Что сейчас происходит в it сфере
Кадровый голод. России не хватает миллиона IT-специалистов. На кого пойти учиться, чтобы обеспечить себе будущее?
Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
От 500 тысяч до миллиона человек — такая нехватка кадров наблюдается сегодня в российской IT-индустрии. В Минцифры предупреждают, что в ближайшее время ситуация рискует стать только хуже. Через шесть лет дефицит молодых специалистов может увеличиться как минимум вдвое: к 2027 году Россия может недосчитаться двух миллионов айтишников. Какие меры принимаются в России, чтобы не допустить подобного сценария, какие перспективы ждут молодых айтишников и готовы ли вузы к запуску обновленных учебных программ для специалистов в области информационных технологий — в материале «Ленты.ру».
«Молодые программисты и разработчики будут нарасхват»
«Каждый год российские вузы и техникумы выпускают более 80 тысяч IT-специалистов, но этого явно недостаточно для удовлетворения спроса. Кадровый голод в цифровой экономике постоянно растет», — говорит генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров. По его словам, с ростом доступности интернета и последующим переходом многих услуг в онлайн потребность в IT-кадрах будет только увеличиваться.
В стране ощущается острая нехватка IT-специалистов, считает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. В пример он приводит Москву, где вакансии для специалистов в области IT и связи составляют почти пятую часть всех предложений.
На ситуацию заметно повлияла пандемия, говорит Лашин в беседе с «Лентой.ру»: многие перешли на дистанционный формат работы, а большое количество предприятий запустили онлайн-сервисы, внедрили облачные технологии и всерьез задумались о защите данных. Все это значительно повысило спрос на IT-специалистов и поспособствовало росту их зарплат, отмечает глава ассоциации. По его данным, средняя заработная плата программистов в России сегодня составляет от 150 до 350 тысяч рублей.
«Тенденция на ближайшие годы понятна: молодые программисты и разработчики будут нарасхват и в госсекторе, и в крупных компаниях. Поэтому одна из ключевых задач государства — удержание лучших кадров в IT-секторе, создание для них комфортных условий труда», — отметил Комиссаров.
«Самые востребованные и полезные для слушателей программы»
Спрос на специалистов в сфере информационных технологий и связи в России высок, поэтому в развитии IT-отрасли и обучении молодых профессионалов должно быть в первую очередь заинтересовано само государство, считают опрошенные «Лентой.ру» эксперты.
Одна из проблем, с которой сталкивается сегодня индустрия, заключается в том, что IT-специалисты нередко находят высокооплачиваемую работу в других странах и переезжают. По словам Комиссарова, для того чтобы талантливые айтишники не уезжали за границу, власти обязаны обеспечить им лучшие условия. В частности, для этих целей в стране запустили федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», ставший частью масштабной национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На сайте проекта объясняют, что он призван помогать готовить высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития цифровой экономики. Первые результаты проекта — рост числа бюджетных мест по IT-направлениям в российских вузах. За последнюю пару лет оно увеличилось на семь процентов.
Кубок Москвы по компьютерному зрению и программированию беспилотного автомобиля «Дататон» в рамках Московского технологического марафона. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
«В этом году для поступления в вузы на IT-специальности выделено уже более 73 тысяч бюджетных мест», — подчеркнул Лашин и добавил, что к 2024 году количество абитуриентов, которых российские вузы будут готовы принять по IT-направлениям на бюджет, вырастет до 120 тысяч человек. Он также рассказал, что государство предусмотрело меры для подготовки IT-кадров по лучшим международным программам, а также софинансирование ускоренной переподготовки специалистов на IT-направления.
В июле запустился еще один проект, который должен поддерживать отечественное образование и стимулировать развитие IT-отрасли, — «Цифровые профессии». Благодаря этой программе россияне могут получить дополнительное IT-образование за половину рыночной стоимости курса. В Минцифры уточнили, что минимальная продолжительность курсов составляет 250 часов, из которых 144 будут посвящены программированию. Предполагается, что за это время студенты получат необходимые навыки, которые впоследствии помогут им реализовать себя в IT-сфере.
«Мы отбираем самые востребованные и полезные для слушателей программы, такие как «Java-разработчик», «Data Science», «Тестировщик ПО», «Бизнес-аналитик» и другие. Государство оплачивает половину стоимости, чтобы больше людей могли освоить IT-профессию», — заявила в разговоре с «Лентой.ру» Татьяна Трубникова, директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
Алексей Комиссаров, говоря о том, как индустрию поддерживает АНО «Россия — страна возможностей», выделил два ключевых проекта: хакатоны конкурса «Цифровой прорыв» и «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту». На них, по словам гендиректора платформы, молодые специалисты получают практические навыки по совершенствованию своих цифровых продуктов, обмениваются опытом и получают новые знания от лучших экспертов на рынке.
Гранд-финал всероссийского конкурса «Цифровой прорыв». Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
В 2019 году финальный хакатон конкурса «Цифровой прорыв» стал самым масштабным соревнованием IT-специалистов в мире и попал в «Книгу рекордов Гиннесса»: на площадке одновременно работали более трех тысяч IT-специалистов из 77 регионов России.
Прийти в IT
Опрошенные «Лентой.ру» эксперты выделили самые востребованные профессии в сфере IT, которые наиболее актуальны в 2021 году. По словам Лашина, в стране наблюдается дефицит специалистов по искусственному интеллекту, большим данным и интернету вещей. Специалистов по системному программированию также не хватает все больше и больше. Профессия становится актуальнее из-за масштабной цифровизации предприятий и внедрения отечественных решений, добавил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт».
Список самых нужных IT-профессий от экспертов сайта «Хабр» получился несколько иным. В начале года ресурс опубликовал перечень самых востребованных специальностей в IT. Составляя рейтинг, авторы материала ориентировались на рост зарплат в отрасли и на динамику развития профессии в целом.
По словам гендиректора АНО «Россия — страна возможностей», вчерашним школьникам следует обратить самое пристальное внимание на перечисленные выше востребованные специальности.
«Решение о выборе дальнейшей образовательной и карьерной траектории принимает сам школьник. И если он делает выбор в пользу «цифровых» специальностей, то перед ним, конечно, открываются широкие возможности для профессионального развития. Уже на первых курсах обучения крупные IT-компании и банки активно привлекают к себе талантливых ребят», — сказал Комиссаров. Среди качеств, которые также оценят на рынке труда, он выделил готовность человека к саморазвитию и получению новых навыков.
Цифровое образование
Несмотря на острый дефицит молодых специалистов, проблема заключается не в самом отсутствии возможности учиться. В России есть большое количество профильных инженерных и классических университетов, в которых действуют образовательные программы по IT-направлениям. Об этом свидетельствуют данные рейтинга высших учебных заведений Quacquarelli Symonds (QS) за 2020 год. В номинации Emerging Europe & Central Asia («Развивающаяся Европа и Центральная Азия») указаны 105 отечественных университетов.
В ближайшем времени вопросам цифрового образования должны будут уделять больше внимания и непрофильные учебные заведения. В марте вице-премьер России Дмитрий Чернышенко поручил главе Минобрнауки Валерию Фалькову создать в каждом вузе должность проректора по цифровизации. Все претенденты на должность обязаны будут защитить свою программу у министра цифровизации Максута Шадаева.
Международный фестиваль по спортивному программированию MosCode Festival в Физтехпарке, в преддверии финала чемпионата мира по программированию для студентов ICPC (International Collegiate Programming Contest). Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
На вопрос о том, готовы ли вузы запускать к новому учебному году обновленные учебные программы по IT-специальностям, Комиссаров отвечает неоднозначно. Сфера высшего образования менее подвержена реформам и пересмотру образовательных программ согласно требованиям рынка, считает эксперт. Но проблема частично решается за счет образовательных программ, которые предлагают крупнейшие IT-игроки.
«Это образовательные программы от «Яндекса», Mail.Ru Group, Samsung и других крупных компаний. Такие программы пользуются особым спросом, поскольку ориентированы на решение практических задач», — сказал специалист.
Комиссаров ссылается на исследование РАЭК, в котором говорится, что по итогам 2020 года объем российского рынка онлайн-образования вырос по сравнению с 2019 годом почти на треть. Причем многие российские игроки этого сегмента цифровой экономики, такие как «Нетология», «Алгоритмика» и PuzzleEnglish, уже выходят на международный рынок.
Пятнадцать IT-событий 2020 года, которые мы запомним надолго
Новый, 2021 год мы по традиции начинаем с обзорного материала, в котором речь идёт о ключевых событиях минувшего года в сфере высоких технологий. Несмотря на все свои «особенности», прошедший год оказался чрезвычайно богат на события в IT-индустрии. И сейчас вы это сами увидите.
Безусловно, прошлый год изменил многое, если не всё. Но в отличие от многих традиционных бизнесов, которые сильно пострадали от пандемии коронавируса, сфера IT не впала в спячку. Напротив, для неё 2020-й стал временем глобальной и активной трансформации, которая в итоге оказалась во многом удачной. Впрочем, первая половина года выдалась довольно скучной и в IT-сфере: выставки, которые обычно наполняли событиями первые месяцы каждого года, отменились, и наступило затишье, пока все не привыкли к новым реалиям. Зато вторая половина 2020-го оказалась очень богатой на события и ознаменовалась запуском множества важных технологий и интереснейших продуктов, о которых мы расскажем ниже.
⇡#Вышли консоли нового поколения — PlayStation 5, Xbox Series X и Series S
В ноябре 2020 года произошло одно из самых долгожданных событий в игровой индустрии, сравниться с которым может разве что релиз Cyberpunk 2077, о котором мы поговорим чуть позже. Речь идёт о выходе консолей нового поколения. Sony выпустила PlayStation 5 в двух версиях (с дисководом и без), тогда как Microsoft представила сразу две консоли — флагманскую Xbox Series X и более доступную Xbox Series S.
Все консоли получили аппаратную платформу AMD. В приставках используются восьмиядерные процессоры на архитектуре AMD Zen 2 и графика с архитектурой AMD Navi второго поколения. На новом витке войны консолей лидерство по «голой» производительности захватила Xbox Series X: в ней нашёл применение наиболее мощный чип. Но и к PlayStation 5 никаких претензий нет: она предлагает очень высокую производительность, и игры на всех новых консолях смотрятся потрясающе.
Ключевыми особенностями приставок нового поколения, помимо роста производительности, стала поддержка трассировки лучей в реальном времени, а также переход на твердотельные накопители с интерфейсом PCIe 4.0 для хранения данных. Первое обеспечило более живую и реалистичную картинку в играх, а второе — принципиально ускорило загрузку самих игр, а также локаций в них.
⇡#AMD и NVIDIA представили мощные видеокарты нового поколения
В сентябре 2020 года компания NVIDIA представила видеокарты GeForce RTX 30-й серии, построенные на графических процессорах Ampere. Новая архитектура обеспечила огромный скачок производительности по сравнению с прошлым поколением. Например, сама NVIDIA считает, что GeForce RTX 3080 вдвое быстрее RTX 2080. В наших тестах RTX 3080 оказалась в среднем на 35 % быстрее RTX 2080 Super и на величину до 24 % быстрее прошлого флагмана, GeForce RTX 2080 Ti. Прирост действительно весьма неплохой – в прошлом поколении, например, такого не было даже близко.
Но если NVIDIA просто снова сделала очередной шаг вперёд, улучшив показатели производительности по сравнению со своим же прошлым поколением видеокарт, то перед AMD стояла куда более сложная задача — догнать в верхнем ценовом сегменте оторвавшегося за последние годы конкурента. В октябре компания представила ускорители Radeon RX 6000-й серии на графических чипах Navi 21, и они оказались действительно хороши. Например, согласно нашим тестам, в играх видеокарта Radeon RX 6800 XT отстала от прямого конкурента в лице GeForce RTX 3080 в среднем всего на 5 %. К тому же новые графические процессоры AMD получили поддержку аппаратного ускорения трассировки лучей. Правда, согласно тестам, получается оно у них пока не лучшим образом. Но начало положено, и это главное.
Можно было бы сказать, что с задачей навязать конкуренцию NVIDIA компания AMD в целом справилась, но проблема в том, что пока это лишь теоретическое соперничество. Реальный успех зафиксировать невозможно из-за тотального дефицита видеокарт нового поколения. Причём касается это изделий как AMD, так и NVIDIA. Правда, с последними дела обстоят получше, так как вышли они ещё в сентябре и поставки хоть и ограниченны, но по крайней мере регулярны. В результате «зелёные» карты купить всё-таки возможно, пусть и по заметно завышенным ценам. А вот видеокарты AMD, которые поступили в продажу только в ноябре, отыскать в магазинах практически нереально. Некоторые ретейлеры до сих пор не смогли обслужить даже первые заказы. Но когда-то в наступившем году ситуация всё-таки наладится. Должна наладиться!
⇡#AMD окончательно обогнала Intel по процессорной производительности. Даже в играх
Помимо видеокарт, в 2020 году компания AMD выпустила ещё один важный прорывной продукт — в октябре были представлены процессоры семейства AMD Ryzen 5000 на архитектуре Zen 3. Благодаря им она уверенно обогнала Intel в производительности настольных платформ, причём даже в играх.
Новые чипы предлагают то же количество ядер, что и предшественники, а также слегка более высокую частоту и улучшенный 7-нм техпроцесс. Основным же источником прироста производительности стали архитектурные улучшения. Сама AMD заявила о приросте количества инструкций, исполняемых за такт (IPC), на впечатляющие 19 % по сравнению с прошлым поколением. И это очень много.
По утверждениям самой AMD, 12-ядерный Ryzen 9 5900X по игровой производительности в среднем на 7 % опережает Core i9-10900K в играх в разрешении Full HD. Наши тесты показали, что кадровая частота в разрешении Full HD при переходе от Zen 2 к Zen 3 подскочила сразу на 25-30 %, а во многих играх Ryzen 9 5900X и Ryzen 9 5950X действительно превосходят Intel Core i9-10900K, который до того считался лучшим геймерским процессором.
⇡#Apple решила отказаться от Intel и выпустила компьютеры на собственном процессоре
Apple отметилась в этом году революцией в сфере компьютеров. Минувшим летом она объявила о решении отказаться от использования процессоров Intel в компьютерах Mac. А уже осенью был представлен первый компьютерный процессор Apple — чип M1.
Дебютный компьютерный процессор Apple построен на архитектуре ARM. Он использует связку из четырёх энергоэффективных ядер для рядовых задач и четырёх производительных ядер для серьёзных нагрузок. Также у него есть весьма производительная встроенная графика, а ещё — нейромодуль для работы с ИИ. Иными словами, это отнюдь не какое-то компромиссное решение, а совершенно полноценный процессор, подходящий для применения в современных системах среднего уровня. И согласно тестам, он у Apple получился действительно хорошо: M1 отлично показывает себя как в приложениях, адаптированных под ARM, так и весьма неплохо справляется с x86-приложениями, работающими через эмулятор. Более того, на компьютерах, построенных на этом чипе, можно даже играть!
Пока процессор Apple M1 дебютировал только в младших компьютерах компании: настольном Mac mini, а также ноутбуках MacBook Air и MacBook Pro 13. Но в будущем компания планирует перевести на фирменные процессоры все свои компьютеры, включая даже рабочие станции. Причём на переход она отвела всего два года, то есть примерно к середине 2022 года все компьютеры под маркой Apple будут базироваться на собственных чипах с архитектурой ARM. Слухи об очень мощных процессорах Apple с большим числом ядер и очень высокой производительностью ходят уже сейчас. Кроме того, Apple разрабатывает и графику. Так что в обозримом будущем она сможет полностью попрощаться и с видеокартами AMD.
⇡#SpaceX начала возить людей в космос, раздавать интернет и строить странные ракеты
В мае минувшего года в мировой космонавтике произошло поистине эпохальное событие — впервые в истории частная компания запустила в космос космический корабль с экипажем на борту. Речь идёт о SpaceX небезызвестного Илона Маска и запуске корабля Crew Dragon, который успешно состыковался с МКС, а позже забрал оттуда часть астронавтов. Полёт стал результатом большой девятилетней работы.
Это была тестовая миссия, в рамках которой NASA оценило возможность использовать корабли Маска для регулярных полётов к МКС. В последние годы США для доставки космонавтов на МКС пользовались услугами Роскосмоса и ракетами «Союз». Но поскольку тестовый полёт прошёл успешно, теперь США может отказаться от сотрудничества с Роскосмосом, и в доказательство этого уже осенью состоялась первая регулярная доставка астронавтов на МКС с помощью корабля SpaceX Crew Dragon.
Надо сказать, что в минувшем году SpaceX развернула доселе невиданную активность, даже если не брать в расчёт пилотируемые полёты. За год было успешно запущено 26 ракет Falcon 9, причём в 24 случаях их первая ступень успешно возвращалась назад. Кроме того, в минувшем году SpaceX продолжила работу над созданием ракеты сверхтяжёлого класса Starship. Прототипы со странным внешним видом, похожие на пепелац, проходили огневые испытания, запускались на разную высоту, а также зрелищно взрывались. В общем, работа кипела.
⇡#США усилили санкции против Китая: под раздачу попали Huawei, WeChat, TikTok, DJI, SMIC и другие
США в минувшем году лишили ряд китайских компаний возможности покупать оборудование и ПО, при создании которого использовались американские технологии. Это заметно подкосило бизнес Huawei — компания теперь не может заказывать производство процессоров HiSilicon у тайваньской TSMC, а также лишена возможности покупать современные чипы с поддержкой 5G у MediaTek и Qualcomm. Затронуло это и другие ключевые компоненты. Однако впоследствии некоторые производители всё-таки смогли получить у США лицензии на право поставки Huawei своей продукции, что немного облегчило её положение.
Тем не менее из-за санкций Huawei всё-таки была вынуждена продать свой успешный бренд Honor группе из 40 компаний. Таким путём его удалось вывести из-под санкций, и уже в самое ближайшее время нас ждёт встреча с новыми флагманскими смартфонами Honor. В наступившем 2021-м Honor планирует продать более 100 млн аппаратов, что выглядит весьма амбициозно.
Зацепили американские санкции и другие компании. Трамп пытался запретить TikTok или хотя бы заставить продать его американское подразделение. Также под запрет в США попал китайский мессенджер WeChat. Но в итоге ситуация с китайскими приложениями более или менее устаканилась – пока они работают, а дальше их судьбу будет решать уже администрация нового американского президента.
Также в этом году от санкций пострадал и самый продвинутый китайский полупроводниковый производитель SMIC, который оказался отрезан от поставщиков литографического оборудования и расходных материалов. В итоге его планам по переходу на 7-нм техпроцесс пока что сбыться не суждено. А под конец года в немилость к США впал и крупнейший в мире производитель дронов DJI.
⇡#Наконец-то вышла Cyberpunk 2077 и. сразу оскандалилась
10 декабря 2020 года стало знаменательной датой для поклонников компьютерных игр: в этот день вышла самая ожидаемая игра последнего времени — Cyberpunk 2077. После множества переносов анонсированный ещё в 2012 году проект польской студии CD Projekt Red, подарившей нам игры про Ведьмака, наконец-то здесь.
