Что сейчас в особняке морозова
Особняк Морозова: как выглядит изнутри самый странный дом этого города
Ведущий телепрограммы «Сделано в Москве» и автор блога «Ну да, Москва» Владимир Раевский рассказал «Афише Daily» о том, как он сходил в особняк легендарного кутилы Серебряного века Арсения Морозова, он же Дом дружбы в советские времена. Теперь это режимный объект – Дом приемов Правительства РФ.
Ведущий программы «Сделано в Москве». С 2015 года вместе с редактором передачи Сашей Запоевой ведет паблик и инстаграм «Ну да, Москва», где без краеведческого занудства рассказывает об архитектуре города.
«Пройтись по крыше Киевского вокзала, залезть в полусекретный туннель под Новым Арбатом и погулять по Дому Перцовой оказалось намного проще, чем зайти в особняк Морозова. Наш продюсер Аня Скопина стерла себе подушечки пальцев согласовательными письмами, а точной даты, когда мы со съемочной группой могли бы прийти в необычный дом на Воздвиженке, все не было. Дело в том, что больше десяти лет назад особняк — бывший Дом дружбы с народами зарубежных стран — отдали под цели Дома приемов Правительства России. С тех пор его двери закрыты для посещения даже в дни культурного и исторического наследия. Но узнав об особняке Морозова все, что было можно найти, мы решили посетить его во что бы то ни стало.
Кто этот Морозов
Особняк на Воздвиженке окружен облаком легенд. Большая часть из них — правда. Заказчик дома — Арсений Морозов — был правнуком основателя обширной морозовской династии Саввы Морозова. Тот, еще будучи крепостным крестьянином, начинал с крохотной ткацкой мастерской, а в итоге выкупил собственную вольную и построил текстильные фабрики по всей России.
Арсений родился у внука Саввы — Абрама — и его жены Варвары. По матримониальным традициям того времени Варвару Алексеевну выдали замуж силой. Своего супруга она никогда не любила и, когда его не стало, тут же расправила плечи. Но быстро обнаружила, что по завещанию сурового мужа лишится наследства, если снова выйдет замуж. Впрочем, морозовское состояние было настолько велико, что вынужденно греховная жизнь вдовы не вызывала общественного порицания. К тому же Варвара Алексеевна активно занималась благотворительностью: на ее деньги был построен первый в стране онкоцентр (Институт им. Морозовых для лечения страдающих опухолями на Девичьем поле), основана библиотека имени Тургенева и запущена главная либеральная газета «Русские ведомости».
Но, как это часто бывает, либеральная в обществе Варвара Морозова оказалась самым настоящим тираном-самодержцем для своих близких. Когда ее третьему по старшинству сыну Арсению исполнился 21 год и он получил право распоряжаться долей фамильного капитала, Варвара Алексеевна купила ему участок рядом со своим домом на Воздвиженке. Так, юноша, отвечающий в семье за кутежи, должен был оставаться под материнским надзором. Но не тут-то было.
Что это за дом
Раньше в районе нынешнего адреса Воздвиженка, 16, был огромный конный цирк Карла Маркуса Гинне. Но после пожара в 1892 году, одной из причин которого считали поджог, у импресарио не хватило денег на постройку нового цирка, и участок выставили на продажу. Через два года Варвара Морозова подала прошение о застройке свободной площади. Приглашенный главой морозовского клана архитектор Виктор Мазырин спроектировал симпатичный дом в русском стиле, но у Арсения были свои взгляды на искусство и жизнь. Он предложил ему подумать над другими, более смелыми проектами. В поисках вдохновения молодые люди отправились за границу. Поездка по историческим местам прошла предсказуемо бурно и завершилась в маленьком португальском городе Синтра. Там путешественников ждал величественный Паласиу-да-Пена Выглядит вот так Построен в середине XIX века как романтическое подражание средневековым крепостям. — дворец в мавританском стиле, принадлежавший королевской семье.
