Что сейчас с бураном
Гибель «Бурана»: как под завалами прогнившего здания была потеряна последняя гордость советской космонавтики
Программу «Энергия — Буран» принято считать вершиной и одновременно лебединой песней всей советской космонавтики, на тридцатилетнем пути которой к тому времени было немало триумфальных побед. Многоразовая транспортная система из мощнейшей в истории страны ракеты-носителя («Энергия») и орбитального корабля («Буран»), способного самостоятельно возвращаться на Землю, казалась не просто вынужденным ответом на аналогичный американский проект «Спейс Шаттл», а следующим логичным этапом эволюции отрасли. Однако первый полет «Бурана» ровно 32 года назад, в ноябре 1988 года, оказался и последним. А спустя 13 с половиной лет этот корабль и вовсе погиб под обрушившейся на Байконуре кровлей монтажно-испытательного корпуса. И эта последняя страница истории советского шаттла как нельзя лучше отразила стремительную деградацию, которую претерпела сфера, справедливо представлявшая прежде гордость десятков и сотен миллионов человек.
Последняя программа империи
Тот единственный запуск и полет изделия 11Ф35, под которым у разработчиков из НПО «Энергия» понимался орбитальный корабль «Буран», состоялся 15 ноября 1988 года. Двум виткам вокруг Земли, длившимся 205 минут и успешно завершившимся посадкой на аэродроме Юбилейный космодрома Байконур, предшествовали 14 лет напряженной работы тысячи различных коллективов (научных, инженерных, промышленных) и полтора десятка миллиардов потраченных тогда еще достаточно полновесных советских рублей. Как показало скорое будущее, потраченных, по сути, совершенно впустую.
Среди некоторых специалистов бытует мнение, что сама по себе многоразовая транспортная космическая система (МТКС) «Энергия — Буран» не представляла собой естественный этап эволюции советской космонавтики, а была чуть ли не навязана отрасли извне военно-промышленным лобби, поддавшимся (возможно, даже панически) потокам информации об аналогичном проекте «вероятного противника», известном как «Спейс Шаттл».
После оформления стратегического решения и получения под него исправного финансирования проект «Энергия — Буран» постепенно раскрутился во всю мощь, хотя, естественно, и оказался хлопотным дельцем, растянувшимся почти на полтора десятилетия. Кроме работ по созданию ракеты-носителя и орбитального корабля, под их запуск формировалась и соответствующая инфраструктура, ведь во многих отношениях с ничем подобным советская космонавтика еще не сталкивалась. Важнейшую роль приобретала авиационная составляющая, ведь «Буран» был, по сути, ракетопланом, орбитальным самолетом. Для его нужд на Байконуре в начале 1980-х был построен новый аэродром Юбилейный. Еще два резервных аэропорта (в Крыму и на Дальнем Востоке) подверглись серьезнейшей реконструкции, в том числе с доведением ВПП до требуемой длины. Были соответствующим образом оборудованы и 14 запасных мест посадки на случай форс-мажора: ими стали аэропорты, аэродромы и авиабазы не только в СССР, но и за его пределами (например, на дружественной Кубе).
Под программу спроектировали и построили в единственном экземпляре крупнейший самолет мира Ан-225 «Мрия», который должен был перевозить не только компоненты МТКС, но и сам челнок в полностью собранном виде.
Возвращение «Бурана»: Для чего Россия реанимирует уникальный проект
Уникальный челнок и огромная ракета долгие годы считались балластом в космической программе. Однако новая реальность, в которой нужно решать сразу несколько задач по освоению космоса, заставляет вернуться к советским решениям в этой области.
Новость о том, что госкорпорация «Роскосмос» потратит 239 млн рублей на «обоснование необходимости, определение технической реализуемости создания и формирование проектного облика космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблём», с новой силой подстегнула споры в научной и профессиональной среде. Одни специалисты считают, что в таком корабле нет смысла, другие, напротив, уверены, что темой создания многоразового челнока нужно заниматься обязательно.
10 скоростей звука. Что известно о новейшей ракете «Циркон»
В этом смысле создание «Бурана», конечно, принесло плоды. Двух пусков по программе (сначала просто ракета, а затем и сам челнок) хватило, чтобы в США сначала задумались, а затем и отказались от программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива). Необходимость в космическом челноке исчезла, и продолжать проект не было никакого смысла, тем более что в России образца начала 90-х было не до космоса.
22 апреля 2010-го весь мир (и создатели «Бурана» заодно) узнал, что тема многоразовых орбитальных кораблей не только не забыта, но и активно прорабатывается. Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провёл на орбите 780 дней. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после миссии на орбите, по-прежнему не раскрываются.
До конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. Известно, что две первые миссии на орбите корабль проведёт в беспилотном режиме, а затем для полётов на нём могут направить экипаж. Кандидат технических наук Валентин Степанков, один из руководителей испытательной лаборатории, проводившей исследования крыла советских пилотируемых орбитальных кораблей, пояснил, что в США орбитальные самолёты создаются пропорционально росту спутниковой группировки.
Глава Роскосмоса заявил об угрозе падения крыши на «Буран»
По словам Рогозина, в ангаре, где хранится «Буран», осыпается кровля. Он выразил беспокойство за сохранность корабля
НУР-СУЛТАН, 3 июн — Sputnik. Роскосмос взял под охрану корпус космодрома Байконур, где хранятся «Бураны», но есть опасность обрушения крыши, рассказал журналистам глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на ПМЭФ-21.
Ранее в корпус, где хранятся «Бураны», проникли вандалы и разрисовали второй недостроенный «Буран». Затем надпись была закрашена сотрудниками Роскосмоса.
Ранее первый летный образец космического челнока «Буран» был придавлен рухнувшей крышей.
Сейчас специалисты Роскосмоса изучают документы, чтобы заняться укреплением крыши здания.
Говоря о перспективах выкупа российской стороной макета и недостроенного «Буранов», Рогозин рассказал, что рассчитывает, что в течение трех месяцев завершится суд между Казахстаном и частным лицом, которому принадлежат корабли. После этого можно будет начать переговоры о приобретении «Буранов». Инвесторы, по его словам, имеются.
Ранее Роскосмос сообщал, Россия намерена поднять вопрос сохранения объектов на космодроме на ближайшем заседании двухсторонней межправительственной комиссии.
Вандалы разрисовали «Буран»
Космический корабль «Буран», который недавно был предметом судебных разбирательств между казахстанскими властями и директором РКК «Байконур», разрисовали вандалы. Об этом стало известно 26 мая.
«Юра, мы приехали»: как сегодня выглядит заброшенный космодром Байконур
Четверо уличных художников разрисовали недостроенный космический челнок «Буран», стоящий в заброшенном монтажном комплексе Байконура, граффити с надписями «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле» и «Добро».
Многие раскритиковали художников за вандализм, однако в первую очередь новость привлекла внимание не столько к их работе, сколько к самому Байконуру — многие объекты одного из крупнейший в мире космодромов, с которого 12 апреля 1961 года стартовал корабль Юрия Гагарина, сегодня находятся в чудовищном запустении.
Поскольку между Россией и Казахстаном осталось много нерешенных моментов по космодрому, помещения и оставшиеся в них корабли стоят никому не нужными и давным-давно покрылись слоем пыли — некогда поражавшая воображение космическая техника десятилетиями ржавеет в ангарах из-за юридических проволочек. Роскосмос заявляет, что хочет выкупить те же «Бураны» для музея, но пока что подвижек нет.
В последнее время Байконур стал туристической меккой для любителей экстремального туризма. Любители побродить по заброшкам не жалеют ни времени, ни сил, ни денег для того, чтобы добраться до космодрома через бесконечную степь и вдоволь полазить по ангарам — благо, посмотреть там есть на что.
Разумеется, главный «экспонат» — советский орбитальный ракетоплан «Буран», разработанный по программе «Энергия-Буран». Проект являлся ответом СССР на старт американской программы «Шаттл», использовавшей многоразовые космические челноки, в которых Москва видела серьезную военную угрозу. По словам директора Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорина, тогда, в семидесятые, потенциал грузоподъемности шаттлов говорил в первую очередь именно об их военном предназначении:
«В 1972 году Никсон объявил, что в США начинает разрабатываться программа «Space Shuttle». Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год, предполагалось создать 4 таких корабля; затраты на программу планировались в 5 миллиардов 150 миллионов долларов в ценах 1971 г.
Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение».
Американцы заявляли, что шаттлы разрабатываются исключительно для мирных целей, однако логика Холодной войны требовала от СССР дать симметричный ответ.
Ответ давался долго — отчасти из-за скептических настроений к шаттлам в среде наших специалистов, отчасти из-за отсутствия лишних денег, отчасти из-за потепления отношений с Западом во время Перестройки. Первый и единственный полет «Бурана» в космос состоялся лишь 15 ноября 1988 года, однако через несколько лет проект закрыли.
Тот самый «Буран» поставили в ангар монтажно-испытательного корпуса на площадке № 112 космодрома Байконур, где он благополучно покрывался пылью до 2002 года. В том году занимавшиеся ремонтом крыши ангара строители переборщили с рубероидом, и 11 тонн этого самого рубероида рухнули вместе с крышей и перекрытиями на ракетоплан. Находившиеся под давлением баки челнока взорвались, окончательно превратив помещение в руины.
Корабль, который разрисовали уличные художники, — второй из достроенных «Буранов», который никогда не поднимался в воздух. Отчасти именно этот космический аппарат и привлекает туристов — возможность посидеть в настоящем ракетоплане дорогого стоит, даже если тот ни разу и не был в космосе.
Второй, не менее важный момент для экстремалов — с крыши заброшенной площадки можно наблюдать за запусками ракет на действующих платформах. В декабре 2018 года ютуберу Илье Бондареву посчастливилось увидеть такой старт:
В 2019 году путешественник Павел поведал о своем путешествии на Байконур в твиттере, снабдив детальный рассказ добротными фотографиями:
Начинают просыпаться мои товарищи и мы договариваемы сначала поснимать бураны сверху, а потом централизованно спустится вниз и снять их там. pic.twitter.com/jPjLl62te7
Под крышей установлены кран-балки, способные выдержать нагрузку под 200 т pic.twitter.com/VXerjNCcex
В 2002 году единственный летавший в космос «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». pic.twitter.com/nK3cdhtQ0e
В марте 2021 года по заброшенному «Бурану» удалось полазить ютуберу под ником Kreosan, который также в деталях заснял свое путешествие:
К сожалению для будущих путешественников, новость про граффити на «Буране» дошла до самых верхов — глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что теперь охране ангаров будет уделяться повышенное внимание. Так что, если не хотите рисковать, пробираясь через степь, оцепления и пункты охраны, лучше смотрите про Байконур на ютубе.
Вандалы и время уничтожат советский «Буран». Спасти его можно, но владелец из Казахстана не хочет договариваться с РФ
Вокруг орбитального корабля «Буран», который хранится на Байконуре, продолжаются споры. «Роскосмос» задумывается о том, чтобы вернуть корабль в Россию, потому что уверен — в противном случае экспонат может быть разрушен. Этому опасению есть основания: ранее «Буран» уже стал жертвой вандалов. При этом владелец корабля, частное лицо из Казахстана, не намерен его отдавать. Разобрались, чем так важен «Буран», и почему он так нужен владельцу.
Непростая судьба «Буранов»
В конце мая стало известно, что уличные художники пробрались на территорию космодрома «Байконур» и разрисовали «Буран». Они оставили на недостроенном космическом корабле надписи «Юра, мы приехали», «Добро» и «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле», а также — свои имена.
Позже они рассказали, что таким образом хотели обратить внимание на запущенность «Бурана».
«Эта программа была закрыта уже 40 лет назад, а после этого мы таких больших достояний и рывков больше и не делали. Если что, я готов нести ответственность. Но для меня вандализм — это то, что сейчас происходит там с кораблями», — уточнил один их художников.
Однако многие отреагировали на их поступок негативно. Герой России, летчик-космонавт Андрей Борисенко отметил, что считает это хулиганством, незрелостью и глупостью. А гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин подчеркнул, что переживает за судьбу корабля и сразу же выставил вокруг него охрану.
Однако вандалы стали не единственной проблемой — в ангаре, где хранятся «Бураны» (летный образец и макет для испытаний), начала осыпаться кровля. По словам Рогозина, в помещении нельзя находиться без касок — есть риск, что крыша просто упадет прямо на корабль. Такое уже случалось: в 2002 году крыша упала на единственный из летавших в космос «Буранов» — он отправился в автоматический полет 15 ноября 1988 года. В результате он был уничтожен.
Попытки вернуть «Буран» домой
В «Роскосмосе» отметили, что стремятся вернуть «Буран» в Россию, где за ним будет надлежащий присмотр.
«Мы обеспокоены этой ситуацией и приложим максимум усилий, чтобы эти объекты оказались в достойном месте, например, в одном из музеев космонавтики», — отметил пресс-секретарь «Роскосмоса» Владимир Устименко.
Рогозин отметил, что оба «Бурана» — летный образец и макет для испытаний — а также ракета «Энергия-М» сейчас принадлежат частному лицу. Их владельцем является казахский бизнесмен Даурен Муса. Глава «Роскосмоса» отметил, что сейчас между ним и властями Казахстана идет судебный процесс, в рамках которого последние пытаются вернуть себе права владения на корабли. Как только это произойдет, Россия собирается начать переговоры — чтобы выкупить «Бураны» и передать их в музеи.
Однако первый суд, который прошел в феврале этого года, решил оставить «Бураны» у компании РКК «Байконур», 80% акций которой принадлежит Даурену Мусе. В тот раз иск подал комитет госимущества еще в 2019 году. Однако власти не намерены сдаваться, отметил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана Багдат Мусин.
«Гражданин Даурен Муса в своем посте утверждает, что власти Казахстана уже три года, не жалея сил, судятся с ним. Это действительно так, и мы будем продолжать это делать, ведь наша цель — восстановление законности и справедливости, возвращение государству его собственности», — написал он в Facebook.
Рогозин против Мусы
О том, что состояние монтажно-испытательного комплекса, в котором хранятся образцы «Бурана», вызывает опасения, Дмитрий Рогозин сообщил в ноябре 2020 года. Тогда же стало известно, что госкорпорация рассматривает возможность купить «Бураны» и передать их в музей.
В начале сентября в СМИ появилась информация о том, что специалисты НПО «Молния» приехали на «Байконур», чтобы решить, как перевезти «Бураны» в Россию. При этом гендиректор казахстанского их владелец Даурен Муса подчеркнул, что не намерен продавать корабли России. Он заявил, что российская промышленность не может похвастать никакими новыми достижениями в космонавтике, поэтому решила «ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты», которые ей не принадлежат.
«Я готов был и так подарить эти „Бураны“ России взамен на голову Кенесары хана! Но миролюбивость и добрососедство начинают принимать за слабость, и перестают соблюдать элементарные правила приличия», — заявил он в своем Facebook.
Позже на НПО «Молния» заявили, что не планируют перевозить «Бураны». Там подчеркнули, что не имеют права трогать имущество, которое не принадлежит РФ. А на космодром они приезжали лишь для того, чтобы оценить состояние мест, в которых хранится корабль.
При этом Дмитрий Рогозин ответил на обвинения Мусы, заявив, что из-за ненадлежащего условия хранения «Бураны» могут быть утеряны. Он призвал бизнесмена не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, а оценить риски своего «безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин». Глава «Роскосмоса» также добавил, что без согласия казахстанских властей Россия не может планировать вывоз кораблей, потому что они ей не принадлежат — однако вынуждена оплачивать все расходы по охране «Буранов».
«Оценки технического состояния обоих „Буранов“ и ОН „Энергия-М“ проводятся нами регулярно, и эти оценки неутешительны. С нетерпением ждем исхода судебного процесса, надеясь, что в итоге „Бураны“ обретут более заботливого хозяина или заставят Вас вложить хоть один тенге в дело сохранения экспонатов, имеющих мировое значение», — заключил Рогозин.
«Достижения надо сохранять»
«Буран» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), который разработали в рамках программы «Энергия-Буран». Один из конструкторов «Бурана», заместитель директора НПО «Молния» Владимир Скороделов рассказал «360», почему этот корабль необходимо сохранить.
Это было величайшее достижение нашей космической техники в 1980-е годы. Как и все другие наши отечественные достижения науки, культуры надо сохранять. Как образец того, что может достигать наше государство. И сохранять это у себя, на нашей территории. А то, что это оказалось в собственности какого-то физического лица, гражданина Казахстана — я считаю, что это вообще дикость и недоразумение
Скороделов отметил, что во время распада Советского Союза между государствами поделили различную технику. Когда речь идет о самолетах, автомобилях и другой серийной продукции, это оправдано. Однако достижения» подобные «Бурану» должны храниться там, где они сделаны.
Он уверен, что Даурен Муса не просто так не хочет расставаться с кораблями. Все дело в коммерческом интересе — он рассчитывает продать эти корабли.
«Тот, кто это приватизировал за небольшие деньги, наверняка имеет цель продать подороже. Кому угодно — России, США, своему правительству в Казахстане. Скорее всего это — движущая сила всего этого процесса. Потому что ничего другого с этим объектом этот человек не может сделать полезного», — отметил собеседник.
В пример он привел ситуацию в США. Когда там закрыли программу определенного вида космических кораблей, государство продало их в частные музеи за определенную стоимость. По словам Скороделова, речь идет о порядка 28 миллионов долларов за один космический летательный аппарат.