Но лучше бы разработчики отложили релиз ещё раз. Несмотря на годы разработки, продукт получился откровенно сырым, особенно если говорить про версии для консолей. В игре присутствует множество багов и проблем, да и выглядит она на старых консолях отнюдь не лучшим образом. Не миновали проблемы и ПК-версию, но здесь всё же дела обстоят не так плачевно. Справедливости ради отметим, что разработчики выпустили уже целый ряд патчей, которые хотя бы частично сгладили ситуацию, и исправили несколько критических недостатков.
Тем не менее были запущены программы возврата игры в магазины, акции CD Projekt Red рухнули, а в довершение всего против компании готовятся судебные иски. Однако даже несмотря на это, Cyberpunk 2077 отметился самыми большими предзаказами и продажами за всю историю игрового рынка. Подавляющее большинство игроков верит, что со временем проблемы будут исправлены, а на консолях нового поколения, версии Cyberpunk 2077 для которых выйдут когда-то в этом году, игра сразу получится нормальной.
⇡#Технологические компании – главные бенефициары пандемии
Коронавирус ускорил распространение и внедрение технологий в самых разных сферах. Люди были вынуждены обратиться к ним, чтобы преодолевать ограничения, возникшие из-за пандемии. В результате многим компаниям из сферы IT коронавирус сыграл на руку, ведь их услуги и продукты стали необходимы сразу большому числу людей.
Например, одним из самых востребованных сервисов в 2020 году стала видеосвязь. Она позволила людям общаться с родными и близкими, многие компании благодаря видеосвязи сумели организовать нормальную работу во время карантина, а школьники со студентами смогли продолжить грызть гранит науки, не выходя из дома. Ставшая на этой волне суперпопулярной программа Zoom, отличающаяся наиболее простым интерфейсом среди альтернатив, нарастила пользовательскую базу в 30 раз: в декабре 2019-го сервисом Zoom ежедневно пользовались около 10 млн человек, а в апреле 2020-го — уже более 300 млн. На этом фоне акции Zoom ожидаемо росли, на пике предлагая доходность по сравнению с началом года на уровне 750 %, и компания даже ворвалась в двадцатку самых дорогих предприятий США в технологическом секторе.
Также вынужденная изоляция заставила пользователей активно обновлять домашние компьютеры. Соответственно взлетели продажи настольных ПК, ноутбуков и даже планшетов. Продажи последних так и вовсе достигли максимума с 2013 года. Выросли продажи и игровых систем, ведь людям нужно было как-то развлекаться, а видеоигры — самый простой и доступный способ проведения досуга в домашних условиях. Да и сами игры продавались очень хорошо и собирали рекордные онлайны.
В целом за 2020 год свою капитализацию заметно нарастили многие крупные и не очень компании технологического сектора. Например, Apple с марта подорожала на 150 %, Alphabet, материнская компания Google, стала дороже с начала года на 32 %, Facebook — на 35 %. Правда, весь этот рост может на том и закончиться, по крайней мере, вселяющие надежду на возврат к нормальной жизни новости об успешной разработке вакцин легко обрушивают котировки техногигантов.
⇡#Tesla стала самым дорогим автопроизводителем
В этом году компания Илона Маска планировала выпустить 500 тыс. автомобилей. Удалось ли ей это, мы узнаем несколько позже, после публикации отчётности за четвёртый квартал, но, по оценкам, она очень близка к этому показателю. Объёмы поставок электрокаров с буквой «Т» на капоте в этом году действительно сильно выросли, в чём помогло расширение производства в Китае, да и на других заводах компании. И на достигнутом она останавливаться не планирует — сейчас строится крупный завод в Германии, который после решения проблем с экоактивистами должен будет обеспечить электромобилями Tesla Европу.
Попутно компания развивает технологии хранения энергии — во второй половине 2020-го были представлены инновационные аккумуляторы, созданные Panasonic, которые будут использоваться в будущих электрокарах Tesla. Правда, рост темпов производства увеличил количество брака и недочётов, а также привел к появлению странных инженерных решений. Но тем не менее потребители любят Tesla и раскупают все выпускаемые ей электрокары.
Впрочем, расслабляться Tesla не должна. Конкуренты начитают дышать ей в спину. В этом году расправить крылья смогли китайские производители электромобилей, в первую очередь NIO, которая предлагает интересную технологию заменяемых на роботизированных станциях аккумуляторов и уже смогла обогнать по капитализации BMW. Кроме того, понемногу начинают просыпаться и традиционные автогиганты, заявляющие о своих амбициях на перспективном рынке.
⇡#Биткоин растёт как на дрожжах
И похоже, в ближайшее время курс биткоина, а вместе с ним и многих других криптовалют, не собирается останавливаться. Аналитики прочат первой криптовалюте подъём вплоть до 40–50 тыс. долларов, а наиболее оптимистичные эксперты и вовсе верят в курс около 100 тыс. долларов за один биткоин. Всё же криптовалюты – довольно интересная инвестиция, и сторонников она привлекает отсутствием государственного регулирования, так что многие видят в ней безопасную гавань для своих финансов. Кроме того, постепенно расширяется сфера применения биткоина, и в прошлом году, например, его поддержку ввела крупнейшая платёжная система PayPal.
Впрочем, в скором времени всё может измениться. Чем выше цена, тем больше внимания регуляторов привлекает к себе биткоин. Поэтому не стоит удивляться, что появляются известия о первых попытках строгого контроля криптовалютного рынка, например в США. А в России с 1 января начинает действовать соответствующий закон, и даже предполагается, что владельцы криптовалюты должны будут декларировать сбережения и платить налоги. Попутно государства пытаются запустить в обращение собственные цифровые валюты. Здесь наибольших успехов достиг Китай, но очевидно, что этой же дорогой пойдут и другие страны. Например, ввести в обращение цифровой рубль подумывает и Россия.
⇡#«Сбер» превратился в технологическую компанию с большими амбициями
В этом году Сбербанк из чисто финансового учреждения с явными советскими традициями неожиданно превратился в новомодную технологическую компанию «Сбер», которая теперь создаёт собственную цифровую экосистему. Прежде компания пыталась выстроить сотрудничество с «Яндексом», но в этом году окончательно решила идти своим путём. В результате развода она лишилась доли в маркетплейсе «Яндекс.Маркет», но зато получила в собственность платёжную систему «Яндекс.Деньги», которая тут же превратилась в «ЮMoney».
«Сбер» уже предлагает массу электронных сервисов для обычных пользователей и бизнеса, и движение в этом направлении продолжится. В частности, компания будет развивать голосовых помощников «Салют», выпуская умные устройства с ними — вроде умного дисплея SberPortal и ТВ-брелока SberBox. Есть также музыкальный сервис «СберЗвук», видеосервис Okko, облако «СберДиск», игровой стриминговый сервис SberPlay и прочее. Однако нельзя не упомянуть, что часть современных сервисов «Сбера» завязана на совместное предприятие с Mail.ru Group, в котором отношения между партнёрами тоже не самые простые.
Совсем недавно на дорогах Москвы были замечены беспилотные автомобили «Сбера», так что компания двигается и в данном направлении. Получается, у «Сбера» уже есть система автопилота для машин и теперь её обкатывают в реальных условиях. Работают в «Сбере» и над робототехникой.
Развод с «Яндексом» побудил «Сбер» начать разработку собственного маркетплейса, с которым она планирует стать одним из крупнейших игроков в российских онлайн-продажах. Также компания создаст своё суперприложение и будет сотрудничать с ретейлом. Иными словами, складывается впечатление, что «Сбер» решил стать вторым «Яндексом». Посмотрим, что из этого получится.
⇡#Telegram разблокировали в России, а в США заблокировали блокчейн-платформу TON
Не обошёлся 2020 год без громких новостей, связанных с Telegram. В июне Роскомнадзор принял решение разблокировать популярный мессенджер на территории России. Попытки заблокировать его работу безуспешно предпринимались с апреля 2018 года, но, по сути, он продолжал функционировать, а пользовательская база только росла — к лету 2020-го число пользователей из России достигло 30 млн. В итоге РКН сдался, сменил гнев на милость и даже завёл в мессенджере свой канал.
Поэтому сообщение о том, что в 2021 году в Telegram появится монетизация, никого не удивило. Компания запланировала внедрить дополнительные платные функции для бизнеса, например] предложить собственную рекламную платформу. К счастью, в личных чатах реклама не появится, она будет распространяться только в публичных каналах, где она есть и сейчас. Зато теперь владельцы каналов смогут работать не через партнёрские программы, а напрямую через инструменты Telegram. Также обещаны платные стикеры с авторскими отчислениями их создателям.
⇡#Государства против Google, Facebook, Amazon и других техногигантов
Во второй половине года США, а также Евросоюз решили разобраться с крупными технологическими компаниями. Антимонопольные иски и различного рода претензии регуляторов посыпались как из рога изобилия. И это закономерно, ведь стало понятно, что крупные корпорации обрели огромное влияние на жизни людей как через финансы, так и через предоставляемые ими информационные услуги. Естественно, государствам это не понравилось, и потому они решили напомнить Google, Amazon, Apple, Facebook, Alibaba и прочим, что с большой силой приходит большая ответственность. И нести её надо так, чтобы это не шло вразрез с государственной политикой.
В итоге Евросоюз инициировал ряд антимонопольных расследований против Google и Amazon, а также разработал новые законы, которые должны заставить компании играть по понятным и общим для всех правилам, причём в особенности это касается технологических гигантов, экосистемы которых выступают точкой входа для большого количества пользователей.
В США летом руководителей крупных IT-компаний вызывали в конгресс для получения отчета об их деятельности. Кроме того, власти США инициировали ряд антимонопольных исков против Facebook и Google, и в итоге компаниям даже грозит разделение. Facebook могут обязать продать Instagram и WhatsApp, тогда как Google и вовсе могут лишить чуть ли не самого ценного актива — Chrome! Наконец, китайские антимонопольщики решили отрегулировать Alibaba и её финтехподразделение Ant Group.
⇡#Сети 5G покрывают мир, но не Россию
Сотовые сети 5G развиваются уже давно, и в этом году они наконец-то перестали быть чем-то эфемерным и получили довольно приличное распространение. По всему миру число пользователей 5G-сетей только за второй квартал 2020 года удвоилось. Статистики на конец года пока нет, но наверняка их число значительно выросло и после.
Но вот России в этом списке нет. У нас распространение 5G столкнулось с мощным препятствием — силовыми структурами. Частоты диапазона 3,4–3,8 ГГц, которые считаются наиболее перспективными для развития масштабных сетей 5G, они удерживают за собой и делиться явно не собираются. Поэтому пока в России под 5G операторам выделили частоты диапазона 4,7–4,9 ГГц, а также планируют выделить 24,25–27,5 ГГц. Беда в том, что эти диапазоны хороши для создания локальных сетей, а для покрытия больших площадей они подходят очень плохо. Вторая проблема: для строительства сетей 5G операторов обязали использовать отечественное оборудование, которого попросту пока не существует.
Тем не менее продажи смартфонов с поддержкой 5G за прошлый год взлетели в несколько раз, в том числе и в России. Теперь такие устройства есть в ассортименте у любого производителя, причём это не только флагманские аппараты — на рынке появилось множество весьма доступных смартфонов с поддержкой сетей пятого поколения. И конечно, огромный толчок к увеличению числа пользователей 5G дала компания Apple, выпустив серию смартфонов iPhone 12 с поддержкой 5G.
⇡#NVIDIA решила купить ARM, AMD — Xilinx, а Google разрешили купить Fitbit
Данный материал традиционно открывает цикл статей, посвящённый итогам года. В ближайшие дни на нашем сайте будут опубликованы материалы на различные темы, в которых мы подведём более глубокие итоги 2020-го по каждой из них.