Что сейчас с волгоградским тракторным заводом
О заводе
«Волгоградский тракторный завод» –
одно из крупнейших предприятий
машиностроения России.
ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» — дочернее предприятие ПАО «Курганмашзавод» совместно с обособленным структурным подразделением материнской компании успешно выполняет гособоронзаказ, одновременно разрабатывая и производя новые образцы сельскохозяйственной и коммунально-строительной техники.
«Южное производство» Сталинградского, а позднее Волгоградского тракторного завода ведет свою историю с 30-х годов ХХ века, когда на заводе начался выпуск танка сопровождения пехоты Т-26. К началу Великой отечественной войны был освоен выпуск знаменитых Т-34. В период Сталинградской битвы изготовленные и отремонтированные на заводе танки прямо из цехов шли в бой с экипажами, сформированными из добровольцев – работников завода. После Войны заводское КБ выдало лучший легкий плавающий танк своего времени – ПТ-76, до сих пор стоящий на вооружении в различных странах мира.
В конце 60-х годов конструкторам Волгоградского Тракторного было дано задание создать новую машину – способную заменить БМП для Воздушно-десантных войск – гордости армии. С этой непростой задачей КБ справилось блестяще: с 1969 года в производстве находится специализированная линейка Боевых машин десанта – БМД-1, БМД-2, БМД-3, БМД-4.
Кроме того, были разработаны и разрабатываются в настоящее время ООО «ВМК «ВгТЗ» линейка специализированных машин – САУ, СПТП и другие. Предприятие имеет богатый опыт сложнейших опытно-конструкторских работ и изготовления опытных образцов техники.
С 2018г. Общество с ограниченной ответственностью «Волгоградская машиностроительная компания» входит в Государственную корпорацию «РОСТЕХ», является предприятием оборонно-промышленного комплекса, имеет статус стратегического предприятия. В настоящее время на промплощадке производятся боевые машины десанта нового поколения – БМД-4М – современные сложные машины, насыщенные высокотехнологичными компонентами. Это показатель того, что предприятие способно обеспечить наивысшее качество изготовления любой сложной техники, как военной, так и гражданской направленности.
Волгоградский тракторный завод сегодня: существует ли он?
Деловая репутация – это то, что приходится нарабатывать порой не один десяток лет. Громкое имя нередко становится лучшей рекламой и уже сам имидж компании работает и приносит пользу. Предприятия, которые достигли таких высот в разное время заслуживают уважения вне зависимости от того, действуют они сейчас или нет. Однако нередки случаи недобросовестной конкуренции, когда доброе имя эксплуатируют конкуренты, пытаясь таким образом отвоевать позиции на рынке. Именно происходит и с названием предприятия «Волгоградский тракторный завод». Что же это за компания и существует ли она вообще? Разберемся во всем по порядку.
Славная история
ВгТЗ стал первым заводом по производству тракторов в Советском Союзе. Год его открытия – 1930, место – Сталинград (Волгоград), название «Сталинградский тракторный завод имени Ф. Э. Дзержинского», сокращенно СТЗ. Он имел не только важное промышленно-хозяйственное значение, но и стал первой ласточкой стремительного развития сельскохозяйственного машиностроения в СССР. И. В. Сталин в своей телеграмме по случаю открытия завода сравнивал каждый выпущенный трактор со снарядом, направленным в стан классового врага – капиталистического лагеря.
Плановой мощностью завода на момент начала эксплуатации было 50 000 тракторов в год. Этот парк был призван обеспечивать стремительно развивающееся народное хозяйство, в частности аграрный сектор. Возведенный завод носил имя Ф. Э. Дзержинского, которому спустя 2 года после открытия был установлен памятник. В тот же период завод вышел на проектную мощность и производит по 144 единицы техники в сутки. Даже сегодня эти цифры кажутся весьма впечатляющими.
Любопытно, что к строительству ВгТЗ очень активно привлекались специалисты из Соединенных Штатов Америки. Такое дружественное отношение и техническое сотрудничество было характерно для периода после Первой Мировой войны. Привлечение лучших умов и стало прочной основой для дальнейшего славного функционирования.
Ближе к Великой Отечественной войне завод стремительно развивался, вводил новые модели. Именно здесь была запущена первая в СССР автоматизированная конвейерная линия. В годы самой войны завод до последнего своего рабочего дня трудился ради победы, производя танки и другую технику, а также запчасти. Приостановилось производство только когда бои развернулись непосредственно на территории ВгТЗ и при первой же возможности работу начали возобновлять.
Свое нынешнее имя «Волгоградский тракторный завод» он получил уже в 1962 году, когда была проведена не только идейная, но и инженерно-техническая реорганизация. Разработанные и выпущенные впервые именно этим заводом модели тракторов до сих пор занимают немалую долю в производстве сельхозтехники.
После Советского Союза
Перестройка экономики и дальнейшее формирование отдельных государств сказалось как на их экономике в целом, так и на крупных промышленных объектов. Несмотря на смену конъюнктуры рынка, сложнопрогнозируемые колебания спроса, работа шла, внедрялись новые модели. В 1992 году была проведена приватизация предприятия, и ВгТЗ еще некоторое время работал как единая компания.
Спустя 10 лет, в 2002 году Волгоградский тракторный завод разделился на 4 отдельных фирмы промышленной машиностроительной направленности. Они располагались в
отдельных подразделениях завода, часть из которых функционирует и сейчас. Эти фирмы были объединены в группу предприятий с привычным всем названием «Волгоградский тракторный завод». Отдельно функционировало пятое подразделение, направленное на производство военной техники. Сегодня оно входит в государственную корпорацию «Ростех».
Сам ВгТЗ прекратил свое существование в 2007 году после того, как в 2005 был объявлен банкротом решением арбитражного суда. Важное примечание: правопреемников у компании не было, поэтому Волгоградский тракторный завод сегодня просто не существует!
Кто эксплуатирует имя гиганта?
Согласитесь, такая славная история гиганта и передовика производства и накопленный за полвека опыт управления компанией – это серьезное конкурентное преимущество. Многие компании, пытающиеся пробиться по головам и несмотря ни на что, не стесняются присваивать себе чужую славу.
Судьба «Волгоградского Тракторного»: Пережил Сталинградскую битву, уничтожен при Путине
То, что осталось от исторического Волгоградского Тракторного завода в апреле 2019 года. Фото: https://v1.ru
В Волгограде снесены последние цеха исторического «Волгоградского тракторного завода» (до 1961 года – Сталинградский тракторный) на их месте структуры Чемезова построят торгово-развлекательный центр.
В то время, как нам из-года в год, на парадах показывают “надувные” путинские Арматы, в реальности процесс деиндустриализации уже давно достиг точки невозврата. Россия сегодня — это никакая не сверхдержава; наша страна превратилась в страну Третьего мира. Именно это можно считать главным итогом 20 лет пребывания Путина у власти заключается в том, что у России уже нет ни кадров, ни производственных мощностей, ни технологий для того, чтобы хотя бы по формальным признакам иметь основания относить себя к развитым странам.
Несмотря на постоянные заявления властей о росте экономических показателей и ВВП, количество промышленных предприятий в стране стремительно уменьшается.
По состоянию с 2005 по 2017 год было закрыто около 35 тысяч предприятий. Стоит отметить, что, не учитывая мелкие предприятия, не ведущие реальной деятельности, закрывалось в среднем по 9 предприятий ежедневно – это ужасающая цифра, которая не сравнится даже с темпами уничтожения промышленных мощностей во время войны с нацистами. Большинство из заводов остаются в руинах и ждут «предприимчивых лиц», желающих выкупить площади и возвести на них или же жилые комплексы, или же развлекательные центры, но о массовой модернизации и переходе на современные методы производства не может идти и речи.
Деиндустриализация России на примере уничтожения Волгоградского тракторного завода.
На месте исторического завода появится новый торгово-развлекательный центр. В этом контексте очень показательна ситуация с Волгоградским Тракторным заводом. До 2000 года его дела были шли относительно неплохо – даже создавались новые модели продукции, но в 2002 он разделился на 4 отдельных предприятия, а в 2015 крупнейшее из них было признано банкротом и передано в управление государственной корпорации Ростех, которой управляет Сергей Чемезов, близкий друг Путина, для «финансового оздоровления предприятия».
Напомним, что в ходе Сталинградской битвы: с 17 июля по 13 сентября 1942 года заводские рабочие под непрерывными бомбежками и обстрелами, не останавливаясь ни на секунду, продолжали выпуск танков и артиллерийских тягачей. Выпуск продукции продолжался вплоть до того момента, как бои завязались уже на территории самого завода. Осенью-зимой 1942/1943 годов завод был полностью разрушен в результате ожесточенных боев. Но уже 12 июня 1943 года, всего через 3 месяца после освобождения города, Сталинградский тракторный уже отправляет первые отремонтированные танки на фронт. После войны тракторный завод Сталинграда был полностью восстановлен. Но пережить режим «эффективных менеджеров» историческому предприятию было не суждено.