Восторгу Арсения и Виктора от Пены не было предела. По возвращении в Москву началось строительство нового особняка. И чем дальше оно продвигалось, тем в большее изумление приходили москвичи. К концу XIX века благодаря усилиям архитекторов-модернистов они повидали всякое, но, как выяснилось, не все. На спокойной Воздвиженке появлялся гигантский средиземноморский особняк, усеянный ракушками — подсмотренными, очевидно, в испанском городе Саламанка на доме Ла-Каса-де-лас-Кончас Дом с ракушками XV век, раковины морского гребешка — символ паломничества в Сантьяго-де-Компостела. — и крайне декларативно сообщавший о финансовых возможностях будущего хозяина.
Лев Толстой со свойственной ему «теплотой» к молодым капиталистам посвятил несколько строк романа «Воскресение» рабочим, вынужденным «…строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их». Скепсис по отношению к особняку известного гуляки и транжиры испытывали многие москвичи, но Арсения мало беспокоили разгромные статьи в газетах. Впрочем, как и реакция его мамы Варвары Алексеевны, сказавшей при взгляде на новый дом легендарную фразу: «Раньше я одна знала, что ты у меня дурак, а теперь вся Москва знает».
В торжественном зале есть стол для заседаний, с микрофонами. Остается надеяться, что и заседания, и речи, произносимые в микрофоны, — тоже торжественные
Особняк Арсения Морозова
Благодаря лёгкой руке Виктора Мазырина, Москва в конце девятнадцатого века украсилась ещё одним шикарным особняком, построенном в неомавританском стиле. Дом, расположенный по адресу: улица Воздвиженка, шестнадцать, дробь три, некогда принадлежал купцу Арсению Морозову, который доводился племянником всеми известного Саввы Морозова.
Для ныне живущих этот дворец представляется самым что ни на есть архитектурным шедевром, более того, он является памятников архитектуры федерального значения. Сегодня в этом доме находится, так называемый, Дом приёмов. Двери особняка радушно открываются перед правительственными делегациями разных стран. В шикарных залах проходят дипломатические приёмы и различные научные (и не только) конференции.
Наши предшественники, жившие каких-нибудь сто лет назад, об этом особняке были несколько иного мнения, называя его «домом дурака». Скажем честно, столь эксцентричное название особняку досталось благодаря хозяину. Увы, но господин Морозов (мы про Арсения) ничем, кроме путешествий не был славен. Он не горел желанием состояться на каком-либо поприще. Семейные дела (текстильное производство, благотворительность и прочее) его вводили в скуку смертную, и только путешествия придавали его жизни некий смысл. Кажется, самому Провидению было угодно, чтобы имя Арсения всё осталось в веках, осталось благодаря дому…
В одну из своих многочисленных поездок Арсений познакомился с архитектором Виктором Мазыриным. Знакомство довольно быстро перешло в дружбу. Не прошло и пары недель с момента их первой встречи, как новоиспечённые друзья отправились в совместное турне по Европе. Посетив Португалию, Арсений был потрясён красотой дворца Пене, что в Синтре. Строение понравилось ему настолько сильно, что Морозов решил построить нечто подобное у себя на родине, в Москве. Знакомство с Мазыриным помогло в кратчайшие сроки задуманное реализовать.
Волею случая вышло так, что Морозов смог приобрести участок земли рядом с усадьбой матери, именно тут, по соседству, в скором времени особняк и был возведён. В эксцентричных очертаниях строения угадываются линии и философия дворца Пене. Дом обильно украшен лепниной, напоминающей кружева. Колонны – это ещё один элемент декора, совершенно не свойственный для постройки тех лет. К чудо-строению, как и к самому хозяину, жители Москвы относились неоднозначно. Кому-то они оба нравились, а кого-то своей вычурностью и даже экзальтацией, приводили едва ли не в бешенство.
В общем-то хозяин дома был под стать самому дому, был неоднозначным и эксцентричным. Судьба его оказалась короткой и закончилась весьма трагично, к тому же – глупо. Арсений, однажды с кем-то поспорив, выстрелили себе в ногу. Занимаясь эзотерическими практиками, в которые его посвятил архитектор Мазырин, Арсений утверждал, что пулевое ранение в ногу не сможет причинить ему большой боли, что он научился боль контролировать и даже ею управлять. И правда, когда выстрел прозвучал, наш герой даже не поморщился, впрочем, и сапог залитый кровью с ноги не снял. Этот необдуманный поступок привёл Морозова в скором времени на смертный одр. Молодой наследник умер от банальной гангрены, приведшей к заражению крови.
