Что сейчас с шарлотом
Биография и личная жизнь Эдуарда Шарлота: родители, песни, ориентация, фото
Молодой харизматичный артист Эдуард Шарлот завоевал популярность благодаря своей инди-поп музыке и кавер-версиям на известные хиты — песни Виктора Цоя, рок-группы «Пошлая Молли» из Харькова и зарубежных музыкантов. Взлет творческой карьеры произошел, когда Шарлот спел на телевидении песню «Щека на щеку» в 2019 году.
Эдуард Шарлот |
Настоящее имя: Эдуард Валерьевич Шарлот (не псевдоним, а настоящая фамилия певца еврейско-немецкого происхождения) |
Никнейм: Шарлот |
Сфера деятельности: Музыкант, певец |
Дата рождения: 7 февраля 1998 |
Место рождения: Самара |
Знак Зодиака: Водолей |
Знак восточного гороскопа: Тигр |
Национальность: Русский |
Семейное положение: Не женат |
Социальные сети |
Фотографии с «Эдуардом Шарлотом
Оценки пользователей
Детство и родители
Юноша родился в Самаре. О его родителях мало информации в Рунете. Известно, что они оформили развод, когда Эдик был 5-летним мальчиком. Раскол семьи повлиял на общение с родителями следующим образом: с мамой музыкант не поддерживает связь, но с отцом у него сложились теплые и крепкие отношения. Папа женился во второй раз: мачеха и пасынок быстро нашли общий язык.
С детских лет Эдик страстно увлечен музыкой — игрой на различных инструментах и занятием по вокалу. Позже освоил фортепиано на профессиональном уровне. Папа всецело поддерживает сына в его стремлении заниматься музыкой: он сам окончил музыкальную школу.
В подростковом возрасте парня одолел бунтарский дух. Он попал в плохую компанию, приобрел вредные привычки, начал прогуливать занятия. Одурманенный таким влиянием, Эдик даже помышлял прекратить посещение музыкальной школы. Но позже все же на него снизошло просветление, и помыслы так и не были воплощены в действительность.
Будучи подростком, Эдуард переосмыслил популярную в его годы российскую молодежную музыку, признав ее неполноценность. Пройдет некоторое время, и он сам начнет сочинять кавер-версии на любимые песни известных групп.
Отец Эдуарда настаивал, чтобы сын получил высшее образование. Однако юноша регулярно прогуливал курсы по подготовке к поступлению на машиностроительный факультет, поэтому провалил конкурсные испытания. Он не особо огорчился, т. к. был твердо убежден, что музыка — его настоящее призвание.
Первая группа
Эдика позвали в местную группу «Капитан Коркин» играть на клавишных в 2013 году. Одновременно его посетила идея сформировать свой музыкальный коллектив: своими задумками поделился с четырьмя товарищами из школы. В плане творческого профессионализма они были любителями. Это не помешало им приступить к репетициям.
Так появилась на свет группа The Way of Pioneers, которая давала концерты в клубах Самары. Парни играли экспериментальную музыку. Просуществовал коллектив 2 года, и за этот период организовал почти триста концертов. Однако пришла пора поступать в вузы, и участники разошлись по своим жизненным путям. Только Эдуард остался верным музыке.
Группа The Way of Pioneers (Самара)
15-летний певец занялся записью кавер-версий любимых рок-групп, которые публиковал на своем канале в YouTube. Но парень бросил это занятие, т. к. не получил должное внимание от слушателей.
Шарлот в шоу «Песни» на ТНТ
В 2019 году Эдик участвовал во 2 сезоне шоу «Песни» на ТНТ, но до финала не дошел. В том же году завершил обучение в Консерватории Самарского государственного института культуры. Затем выпускник отправился в Москву — покорять музыкальный олимп.
Появление Эдуарда Шарлота в «Вечернем Урганте»
Триумф Шарлота настал 2 октября 2019 года, когда на свою передачу его позвал Иван Ургант. Ведущий представил аудитории нового перспективного музыканта, а также анонсировал его концерты в различных городах России. В рамках шоу «Вечерний Ургант» Эдуард исполнил песню «Щека на щеку», вместе с которой потом часто будут вспоминать необычного юношу.
Реклама Мегафона
Шарлот снялся в рекламе «Мегафона» с импровизацией на песню «Все, что тебя касается». После появления в ролике участились запросы в поисковых системах, кто это снялся там, чем занимается. Так артист получил дополнительную порцию внимания к своей персоне. Но больше негативного. Блогера Сашу Капустину, которая снялась в другом ролике Мегафона из этой же серии, телезрители приняли лучше.
Планы
У певца уже есть полноценный релиз «Навечно молодой», в который вошла песня «Щека на щеку», принесшая ему прежде популярность.
Музыкант в перспективе планирует переехать в Санкт-Петербург, чтобы там сосредоточиться на творческой деятельности и заработке. Также в его планах м организация тура по городам России и формирование нового музыкального коллектива.
Ориентация и личная жизнь
Молодой артист не любит раскрывать подробности своей личной жизни. На страницах в соцсетях можно увидеть статус в семейном положении — «не женат». Ходят слухи о нетрадиционной ориентации певца.