Проходная: единственное уцелевшее здание Волгоградского тракторного
В результате на сегодняшний день от огромного завода осталась только музейная составляющая: проходные и 2 памятника. Здание заводоуправления уже достаточно давно сдаётся в аренду под офисы, а вот цехам, которые до передачи в собственность Ростеха, просто простаивали, нашли “лучшее” применение: их просто снесли, чтобы отдать освободившиеся площади под строительство торгово-развлекательного центра. Новый торговый центр, предположительно, будет носить название «Орион». Его владельцам позволили увеличить площадь застройки до 14 гектаров, добавили место под парковку и даже сократить озеленение с 15% до 8%.В одном из зданий на территории бывшего завода уже есть гипермаркет, а возведением нового развлекательного центра займётся ООО «Строительная компания будущего». Примечательно, что она была создана ровно за месяц до того, как строительство самого центра одобрили – похоже, её владельцы были уверены в положительном ответе на их просьбы.
После этого остаётся всего лишь один вопрос: каким образом снос цехов и постройка торгового центра на территории завода поможет оптимизировать его финансовые показатели? Наивные люди предполагали, что мол, средства, вырученные Ростехом от продажи территорий, будут инвестироваться в модернизацию производственных мощностей, однако, в реальности уже известно, что на месте заводских цехов, которые были снесены под чистую скоро появятся торговые центры и жилые дома.
По состоянию на 2019 год функционирует только Военная часть тракторного завода, цеха северной площадки были снесены и теперь на их месте появится новый торговый центр, площадью 14 гектаров. Стоит отметить, что коренные жители Волгограда, как и те, кто руководил заводом в последние годы, часто упоминают, что судьба исторического завода была абсолютно неинтересна ни местным ни центральным властям. Впрочем, как мы уже писали выше – для путинской Российской Федерации, в которой за годы правления Путина были закрыты десятки тысяч промышленных предприятий, – это норма: достаточно вспомнить, например, судьбу, которая постигла московский “Завод имени Хруничева”, на месте цехов, в которых собирались космические корабли “Прогресс” – Собянин и Рогозин намерены построить офисное здание в виде ракеты.
В России возродили легендарный сталинградский завод
В Волгограде возрожден знаменитый алюминиевый завод, а на очереди реанимация ещё более легендарного «Сталинградского тракторного». О том как это происходит расскажем в сегодняшнем выпуске сразу после сводки промышленных новостей.
Время новостей
В Магнитогорске запустили комплекс по производству высокоуглеродистой проволоки и стальных канатов стоимостью 1,5 млрд. рублей. А также на Магнитогорском металлургическом комбинате ввели в строй новуюотечественную воздухоразделительную установку стоимостью 4 млрд. рублей и завершили модернизацию домны стоимостью 5,5 млрд. рублей.
В Смоленской области открыто новое химическое производство стоимостью 750 млн. рублей.
В Волгоградской области открыто производство технических газов. Применение передовых российских технологий — таких как новый газовый эжектор, разработанный в «Сколково» позволило снизить стоимость проекта в 2 раза и снизить нагрузку на окружающую среду.
В Оренбургской области запущен термический комплекс обработки металлопроката стоимостью свыше 1 млрд. рублей.
В Подмосковье после реконструкции стоимостью 7 млрд. рублей открыткрупнейший в Европе мясокомбинат.
В Воронежской области создан высокотехнологичный комплекс по производству косметической продукции.
Здесь же запущен современный тепличный комплекс пятого поколения.
В Астраханской области запустили уже четвертую солнечную электростанцию мощностью 15 МВт.
На Камчатке открылся ещё один высокотехнологичный рыбоперерабатывающий завод стоимостью 2,5 млрд. рублей.
Время развития
Год назад в нашей программе мы рассказывали о начале возрождения знаменитого волгоградского алюминиевого завода. Сегодня пришло время посмотреть, как идут дела и не оказалось ли это всего лишь пустыми обещаниями чиновников.
Однако уже в 2017 году после большой подготовительной работы, привлечения миллиардных инвестиций и переоборудования, завод начал оживать. И вот сегодня уже налажен выпуск прокатного алюминия, освоен выпуск новых слитков из сплавов, налажен экспорт в Грецию, Италию, Турцию. А главное – на завод вернулись почти все, ушедшие во время кризиса работники. Теперь здесь трудится 1760 человек – это на 500 человек больше, чем до закрытия. Причина в создании на базе предприятия новой анодной фабрики. Официально она будет открыта через несколько месяцев, а пока ведутся пуско-наладочные работы. Эта фабрика имеет стратегическое значение, так как позволит нам отказаться от закупок обожжённых анодов в Китае и обеспечит ими другие заводы нашей страны.
