испания потеряла в 1623 — 1636 гг. 547 кораблей в Карибском море.
Так инквизиция сделала из «еретиков» опасных врагов Испании, помешавших ей сохранить власть в Новом Свете.
Что символизировало солнце движущееся по небу в русской избе
Живые традиции народов России запись закреплена
СОЛНЦЕ,
ДРЕВО ЖИЗНИ,
МАТЬ-ЗЕМЛЯ,
НЕБО. ОСНОВНЫЕ ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
«Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы» (Академик Б.А. Рыбаков)
Образцы сакральных символов и их значение представлены даже в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Среди них геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.
Солнце олицетворяет лоно Вселенной. Оно издавна почиталось всеми народами, занимающимися земледелием. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. По-особенному нарядно и празднично смотрятся предметы крестьянского быта, украшенные солярными символами. В разных видах народного творчества встречаются солнце в виде круглых розеток и ромбов.
Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия. В народном представлении символизировало продолжение рода, а также растительные силы земли и вечно живую, процветающую природу.
Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты. В мифологии и сказках яйцо предстает хранилищем души (жизни) различных персонажей. Первородное яйцо, из которого по преданию создавался мир, требовало защиты. Потому создание писанок на Руси считалось обязанностью каждой хозяйки дома. Расписывая знаками-оберегами яйцо, она тем самым обеспечивала воскресение природы, защищала свой дом, детей, предопределяла счастливое замужество дочерей.
Образ Земли, её плодородие, ассоциировалось с образом матери-кормилицы. Крестьянин с древних времен жил её дарами. Фигурки женщины из глины или дерева – божественный образ дарующей урожай земли и продолжательницы рода.
С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, погодные явления (ветер, дождь, снег и т.д.). Как гласит русская пословица: «Не земля родит, а небо». На Руси были распространены прялки с изображением Вселенной — Земли и Небосвода («белого света»). В оформлении русских сказок можно увидеть символический купол — это схема небосвода. Наши предки представляли небо прозрачным куполом, а под ним жизнь. У других народов купол неба изображали в виде круга, с волнами или крестом — солнцем и дождевыми облаками.
Как подмечал академик, учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель В.И. Вернадский, что в произведениях народного искусства отражается жизнь эпохи и целого народа, благодаря чему можно изучать и понимать их душу. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.
ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОЙ ИЗБЫ И КРЕСТЬЯНСКОЙ УСАДЬБЫ: СЛОВАРИК
В крестьянской усадьбе хозяйство было большое – в каждой усадьбе были и от 1 до 3 амбаров для хранения зерна и ценных вещей. А также была баня – самая удаленная от жилого дома постройка. Каждой вещи – своё место. Это принцип из пословицы соблюдался всегда и везде. Всё в доме было продумано и устроено разумно, чтобы не тратить лишние силы и время на ненужные действия или передвижения. Всё под рукой, всё удобно. Современная эргономика жилища родом из нашей истории.
Вход в русскую усадьбу был со стороны улицы через крепкие ворота. Над воротами была крыша. А у ворот по стороны улицы под крышей– лавочка. На лавочку могли присесть не только жители деревни, но и любой прохожий. Именно у ворот было принято встречать и провожать гостей. И под крышей ворот можно было радушно их встретить или поговорить на прощание.
Амбар– отдельно стоящее небольшое строение для хранения зерна, муки, припасов.
Баня – отдельно стоящее здание (самая дальняя от жилого дома постройка) для мытья.
Венец– бревна одного горизонтального ряда в срубе русской избы.
Ветренница– резное солнце, прикрепляемое вместо полотенца на фронтоне избы. Пожелание богатого урожая, счастья, благополучия семье, живущей в доме.
Гумно– площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Клеть — конструкция в деревянном строительстве, образуется положенными друг на друга венцами из бревен. Хоромы состоят из нескольких клетей, объединенных переходами и сенями.
Курицы –элементы крыши русского дома, построенного без гвоздей. Говорили так «Курицы и конь на крыше – в избе будет тише». Имеются ввиду именно элементы крыши – конек и курицы. На курицы укладывался водотечник — выдолбленное в виде желоба бревно для отвода воды с крыши. Изображение именно «куриц» не случайно. Курица и петух связывались в народном сознании с солнцем, поскольку эта птица оповещает о восходе солнца. Крик петуха, по народным поверьям, отгонял нечистую силу.
Ледник– прадедушка современного холодильника – помещение со льдом для хранения продуктов
Матица– массивная деревянная балка, на которую настлан потолок.
Наличник – украшение окна (оконного проема)
Овин –строение для сушки снопов перед молотьбой. Снопы раскладывались на настиле и сушились.
Охлупень– конь – соединяет два крыла дома, два ската крыши воедино. Конь символизирует солнце, движущееся по небу. Это обязательный элемент конструкции кровли, построенной без гвоздей и оберег дома. Охлупень еще называют «шелом» от слова «шлем», что связано с защитой дома и означает шлем древнего воина. Возможно, эту деталь избы назвали «охлупнем», потому что при укладке на место он издаёт звук «хлоп». Охлупни применяли чтобы обойтись без гвоздей при строительстве.
Очелье –так называлась наиболее красиво украшенная часть русского женского головного убора на лбу («на челеИ также называлась и часть украшения окна – верхняя часть «украшения лба, чела» дома. Очелье – верхняя часть наличника на окне.
Поветь – сеновал, сюда можно было въехать прямо на телеге или на санях. Находится это помещение прямо над скотным двором. Здесь же хранили лодки, рыбачьи снасти, охотничье снаряжение, обувь, одежда. Здесь сушили и ремонтировали сети, мяли лён и делали другие работы.
Подклет– нижнее помещение под жилыми помещениями. Подклет использовался для хранения продуктов и хозяйственных нужд.
Полати– деревянный настил под потолком русской избы. Они устраивались между стеной и русской печью. На полатях можно было спать, так как печь долго хранила тепло. Если печь для обогрева не топили, то на полатях хранили в это время овощи.
Полицы– фигурные полки для утвари над лавками в избе.
Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная символом солнца. Обычно полотенце повторяло узор причелин.
Причелины – доски на деревянной крыше дома, прибиваемые к торцам над фронтоном (очельем избы), предохраняя их от загнивания. Причелины украшались резьбой. Узор состоит из геометрического орнамента. Но встречается и орнамент с ягодами винограда – символа жизни и продолжения рода.
Светлица – одно из помещений хором (см. «хоромы») на женской половине, в верхней части строения, предназначенное для рукоделия и других домашних занятий.
Сени– входное холодное помещение в избе, обычно сени не отапливались. А также входное помещение между отдельными клетями в хоромах. Это всегда хозяйственное помещение для хранения. Здесь хранилась домашняя утварь, была лавка с вёдрами и подойниками, рабочая одежда, коромысла, серпы, косы, грабли. В сенях делали грязную домашнюю работу. В сени выходили двери всех помещений. Сени — защита от холода. Открывалась входная дверь, холод впускался в сени, но оставался в них, не доходя до жилых помещений.
Фартук– иногда на домах со стороны главного фасада делали «фартуки», украшенные мелкой резьбой. Это дощатый свес, защищающий дом от осадков.
Хлев – помещение для скота.
Хоромы— большой жилой деревянный дом, который состоит из отдельных строений, объединенных сенями и переходами. галереями. Все части хором были разными по высоте – получалось очень красивое многоярусное строение.
УТВАРЬ РУССКОЙ ИЗБЫ
Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горницу, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.
Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба,ярко раскрашенные,солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.
Чай пили из самовара.
Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия, уподоблялось небесному своду (загадка «Сито вито, решетом покрыто», отгадка – небо и земля).
Соль — это не только еда, но и оберег. Поэтому и подавали гостям хлеб с солью как приветствие, символ гостеприимства.
Самой распространенной была глиняная посуда- горшок.В горшках приготовляли кашу и щи. Щи в горшке хорошо упревали и становились намного вкуснее и наваристее. Да и сейчас, если мы сравним по вкусу суп и кашу из русской печи и с плиты – то сразу же почувствуем разницу во вкусе! Из печки – вкуснее!
Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.
У хороших хозяев сразу же после приема пищи вся посуда мылась дочиста, вытиралась и ставилась опрокинутой на полках.
Домострой говорил так: «дабы всё всегда было чисто и готово на стол или в поставцы».
Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты. Если у Вас будет возможность попробовать поставить наполненный едой полный горшок в печь или достать его из печи – Вы поймете, насколько это физически трудная работа и какими сильными раньше были женщины даже без занятий фитнесом :). Для них каждое движение было зарядкой и физкультурой. Это я серьезно — я попробовала и оценила как это непросто достать большой котел с едой на большую семью с помощью ухвата!
Для загребания углей использовалась кочерга.
В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун»).
Для жарки и запекания использовались глиняные и металлическиесковородки, латки, жаровни, плошки.
Мебелив нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь и другие вещи хранили не в избе.
Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.
ДЕКОР РУССКОЙ ИЗБЫ
Расписать дом (раньше говорили «расцвести») мог мастер по росписи. Расписывали на светлом фоне диковинные узоры. Это и символы солнца – круги и полукружия, и крестики, и удивительные растения и животные. Также избу украшали резьбой по дереву. Женщины ткали и вышивали, вязали и украшали свой дом своим рукоделием.
Угадайте, каким инструментом делалась резьба в русской избе? Топором! А роспись домов делали «маляры» — так называли художников. Они расписывали фасады домов – фронтоны, наличники, крыльцо, причелины. Когда появились белые печи, то стали расписывать и в избах опечья и перегородки, шкафчики.
Декор фронтона крыши северного русского дома – это фактически изображение космоса. Знаки солнца на причелинах и на полотенце – изображение пути солнца – восход, солнце в зените, закат.
Очень интересен орнамент, украшающий причелины. Ниже солярного знака на причелинах можно увидеть несколько трапециевидных выступов – лапки водоплавающих птиц. Для северян солнце вставало из воды, и садилось тоже в воду, ведь вокруг было много озер и рек, поэтому и изображались водоплавающие птицы — подводно- подземный мир. Орнамент на причелинах олицетворял семислойное небо (помните старинное выражение – «быть на седьмом небе от счастья»?).
В первом ряду орнамента причелин – кружки, иногда соединенные с трапециями. Это символы небесной воды – дождя и снега. Другой ряд изображений из треугольников – слой земли с семенами, которые проснутся и дадут урожай. Получается, что солнце поднимается и движется по семислойному небу, один из слоев которого содержит запасы влаги, а другой – семена растений. Солнце сначала светит не в полную силу, потом находится в зените и в конце закатывается вниз чтобы в следующее утро снова начать свой путь по небу. Один ряд орнамента не повторяет другой.
Такой же орнамент по символике можно встретить на наличниках русского дома и на декоре окон средней полосы России. Но в декоре окон есть и свои особенности. На нижней доске наличника – неровный рельеф избы (вспаханное поле). На нижних концах боковых досок наличника – сердцевидные изображения с отверстием в середине – символ погруженного в землю семени. То есть мы видим в орнаменте проекцию мира с самыми важными для земледельца атрибутами – засеянной семенами землей и солнцем.