Говоря о самом особняке, стоит сказать, что у него есть брат-сосед, располагающийся по адресу Воздвиженка, дом четырнадцать. Именно этот дом некогда и принадлежал матери Арсения. «Четырнадцатый» был немалых размеров, только в наземной его части располагалось двадцать три комнаты, чуть меньше (девятнадцать) находилось в подвальном помещении.
Когда-то тут кипела жизнь. В зале приёмов, который вмещал в себя одномоментно порядка трёхсот человек, проходили балы. Шестнадцатый дом, располагающийся по соседству, и сегодня контрастирует со своим «родственником».
По преданию, которое сохранилось чудом, первый камень в основание будущего дома Морозова уложила дочь архитектора Мазырина. Людмила была не просто балериной, но ещё и девушкой небывалой красоты. То ли с её лёгкой руки, то ли по каким-то иным причинам, но строительство спорилось, и уже через два года всё было доведено до своего логического финала.
В чертах Пене угадываются разные стили: готика и ренессанс, а ещё, мавританский стиль и стиль под называнием восточный. Мазырин решил пойти непроторённой дорогой и в особняке смог соединить то, что, казалось бы, не сочетается вовсе. Колонны и башни, ракушки и «кружева», украшенные переплетающимися «канатами», настолько гармонично уживаются в едином решении, что порой даже диву даёшься, как такое возможно?
В строении сокрыто довольно много символов. Все они были призваны обеспечить счастье своему хозяину, но, увы, не сложилось. Практически с момента начала строительства Морозов подвергался не просто жёсткой критике, но и откровенным оскорблениям, прежде всего, со стороны матери. Она открытым текстом заявляла сыну, что он дурак, но если раньше об этом знала только семья, то после строительства дома, сей факт будет известен всему городу. Да, вот так жёстко.
Браться Арсения тоже были на стороне матери и совершенно не понимали для чего вся эта необычность и вычурность, которая уже проглядывала в недостроенном особняке. Не критиковал Морозова разве что мёртвый, да ленивый.
Особняк Арсения Морозова стал поводом для написания эпиграмм Михаилом Садовским. Даже Лев Толстой не обошёл этот дом стороной. В его «Воскресенье» открытым текстом говорится о том, как дом велик и несуразен.
И всё же, дом был достроен! И мало того, он распахивал свои двери перед многими знаменитыми людьми того времени. Эти стены видели многое и многих. Бывал тут и Максим Горький, и Владимир Гиляровский, и, конечно же, Савва Морозов, троюродный дядька Арсения.
Интересна судьба дома после смерти Арсения. Как уже говорилось выше, Морозов был человеком очень неоднозначным. По логике вещей, дом должен был достаться его семье: жене и дочери, но этого не произошло. Ведь в завещании была указана фамилия его любовницы, которая имена довольно мутную репутацию. Конечно, родственники пытались обжаловать в суде данное положение дел, и даже смогли вернуть в лоно семьи некоторые активы, но дом, несмотря на все усилия, всё же достался любовнице. Именно в этом доме некая Нина Коншина и прожила до самой революции семнадцатого года.
В восемнадцатом году дом заняли анархисты. А следующие десять лет в доме Арсения Морозова находился театр Пролеткульта. Кого тут только не было, начиная с Сергея Есенина и Владимира Маяковского, и заканчивая Сергеем Эйзенштейном и Всеволодом Мейерхольдом. Скажем больше: в этом доме, на чердаке, жил Есенин. Жил порядка месяца. Его приютил у себя поэт С. Клычков, разместив гостя в ванной комнате.
Когда театр освободил особняк, его тут же занял Наркомат иностранных дел, потом в доме Арсения Морозова размещалось японское, а в скором времени индийское посольство и даже редакция газеты под названьем «Британский союзник», принадлежавшая англичанам.
Примерно в пятидесятых годах в особняке располагался некий Союз дружбы народов. А уже к концу двухтысячных, после реставрации, в доме был открыт Дом приёмов, который и находится тут до сей поры.
Вот такая странная и долгая история у этого необычного особняка, который на своём веку повидал много хозяев, но нам кажется, что никто и никогда не любил этот дом так, как любил его первый хозяин – Арсений Морозов, ушедший рано и так и не сумевший в полной мере насладиться проживанием в этом чудесном особняке.
Дом Арсения Морозова
Тайная и явная глупость
В конце XIX века на Воздвиженке появился необычный особняк. Современники называли дом образцом безвкусия, а мать владельца говорила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». А сейчас это здание называют украшением Москвы.
В начале 1890-х представитель богатого купеческого рода Арсений Морозов получил на 25-летие в подарок от матери участок земли на Воздвиженке. Он решил заказать Виктору Мазырину строительство невиданного особняка.
Вдохновение зодчий и заказчик черпали в путешествии по Испании и Португалии. Там они и увидели замок Palacio Nacional da Pena в Синтре. Тогда Арсений Морозов загорелся идеей построить себе подобный дом-замок. Вскоре на Воздвиженке появился необычный особняк.
Портал входа с башнями, витые колонны, лепные ракушки, парадная столовая в виде «рыцарского зала», гостиная в стиле ампир, комнаты «барокко», арабская и китайская — все это появилось в доме Морозова. Пришлось только отказаться от виноградника: в Москве он плохо растет. Но взамен особняк Морозова украсили каменные гроздья.
В декоре особняка Арсения Морозова много знаков. Например, узел из канатов — символ долголетия. Но владельцу не удалось сполна насладиться жизнью в новом доме.
В 1908 году Арсений Морозов на спор прострелил себе ногу. Он хотел доказать, что человек способен вытерпеть любую боль. Морозов выиграл спор и весь вечер кутил. Но в сапоге собралась кровь, и началось заражение. Через 3 дня он умер. В газетах указывали другие причины скоропостижной кончины Арсения Морозова. Но больше общество увлекло судебное разбирательство между бывшей супругой Морозова и его любовницей. Последней он завещал все свое состояние и экзотический особняк на Воздвиженке. Победила любовница.
После революции в доме Арсения Морозова работал первый Рабочий театр Пролеткульта. Там ставили спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд. Затем здание отдали под дипломатическую миссию. Сейчас здесь Дом приемов Правительства РФ.
Особняк Арсения Морозова
Бывает, идешь по улице, и на пути встречается невероятное здание, историю которого сразу хочется узнать. Так и с особняком Арсения Морозова, который стоит на Воздвиженке. Здание построено в стиле эклектика с элементами модерна, в несвойственном для классических московских интерьеров стилях. Возможно, именно поэтому вокруг особняка всегда витали легенды, слухи и непонятные предположения. Сейчас там расположен Дом приёмов Правительства Российской Федерации, его создавали для встреч в рамках председательства России в «Большой восьмерке». Он реставрировался с 2003 по 2006 год. Сейчас там проходят дипломатические встречи и различные переговоры правительства.
Вид на особняк Арсения Морозова. Фотография: @helen_desiderio
История особняка
Когда-то Варвара Алексеевна Морозова приобрела землю на месте бывшего конного цирка Карла Маркуса Гинне. Она сразу же переписала этот участок на своего младшего сына Арсения. Арсений Абрамович Морозов являлся двоюродным племянником Савве Морозову, видному московскому деятелю, меценату и предпринимателю.
Варвара Алексеевна купила этот участок для сына, чтобы он оставался под ее непосредственным надзором и опекой, когда тому исполнится 21 год. Но, Арсений Абрамович с этим согласен не был. По одним слухам он захотел построить самый необычный дом в Москве на спор с братом. По другим просто по собственному решению. Тем не менее, сын Варвары Алексеевны даже ездил за границу в поисках вдохновения для постройки. Когда он вернулся, на Воздвиженке стали строить самый странный московский дом, доселе невиданный никогда.