Не менее интересна и судьба другой легенды – Сталинградского тракторного завода. О нём мы расскажем сразу после сюжета о самарских разработчиках.
Время экспорта
В другом месте на Волге уже шестой год действует совершенно новое предприятие, а точнее целый комплекс – инжиниринговый центр авиакосмического кластера. Здесь объединены ведущие предприятия в области ракетостроения, двигателестроения и производства авиационной техники. Одно из направлений – производство беспилотных летательных аппаратов. В кластере работает молодая компания «Самарские инженерные технологии», которая разрабатывает и выпускает беспилотники широкого предназначения: для контроля сельскохозяйственных угодий, линий электропередач, слежения за транспортом и для работы в опасных для человека условиях.
Очередной красочный ролик о том, какие именно новинки создают самарские производители вы можете посмотреть на канале наших партнёров «Made in Russia» по
в описании.Время производства
Вернёмся в Волгоград. Сталинградский тракторный завод – это не только один из символов Победы в Великой Отечественной Войне, а именно здесь производились знаменитые «тридцатьчетвёрки», но и, к сожалению, один из символов развала советской промышленности после перестройки. Грандиозный производственный комплекс опустел, а многочисленные попытки реанимации ни к чему не привели. Однако недавно появилась надежда.
Но прежде, отметим, что всё же завод не умер окончательно. Часть производства была сохранена и сейчас является важной частью оборонно-промышленного комплекса страны. Здесь налажен выпуск новейшей бронемашины десанта БМД-4М, комплектующие для другой техники. В 2016 году объемы производства выросли в 4 раза и продолжают расти. Сюда же перенесено головное специальное конструкторское бюро концерна «Тракторные заводы». В общей сложности в производстве задействовано 1800 человек. Недавно подписан контракт на выполнение гособоронзаказа ещё на 8 млрд. рублей.
Кроме этого весь концерн «Тракторные заводы» передан под управление госкорпорации «Ростех», которая сейчас готовит планы по развитию предприятия. Акцент будет делаться на выпуск гражданской продукции, которую здесь уже начали осваивать. Опыт «Ростеха» по выводу предприятий из кризиса позволяет надеяться, что знаменитый сталинградский завод со временем тоже обретёт второе дыхание. Будем следить за его развитием в следующих выпусках.
Послесловие
В жизни нередко бывает так, что утраченное через время возвращается, обновившись. В новой современной, мощной форме, чтобы продолжать жить. Сегодня в России возрождаются не только волгоградские заводы, но и множество других интересных проектов – от знаменитых «Комет» до нового освоения Арктики и космоса. Это завораживающий своей красотой и размахом процесс. И тот, кто не сломался, кто сохранил твёрдость духа и веру в свои силы и силы страны видит это уже сейчас – остальные заметят позже.
Александр Блинков снял для волгоградцев 10-минутный ролик
Руины бывшего завода на севере Волгограда вызывают восторг и ужас
Фото: Александр Блинков / «Волгоградсверху» / youtube.com
Волгоградский мастер высотной съемки Александр Блинков снял 10-минутный ролик, пролетев квадрокоптером над руинами Тракторного завода.
— Много раз в комментариях под всеми видео просили снять тракторный, — рассказал Александр Блинков сайту V1.RU. — Находясь в Волгограде, решил выполнить пожелание земляков. Самому было безумно интересно, что ж там такое.
Сначала, признается Александр Блинков, его охватило чувство восторга, но совсем скоро на смену ему пришел тихий ужас.
— Поначалу было нечто вроде: «Вау! Круто! Какие развалины!» — но потом, когда пролетал все дальше над территорией бывшего завода, по коже пробежал холодок. Это очень ужасные кадры. Постапокалипсис. На этом месте была такая развитая инфраструктура, от которой остались одни развалины.
Почти четыре года назад Александр Блинков облетал уже территорию бывшего тракторного. Тогда, среди зимы, еще частично уцелевшие здания завода смотрелись так, будто только что закончились бои за Сталинград. Сегодня большинство из тех руин уже навсегда стерты с лица земли.
Ранее волгоградские энтузиасты в короткометражном фильме рассказали о трагической судьбе практически уничтоженного Тракторного завода, напомнив его героическое прошлое и не менее масштабное, но только по разрухе, настоящее.
В апреле этого года на территории бывшего предприятия началось строительство бизнес-центра.