Что сейчас с манижей
Манижа и ее «крутая родня»: скандал вокруг российской участницы Евровидения разгорается
ЕРЕВАН, 5 апр – Sputnik. Страсти вокруг 29-летней певицы Манижи Сангин (Хамраева), которая в этом году представит Россию на «Евровидении», не утихают.
Ее композиция сразу вызвала противоречивую реакцию. В сети стали появляться ксенофобские комментарии в адрес артистки (у Манижи таджикские корни), недовольство у многих вызвал и тот факт, что она поддерживает борьбу за права ЛГБТ-сообщества.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко, к примеру, выразила удивление в связи с содержанием песни и поручила запросить у «Первого канала» информацию о том, как проходит процедура по выбору исполнителя от страны на престижный международный конкурс.
В то же время вопрос содержания песни российской исполнительницы на «Евровидении» подняла и сенатор Елена Афанасьева. По мнению Афанасьевой, «смысл в песне отсутствует, непонятно, что это за «афроамериканские танцы». Сенатор считает, что нужно понять, каких ценностей придерживается исполнитель, представляющий Россию.
А ранее к главе СК Александру Бастрыкину уже обращались журналисты издания «Ветеранские вести», посчитавшие, что сценический номер Манижи оскорбляет достоинство русских женщин.
Сама певица с иронией отнеслась к шквалу критики. Стоит отметить, что многие в сети поддержали Манижу. Вступилась за певицу и телеведущая Яна Чурикова, которая вела эфир национального отбора и часто комментирует сам конкурс.
Тем не менее, в сети не утихают предположения о «непростых» родственниках исполнительницы, якобы благодаря которым она и удостоилась чести представлять страну на престижном конкурсе.
Как ранее сообщали российские СМИ, Манижу на «Евровидение» лоббировали замглавы АП Сергей Кириенко и миллиардер, основной акционер и бывший председатель совета директоров банка «Россия», а также один из основателей и акционеров «Национальной Медиа Группы» Юрий Ковальчук.
Среди интересных фактов об Акмале Усманове, которыми он делился сам, можно отметить то, что он «был практически самым главным экологом, создал в Таджикистане экологическую милицию, экологический еженедельник, первые национальные парки, разрабатывал первые природоохранные законы».
В одной из публикаций Усманов также коснулся «Сангтуды ГЭС-1 и Рогунской ГЭС» (ОАО «Сангтудинская ГЭС-1» является совместным предприятием России и Таджикистана), но не раскрывал, в качестве кого он на них работал.
Интересно, что одним из подрядчиков «Сангтудинской ГЭС-1» в сети называют отца Манижи, мол, отец певицы Далер Хамраев, разыскиваемый за угрозу убийством, тоже разбогател на Сангтудинской станции. В целом же об отце девушки информации не так много (родители певицы в разводе). Как сообщают официальные источники, по профессии он врач, с переживанием относился к выбору дочери.
Зато очень верила в Манижу ее бабушка – психиатр по профессии. Именно она сказала, что та должна заниматься музыкой. Фамилию Сангин девушка взяла от бабушки.
Мать, Наджиба Усманова, по образованию психолог, у нее есть своя фирма дизайна одежды «Modardesigns».
Весьма любопытна родословная исполнительницы: дед Таджи Усманов — таджикский писатель и журналист — в его честь названа улица и установлен монумент в Худжанде.
А прабабушка была одной из первых женщин в Средней Азии, которая сняла паранджу и заявила, что будет работать. В связи с этим у прабабушки отобрали детей. Она очень долго их возвращала, но вернула, будучи при этом уже самостоятельной, работающей женщиной.
Манижа с семьей переехала в Москву, где позже училась в музыкальной школе по классу фортепиано, из которой через год ушла и стала заниматься у частных педагогов по вокалу. Она окончила факультет психологии в Российском государственном гуманитарном университете в Москве.
Напомним, что шоу «Евровидение» пройдет с 18 по 22 мая в Роттердаме. В каком формате состоится конкурс, пока не решено. В прошлом году шоу было вовсе отменено из-за пандемии коронавируса.
«Я сейчас убью тебя!»: бегающая с тапочкой за 30-летней Манижей мать рассказала о перепалке
Наджиба Усманова по первому образованию физик-ядерщик, по второму — психолог, у нее есть и своя фирма дизайна одежды Modardesigns, которая шьет костюмы всей команде Манижи и помогает в создании видеороликов. Мама сегодня является и продюсером Манижи.
ПО ТЕМЕ
«Без него я бы сошла с ума»: Манижа об отношениях с Киркоровым
«Физики могут работать везде, – улыбается Наджиба. – Технический склад ума и точный просчет очень помогают. К тому же многие физики, как мы знаем, любили музыку, играли на скрипке – взять того же Ландау».
Психология в ее жизнь пришла с рождением детей. «Я поняла, что мне нужны знания в этой области, чтобы адекватно их воспитать», – пояснила мать Манижи. А шитье одежды – еще одно занятие – в жизни Наджибы с юности. «Я шила себе, потом на заказ, зарабатывая этим деньги, когда надо было кормить детей в перестройку, – пояснила она. – Например, я одевала знаменитый ансамбль «Березка» и за счет этого выживала».
Сегодня на финансовое благополучие Наджиба не жалуется. Во многом, конечно, оно стало возможным благодаря талантливой дочери, которая даже на «Евровидении» пела и заняла там 9-е место. «Мы с ней партнеры, – пояснила мать. – Я же ее продюсер. Но при этом для меня очень важно, чтобы дочь себя не потеряла – я никогда не заставляла делать ее то, что она не хочет. Даже была ситуация, когда я одела ее в короткую юбку и мы поехали на запись песни. Дочь не могла долго спеть, а потом сказала, что ей некомфортно в такой юбке. Пришлось переодеться в спортивный костюм и песня была прекрасно записана».
Как и в любой семье, порой между матерью и ее 30-летней дочерью случаются размолвки. «Мы не ссоримся, но случаются перепалки, – пояснила Наджиба. – Например, я прошу: «Манижа, поешь!», «Манижа, надеть тапочки!». А она упрямится и отказывается. Я ей: «Простынешь!». А она не уступает. Я ей: «Сейчас убью тебя!» И начинаю с тапочкой бегать за ней. Это максимум, что может быть в плане ссор. А политических, моральных, духовных конфликтов не бывает между нами».
Правда, скоро Манижа покинет материнский хлебосольный дом. «Она выходит замуж!» – обрадовала «Дни.ру» мама. Но сама певица пока отказывается сообщать подробности грядущего торжества – боится сглазить.
Сами-то местные? Манижа поедет на «Евровидение» с песней про сильных русских женщин. За что ее возненавидели россияне?
Россияне выбрали российско-таджикскую певицу Манижу Сангин (Manizha) в качестве участницы международного вокального состязания «Евровидение». Она выступит на конкурсе с композицией Russian Woman («Русская женщина»). Решение вызвало бурю негодования: в Instagram Манижи появились многочисленные комментарии с требованиями отказаться от выступления на конкурсе, российские интернет-пользователи массово обругали песню исполнительницы, пообещали, что она не пройдет дальше полуфинала «Евровидения», а также выразили возмущение тем, что страну на музыкальном соревновании будет представлять уроженка Таджикистана. На певицу посыпались угрозы и оскорбления, выбор россиян также раскритиковали некоторые СМИ и даже политики. За что возненавидели Манижу — в материале «Ленты.ру».
Национальный отбор участника «Евровидения» — первый за девять лет — состоялся на Первом канале вечером 8 марта. С Манижей соревновались группа Therr Maitz и дуэт «2Маши», при этом 29-летняя Сангин единственная из претендентов выступила с песней на русском языке. По итогам голосования артистка получила 39,7 процента голосов, оторвавшись от «2Маши» всего на четыре процента. Коллектив Therr Maitz набрал 24,6 процента голосов, общую сумму которых Первый канал не раскрыл.
После объявления победительницы нацотбора в Instagram-аккаунте Первого канала поднялась волна негодования: под постом о том, что Манижа представит Россию на «Евровидении-2021», интернет-пользователи принялись обвинять организаторов конкурса в продажности, утверждая, что результаты голосования были куплены.
Первый канал профи в голосовании зрителей🔥 можно спросить у Алсу😂😂😂😂 и ее дочки
Критики посчитали, что их сограждане попросту не могли выбрать в качестве представителя России уроженку Таджикистана с «тупой» песней, которую также окрестили «каким-то стремным полурэпом». Пользователи предрекли стране провал на конкурсе, предположив, что Манижа не попадет в финал «Евровидения». Некоторые призвали канал в дальнейшем отказаться от проведения национальных отборов, а также потребовали, чтобы на «Евровидение-2021» отправили группу Little Big, несмотря на то, что она отказалась участвовать в национальном отборе, чтобы дать дорогу новым исполнителям.
Еще больше хейтеров собралось в Instagram-аккаунте самой Манижи, где от артистки массово потребовали отказаться от участия в «Евровидении». Там ее в основном ругали и оскорбляли за национальность, внешний вид и содержание песни — текст «Русской женщины» назвали «унизительным» и «оскорбительным» «издевательством над женщинами России», а саму исполнительницу — русофобкой и «дворничихой с полотенцем на голове», которая «выставляет русских посмешищем». «Нерусская женщина представляет Россию, еще и с таким названием песни», — возмутился один из комментаторов.
Песня ужасная, меня, как Русскую Женщину, оскорбляет эта песня и ее представление на международном конкурсе. Эту песню я не выбирала и миллионы других Русских Женщин тоже!
Оба поста суммарно собрали уже более десятка тысяч комментариев, большинство из которых — негативные, и их количество продолжает расти. Многие хейтеры также отметились в комментариях к новостным заметкам и статьям федеральных СМИ о том, что Манижа отправится на «Евровидение».
Чуть меньшая волна негодования по поводу выбора россиян поднялась в Twitter (возможно, сказалось замедление работы соцсети Роскомнадзором). Там, к примеру, заявили, что Манижа по национальности — еврейка, и раскритиковали ее за борьбу за права мигрантов. Однако куда больше в соцсети появилось твитов в поддержку артистки, а также шуток по поводу того, что россияне на самом деле должны были отправить на «Евровидение» Феликса Дзержинского или Александра Невского.
На сайте Change.org появились сразу несколько петиций с требованием запретить Маниже представлять Россию на «Евровидении». Впрочем, подписей под этими обращениями набралось немного. Под последним Instagram-постом артистки, в котором она радуется победе в национальном отборе, большинство комментариев оказались положительными: многие подписчики пожелали ей удачи на международном конкурсе и выразили слова поддержки. 10 марта клип на песню Манижи появился на официальном YouTube-канале «Евровидения», подписчики которого — как русскоязычные, так и представители других стран — расхвалили композицию и ее исполнение.
За Манижу также вступились в таджикской диаспоре — как заявил изданию «Подъем» бывший председатель Союза таджикистанцев России Абдулло Давлатов, артистка, выросшая в Москве, имеет полное право называть себя россиянкой. Он отметил, что родители Манижи — «чисто советские люди».
Сейчас у таджиков имидж такой, что кто-то ехидничает, издевается. Может, зависть у людей, что вот таджичка — и смогла выиграть такой конкурс. Как говорится, собака лает — караван идет
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Участие Манижи в «Евровидении» также раскритиковал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, которого возмутила фраза из песни артистки: «Сын без отца, дочь без отца». «Не уверен, что это хорошо для поднятия авторитета русской женщины и вообще России», — заявил политик. Не понравился выбор зрителей Первого канала и певцу Юрию Лозе, посчитавшему, что на конкурс «в очередной раз поедет от России то, что никому здесь в России не надо».
Композиция Russian Woman посвящена, как можно догадаться из названия, судьбе женщины в России. Один из куплетов, например, звучит словно причитания родственников в адрес незамужней и бездетной лирической героини — будто бы по мотивам классического выражения «часики-то тикают».
Тебе уж за 30, алло, где же дети?
Ты в целом красива, но вот похудеть бы.
Надень подлиннее, надень покороче!
Росла без отца, делай то, что не хочешь
Песня оказалась крайне богата на виды вокала: в ней присутствует бридж с мотивами русских народных песен («Все по кругу борются, да не молятся. // Сын без отца, дочь без отца, // Но сломанной family не сломать меня!»), а также припев на английском языке, в котором прославляется сила русской женщины. Часть композиции Манижа исполняет речитативом, пару строчек и вовсе не поет, а проговаривает («Теперь зарубите себе на носу: // Я вас не виню, а себя я чертовски люблю!»), а еще одну произносит с шутливым акцентом («Эй, русский женщин, давай, голосуй за меня!»). Песня длится чуть дольше трех минут.
Композиция на русском языке прозвучит на «Евровидении» впервые за 12 лет — последней участницей конкурса, спевшей на русском (а также на украинском), стала заслуженная артистка Украины Анастасия Приходько. Она выступила на вокальном состязании в 2009 году с песней «Мамо». В 2012 году музыкальный коллектив «Бурановские бабушки» исполнил на «Евровидении» композицию на удмуртском и английском языках Party for Everybody, заняв второе место.
Сама Манижа заявила, что Russian Woman — песня о трансформации самоощущения женщины за последние несколько столетий в России. Свое желание выступить на «Евровидении» артистка объяснила тем, что хочет поговорить с миром о том, что для нее действительно важно.
Я таджичка, но Россия приняла и вырастила меня. Я хотела бы, чтобы мир увидел нашу страну такой, какой ее знаю я
Манижа Сангин родилась в 1991 году в Душанбе, Таджикистан. Ее семья переехала в Россию, когда ей было два с половиной года, — из-за гражданской войны, разгоревшейся на родине. Она начала петь еще в возрасте 15 лет под псевдонимом РуКола. Это был продюсерский проект, в котором Манижа проработала до 17 лет, после чего решила заниматься музыкальной карьерой самостоятельно (помогала певице в этом ее мать, ставшая ее продюсером). В дискографии Манижи — два студийных альбома, Manuscript (2017 год) и ЯIAM (2018-й), а также вышедшая в 2019-м мини-пластинка Womanizha. В 2020-м она стала исполнительницей русской версии песни Loyal Brave True («На путь воина встаю») для диснеевского фильма «Мулан».
Артистка также известна активной общественной деятельностью — в 2019 году она запустила приложение Silsila для жертв домашнего насилия, выпустила клип «Мама» о тирании в семье. Помимо этого Манижа высказывалась в защиту сестер Хачатурян и поддерживала ЛГБТ-сообщество, а в декабре 2020-го певицу назначили Послом доброй воли агентства ООН по делам беженцев. Также она является амбассадором фонда «Подари жизнь».
Не было, наверное, еще ни одного «Евровидения», на котором россияне единодушно поддержали бы представителя своей страны — что вполне естественно, поскольку музыкальные вкусы у всех разные, и даже Little Big в свое время получили немало критики; та, впрочем, звучала громко лишь до тех пор, пока клип на песню Uno не побил все рекорды международного конкурса. Поток хейта в адрес Манижи, однако, от этой истории отличен — он, очевидно, вышел более массовым, а еще куда больше говорит о самих критикующих, нежели о певице или ее творчестве. При этом вполне поддается логическому объяснению и резкая реакция зрителей федеральных каналов, которая едва ли идет вразрез с основной риторикой, которую эти же каналы ежедневно используют уже годами.
Есть у этой истории и приятная сторона — как ни крути, Манижу с ее феминистской песней выбрали (пусть и из совсем небольшого числа претендентов) сами россияне — да еще и в Международный женский день. Благодаря им на крупном европейском конкурсе страну представит артистка, выступающая за ценности, которые почему-то до сих пор многие называют западными. И пускай хоть за рубежом образ России будет инклюзивным — лучше уж там, чем вообще нигде.
«Опухшая от слез»: объявившая о свадьбе Манижа рассказала, как ей дважды делали предложение
30-летняя певица Манижа, представлявшая Россию на конкурсе «Евровидение» в этом году, объявила, что выходит замуж. Артистка рассказала, что ее помолвка с режиссером Ладо Кватания состоялась еще летом, но они держали все в секрете. Что интересно, исполнительница хита «Russian Woman» получила сразу два предложения руки и сердца, и первое произошло в Грузии.
О своих переживаниях Манижа в красках поведала подписчикам в Инстаграм. Певица сообщила, что первый судьбоносный разговор с возлюбленным у нее произошел в уединенном месте с красивым видом и ее настолько тронуло его признание, что она прежде чем согласиться, расплакалась.
«В общем, это было в Грузии. Нет, мне не принесли кольцо в хинкали. Хотя, зная меня, такой план был. Так сложилось, что в этот момент мы оказались совершенно одни. Ни одного туриста или местного рядом. Только природа, ветер… И мое опухшее от слез лицо, ничем не уступающее хинкали»,
Напомним, Манижа еще до поездки на «Евровидение» признавалась, что ее сердце не свободно, но отказалась называть имя бойфренда. Однако секрет певицы раскрыли во время конкурса, где ее заметили в компании Ладо. Режиссер занимался постановкой номера артистки, а потом прилетел в Нидерланды, чтобы поддержать ее. Там они распивали шампанское и выглядели счастливой парой.
К слову, Манижа не особенно скрывала отношения с Кватания. К примеру, в октябре певица выкладывала совместные фото с режиссером с кинофестиваля в Сиджесе, где он представлял свой дебютный фильм «Казнь». Они вместе прошлись по красной дорожке мероприятия, а потом провели время в Испании.
«Я задумывалась бросить музыку»: как певица Манижа ушла из «шоу-рынка» и стала «сама себе лейблом»
На днях началось голосование на получение награды MTV Europe Music Awards. В числе номинантов певица Манижа Сангин больше известная как Manizha. Manizha выступает в номинации Best MTV Russia Act с песней «Ваня». Проголосовать за нее можно тут
Forbes поговорил с Манижей и узнал, как складывалась ее музыкальная карьера и почему песни для нее – не просто слова.
Смерть, война и Instagram
Июль 2013 года. Ледовый дворец в Санкт-Петербурге замер в ожидании американской певицы Ланы Дель Рэй. До нее на сцену выходит исполнительница Манижа. Из-за необычного имени публика поначалу думает, что это еще одна зарубежная звезда. Через несколько минут зал входит во вкус и начинает одобрительно скандировать.
Певица Manizha призналась в симпатии к Кадами Курбону
Менеджер Ланы боится, как бы приглашенная артистка не затмила его подопечную. Кричит из-за кулис «Stop it!» [остановите это], но его никто не слушает. Звукорежиссер не реагирует на просьбы убавить звук – делает вид, что не говорит по-английски. Таким, по словам Манижи, был ее первый выход на большую сцену. Через четыре года она соберет ту же площадку уже на свой сольный концерт.
В 2019 году, по оценке экспертов из сферы музыки и коммуникаций, она заработала около 56 млн рублей выручки и 36 млн рублей прибыли.
Вторая жизнь
8 июля 1991 года врачи роддома в Душанбе уговаривали мать отключить новорожденную девочку от аппарата, который поддерживал ее жизнь.
«Спустя много-много лет, когда врачи увидели, что я занимаюсь творчеством, что все пошло не так, как они предполагали, они, конечно же, извинялись. Они были шокированы тем, как сила воли одной женщины до сих пор меня ведет и вела с самого начала», – вспоминает Манижа.
Когда ей было полтора года, в Таджикистане началась гражданская война. Семья вскоре была вынуждена бежать в Россию. Певица признается, что у них не было «никаких прав, никаких денег, никакой крыши над головой».
Певица Manizha в гостях «Азия-Плюс»: «Я всегда состояла из трех языков»
Родители брались за любую работу: мама, Надежда Усманова, физик-ядерщик по первому образованию, мыла полы в подъездах и продавала футболки в переходах, чтобы прокормить пятерых детей. Сама шила им одежду.
В детский сад, а потом и в школу, Манижу зачислили за взятку, потому что у нее не было гражданства и прописки. По словам певицы, ее родители всегда «топили за образование». Например, заставляли усиленно учить английский язык, чтобы она могла «стать, кем захочет».
Побег от обыденности
Жизнь Манижи изменил фильм «Титаник», который вышел на экраны в 1997 году. Она начала петь. Раскидывала руки в сторону, как главные герои, и вторила Селин Дион «My Heart Will Go On». Бабушка заметила интерес внучки к музыке и настояла на том, что ей серьезно нужно заниматься музыкой.
Этот поступок был смелым – мусульманская культура не поощряет подобные занятия, особенно для женщин. С подачи бабушки Манижа поступила в музыкальную школу в класс фортепиано, а через год профессионально занялась вокалом.
Первое выступление на публике, которое помнит певица, было на школьной сцене. Исполняла Манижа все тот же хит Селин Дион. Зал, по словам Сангин, плакал. Ей тогда казалось, что зрителям не понравилась песня. Мама объяснила, что все наоборот. Тогда Манижа стала участвовать в песенных конкурсах, часто по совету преподавателей.
«Конкурсы учили меня правильному соперничеству. Я видела, что кто-то поет лучше – я стремилась петь еще лучше», – объясняет певица.
Маниже пришлось учиться принимать свой низкий голос, потому что ей говорили, что он «взрослый не по годам, не подходит к телу».
В 2003 году юная певица получила Гран-при фестиваля «Rainbow Stars» в Юрмале. В 2004 году стала лауреатом IV международного фестиваля-конкурса «Kaunas Talent». С 2005 года ее авторские песни «Ангел мой», «Рыба в песке», «Танец любви», «Ту буди» зазвучали на таджикистанских радиостанциях.
Конкурсы продолжились. «Мы ездили в Ригу, Эстонию, Болгарию. Куда только не ездили», – перечисляет певица.
По словам Манижи, инициатива исходила от мамы и бабушки. Они считали, что подобные мероприятия помогут Сангин развиться как исполнительнице. Манижа воспринимала эти поездки как возможность быть собой – заплетать кучу косичек и ходить в необычной одежде, сшитой мамой.
Поездки нравились ей еще и тем, что она пропускала школу, которую ненавидела – дети обижали непохожую на них одноклассницу.
«Я не хочу драматизировать, что ко мне не по-доброму относились. В целом у меня так и не сложилось семьи в школе. Не сложилось тепла», – делится Манижа.
В тисках индустрии
Когда Маниже исполнилось 15 лет, на нее обратили внимание в музыкальной индустрии. Имена первых продюсеров певица не называет. Во вторую команду входили Александр Никитин и Майя Серикова (экс-руководитель продюсерского центра Григория Лепса).
Певица рассчитывала, что сможет выступать с авторскими песнями. Но ей не дали этого сделать под предлогом, что даже Кристина Агилера записала свои песни только в третьем или четвертом альбоме. Ей внушали, что сцена требует определенных стандартов, вспоминает певица.
«Меня начали переделывать», – говорит Манижа. Перекрасили волосы в более светлый тон, заменили необычные рукотворные костюмы на женственные наряды, подобрали попсовый репертуар – при том, что певица любила музыку Radiohead, Билли Холидей, Бьорк. Придумали псевдоним Ру.Кола.
По словам певицы, выступать под вымышленным именем посоветовали сотрудники «Русского радио», потом что настоящее «слишком уж мусульманское».
В 2007 году она выпустила хит «Пренебрегаю», который транслировали на федеральных каналах. Сангин тогда училась на психологическом факультете РГГУ – пошла по стопам бабушки и мамы (она по второму образованию психолог).
Получать музыкальное образование принципиально не хотела.
На психфаке ей приходилось совмещать учебу с творчеством. По утрам спешила на пары, вечером выходила на сцену. По словам певицы, однокурсники обсуждали треки Ру.Колы, но не узнавали артистку без макияжа и сценического образа.
В 2008 году вышел альбом «Пренебрегаю», популярность певицы росла. Но Манижа вспоминает то время с горечью. По ее словам, радиостанции вмешивались в творческий процесс: могли попросить изменить куплет или сделать припев потише. Чтобы песню взяли в ротацию, нужно было платить деньги, утверждает певица.
«Это был мир коррупции, о котором все уже забыли. Слава Богу, сейчас все не так. Сейчас все намного хуже. Шучу», – добавляет Манижа.
В то время она получала по €10 000 за выступление, в месяц давала не меньше 10 концертов.
«Я очень много зарабатывала, больше, чем сегодня», – говорит певица. И добавляет, что этих денег было недостаточно. Маме приходилось залезать «в жуткие долги», чтобы «справиться с жирненькой коррупцией» и нечестными игроками рынка.
«Мне нравилось выступать, но я не чувствовала, что что-то собой несу», – объясняет певица. И добавляет, что к тому времени из-за особенностей шоу-бизнеса достигла «психологического дна».
Карьера на грани
Манижа ушла в свободное плавание, но повторить успех Ру.Колы не получалось. По словам мамы певицы, она не могла найти свой музыкальный почерк. Семья, видя это, предлагала заняться чем-то другим, устроиться на работу.
«Для меня творческие неудачи были сильным ударом моральным, меня прямо это уничтожило сильно», – делится певица.
Она «плевала в потолок» и всерьез думала бросить музыку.
Раздумьям помешал рэпер Алексей Косов, более известный как Ассаи, знакомый Манижи. В 2011 году он предложил ей переехать в Санкт-Петербург и принять участие в записи альбома «Ом». В следующем году музыканты Косова предложили певице сделать собственную группу Krip De Shin.
«И вот он, питерский андеграунд, которого я схавала сполна. Я знаю, что такое вонючие клубы, в которых заблеванные микрофоны и отвратительный звук», – вспоминает Манижа. Денег такие выступления не приносили – группа часто выступала бесплатно.
Певица снова была готова бросить музыку. Она не хотела возвращаться в шоу-бизнес, но и андеграунд был ей не близок. Сангин признается, что отношения в коллективе не складывались – ее сопровождали частые ссоры и слезы.
«Были моменты, о которых я не рассказывала своей семье. Мне приходилось ночевать в машине, есть самую чиповую [дешевую] шавуху [шаурму]. Я вообще не зарабатывала», – признается Манижа.
На последнем концерте в составе группы к певице подошел «классный мужчина в костюме» и пригласил на кастинг нового европейского шоу – по формату напоминающего Cirque du Soleil, только с вокалистами. Манижа признается, что отнеслась к предложению со скепсисом, но рискнула. Ее пригласили в проект, название которого певица не раскрывает по условиям договора (мама артистки пояснила, что организаторы надеются возродить проект). Следующие три года она проводила между Лондоном, Нью-Йорком, Москвой и Санкт-Петербургом.
В России за это время она успела записать саундтрек к фильму Ивана Вырыпаева «Танец Дели» и спеть в «Ледовом дворце» на разогреве у Ланы Дель Рэй вместе с группой Laska Omnia. На выступление ее пригласил основатель проекта, музыкант, саундпродюсер и композитор Андрей Самсонов (Laska Omnia на разогрев позвали организаторы концерта Ланы). В Лондоне дела не двигались с мертвой точки.
«Уже было написано более 100 песен. Я чахла, чахла с каждым моментом. И шоу не получалось. Ты ждешь, у тебя контракт, в котором даже твой вес прописан. Постоянный пушинг [давление] был», – вспоминает Манижа.
Из-за кризиса в 2015 году организаторы объявили, что проект не состоится.
«Я поняла, что нет вообще ни копейки денег. Фунт – сто рублей. Когда у тебя проездной на две недели стоит 150 фунтов, это 15000 рублей, ты думаешь: «Ёу…» Это тяжело», – делится Сангин.
Сумму заработка в тот момент певица не раскрывает, по ее словам, выплаты часто задерживали. Певица наудачу написала электронное письмо саунд-продюсеру Майку Спенсеру, который работал с Кайли Миноуг, Алексом Клэр, Джоном Ньюманом и другими популярными зарубежными артистами.
Он предложил ей сотрудничество. Но Манижа в последний момент отказалась подписывать контракт с лейблом.
«Для меня это было равнозначно тому, от чего я убегала в России», – объясняет певица. Она предпочла быть независимым артистом. В 2015 году Манижа вернулась в Москву.
Взлет в Instagram
Во время подготовки к европейскому шоу Маниже по контракту запрещали освещать подробности жизни и творчества в Instagram, который она завела еще в 2013 году. Материала за это время накопилось много, и певица начала выкладывать 15-секундные музыкальные коллажи и каверы в своем аккаунте, несмотря на запрет.
На старте у аккаунта было 700 подписчиков, через месяц их стало уже 5 000. С каждым следующим месяцем их число удваивалось. Ко времени официального разрыва контракта с зарубежным шоу за творчеством Манижи следили сотни тысяч человек.
«Я не думала, что Instagram – платформа, которая меня спасет. Думала только о том, что она меня может спасти морально. Я чувствовала себя привидением, переполненным внутри [творчеством]. Instagram был просто отдушиной», – объясняет Манижа.
Он же помог пережить разочарование от несостоявшейся карьеры в Лондоне. После официального завершения контракта она стала уделять Instagram все свободное время.
После возвращения на родину соцсети стали и источником заработка. По словам Манижи, она придумывала ресторанам концепции продвижения в Instagram – получала от 50 000 рублей за проект. Бренды и количество заказчиков певица не раскрывает.
Instagram принес новый виток популярности. В конце 2016 года Манижа без поддержки лейблов выпустила Instagram-альбом Manuscript. Еженедельно выкладывала одну новую песню – у каждой было Instagram-видео и отдельный арт-аккаунт.
Альбом три недели продержался в топ-чарте iTunes. Он вернул певицу на большую сцену – Манижа выступала на музыкальных фестивалях вроде «Пикника Афиши», на «Новой сцене Александринского театра», в московских клубах и на телевидении.
В 2017 году певица выступила сольно в Ледовом дворце Петербурга и в колонном зале Дома союзов. А в 2018 году появилась на сцене «Олимпийского» на концерте в честь юбилея MTV Russia. В том же году вышел ее альбом «Я I AM» в жанре этно-поп, соул и электронной музыки.
«У меня всегда была позиция быть не онлайн-артистом, а быть артистом сцены. Я всегда любила сцену. Хотела выступать, видеть зрителей», – комментирует Манижа тягу к офлайн-мероприятиям.
Она остается независимым артистом. Мама певицы выступает продюсером, стилистом и модельером – Сангин выступает в сшитых ею костюмах. Организовывать концерты помогает партнер – компания MS Production. Также в команде концертный директор, бухгалтер, юрист и семь музыкантов. Их работу оплачивает Манижа.
По оценке эксперта из музыкальной сферы, который предпочел не афишировать свое имя, выступление Манижи на частном мероприятии стоит около 1 млн рублей. Цена за концерт варьируется от региона: в среднем около 500 000 рублей за пределами столицы, по 2-3 млн рублей на больших площадках в Москве и Санкт-Петербурге. Общую выручку от выступлений в 2019 году он оценил в 40 млн рублей, прибыль – в 20 млн рублей. Эту оценку подтвердил концертный промоутер и директор артистов, основатель компании «Империя музыки» Табриз Шахиди.
Активная позиция
Большинство песен Манижи посвящены остросоциальной тематике. Так, в период пандемии она записала одноименную песню по мотивам хита Аллы Пугачевой «Человеку нужен человек». Песня и клип «Недославянка» посвящены мигрантам, а композиция «Мама» – проблеме домашнего насилия.
В день выхода клипа на песню «Мама» в марте прошлого года певица анонсировала выпуск бесплатного мобильного приложения Silsila – с его помощью можно сообщить о факте насилия и обратиться за помощью в ближайший кризисный центр.
По словам Манижи, главная сложность, с которой она столкнулась во время разработки – нежелание центров быть включенными в список, потому что у них не было ресурсов для оказания помощи. Вторая – отсутствие финансирования. У проекта должен был быть спонсор, но он отказался от сотрудничества в последний момент.
Сумму проекта певица не называет, но не скрывает, что маме пришлось заложить квартиру в Москве.
По данным источника Forbes, проект обошелся семье в 7 млн рублей.
«Я не могла стать резко фондом. Это годы усилий, набора адекватной команды. Это еще и огромные деньги, огромные знания. У меня были знания, как можно помочь людям, держа в руках телефон. И приложение – это была самая доступная для меня возможность помочь», – объясняет Манижа мотивацию выпустить приложение.
Певица Манижа запустила приложение для помощи жертвам домашнего насилия
Разработчики из компании «Айпартнер» признали, что использовали первый проект в качестве референса, но факт плагиата опровергли. Вячеслав Ткаченко, генеральный директор «Айпартнер» рассказал Forbes, что приложение было сделано за три месяца – чтобы успеть к выходу клипа.
«Поскольку проект был социально ориентированный, мотивация внутри команды была высокая, было много работы по ночам и на выходных, поэтому мы все успели. Также помогло то, что у нас уже был опыт разработки SOS-приложения с близким сценарием для другого некоммерческого фонда», – прокомментировал Ткаченко.
Правозащитница Алена Попова считает поступок Манижи неэтичным. «Копирование приложения – это за гранью», – встала на защиту Ривиной Попова.
Между тем, приложение Silsila скачали более 20 000 человек. Оно продолжает работать без поддержки фондов и инвесторов.
«Если говорить о социальных посылах артистки – имидж это или искреннее желание помочь – скорее, второе», – уверена Евгения Лампадова, основательница коммуникационного агентства «Лампа». Она ссылается на многочисленные посты в поддержку мигрантов, несмотря на то, что эта тема табуирована.
С точки зрения имиджевой составляющей такие высказывания рискованны, объясняет Лампадова. И добавляет, что после поста в поддержку ЛГБТ от Манижи отписалось несколько тысяч человек.
Манижа и Кристина Агилера спели песни для фильма «Мулан»
«Если бы речь шла о социальном исключительно как о части имиджа, она бы, во-первых, сократила количество таких постов, а не продолжала увеличивать их долю, и, во-вторых, сосредоточилась на одной, максимум двух темах, а не высказывалась регулярно по разным поводам», – говорит эксперт.
Манижа регулярно демонстрирует свою позицию: запустила флэшмоб «Травма красоты» против навязанных обществом идеалов. На одном из концертов прямо на сцене она смыла с себя сценический грим. Выступила с речью в защиту женского здоровья на международном саммите «Let’s Talk» в Анталье. Неоднократно поднимала вопросы домашнего насилия и женских прав во время поездок на Кавказ. Под эгидой ООН занимается проблемой беженцев.
В конце прошлого года по личному предложению Чулпан Хаматовой певица стала амбассадором фонда «Подари жизнь». В этом статусе Манижа помогает фонду «именем и временем»: представляет «Подари жизнь» и выступает от его имени перед благотворителями на различных мероприятиях и на своих площадках, рассказала Forbes Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь».
«Для нас это огромная ценность и помощь, так как без новых благотворителей, доноров и волонтеров фонд не сможет существовать, развиваться и дальше помогать врачам лечить детей. А Манижа – это «голос» фонда как раз для молодых ребят», – добавила Шергова.
Даже редкие рекламные кампании, на которые соглашается Манижа, посвящены борьбе с социальными проблемами. По данным Евгении Лампадовой, один рекламный контракт в среднем обходится брендам в 8 млн рублей. В год у певицы бывает по две крупные кампании.
Она редко соглашается на рекламу из уважения к аудитории (у нее 372 000 подписчиков в Instagram), объясняет певица. В каждом случае Манижа берет на себя роль агентства – придумывает вместе с рекламодателем концепцию и способ подачи сообщения, объяснила певица. Сотрудничает только с теми брендами, чьи ценности ей близки: «МегаФон», МТС, Dove, Maybelline, LG, Puma.
Манижа утверждает, что не зарабатывает десятки миллионов, и что пускает все заработки в творчество и на благотворительность [поддержание приложения Silsila и в фонды], чтобы «изменить мир».
«Артист должен быть просто таким, какой он есть. И не бояться что-то сказать, не бояться заступиться или отступить, или извиниться. Я поняла, что искусство может помогать. И могу рассказать свою историю и вдохновить», – заключает Манижа.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.