Что сейчас в царскосельском лицее
Царскосельский лицей
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.
Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша Пушкин – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.
Немного истории
Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:
Открытие
Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.
Учеба и жизнь
Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».
В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.
Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:
Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.
Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.
Выпускники
Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:
Пушкин окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.
Судьба лицея
Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).
В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.
В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.
Адрес и режим работы музея
Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.
Выходной день в музее: вторник.
Санитарный день: последняя пятница месяца.
Стоимость билета
Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:
Как добраться
Надеюсь, мой обзор был полезен вам!
Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.
Отроки во Вселенной: как и кого воспитывали в Царскосельском лицее
В День лицеиста, ежегодно отмечаемый 19 октября, мы неизбежно вспоминаем самый знаменитый русский лицей — Царскосельский — и его самого знаменитого воспитанника. Однако Александр Сергеевич был не единственным лицеистом, вписавшим свое имя в историю России. «Известия» рассказывают о том, как был основан Царскосельский лицей и о его первом выпуске.
«Дней Александровых прекрасное начало»
В первые годы своего правления Александр I был переполнен идеями просвещения и мыслями о преобразовании страны, что было невозможно без повышения общего уровня образования и «смягчения нравов». Романтичного монарха тогда окружали его друзья из Негласного комитета, преобразованного сначала в Непременный совет, а потом в Государственный совет — Чарторыйский, Строганов, Кочубей, Новосильский. В 1803 году был издан «Указ о вольных хлебопашцах» — по сути, первый шаг к отмене крепостного права. Была проведена министерская реформа, упразднившая архаические петровские коллегии. Государству требовались новые квалифицированные кадры, а откуда их было взять, если на всю Россию был единственный университет в Москве! Идеолог реформ Михаил Сперанский открыто говорил, что преобразования упираются в нехватку грамотных и патриотичных людей, способных занимать высокие посты в новой администрации. Именно поэтому были открыты пять новых университетов: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский и Петербургский Педагогический институт, который позже тоже был преобразован в университет. В Ярославле на частные средства открылось Демидовское высших наук училище. Но этого было мало, к тому же, университеты готовили все же ученых, а не чиновников.
Тогда и возникла идея лицея. Сказать, когда она прозвучала впервые и кому конкретно принадлежала, достоверно нельзя. Возможно, это было связано с тем, что младшие братья Александра великие князья Николай (родился в 1796 году) и Михаил (1798) повзрослели, и им пора было получать систематическое образование, что удобнее и демократичнее было делать в компании их сверстников. Проект разрабатывал Сперанский, который 11 декабря 1808 года представил императору «Проект предварительные правила для специального Лицея». Но потом наступила пауза. Видимо, сам государь и, возможно, вдовствующая императрица Мария Федоровна были не во всем согласны с предложениями Сперанского. Так или иначе, но только 12 (24) августа 1810 года государь подписал указ о создании лицея. К этому времени либеральные идеи уже не столь привлекали Александра. Война с Францией становилась неизбежной, и это плохо сочеталось со свободомыслием. Большинство придворных «либералов» уже получили отставку, их места заняли люди консервативного толка — Балашов, Аракчеев, князь Александр Голицын. Госсекретарь Сперанский оказался в изоляции и потерял возможность всерьез влиять на ситуацию. Он просил об отставке, и весной 1812 года Сперанский будет не только уволен, но и отправлен в ссылку в Пермь.
«В октябре багрянолистном девятнадцатого дня. »
Подобное непостоянство и противоречивость были свойственны Александру, проявились они и в его детище — лицее. Получилось, что принципы его деятельности разрабатывал реформатор Сперанский, программу составлял республиканец Лагарп (бывший воспитатель императора), а вот писал устав и курировал подготовку к открытию министр народного просвещения граф Алексей Разумовский, апологет охранительства. Лицей был задуман как элитарное учебное заведение, готовящее высших государственных чиновников, но программа была в основном гуманитарная, даже творческая. Кстати, представители самых родовитых фамилий обошли заведение своим вниманием, князь Александр Горчаков — пожалуй, единственное исключение. Великие князья тоже в лицее не обучались. Но внимание царской семьи к новому учебному заведению было значительным, достаточно вспомнить, что под него был выделен флигель Екатерининского дворца в Царском селе, где часто жила августейшая чета. Здание было специально перестроено архитектором Василием Стасовым и приспособлено под нужды учебного заведения.
Вид на Екатерининский дворец в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» в Пушкине
Торжественное открытие состоялось 19 (310 октября 1811 года. Помимо учеников и преподавателей, присутствовал сам Александр, обе императрицы — мать Мария Федоровна и супруга Елизавета Алексеевна, великая княжна Анна Павловна, наследник цесаревич Константин Павлович, придворные, министры, члены Государственного Совета и «многие другие знаменитые особы», как писали газеты. Приглашения получили и родственники лицеистов. Была зачитана дарованная лицею Высочайшая Грамота, профессора и директор лицея Малиновский произнесли приветственные речи. Потом все лицеисты были поочередно представлены государю. Кстати, форму для них придумал и пошил Мальгин — личный портной Александра. Ближе к вечеру взрослым был подан обед, а детям десерт, после которого они побежали в парк играть в снежки — накануне как раз выпал первый снег.
Из Высочайшей Грамоты Императорскому лицею, зачитанной на его открытии 19 октября 1811 года:
Ныне отверзаем новое Святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желали предназначить особенно к важным частям службы государственной, а для образования его способностей собрать оное в сие Святилище; сюда позвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться. В залог же особенного нашего к сему училищу благоволения даруем ему титул Императорского Лицея.
Дворцовый парк с его тенистыми аллеями, прудами и памятниками русскому оружию стал главным развлечением учеников. В остальном же режим жизни лицеистов был довольно строгим.
Иван Пущин. «Записки о Пушкине»
«Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух, по очереди. От 7 до 9 — класс. В 9 чай. Прогулка во всякую погоду до 10. От 10 до 12 — класс. От 12 до 1 — прогулка. В час обед. От 2 до 3 или чистописание или рисование. От 3 до 5 — класс. В 5 чай. До 6 прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До 10 в зале мячик и беготня. В 10 вечерняя молитва и сон»
Вид на Императорский Царскосельский Лицей в городе Пушкин
В первый набор зачислили 30 человек. Дело каждого рассматривали персонально, необходимо было ходатайство от уважаемых людей и документальное подтверждение дворянского происхождения. За Сашу Пушкина, например, радел директор департамента Главного управления духовных дел иностранных исповеданий Александр Иванович Тургенев. Помимо этого министр Разумовский лично проводил «вступительные испытания» — что-то вроде собеседования, целью которого было выявить уровень знаний будущего лицеиста. Зачисляли мальчиков 10-12 лет. Учеба была рассчитана на шесть лет — два трехлетних курса с переводным экзаменом между ними. Лицеистам запрещено было покидать учебное заведение, кроме как по каким-то особым случаям — например, Пушкину лишь дважды разрешили отлучиться за все время, да и то по весьма трагическим поводам. Каникулы существовали, но проводить их должно было в лицее. Выход в город в гости разрешался за заслуги в учебе, как поощрение. Посещение родителями не приветствовалось. Кстати, полный отрыв от семьи в годы обучения был тогда общепринятой нормой — во всех кадетских и пажеских корпусах были даже более строгие правила. Зато в лицее были запрещены телесные наказания и, кстати, за обучение и полный пансион не брали плату. И, что было уж совсем немыслимо в те времена, каждый воспитанник имел отдельную комнату.
«Под сенью дружных муз»
Учеба строилась не совсем так, как принято теперь: вместо отдельных предметов были направления, в рамках которых изучались смежные дисциплины. За каждое направление отвечал профессор или преподаватель. Нравственные проблемы решали в курсах права, этики, логики, политэкономии, закона Божьего. Блок словесности — языки, риторика, поэзия. Гуманитарный цикл — история России и мира, география. Естественнонаучные предметы — математика, физика, химия. Курс изящных искусств включал живопись, театр, танцы и музыку, а отдельный военный цикл состоял как из собственно профессиональных навыков, так и из необходимых дворянину прикладных дисциплин — фехтования, верховой езды, плавания. Поскольку все курсы были авторскими, преподаватели стали главной ценностью заведения. Их было немного, кандидатура каждого подбиралась индивидуально и утверждалась на самом высоком уровне. Настоящими звездами были профессора права и словесности Александр Куницын и Николай Кошанский, а французскую грамматику преподавал Давид де Будри — родной брат знаменитого революционера Марата. Много времени ученики проводили во внеклассных занятиях, и здесь особая роль принадлежала преподавателю изящных искусств Сергею Чирикову, который покровительствовал множеству начинаний лицеистов — литературному кружку, рукописному карикатурному журналу и т.д. В целом, атмосфера в лицее была весьма свободная и творческая, что и дало возможность ученикам раскрыть художественные способности. Даже не самые одаренные воспитанники старались проявить себя в рисовании, стихосложении, музыке, переводах. Многие, еще будучи учениками, печатались во вполне взрослых литературных журналах, причем первыми в московском «Вестнике Европы» за 1814 год были опубликованы стихи не Пушкина (что логично было бы предположить), а его товарища Антона Дельвига. Для самостоятельных занятий в лицее была создана великолепная библиотека, одна из лучших в то время.
В одном из залов лицея
Интерес императора к первому лицейскому набору сохранялся вплоть до его выпуска в 1817 году. Переводные и выпускные экзамены и вовсе стали событием государственного масштаба — на них присутствовали члены императорской фамилии, высшие чиновники, знаменитые ученые и литераторы (только Карамзин и Жуковский чего стоят!), конечно, родственники. Направление карьеры ученики выбрали разные, благо, такая возможность была — каждый по желанию мог определить вид службы (военный, дипломатический, гражданский), а стартовый ранг давался по показанным результатам. Лучшие 17 человек получили чин титулярного советника (IX класс), соответствующий чину прапорщика гвардии. Остальные получили X ранг (коллежский секретарь или армейский прапорщик), в том числе Пушкин, который в рейтинге стоял третьим с конца. Кстати, распределение всех выпускников лицея было напечатано в газетах, что подчеркивает внимание к этому учебному заведению.
«Золотым» первый выпуск остался еще и потому, что после него Императорский лицей стал меняться. Послевоенный относительно либеральный период правления Александра в очередной раз сменился реакцией. Министерство народного просвещения было объединено с главным управлением духовных дел, а лицей в 1822 году подчинен военному ведомству. Естественно, ни о каком творческом духе и свободолюбии речь уже не шла. Кроме того, были учреждены еще несколько аналогичных и одноименных заведений в других городах, что дискредитировало идею элитарности лицейского образования. В 1843 году Императорский лицей переехал из Царского села в столицу и был переименован в Александровский. Просуществовал он до 1918 года. Новую жизнь лицеи получили уже в конце XX века, но ничего общего ни с традициями эпохи Аристотеля, ни с временами «золотого» пушкинского выпуска эти учебные заведения не имеют. Кроме, разве что, праздника 19 октября.
Царскосельский лицей Пушкина где находится, основание, история, воспитанники. Экскурсии
Царскосельский лицей открыли в 1811 году по указу государя Александра в Царском Селе. Прообразом послужила Афинская школа, которую создал древнегреческий философ Аристотель. Парковая архитектура дворца и императорского пушкинского флигеля наводит на воспоминания об Аристотелевском Ликее (Лицее).
Где расположен Царскосельский лицей имени Пушкина
Мемориальный музей-лицей расположился в Царском Селе (г. Пушкин) во флигеле, соединенном трехпролетной аркой с дворцом Екатерины. Пристройку возвел архитектор Илья Неелов в конце 18-го века.
Школьное заведение занимало все 4 этажа флигеля:
Как доехать до лицея на машине
Царскосельский лицей Пушкина находится на расстоянии 27 км от Санкт-Петербурга.
Доехать на машине можно несколькими маршрутами:
История Царскосельского лицея
12 августа 1810 года ознаменовалось указом Александра I о создании особого лицея под Петербургом. Заведение создавалось по инициативе министра просвещения А.К. Разумовского. Ее цель — обучение детей дворянского сословия. Программу развития разработал М. М. Сперанский — общественный деятель, реформатор и законотворец.
По замыслу М. Сперанского, в стенах школы должны воспитать государственных, образованных чиновников высокого ранга, способных воплотить планы по реформированию государства.
Царскосельский лицей относился к ведомству Министерства народного просвещения, а в 1822 году его передали в подчинение военного ведомства. В 1814-1829 годах при школе работал Благородный пансион, где проводилась подготовка будущих лицеистов.
Открытие
«Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей».
Отрывок из стиха А.С. Пушкина
Царскосельский лицей Пушкина торжественно открыли 19 октября 1811 г. На церемонии присутствовала императорская семья и представители культурной, научной и политической среды.
По окончании праздничного мероприятия государь вместе с именитыми гостями осмотрел здание школы — светлые, просторные классы понравились всем. За открытие школы нового формата граф Разумовский был представлен к награждению орденом Святого Владимира первой степени.
На лицей нового образца возлагались большие надежды, выпускники должны были обладать особыми качествами. На основе обширных знаний, лицеистов учили «мыслить и трудиться на благо России».
На 1-ый курс зачислили 30 воспитанников. На протяжении всего жизненного пути они помнили слова — напутствие профессора А.П. Куницына: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».
Учеба и жизнь
Лицеистами становились мальчики от 10 до 12 лет — «здоровые нравственно и физически», имеющие свидетельство о дворянском происхождении. Набор проводился один раз в 3 года. Обучение длилось 6 лет (2 курса по три года) и по уровню соответствовало университетскому образованию.
На начальном этапе (3 года) изучались предметы соответствующие старшим классам гимназии, на втором — предметы, изучаемые в университете (словесность, а также нравственные, политические и физико-математические науки). С 1836 года программу изменили, и поделили на 4 курса по 1,5 года.
По окончании заведения, лицеисты получали чины от 14-го до 9-го класса, в соответствии с табелем о рангах, утвержденном Петром I в 1722 году.
Царскосельский лицей — особая школа закрытого типа с определенным, регламентированным распорядком. На протяжении 6-ти лет воспитанники находились вдали от дома — проживали в Царском селе. Учебный год длился с 1 августа по 1 июля. Августовские каникулы они проводили здесь же, в «лицейской» семье.
Мальчики проживали в отдельных комнатах, обставленных всем необходимым для учебы и отдыха. Ученики строго придерживались заведенного распорядка дня. Обучению отводилось 7 часов, уроки прерывались прогулками и активными занятиями в парке.
Режим дня лицеиста:
Колоссальное время выделялось для физического развития лицеистов, прогулкам в дворцовом саду не мешала любая непогода. Часы досуга посвящались активным занятиям, среди них: верховая езда, фехтование, танцы, плавание, гимнастика.
Каждая минута внеурочного времени проводилась с пользой, в лицее «праздность» не приветствовалась. Любые интересы юношей к чему-либо новому поощрялись и развивались педагогами.
На начальном этапе обучения отметки ученикам не ставили. Педагоги писали лицеистам характеристики с анализом их природных склонностей, поведения, прилежания и успехов.
Огромное значение придавалось литературному образованию. Курсантам была предоставлена прекрасная библиотека, чтение — одно из основных занятий. Самым любимым развлечением были большие собрания, на которых каждый участник рассказывал о прочитанном или о чем-то выдуманном.
Так, в дружеских соревнованиях, рождались новые стихи, рассказы и эпиграммы. Лицеисты создавали рукописные журналы из своих работ, а после 1814 года, многие произведения стали появляться в печати.
Несмотря на то, что воспитанники были все время заняты, они оставались мальчишками, и проказы сверстников им были не чужды.
ДВОРЦОВЫЙ САД
Так «пирушка с гогелем-могелем», устроенная Малиновским (сын 1-го директора лицея), Пущиным и Пушкиным в октябре 1814-го, чуть не закончилась их отчислением. Если бы в это время руководителем был В.Ф. Малиновский, то инцидент не вышел бы за двери школы. Но, замещавший директора Федор (Фридрих) Гауеншильд, написал донесение министру просвещения А. Разумовскому.
Провинившиеся были строго наказаны:
Александр Пушкин тут же написал стихотворение “Пирующие студенты”, в котором ярко и точно описал характеры своих товарищей.
К счастью для участников, это происшествие не повлияло на их дальнейшую судьбу. Пострадал только дядька Фома Лысаковский (принес бутылку рома) — был уволен. Лицеисты оказали ему помощь — собрали деньги.
Науки, которые постигались лицеистами
Программа обучения объединила математические и гуманитарные науки, давала толчок к развитию и накоплению энциклопедических знаний.
Огромное значение придавалось изучению «Русской литературы», «Всеобщей и русской истории», а также «Физической географии». Глубокое изучение этих предметов развивало в учениках чувства патриотизма и уважения к отечеству.
Много времени уделялось иностранным языкам, изучали:
Каждому языку посвящался один из дней в неделе — все ученики и педагоги разговаривали только на выбранном языке.
В программу входило изучение точных наук:
Немаловажное значение предавали «Риторике» — обучению ораторскому искусству.
Для формирования нравственности в программу обучения ввели:
Светские и гимнастические направления в обучении имели немаловажное значение. Много времени уделяли каллиграфии и рисованию. Танцы, фехтование, верховая езда и плавание являлись основой физического развития.
Царскосельский наставник старался не только передать свои знания, но обязательно получить ощутимые результаты на практике. Так преподаватель словесности Н.Ф. Кошанский кроме обучения правилам грамматики, развивал творческие способности — постоянно давал задание по написанию стихов.
Благодаря такому подходу к обучению из пушкинского лицея вышло много великих поэтов и общественных деятелей разного направления.
Учебная программа периодически изменялась, но гуманитарно-юридическое направление всегда сохранялось. При желании, воспитанники лицея могли дополнительно обучиться военному делу, и получить права выпускников Пажеского корпуса — престижного военного заведения Российской империи.
Форма лицеистов
Форменный мундир для лицеистов подбирали император Александр I и начальник канцелярии императора А.А. Аракчеев.
При выборе учитывали цвет — он должен быть приятным и не повторять цвета войскового обмундирования. В результате решили, что кафтан будет синим, однобортным, с обшлагами и воротником-стойкой алого цвета. На воротничке по паре петлиц: в начальных классах — вышитых серебряными нитками, у старшеклассников — золотыми.
Такая форма принадлежала татарскому Литовскому полку — ее отменили задолго до появления учреждения.
Принципы Царскосельского лицея
Царскосельский лицей Пушкина подчинялся «Уставу Императорского лицея», утвержденному в августе 1810 года Александром I. Система обучения и ведение хозяйства соответствовали регламенту устава.
Главный закон лицея — «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие».
Наставники поощряли свободомыслие, споры и диспуты в мальчишечьем кругу ради «отыскания истины». Но при этом никогда не позволяли своим подопечным «пустословить» — рекомендовали не употреблять «слова без всяких идей». Преподаватели следили, чтобы ни один воспитанник не проводил время в «праздности» и не отставал в учебе.
Будущим государственным чиновникам прививали чувство собственного достоинства и справедливости, учили уважать личность других людей — это являлось основой воспитания мальчиков.
Наказания телесные в лицее находились под строгим запретом.
Для поддержания дисциплины применяли следующее:
Но самое страшное наказание для воспитанника — это лишение дружеского учительского отношения. Одного сурового взгляда наставника хватало мальчикам, чтобы оценить ситуацию и исправиться.
Выпускники
33 года существования Царскосельского лицея принесли свои плоды — из его стен вышли выдающиеся общественные деятели:
Очень щедрым на воспитанников, вошедших в историю и прославивших отчизну, был первый выпуск — пушкинский:
Не менее известные выпускники последующих выпусков: В.Д. Ашрумов — поэтический и общественный деятель, Д.Н. Замятнин — проявился в государственной деятельности, занимал сенаторский пост, имел министерскую должность в области юриспруденции, М.Е. Салтыков-Щедрин — обладал талантом писателя-сатирика.
Преподаватели Царскосельского лицея, учившие Пушкина
Педагоги в лицей отбирались очень тщательно. Основными критериями отбора являлись: молодость, энергичность, преданность делу, желание экспериментировать. Преподаватель должен был не только передавать знания, но и стать ученикам настоящим другом и учить их на собственном примере.
Кайданова
Самыми признанными, любимыми наставниками дети считали: И.К. Кайданова — преподавателя истории, Н.Ф. Кошанского и А.И. Галича — обучали эстетике и словесности, Д.И. де Будри — наставник по французской словесности. Их уроки всегда проходили в обстановке дружественной и доброжелательной.
В профессорский состав входили:
Директоры Царскосельского лицея
Царскосельский лицей Пушкина возглавил В.Ф. Малиновский. Руководство оказалось коротким — не более трех лет. Но именно Василий Федорович воссоздал ту дружественную, особую ауру школы, наполненную свободолюбием и творческими фантазиями. «Лицейский дух», заложенный Малиновским, всегда ощущался в стенах учебного заведения.
После окончания философского факультета Московского университета, Василий Федорович много лет проработал переводчиком в дипломатическом корпусе. По возвращении на родину занялся публицистикой. Из-под его пера вышло много работ-размышлений о войне, любви к родине, об истории России. Малиновский, одним из первых создал проект «Об освобождении рабов».
Малиновский
Годы директорства Малиновского совпали с тяжелыми временами для страны — война 1812 года. В это же время умерла его жена — он остался с маленькими детьми. Все эти события отразились на здоровье. В 1814 году В.Ф. Малиновский ушел из жизни — для лицеистов это была большая, невосполнимая потеря.
Вторым на пост директора был назначен Е.А. Энгельгардт — прирожденный педагог, литератор (в основном писал статьи на тему экономики и сельского хозяйства). Много лицейских традиций появилось при Егоре Антоновиче.
До последнего дня существования лицея сохранялась особенная традиция — по окончании экзаменов, выпускниками разбивался колокол, звону которого подчинялись курсанты 6 учебных лет. Выпускники разбирали чугунные обломки на память. А первым выпускникам из осколков отлили кольца — «переплетенные руки» являлись символом особой братской дружбы. Первые выпускники называли себя «чугунниками».
Е.А. Энгельгардта
В 1854 году в должность директора вступил генерал Ф.Г. Гольтгоер. Он ввел в устав школы новые порядки — главный из них строгая дисциплина. Добивались ее самыми разными способами: появились телесные наказания и угроза солдатчиной.
С 1840-го директором назначили генерал-майора Д.Б. Броневского. При нем произошли преобразования: особое внимание стало уделяться юридическим наукам и иностранным языкам.
При Дмитрии Богдановиче появились частные пансионы для подготовки будущих лицеистов. Во время его управления Царскосельский лицей перевели в Санкт-Петербург. За плодотворную работу Д.Б. Броневскому присвоили звание генерал-лейтенанта.
Судьба лицея
12 мая 1820 года лицей был практически уничтожен пожаром — сгорело все, кроме стен.
На следующий день государь поручил директору Е.А. Энгельгардту полностью восстановить корпус, вместе с внутренней обстановкой. Работы по восстановлению проведены под руководством В.П. Стасова.
После 33 лет существования, заведение перевели в Петербург — под него отвели бывший Александровский дом сирот. В начале сентября (6-го числа) 1843-го, по указу Николая I «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений», лицей приобрел новое имя — “Императорский Александровский”.
Очень сожалел о переводе лицеистов Е. А. Энгельгардт, о чем и написал Ивану Пущину: «Скажу тебе лицейскую новость: … да все-таки нашего Царскосельского Лицея не стало. Жаль! Он, право, был хорош и полезен».
Совет Народных Комиссаров своим постановлением прекратил существование лицейского заведения с 29-го мая 1918 г. В 1949-ом, Кустов переулок, идущий вдоль стен лицея, переименовали в Лицейский переулок. 1974 год ознаменовался открытием в Пушкине мемориал-музея Царскосельского лицея.
Цены на экскурсии в лицей и режим работы
Продажа билетов по цене:
для взрослых | 200 руб. |
по пенсионному удостоверению | 100 руб. |
дети до 16-ти лет | бесплатно |
ученики от 16-ти лет и студенты | 100 руб. |
Дни бесплатного посещения музея для всех:
Пушкинский музей передает полную картину жизни первых царскосельских воспитанников. На основании подлинных документов были восстановлены классы для занятий и комнаты лицеистов, газетная с библиотекой и зал для больших собраний. На втором этаже корпуса постоянно действует экспозиция «Живем мы памятью лицея», посвященная истории лицея и его выдающимся выпускникам.
Автор: nadisafronova
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о царскосельском лицее Пушкина
Документальный фильм про Царскосельский лицей: