Что сейчас с кразом
Банкрот КрАЗ: выживет или нет?
Украина рискует лишиться единственного национального производителя грузовиков. Знаменитый КрАЗ из Кременчуга переживает очень тяжелые времена, и просвета не видно. Да и тенденции нехорошие: львовские автобусы ЛАЗ уже давно не выпускаются (и самого завода не существует), запорожские ЗАЗы тоже.
Новые КрАЗы выглядят грузовиками из девяностых, зато с QR-кодом на кабине
Если судить по новостям на сайте предприятия, то поставки идут: в январе в Полтавскую область отправились автокраны, Укрнафта получит партию цистерн, еще было построено несколько цистерн с бескапотной кабиной (эти кабины, которые поставляет Qixing из Китая, напоминают старые МАНы), понемногу выпускаются и армейские автомобили.
Это тоже КрАЗ, но с китайской кабиной «хочу быть МАНом»
Но социально-финансовые известия из Кременчуга неутешительны. Предприятие — банкрот, долги по зарплате сотрудникам составили 19 млн гривен (это 48 млн рублей), задолженность в пенсионный фонд — еще 9,6 млн гривен. Зарплату за сентябрь предприятие выплатило только в начале декабря! Причем в среднем люди получили по три тысячи гривен (7600 рублей) из-за того, что за месяц завод работал всего 12 дней. Недавно мэр Кременчуга упомянул, что КрАЗ функционирует по два дня в неделю.
Сейчас городские власти пытаются отсудить у КрАЗа общежитие-многоэтажку: в здании регулярно отключают электричество и подачу тепла за долги — причем из-за сырости, судя по коллективному письму работников автозавода, в здании поселились блохи. В ноябре отопление отключали даже в заводской поликлинике. Понятно, что в такой ситуации требовать от работников создания качественных автомобилей бессмысленно, но очень плохо и с заказами.
А ведь были и другие времена: завод работал без остановок, одна за другой создавались новые модели и модификации — и с собственным стеклопластиковым капотом, и с различными экзотическими кабинами, включая кабину от модели Renault Kerax.
Опытный КрАЗ с кабиной Renault Kerax
Но все они либо остались в единичных экземплярах, либо выпускались малыми партиями, а основу гаммы из года в год составляли грузовики все с той же давно устаревшей «носатой» кабиной образца семидесятых: она немногим младше камазовской.
Этот снимок сделан в 2014 году, когда шли поставки для армии Египта
Когда разразился военный конфликт на востоке Украины, одно из местных новостных изданий написало: «Война в Донбассе обеспечила КрАЗ крупнейшим в истории госзаказом». Воодушевленные кразовцы предлагали военным одну модель за другой, включая броневики: их начали делать при помощи компании Streit Group со штаб-квартирой в Арабских Эмиратах, которой владеет эмигрант из России Герман Гуторов. Но эйфория вскоре обернулась разочарованием: активная фаза боевых действий в Донбассе сменилась противостоянием, убыли техники почти не стало — и заказы от ВСУ в целом иссякли.
Выглядит грозно, но финансовое положение не спасет: броневик КрАЗ Фиона
Минобороны Украины в 2018 году закупило всего 59 КрАЗов, а по состоянию на октябрь 2019-го — ни одного, поскольку приоритет отдается белорусским МАЗам-6317 (их собирает под своей маркой компания Богдан из Черкасс). Как указывают кразовцы, в последнем тендере для Укроборонпрома на сумму 22 млн гривен в открытую указано, что шасси должно быть Минского автозавода.
Украинские военные предпочитают МАЗы, собранные под маркой Богдан
Даже сам Кременчуг отказывается от своей же техники: в январе город получил по два мусоровоза-cнегоуборщика (и такие гибриды бывают из-за нехватки средств!) — китайские Dayun и белорусские МАЗы, а КрАЗ в тендере вообще не рассматривался из-за банкротства, и его жалобу антимонопольная комиссия отклонила.
Коммунальные КрАЗы оказались не нужны своему городу
Кстати, замены в Кременчуге требуют примерно 65 из 80 коммунальных машин, поскольку они работают с восьмидесятых годов прошлого века. Похоже, и с пожарными автомобилями дело обстоит так же: когда несколько лет назад на КрАЗе проводились учения по тушению огня, туда приезжала советская автоцистерна на базе ЗИЛа-130. Забавно, что некоторое время назад кразовцы предлагали «пожарки» под своей маркой — но с кабиной опять же от МАЗа! Что объяснялось просто: пожарным нужна была двухрядная бескапотная кабина, а таковой у завода не оказалось.
Это не пожарный МАЗ, а КрАЗ с мазовской кабиной
Кстати, коммунальные МАЗы, поставленные в Кременчуг, оснащены двигателями российского завода ЯМЗ, который находится в санкционном списке Украины (хотя на МАЗах-Богдан стоит китайский Weichai). На вопрос украинских журналистов: «Как же так?» — представители компании-поставщика ответили, что они предлагают не российский продукт, а белорусский, а уж какие там стоят моторы — дело десятое.
Да и вообще, МАЗы прекрасно продаются на Украине: по данным агентства Auto-Consulting, марка лидирует с большим отрывом — и за прошлый год было реализовано более 800 таких машин. Сам же КрАЗ продал за прошлый год на украинском рынке всего 193 грузовика против 259 в 2018-м. Дошло до того, что, заприметив на улицах своего города партию новых КрАЗов, местные журналисты публикуют заметку об этом событии c риторическим вопросом: куда, мол, отправилась техника?
Автокран из последних поставок
В недавней беседе с журналистами директор завода Роман Черняк жаловался на коррупцию: тендеры прописываются под других поставщиков и с явно завышенными суммами. «На украинском рынке царит хаос, коррупция, беспредел. С военными заказами нет понимания. Поэтому мы делаем акцент на западный и другие рынки: у нас есть сборочный проект в Нигерии — так планируем выкручиваться и работать». Черняк погорячился: Западу примитивные КрАЗы, тем более с кабиной, дизайн которой сворован у МАНа, даром не нужны. Но спасут ли украинский грузовой автопром нигерийцы?
Еще одна жертва санкций против России. КрАЗ сокращает сотрудников
Частное акционерное общество «АвтоКрАЗ» планирует большое сокращение рабочих, заявил 4 июня на заседании в исполкоме комиссии по вопросам погашения задолженности зарплаты, пенсий, социальных выплат финансовый директор предприятия Дмитрий Новицкий. Год Зеленского, экономика. Украина — бедная страна с умирающей промышленностью
«К сожалению, оптимистических ожиданий у нас нет. Я думаю, если мы сейчас преследуем цель не только зафиксировать эту задолженность, а выработать какие-то меры, то нужно государству и службе занятости готовиться к тому, что на «АвтоКрАЗе» будет очень большой поток на биржу для получения пособия. Мы ожидаем значительного сокращения», — заявил Новицкий.
Задолженность предприятия по зарплате достигла 40 млн грн (около 103 млн руб. — Ред.). И это львиная доля задолженности рабочим Кременчуга, которая составляет 45 млн грн (около 116 млн руб. — Ред.).
По словам финансового директора, меры, которые принимаются, в долгосрочной перспективе не спасут предприятие, ведь они не скажутся на новых заказах, которых нет. Поэтому в дальнейшем планируется и вовсе прекратить деятельность завода, чтобы не наращивать задолженности и не создавать проблемы людям.
«Машины никому не нужны», — отметил Новицкий.
Пока официально украинскую службу занятости, по его словам, не предупреждали о сокращении. Предварительно предприятие проведет со службой консультации и будет «ответственно ставить вопрос о задолженности».
Как сообщает издание «ТелеграфЪ», сейчас на предприятии работают около 2 тыс. человек. При этом Новицкий не уточнил, скольких людей планируют сокращать.
Продукция предприятия, когда-то делавшего легендарные грузовики, оказалась на современной Украине ненужной. А потенциальный покупатель от грузовиков КрАЗ отказался.
Нигерийские мечты олигарха Жеваго
В тот же день, когда стало известно о сокращении рабочих в Кременчуге, местное издание «Кременчуг.Today» сообщило, что собственник предприятия — олигарх Константин Жеваго — переносит производство в Нигерию.
«На самом предприятии говорят, что Жеваго оформил на подконтрольные ему структуры право интеллектуальной собственности на все разработки КрАЗа и теперь будет производить дешевые грузовики в Африке. Это позволит ему, во-первых, удешевить само производство, тем более что основными покупателями являются африканские страны. Во-вторых, производство КрАЗов в Нигерии даст Жеваго возможность обойти антироссийские санкции. Теперь он сможет не только брать российские двигатели, но и продавать готовую продукцию в Россию», — писало издание. КрАЗ экс-депутата Жеваго будет выпускать грузовики для армии Нигерии
В подтверждение своих слов оно приводило сообщение пресс-службы компании от 17 декабря 2019 года о начале стратегического партнерства с нигерийской компанией Proforce Limited.
«Соглашение о долгосрочном сотрудничестве между ЧАО «АвтоКрАЗ» и Proforce Limited предусматривает производство большегрузных дорожных автомобилей под брендом KRAZ-PROFORCE. Эти транспортные средства будут отвечать высшим международным стандартам качества и потребностям потребителей как на гражданском, так и на военном рынках. Мы считаем, что между нашими компаниями существует много синергий, которые можно использовать для создания мощных производственных возможностей, необходимых для Нигерии. В течении следующего года партнерство будет направлено на производство грузовиков мирового стандарта, которые разработаны в соответствии с потребностями рынков Нигерии и Африки. Это совместное предприятие повлияет на экономику Нигерии, создав новые рабочие места, в то же время способствуя технологическому развитию страны», — говорилось в сообщении.
Но хуже всего было рабочим предприятия. Как сообщила 4 июня вице-мэр Кременчуга Ольга Усанова, предприятие делало небольшие выплаты рабочим в январе, феврале и апреле, но его задолженность по зарплате не сократилась, а выросла.
Примечательно, что рабочие и руководство завода пытались бороться за выживание знаменитого производителя. В последние дни перед объявлением карантина — 6 марта 2020 года — на предприятие прибыл президент Украины Владимир Зеленский, которому рассказали о сложившейся обстановке. Гендиректор «КрАЗа»: Ни Гройсман, ни губернатор нам не помогли
При этом министр инфраструктуры Владислав Криклий рассказал, что у потребителей вопросы к тому, что на предприятии задерживают исполнение заказов. При этом Криклий в шутку предложил заводчанам своеобразный «обмен».
«Вы возвращаете собственника, а мы предприятию возвращаем госзаказы», — отметил он.
Что касается самого Зеленского, то он обещал помочь, но с условием.
«Попробуем помочь. Но если будет заказ, а вы будете нарушать сроки, мы больше сюда не приедем», — отметил он в разговоре с гендиректором завода «АвтоКрАЗ» Романом Черняком.
Тот же пытался вставить слово о проблемах с закупками двигателей. Они у предприятия тоже есть.
В ожидании государства
В пятницу, 12 июня, на продажу выставят имущественный комплекс ЧАО «АвтоКрАЗ». Его будут продавать как объект залога по кредитам обанкротившегося банка.
«Речь идет о продаже именно кредитов и прав требования, то есть долгов, а не непосредственно объектов недвижимости или имущества в залоге по ним», — напомнил Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Тем не менее, многие опасаются, что завод прекратит свое существование.
Завод отчасти подкосили антироссийские санкции, введенные Украиной после Майдана: он не смог покупать российские двигатели и продавать в РФ свою продукцию. Правда, в украинских СМИ осенью того же года распространили информацию, что на «КрАЗе» все же тайком сотрудничают с РФ. Но предприятие опровергло эту информацию. Теплов: Промышленные гиганты Днепра встали на «карантинный ремонт» и рискуют из него не выйти
«ЧАО «АвтоКрАЗ» прекратило сотрудничество с предприятиями РФ. Несколько лет назад доля поставок в РФ составляла около 70% всех продаж, столько же — закупки. Сейчас мы не отгружаем и полностью отказались от использования российских компонентов. С 2014 года КрАЗ переориентировался на поставщиков европейских стран, а также переходит на импортозамещение», — отметила в сентябре 2016 года в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» пресс-секретарь компании Дина Стеганцева.
А уже в ноябре 2016 года в свой санкционный список предприятие в ответ на санкции Украины внесла и Россия.
В итоге к 2020 году предприятие оказалось на грани существования. И при этом оно остается последним советским автогигантом, работающим со времен СССР. Пока работающим.
«Похоже, последний из работавших украинских автозаводов скоро совсем остановится. До этого были ЛАЗ, ЛуАЗ, ЗАЗ и «Богдан», да и еще много-много других больших и малых предприятий. Без каких-то нестандартных решений КрАЗ уже не спасти. Завод имеет огромные долги, притом должен он государственным банкам, и самое время как раз государству проявиться, ввести свое управление, нанять новую профессиональную команду и сформировать жизнеспособную стратегию выхода из кризиса, а не ждать когда всех распустят по домам, а все оборудование распилят и отправят в Африку», — отметил 5 июня руководитель информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.
Он заявил, что только государство в состоянии сохранить предприятие и найти для него эффективного инвестора. Но медлить с этим, по словам Омельницкого, нельзя. Летальный диагноз. В каком виде украинская промышленность выйдет из карантина
Но украинское государство молчит. Судя по всему, у него есть заботы и поважнее.
Хроники здобулятины! Банкротство КРАЗа и олигархические разборки: Украина потеряла еще один легендарный бренд
Очередное выдающееся предприятие Украины завершило свой исторический путь. Кременчугский автомобильный завод, более шести десятилетий производивший грузовые автомобили, завершил процедуру банкротства. КрАЗ умудрялся держаться на плаву даже в постсоветское время, однако демократический и проевропейский «разворот» 2014 года гигант пережить не смог. Не спасло даже то обстоятельство, что завод являлся стратегическим элементом украинского ВПК.
Независимость Украины для автозавода началась весьма бодро – в 1992 году с конвейера сошло 23 тысячи грузовиков, а руководство нацелилось на завоевание новых рынков сбыта. Однако развал технологических цепочек, завязанных на множество украинских и российских предприятий, а также ситуация тотального экономического упадка, сделали свое дело: вскоре производство обвалилось в десятки раз – до 1-2 тысяч единиц в год. И к концу девяностых всё шло к закату ветерана автомобильной промышленности.
В начале нулевых КрАЗ, который к тому моменту был окончательно приватизирован, решил вновь попытать счастья, возобновив работу по всем возможным направлениям. Прежде всего, кременчугские грузовики прокладывали дорогу на российский рынок, который с девяностых оставался их крупнейшим потребителем. Сохранению кооперации и позиций на рынке РФ тогда способствовала активная работа Киева времен Кучмы по нормализации экономических отношений. В 2004 году КрАЗ даже создал автосборочное предприятие в России. Разумеется, украинские власти в нулевые выжимали и все возможные выгоды от новейшего внешнеполитического курса. Тогда же, в 2004 году, Украина втиснулась в оборонный контракт армии США на поставку грузовиков для иракской кампании. А через несколько лет завод начнет поставки армейских грузовиков для вооруженных сил Грузии.
Однако все эти проекты так и не сумели заместить главный исторически сложившийся рынок – Россию, куда так или иначе продавалось порядка 60-70% продукции, не говоря о зависимости по комплектующим, включая ярославские моторы. Поэтому в 2014 году, когда с подачи Петра Порошенко КрАЗу были аннулировали экспортные лицензии в РФ, производство начало падать, скатившись к 2019 году до 200 машин. Правда случилось это не сразу.
После начала военного конфликта на Донбассе, КрАЗ начал позиционироваться как флагман украинского ВПК, который будет производить целый ряд армейских грузовиков, бронемашин, а также шасси для систем залпового огня. Многие еще помнят масштабные пиар-кампании на эту тему с участием яркого представителя «партии войны» Арсена Авакова. В разгар противостояния с ДНР-ЛНР, Кременчугскому заводу прочили гигантские оборонные заказы от Минобороны Украины. И в отличии, например, от «Антонова» и «Мотор Сичи», которым тоже обещали мега-контракты на производство военной авиатехники, Кременчуг кое-что получил. За 2014-2018 годы предприятие поставило украинским военным и силовикам 2772 грузовика. Правда, эти успехи были всерьез омрачены вскрывшейся информацией о том, что КрАЗ продолжал оснащать технику двигателями ЯМЗ, которые приобретались через третьи страны и, разумеется, по завышенным ценам. Хотя неоднократно заявлялось о том, что с российскими комплектующими было покончено.
Как бы там ни было, с 2018 года у предприятия начинаются серьезные трудности: убытки и долги стремительно растут, зарплата не выплачивается, качество продукции падает, а банки-кредиторы начинают заваливать суды исками по неисполненным обязательствам. Нарастающие как снежный ком проблемы приводят к тому, что в Минобороны отказываются от работы с поставщиком, которому грозит разорение. Тогда же, собственно, начинается процедура банкротства, а имущественный комплекс автогиганта выставляется на продажу. Словом, все по классическому сценарию, который в последние годы переживали десятки украинских предприятий.
Однако в этой истории интересно то, что гибель актива явилась результатом умышленных действий собственника. Главным акционером КрАЗа с начала двухтысячных является финансово-промышленная группа «Финансы и кредит», принадлежащая полтавскому олигарху и «железорудному королю» Украины Константину Жеваго. Находившийся в перманентном конфликте с Игорем Коломойским, который претендовал на жемчужину его бизнес-империи – «Полтавский ГОК», Жеваго после 2014 года оказался под натиском старого врага. Коломойский, усилив позиции после майдана, пусть и с перерывом на пару лет изгнания при позднем Порошенко, пошел в атаку на конкурента, спасаться от которой Жеваго пришлось бегством. И КрАЗ был использован в качестве «тоннеля» для вывода средств за рубеж, где с ноября 2019 года находится сам олигарх. Схема также до боли типичная: предприятие заключает фиктивные договора, деньги от которых уходят в офшоры, а под громадье маркетинговых планов набираются кредиты, которые никто возвращать не собирается. Таким нехитрым способом, опальный Жеваго забирает с собой все, что можно унести, оставляя за плечами руины.
КрАЗ фактически явился разменной монетой в коммерческих разборках. Для украинской власти банкротство предприятия является сильнейшим имиджевым ударом: украинская армия на этот час лишилась колёс, а виной всему драка олигархов, которые, как и прежде принимают судьбоносные решения, чихая на интересы государства и общества. И еще сильнее этот неприглядный расклад бьет по Владимиру Зеленскому. Не так давно президент обещал помочь заводу, зная о его бедах, однако никаких действий в итоге предпринято не было. Ухудшает этот провал то обстоятельство, что КрАЗ мог быть спасен с помощью программы локализации машиностроения, которую представили в правительстве Украины весной 2020 года. В ней шла речь об увеличении производства коммунальной техники, и завод без труда мог её производить. Однако летом вокруг плана по спасению промышленности случился громкий скандал: Евросоюз потребовал свернуть эту самодеятельность, угрожая остановить выделение кредита на 1,2 млрд. евро.
Разумеется, в Киеве услышали партнеров, а спустя считанные месяцы жизнь в цехах видавшего виды завода – остановилась. Причем, одним КрАЗом дело не обошлось. Проблема в том, что в орбите производителя грузовиков существовало еще несколько смежных предприятий по производству комплектующих и запчастей: «Полтавский автоагрегатный завод», «Херсонский завод карданных валов», «Токмакский кузнечно–штамповочный завод» и «Каменец-Подольский автоагрегатный завод». В течении 2020 года три предприятия, кроме последнего, уже завершили процедуру банкротства, уходя в небытие вслед за КрАЗом. Стало быть, речь идет о тысячах рабочих мест, которые будут потеряны. Ну а Брюссель одержал очередную победу: армия дешевых украинских гастарбайтеров пополнится этими тысячами, а на украинский рынок грузовых автомобилей уже готовится зайти чешская Tatra. Источник
Пациент скорее мертв: зачем Соединенные Штаты покупают КрАЗы
Преданный КрАЗ
Конечно, никакой интриги здесь нет – американская компания US21 Inc., заключившая контракт с КрАЗом, сделала это исключительно из политических мотивов. Продукция Кременчугского автозавода давно и безнадежно устарела. Причем техническое и моральное отставание накладывается на отвратительное качество изготовления, отчего даже ВСУ отказались закупать доморощенные грузовики. Вместо этого в Черкассах на заводе «Богдан» собирали из минских комплектующих армейские грузовики МАЗ.
Ситуацию иначе как предательством, по мнению руководства Кременчугского автозавода, нельзя было назвать. Украинское правительство после 2014 года официально запретило КрАЗу сотрудничать с Россией. Это значит, нельзя продавать машины, а также закупать российские комплектующие, в частности, моторы Ярославского завода. И Кременчугу пришлось приспосабливаться – адаптировать китайские дизели Weichai Power и коробки передач Fast Gear, закупать электрику у белорусов и поляков, а подшипники – в Турции и Индии. Для освоения гражданского рынка из Китая организованы поставки бескапотных кабин Qixing. И первоначально все пошло как по маслу – конфликт на востоке Украины требовал сотни, если не тысячи, армейских грузовиков и бронеавтомобилей.
Заказы посыпались на кременчугских заводчан как из рога изобилия – с 2014 года только моделей КрАЗ-5233 (4×4) и КрАЗ-6322 (6×6) было отправлено в армию несколько сотен. Если быть точными, то в 2014 году Киев закупил для армии 100 КрАЗов, в 2015 году – 599, в 2016 году – 241, в 2017 году – 273, в 2018 году – 59 грузовиков и бронемашин. Кроме того, около 1000 автомобилей было приобретено Национальной гвардией и более 500 – Государственными пограничными войсками Украины. Совместно с компанией Streit Group и Арабских Эмиратов «кразовцы» освоили выпуск целой гаммы броневиков с поэтичными названиями – «Фиона», «Кугуар», «Спартан», «Халк», «Шрек», «Раптор» и «Ураган».
Но «блицкриг» украинской армии захлебнулся, война перешла в стадию позиционной. И потребность в новой технике резко снизилась. Вдобавок армия начала активно закупать белорусские машины, которые, как справедливо замечали в Кременчуге, частично собраны из российских комплектующих.
Так, в апреле текущего года Киев для нужд Министерства обороны закупил сразу двадцать пять пожарных машин «Богдан»: читай – белорусские МАЗы, собранные в Черкассах. Машина построены на шасси МАЗ-6302, оснащенных российскими моторами ЯМЗ-652. Пропустила ли украинская таможня санкционные дизели или их заменили китайскими аналогами, до конца так и не известно. Последние поставки КрАЗов для украинской армии датируются декабрем 2019 года. Тогда военным поступили несколько вахтовок на базе заслуженных трехосных КрАЗ-63221.
КрАЗ готов поставлять собственной армии широкий спектр техники. Не берут. Источник: autokraz.com.ua
Не только военные, но и гражданские потребители откровенно пренебрегают продукцией отечественного автозавода. В апреле прошлого года власти Полтавы необоснованно, по мнению «АвтоКрАЗа», выбрали в качестве победителя коммунальный самосвал МАЗ-5550С3, а не украинский КрАЗ-5401С2-500. Мало того, что кременчугская машина была дешевле, так еще и белорусский конкурент на 90 % был собран из российского металла.
Дальнейшее продолжение истории очень туманно – на сайте украинских госзакупок победителем числится все-таки КрАЗ. А на портале автозаводчан – опровергающая это гневная статья под названием «Где обещанная поддержка отечественного производителя?»
В итоге КрАЗу приходится перебиваться заказами для стран совсем третьего мира.
Последним известным экспортным контрактом были поставки партии илососных бескапотных грузовиков на шасси КрАЗ-6511 и КрАЗ-5401Н2 для африканской Республики Джибути. Спустя пару недель, на горнорудное предприятие Кривого Рога отправили автоцистерну на полноприводном капотном шасси КрАЗ-6322.
Случилось это в середине прошлого года. И с тех пор о кременчугских автомобилестроителях было мало что известно. В 2019 удалось продать всего 209 машин, часть из которых до этого пылилась на складах пару-тройку лет. А в 2020 году с конвейера вышло 29 КрАЗов. Сравните с 2007 годом, когда заводчане установили рекорд и за один месяц собрали 450 грузовиков!
Не самым лучшим образом на Кременчуге сказался «демократический» майдан. В 2018 году началась процедура банкротства. И завод постепенно погружался в глубокую кому…
Гуманитарная помощь
Помощь заводу, который даже уже жаловаться на украинское руководство отчаялся, неожиданно пришла из Соединенных Штатов. Компания US21 Inc из Фэрфакса (штат Вирджиния) намерена в течение трех лет закупать КрАЗы с колесной формулой 4х4.
Впечатляет и сумма контракта в 53 млн долларов. US21 Inc уже долгое время закупает технику для нужд вооруженных сил США, что подтверждает государственное происхождение денег на КрАЗы. О количестве планируемых грузовиков пока речь не идет.
Раскрыта только специализация машин – бортовые грузовики, универсальные шасси и автомобильные цистерны. Отдельно прописывается поставка массы запасных частей, что неудивительно, учитывая качество работы заводчан.
Судя по всему, американцы намерены закупить на Украине грузовики КрАЗ-5233ВЕ Спецназ. Это самые современные армейские бортовые грузовики, вставшие на конвейер еще в далеком 2008 году. Машина способна брать на борт 6 тонн груза и обладает неплохой энерговооруженностью – при мощности мотора в 300–400 л. с.
Спецназ способен на шоссе разогнаться до 120 км/ч. Можно примерно подсчитать количество закупаемых машин. В 2014 году КрАЗ-Спецназ стоил порядка 52 тыс. долларов. За семь лет стоимость грузовика в долларовом эквиваленте если и изменилась, то не кардинально. С учетом общей суммы контракта в 53 млн долларов, можно предположить, что США за три года закупит до 1000 грузовиков.
Много это или мало?
Безусловно, после 29 выпущенных КрАЗов в прошлом году, для Кременчуга это просто манна небесная.
Но изменить плачевное состояние завода это вряд ли сможет – КрАЗу нужны многомиллиардные инвестиции в разработку новых моделей и кардинальное улучшение качества сборки.
И хотя на официальном сайте уже пьют победное шампанское, хвалясь машинами мирового уровня, как бы не пришлось американцам возвращать контрактные КрАЗы обратно на родину. На Украине очень недовольны качеством машин и даже отказались от шасси КрАЗ-7634НЕ для ракетного комплекса «Нептун» в пользу чешской «Татры».
Будут ли довольны избалованные американцы продукцией из Кременчуга?
Впрочем, армия США со 100 % вероятностью не получит КрАЗ-Спецназ на вооружение.
Во-первых, машина ни по каким параметрам не соответствует стандартам НАТО и Пентагона.
Во-вторых, грузовики будут оборудованы китайскими моторами и коробками передач. Здесь, кстати, US21 Inc поддержало не только украинского, но и китайского производителя, что в нынешних реалиях противостояния выглядит странным. Поэтому, вероятнее всего, КрАЗы пойдут на снабжение дружественных Соединенным Штатам режимов. К примеру, в качестве подарка афганской армии, так сказать, на прощание. Неплохо подойдут машины для Ирака, тем более что в начале 2000-х годов в эту страну Кременчуг уже продал несколько тысяч машин.
Американцы определенно поставили галочку в истории помощи Украине. Только вот спасти КрАЗ этим не удастся.
Если стране не нужен собственный автозавод оборонного значения, то заокеанская сердобольность лишь продлит агонию.