Что сейчас с блэк стар
Гендиректор Black Star объяснил уход Тимати из лейбла
Павел «Пашу» Курьянов и сам рэпер высказали различные точки зрения на причины завершения совместной работы.
Фото, видео: ТАСС / Валерий Шарифулин, «Говорит Москва»
Рэпер Тимати объявил о решении покинуть собственный лейбл Black Star. Его решение для радиостанции Москва FM прокомментировал партнер музыканта по бизнесу, гендиректор бренда Павел «Пашу» Курьянов.
По его словам, основной причиной, по которой рэпер решил оставить свое детище, основанное в 2006 году, стала нехватка времени на полноценную работу с ним.
«Последние годы наш бизнес сильно вырос, и у нас, как многие знают, достаточно четко были распределены роли в нем. От Тимура было необходимо много времени и внимания, которые надо было каждому бизнесу и каждому артисту уделять. На этом было очень много и ожиданий друг к другу, и каких-то обязательств. Тимур — человек творческий, спонтанный, но ему иногда не нравилось. И мы на этой почве периодически ругались. Плюс ко всему его личная карьера периодически от этого страдала, он часто от этого расстраивался. И у нас был неоднократно разговор о том, что не хватает ему времени для своей карьеры», — рассказал Курьянов.
Фактически Тимати отошел от дел в лейбле еще осенью прошлого года. Сейчас бывшие партнеры поделили между собой сферы влияния и подбренды, которые были объединены общим именем — Black Star.
«Если не говорить о музыке, то с октября 2019 года я и наша новая команда забрали все музыкальное продюсирование у Тимура. И с октября месяца мы делаем это без него. За Тимуром осталось в нашем совместном управлении картинг, бургерные и мойки. Бренд Тимура полностью со всем каталогом переходит в его собственность, и он также забирает весь бизнес барбершопов и тату-салонов, мужских и женских. Я видел, что они его уже переименовали как „13 by Timati“. Музыкальный бренд полностью, бренд одежды, рекламное агентство, дистрибьюторский сервис — это уже будет оставаться за нами», — пояснил гендиректор Black Star.
Сам Тимати объяснил свой уход из лейбла желанием «стартануть с чистого листа». Также он рассказал поклонникам, что решение было принято не спонтанно, как могло показаться со стороны, а было неоднократно обдумано.
«Это не спонтанная рефлексия 2020 года. Это взвешенное решение партнеров, которые провели вместе больше 20 лет, перевернули муз рынок в стране и построили единственный успешный „зонтичный“ бренд, который основывался на музыке, но стал известен и популярен далеко за ее пределами, открыв дорогу сотням молодых имен!» — написал Тимати в Instagram.
Он подчеркнул, что для него Black Star в последнее время стал иным, чем был 15 лет назад, когда все только начиналось. Музыкант отметил, что для него важную роль играла атмосфера аутентичности компании, которая в последнее время ушла на второй план.
«На сегодняшний день, превратившись в „Группу компаний“, на мой взгляд, мы естественно потеряли тот самый камерный шарм, а сфокусировались на оборотах, статистиках и прочей бюрократии, без которой на самом деле невозможна ни одна крупная компания. Ребята хотят быть Google, Virgin Amazon в своем деле, а мне ближе концепция Илона Маска, если вы понимаете, о чем я», — рассказал Тимати.
В завершение он поблагодарил всех, с кем работал, и искренне пожелал им успехов в дальнейшем пути. Тимати подвел итог своей работе с Black Star и расставил все точки над i.
«В сухом остатке: моя миссия в ООО „Музыкальный Лейбл Блэк Стар“ подошла к концу. Артист Тимати с сегодняшнего дня является независимым агентом с полным каталогом и торговыми знаками. Я не отвечаю и не занимаюсь больше ни одним артистом компании, и не имею никакого отношения к ее дальнейшей деятельности», — завершил свое объяснение музыкант.
Кроме того, он указал, что сохранит учредительские доли в части структур лейбла: в «Блэк Стар Бургер», «Блэк Стар Картинг» и «Блэк Стар Карвош». Что касается компаний «13 Барбершоп и Тату», а также «13 Бьюти» и «Блэк Стар Фитнес», они переходят в ведомость Тимати.
Тимати покинул Black Star и зарегистрировал новую компанию «Ракета»
27 июля Тимур Юнусов, получивший известность как Тимати, заявил, что покидает Black Star. Звукозаписывающая фирма, созданная Юнусовым совместно с Павлом Курьяновым (Пашу) и Вальтером Чассемом, за 14 лет существования стала группой компаний с профилем от производства (от бургеров до одежды) до оказания услуг (фитнес, мойка машин, барбершопы и др.).
В своем заявлении Юнусов отметил, что Black Star превратилась в группу компаний, которая сфокусирована на оборотах, статистике и прочей бюрократии. «Ребята хотят быть «Гуглом», «Верджином», «Амазоном» (Google, Virgin, Amazon. — РБК), а мне скорее ближе концепция Илона Маска», — объяснил он свое решение. 22 июля артист зарегистрировал новую компанию под названием ООО «Ракета», следует из данных СПАРК. Основной вид деятельности — работы в области исполнительских искусств. В конце сентября музыкант планирует выпустить свой первый за четыре года альбом (предыдущий, «Олимп», Тимати представил в 2016 году на лейбле Black Star).
Чем известен Тимати
Свою музыкальную карьеру Тимати начинал в 2000-х вместе с Кириллом Толмацким (Децлом). Своего будущего партнера по бизнесу Павла Курьянова он встретил в школьные годы — друзья вместе катались на роликах на Манежной площади. Тимати и Пашу неоднократно опровергали разговоры, что старт карьеры Тимати спонсировал его отец Ильдар Юнусов — непубличный бизнесмен, предположительно совладелец швейцарской инвесткомпании Stratus Trade & Finance.
Как основатели разделят компанию
Холдинг Black Star владеет одноименным музыкальным лейблом, развивает фастфуд-бизнес, бьюти- и тату-салоны, треки для картинга и автомойки, а также фитнес-клуб, линию одежды и киберспортивные заведения. Выручка в 2018 году, по собственным данным, составляла около 2 млрд руб.
Сама компания операционные результаты за 2019 год не раскрывает. Исходя из данных основных девяти юрлиц, составляющих основу бизнеса Black Star, ее совокупный оборот в 2019 году, по подсчетам РБК, составил немногим выше 1 млрд руб. Ключевые из них — ООО «Музыкальный лейбл БлэкСтар» (управляет лейблом), ООО «Мэйк ит мьюзик» (музыкальная компания с продюсерами, клипмейкерами и т.д.), OOO «БлэкСтар Сейф» (компания-лицензиар, ей принадлежат практически все товарные знаки и бренды группы), ООО «Глобал Стар» (рекламное агентство), ООО «Блэк Стар Бургер» (управляет сетью бургерных, более 100 ресторанов в 60 городах) и ООО «Линия одежды «Блэк Стар» (развивает бренд одежды Black Star Wear, более 38 точек в семи странах). Большинство зонтичных брендов компании развиваются по франшизе.
Юнусов сообщил, что 13 by Black Star (барбершоп и тату-салоны), 13 Beauty by Black Star и Black Star Fitness переходят в его ведение. Он также сохранит доли в проектах Black Star Burger, Black Star Karting и Black Star Car Wash. Кроме того, как уточнил Курьянов, Юнусов заберет права на товарный знак «Тимати» и каталог своих песен.
В ближайшее время Тимати выйдет из капитала компаний, управляющих лейблом, в частности «Мэйк ит мьюзик» (по данным системы СПАРК, у Юнусова — 29%, у Курьянова — 43%, у Чассема — 28%), «Глобал Стар» (Курьянов — 36,67%, Чассем — 35%, Юнусов — 28,33%), компаний, управляющих операционной деятельностью fashion-бренда Black Star Wear и киберспортивного направления «БС Гейминг» (Курьянов — 31,5%, Чассем — 30,5%, Юнусов — 23%, Павел Захаров — 15%), пояснил Курьянов. Как будет происходить раздел бизнеса и, в частности, передача прав и совместное владение интеллектуальной собственностью, сейчас определяют корпоративные юристы компании. «Будет ли это обмен долями в бизнесах или выкупы долей, я пока не знаю, мы не приступали еще к механике обсуждения», — заключил бывший партнер Юнусова.
Что будет с Black Star
Как считает Курьянов, выделение нескольких компаний из Black Star не нанесет значительного ущерба группе, каталог песен Тимати приносил около 10% выручки музыкального лейбла (его выручка, по данным СПАРК, — 642,7 млн руб. в 2019 году), куда значительнее бизнес просел из-за последствий пандемии. Около 30% оборота холдинга приходится на концертную деятельность артистов.
Похожих ситуаций, когда уходили основатели лейбла или его ключевые музыканты, было много и в российской, и в мировой музыкальной индустрии. Среди последних примеров — уход рэпера Оксимирона (Мирон Федоров) из лейбла Booking Machine, где он был не только музыкантом, но и исполнительным директором, напоминает главный редактор издания о музыке Flow Андрей Никитин. После ухода Оксимирона лейбл покинули и другие артисты, однако это не значит, что подобная судьба ждет и Black Star, — у этого лейбла появилась новая звезда Клава Кока, уверяет Никитин.
«Суперпопулярных артистов, кроме Тимати, в Black Star сейчас нет», — считает главный редактор агентства InterMedia Евгений Сафронов. Известны исполнители Мот и Клава Кока, в чартах последних недель также встречаются артисты Назима и Миша Марвин, уточняет он.
В культурной индустрии бизнес всегда завязан на создателе компании, его выход часто означает закрытие, резюмирует Сафронов. Выход без тяжелых последствий возможен, если создателей у бренда было несколько — например, публике известна только медийная фигура, а о финансисте мало кто знает. Однако подобные ситуации редки: как правило, создатель бизнеса в культурной индустрии выходит из дела со своей интеллектуальной собственностью, без которой он теряет смысл, утверждает Сафронов.
«С точки зрения имиджа я пока не вижу причин для потерь. С осени 2019 года Тимур не занимается музыкальным продюсированием артистов и интертейнментом, уже тогда мы пересобрали музыкальную команду, с которой полностью забрали процесс создания музыки для наших артистов», — заявил Курьянов. И вспомнил корпорацию Apple, которая, потеряв своего основателя, продолжила рост: «Все эти годы развитие Black Star шло благодаря командной работе, а не одному человеку».
По словам Курьянова, причин для ухода Тимати было несколько. «Изменилась сама музыкальная индустрия, возможно, она ему не совсем по вкусу. Плюс Тимур не любит системы и стандарты, они стали тесны для него. В системе, которую мы построили, у него была своя роль, которая ставила его собственную музыкальную карьеру на второй план, он по этому поводу сильно расстраивался, и я его хорошо понимаю», — объясняет Курьянов. По его мнению, на ситуацию могли повлиять конфликтные ситуации с артистами лейбла, в частности Леваном Горозией и Егором Кридом. «Он понял, что его внимание и вложения могут легко перестать ценить и их могут забыть в один момент», — считает предприниматель.
Как Black Star судился с артистами
Музыкальная индустрия снова начала резко меняться, констатирует Никитин, поэтому нельзя с точностью прогнозировать дальнейшие шаги Black Star. «Сначала на тренды в музыке сильно влияли соцсети «ВКонтакте» и Instagram, теперь большую роль играет видеоплатформа TikTok. Из-за этого лейблы стали другими, и на их фоне Black Star выглядит довольно олдскульным», — резюмировал собеседник РБК.
О будущих планах Тимати Павлу Курьянову детально не известно; о том, что тот создал новую компанию «Ракета», он не знал. Ранее рэпер вместе с братом Артемом открыл фастфуд-ресторан Chicken Mafia, специализирующийся на блюдах из курицы. Тимур Юнусов не ответил на вопросы РБК.
Темная сторона Black Star: почему от Тимати со скандалом уходят артисты
С начала 2019-го Black Star покинули три артиста, причем не всем удалось сделать это мирным путем. Исполнители обвинили владельцев известного лейбла в нечестности. Но учредителей, похоже, это мало волнует: они ведут поиски новых кадров.
Вряд ли во времена «Фабрики звезд» кто-то мог подумать, что начинающий рэпер Тимур Юнусов станет преуспевающим продюсером и создаст успешный лейбл.
Правда, теперь деятельность Тимати и его команды вызывает много сомнений. Один за другим Black Star покидают артисты, которые успели завоевать любовь миллионов: Джиган, Егор Крид, Кристина Си, L’One. Единственными, кому удалось уйти сравнительно тихо, стали исполнитель Lucky и группа Buhar Jerreau. Теперь поклонники звезд задаются вопросом «Кто следующий?»
ДЖИГАН
Сотрудничество Джигана с лейблом Тимати началось в 2008-ом. За шесть лет работы в Black Star артист выпустил два альбома, на его счету также дуэты с Анной Седоковой, Юлией Савичевой, Жанной Фриске. Для многих поклонников певца до сих пор остается загадкой, почему артист покинул лейбл, сделавший его популярным.
Сам Джиган старался до последнего не комментировать разрыв рабочих отношений с Тимати и довольно корректно отзывался о бывшем шефе. Однако Юнусов пытался «подколоть» экс-коллегу. Основатель Black Star опубликовал в Instagram фото, на котором, обернувшись полотенцем от Louis Vuitton, пафосно стоит на фоне суперкара. Тимати отметил на фото Джигана и пояснил, что именно так в его представлении выглядит «среднестатистический лох».
Как и предполагалось, Джигану и Тимуру не удалось расстаться мирно. «Как же ситуации, когда глава лейбла Тимати ревностно относился к чужому успеху? Он обижался, даже когда я кроссовки купил, как у него. Почему вы заблокировали все мои клипы, выпущенные на лейбле? — обратился рэпер к правой руке Тимура Юнусова, Пашу, в одном из телеинтервью. — Я знаю, почему. Ты тогда сказал мне: «Я не могу, Джига, меня Тим задолбал». Он заблокировал мои клипы просто назло. Почему он такой? Почему он так поступает?»
Несмотря на это, Джиган продолжает уверять, что не держит зла на бывшего босса. К слову, сегодня карьера артиста складывается весьма успешно: на его счету не один хит, миллионы подписчиков в социальных сетях. Рэпер может похвастаться и счастливой семейной жизнью: почти семь лет он состоит в браке с бизнесвумен Оксаной Самойловой, которая родила ему троих дочерей.
ЕГОР КРИД
Слухи об уходе Крида из популярного лейбла появились пару месяцев назад, однако артист отказывался от комментариев. Недавно информация подтвердилась: один из самых успешных артистов Black Star прекратил сотрудничество с Тимати. Поначалу многие полагали, что виной тому непростой характер Егора, у которого началась звездная болезнь.
Позже стало ясно, что причина — новые условия договора, которые не устроили певца, знающего себе цену.
«За месяц до окончания контракта мне предложили совсем другие условия, но я принял решение быть самостоятельным. Я это перерос. Хватит быть с продюсерами, я сам пишу песни, хочу быть сам себе продюсером. Им это вряд ли понравилось, ведь ушел их главный актив», — отметил он.
Егору удалось отстоять сценический псевдоним Крид, также он оставил за собой право исполнять авторские песни. Появилось мнение, что в этом артисту помог влиятельный друг, миллиардер Борис Ротенберг, который якобы заплатил лейблу 250 миллионов рублей. Крид опроверг эти доводы и заверил, что все удалось решить путем длительных переговоров с Тимати и его командой.
Несколько дней назад громким заявление об уходе из Black Star удивил и Леван Горозия, выступающий под псевдонимом L’One.
«Настало время кое-что прояснить, — сообщил он поклонникам. — С 16 марта 2019 года я больше не являюсь артистом лейбла. Хотел бы поблагодарить людей, прошедших этот семилетний путь вместе со мной. Я встретил в компании очень много достойнейших, позитивных и профессиональных людей: от бухгалтеров до турменеджеров, от маркетологов до дизайнеров. Спасибо вам — каждому».
Левану не удалось уйти мирно. Он обвинил боссов лейбла в нечестности по отношению к артистам.
«Мои уже бывшие партнеры вместо слов благодарности хотят забрать у меня мои песни, хотят забрать мое имя, — продолжил Горозия. — Они решили, что могут запретить мне петь песни, написанные мной же, оплаченные моим же трудом. Они хотят забрать у меня возможность выступать. Они хотят заткнуть мне рот, чтобы общество не узнало всю информацию, которой я обладаю. Я прошу компанию предоставить мне отчет за каждый рубль за все семь лет сотрудничества».
Тимати прокомментировал скандал.
«Кто тебе хочет закрыть рот? Уточни, пожалуйста, — попросил Юнусов. — Какой секретной информацией ты обладаешь? Не смеши, пожалуйста. Ты можешь свободно в любом интервью рассказывать все, что тебе угодно, тебя в этом никто не ограничивает».
Пока неизвестно, чем закончится громкое дело. Ясно лишь одно: Тимати и Леван многое не поделили. Скоро артистам предстоит встретиться в суде. К слову, Горозию поддержали представители российского шоу-бизнеса. Среди них Рита Дакота и Ольга Бузова.
«Лева, никто не сможет у тебя забрать тебя. Ждем новых песен. Музыка всегда спасает в сложных ситуациях. Мы с тобой», — отметила Оля. На сторону Левана встала и экс-возлюбленная Тимати, певица Алекса.
КРИСТИНА СИ
«Я жду, когда настанет тот день, и это все закончится», — обратилась Кристина Си к Тимати и Пашу, поддерживая Левана Горозию. Певице тоже не удалось мирно покинуть Black Star, она подала в суд на владельцев компании.
«Лейбл попытался ввести меня в заблуждение, убеждая, что псевдоним Кристина Си, с которым я к ним пришла, теперь принадлежит им. Компания без предупреждения зарегистрировала на себя мое имя в качестве товарного знака. Теперь этим пользуются против меня: заявляют, что имя не принадлежит мне, блокируют мое творчество, — а это уже нарушает закон», — делилась артистка в Instagram. Правда, вскоре она удалила скандальную публикацию и отказалась комментировать происходящее.
Удалось ли певице отстоять сценический псевдоним, пока остается загадкой. Кажется, артистка начала жизнь с чистого листа: из личного блога Кристины исчезло большинство фотографий. Вероятно, остались лишь снимки, которые не напоминают ей о работе в ставшем уже скандальном лейбле. Кроме того, теперь она выступает под настоящим именем — Кристина Саркисян.
НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ
Многие уверены: Тимати действует опрометчиво и не ценит исполнителей, которые стали для Black Star «золотой жилой». Но, как говорится, незаменимых людей не бывает, — и сейчас компания ищет новых звезд. Безусловно, поиски увенчаются успехом, ведь миллионы талантливых молодых людей мечтают попасть в команду «черной звезды» и исполнить давнюю мечту — стать популярными. Только чем обернется для них эта слава, остается лишь догадываться.
Конец дружбе
В разговоре с Forbes Павел Курьянов признается, что решение Тимати покинуть Black Star стало для партнеров неожиданностью: «Если бы кто-то сказал ранее, что у него есть такие мысли, мне было бы сложно в это поверить».
Созданный в 2006 году музыкальный лейбл Black Star за 15 лет превратился в холдинг, объединяющий десяток разнообразных бизнесов: от продажи одежды и бургерных до барбершопов и тату-салонов. Но избежать разногласий основателям не удалось. Например, партнеры не оценили клип и песню «Москва», в которой Тимати положительно отзывался о столичном градоначальнике Сергее Собянине. Вышедший в сентябре 2019 года накануне выборов в Мосгордуму клип набрал рекордное количество дизлайков на YouTube (1,4 млн), после чего Тимати удалил его. «Мои политические предпочтения могут расходиться с мнением других учредителей компании», — отмечал Тимати в интервью Forbes.
Но основные разногласия были не идеологическими. «Тимур исторически был главным продюсером во всем нашем бизнесе. Но он в первую очередь артист, и вся эта история его тяготила и мешала развивать его собственную карьеру», — объясняет Курьянов. В 2018 и 2019 годах Тимати был одним из наставников в шоу «Песни» на телеканале ТНТ, участники которого получали шанс попасть на Black Star. «Попавшие на лейбл артисты требовали постоянного продюсирования, — говорит Курьянов. — Сейчас я понимаю, что мы с Вальтером (Чассемом, еще одним соучредителем Black Star. — Forbes) требовали от Тимура невозможного, предполагая, что он будет вести более 10 артистов. Мы говорили: этому артисту нужна песня, нужен клип. А он отвечал: ребята, я все понимаю, но мне самому нужна песня. И он прав, и мы правы».
«Black Star — это единственный лейбл в стране, который научился эффективно капитализировать инвестиции в сфере шоу-бизнеса и индустрии развлечений, при этом построив структуру зонтичного бренда», — утверждает сам Тимати, но сетует на корпоративные процедуры внутри бизнес-империи, которые «убивали творческую инициативу». «В холдинге стало слишком много организационных схем и бюрократии, все это убивало во мне желание сидеть с толковыми ребятами в 12 дня в хабе, курить кальян, придумывать крутейшие темы и без промедления их запускать, — говорит рэпер. — Сидеть и придумывать мне никто не мешал, но вот дальнейшая отработка департаментов, запросы по имейлам, раздумья исполнительной группы, согласования на совете акционеров, сессии по исполнению, корректировки бюджетов, защита бюджетов, протаскивание проекта мною в финале, реализация… И вот наступает момент внутренней презентации, и, например, необоснованное мнение одного из топов в отношении вывода на рынок или самого продукта отправляет его в стол». Тимати говорит, что однажды почувствовал, что Black Star начал превращаться в «какой-то российский филиал западной компании». «А это вообще не мой сценарий», — категорично заявляет рэпер.
В результате раздела активов Тимати досталась сеть барбершопов, салонов красоты и тату-студий (сейчас называются 13 by Timati), а также сеть автомоек и детейлинга, переименованная в 13 Ditailing & Car Wash. Музыкант сохранил доли в сети бургерных Black Star Burger и картинг-площадках в Москве и Санкт-Петербурге. В ведении Курьянова и Чассема остались музыкальный лейбл, рекламное агентство «Глобал Стар», музыкальная компания Make It Music, марка одежды Black Star Wear и сеть компьютерных клубов. По оценке Курьянова, Black Star сохранил активы, которые генерировали около 70% выручки группы. «Если учитывать доходы, которые генерировал сам Тимати, — реклама, музыкальный каталог и концерты, то потеряли еще около 15–20% выручки», — говорит Курьянов.
Но по его мнению, уход Тимати благотворно повлиял и на карьеру музыканта, и на холдинг: «Эта ситуация оголила проблему старой версии Black Star, благодаря ей мы сделали децентрализованную модель бизнеса, которая позволяет работать с молодыми продюсерами и артистами в разных жанрах, сделали пять саблейблов и подписали 15 новых артистов». За год, утверждает Курьянов, холдингу удалось отыграть потери и выйти на показатели 2019 года — в этом году выручка группы превысит 1 млрд рублей.
Но сохранить дружбу не удалось, сожалеет Курьянов. Тимати признает, что не общается с бывшими партнерами и не следит за деятельностью группы. Свой год без Black Star он описывает метафорически: «Почувствовал себя спринтером на треке в самых новых кроссовках, до этого последние годы больше ощущал себя Самсоном с остриженными волосами, крутящим ненавистные жернова».
Табак и холостяк
Покидая Black Star, Тимати говорил, что его партнеры равняются на такие корпорации, как Amazon, Google и Virgin, ему же ближе концепция миллиардера Илона Маска. «Маск в каком-то смысле больше шоумен и продюсер, чем предприниматель, — объясняет Тимати. — Посмотрите, что он делает со своими продуктами: с помощью инструментов шоу-бизнеса создает ажиотажный спрос на них еще до релиза. Он не зависит от партнеров и легко экспериментирует: захотел — сделал огнемет, захотел — сделал текилу. И никакое собрание акционеров не мешает его творчеству и бизнесу».
Схожие способности в музыканте подмечает продюсер Яна Рудковская: «За что можно уважать Тимати, так это за то, что он абсолютно не претендует на лавры гениального вокалиста. Зато он очень талантливый шоумен, умеет зарабатывать на всем». Рудковская считает, что доходы Тимати в какой-то момент начали превышать доходы Black Star, а за прошедший год музыкант сделал большой рывок.
Покинув холдинг, Тимати выпустил альбом «Транзит» (по его словам, собравший более 211 млн прослушиваний на стриминговых платформах) и несколько успешных клипов: «Хавчик» с тиктокером Даней Милохиным (30 млн просмотров в YouTube), Rolls-Royce c бывшими артистами Black Star Джиганом и Егором Кридом (37 млн просмотров) и El Problema с Моргенштерном (121 млн просмотров). С идеей последней песни к Тимати обратился сам 22-летний рэпер из Уфы и его битмейкер Slava Marlow, они же написали бит. После выхода клипа Моргенштерн выложил видео, в котором рассказал, что в основу баса для бита был положен звук испускания газов. «Это история была немного лишней, — усмехается Тимати. — Я им сказал: ну если вы такую фигню выложили, придется извиниться». Моргенштерн и Slava Marlow извинились и удалили видео. Но отношения не испортились. «Он неглупый парень, — отзывается Тимати о Моргенштерне. — Правда, я не понимаю, где он живет, а где играет роль, и далеко не со всем, что он делает, согласен».
Еще один рекламодатель — табачные компании. «Я раньше не мог открыто показывать, что имею привычку дымить кальяном, — говорит Тимати. — После ухода начал со студии в сторис кидать, что ни одна вечерняя сессия не обходится без кальяна, что является правдой уже как лет пять». Вскоре на рэпера посыпались предложения о сотрудничестве. Он говорит, что изучил объем рынка и приятно удивился цифрам. Компания Must Have выпустила для него персональный табак Rocket, а знакомство с компанией Burn зашло дальше рекламных коллабораций — Тимати стал соинвестором бренда Banger, получив 40% в одноименной компании. «Продукт вышел очень качественный и новаторский в плане технологии. В первую неделю релиза только предзаказов было свыше 25 000», — говорит Тимати, в 2022-м он планирует выводить бренд на мировой рынок.
Дополнительное внимание к Тимати привлекло его участие в романтическом реалити-шоу «Холостяк», в котором он выбирал себе подругу среди девушек, прошедших кастинг. Тимати говорит, что согласился на участие за три дня до рекламной кампании, стартовавшей в октябре 2020 года. Условия участия в шоу он не раскрывает, но называет их беспрецедентными. Несколько собеседников Forbes, знакомых с Тимати, оценивают его гонорар на шоу в 45–50 млн рублей, отмечая, что канал ТНТ мог пойти на дополнительные уступки из-за того, что незадолго до старта проекта музыкант расстался с моделью Анастасией Решетовой.
Рэп-инвестор
«Серф-кемп — это не сверхмаржинальное направление, но и далеко не убыточное. Но поскольку серфинг — это моя страсть и любимый вид спорта, я делаю это с огромным удовольствием. Кемп — это в первую очередь создание правильного комьюнити успешных молодых людей, которые выбирают активный спортивный отдых, сопряженный с постоянным интертейнментом», — говорит Тимати. Он планирует развивать серфинг в России и уже строит крытые установки для серфинга в Москве и Подмосковье под брендом 13 Surfing Department.
В своем инстаграме Тимати называет себя предпринимателем. После ухода из Black Star к нему регулярно обращаются бизнесмены с идеями различных проектов. «Обращаются и инвесторы — постоянно предлагают деньги под размещение или взять их в долю, потому что с нами интересно и потому что, на мой субъективный взгляд, деньги в чистом виде просто плавно обесцениваются в мире», — говорит Тимати.
Осенью 2020 года музыкант зарегистрировал компанию «Ракета инвест», которая в будущем должна стать инвестфондом для его активов, в том числе не из сферы развлечений. Пока что актив один. В 2020 году к Тимати обратился Илья Кирик, глава одного из крупнейших телемагазинов Shopping Live, входящий в европейский холдинг HSE24 Group. По данным TNS Russia, в 2019 году суточный охват Shopping Live составлял около 1,14 млн человек, его выручка за 2017 год — 7,3 млрд рублей.
Осенью 2020 года «Ракета инвест» подала заявку на регистрацию торговой марки «Тимати стал делать лучше», повторяющую строчку его куплета в песне El Problema. Тимати говорит, что ее ему подсказали фанаты, которые после его ухода из Black Star оставляли комментарии с такой формулировкой в его инстаграме. «Я подумал, раз действительно «Тимати стал делать лучше», то почему бы не зарегистрировать», — говорит рэпер.
Как успех бывшего партнера оценивает Павел Курьянов? «Насколько я понимаю, у Тимати была задача после выхода из бренда медийно усилиться. И он эту задачу четко выполнил, он сделал фиты с молодыми популярными исполнителями, пошел на самое, может быть, медийное шоу страны и своей цели достиг однозначно. Молодец, желаю ему удачи», — говорит совладелец Black Star.