Что сейчас с лаэртским
Здоровье его Хулиганского Высочества: звезды андеграунда – в помощь Лаэртскому
У каждого времени есть свои герои – причем многие из них вовсе таковыми не кажутся. Иногда герои, совершившие кучу разных подвигов, сами нуждаются в помощи – и тогда нам не остается ничего другого, как прийти к ним на помощь: в конце концов, время без героев – это вообще не время. Сегодня в помощи нуждается замечательный музыкант Александр Лаэртский – человек, описавший безумный мир 80-х и 90-х с невероятной абсурдистской точностью.
…Далеко-далеко, в другой Галактике, на окраине миров, в системе Дагоба, на заросшей непроходимыми джунглями планете, в маленькой хижине живет мастер-джедай Йода. Сильнее и мудрее него не найти – Йода знает ответы на все вопросы, ничего не боится и может справиться с любым врагом. Но при первом взгляде на Йоду, вы и не догадаетесь, что перед вами – одно из самых сильных и мудрых существ во Вселенной: Йода мал ростом, внешне не столько нелеп, сколько комичен – он похож на результат генетического эксперимента между крокодилом Геной и Чебурашкой. Йода странно говорит – порядок слов в предложениях у него прямо обратен нормальной человеческой речи: они движется от дополнений к остальным членам предложения, тоже выстраивая их в обратной последовательности. Одним словом – знать мастера-джедая этого должны вы.
Йоду придумал американский кудесник Джордж Лукас, и все, кто хоть раз смотрел «Звездные войны», конечно, помнят это обаятельнейшее ушастое существо. Но старина Лукас и ведать не ведает, что настоящий Йода живет рядом с нами – он мудр не меньше, чем его киношный собрат, он сперва производит комический эффект, но за этим комизмом – бездна мудрости, ну а нелепом, но вместе с тем – чрезвычайно логичном и обоснованном порядке слов его речи я даже не говорю. Нашего Йоду зовут Александр Лаэртский.
Во второй половине 80-х на казавшемся необъятном кассетном рынке стали появляться записи неожиданной, очень странной и абсурдистской группы под названием «Волосатое стекло». Многочисленным барыгам было уже невдомек, что никакой группы «Волосатое стекло» на самом-то деле не существует, все то, что продавалось под этой маркой на самом-то деле – продукт творчества одного человека – Александра Лаэртского. Сам Александр в свое время расставит все точки над i в гигантском интервью контркультурному журналу «Энск», безапелляционно заявив, что, дескать, была у него когда-то такая группа – «дебильная и дегенеративная, как все школьное».
Никакого «Волосатого стекла», под лейблом которого ходили по рукам записи Лаэрсткого, фактически не существовало – эта группа записала 45 минут очень странных песен (Лаэртский там считается автором шести композиций, из которых во взрослую жизнь он взял одну – «Я Помню Себя»), но название приклеилось к Лаэртскому, и еще долго от него не отлипало, хотя, конечно, все то, что Лаэртский делал в музыке – он делал, в общем-то, в одиночку, сам, ну, разве что «с маленькой помощью друзей».
Эстетика Лаэртского чрезвычайно скупа и бесхитростна – он никогда не записывался в профессиональных студиях, все его сочинения записаны дома, в обычной московской квартире, порой – на откровенно самопальную аппаратуру. «А что тут такого – взял два магнитофона и пиши наложением», – безапелляционно заявлял Лаэртский, исполнявший роли не только сочинителя песен и вокалиста, но и гитариста, и клавишника, и аранжировщика. Простой звук клавишных «самоиграек» Лаэртский иногда украшал участием приглашенных музыкантов – если требовалось сыграть, например, соло, или где-то подпеть, при этом к инструментальному сопровождению Александр относился более чем иронически: в credits его альбомов фигурирует исключительно «гитарка». Она и звучит именно так, по-простому, без изысков – ну, гитарка и есть.
Альбомы и песни Лаэртского – это наш Беккет, это наш Кафка: в абсурдистском мире его героев, кажется, возможно все, при этом абсурд Лаэртского подчинен единой, очень четкой творческой логике. Я не зря вспомнил мастера Йоду в самом начале этой статьи – лексическое кружево песен Лаэртского строится следующим образом: стоит в тексте появиться какому-то персонажу или предмету, он мгновенно наделяется описанием (зачастую описание ставится сразу же после существительного) – от того комическая картинка предстоит перед нами во всей своей беззащитной нелепости:
На пляже мягко-песочном,
Под солнцем жарко-горящим,
Лежал я, коричнево-голый,
Весь в плавках и с пива бутылкой,
Ко мне подошел верзила,
Наступил мне на руку пальцастую…
Отточенный белый стих Лаэртского очень редко сменяется рифмованными строчками: вульгаризмы здесь, естественно, проскакивают (именно за это кассеты Лаэртского в свое время оказывались у помянутых ранее барыг рядом с творениями «Сектора газа» или, не к ночи будь помянута, «Красной плесени»). Но герои Лаэртского – это наши с вами соседи, приятель из соседней панельной пятиэтажки, со своими простыми бедами и с предельно понятными желаниями. Даже особо не надо напрягать воображение для того, чтобы представить себе трагическую картину, рисуемую Лаэртским:
Арнольд Шварценеггер мышцами
Играл на фотографии,
А я, с похмелья жуткого,
Лежал с корявой девкою…
Все это было невероятно точно – и, вместе с тем, невероятно смешно. Даже когда Лаэртский замахивался на идолов Советского государства: космонавтов, солдат, партизан, комсомольцев – он мог одним росчерком перечеркнуть весь официальный пафос, от чего пропагандистская машина начинала чахнуть, фырчать и обязательно издыхала.
Отважный партизан Коля, вооруженный баяном и баранками, разгоняет у него взвод гестаповских солдат, космонавт Гагарин дает пинка неизвестной девке, решившей облегчиться рядом с космодромом, а вишенкой на торте сияет деревенский парень Федя, отметелевший вилами, косой и мясорубкой помещичьего сына Миколку. Занавес. Апогеем творчества Лаэртского становится альбом 1988 года «Пионерская зорька», записанная Александром за два дня при помощи старого приятеля Антона Егорова в более-менее приличных условиях – в радиоузле книжного издательства «Молодая гвардия» на пульт «Электроника» и клавишах Yamaha: Егоров как раз и работал в издательстве, выступив «продюсером» этой записи. Подыграть на бас-гитаре позвали Дмитрия Ивановского (с ним Лаэртский когда-то пытался сделать «серьезную» группу «Постоянство памяти»), а вторым клавишником позвали Олега Филатова. Собственно, вот и вся творческая кухня – а в результате весь упомянутый выше абсурдистский черный юмор Лаэртского хлынул нам в головы и остался там навсегда. Лаэртский стал живым классиком.
Рисунок Алексея Уварова
Неудивительно, что в годы расцвета отечественного радиоэфира Лаэртского позвали на «Эхо Москвы» вести ночную программу «Монморанси». О, эти сладостные часы ночного ожидания – а затем два часа невероятного безумия. Если бы «Мойти Пайтон» отправились на радио, у них получилось бы что-то вроде того, что творил в ночном эфире Лаэртский – его эфир был наполнен аудиоджинглами о противостоянии умного пса Монморанси и коварного нечистоплотного Опоссума. Выдержки из дневников последнего зачитывались с особым трагизмом («Вчера попал под трамвай – а ведь в нем были дети»), сообщениями о фактах из жизни культовых героев литературы и искусства («Если ударить Чебурашку по морде, то звук получится вот такой – БОМММММ»), ну и, конечно, приглашенными гостями. Эфир с оперным певцом Эриком Курмангалиевым до сих пор слушается как нечто невероятное – Курмангалиев принял что-то явно запрещенное перед эфиром и полтора часа оглашал студию инфернальным смехом, периодически прерываясь на короткие, но емкие фразы, сдобренные отборным матом. Сам Лаэртский был так впечатлен, что даже нарезал кусочки этого интервью и вставил их в свой блестящий альбом «Вымя».
Надо сказать, что во всей этой абсурдистской катавасии Лаэртский смотрелся невероятно выигрышно: мгновенная журналистская реакция, полное отсутствие штампов, способность к гомерически смешной импровизации. Однажды, беседуя с неким маркетологом – порой на роли «приглашенных гостей» звались приятели Лаэртского – он вдруг разразился четвертьчасовой тирадой о Дарье Ивановне Финиш, которая снимается в каждой рекламе, что показывают по телевизору, только мы об этом не знаем – простите, но пелевинскими Татарским и Азадовским из «Generation π» в этот момент даже не пахло.
Сценические выступления Лаэртского с его «Лаэртским-бэнд» представляли собой скорее душевные посиделки с цитированием любимых песен и бесконечных коротких стишков Александра. К подбору музыкантов и инструментов в состав группы Лаэртский подходил исключительно по наитию: «Вот – дудку бы взял, не знаю, как она там называется, просто послушал бы, как звучит, и взял!» – заявлял он.
Лаэртский рисовал – его наивными акварелями иллюстрировались его же альбомы: собственно, названия акварелей говорили сами за себя: «Буратино с дураком-Мурзилкою, растаскивая Южную Америку, напугали киску», или «Витязь, сошедший с прекрасных полотен Ильи Глазунова, производит отлов Чебурашек». Но вершиной творчества стала акварель с гигантской виселицей, на которой болтаются все детские герои – от Буратино до Самоделкина – с лаконичной подписью «Декабристы».
Лаэртский снимался и в кино – естественно, все у тех же друзей: питерская группа «НОМ» в своем эпическом шедевре «Звездный ворс» дала ему роль Юлия Гогарина, настоящего первого космонавта, истинного мудреца и приверженца всех религиозных конфессий одновременно. А сам Лаэртский начал активно сотрудничать с другими музыкантами, записывая совместные альбомы с «Запрещенными барабанщиками» и «Джа дивижн», а также – периодически публикуя авторские колонки для разных журналов.
Беда пришла неожиданно: несколько лет назад Александра сразил инсульт. Активная концертная деятельность была прервана: Лаэртский не мог ни петь, ни играть на гитаре. Но сочинять он не перестал – выпустив все с теми же «Джа дивижн» целую «оперу» «Друзья Германа» и альбом «ЖЖ – Женские Житухи». Казалось, что все хорошо, восстановление потихоньку продолжается – но, увы, средств на лечение музыканта все еще не хватает.
И вот друзья Лаэртского снова собираются вместе – Андрей Кагадеев, Виктор Пузо, Вадим Степанцов и многие другие встретятся 12 ноября в уже ставшей культовой «Рюмочной Зюзино», чтобы сыграть концерт, все сборы от которого пойдут на реабилитацию Александра Лаэртского. Думаю, ему это должно понравиться – где же еще собираться друзьям, как в одном из последних неформальных мест Москвы! Ну а в том, что Лаэртский сможет победить болезнь, лично у меня нет никаких сомнений – в конце концов, этот мастер-джедай умеет управлять Силой, как никто другой. И, пока в нашем мире есть тот, кто умеет управлять Силой – нам бояться нечего: оптимизм не закончится, самоирония не иссякнет, а если хочешь победить беду – низведи ее до абсурда, она станет смешной, пустой и неважной.
Лаэртский умеет это так, как никто не умеет. Лучше всех. Ну а наш долг – ему помочь. Иногда и мастера-джедаи нуждаются в помощи.
Место : «Рюмочная Зюзино»
Состав участников концерта : Андрей Кагадеев и Николай Копейкин (НОМ), Вадим Степанцов и «Бахыт Компот», «Запрещенные Барабанщики», Сергей Зхус, Найк Борзов и другие.
В рамках вечера также пройдет благотворительный аукцион художников и почитателей творчества артиста, среди которых Андрей Алексеенко, Виктор Пузо, Михаил Рубцов.
Подробности здесь.
Хочется плакать, холодного пива,
Ёбаный насморк и курочку «гриля».
Халву ненавижу, но щас бы колбаски
Александр Лаэртский (настоящая фамилия Уваров) — в прошлом наладчик ЭВМ в НИИ, музыкант, поэт, художник, радиоведущий, орнитолог, сделавший много чего неиллюзорно доставляющего. Написал множество эпических песен и имел отношение к различным музыкальным проектам, среди которых «Волосатое стекло», «Постоянство памяти», «Голоса родных». Зажигает аж с середины восьмидесятых и доставляет до сих пор. (лурк)
«Он душой хантымансиец, но с московскою пропиской»
Два чекиста в черных куртках, в галифе и с сапогами
Шли на место преступленья — в город Кунцево далекий
Где петлюрцы да бендерцы, всяки люберцы да негры
Изнасиловали дочку председателя совдепа
На глазах у детей съели коня
Злые татары в шапках киргизских,
Вы еще тут? Тогда держите мульт-клип на песню «Хуй, Говно и Муравей»
На лужке гусёк пасётся
Молодой и с длинной шеей,
В небе свищут разны птицы,
Под кустом лежу я с книжкой.
Красна ягода рябина,
Солнце весело сияет
И колхозники с граблями
Сеют лён да просо всяко.
В стройотрядовском бушлате
Вместо чая пьёт водицу,
Щи не ест и макароны,
Страсть не любит толстожопых
Командир их стройотряда,
Молодой узбек в тельняшке.
Без зубов, с распухшим носом,
Ловко карты он тусует,
А его по роже лупят
В доску пьяные партнёры.
Но шлепки ему по хую,
От него жена сбежала,
Поступать она решила
В Институт Московский Связи
И работать очень хочет
Командиром сельской почты.
Ну и картинку напоследок
Последний ролик проплывал (слово подходещее) тут, но проплывал обезличенно.
Детства моего чистые глазёнки..
школьные годы вспомнились
у него почти в каждой песне драма присутствует,вроде и смешно,но если призадуматься.
Я уже месяц не какаю
И это меня беспокоит.
Видимо, что-то неладное
Случилось с моим здоровьем.
Видишь, как я страдаю?
А ты со своей любовью!
Отстань, дурилка картонная!
Я задумчивый сильно нынче.
Что же со мной случилось?
И за что мне напасть такая?
Я уже месяц не какаю
И скоро умру, наверное.
Ответ на пост «На одной волне»
Подержите мое пиво! ))) Бродил как то в Тюмени по торговому центру и забрел в магазинчик «Экспедиция». и прикупил понравившуюся мне прикольную футболку с прикольным рисунком «медведь гонится за человеком» и надписью «Siberian fast food». Возвращаюсь из командировки, жду трансфер в аэропорту Бомако (Конго). и тут ко мне подходит паренек в футболке с АБСОЛЮТНО (до мелочей) ТАКИМ ЖЕ РИСУНКОМ, но с надписью «Canadian fast food»! Парень, конечно же из Канады, но, как позже оказалось, его дедушка с бабушкой были русские эмигранты и он очень обрадовался узнав. что я из России и даже попытался говорить на русском.
Бывший.
Был друг, хороший человек. Попал в блуду, попросил денег. Я взял кредит. Друг выплыл, отдал три четверти, больше у него нет. (около сотыги еще должен, плачу)
Была жена. Случилась беда, онкология. Метания туда-сюда, беготня. Врачи, больница, взял кредит. Слава богу, полная ремиссия и жена мне говорит, что жила как-то скучно, (или не так), в общем ей не хватает нового и и свежего.
Я не новый, явно не свежий, (47Лет)
Около миллиона еще должен.
На одной волне
Лечу домой на праздники в таком прикиде, чтобы удивить семью. Перед вылетом встретил в аэропорту этого незнакомца. Сразу скорешились.
Поднебесное
Ещё ответ на пост «как это работает»
Давным давно работал я в одной кофейне. Олды вспомнят))
Открыли ещё одну кофейню и в честь открытия,поставщик с большой скидкой продал нам хороший кофе. Мы поставили цену за кг кофе в 750р и устроили дегустацию (цена чуть выше закупки). В итоге кофе ни кому не понравился и купили за пару недель всего 1 кг. После этого я поставил цену в 2900р и 25 кг кофе ушло за 1,5 недели. Всем очень нравилось и я затрахался слушать хваленые оды о том, какой богический вкус и аромат у этих зёрен от тех же людей, которые неделю назад чуть ли не плевались от него.
Все это время кофе варил один человек и оборудование не менялось.
Россия в персиках
Для справки, Россия располагается в основном:
Тот момент, когда болт, который ты затягивал, вдруг стал подозрительно легко крутиться
Опасное задержание
Франсуа Бертильон, злоумышленник, который в возрасте 2-х лет был задержан по обвинению в чревоугодии, а именно за то, что надкусил все груши из корзины.
Является сыном Альфонсо Бертильона — создателя системы фотографирования преступников, который сделал этот фотоснимок в 1893 году.
Третий путь пусть останется за кадром.
Прошу прощения за шакалов, такой был источник.
Какая у вас милая свин.
Ответ на пост «Бесплатное кафе»
Отдыхали в Греции, в 2005 году. Взяли с женой машину напрокат. Навигатора тогда не было, заблудились. Встретили местного дедушку, адрес называем, он кивает, объясняет, руками машет. Мы его не понимаем, очень запутанно. Он рукой махнул, сел с нами. Стал руками показывать куда ехать. Увезли его на другой конец города. Доехали до отеля, я ему деньги предлагаю, он ни в какую. Нахмурился, пальцем погрозил и улыбнулся.
Даже сейчас пишу и улыбаюсь, такой бескорыстный, солнечный дед.
Циан, хочешь без национальностей?
Ну ладно, не пишем.
А последней фотографией сдаваемой квартиры постим эту
Российский тренер по борьбе отказался платить за пиццу и избил курьера
В Москве тренер по греко-римской борьбе Арсен Мелкумян избил курьера, потому что не смог заплатить за пиццу. Об этом сообщает Telegram-канал «Осторожно, новости».
24-летний тренер заказал две пиццы на 1700 рублей. Курьер приехал по адресу, но Мелкумян отказался платить, начал оскорблять работника службы доставки, ударил его по лицу и закрылся в квартире.
Когда доставщик пришел в себя, он обратился к правоохранителям.
После проверки выяснилось, что у Мелкумяна уже есть несколько административных правонарушений за мелкое хулиганство, неподчинение сотрудникам полиции и просроченные штрафы за вождение.
За две украденные пиццы и нападение на курьера на тренера завели уголовное дело по статье 161 («Грабеж») УК РФ.
Ранее полиция Санкт-Петербурга объявила в розыск бойца смешанного стиля (ММА) Бунеда Тухтаева, напавшего на правоохранителей.
Бабушка пикабушника
Вчера звонит отец около 8 вечера.
О: у тебя все нормально?
Я: нормально, а почему спрашиваешь?
О: бабушке хрен какой-то позвонил, тобой представился, сказал что машина сбила, в больнице лежит.
Я: у меня все нормально, это мошенники наверно.
В это момент идёт параллельный вызов от самой бабушки. Взять трубку не успел. Перезвонил сразу и успокоил.
Сегодня заехал к ней, подробности хотел узнать. Взял ее мобильный (кнопочный бабушкофон) хотел белый список включить, чтоб никто посторонний не звонил, но такой функции в нем не оказалось.
Похвалил бабушку за бдительность. Обнял и поехал на работу. Бабушке 86 лет. Живёт одна. Уже 10 лет деда нет. Ходит с трудом, но голова в порядке.
Музыканты поддержали Александра Лаэртского
В «Рюмочной Зюзино» всегда происходит веселый дестрой, лихое застолье, как в лучших гамбринусах. Исааку Бабелю прибухнуть в таком месте было бы точно в удовольствие. Пристань загулявшего поэта.
Фото Михаила Кузнецова
Когда я там впервые оказался – подумал, что ошибся дверью. Помятый мужичок в петушке флегматично пьет пиво из трехлитровой банки, буфет какой-то с подносами, ящики с пустой стеклотарой. Но потом смотрю – афиши с Мамоновым, «Запрещенными барабанщиками». Значит, здесь! За несколько лет существования в «Рюмочной Зюзино» прошло огромное количество сейшенов и выставок.
Это – единственное в своем роде место в Москве, где спокойно уживаются концерты «Вороваек» и Леонида Фёдорова, где может читать лекцию Николай Дроздов, а на следующий день там будут играть «Бахыт-Компот», «Ном» или гитарист американской группы Swans Кристоф Хан.
В минувшую субботу почитатели творчества Александра Лаэртского собрались в стенах этого культового заведения, чтобы собрать деньги на лечение любимому артисту. В 2011 году он пережил инсульт и каждый год нуждается в реабилитации. Друзья-музыканты ежегодно проводят фестиваль «Добрый вечер», все вырученные средства от которого передаются семье дяди Саши.
Открыли концерт «Марлончик Бенд». Потом на сцену вышел известный андеграундный шоумэн и художник Виктор Пузо. В этот вечер он выступал один под гитару, как антибард из похмельных глубин русского ада. Особенно убедительно он исполнил дарк-фолковую версию знаменитого шансонового шлягера «Кольщик» и свой программный суперхит «Уважайте пьяных». Отдавая дань уважения творчеству Лаэртского, он выдал публике кавер на его «Детства чистые глазенки».
Выступления артистов перемежались с благотворительным аукционом, на нем продавались картины.
Фото Михаила Кузнецова
Магистр Ордена куртуазных маньеристов, поэт Вадим Степанцов вышел на сцену «Рюмочной» со своим свежим проектом Bueno Caminante бiг-бенд. Люди в цветастых рубахах своим появлением обозначили начало настоящего алкогольно-танцевального праздника. Панковский балаган на сцене, медные трубы, латино – как по мне, так это звучало круче шнуровского «Ленинграда». Хоть и сравнивать такие вещи совсем было бы пошло. Лучше уж с Gogol Bordello. Вадим Юрьевич – прекрасный фронтмен, человек-праздник.
Володя Карабас из легендарной группы «Х.. Забей» совместно с Кириллом Немоляевым исполнил эксклюзивную программу из песен Лаэртского. Особенно сильно и мощно под дружеское ржанье и гром аплодисментов были исполнены лирическо-исповедальная «Я помню себя», залихватская «Дети хоронят коня» и гуманистическая «Х. г.. и Муравей». Еще за тридцать лет до появления «ТикТока» группа «Х.. Забей» делала лаконичные и смешные песенки. Вообще для тех, кто не в курсе – в работе «ХЗ» когда-то принимали участие певица Марина Хлебникова и рокмэн Найк Борзов.
Кстати, автор хита про маленькую лошадку тоже появился на этом благотворительном вечере. Год назад он даже специально для этого сделал сайд-проект, который называется «Торнадо». Монотонный психоделический гаражный рок с текстами ранних стихотворений Лаэртского. Сам Борзов играет в группе на барабанах и поет одновременно. Выступление «Торнадо» было сильным, шаманским. Хорошо знакомые знатокам песни Лаэртского звучали в таком музыкальном оформлении необычно, на новой глубине (в хорошем смысле слова «глубина»).
Мне как артисту тоже довелось поучаствовать в этом мероприятии. За что благодарен организаторам «Доброго вечера» – непосредственно всему коллективу «Рюмочной Зюзино». Было в радость и спеть, и побыть среди зрителей.
Веселье шло, напитки текли рекой. Пожилой мужчина разделся по пояс, кому-то разбили морду на улице, народ хором пел песни Лаэртского, люди братались и плясали, элегантные дамы с винишком общались с суровыми парни пролетарского вида. Внезапно повзрослевшие дети лет пятидесяти радостно вопили тексты любимых песен и задорно «хоронили коня». Если бы забрел кто нездешний, он бы испугался. В лучшем случае подумал: что за абсурд здесь происходит? Все как надо происходит. Все, как в параллельной вселенной песен Александра Лаэртского.
Если вы не слышали их, настоятельно рекомендую вам начать с альбома «Пионерская зорька». Специфический юмор, ироническое отношение к реальности, если бы Григорий Остер решил бы когда-нибудь пропеть свои вредные советы, да еще и с матерком, – он был бы Лаэртским. И в качестве бонуса: обязательно найдите архив его радиопрограммы «Монморанси». Ее выпуски выходили в ночном эфире «Эха Москвы» четверть века назад. В них во всей полноте раскрывается мифотворческий, «тележный» потенциал Александра Лаэртского.
Спасибо Лаэртскому за «детства чистые глазенки»! И крепкого ему здоровья.