Что сейчас с автомобильным рынком
Эпоха дефицита: почему упали продажи автомобилей
На российском рынке продолжается падение продаж новых автомобилей. В ноябре 2021-го было куплено на 20,4% меньше машин, чем годом ранее. По словам председателя комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Томаса Штэрцеля, этот тренд сохранится в декабре, а также в следующем году. Будут ли продажи снижаться и далее, разбирались «Известия».
Что мешает повысить продажи
В прошедшем месяце было продано 125 466 единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, тогда как в ноябре 2020-го было реализовано 157 580 машин. Причем это немногим меньше, чем в октябре. Факторы, негативно влияющие на рынок России, такие как нехватка полупроводников и логистические проблемы, а вместе с ними сокращение производства, сохраняются пятый месяц подряд.
Несмотря на то что дилеры в большинстве своем завышают цену и не продают машины без дополнительного оборудования, спрос превышает предложение. Продажи могли бы быть выше, утверждают эксперты и игроки рынка, но мешает дефицит. Ситуацию эксперты называют рынком продавца, когда продающий находится в более выгодном положении, нежели покупающий.
— Спрос на автомобили в ноябре снизился относительно октябрьских показателей, однако он всё еще значительно превышает предложение, — рассказывает генеральный директор ГК «АвтоDом» Андрей Ольховский. — Практически все продаваемые на рынке модели достаточно быстро находят своего покупателя. Особенно это касается российских бестселлеров, которые есть как в массовом, так и в премиальном сегментах.
С ним согласен и председатель правления АГ «Авилон» Андрей Павлович.
— Ажиотажа сейчас нет, однако спрос сохраняется на хорошем уровне и опережает предложение: автомобилей не хватает, всё очень быстро продается, — говорит он. — Каждый месяц к дилерам поступает разный объем машин, что тоже отражается на общей динамике продаж.
Какие марки теряют популярность
В ноябре просели продажи всех ведущих брендов, если не считать китайские марки. Так, бессменный лидер отрасли Волжский автозавод реализовал 26 373 автомобилей, хотя это на 31% меньше, чем в прошлом году.
— Ситуация с поставками электронных компонентов постепенно улучшается, однако пока что рано прогнозировать точные сроки окончания этого кризиса. Мы предпринимаем все возможные действия, чтобы минимизировать его влияние на объемы производства и прогнозируем позитивную динамику продаж по итогам всего 2021 года, — прокомментировал текущее положение дел президент «АвтоВАЗа» Николя Мор.
Приблизительно в такой же ситуации оказались и южнокорейские производители. Марка Kia, занимающая второе место рейтинга, продала 14 514 автомобилей, то есть на 31% меньше, чем в ноябре прошлого года. Замыкающая тройку лидеров компания Hyundai передала потребителям 14 395 единиц ТС, уронив планку на 17%.
Бренд Renault, находящийся на четвертой позиции, уменьшил объем сбыта на 15%, реализовав 11 837 машин. И даже Toyota, которая держалась до последнего, в ноябре показала падение продаж: 7606 автомобилей и отрицательная динамика в 7%. Японский производитель занял пятую строчку.
У Chevrolet показатель взлетел на 348%, но это эффект низкой базы: в ноябре компания подала 197 машин. В пресс-службе бренда «Известиям» рассказали, что динамика связана с появлением на рынке двух новинок — флагманского Chevrolet Tahoe последнего поколения, а также совершенно нового и относительно недорогого кроссовера Trailblazer, вышедшего на рынок в середине сентября.
Самое серьезное увеличение продаж наблюдается у Genesis — премиального суббренда Hyundai, реализовавшего в этом ноябре на 1037% больше относительно прошлого. Это связано прежде всего с расширением модельного ряда.
Какие машины продаются лучше
Примечательно, что с положительным результатом в 74% (2123 штуки) закончил месяц Ford, имеющий в арсенале лишь Transit в различных модификациях. Кроме него, хорошие цифры показали французские бренды Peugeot и Citroen, а еще немецкий Opel. Первый поднял продажи на 75% (733 автомобиля), второй — на 45% (432 экземпляра), а сбыт Opel подскочил на 62% (147 автомобилей). Стоит отметить, что все три бренда входят в группу Stellantis и предлагают не только легковой транспорт, но и легкий коммерческий.
— Opel вообще один из самых быстрорастущих брендов на российском рынке в этом году, — рассказала «Известиям» официальный представитель Stellantis Лилия Мокроусова. — Бренды Peugeot и Citroen тоже показывают хорошую динамику. Такой результат стал возможен в основном за счет моделей локального производства, в том числе тех, которые мы собираем в рамках СПИК. Это наши микроавтобусы, фургоны, компактвэны и малые фургоны.
Что происходит с китайскими автомобилями
Представители «большой китайской тройки» чувствуют себя сегодня совсем иначе, нежели европейские или корейские производители, продолжая наращивать сбыт и активно осваивая российский рынок. Например, марка Haval, открывшая в 2019 году свой завод в РФ, в ноябре заняла восьмую строку рейтинга популярности с проданными 4909 автомобилями и ростом в 202%.
— Мы внимательно следим за ситуацией с дефицитом микрочипов. Она носит глобальный характер, и мы делаем всё возможное, чтобы смягчить ее последствия. Ноябрьское производство осуществлялось по плану, — так прокомментировали «Известиям» свой успех представители компании Haval.
Бренд Chery обосновался на 11-м месте с результатом в 4097 реализованных машин и динамикой в 174% со знаком «плюс». А компания Geely попала на 14-ю позицию, сбыв 2826 транспортных средств и подняв объем на 40%. У экспертов отрасли есть объяснение высоких показателей производителей из Поднебесной.
— Во-первых, у китайцев есть собственное производство полупроводников и микрочипов. Поэтому они тоже столкнулись с этой проблемой, но гораздо легче ее переносят, — объясняет независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. — Кроме того, у брендов из КНР весьма эффективная стратегия развития: они быстро реагируют на запросы рынка, создают привлекательные условия и научились делать привлекательный продукт.
Того же мнения придерживается и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Первая причина высоких продаж китайских автомобилей — ценовая. Вторая причина в том, что у китайцев все-таки были предложения в отличие от других брендов, были живые машины. А третья — машины стали привлекательнее, — полагает он. — Единственное, люди пока не понимают, за сколько они смогут потом продать эти автомобили после использования.
Одной из моделей Haval осталось совсем немного, чтобы попасть в топ-10 рейтинга самых востребованных автомобилей в России. Речь идет о Jolion, которых передали покупателю в количестве 2340 штук. Кроссовер представили в мае 2021 года, с июля он стал бестселлером бренда, а сегодня уже занял 11-е место автомобильного хит-парада, потеснив Volkswagen Polo.
Почему Vesta в минусе
Лидирующую позицию в рейтинге популярности моделей уже несколько месяцев кряду занимает Lada Vesta с 9035 проданными автомобилями, но это на 2736 единиц меньше прошлогоднего результата. Отрицательный результат связан не только с дефицитом полупроводников. «Веста» готовится к обновлению, и часть версий уже недоступны.
Гораздо серьезнее просела реализация Granta, которая удерживала позицию самой покупаемой в России модели на протяжении двух последних лет. «Народный автомобиль» разошелся тиражом в 7231, снизив объем на 7309. И это самое серьезное падение среди участников рейтинга.
Спад объясним периодическими остановками линии, где собирают «Гранту». Как сообщает информагентство «Интерфакс», ссылаясь на главу профсоюза предприятия Сергея Зайцева, «АвтоВАЗу» с весны приходится прибегать к временным простоям на производстве из-за дефицита автокомпонентов. Простои компания пытается нагнать шестидневными рабочими неделями, но и их приходится периодически отменять.
Большинство моделей из топ-25 показали отрицательную динамику за небольшим исключением. В частности, в плюсе оказались Renault Kaptur и Duster, Toyota RAV4 и Camry. Ситуация с полупроводниками всё еще нестабильна, и успехи автопроизводителей сейчас зависят от того, как успешно они могут ее решить.
Что происходит на вторичном рынке
Дефицит новых автомобилей уже начал сказываться и на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажей автомобилей с пробегом, заметили не только повышение потока клиентов, но и сокращение машин, которые привозят в trade-in.
— По итогам ноября наши центры выдали 9300 автомобилей с пробегом — на 31% больше, чем в ноябре 2020 года. Но из-за дефицита новых автомобилей сократилось количество автомобилей с пробегом, которые поступают к дилерам по сделкам трейд-ин, — рассказал руководитель направления PR в «Рольфе» Павел Носов. — Для некоторых дилеров это стало проблемой.
К концу года средневзвешенная цена нового автомобиля превысила 2 млн рублей, подсчитали аналитики агентства «Автостат». И это без учета дилерских накруток. Вслед за новыми автомобилями подорожали и подержанные.
— По автомобилям с пробегом у нас есть данные за 11 месяцев — с января по ноябрь средняя цена подержанного легкового автомобиля увеличилась на 34%. К концу года этот показатель может достичь 40%, — рассказал «Известиям» руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов.
Сколько продлится дефицит
В ближайшее время ожидать улучшения на автомобильном рынке не приходится, никаких предпосылок к этому пока нет. По прогнозам Сергея Бургазлиева, проблемы будут продолжаться как минимум до конца весны следующего года.
Похожее мнение высказал и главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
— Странная ситуация, когда в этом ноябре продажи упали на 20% по сравнению с ноябрем 2020 года, который был более сложным, — отмечает он. — Это говорит о двух вещах: динамика и в декабре будет отрицательной. В итоге года мы выйдем примерно на уровень 2020-го. Кроме того, в состоянии дефицита мы будем до середины 2022 года.
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
Дилеры рассказали, сколько продлится дефицит машин
В России дефицит новых автомобилей продолжится в первом квартале 2022 года. С таким прогнозом выступила ассоциация «Российские автомобильные дилеры», сообщает РИА «Новости». В организации подчеркнули, что ситуация на рынке к весне не улучшится и такой острой нехватки машин в России не было уже много лет.
«Дефицит продолжится в первом квартале 2022 года, это уже ясно. На форуме «РосАвтоДилер» и дилеры, и производители сошлись во мнении, что такого дефицита не было уже много лет. Мы видим падение продаж уже несколько месяцев подряд, весной ситуация не станет лучше, к сожалению», — объяснили в ассоциации.
Впервые о дефиците новых автомобилей дилеры заявили еще в августе прошлого года. Главная причина — нехватка полупроводников, коснувшаяся большинства компаний по всему миру. Этой непростой ситуацией продолжают пользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками.
Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц. Так, по данным Росстата, с начала года цены на новые автомобили в среднем поднялись на 10%, а в некоторых сегментах прибавка достигла 12,5-14%.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России в ноябре было продано 125 466 новых автомобилей, что на 20,4% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Таким образом, рынок демонстрирует падение пятый месяц подряд.
При этом за 11 месяцев нынешнего года продажи новых машин на российском рынке пока остаются в плюсе: +6,9% по сравнению 2020 годом, на который пришлись локдаун и закрытия автосалонов из-за пандемии. Всего с начала года россияне приобрели 1 439 045 автомобиля.
Стоит ли покупать машину перед Новым годом
Дилеры пошли ва-банк
Теоретически можно приобрести автомобиль без дополнительного оборудования, установленного дилером. Для этого всего лишь надо заказать машину в подходящей комплектации. Но вот беда, ожидание этой машины растянется на 3 месяца, если повезет. А может, и на год. При этом заказ будет без фиксированной цены. Ведь автопроизводители тоже не стесняются и поднимают стоимость автомобилей чуть ли не каждый месяц. И возможно, к тому моменту, когда машина придет, ее цена будет выше, чем на тот автомобиль, который можно было купить, когда делался заказ, но с допоборудованием от дилера.
На этом дилеры и играют. А кроме того, они могут продать предзаказанный автомобиль другому покупателю, который заплатит за него больше. С реальными допами или за право первой покупки.
Брать или не брать?
Автомобили будут дорожать и дальше. А дилеры будут и дальше накручивать цены, ведь дефицит остается в силе. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев этого года было продано 1 439 045 автомобилей, что на 6,9% превышает показатель за аналогичный период 2020 года. Стоит учесть, что прошлый год был не менее карантинный и именно тогда начались проблемы автомобильного рынка. Но если сравнивать с 2019 годом, то получится не рост, а падение на 9%, говорит автоэксперт Петр Шкуматов. Но рост продаж за 11 месяцев связан с началом года. Вот уже пять месяцев подряд продажи падают. В ноябре, по данным АЭБ, они упали на 20,4% по сравнению с ноябрем прошлого года. Однако это падение спроса обусловлено не насыщением рынка, а падением поставок автомобилей и покупательской способности населения. И именно поэтому резко вырос спрос на подержанные автомобили. Почти на 30 процентов, согласно данным исследования портала Авто.ру. Примерно на четверть выросла и стоимость б/у машин.
Автомобили стали не средством передвижения, а роскошью. Поэтому тем, кому необходимо приобрести автомобиль срочно, лучше внимательно мониторить рынок, в том числе и в соседних регионах. И не сосредотачиваться на одной модели. Тогда можно найти что-нибудь подходящее и не по заоблачным ценам, считает руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Если есть возможность отложить покупку, то лучше не торопиться, считают эксперты. Но надо понимать, что кризис на рынке закончится не ранее чем летом следующего года. Хотя есть риск, что затянется и до конца года. Такое предположение звучало и в прошлом году.
По мнению автоэксперта Сергея Асланяна, которое он высказал на радио «Звезда», в нынешней ситуации отчасти виноваты сами покупатели автомобилей, которые разогревают этот рынок. Ведь, если разобраться, необходимости срочно купить машину у большинства покупателей нет. И если бы все они отложили покупку, отказались бы от накрученных дилерами цен, то уже сейчас дефицитом стали бы покупатели. И рынок начал откручивать историю назад. Но этого не произошло.
Самые продаваемые автомобили
Можно ли отказаться от допов?
Практически отказаться от дополнительного оборудования очень сложно. Во-первых, оно уже установлено. Во-вторых, даже те же коврики обычно вписываются в договор купли-продажи. И тут есть одна тонкость: если они оформлены дополнительным соглашением, то в течение 15 дней после заключения договора по Закону о защите прав потребителей можно отказаться от дополнительных навязанных услуг. Но решать эту историю потребуется в суде. Причем доказывать, что услуги были навязаны.
«Негативный тренд продолжается»: продажи автомобилей падают третий месяц подряд
Продажи новых автомобилей выросли на 15,1% за первые три квартала 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь–сентябрь 2021 года было продано 1 260 111 автомобилей.
За сентябрь 2021 года дилерам удалось реализовать 119 485 автомобилей, что на 22,6% меньше, чем в 2020 году, и на 31,5% меньше показателей 2019 года.
Лидер рынка «Автоваз» в сентябре потерял в продажах 51% (продано 17 189 автомобией), KIA — минус 16% (17 037), Hyundai — минус 26% (13 624).
Негативный тренд продолжается, комментирует Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев». По его мнению, сейчас ситуация на рынке крайне нестабильна и в ноябре Комитет автопроизводителей пересмотрит свой прогноз рынка на 2021 год.
Согласно прогнозу АЕБ, сделанному в июле, по итогам 2021 года рынок вырастет на 9,8%. Всего будет продано 1,75 млн автомобилей.
Дефицит из-за чипов
«Начало года было еще ничего: продажи у дилеров шли неплохо, машины были в наличии. Но цены начали расти с начала года, а примерно со II квартала стал усиливаться дефицит автомобилей и, соответственно, увеличились сроки поставок новых машин», — напоминает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Основная причина проблем на российском авторынке, как и на мировом, — нехватка электронных компонентов (чипов).
Как же мировые автопроизводители старались компенсировать нехватку микросхем? К примеру, Mercedes весной этого года на время останавливал производство седанов С-класса, чтобы использовать чипы для выпуска более дорогих моделей. К аналогичной схеме прибегала и Renault: производитель сортировал свои чипы, резервируя их для более маржинальных моделей.
В 2021 году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании BCG (Boston Consulting Group). В I квартале 2021 года производственные потери мировых автопроизводителей, по данным BCG, составили примерно 1,4 млн единиц. Сильнее всего упало производство в Европе — на 428 990 автомобилей, в Китае — на 364 774 и в Северной Америке — на 354 442 автомобиля. Российский рынок отдельно BCG не выделяет, но он входит в европейский. Во II квартале производство упало еще на 2,6 млн единиц (больше всего в Северной Америке — 866 924, в Европе — 743 100 и в Китае — 419 600).
Наиболее существенные потери производства в первом полугодии этого года понесли автоконцерны Ford (падение более 700 000 единиц), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти 600 000) и Renault-Nissan-Mitsubishi (падение более 415 000). В III и IV кварталах, по прогнозам BCG, падение составит еще от 3 млн до 5 млн единиц.
А что же российские заводы? Они почувствовали дефицит чипов этим летом. Крупнейший российский производитель «Автоваз» из-за дефицита компонентов несколько раз приостанавливал выпуск ряда моделей Lada. В конце июня в Нижнем Новгороде остановили завод Группы ГАЗ филиала Volkswagen Group Rus. Оставшись без чипов, «Автоваз» стал предлагать дилерам комплектации Lada Vesta, Xray и Largus без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы. Чтобы избежать рисков остановки крупнейших автопроизводителей и возникновения дефицита российских автомобилей у дилеров, автоконцернам разрешили до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС).
Воспользоваться мерой пока смог лишь «Автоваз». С середины сентября автоконцерн перестал устанавливать на новые автомобили ЭРА-ГЛОНАСС-модули.
Все в очередь
«Дефицит был с начала года, но сейчас стало хуже», — сетует представитель крупного российского дилера. По его словам, на рынке более-менее доступны Renault, BMW и весь модельный ряд выше линейки С у Mercedes-Benz. По остальным производителям жесткая нехватка, особенно у Lexus, Volkswagen и Nissan.
«Наибольший дефицит по популярным в России кроссоверам, их не хватает по BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche и Volvo. Серьезная проблема с поставками у MINI, автомобилей нет совсем. Мы начинаем продавать авто из шоурума и уже опасаемся, что ситуация с поставками может продлиться более длительное время и потом уже даже в шоуруме будет нечего экспонировать», — добавляет Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «АВТОDOM».
Дефицит есть по всему рынку новых автомобилей, но в большей степени касается моделей с самым современным уровнем мультимедиасистем, технически наиболее сложных, говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «АВИЛОН».
По его словам, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи и др. «По Mitsubishi остались автомобили только в максимальном оснащении, все базовые раскуплены, у Hyundai нет в наличии Santa Fe и Palisade. У Volvo в наличии есть практически весь модельный ряд, но некоторые версии остались в количестве нескольких штук», — перечисляет Каменский.
Потребители, которые хотят приобрести новый автомобиль, вынуждены ожидать его несколько месяцев. «В среднем срок ожидания нового автомобиля массового сегмента вырос примерно на месяц-полтора, в премиальном сегменте — на полтора-два месяца», — отмечает Андрей Каменский. «Около трех месяцев нужно будет подождать Skoda, пять-шесть месяцев — Volkswagen, семь месяцев — импортные BMW. Даже Lada, а также Hyundai и Kia российской сборки не всегда есть в наличии у дилера», — говорит Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto.
Цены на взлет
На волне нехватки машин у дилеров и высокого спроса со стороны покупателей растут и цены. Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам августа нынешнего года составила 2,14 млн рублей, подсчитали эксперты агентства «Автостат». Если в июне средневзвешенная цена составляла более 1,8 млн рублей, то в июле она уже превысила 1,9 млн рублей, а в августе выросла еще на 200 000 рублей. Рост с января по август составил 21%.
За последний год в среднем цена автомобиля в массовом сегменте выросла на 15-25% в зависимости от бренда и модели, премиум-сегмент дорожал быстрее, массовый — более аккуратно, говорит Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». «В сентябре произошло повышение цен на автомобили BMW, в зависимости от модели в среднем на 1,8%. По бренду Volvo рост цен в сентябре составил 100 000 рублей. В октябре уже произошло увеличение стоимости автомобилей Fiat в среднем на 2%. По брендам Cadillac и Chevrolet цены выросли по моделям: Cadillac XT4 —-80 000 рублей, XT5 — 150 000 рублей, XT6 — 200 000 рублей, Chevrolet Traverse — 60 000 рублей. И до конца года автомобили еще будут дорожать», — прогнозирует Каменский. «Прибавка идет по 1-2% ежемесячно. За девять месяцев текущего года Kia Rio Сomfort прибавила в цене 115 000 рублей — с 914 900 до 1 029 900 рублей, а Skoda Rapid Аctive 100 000 рублей — с 958 000 до 1 059 000 рублей», — говорит Денис Мигаль.
Учитывая сложившуюся на рынке ситуацию, эксперты «Автостата» прогнозируют дальнейший рост цен: в целом за весь 2021 год стоимость авто может вырасти на 25%.
Спасение «с пробегом»
Какой же выход ищут дилеры? «Нас спасают продажи авто с пробегом. По итогам девяти месяцев 2021 года в «Рольф» продажи новых автомобилей выросли на 7%, а авто с пробегом — на 54% год к году», — говорит представитель «Рольф». Fresh Auto за девять месяцев 2021 года продала 22 137 автомобилей с пробегом, это на 64% больше, чем в январе этого же года. Высокий покупательский спрос на подержанные автомобили фиксирует и «АВИЛОН». В первую очередь клиенты интересуются автомобилями в возрасте 2-3 лет с незначительным пробегом, а также одним владельцем, говорит Андрей Каменский, при этом число предложений уменьшается, в том числе под влиянием дефицита новых машин, из-за которого сокращается количество сделок по трейд-ин.
По данным «Авито Авто», за прошедшие девять месяцев 2021 года продажи на рынке авто с пробегом выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя цена автомобиля с пробегом в стране составила 335 000 рублей, увеличившись на 17,5% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года. Первое место среди самых востребованных моделей на рынке авто с пробегом занимает ВАЗ (LADA) Priora со средней ценой 207 000 рублей и долей в продажах 3,3%. На второй позиции — ВАЗ (LADA) 2114 Samara (средняя цена на рынке авто с пробегом — 100 000 рублей, доля в продажах — 2,5%). Третья строчка — у ВАЗ (LADA) Granta (средняя цена на рынке авто с пробегом — 335 000 рублей, доля в продажах — 2,4%). Замыкают пятерку лидеров по продажам на рынке авто с пробегом ВАЗ (LADA) Kalina и Ford Focus. В топ-10 самых продаваемых моделей на рынке авто с пробегом по итогам прошедших девяти месяцев 2021 года также входят Hyundai Solaris, ВАЗ (LADA) 2107, Kia Rio, ВАЗ (LADA) 2110 и ВАЗ (LADA) 4×4 («Нива»).
Когда ждать стабилизации
«Безусловно, рано или поздно ситуация нормализуется, но маловероятно, что это произойдет раньше середины следующего года. Цены к тому времени вырастут в лучшем случае на процент инфляции и однозначно не пойдут вниз», — говорит Андрей Терлюкевич из «АвтоСпецЦентра».
По большому счету дилерам делать нечего, придется работать с тем, что есть, говорит Владимир Беспалов. По его мнению, если в начале года предполагалось, что ситуация с микрочипами нормализуется к концу 2021 года, а дефицит сохранится лишь до 2022-го, то сейчас очевидно — проблема может сохраниться до 2023 года. Прогноз по итогам продаж по году Беспалов пересматривать пока не будет: прогноз роста на 5% по итогам года предполагает, что в четвертом квартале падение составит около 17% к четвертому кварталу прошлого года.
На поддержку государства дилерам пока надеяться нечего. Программы льготного автокредитования и лизинга автотехники (предполагают субсидирование 10% скидок на автомобиль стоимостью до 1,5 млн рублей. — Forbes) не планируется возобновлять до конца текущего года, на следующий год на них предусмотрено около 10 млрд рублей, сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.