В романе Льва Николаевича Толстого «Воскресенье» даже были строчки о «глупом, ненужном особняке», который строил «глупый и ненужный человек» (имея в виду Морозова). Сплетни, слухи, недомолвки и всеобщее порицание кружилось вокруг здания. По легенде, когда особняк достроили, мать Морозова крикнула ему «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». Тем не менее, благодаря этому «дураку», Москва имеет невероятно красивое здание в неомавританском стиле.
Вид на особняк Арсения Морозова. Фотография: @arinaedemskaya
Еще немного об Арсении Морозове
Прожить долгую и счастливую жизнь молодому новатору в особняке не удалось. В возрасте 35 лет он на спор прострелил себе ногу со словами, что не почувствует боли и страха, благодаря эзотерическим техникам, которые изучал. Через три дня он умер от заражения крови. По завещанию особняк должен был остаться его любовнице, Нине Александровне Коншиной. Его законная супруга, Вера Сергеевна Морозова, с которой он не жил уже 6 лет на тот момент, пыталась это завещание оспорить. Тем не менее, суд встал на сторону Кошкиной, отдав особняк ей. Она сразу же продала его нефтепромышленнику Леону Манташеву.
Элементы отделки особняка. Фотография: @ros_marrie
Внутреннее убранство
Снаружи «дом дурака Морозова» был выполнен вперемешку с экзотическими стилями, с внутренним декором хозяин поступил точно также. Он решил украсить интерьеры «всеми стилями», которые господствовали тогда в культуре. И перемешал их по своему желанию, заставляя скрипеть зубами всех своих гостей. Вестибюль дома стал охотничьим залом, дальше шел греческий зал, потом римский зал, но они были выдержаны не до конца: традиционных элементов все равно не хватало до идеала и стандартов тогдашней моды.
Самое красивое место в доме, как ни смешно бы это звучало, холл для двух туалетов. Там лепнина и отделка были выполнены по всем канонам модных течений того времени. Зеркало в будуаре было непомерных размеров, также в доме есть пара комнат, сделанных в китайском и арабском стиле. Вот так самый странный дом на Воздвиженке появился на свет.
Ракушки на фасаде особняка. Фотография: @nigarxitektor
Как добраться:
Адрес: ул. Воздвиженка, д.16, недалеко от станции метро Библиотека им. Ленина
Особняк для миллионера Морозова и дача для Шаляпина: Экстравагантная архитектура мистика Мазырина, которого критиковал Лев Толстой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Любовь к мистике помогала творить
Виктор Мазырин Родился в 1859 году в Симбирской губернии. Родители рано умерли и его воспитывала тетка. Даже не столько воспитывала, сколько навещала, потому что с девяти лет Виктор жил и учился в Нижегородской гимназии для мальчиков. Рос он большим фантазером и любителем тайн.
В 1876-м Виктор Мазырин без труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился и подружился с многими художниками, получившими в дальнейшем большую известность.
Еще со школьных лет будущий архитектор увлекался мистикой, а в более зрелом возрасте, в процессе его посещения дальних стран – например, Японии и Египта, этот интерес только усилился. Мазырин не раз принимал участие в модных в те времена в Москве спиритических сеансах и, то ли в шутку, то ли всерьез, говорил, что в своей прошлой жизни был строителем Египетских пирамид.
Впрочем, молодой архитектор вынес из своих путешествий не только впечатления мистического рода, но и много профессиональных знаний. Осматривая величайшие творения зарубежных зодчих, он постоянно делал зарисовки и фотографировал, чтобы потом использовать наиболее интересные архитектурные элементы в своей работе.
Большой талант и широта творческих идей позволили Мазырину творить в самых разных направлениях и заполучить немало заказчиков. Модный у продвинутой богатой молодежи архитектор проектировал купеческие доходные дома, усадьбы, особняки, павильоны выставок. Друг Мазырина, певец Федор Шаляпин доверил ему возведение своей дачи в Переславском уезде.
Проектировал архитектор-мистик и православные храмы. Например, он стал автором новой церкви в Кунцеве (1905) и деревянного храма Троицы в Лосинке (1916 год). Увы оба этих храма не сохранились.
Дом на Воздвиженке
С Арсением Морозовым, двоюродным племянником знаменитого купца Саввы Морозова, архитектор познакомился в Антверпене, куда оба приехали на выставку. Молодой миллионер, как и Виктор Мазырин, был человеком неординарным и даже бесшабашным, поэтому они сразу нашли общий язык. Узнав, что Арсений собирается строить на Воздвиженке новый дом (участок подарила ему мать), зодчий предложил свои услуги, пообещав, что здание будет очень необычным. Возведение особняка должно было быть приурочено к 25-летию Морозова.
Посоветовавшись, заказчик и архитектор решили взять за основу знаменитый Дворец Пена в Португалии и на этом «эскизе» вылепить что-то свое.
В итоге получилась мавританско-испанская смесь модерна и эклектики такого причудливого вида, что после постройки о доме заговорила вся Москва. Поступок архитектора посчитали очень дерзким и эпатажным, ведь столь странное, пусть и красивое, здание сильно выделялась на фоне архитектуры Москвы тех лет. По слухам, мать молодого миллионера, властная и прямолинейная Варвара Алексеевна Морозова, увидев новый дом сына, резюмировала: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает весь город».
Дом часто критиковали в прессе, и даже Лев Толстой в «Воскресении» не воздержался от язвительного упоминания об этом здании, которое, мол, такое же глупое и ненужное, как и его владелец.
А вот новому хозяину светлое здание с витыми колоннами и вытесанными ракушками на стенах очень понравилось.
Вскоре молодой владелец умер. Говорили, причиной трагедии стала его беспечная выходка: однажды, будучи в подпитии, Арсений Морозов решил продемонстрировать приятелям свою силу воли и прострелил себе ногу. Впоследствии это привело к гангрене, справиться с которой организм не смог.
После революции этот уникальный особняк, как и все остальные купеческие дома, был национализирован. В разные годы тут заседали анархисты, играли актеры, размещались посольства Индии, Японии, Великобритании.
А 12 лет назад здание стало официальным Домом приёмов Правительства РФ. Благодаря столь высокому статусу сейчас особняк находится в очень хорошем состоянии – его отреставрировали, причем восстановили не только наружный облик, но и внутренние интерьеры.
Современные ценители архитектуры, в отличие от москвичей конца позапрошлого века, считают этот дом вовсе не вульгарным и не глупым, а, напротив, очень даже красивым.
Дом на Бауманке
На Бауманской улице, где стоит это здание, раньше была Немецкая слобода. С XVIII века она считалась в Москве местом обособленным – здесь жили иностранцы-лютеране, а также богатые купцы-старообрядцы, которых в те времена считали иноверцами-раскольниками и поэтому не признавали в обществе.
В связи с обилием европейцев, в Немецкой слободе было много зданий, выстроенных в готическом стиле, почти все из которых, увы, на данный момент утрачены. Поэтому доходный дом богатого купца, выходца из крестьян Антона Фролова представляет собой большой интерес как память о дореволюционной Немецкой слободе.
Виктор Мазырин и раньше проектировал здания «под готику», но этот дом стал особенно запоминающимся, поскольку выделялся из ряда более скромных своими масштабами. Как и дом Морозова, это здание тоже критиковали современники за его «нескромность».
Особняк был построен в 1914 году. Владелец пользовался им недолго, поскольку случилась революция. Здание ненадолго отдали различным организациям, после чего в нем обустроили коммунальные квартиры для советских граждан. В конце прошлого века, как это произошло со многими квартирами в центре Москвы, коммуналки расселили и их выкупили новые владельцы. В здании четыре этажа и сейчас на каждом из них отдельная квартира (на первом какое-то время было кафе).
Хотя частично этот дом требует ремонта, в целом его облик очень красив и живописен. Часто московские студенты-художники приходят его рисовать. Иногда любопытствующим удается проникнуть и в подъезд, ведь там есть на что посмотреть: шикарные витражи сохранились еще с дореволюционных времен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: