Что сейчас с елисеевским магазином
СМИ узнали о закрытии бизнеса владельца Елисеевского магазина в Москве
Сеть «Алые паруса», принадлежащая семье основателя «Дон-строя» Максима Блажко, закрывает все свои магазины, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на консультантов на рынке коммерческой недвижимости и собеседника в инвестиционных кругах. Часть объектов перейдут X5 Retail Group под магазины «Перекресток».
О том, что сеть «Алые паруса» выставлена на продажу, РБК писал в феврале 2019 года. На тот момент с предложением о выкупе объектов владельцы обращались к сети «Азбука вкуса» и X5 Retail Group. Президент сети «Азбука вкуса» Вадим Долгов сообщил, что компания не приняла предложение, хотя некоторые торговые точки она сочла интересными, выкупать сеть целиком отказались и в X5 Retail Group.
Сеть «Алые паруса» была основана в 1999 году. Она принадлежала Ольге Блажко — матери основателя девелопера «Дон-строй» Максима Блажко. В 2005 году в состав сети вошел известный гастроном «Елисеевский» на Тверской улице в Москве, работающий с 1901 года. На пике развития сеть состояла из 18 супермаркетов и гипермаркетов. Но на 1 февраля 2019 года в ней насчитывалось только пять супермаркетов, три гипермаркета и «Елисеевский». К ноябрю 2020 года, по данным 2ГИС, открытыми остались только три магазина, включая «Елисеевский».
«Елисеевский» продолжит работу в отличие от всех остальных объектов сети. «Елисеевский» не закрывается, это просто слухи. У нас нет субарендаторов и, надеюсь, не будет: есть управляющая компания, и она пока не меняется. Также у нас арендный договор с Москомимуществом, по которому мы продолжаем арендовать пространство на Тверской улице», — сообщила гендиректор Наталья Харитонова. По данным «СПАРК-Интерфакс», учредителем ООО «Елисеевский магазин» является кипрская Grestalen Services Ltd. «Коммерсантъ» пишет, что управляющая компания магазина скоро сменится, одним из кандидатов издание называет премиальную сеть «Глобус Гурмэ».
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что «Алые паруса» были дополнительным проектом для семьи Блажко, и когда у Максима Блажко начались проблемы с девелоперским бизнесом, это оказало влияние и на сеть универмагов.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева указала на то, что проблемой для ретейлера стало и продуктовое эмбарго, введенное в 2014 году, — для магазинов, работавших в премиумном ценовом сегменте, была характерна высокая доля импортных продуктов, в том числе из Прибалтики. Кроме того, в премиумном сегменте усилилась и конкуренция. «Алым парусам» в последние годы приходилось соперничать с «Азбукой вкуса», сетью SPAR и даже улучшившим позиционирование «Перекрестком».
Еле-сеевский
Гроздья винограда на потолке
Упадок ассортимента привел к оттоку посетителей. В соседней вареничной их гораздо больше, чем в гастрономе-легенде. О том, что Елисеевский «уже не тот», говорят многие в соцсетях. Слухи о его возможном закрытии появлялись еще в конце прошлого года, но власти Москвы тогда официально заявляли: договор аренды здания заключен до 2035 года, и никто его пока не расторгает. Но «Елисеевскому» от этого едва ли легче. Магазин словно выпал из исторического контекста и, судя по отзывам в Сети, так и не нашел своего места в пестром гастрономическом мире Москвы. Хочешь поесть эксклюзивного? Так в Москве полно этнических ресторанов на любые вкусы, да еще и с доставкой. Желаете разных кухонь в одном месте? Добро пожаловать в фудхолл. А что такого, что можно купить только в «Елисеевском»? Нет пока ответа на этот вопрос.
А что сейчас думают о судьбе Елисеевского гастронома столичные власти? В ответ на этот запрос «Российская газета» получила ответ департамента городского имущества. В нем говорится:
— Помещения исторического магазина-гастронома «Елисеевский» по адресу: улица Тверская, д. 14, контролирует ООО «Елисеевский магазин». Так, часть помещений принадлежит этой компании на правах собственности, а другие ООО «Елисеевский магазин» арендует у города под цели торговли. Соответствующий договор аренды с компанией действует до 2035 года. Обращений от контрагента о прекращении договора аренды в ДГИ не поступало.
Стоит также отметить, что Департамент городского имущества не участвует в операционной деятельности предпринимателей, работающих в помещении гастронома.
Игорь Березин, президент НП «Гильдия маркетологов»:
Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank:
Максим Тищенко, исполнительный директор VSK group:
— Происходящее с «Елисеевским» мне представляется закономерным явлением. Его позиции крепкого узнаваемого бренда сильны только у старшего поколения и у туристов. Более молодую и платежеспособную аудиторию магазин привлечь так и не смог. Реалии рынка таковы, что даже очень мощный бренд нужно продвигать. Очевидно, что в случае с «Елисеевским» в полной мере это выполнить не удалось. Настало время серьезно переформатировать «Елисей».
Марципановый рай
Блеск и нищета Елисеевского магазина. Почему разорился главный гастроном страны и снесут ли его?
11 апреля был последний день работы уникального магазина на Тверской улице, который открылся 120 лет назад, в феврале 1901 года. Удивительный ассортимент экзотических продуктов «Елисеевского» и роскошные интерьеры пережили революцию, Великую Отечественную войну и прочие тяжелые времена, но не справились с пандемией. Рассказываем о сложной судьбе Елисеевского гастронома и о том, что его ждет после закрытия.
Как появился «Елисеевский»?
В конце XIX века семья петербуржцев Елисеевых занималась поставками из-за границы в Российскую империю колониальных товаров: чая, кофе, а также вин, сыров, фруктов и других. В 1896 году семейный торговый дом возглавил Григорий Григорьевич Елисеев, который и решил открыть магазин в Москве – к тому времени у него уже было несколько магазинов в Петербурге. Помещение подбиралось долго, в итоге выбор пал на роскошный особняк на Тверской улице, построенный в конце XVIII века архитектором Матвеем Казаковым для богатой дамы Екатерины Козицкой. В 1820-х годах здесь устраивала известные литературно-музыкальные вечера княгиня Зинаида Волконская – в гостях у светской львицы бывали и Александр Пушкин, и Федор Тютчев, и Иван Тургенев.
Перестройка здания длилась почти три года: под руководством архитектора Гавриила Барановского за это время объединили цокольный этаж и бельэтаж, создали интерьер в духе «необарокко» с массивными колоннами с позолотой и большими хрустальными люстрами. И вот 5 февраля 1901 года распахнул свои двери «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин».
Первоначальный интерьер магазина за 120 лет практически не изменился
Благодаря Владимиру Гиляровскому сохранилось довольно красочное описание торжественного открытия магазина: «С утра толпы народа запрудили улицу, любуясь на щегольской фасад «нового стиля» с фронтоном, на котором вместо княжеского герба белелось что-то из мифологии, какие-то классические фигуры. На тротуаре была толчея людей, жадно рассматривавших сквозь зеркальные стекла причудливые постройки из разных неведомых доселе Москве товаров. Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребенка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства — жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звезды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте». Так он пишет о магазине в своей книге «Москва и москвичи». Командовал магазином управляющий Сергей Кириллович, сам же Елисеев приехал в Москву только в день открытия: он был занят устройством такого же «храма Бахуса в Петербурге, на Невском, где был его главный, еще отцовский магазин».
В трех торговых залах разместились пять отделов: фруктовый, кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный и специализированный отдел для хрусталя Баккара. При магазине (в подвальных помещениях) были собственные производства: пекарня, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, обжарки кофе, производства масла и колбас. Тут же разливали вина и напитки.
Гастрономический цех «Елисеевского»
Из-за поступка отца сыновья отказались от наследства, а после революции и национализации его магазинов и фабрик Елисеев был вынужден эмигрировать во Францию, где жил на свои накопления. Умер Григорий Григорьевич в Париже в 1949 году в возрасте 84 лет и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Несмотря на то, что магазин был переименован советской властью в «Гастроном №1», его продолжали называть по имени основателя.
Портрет Григория Елисеева в московском историческом магазине
Ренессанс «Елисеевского»
Вспоминает Наталья Чернышева, издатель журнала «Гастрономъ»: «Елисеевский» магазин я помню совсем маленькой – тогда еще не наступила эпоха тотального дефицита. Мы жили рядом и довольно часто заходили туда. Для меня он всегда был чем-то особенным – это был магазин-музей. Помню, с переулка был вход в небольшое кафе, там можно было купить что-то вкусненькое и выпить чаю, что мы с мамой часто делали. Еще в «Елисеевском» был очень богатый рыбный отдел (находился справа от входа), где в белых эмалированных лотках с черной каемкой всегда была и черная, и красная икра. Там я узнала, что существует паюсная икра. Помню, что черная икра стоила 40 рублей – это были сумасшедшие деньги, и как мама говорила, что уборщица получает в месяц 60 рублей. В «Елисеевском» всегда была замечательная бакалея и колбасный цех, который располагался в центре.
Я обожала рассмативать витрины, например, на Новый год там продавали в разнообразной цветной фольге шоколадные фигурки: зайчиков, дедов морозов. В больших поддонах была разнообразная карамель без обертки, например, мои любимые двустронние лимонные язычки, очень много видов халвы – я любила белоснежную кос-халву с кешью. Потом она куда-то пропала и с тех пор я ее не встречала. Уже позже, в 1970-х годах, в магазине был большой алкогольный отдел с широким выбором отечественных вин. Запомнилось, как родители приобрели там дорогой французский коньяк за 25 рублей – покупали его вскладчину кому-то на работе в подарок».
Колбасный отдел
Делится своими воспоминаниями Людмила Метелица, коренная москвичка: «Елисеевский» всегда казался мне чем-то совершенно недоступным – примерно, как гостиница «Националь» и Большой театр. Хрустальные люстры и там, и там. Скорее городская достопримечательность, чем магазин. Казалось, что там все слишком дорого, хотя в советское время цены были везде примерно одинаковыми, это как-то регулировалось. Сейчас я понимаю: ассортимент там был довольно скудный. Но зато выкладка – максимально торжественная. Сыров всего три вида, но зато эти огромные круги, залитые желтым воском, были сложены в пирамиды: три, сверху два и один наверху. Из шоколадок складывали витые конструкции наподобие башни Татлина. Всего, в общем-то, мало – но всего много! Никаких пустых прилавков! В рыбном отделе могли быть только банки с консервированной сайрой, но их были сотни! И они были красиво, аккуратно разложены.
Продавщицы в «Елисеевском» были как на подбор
Но кое-какой потребительский шик наблюдался. В начале 1960-х я поступила на журфак МГУ, в «Национале» по соседству можно было выпить кофе – дорого, рубль за чашечку. Так я к нему и пристрастилась. Но дома у нас не было кофемолки, а именно в «Елисеевском» можно было купить 100 грамм арабики в зёрнах и попросить их тут же помолоть. Машин-слайсеров тогда не было, колбасу и сыр нарезали ножом на доске. При словах «порежьте» вся очередь смурнела и вздыхала: значит стоять ещё дольше.
Продавщицы в «Елисеевском» были просто выставочные, величественные. Особая каста. Высокая причёска, крахмальная наколка, пышная грудь, прозрачная кожа. Особенно хороши были сотрудницы мясо-молочного отдела: действительно кровь с молоком. В одной из этих величавых красавиц мы однажды признали свою соседку по подъезду. Работа была нелегкая, весь день на ногах, но она ей очень гордилась. «В обычных гастрономах 100 грамм «докторской», нарезают – как? На восемь кусочков. А у нас, в «Елисеевском», – на двенадцать!» Уровень! Ещё деталь: колбасу и сыр, взвесив, заворачивали не в страшную серую бумагу, как везде, а в тонкий полупрозрачный «пергамент». Это было просто роскошно».
Исторический магазин-гастроном в советские годы
Борьба с коррупцией
В 1982 году к власти в СССР пришел Юрий Андропов – ярый борец с коррупцией и хищениями. Сначала под его горячую руку попали директор магазина «Березка» и его жена – по совместительству заместитель директора «Гастронома №1» Юрия Соколова, которая и дала показания на своего руководителя. Соколова тоже арестовали, а на даче обнаружили около 50 тысяч рублей – фантастические по тем временам деньги!
Во время допросов он раскрывал секреты разных схем хищений из московских магазинов – на основании его показаний было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли. В 1984 году Юрия Соколова расстреляли, все имущество конфисковали, а его заместителей приговорили к крупным тюремным срокам. Эта история стала крупнейшим делом о хищениях в советской торговле.
Гастроном в советские годы
А что сегодня?
В начале 2000-х годов гастроном был замечательно, на совесть, отреставрирован. С 2005 года «Елисеевский» принадлежал сети премиальных магазинов «Алые паруса», но в 2020 году компания ушла с рынка и закрыла все свои точки. Владеет помещениями исторического магазина, который является объектом культурного наследия, Правительство Москвы, но «Елисеевский» все еще ждет нового инвестора – надежного хозяина, который сохранит купеческое наследие и вернет ему былую гастрономическую славу. В феврале 2021 года об этом кричали пустые полки универмага, заполненные одинаковыми бутылочками сока, скромным ассортиментом свежего мяса и рыбы, свежей выпечкой, недорогой кулинарией, вроде винегрета и корейской спаржи, и дорогими сувенирами, черной икрой и алкоголем. К апрелю с полок пропало и это. 11 апреля магазин был закрыт.
Но Правительство Москвы намерено сохранить для москвичей и гостей столицы легендарный магазин-гастроном «Елисеевский». Он обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения, а потому новому собственнику предстоит следить за его историческим обликом.
«Здание, в котором находится Елисеевский магазин, является одной из визитных карточек нашего города. Его фасад в стиле “классицизм” и изысканные интерьеры в стиле “необарокко” изящно украшены разнообразными элементами декора. Кроме того, под охраной находится также историческая торговая функция первых этажей. Хочу подчеркнуть, что кем бы ни был новый собственник, ему будет выдан акт технического состояния, в котором прописаны все необходимые работы по сохранению и сроки, и он должен будет бережно относиться к памятнику архитектуры», — резюмировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов на сайте mos.ru.
Пустые витрины «Елисеевского» в феврале 2021 года
Пустые прилавки и растерянный персонал: почему московский гастроном «Елисеевский» оказался на грани закрытия
Голых полок в московском гастрономе «Елисеевский» я не помню даже во время перестройки — периода тотального дефицита. А сейчас главный продуктовый магазин страны практически пуст — как будто ликвидирует остатки перед закрытием.
Часть прилавков абсолютно пусты. На остальных расстановка товара весьма редкая. Отдел алкоголя вообще закрыт.
Персонал на вопросы о будущем лишь пожимает плечами — отвечают, что сами не знают.
Кто торгует «у Елисеева»
«Елисеевский» с 2005 года входит в торговую сеть «Алые паруса». Однако уже в декабре прошлого года сама сеть прекратила существование — часть торговых точек закрылась, в остальных открылись универсамы других брендов. А «Елисеевский» остался работать. Тогда же в интервью ТАСС генеральный директор ООО «Елисеевский магазин» Наталья Харитонова заявила: «Елисеевский» не закрывается, это просто слухи. У нас нет субарендаторов и, надеюсь, не будет: есть управляющая компания, и она пока не меняется. Также у нас арендный договор с Москомимуществом, по которому мы продолжаем арендовать пространство на Тверской улице».
ООО «Елисеевский магазин» — многолетний арендатор исторического помещения. С «Алыми парусами» у него договор о сотрудничестве — сеть выступает так называемым оператором по управлению магазином. «Кто-то в своё время заключил с городом договор об аренде торговых площадей в хорошем месте. И его бизнес — просто сдавать в субаренду торговой сети, — объясняет бывший управляющий магазином, пожелавший остаться неназванным. — Но бывает, когда прямая субаренда не допускается — формально деятельность в помещении должен осуществлять сам арендатор. Например, если дело касается исторического здания. Тогда фактически работающую на данной торговой площади сеть оформляют «управляющей компанией».
Ещё в 2015 году столичные власти объявили о подготовке аукциона по продаже помещения «Елисеевского». Например, другой магазин Елисеева в Санкт-Петербурге в 2016 году продан структуре Евгения Пригожина. Московский же гастроном, судя по заявлению Натальи Харитоновой, в декабре 2020 года ещё принадлежал городу.
Как рассказал RT заместитель по торговле главы управы района Тверской Роман Ларичкин, год назад помещение «Елисеевского» было продано последнему арендатору. Однако, по сведениям Ларичкина, Росреестр сделку до сих пор не зарегистрировал. Мы запросили выписку в Росреестре — на 24 марта помещение числится за городом. Что за структура или бизнесмен де-факто распоряжается московским «Елисеевским», неизвестно: почти 100% акций ООО «Елисеевский магазин» записаны на кипрскую компанию. Ретейлеры считают, что реальным бенефициаром остаётся Яков Якубов, владелец многих других торговых площадей на Тверской.
«Решение не принято»
Владельцем «Алых парусов» значится Ольга Блажко, мама одного из акционеров девелоперской компании «Донстрой» Максима Блажко. В пресс-службе девелопера на запрос RT ответили, что к «бизнесу родственников руководителей» отношения не имеют — прокомментировать им нечего.
Мы передали Наталье Харитоновой просьбу об интервью. Однако вместо неё от имени магазина ситуацию комментировала Ирина, представившаяся секретарём. Возобновят ли закупки товара для продолжения работы гастронома или его закроют буквально через неделю, она сообщить отказалась. «Потому что решение ещё не принято», — ответила она корреспонденту RT.
Отсутствие товара в магазине вполне объяснимо — поставщики не рискуют отдавать его на реализацию. По данным картотеки Арбитражного суда Москвы, если в 2018 году к ООО «Елисеевский магазин» был подан всего один иск от поставщика о взыскании задолженности, то в 2020 году их 18, а с начала 2021 года — уже пять.
Специалисты в розничной торговле утверждают, что сам по себе большой продуктовый магазин на Тверской, 14 как бизнес бесперспективен — принесёт лишь убытки. Даже если исключить затраты на поддержание исторического антуража, его оборот издержки не окупит. Цены высокие, парковки нет. В нынешнем виде это просто магазин-музей, московская достопримечательность. Вложиться в него может лишь успешная торговая сеть, причём исключительно ради имиджа.
«Да, столица заинтересована в сохранении исторического гастронома. Но даже арендаторы от московских властей редко получают какие-то льготы, не говоря уже о собственниках помещений, — комментирует бывший управляющий. — Взявшая его торговая сеть в лучшем случае приобретёт лояльность проверяющих чиновников, но не финансовую фору».
По оценке эксперта рынка ретейла Дамира Губейдулина, в Москве сегодня всего лишь несколько игроков, которые смогли бы обеспечить работу знаменитого магазина в интересной для центра столицы концепции и которых могла бы заинтересовать данная локация. Это премиум-сети «Азбука вкуса» и «Глобус Гурмэ», а также нижегородский франчайзи международной сети SPAR, компания «СПАР Миддл Волга». Последние вполне удачно интегрировали целый ряд известных московских гастрономов на Лубянке и Смоленке.
«Насколько слышал, ранее подобные обращения (от «Елисеевского». — RT) и в «Азбуку», и в X5 Retail Group (сети «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель», «Чижик». — RT) уже были. Скорее всего, переговоры с кем-то и сейчас ведутся. Но для крупных сетей прежняя схема управления магазина, как с «Алыми парусами», вряд ли приемлема. И смогут ли стороны договориться на обоюдно устраивающих их условиях — большой вопрос», — комментирует Губейдулин.
Но если новая сеть-оператор найдена не будет, «Елисеевский» закроется. И, судя по молчанию хозяев, вероятность такого исхода весьма велика.
«Елисеевский» встретил свое 120-летие в упадке
Самый знаменитый, пожалуй, столичный гастроном «Елисеевский», месяц назад отметивший свое 120-летие, когда-то был эталоном по части ассортимента и обслуживания. Теперь там полупустые полки и практически нет покупателей. Слава «Елисеевского» померкла давно. А сейчас на все его прочие проблемы наложились сложности сети «Алые паруса», которая управляет магазином. Ритейлер закрыл почти все свои супермаркеты, и на рынке считают, что «Елисеевский» может отойти другому оператору. «Ведомости» разбирались, кому может достаться исторический гастроном и что можно сделать, чтобы вернуть ему хотя бы часть былой славы.
Чемодан без ручки
Официально о намерении покинуть «Елисеевский» сеть «Алые паруса» не заявляла, «Ведомости» сейчас тоже не смогли получить комментарии компании по этому вопросу. В декабре 2020 г., когда стало известно, что магазины сети закрываются, гендиректор «Елисеевского» Наталья Харитонова говорила, что гастроном продолжит работу в отличие от всех остальных объектов сети. «У нас нет субарендаторов и, надеюсь, не будет. Есть управляющая компания, она пока не меняется. Также у нас договор с Москомимуществом, по которому мы продолжаем арендовать пространство на Тверской улице», – сообщал ТАСС со ссылкой на Харитонову.
«Елисеевский» находится в совместном управлении компании «Алые паруса» и ЗАО «Елисеевский магазин». Документ о партнерстве был подписан Харитоновой и президентом «Алых парусов» Ольгой Блажко в 2005 г. Договор не связан с арендой, он предусматривает именно совместное управление и распределение прибыли между партнерами.
Елисеевские места
Гастроном, известный как «Елисеевский», был открыт 5 февраля 1901 г. купцом Григорием Елисеевым под названием «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин» и сразу же привлек к себе общественное внимание роскошными интерьерами, экзотическими продуктами и редкими винами. В советское время получил название «Гастроном № 1». С гастрономом связано громкое дело начала 1980-х: группу его работников обвинили в коррупции, директора магазина Соколова расстреляли по приговору суда.
Здание на Тверской, 14, в Москве, в котором расположен «Елисеевский», является памятником архитектуры. Известно как дом Козицкой. В конце XVIII в. на этом месте по проекту Матвея Казакова был выстроен особняк для Екатерины Козицкой, дочери и наследницы уральского промышленника Ивана Мясникова и жены Григория Козицкого – писателя, журналиста и статс-секретаря Екатерины II. Переулок, в который выходит один из фасадов «Елисеевского», назван в честь первой хозяйки особняка. Впоследствии дом перешел в качестве приданого дочери Козицких Анне Белосельской-Белозерской, а от нее – Зинаиде Волконской, жене родного брата декабриста Сергея Волконского и дочери Белосельского-Белозерского от первого брака. В первой половине XIX в. дом стал литературным салоном и центром общественной жизни Москвы. А в 1898 г. особняк купил Григорий Елисеев, перестроивший его по проекту петербургского инженера Григория Барановского.
В 1902–1903 гг. Барановский построил для Елисеева аналогичный магазин в Санкт-Петербурге, на углу Невского проспекта и Малой Садовой. С 2000 по 2010 г. петербургский «Елисеевский» практически не работал. В 2010 г. дом арендовал бизнесмен Евгений Пригожин (ООО «Паритет»), в здании были проведены реставрационные работы. В 2016 г. структуры Пригожина выкупили у города это здание за 810,5 млн руб. За вычетом суммы, которая была потрачена ими на реставрацию магазина, город должен был получить от ООО «Магазин купцов Елисеевых» 740 млн руб.
«В спокойном 2019 году выручка «Алых парусов» сократилась на 17,4%. В 2020 г. к проблемам владельцев бизнеса добавилась пандемия. Для «Елисеевского», значительный поток покупателей которого составляют туристы, это стало дополнительным ударом», – комментирует Сергей Кауфман, аналитик КГ «Финам». Впрочем, другие премиальные сети таких проблем не испытывали. Например, «Азбука вкуса», по данным агентства «Infoline-аналитика», за 9 месяцев 2020 г. увеличила продажи в Москве на 20%. «В целом премиальный сегмент вырос более чем на 10% – обеспеченные покупатели не смогли выехать за границу и потратили больше денег на продовольственные товары в России», – комментирует Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики».