Что сейчас в суэцком канале
Суэцкий канал заблокировали по указке США. Последнее предупреждение Китаю и России
Война на повестке дня. США показали Китаю и Европе, что могут в любой момент парализовать их торговлю.
Чтобы добраться до важнейших секретов, необязательно иметь Штирлица в стане врага. Для этого обычно вполне достаточно вдумчиво проанализировать имеющуюся в открытом доступе информацию. Наглядной иллюстрацией этой максимы может служить поставивший весь мир на уши инцидент с блокировкой Суэцкого канала. Чтобы понять, что это было, кто, зачем и почему организовал это якобы совершенно случайное происшествие, нужно всего лишь совсем немного поработать головой. Давайте же пропустим через неё самую базовую информацию об этом инциденте, соотнеся с ней происходившие одновременно важнейшие политические события, и тогда всё сразу встанет на свои места.
Что произошло в Суэцком канале
Итак, в минувшую среду (обращаем внимание на все детали!) гигантский японский контейнеровоз, оператором которого является тайваньская компания, набитый снизу доверху китайским грузом, который следовал из КНР в Европу, «случайно» полностью перегородил русло южной части Суэцкого канала, обеспечивающего 12% мировой торговли – в основном из Европы и арабских стран в Китай и обратно. Это случилось в том месте канала, где нет дублирующих водных путей. Перед закупоркой канала капитан контейнеровоза предпринял очень странные манёвры, которые на графике один к одному напоминают мужские гениталии (компания-оператор судна Ever Given утверждает, что это «чистое совпадение»). Блокировка была осуществлена филигранно: никто из членов экипажа контейнеровоза не пострадал, судно не повреждено, акватория не загрязнена. Фирма-оператор заявила, что причиной инцидента стал… внезапно подувший ветер, после чего судно-гигант упёрлось носом и кормой аккурат в противоположные берега.
В результате на главной водной артерии мира образовалась «пробка», в которую попали десятки огромных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, в общей сложности примерно 200 судов. В ней застряло свыше 6,3 миллиона баррелей нефти, в том числе и российской – минимум на 400 миллионов долларов. После того как Ever Given стащат с мели, нормальное движение восстановится только через несколько недель. По данным Bloomberg, ежедневные потери из-за перекрытого канала составляют порядка 9,6 миллиарда долларов. Каждая минута «самой дорогой пробки» в истории обходилась (обратите внимание на цифру) в 6,66 миллиона долларов.
Короче, «подул ветер» и сдул 400-метровое судно шириной 59 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн с такими, можно сказать, эпохальными последствиями и именно в том месте Суэцкого канала, где это означает его блокировку. Тех, кто в это верит, можно пожалеть, ибо означает сие только одно: голова используется ими лишь для того, чтобы в неё есть.
Что произошло в мировой политике
Понятно, что раз вышеизложенная версия не работает, следует найти реальное объяснение произошедшему. Единственный способ сделать это – посмотреть, что произошло в последнее время в мировой политике, кому это выгодно, а для кого, напротив, означает «чёрную метку».
Самые свежие знаковые события на мировой арене – это завершившиеся громким скандалом американо-китайские переговоры в Анкоридже (штат Аляска), показавшие, что отношения между обеими странами основательно разрушены, что никакой Кимерики не будет. Это подтвердил на состоявшейся на днях пресс-конференции в Белом доме президент США Джо Байден, заявивший, что Вашингтон не позволит Китаю стать первой страной в мире. Это во-первых.
Во-вторых, состоялся визит в Китай министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в ходе которого китайские власти официально подтвердили, что заключённый 20 лет назад российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве будет не просто продлён, но и наполнится новым содержанием. Подвергаясь растущему прессингу со стороны США, обе суверенные страны фактически встали на путь оформления антиамериканского союза – в ответ на создание США антироссийского и антикитайского союзов из «демократических» стран и недовольных соседей.
В-третьих, по итогам 2020 года Китай впервые в современной истории лишил США звания главного торгового партнёра в торговле с Евросоюзом. «Похищение» Китаем Европы произошло во многом благодаря Суэцкому каналу.
В-пятых, Китай бросил открытый вызов американцам не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке с перспективой заменить для местных правящих кругов США. Непосредственным триггером блокировки Суэцкого канала могли послужить события, имеющие отношение именно к пятому пункту.
Два важнейших турне
И в это же время глава МИД КНР Ван И проводит недельное турне по Ближнему Востоку: Саудовская Аравия, Турция, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман. В ходе этого визита Пекин выдвинул неожиданную инициативу по Ближнему Востоку – пять принципов урегулирования конфликтов в регионе. Ван И заявил о готовности КНР провести прямые переговоры Палестины и Израиля, конференцию по безопасности в Персидском заливе. Он касался в своих выступлениях ситуации в Сирии, войны в Йемене, затрагивал другие актуальные темы. Это прямой вызов интересам США в регионе, так как с Москвой, также играющей в регионе важную роль, Пекин как-нибудь договорится. Эксперты единодушно увидели в этом событии «политический приход» Китая в регион, «активизацию ближневосточной политики» КНР.
Можно предположить, что, прикрываясь этими громкими фразами, высокопоставленные китайские представители зондировали настроения правящих кругов стран Европы и Ближнего Востока с Ираном, заинтересованных в хороших отношениях с Пекином, чтобы выяснить, как они поведут себя, если произойдут те или иные неожиданности.
Что имеем в сухом остатке
Из всего вышесказанного вытекает простейшее логическое умозаключение. Суэцкий канал заблокировали специально. Речь идёт об американо-тайваньской провокации. Мотивов к её осуществлению у Тайваня и США было более чем достаточно. Один Тайвань на неё никогда бы не решился.
Это сигнал, можно сказать, последнее предупреждение Вашингтона, направленное сразу по нескольким адресам. Во-первых, Китаю (нельзя не слушаться США, точить зубы на Тайвань, сильно дружить с Россией, лезть на Ближний Восток). Во-вторых, Европе (вы с кем связались – вся ваша дурацкая торговля с Китаем висит на волоске, мы можем прикрыть её в любой момент). В-третьих, России (союз с Китаем вам дорого обойдётся, ваши поставки нефти в КНР через Суэцкий канал могут накрыться в любой момент). И ещё, конечно, это предупреждение США странам Ближнего Востока (шутить не будем, за шашни с Китаем накажем вас по полной программе).
Короче, эта провокация США, осуществлённая с помощью зависимых от них стран, явно приурочена к провалу американо-китайских переговоров в Анкоридже, рабочему визиту Лаврова в Китай и турне глав МИД и Минобороны КНР по Ближнему Востоку и Европе. Всё сходится. И всё ясно.
Суэцкий канал разблокировали: контейнеровоз срочно покидает путь
Гигантский контейнеровоз Ever Given, который почти неделю перекрывал Суэцкий канал, полностью сняли с мели. Как показывают данные навигационных порталов, спасатели успешно оттащили на глубину и нос судна. Теперь оно находится уже полностью в плавающем состоянии. Официального подтверждения информации, правда, пока нет.
По данным навигационного портала Vesselfinder, контейнеровоз Ever Given вернулся на траекторию навигации по Суэцкому каналу после операции по снятию носа судна с мели. Это был второй этап. До этого буксиры сняли с мели корму судна, которое стояло почти перпендикулярно каналу. Сейчас судно при помощи буксиров срочно уходит в озеро, которое разделяет канал на две части. Там водолазы проведут осмотр корпуса судна.
Иллюстрация: vesselfinder.com
Иллюстрация: vesselfinder.com
Судя по данным навигационного портала, сначала 16 буксиров вернули судно на исходную позицию — оттащили кормой обратно к другому берегу. С той только разницей, что в той точке уже поработали дноуглубительные суда. После чего контейнеровоз развернули так, что он полностью встал на глубину на траектории навигации.
Как сообщало EADaily, сегодня, 29 марта, в 12.30 по московскому времени началась операция по окончательному снятию с мели контейнеровоза Ever Given. Об этом заявила администрация Суэцкого канала.
«Операцию планируется возобновить по мере того, как уровень воды поднимется до максимальной высоты с 12.30 до 15.00 (по московскому времени), что позволит полностью вывести судно на маршрут навигации», — говорится в сообщении.
Ночью 10 буксиров во главе с подошедшими судами Alp Guard и Carlo Magno сумели снять с мели корму 400-метрового контейнеровоза весом 200 тыс. тонн. На его борту находятся 20 тыс. контейнеров. По данным администрации канала, корму оттащили от берега на 102 метра.
До этого дноуглубительные суда выбрали у носа и кормы судна 27 тыс. кубометров песка.
Советник президента Египта по Суэцкому каналу Мохаб Мамиш сообщал, что судоходство по каналу планируют восстановить в течение недели. После снятия Ever Given с мели контейнеровоз встанет в озере, которое делит канал на две части. Там спасатели осмотрят корпус судна, уточнили в администрации.
Сейчас у Суэцкого канала стоят уже более трехсот судов: более 150 — в Средиземном море, столько же — в Красном море и еще более 30 — в самом канале. Более четверти судов — танкеры.
Собственник контейнеровоза вызвал на помощь команду SMIT Salvage. Это — спасательное подразделение нидерландской Royal Boskalis Westminster NV, которое в 2000 году участвовало в операции по спасению подводной лодки «Курск». Совместно с Mammoet специалисты SMIT поднимали подлодку со дна Баренцева моря, предварительно разрезав корпус. После этого транспортировали ее в док. В 2012 году спасатели SMIT откачивали топливо из круизного лайнера Costa Concordia, который сел на мель в Италии.
Суэцкий канал протяженностью 193 километра принимает на себя ежегодно 12% мировых торговых перевозок. Через него проходит 10% всех поставок нефти и 8% — СПГ.
Правда, это не значит, что транзит нефти с Ближнего Востока через Египет остановился. Большая ее часть подается из Красного моря по нефтепроводу к Средиземному, где сырье снова загружают в танкеры, а не транспортируют через канал.
Больше половины застрявших сейчас в канале танкеров перевозят нефтепродукты и сжиженный углеводородный газ. Также у Египта простаивают газовозы, которые везут СПГ из США, Катара и Египта.
Со стороны Средиземного моря продолжает стоять российский танкер СПГ «Маршал Василевский». Предназначенное для Калининграда судно перевозит сейчас груз из Египта в Азию.
По-прежнему ждет открытия канала и ракетный корвет Балтийского флота «Стойкий». Его сопровождает танкер «Кола», который передает по АИС, что по-прежнему находится у входа в Суэцкий канал в Красном море. Корвет и танкер участвовали в феврале в учениях в Оманском заливе и Индийском океане и возвращаются обратно.
«Авария произошла во вторник утром в основном из-за отсутствия видимости из-за пыльной бури, скорость ветра достигала 40 узлов. Это привело к потере способности управлять кораблем, а затем дрейфовать», — сообщила 24 марта администрация Суэцкого канала. Фрахтователь, тайваньская Evergreen Line, сообщал, что контейнеровоз отклонился от курса из-за неожиданного сильного ветра. Собственник судна, японская Shoei Kisen, уже принес извинения за блокировку канала, добавив, что экипаж из 25 человек не пострадал и никаких утечек топлива в канал не было.
Президент Египта поручил разгрузить перекрывшее Суэцкий канал судно
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси дал поручение начать подготовку к разгрузке контейнеровоза Ever Given, который 23 марта перекрыл Суэцкий канал. Об этом сообщает телеканал Al Arabia со ссылкой на главу администрации канала Усаму Рабиа.
Рабиа отметил, что ситуация с севшим на мель судном улучшилась по сравнению с предыдущими днями. В частности, его удалось сдвинуть на четыре метра.
«Мы поделили смены: 12 часов для земснарядов и 12 часов для буксиров, потому что из-за прилива буксиры не всегда могут работать», — сообщил Рабиа, добавив, что в настоящее время задействовано 14 буксиров.
400-метровый контейнеровоз Ever Given, зафрахтованный компанией Evergreen, сел на мель в самой узкой части Суэцкого канала, в шести морских милях от его южного входа, во вторник, 23 марта. Судно перегородило водную артерию, полностью заблокировав судоходство. Предварительной причиной инцидента называли порыв ветра, который вызвал отклонение контейнеровоза с курса.
Однако 27 марта Рабиа заявил, что погода не была основной причиной, по которой корабль сел на мель. Он подчеркнул, что к случившемуся может быть причастна техническая неисправность.
Изначально специалисты планировали освободить канал за пару дней, однако работы могут затянуться на недели.
Evergreen сообщила, что новая попытка снять судно с мели состоится 28 марта. Вокруг контейнеровоза уже убрали около 20 тыс. т песка, удалось освободить корму, заработали винты и руль корабля.
Перекрывшее Суэцкий канал судно сняли с мели
Контейнеровоз Ever Given, севший на мель в Суэцком канале 23 марта, сняли с мели, сообщает транспортная компания Inchcape в Twitter. Пока неясно, как скоро канал будет открыт для движения судов.
По данным Bloomberg, снять судно с мели удалось после того, как спасательные команды извлекли 27 тыс. куб. м песка, в котором застрял контейнеровоз. Сейчас буксиры пытаются поставить судно в положение, которое позволит ему возобновить движение по каналу.
Руководитель администрации канала Усама Рабий сообщил, что работы еще не закончены, но судно удалось сдвинуть. По его словам, буксиры продолжат работать еще час, чтобы обеспечить дальнейшее движение Ever Given по каналу.
23 марта Ever Given перегородило южную часть Суэцкого канала из-за сильного ветра и песчаной бури, изменив курс и упершись носом и кормой в противоположные берега русла. В администрации Суэцкого канала заявляли, что возможной причиной случившегося может быть техническая ошибка или человеческий фактор.
Контейнеровоз длиной 400 м и грузоподъемностью порядка 224 тыс. т направлялся из Китая в Нидерланды.
29 марта президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси дал поручение начать подготовку к разгрузке контейнеровоза Ever Given. Разгрузку планируется начать 30 марта.
Накануне свою помощь Египту предложила Россия, о чем сообщил посол Георгий Борисенко. При этом он отметил, что пока просьб о помощи со стороны Египта не было.
Коллапс в Суэцком канале. Какие глобальные последствия возможны?
Лента новостей
Все новости »
Это один из крупнейших морских торговых путей. Здесь застряли контейнеры, дефицит которых уже был из-за пандемии. В итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире
Сегодняшняя попытка снять с мели судно, застрявшее в Суэцком канале, провалилась. Об этом сообщил техоператор застрявшего контейнеровоза. Операция по разблокировке торгового пути продлится минимум до 31 марта, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.
Сначала говорили, что проблему решат за два дня, потом — что в течение недели. Были предположения, что в пятницу, и бодрые сообщения, что углубление дна, чтобы снять судно с мели, выполнено на 87%. Но пока закончилось тем, что техоператор застрявшего Ever Given, сообщил, что попытка снять его с мели в пятницу провалилась. И кажется, что в лучшем случае сбудется сообщение Bloomberg: Суэц разблокируют 31 марта.
У скопившихся с южной стороны канала кораблей два варианта: либо ждать, когда проход освободят, а сколько это займет времени, неизвестно, либо разворачиваться и идти в Европу вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды. Но это дольше на две недели и, конечно, дороже, а кроме того, могут захватить пираты. И судоходные компании из нескольких стран мира в связи с этим уже попросили о помощи военно-морские силы США.
И тем не менее несколько судов уже развернулись. Одно из них — такое же, как застрявший гигант контейнеровоз Ever Given, другое — еще больше, рассказывает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Еще больший контейнеровоз HMM Rotterdam — это вообще гигантская дура, 23 820 контейнеров. Он должен был идти через Суэцкий канал из Лондона в Сингапур и вот развернулся и тоже поплыл вдоль Африки. Но дело в том, что для них это проще, чем для кого-либо другого. Скажем, для танкера с нефтью, для балкера с рудой, с зерном, углем это будет более дорогостоящая по времени и емкая операция. А вот контейнеровозам, особенно гигантским, это проще».
Суэцкий канал — это 12% морских перевозок, и это важнейшая торговая артерия мира. И пусть в планетарных масштабах там застряло не так много судов, но когда они стоят, это значит, что они вовремя не дойдут до пункта назначения, их вовремя не разгрузят и вовремя не погрузят. Значит, они не смогут прийти в срок в следующий пункт — куда-нибудь из Европы в Южную Америку и так далее. Там вовремя не получат товары, комплектующие. Будет нехватка контейнеров, которых не хватает и сейчас, и в итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире.
А кроме того, возле Суэца застряли нефтяные танкеры. На фоне этого нефть уже подорожала, и в пятницу она снова шла вверх. А когда дорожает нефть — дорожает все, отмечает руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA Владислав Мартин.
Владислав Мартин руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA «Влияние в принципе будет глобальным. Это окажет влияние, скажем так, на подорожание продовольственных товаров и, скажем, электроники. Это в том числе окажет влияние на нефть. 185 судов ожидают прохода через Суэцкий канал, и, насколько я знаю, порядка 100 из этих судов — это нефтяные танкеры. Подорожает нефть — подорожает все вокруг, подорожают контейнерные перевозки. На данный момент наблюдается большая нехватка контейнеров. Все те суда, которые сейчас скопились, ожидают прохода. Соответственно, Китай не получит порожние контейнеры вовремя. Мы ожидаем нехватки нефти, нехватки контейнеров очередной, учитывая уже нынешнюю ситуацию, да и в принципе роста цен на все, как всегда».
Судоходная компания Lloydʼs List подсчитала: каждый час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в 400 млн долларов, или около 10 млрд в сутки (это 70 млрд в неделю). Но главное — рассыпается ритмичность поставок. Компании, которые привыкли, что товары приходят к ним вовремя с поправкой на ожидаемые задержки, не получают того, что ждут. А поскольку они привыкли к порядку, то и на складах, чтобы сэкономить, держат минимальные запасы. И вот они не получают того, что ждали, склады пустеют, произвести свой товар они не могут. Его нет физически. Хороший пример привело агентство Bloomberg с туалетной бумагой. Из-за того что суда вовремя не привезут целлюлозу, производитель бумаги останется без сырья — и в мире будет нехватка туалетной бумаги. А все потому, что корабли застряли в Суэце и не успели прийти за этим сырьем. Все дело в нарушении глобальной системы морских перевозок, которая действовала десятилетиями. Слишком привыкли к хорошему.