Что сейчас вместо кгб в россии
Что такое МГБ: история отечественных спецслужб от ВЧК до ФСБ
Советские спецслужбы начались со знаменитой ВЧК — Всероссийской чрезвычайной комиссии, «чрезвычайки», поэтому сотрудников спецслужб до сих пор иногда называют чекистами.
Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР была создана в декабре 1917 года как орган «диктатуры пролетариата» по борьбе с контрреволюцией. ВЧК возглавлял один из ближайших соратников Ленина — Феликс Дзержинский.
После окончания Гражданской войны, отмены так называемого «военного коммунизма» и перехода к «новой экономической политике» (НЭП), ВЧК была реорганизована в ГПУ (Государственное политическое управление), а затем — после образования СССР — все республиканские ГПУ вошли в состав в ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление).
В начале 1930-х ОГПУ был реорганизован в Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). НКВД СССР был создан в 1934 году как центральный орган по борьбе с преступностью, поддержанию общественного порядка и обеспечению государственной безопасности.
Именно с деятельностью НКВД связаны массовые репрессии 1930-х годов. Многие репрессированные — как расстрелянные, так и приговоренные к тюремному заключению или попавшие в ГУЛАГ, были осуждены во внесудебном порядке особыми тройками НКВД. Кроме того войска НКВД осуществляли депортации по национальному признаку. Многие сотрудники НКВД, в том числе из высшего руководства этого органа, сами стали жертвами репрессий.
Во время Великой Отечественной войны пограничные и внутренние войска НКВД использовались для охраны территории и поиска дезертиров, а также непосредственно участвовали в боевых действиях. После смерти Сталина сотни тысяч незаконно репрессированных были реабилитированы.
Впервые Народный комиссариат (министерство) государственной безопасности СССР образован незадолго до Великой Отечественной войны — 3 февраля 1941 года — путем разделения НКВД СССР на два наркомата: НКГБ СССР и НКВД СССР. Однако в начале войны эти ведомства вновь были слиты в единый орган — НКВД СССР.
В 1946 году народные комиссариаты всех уровней были преобразованы в одноименные министерства — так НКВД СССР превратился в МГБ СССР.
В мае 1946 года министром государственной безопасности стал начальник «Смерш» Виктор Абакумов. При Абакумове началась передача функций МВД в ведение МГБ. В 1947—1952 годах из МВД в МГБ переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения.
Однако реорганизацию своего детища Авакумов не застал — 12 июля 1951 года он был арестован и обвинен в государственной измене, а уже после смерти Сталина расстрелян.
В день смерти Сталина, 5 марта 1953 года на совместном заседании ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного совета СССР принято решение об объединении МГБ и МВД в единое МВД СССР под руководством Лаврентия Берии, который, впрочем, на этом посту пробыл недолго и тоже был расстрелян.
Впоследствии, весной 1954 года, из МВД СССР были выведены органы государственной безопасности и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ).
Комитет государственной безопасности CCCP просуществовал с 1954 по 1991 год. Его основными функциями были внешняя разведка, контрразведка, охрана государственной границы и руководителей партии и государства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.
После распада Советского Союза органы госбезопасности подверглись нескольким реорганизациям, из них на короткий срок было организовано Министерство безопасности Российской Федерации.
А в декабре 1993 года президент России Борис Ельцин подписал указ об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (ФСК России), которая затем была преобразована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
Возрождение КГБ: СМИ узнали о новом Министерстве госбезопасности
Лента новостей
Все новости »
В его состав могут войти Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны
Помимо структурных изменений министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СКР и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.
В ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России: он снова может стать структурой при Генпрокуратуре, из которой он был выделен в 2011 году. В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.
О причинах и последствиях возможного появления силового мегаведомства рассуждает генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Валерий Хомяков генеральный директор Совета по национальной стратегии «Если это действительно состоится, то мы пришли к тому, от чего ушли достаточно давно, когда был КГБ СССР, куда входило и первое управление, что сейчас называется Службой внешней разведки, и 9-е управление, что сейчас называется Федеральной службой охраны. Если это действительно произойдет, то это можно рассматривать как некий противовес тому, что сейчас у нас называется Национальная гвардия, тоже сверхмощная спецслужба во главе с Золотовым. Видимо, Владимиру Путину надоели эти склоки между силовиками, и он решил упростить саму систему. Что касается самой безопасности, то не очень мне верится, что это все пойдет на пользу и безопасности, и борьбе с терроризмом, и борьбе с коррупцией. Но хотелось бы надеяться, что я ошибаюсь, что-что, а коррупция достала всех, повсюду и везде, в шаговой доступности».
По данным газеты, реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента, которые должны состояться в 2018 году, но для этого еще необходимо подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом.
КГБ СССР возвращается
Власть затеяла масштабную реформу силовых и правоохранительных органов
По версии издания, новая структура получит статус Министерства госбезопасности (МГБ). При этом в его состав войдут Служба внешней разведки и большинство подразделений Федеральной службы охраны. Сегодняшняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента РФ — ей, помимо охраны, будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.
МГБ якобы получит следующие новые функции:
— сотрудники нового министерства будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам Следственным комитетом России (СКР) и МВД, но и осуществлять процессуальный надзор за ними;
— МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах;
— следственное управление МГБ получит статус главка, и сможет принимать в свое производство наиболее резонансные, имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых сегодня закреплена за СКР и МВД.
Предполагается, что в ходе реформы изменения коснутся СКР и Минобороны.
Так, Следственный комитет снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Это, в частности, означает понижение статуса его главных управлений. Например, Главное военное следственное управление станет в этом случае обычным управлением.
В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который ранее находился в его структуре.
По сведениям газеты, подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента Владимира Путина были ликвидированы Федеральная миграционная службы (ФМС) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.
При этом цель реформы — искоренить коррупцию в силовых и правоохранительных структурах (о том, как силовики кормятся на стороне, «Свободная пресса» уже рассказывала), и наладить более эффективное управление силовиками.
Влетит это в копеечку. По самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей.
На публикацию уже последовала реакция Кремля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков не подтвердил сообщения о якобы имеющихся планах создать Министерство госбезопасности. Впрочем, опровергать их Песков тоже не стал.
Может ли власть пойти на реформу силовых и правоохранительных структур, поможет ли эта реформа России?
— Я сам работал в спецслужбах, и на моих глазах, во времена последнего председателя КГБ СССР Вадима Бакатина происходило дробление госбезопасности, — говорит бывший генеральный прокурор России Юрий Скуратов. — Надо сказать, это дробление не принесло позитивных результатов, и было, прежде всего, попыткой решить политические вопросы.
Еще в августе 1991-го из состава КГБ СССР были выведены отдел правительственной связи, 8-е главное управление (правительственная связь и криптография) и 16-е управление (радиоэлектронная разведка и криптография). Месяцем позже Министерству обороны СССР были возвращены отдельные подразделения войск, ранее переданные КГБ, а 9-е управление КГБ СССР (служба охраны руководителей КПСС и СССР) было преобразовано в управление охраны при аппарате президента СССР. Реформы и дробление спецслужб продолжились и при первом президенте России Борисе Ельцине: тогдашнее либеральное правительство не доверяло людям, которые прошли школу КГБ.
Дробление служб вело к удорожанию их содержания (рос обслуживающий аппарат), затрудняло взаимодействие и порождало нездоровую конкуренцию.
Поэтому я считаю, что идея нынешней реформы в целом неплохая: сконцентрировать усилия силовиков и правоохранителей в рамках одного Министерства госбезопасности. Это позволит эффективно координировать работу, снимет значительную часть внутренних барьеров, и несколько удешевит деятельность подразделений.
«СП»: — Возродятся ли теперь традиции КГБ СССР?
— Вряд ли удастся возродить их в полном объеме, да и не нужно этого делать. Стоит возродить традиции лишь в части чистоты рядов, преданности, наличия идеологических мотивов работы, а не одних только материальных стимулов.
«СП»: — Что в предлагаемой реформе вас настораживает?
— Попытка возложить на органы МГБ функции процессуального контроля. Как, спрашивается, могут оперативные службы контролировать деятельность следствия? Как раз этого, на мой взгляд, не следует допускать.
Есть вопросы и по возвращению Следственного комитета в структуру генпрокуратуры России. Если СКР будет просто частью прокуратуры, с подчинением генпрокурору — это приемлемый вариант. Если же предполагается вернуться к модели, при которой Следственный комитет формально являлся частью прокуратуры, но генпрокурору не подчинялся — это, я считаю, будет крупной ошибкой. Все же генеральная прокуратура, согласно действующему законодательству, является единой централизованной системой, и внутри нее не может быть автономных подразделений.
«СП»: — МГБ предлагается заняться обеспечением собственной безопасности всех правоохранительных и силовых структур. Это тоже возвращение к практике КГБ?
Скажем, сегодня в МВД имеется служба собственной безопасности, но коррупционные скандалы последнего времени наглядно показывают, что эта служба явно не справляется со своими обязанностями.
Происходит так потому, что надзор носит внутренний, щадящий характер. МГБ могло бы наладить контроль внешний и жесткий. Напомню, что в советские времена в МВД вообще не было службы собственной безопасности — функции контроля лежали на КГБ СССР, и вопросов к такой схеме не возникало.
«СП»: — Почему заодно власти хотят расформировать МЧС?
— МЧС давно превратилось в монстра, КПД которого крайне невелик. Думаю, в части преобразования этого ведомства ставится единственная, сугубо прикладная задача — сократить расходы на его содержание.
«СП»: — Представим, что реформа уже завершена. Как сильно упадет уровень коррупции среди правоохранителей и силовиков?
Тем не менее, ожидания от реформы не должны быть завышенными. Чтобы эффективно бороться с коррупцией в правоохранительных и силовых структурах, даже такой реформы недостаточно — нужны кардинальные кадровые изменения, кропотливая кадровая работа. Необходимо, чтобы на ключевых должностях находились люди порядочные, ничем не запятнанные. Только в этом случае реформа достигнет заявленных целей.
Что касается преобразований в Минобороны и МЧС, решающую роль здесь может играть личностный фактор. Все же нынешний министр обороны Сергей Шойгу был создателем МЧС, и вложил в свое детище немало сил.
Есть еще важный момент. МЧС России, как мы знаем, выполняет большой объем работ по оказанию помощи пострадавшим, в том числе за рубежом. Сейчас, например, именно МЧС доставляет гуманитарные конвои в Донецкую и Луганскую республики. Доставлять эту помощь с помощью войск куда менее удобно: решения о любом использовании войск за границей должны приниматься президентом России, а затем утверждаться Советом Федерации. Да и как гуманитарный конвой Минобороны будет пересекать границы суверенного государства — вопрос открытый.
Наконец, имеется существенное ограничение. Любая реформа правоохранительных и силовых органов требует серьезных затрат. В данном случае без работы могут остаться немало людей, которые сейчас носят погоны, и чей статус закреплен в соответствующих нормативных актах. Всем им нужно будет выплатить существенные компенсации. Напомню, что даже простая реформа — ликвидация Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков — обошлась бюджету в несколько миллиардов рублей, причем тогдашний директор ФСКН Виктор Иванов предупреждал, что службу дешевле сохранить, чем ликвидировать.
От ВЧК до ФСБ
ВЧК (1917–1922)
Днем, когда была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) стало 7-е декабря 1917 года. Это был орган «пролетарской диктатуры». ВЧК вела борьбу с контрреволюцией и саботажем. Одновременно они занимались разведкой, контрразведкой, а также выявлением противников политического режима. В 1921 году у чекистов появилась еще одна задача, необходимо было ликвидировать беспризорность и безнадзорность детей.
По оценке председателя Совета народных комиссаров Владимира Ленина ВЧК можно было сравнить с орудием, ведущим борьбу с многочисленными заговорами, попытками покушения на власть Советов, которые готовили и выполняли те, кто в то время обладал большей силой.
Чрезвычайкой, как называли комиссию в народе, начал руководить Феликс Дзержинский. Ее полномочия расширялись. Так, февраль 1918 года стал тем временем. Когда чекистами было получено право расстрела лиц, совершивших преступление, без суда и следствия на месте. Это делалось на основании декрета «Отечество в опасности». Высшая мера предусматривалась по отношению к таким таких лиц, как: агенты неприятеля, спекулянтам, громилам, хулиганам, контрреволюционным агитаторам, германским шпионам. Чуть позже были добавлены лица, имеющие отношения к белогвардейцам, подготовке заговоров и мятежей.
После того, как окончилась Гражданская войны и спала волна восстаний крестьян, разросшийся репрессивный аппарат стал не нужен. В 1021 году началась решаться задача реформирования ВЧК.
ОГПУ (1923–1934)
Упразднение «чрезвычайки» состоялось 6-го февраля 1922 года. Ее преемником стало Государственное политическое управление, позже получившее более емкое название (ОГПУ). По оценке Ленина – это было не просто смена названия, менялся и характер работы. Пришло время строительства государства в мирной обстановке. До 20 июля 1926 года ОГПУ возглавлял Дзержинский, далее, после его смерти, — Вячеслав Менжинский.
Главная задача была той же – необходимость борьбы с проявлениями контрреволюции. В подчинение ОГПУ были переданы особые войска, которые должны были подавлять общественные беспорядки, вести борьбу с бандитизмом.
Кроме того, ОГПУ осуществляло выполнение следующих задач:
Вскоре, 9-го мая 1924 года произошло расширение полномочий ОГПУ. В его подчинение были переданы милиция и уголовный розыск. Тогда же началось слияние ОГПУ с органами внутренних дел.
НКВД (1934–1943)
Следующей реорганизацией стало включение ОГПУ в качестве структурного подразделения с наименованием «Главное Управление Государственной безопасности» (УГУБ) в созданный в 1934 году Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Принципиальное изменение – судебную коллегию ОГПУ упразднили. Наркомом стал Генрих Ягода.
НКВД занимался политическим сыском и мог выносить приговоры во внесудебном порядке. В сферу его ответственности входили также: исполнение наказаний, внешняя разведка, погранвойска, армейская контрразведка. В 1935 году к ведению НКВД добавили и осуществление регулирования дорожного движения (ГАИ). В 1937 году на транспорте, в том числе в морских и речных портах были созданы отделы НКВД.
В том же году, 28 марта Ягоду арестовали (сотрудники НКВД). В его доме был проведен обыск. Как следует из протокола, были обнаружены порнографические фотографии, троцкистская литература и фаллоимитатор, изготовленный из резины. Это стало доказательствами «антигосударственной» деятельности Ягоды, на основании чего его исключили из партии. Теперь НКВД возглавил Николай Ежов.
В этом же году были созданы «тройки» НКВД. Это были комиссии, в состав которых входили три человека. Они заочно выносили смертные приговоры. При этом использовались просто материалы органов, а часто только списки. При этом протоколы не велись, был минимум документов. Приговор троки обжаловать было нельзя.
Всего за год «тройки» осудили 767397 человек. В том числе 386798 были расстреляны. В большинстве случаев под «жернова» «троек» подали зажиточные крестьяне (кулаки), отказывающиеся отдавать в колхоз свое имущество.
Николая Ежова арестовали в кабинете Георгия Маленкова 10 апреля 1939 года. Как сообщалось, от бывшего главы НКВД удалось добиться признания в гомосексуализме и организационной работе по подготовке госпереворота. После этого Народный Комиссариат внутренних дел возглавил Лаврентий Берия.
НКГБ — МГБ (1943–1954)
Задачами НКГБ стали:
НКВД должен был обеспечивать государственную безопасность. В его ответственность входили также войсковые и тюремные подразделения, а также милиция и пожарная служба.
После начала войны, 4 июля оба наркомата объединили в один. Второй раз НКГБ было создано в апреле 1943 года. Главной его задачей стала разведка и диверсии в немецком тылу. В ходе продвижения советских войск по Восточной Европе, НКГБ выполнял «ликвидацию антисоветских элементов».
После окончания войны, в 1946 году, последовало переименование Народных комиссариатов в министерства. НКГБ переименовали в Министерство госбезопасности. Возглавил его Виктор Абакумов. С этого момента функции МВД начали переходить в МГБ. В период с 1947 по 1952 год ему передали внутренние воска, милицию, погранвойска и прочие подразделения. В ведении МВД тогда оставались строительные и лагерные управления, а также конвойные войска, фельдъегерская служба, пожарная охрана.
Весной 1953 года умер Сталин. Вскоре вся полнота власти перешла к Никите Хрущеву. Берия был смещен с должности. Была организована кампания против репрессий, проводимых НКВД. Тысячи людей были реабилитированы.
КГБ (1954–1991)
Через год после смерти Сталина, в марте 1954 года в СССР из МГБ были выделены управления, службы и отделы, занимающиеся в какой-либо степени обеспечением государственной безопасности. Именно тогда был сформирован КГБ. Этот комитет обладал более низким статусом по сравнению с предшественниками. Всего лишь комитет при правительстве. Возглавлял его председатель, который, будучи членом ЦК КПСС, не был членом политбюро. Тем самым высшее партийное руководство обезопасило себя от нового Берии.
В ведении КГБ находились вопросы внешней разведки и контрразведки, оперативно-розыскной деятельности, охраны госграницы и руководства КПСС и правительства. А также правительственная связь, борьба с национализмом и инакомыслием, преступностью и пресечение антисоветской деятельности.
Буквально сразу после того, как был образован КГБ, было проведено сокращение сотрудников. Оно оказалось довольно масштабным. В частности, за 1953 – 1955 года госбезопасность сократили на 52%.
Следующие полтора десятилетия прошли относительно спокойно. Затем, в 1970 произошло усиление КГБ борьбы с диссидентами и инакомыслящими. Правда все делалось замаскировано и утонченно. Использовались слежка и психологическое давление. Применялось общественное осуждение. Порой просто подрывали карьерный рост. Проводились профилактические беседы. Порой людей принудительно высылали за границу или помещали в психиатрические клиники. Использовались такие меры, как сбор компромата. Список средств довольно большой.
Еще одно изобретение – высылка «за 101 километр». Это выражалось в том, что людей, признанных неблагонадежными, выселяли из столицы и Ленинграда. В зоне пристального внимания КГБ оказалась творческая интеллигенция, особенно имеющая авторитет в мире.
Ниже приводится список руководителей Комитета госбезопасности, начиная с года его создания и до времени развала СССР.
С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.
С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.
С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.
С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.
С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.
С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.
С 1988 по август 1991 года — В. А. Крючков.
С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.
Органы госбезопасности были реорганизованы в декабре 1991 года на основании закона, подписанного президентом СССР Михаилом Горбачевым «О реорганизации органов государственной безопасности». КГБ упразднялся, вместо него на переходное время создавалась Межреспубликанская служба безопасности, а также Центральная служба разведки.
Новые органы государственной безопасности создавались почти три года. В декабре 1993 года Борисом Ельциным был подписан указ, создававший Федеральную службу контрразведки.
ФСБ возглавляли:
в 1995–1996 году М. И. Барсуков;
в 1996–1998 году Н. Д. Ковалёв;
в 1998–1999 году В. В. Путин;
в 1999–2008 Н. П. Патрушев;
с мая 2008 года — А. В. Бортников.
КГБ упразднили. Но он остался
3 декабря 1991 года Комитет государственной безопасности СССР прекратил свое существование. В этот день союзный Верховный Совет принял закон «О реорганизации органов государственной безопасности».
Закон упразднял КГБ СССР и предписывал создать на его базе два ведомства — Межреспубликанскую службу безопасности (ее возглавил Вадим Бакатин) и Центральную службу разведки СССР (Евгений Примаков). Но союзные законы уже не имели практического значения, а через несколько дней — после встречи в Беловежской пуще президентов России Бориса Ельцина, Украины Леонида Кравчука и председателя Верховного Совета Белоруссии Станислава Шушкевича — утратили и юридический смысл.
Накануне дня чекиста, 19 декабря 1991 года, отправляясь в Италию, Борис Ельцин подписал указ № 289 — «Об образовании министерства безопасности и внутренних дел» на базе МВД СССР, МВД РСФСР, Межреспубликанской службы безопасности (КГБ СССР) и Агентства федеральной безопасности РСФСР (бывший КГБ РСФСР). Министром назначил милиционера Виктора Баранникова.
Против указа восстали демократические депутаты, опасаясь создания нового монстра, который погубит только что обретенные свободы. Вспомнили создание Сталиным в 1934 году наркомата внутренних дел, в состав которого входило главное управление государственной безопасности… Хотя в реальности такое объединение при Ельцине скорее было бы губительным для органов госбезопасности. Чекисты растворились бы в армии милиционеров.
Конституционный суд указ отменил. Но Ельцин не отступил. Поэтому в министерство внутренних дел Баранников не вернулся. Ельцин оставил его на Лубянке.
Сколько людей завидовало Баранникову, который за три года из генерал-майора милиции превратился в генерала армии! Самые талантливые военачальники такого взлета и в войну не знали. Но карьера оказалась короткой, а падение стремительным. Летом 1990 года он стал министром, а уже летом 1993 года его отстранили от должности. Обвинили в коррупции. Он оказался в тюрьме… И умер сравнительно молодым человеком. Причем его адвокат полагал, что умер он не своей смертью.
Но главное другое. После Беловежья все российские структуры поглотили союзные. Только Комитет государственной безопасности СССР поглотил российскую структуру. И потому сохранился. Если бы в конце 1991 года Ельцин доверил службу госбезопасности не Баранникову, а председателю КГБ России генералу Виктору Иваненко, он бы сам избежал многих неприятностей. И страну бы от них избавил. Российский комитет госбезопасности формировался как принципиально иная структура в соответствии с базовыми принципами создававшейся тогда демократической России.