Если полистать фотоальбомы в аккаунтах, то обнаружатся снимки — вместе с друзьями или же персональные. Можно догадаться, что спутницы жизни у Эдуарда нет. Хотя на последних публикациях в Инстаграм певец красовался вместе с блогером Дарьей Искренко. Некоторые считают, что она его девушка.
Эдуард Шарлот с блогером Дарьей Искренко
Нередко у популярных личностей есть недоброжелатели. Эдуард Шарлот — не исключение. Злые языки утверждали, что он гей или «оно», которое «дебилизирует Россию». Конечно, певец обладает специфической внешностью, но такие высказывания все равно противоречат здравому смыслу. О какой гомосексуальности может идти речь, если юноша сам признавался, что ему симпатичны представительницы прекрасного пола?
Сейчас певец живет у себя на родине, где записывает со своими друзьями песни и снимает видео к музыке.
Эдуард Шарлот — фотогалерея
Внешность Эдуарда Шарлота: тату, пирсинг, рос и вес
Очевидно, что парень любит экспериментировать со своим внешним видом. Результаты его перевоплощений отражают многочисленные фото. Стиль Эдуарда присущ многим его сверстникам — молодежный хипстерский.
Рост | 176 см |
Вес | 72 кг |
Цвет глаз | Серо-голубые |
Цвет волос | От природы русые, хотя был однажды замечен с окрашенными бирюзовыми |
Пирсинг | Были проколоты нос и левая бровь |
Татуировки | Очень много, в основном — слова или фразы. По словам Шарлота, каждое тату — это воспоминание (см. видео) |
Социальные сети
Молодой исполнитель признается, что любит внимание общественности. Поэтому он активно развивает свои аккаунты в соцсетях.
На площадке YouTube сохранился канал с ранним творчеством
Более подробно узнать о музыканте можно «из первых уст»: он давал интервью The Village.
Шарлот закрывает свой музыкальный проект. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге станут последними
Шарлот только-только объявил дату концерта в Москве — 24 сентября. По его словам, провести мероприятие мешала «некая вражда», а выступление станет последним «за какое-то долгое время». Что эти слова значили, музыкант уточнять не стал, а поклонники, видимо, были слишком рады долгожданной новости, чтобы вникать в сказанное. Но оказалось, что концерты в Москве и в Санкт-Петербурге станут последними выступлениями Шарлота — проект закрывается, и пока без объяснения причин.
Конфликтом с лейблом, кстати, история не ограничилась. В середине июля музыкант объявил: он больше не будет давать интервью в знак протеста против «гадкой индустрии и псевдолюбви», что бы это ни значило. Тогда же Шарлот пообещал, что в течение года он представит пять сюрпризов для поклонников, а после этого полностью исчезнет из медиапространства. «Существуют вещи более глобальные, чем сверкать зубами на камеру», — объяснил он.
Судя по всему, первые два сюрприза Шарлот уже представил. Сначала снял новый клип на песню «Деревенька», а следом за ним — клип на песню «Завтра не будет любви». Этот трек, кстати говоря, вошел в тот самый проблемный альбом «Рожденный в аду».
Моя дипломная работа на журфаке МГУ была посвящена блогам и тому, приравняют ли их когда-то к СМИ и вообще насколько этично это делать. Тема появилась совершенно случайно. Изначально я собиралась писать про творчество Василия Шукшина. Но как-то среди ночи моя подруга, с которой мы прожили четыре года в одной комнате в общежитии и, естественно, не могли не выбрать одну кафедру, проснулась и сказала, что мы безумные и не осилим диплом по литературе, поэтому надо срочно менять тему. Над нами сжалился один преподаватель, который хорошо нас знал. Я уже даже не помню, кто придумал и предложил тему блогов. Но нам показалось, что она гораздо легче творчества Шукшина.
Тут нужно отметить, что это был – страшно представить! – 2008 год. И мы тогда еще были очень аналоговыми. Рефераты сдавали на дискетах (помню преподавателя, которому мы все по навету старшекурсников сдавали пустые дискеты, и пару моих однокурсников, попавшихся на этом), кино смотрели на дисках, которые брали в прокат в находившемся практически в подвале журфака киноклубе (помню, как тяжело мне давался Тарковский, Бергман и как я заснула при первом просмотре «Жизни как чуда» Кустурицы, которую потом нежно полюбила; но как меня поразили «Маргаритки»!), книги читали в Ленинке и радовались, если по читательскому билету попадали в тот самый ретро-зал с зелеными лампами. Тогда только-только появились «Одноклассники», а ЖЖ был самой прогрессивной площадкой. Мы – о, Боги! – ходили в интернет-кафе, которое тогда существовало у главного здания МГУ. Там у нас и разгорались нешуточные баталии в ЖЖ. Мы писали посты на волнующие темы и спорили с пеной у рта в комментариях. И делали это с таким азартом, будто играли на миллионы в казино.
Когда я получила свою твердую четверку за диплом, выдохнула и тут же забыла про него, то и предположить не могла, что тема блогов вернется в мою жизнь. «Зачем мы это делаем? Ну что за бред?» – долго не отпускала меня моя беспощадная рефлексия, когда затевали SRSLY. Ведь мы же сами морщимся от этих слов – «блогеры», «трендсеттеры», «инфлюенсеры», бла-бла-бла. Какая-то пошлятина выходит, когда начинаешь рассказывать, о чем мы. И как-то даже стыдно и неловко за себя становится. Но давайте не будем отрицать: блогеры дали нам новый контент, от которого наконец-то не душно. Звезды инстаграма вытеснили глянец, ютуба – затоптали телик. Блогеры начали тянуть теплое одеяло рекламных бюджетов на себя. Трендсеттеры и инфлюенсеры новой формации стали желанными гостями в светской тусовке. Теперь они «как скажут, так и будет».
Дудь нагнул Ютуб, Ивлеева из маникюрши превратилась в телезвезду с ТЭФИ, Горбачёва стала главной актрисой поколения, Монеточка зазвучала из всех утюгов. Это, безусловно, герои нашего времени. Они уже изменили реальность и продолжают это делать. У них влияние в интернете и не только. И не поддаться ему уже не получается. Конечно, можно дальше продолжать болеть нигилизмом и отрицать новый мир. Но это нечестно. Прежде всего по отношению к себе. А мы за честность, за открытые вопросы и ждем таких же ответов от героев. И у нас нет «не наших героев», нет предубеждений, и мы против клише.
Мы намеренно отказались от артемов быстровых и не будем прятаться за псевдонимами. У каждой публикации есть автор, которому вы сможете посмотреть в лицо и туда же высказать все, что думаете о его материале (естественно, аргументированно). Быть абсолютно несогласными с нами не возбраняется. Мы сами в редакции часто спорим друг с другом. Но последнее слово всегда остается за ответственным за раздел. У нас все со своим бэкграундом, позицией, принципами в профессии и взглядами на жизнь.
Когда в редакции предложили каждому написать свой манифест, я прониклась этой идеей. Сразу вспомнились Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Белый, Блок, Иванов, Гумилев… Всплыло слово «публицистика». И повеяло той самой нашей наивной аналоговостью, которой теперь уже просто нет. На журфаке мы изучали кодекс профессиональной этики журналиста. Сейчас это понятие кажется атавизмом. Но пусть наши манифесты станут этическим кодексом 2.0.
На втором курсе я прочитала «Поколение П» Пелевина и отчаянно не хотела верить в то, что в журналистике все друг у друга крадут идеи. У меня с тех пор аллергия на «Давайте сделаем как у…» А мы-то тогда зачем, если они уже есть? Поэтому SRSLY – это про дерзкие идеи, честные тексты и – куда ж без них – красивые картинки.
«Есенин нового времени»: как 22-летний пианист из Самары покорил зумеров, подружился с Моргенштерном и объявил войну Sony
«Сажусь в такси, а по радио играет моя реклама. И вот тогда я понял, что этот тот самый момент — популярность», — вальяжно раскинувшись на дореволюционного вида софе, рассказывает номинант в рейтинг Forbes «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Музыка», новый кумир зумеров Эдуард Шарлот.
К своим 22 годам он успел получить музыкальное образование (и с удовольствием позирует за фортепиано, наигрывая мелодии The Beatles), засветиться в проекте «Песни» на ТНТ и шоу Ивана Урганта, заключить контракт с могущественным лейблом Sony Music и скандально поссориться с ним, выпустить альбом с миллионными прослушиваниями, попасть в телевизор с рекламой «Мегафона» и получить творческое благословение от короля новой рэп-волны Алишера Моргенштерна, записав с ним совместный трек.
За 2019 год все это принесло юному Шарлот (по словам самого музыканта, его фамилия не склоняется) около 6 млн рублей, за восемь месяцев 2020-го — около 7 млн (до вычета комиссии лейбла).
Forbes пообщался с Эдуардом, его рекламодателями и экспертами на музыкальном рынке и узнал, как в «нежном возрасте» артист из Самары сумел завоевать любовь широкой публики и крупных брендов, почему не побоялся вступить в конфронтацию с Sony и что думает о мнениях хейтеров.
Путь пионеров
Эдуард Шарлот родился и вырос в Самаре в семье бизнесмена Валерия Шарлота, владельца компании по продаже сварочного оборудования «Элком-Самара» — по словам музыканта, одного из самых крупных предпринимателей региона в 1990-е.
Эдуард мечтал тоже стать бизнесменом, но быстро понял, что «не очень соображает по финансам» в отличие от брата-двойняшки Виталия. Когда Эдуарду было семь лет, отец отдал его в музыкальную школу по классу фортепиано. «Все детство было музыкальное: у нас в квартире было фортепиано — на нем играл отец — и CD-проигрыватель, на котором мы слушали Beatles», — рассказывает Шарлот-младший. Мать музыканта, по его собственным словам, ушла из семьи, когда братьям было по 12 лет. С тех пор они виделись всего несколько раз.
Окончив класс фортепиано, Шарлот на несколько лет забросил занятия. Но после 9-го класса, когда из-за низкой успеваемости его чуть не исключили из школы, решил, что «надо как-то определяться и себя находить». Нашел в музыке: по совету отца стал готовиться к сдаче выпускных экзаменов и поступлению на класс фортепиано в Самарский государственный институт культуры. Занимался по четыре часа в день и параллельно завел YouTube-канал, куда выкладывал фортепианные каверы на популярные зарубежные песни. Идею — вплоть до ракурса съемки — скопировал у аналогичного австралийского канала с 234 000 подписчиков. Первый же фортепианный кавер Шарлота на песню Do or Die группы 30 Seconds To Mars в начале 2014-го набрал 11 000 просмотров. Еще один кавер — на песню Пола Маккартни Queenie Eye — почти 20 000 просмотров. Видео Шарлот снимал на домашнюю камеру, а играл он на отцовском пианино.
Тогда же музыкант «начал постигать интернет-маркетинг»: нашел во «ВКонтакте» русскоязычный паблик, посвященный творчеству группы Green Day, написал администратору с просьбой выложить несколько своих каверов на песни коллектива. Тот согласился. Репост привлек к каналу десятиклассника внимание: «Мне начали писать люди, которые просили прислать ноты. А я сам подбирал мотив и играл, безо всяких нот».
Среди написавших был Марк Антипов, основатель начинающей самарской кавер-группы «Капитан Коркин». Антипов тогда искал в группу клавишника и пригласил на эту роль Эдуарда — тот согласился. «Я скинул ему, что мы играем, и оказалось, что наши вкусы очень схожи: мы оба росли на «битлах» и в новом составе начали играть их же более сложные песни», — вспоминает Антипов. «Когда у 16-летних пацанов сходятся вкусы, это говорит о многом. Это что-то около братской связи. Я серьезно!» — признается он.
С Антиповым и его группой Шарлот поначалу репетировал в свободное от учебы время, потом стал выступать на небольших фестивалях. Видеозаписи с таких выступлений приятели выкладывали на страницу группы во «ВКонтакте», но набирали максимум несколько сотен просмотров.
Параллельно с участием в «Капитане Коркине» Шарлот летом 2014-го вместе со школьными друзьями создал собственную группу The Way of Pioneers (в переводе с англ. «Путь пионеров», сокращенно TWOP). Репетировать стали в актовом зале школы, ключи от которого директор доверила ученикам на лето. В составе группы Шарлот впервые начал самостоятельно петь — сначала перепевал Beatles, а затем стал писать свои композиции.
На фоне нового увлечения он вышел из состава «Капитана Коркина». «Мы, молодые и импульсивные, поссорились, и он полностью ушел в свое творчество», — вспоминает Антипов. По словам Эдуарда, главной причина ухода стало то, что «это был 11-й класс, время подготовки в ЕГЭ, всякие недопонимания с отцом — хотелось заниматься только своей группой».
Король каверов
С первой собственной рок-композицией My heart feels calm here весной 2015 года Шарлот вместе с TWOP выступил на «Фестивале самарской музыки» в местном клубе «Звезда». Условия участия были просты: молодой группе нужно было выкупить у организатора и продать тридцать билетов, но Эдуарду удалось реализовать вдвое больше — через друзей и группу во «ВКонтакте».
«Его песни очень простые, в них практически ничего не добавляют, поэтому они работают»
После окончания школы Шарлот, как и планировал, поступил на эстрадно-джазовое отделение в Институт культуры. Будучи студентом, он успел записать с TWOP первый мини-альбом из нескольких рок-композиций. Группа потратила на запись и сведение треков в сумме 70 000 рублей, которые не окупились. «Мы выкладывали все во «ВКонтакте», о дистрибуции вообще не думали. Меня время от времени приглашали разово клавишником на выступления других групп — так и зарабатывал понемногу», — вспоминает Шарлот.
«В очередном порыве создать что-то новое» он оставил TWOP и вместе с барабанщиком группы создал новый проект Shark Milk. Написал пять вокально-фортепианных песен в жанре R&B, но ни одну не выпустил: «Мне не нравилось то, что получалось. Хотелось чего-то другого, и я даже не понимал чего». Эту группу он спустя год тоже распустил — решил «передохнуть от музыки».
«Музыкальная пауза» продолжалась до последних курсов университета. Тогда, в 2018-м, говорит Эдуард, он завел Instagram- аккаунт (сейчас 317 000 подписчиков), в котором начал «выкладывать видосики, просто чтобы напомнить всем знакомым, что я неплохо играю на пианино, ну и петь умею прикольно». Публиковать стал каверы на песни набиравших тогда популярность русскоязычных групп.
Один из таких каверов, снятых на телефон, — на трек «Все хотят меня поцеловать» группы «Пошлая Молли» — заметил лидер «Пошлой Молли» Кирилл Бледный. Он поделился роликом в сториз Instagram-аккаунта группы (675 000 подписчиков). «На меня подписалось за день 6000 человек: было 600 подписчиков, стало 6600, потом 15 000, — взахлеб рассказывает музыкант. — Я этого ждал давно. У меня появилось признание в поп-тусовке. Я поверил в себя». Кирилл Бледный на запрос Forbes в соцсетях на момент публикации не ответил.
Большое плавание
Благодаря росту аудитории внимание на музыканта обратило московское издательство «Джем», которое издает записи Славы КПСС, Юрия Хованского, Егора EGOR MUF Рязанова и других исполнителей. «Джем», по словам музыканта, пригласило его в столицу и предложило выпустить сольный вокально-инструментальный альбом (представитель издательства от комментариев Forbes отказался). На запись, сведение семи песен и съемку клипов на треки «Нити дев» и «Ах, я счастлив» музыкант потратил около 100 000 рублей, которые заработал, выступая клавишником на концертах других самарских групп. В подписи альбома решил использовать только фамилию — так появился звучный псевдоним Шарлот.
Весной 2018-го «Джем» выложил на стриминговых сервисах мини-альбом «Ах, я счастлив», составленный из нескольких сольных песен Шарлота о любви с мелодичной фортепианной музыкой его же авторства, треки с экспериментальным электронным аккомпанементом, а также совместный трек с основателем инструментальной рок-группы nobody.one Сергеем Табачниковым. Через несколько месяцев «Джем» выпустил и начал дистрибутировать еще один похожий сборник из шести поп-песен «Это наш мир», где фортепианная музыка сочеталась с «синтетической» — битами и электронными эффектами.
«Я проснулся другим человеком: появилось в разы больше и поклонников, и хейтеров»
С издателем Шарлот, по собственным словам, заключал разовые договоры на выпуск и дистрибуцию альбомов. Условия сотрудничества по разделению стриминговых доходов он не раскрывает, но уверяет, что «перечисления со стримов каждый раз внезапны и нестабильны в связи с отсутствием моего доступа к статистике и показателям со всех музыкальных сервисов». Сумма выплат не превышала 30 000 рублей за квартал, уточняет Шарлот. Всего на стриминге первых альбомов, выпущенных с «Джем», он, по собственным словам, заработал 100 000–120 000 рублей. По оценкам источника Forbes, знакомого с работой лейблов, стриминг мини-альбома «Ах, я счастлив» мог принести несколько сотен тысяч рублей, 30% из них «Джем» оставил себе, остальное перевел исполнителю.
В сотрудничестве с «Джем» в конце 2018-го Шарлот также выпустил альбом «Буду спать или нет», на запись которого, по собственным словам, потратил около 5000 рублей личных средств. Новые работы отличались простыми мелодиями и «острыми на язык» текстами, отмечает музыкальный журналист Артем Макарский. Шарлот пел о том, что «вынужден покинуть дом, встать к ветру лицом», и о том, что сдал экзамены и будет «пить и курить». « Это попало в сердце зумеров, потому что они услышали голос среди таких же, как они, — голос молодого, довольно харизматичного исполнителя. Он говорит о том, что думает. Эта честность и искренность привлекает», — считает Макарский.
По этому альбому артиста впервые узнала широкая аудитория. В конце 2018-го из-за «сложностей с учебой, отношениями с отцом и заработком» он посреди учебного года уехал на две недели в Санкт-Петербург и по совету друзей подал заявку на участие во втором сезоне шоу «Песни» на ТНТ. Кастинг в петербургской студии телеканала музыкант проходил с одной из песен с альбома «Буду спать или нет», которая «привлекла внимание с первой минуты прослушивания», рассказывает креативный продюсер «Песен» Константин Обухов. «Необычный тембр, яркая внешность, игра на инструменте, незаурядный текст — то, что он уникальный артист, было понятно сразу. Не взять такого в телевизионную съемку мы просто не имели права», — вспоминает еще один креативный продюсер шоу Даня Пронякина.
В эфире Шарлот исполнил «Буду спать или нет», «Я не один» и новую песню «Средний пальчик». Запоминающиеся мелодичные строчки под фортепианный аккомпанемент по итогу эфиров «никого не оставили равнодушными», уверяют продюсеры. Несмотря на это, в финал конкурса музыкант не прошел — победителем сезона стал рэпер Вячеслав Исаков, выступающий под псевдонимом Slame.
Лейбл, по словам Шарлота, взял на себя дистрибуцию песен на стриминговых платформах (Apple Music, Google Play, «Яндекс.Музыка» и др.), а также маркетинг и организацию концертов. За это по лицензионному договору, подписанному сроком на пять лет, Sony Music Entertainment Russia забирает 50% стриминговых доходов артиста. По агентскому договору сроком на 7 лет — 70% со всех рекламных поступлений.
Гендеров нет
Карьера Шарлота после заключения контракта с Sony Music пошла в гору: уже в сентябре 2019 года он выпустил новый полноценный альбом «Навечно молодой», в который вошел будущий хит «Щека на щеку» и еще восемь песен. Этот альбом, как и все предыдущие, Шарлот «записывал и сводил через друзей», поэтому вложения составили всего 15 000 рублей из личных накоплений (лейбл расходы на запись, согласно контракту, не покрывал).
Sony занялся дистрибуцией и маркетингом альбома, а также знакомством рекламодателей и стриминговых платформ с творчеством молодого исполнителя. Шарлот благодаря связям лейбла выступил в офисе Apple Music, а песня «Щека на щеку» позднее вошла в топ-100 лучших песен 2019 года по версии платформы.
В октябре 2019-го Шарлот с «Щекой на щеку» выступил на «Вечернем Урганте», а затем с новым альбомом провел осенний мини-тур (Москва, Казань, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург), организованный Sony Music. Доход артиста с тура до вычета комиссии лейбла основательница агентства по продвижению в музыкальной сфере SoldoutMafia Екатерина Павлова оценивает в 2,2 млн рублей.
Перед Новым годом с запросом на рекламу к исполнителю пришел «Мегафон» — Эдуард согласился сняться в ролике для телеком-оператора. С начала 2020 года видео транслировали по многим телеканалам и выложили в YouTube-канал «Мегафона», где оно набрало 1,5 млн просмотров. «Я проснулся другим человеком: появилось в разы больше и поклонников, и хейтеров», — говорит Шарлот. Количество лайков и дизлайков под видео было примерно одинаковым — около 33 000. «Я так понимаю это не он, не она. Это какое-то ОНО. », «Это бесполое «чудо» богатого папеньки», — отмечали в комментариях к рекламному ролику анонимные критики.
Впрочем, за квази-трансгендерность многие и полюбили певца. «Он может ходить так, как захочет, у прически, одежды, косметики нет гендеров, я вам напомню», «Да и самих гендеров нет», — защищали пользователи своего любимца. Шарлот на выпады реагирует «очень положительно», а на вопрос, почему, отвечает: «Это как объяснять смысл своей песни. Бессмысленно».
«Он говорит о том, что думает. Это попало в сердце зумеров»
По словам Эдуарда, заработать в 2019 году удалось и на нескольких корпоративах (например, на вечеринке Towards Winter люксового бренда Gucci), а также рекламной интеграции со спортивным брендом Puma. Российское представительство Gucci комментировать взаимодействие с Шарлотом и его гонорар отказалось, представитель Puma Russia на запрос Forbes на момент публикации материала не ответила. В «Мегафоне» также отказались комментировать сотрудничество с Шарлотом. Сам исполнитель по условиям договора с Sony Music свои доходы не раскрыл.
По оценкам источника, близкого к исполнителю, гонорар за рекламный ролик для сотового оператора составил порядка 1 млн рублей, выручка за один корпоратив — 500 000 рублей. Совокупный доход Шарлота до вычета доли Sony Music в 2019 году собеседник Forbes оценил в 5-6 млн рублей, после вычета — примерно в 1,5 млн.
По мнению Екатерины Павловой, никакого «особого секрета в дикой популярности» Шарлота нет: «Крупный взлет начался с шоу «Песни» на ТНТ, потом выступление на «Вечернем Урганте», далее появились публикации в Esquire, The Village», — перечисляет она удачные пиар-шаги исполнителя. Реклама «Мегафона» дала еще один всплеск, так как «телевизор по-прежнему смотрит огромная аудитория, а реклама сотовых операторов занимает большую долю эфира», — продолжает эксперт. По ее словам, «все в совокупности не могло не дать всплеска». Благодаря лиричным текстам и самобытному вокалу Шарлот завоевал поколение Z, а «зэты» сейчас двигают индустрию весьма уверенно и динамично — за эту аудиторию цепляются рекламодатели».
Основатель музыкального издательства DNK Music и селебрити-агентства Didenok Team Кирилл Диденок связывает успех еще и с самим образом Шарлота: «Он как юный поэт — такой Сергей Есенин нового времени от инди-музыки. К удри, локоны, голубые глаза и милая улыбка — все, что способно растопить сердца юных дев».
В рассуждениях о феномене Шарлота нельзя забывать и о профессионализме, подчеркивает Макарский. «Он умеет писать мелодии, у него чутье на это, — считает критик. — Он понимает, как написать хорошую песню, как сделать ее интересной с достаточно простой аранжировкой. Его песни очень простые, в них практически ничего не добавляют, поэтому они работают».
Сор из избы
В мае 2020-го об артисте узнали даже те, кто не видел рекламу «Мегафона». Неожиданно для музыкального рынка Эдуард заявил на своих страницах в Instagram (все публикации впоследствии были удалены) и во «ВКонтакте», что недоволен работой с Sony Music: лейбл, по словам исполнителя, эксплуатировал его как артиста, не выплачивал в полном размере роялти и подделывал документы.
В беседе с Forbes Шарлот признался, что конфликт зародился еще на старте сотрудничества — летом 2019-го. Лейбл, по его словам, отказался помочь с переездом в Москву. Он признает, что обязательств помогать с переездом не было в договоре, но считает, что «такая просьба вполне логична и точно не делает меня нахлебником». Практика оплаты переезда в другой город, а также покупки артисту домашней студии и концертного оборудования действительно частая, говорит собеседник Forbes на музыкальном рынке. Но, как правило, это происходит, «если лейбл уверен в финансовой прочности артиста и не выдавал ему большие авансы, на которые он сам мог себе позволить переезд и оборудование».
В итоге с переездом, по словам Шарлота, помог «один нерусский артист примерно 30 лет, который владеет своим лейблом и которого уважают абсолютно все» (его имя Эдуард назвать отказался). Он организовал Эдуарду переезд, снял квартиру и содержал его в первые месяцы. «Он хотел меня к себе в лейбл, но не получилось», — кратко поясняет интерес таинственного покровителя Шарлот. В сумме тот потратил на содержание Эдуарда около 300 000 рублей, которые исполнитель, по собственным словам, «должен вернуть».
Отказ Sony Music оплатить переезд в Москву Шарлот «стерпел». Но уже в сентябре 2019-го услышал первый звоночек о том, «что надо валить» из лейбла. После релиза нового альбома Sony Music предложил, по его собственным словам, снять клип на песню «Щека на щеку» бюджетом в 1 млн рублей: «Но после того как я расписал всю смету по их требованию, они говорят: «Ну, Эдуард, у нас есть только 500 000 рублей». Я отказался от денег и сказал: «Я что вам, торгаш какой-то?» Так не делается. Они повели себя грязно». В итоге вместо полноценного клипа, по словам Шарлота, лейбл снял «бэкстейдж с фотосъемки» (ролик набрал 8,5 млн просмотров в YouTube). Еще один минутный мини-клип на эту же песню (1,5 млн просмотров) Шарлот снял за собственные 5000 рублей.
По условиям контракта, маркетинговые траты на раскрутку альбома лейбл покрывал из первой выручки артиста. «Они выставили мне смету на 3-4 млн рублей за маркетинг. Получается, пока эта сумма отбивалась, я ничего не получал от них», — говорит Шарлот. Но по факту маркетинг и промо были плохими, считает он: «Щека на щеку» попала лишь на 90-е место в рейтинге Apple Music, а это «очень плохой результат». «Все прослушивания я обеспечивал сам — своей аудиторией в соцсетях», — уверяет Эдуард. Вычитание маркетинговых трат из первой выручки исполнителя — один из стандартных вариантов сотрудничества между лейблом и артистом, уверяет Екатерина Павлова из Soldoutmafia. «Лейблы — это про бизнес. Как они еще могут компенсировать свои вложения?» — говорит эксперт.
Осенью 2019 года Шар лот, по собственным словам, попросил Sony Music выплатить ему аванс на 500 000 рублей за синглы «Зимняя метель» и «В кровать тебя хочу», но деньги задержали на месяц: «Мне нужны были деньги — я только окончил университет и жил в Москве. Обычно лейблы входят в положение, но Sony не вошел». Во время задержки аванса Шарлот вспомнил про бумагу, в которой якобы оговаривалось, что лейбл не имеет права задерживать деньги больше чем на две недели. «Но мне сказали, что такой бумаги нет, и принесли новую, где написано уже про месяц возможной задержки», — рассказывает артист.
«Я так и не понял, ***** лейбл нужен. Все, что они умеют, — выманивать деньги с заказчиков»
Последней каплей весной 2020-го, по словам Шарлота, стала задержка выплат за рекламу Puma в размере 250 000 рублей: «Они начали задерживать мне на два месяца деньги, шантажируя тем, что я должен выпустить новый альбом». На протяжении двух месяцев Шарлот жил «за счет девушки» — блогера Дарьи Искренко (по словам музыканта, пара уже рассталась).
Этот эпизод представитель Sony, как и все другие вопросы о Шарлоте, комментировать отказался.
В знак протеста артист удалил все публикации со своей страницы в Instagram с 320 000 подписчиков. Во «ВКонтакте» оставил только видеообращение к лейблу и запись «ЛЕЙБЛ РАЗРУШИТ ШАРЛОТ». Свой новый альбом «Рожденный в аду», впрочем, он все равно выпустил с Sony Music, но от промо отказался: «Оно было хуже предыдущего. Я сказал, что не хочу отдавать деньги за то, что мне не нравится».
По словам Эдуарда, он договорился с Sony Music о том, что сразу после выпуска нового альбома стороны обсудят условия расторжения агентского договора, но компания перенесла переговоры на декабрь. «Если я так и не смогу расторгнуть с ними этот договор и освободиться от цепей, то будет суд и я его выиграю. И тогда Sony Music потеряет все», — грозит Эдуард. В своей победе артист уверен, потому что договоры с Sony Music якобы «не имеют никакой силы» из-за недостатка на них печатей.
Но проставление печати на договоре в принципе не является строго обязательным, тем более не является обязательным проставление печати на каждой странице договора, комментирует партнер FTL Advisers Дарья Невская. «В любом случае, даже если при заключении договора были допущены юридические огрехи, с тем учетом, что договор исполнялся сторонами в течение продолжительного времени, иск о признании его незаключенным, скорее всего, будет отклонен судом на основании противоречия действий истца принципу добросовестности», — считает юрист.
Шарлот вел переговоры с другими лейблами, у которых, имея обязательства перед Sony Music, просил «миллионные авансы за выпуск своего крайнего альбома», уверяет в разговоре с Forbes источник, знакомый с работой лейблов. Уйти от лейбла, по его словам, Шарлот решил, став популярным после рекламы «Мегафона», чтобы «продать будущие треки, рекламу, концерты другим лейблам, но дороже и на других условиях». «Это несправедливо в отношении Sony Music, который подписал Шарлота после участия в «Песнях», когда тот был неизвестен большой аудитории», — считает собеседник Forbes.
Если дело дойдет до суда, Шарлот не сможет доказать пункты договора, по которым лейбл не исполнял обязательства в надлежащем порядке, «учитывая опыт работы данного лейбла на рынке и положительного фидбека от крупных артистов», продолжает источник Forbes. «Если вовремя были присланы финансовые отчеты, произведены выплаты и артист не писал официальных претензий и жалоб на протяжении всего срока работы, то у него нет шансов», — уверен он.
История конфликта сильно запутана из-за «всех комментариев со стороны артиста и того, что лейбл ничего не хочет говорить по поводу этой ситуации». «Поэтому, кто прав, кто виноват, абсолютно непонятно», — резюмирует Артем Макарский.
Экономика протеста
Вынесение конфликта в публичное поле может помешать Шарлот заключить договоры с другими лейблами, считает еще один собеседник Forbes на музыкальном рынке. К негативным последствиям, по его мнению, привел и отказ Эдуарда от промо нового альбома «Рожденный в аду», у которого были «очень плохие прослушивания». «Он запретил лейблу использовать маркетинг: посевы, таргет и так далее — вот и результат работы», — констатирует эксперт.
С этим не согласна Екатерина Павлова из Soldoutmafia: по ее мнению, конфликт привлек к Шарлоту дополнительное внимание аудитории, что может спровоцировать рост концертного дохода в 1,2-1,5 раза в случае, если на ближайших двух осенних концертах в Москве и Петербурге будут распроданы все билеты. «Он, конечно, призвал не покупать билеты из-за его конфликта с Sony, но пока официальных заявлений об отмене нет и билеты продаются», — напоминает Павлова.
Рекламный ценник артиста, по ее оценке, после конфликта тоже подрос примерно в 1,5 раза, а после разрыва контракта с лейблом доход от этого направления может вырасти пятикратно. Но здесь роль мог сыграть не только скандал, но и YouTube-шоу «Студия 69» с участием Моршенштерна и Шарлота (4,5 млн просмотров), а также клип с Моргенштерном на дуэт «Малышка» (набрал 22 млн просмотров), считает Павлова. Ее догадки подтверждают данные GetBlogger: по словам директора по маркетингу компании Михаила Карпушина, рост известности и доходов Шарлоту принес в первую очередь дуэт с Моргенштерном, который артист записал в марте, накануне объявления о разногласиях с Sony Music. После выхода совместного клипа, по данным GetBlogger, на Шарлота в Instagram подписалось около 91 000 пользователей.
По словам источника, близкого к Шарлоту, за восемь месяцев 2020 года артист заработал около 7 млн рублей до вычета процентов лейбла. Из них 2-3 млн рублей Шарлот мог заработать в обход Sony Music, заключая договоры на проведение корпоративов и другую коммерческую деятельность напрямую с заказчиками. Сам музыкант эту информацию не комментирует, говоря лишь, что «мог заработать гораздо больше, если бы не отказывался от рекламы и выступлений в знак протеста против Sony».
Несколько сотен тысяч рублей в 2020 году Эдуарду, по собственным словам, принесли съемки в двух новых сериалах видеосервисов more.tv и ТНТ Premier. Названия проектов он оставил в тайне. Оба сервиса на вопрос о сотрудничестве с Шарлотом на момент публикации не ответили.
Исполнитель уверен, что в дальнейшем справится без лейбла: «На начальном этапе [лейбл] необходим тебе, если ты артист и у тебя нет никаких знакомств. Потом, если ты хороший многогранный артист, у тебя появляется собственная база рекламных агентств, заказчиков, тебя узнают. Лейбл тут уже ни при чем. Он особо-то не причастен к этому, дает толчок только на начальном этапе, — рассуждает музыкант. — Я так и не понял, ****** [зачем] лейбл нужен. Все, что они умеют, — выманивать деньги с заказчиков».
Музыкальный журналист Артем Макарский, впрочем, не уверен, что Шарлот готов к самостоятельной карьере. «Последний альбом [«Рожденный в аду » ] показал, что сильного развития у Шарлота нет, — считает эксперт. — Он топчется на месте, несмотря на минимальные нововведения. Песня «Шарлотка» мне кажется вообще чудовищной: самолюбование артисту на пользу не идет». По его мнению, Шарлоту «сильно не хватает человека, который бы его модерировал: такое ощущение, что внутренний ценз у него не совсем работает».
Впрочем, сам исполнитель уверен в будущем успехе и считает, что «никогда на российской сцене подобного [ему] не было и не будет». С этим смирился даже главный скептик в семье Шарлота — его отец. «Относится он к моей славе отлично. Спрашивает только постоянно, когда звезда даст ему денег на ремонт дачи», — смеется музыкант.