Что сейчас происходит с северным потоком
Что сейчас происходит с северным потоком
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Все права защищены
Газопровод, ведущий из России в Германию по дну Балтийского моря. Его строительство началось в 2016 году, однако против проекта активно выступают США, вводя против него санкции. Из-за ограничений Россия вынуждена собственными силами достраивать газопровод. К 10 июня 2021 года строительство ветки «Б» полностью завершено, осталось положить около 70 км труб по ветке «А».
11 декабря 2021
9 декабря 2021
8 декабря 2021
7 декабря 2021
6 декабря 2021
5 декабря 2021
4 декабря 2021
3 декабря 2021
2 декабря 2021
1 декабря 2021
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021
Преемник Меркель бросит «Северный поток-2» ржаветь на дне морском
В Варшаве и Киеве уверены, что им удастся перетянуть нового канцлера ФРГ на свою сторону
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий надеется, что ему удастся склонить нового канцлера ФРГ Олафа Шольца к противодействию запуску газопровода «Северный поток-2».
«Я слышу голоса из столицы Германии, что если дойдет до эскалации напряженности на российско-украинской границе, то Германия рассмотрит исключение „Северного потока-2“ из операционной деятельности. Я рад, что такие голоса появляются, но, к сожалению, слишком поздно. „Северный поток-2“ не должен был появиться. Мы предостерегали о том, что он может стать предметом шантажа. И это, к сожалению, происходит», — заявил Моравецкий журналистам в преддверии визита Шольца в Варшаву, который запланирован на ближайшее воскресенье.
«Я буду убеждать канцлера Шольца, чтобы не поддастся давлению со стороны России, не позволить, чтобы „Северный поток-2“ был инструментом шантажа Украины, Польши, ЕС», — подчеркнул он.
Интересно, на что он рассчитывает? Что Шольц будет чем-то отличаться от своей предшественницы Ангелы Меркель в вопросах отношения к «Северному птоку-2»? Вроде, он не давал поводов так считать.
Очевидно, на что-то надеется не только Варшава, но и Киев.
Так посол Украины в Германии Андрей Мельник потребовал от нового канцлера немедленно организовать противодействие политике России.
В беседе с Berliner Zeitung Мельник заявил, что Киев возлагает огромные надежды на нового канцлера и его правительство и хочет услышать «мощный голос» Берлина, который мог бы обеспечить «холодный душ» якобы России, которая якобы готовится к войне.
Мельник потребовал от Германии немедленно опубликовать список карательных мер по отношению к России, если та вторгнется на Украину, первым в котором должен стоять запрет на деятельность «Северного потока-2».
Ранее депутат бундестага, заместитель председателя фракции СвДП Александр Ламбсдорф заявил, что для недопущения усиления давления России на своих соседей вполне подходят дипломатические методы, и что никто не будет грозить Москве остановкой запуска «Северного потока-2» при вторжении на Украину. Он также добавил, что в случае агрессии России меры могут быть четко приняты за закрытыми дверями.
Впрочем, сам Шольц высказывается более радикально. По его словам, нарушение границ Украины грозит последствиями для «Северного потока-2».
«Мы занимаем ясную позицию. Мы стремимся к тому, чтобы все соблюдали принцип нерушимости границ. Каждый осознает, что будут последствия, если будет иначе», — подчеркнул новый канцлер, говоря о возможности использования газопровода в качестве инструмента давления на Россию в ситуации вокруг Украины.
Так чего в итоге ждать от Шольца? Продолжит ли он линию Меркель? Удастся ли полякам, украинцам, американцам или кому еще убедить его остановить запуск «Северного потока-2»?
— Шольц — не единоличный правитель с абсолютной властью, — напоминает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Он ограничен как правовыми нормами Германии и ЕС, так и объективными интересами немецкой промышленности и населения. Кроме того, Шольц — один из подписантов коалиционного соглашения, согласно которому Германия будет наращивать потребление газа. Сам новый канцлер ещё до подписания этого соглашения высказывал мысль о необходимости увеличить газовую генерацию. В этой связи я не могу себе представить обстоятельства, при которых этот человек может каким-то образом начать вредить «Северному потоку-2».
«СП»: — А Польше вообще от этого какая выгода? Ну, позиция Украины понятна, она боится потерять транзит, тут экономические интересы…
— На самом деле ситуация прямо противоположная. Это у Украины нет никаких поводов беспокоиться о своём транзите до конца 2024 года. А вот у Польши такой повод есть.
Мудрое польское руководство добилось в мае 2020 года, когда кончился долгосрочный контракт на транзит российского газа по местному участку газопровода «Ямал — Европа», перехода на аукционную систему отношений. Это принятый в ЕС рыночный механизм, который предполагает, что оператор газотранспортных мощностей выставляет их на аукцион, а владелец ресурса бронирует выставленные мощности в необходимых объёмах на нужный срок. Если таковые ему нужны.
Неожиданно польское руководство выяснило, что «Газпрому» не всегда нужна их труба, и тем более она не всегда нужна в максимальных объёмах. Иными словами, «Газпром» скорее будет осушать польское направление после запуска «Северного потока-2», чем украинское, так как на польском направлении у российской компании нет никаких долгосрочных обязательств. А объём прокачиваемого через Польшу (в Германию, — ред.) газа примерно равен мощности одной ветки «Северного потока-2».
«СП»: — Да, тут ещё Украина тоже собралась Шольца убеждать правда уже в ультимативной форме. Будет Шольц прислушиваться к Киеву в этом вопросе?
— Безусловно. С надрывным криком «jawohl» побежит выполнять все требования.
«СП»: — Но Шольц уже заявил о возможности давления на Россию через «СП-2»…
— Это дежурная фраза, которую произносила и Меркель. Её говорил бы любой человек, занимающий должность канцлера Германии. Ну, не может же он прямо сказать, что его немецкая рубашка ему ближе к телу, а Украина и ей подобные его не интересуют.
«СП»: — Шольц добавил, что процесс запуска «Северного потока-2» пока проходит по «упорядоченной процедуре». Что это значит? В нашем МИД выразили надежду на сертификацию «Северного потока-2» весной. Когда в итоге ждать?
— Напротив, самым реалистичным был сценарий сертификации в первом квартале 2022 года.
— Шольц будет продолжать линию не сколько Меркель, сколько своего однопартийца — президента (а в прошлом — главы МИД) Франка-Вальтера Штайнмайера, — уверен Вадим Трухачёв.
— Они считают, что газопровод нужно достроить. Это позволит улучшить снабжение Германии газом, не приведёт к новому обострению отношений с Россией, не обернётся для немцев холодной зимой и потерей сотен тысяч рабочих мест от потери российских контрактов.
«СП»: — Чем Моравецкий будет его убеждать? Удастся ли это ему?
— Моравецкому убеждать Шольца нечем. Он мог бы попытаться убедить партнёров канцлера из числа свободных демократов и «Зелёных». Их какие-то шансы убедить есть — они изначально настроены к газопроводу скептически. Но всё же и на них Польша имеет весьма ограниченное влияние. Так что решать вопрос будут без участия поляков.
«СП»: — Польша чисто из русофобии выступает против «СП-2»? Или есть и другие причины?
— Польша — тоже транзитное государство. Газопровод «Ямал — Европа» идёт по её территории. Одна из труб, идущих по Украине, тоже «заходит» в Польшу. Так что поляки от строительства СП-2 тоже немало теряют. Русофобия — само собой, но она в данном случае измеряется вполне конкретными материальными потерями.
«СП»: — А к «хотелкам» Украины Шольц будет прислушиваться?
— Если Польша — полноценное государство с работающими институтами и устойчивым самосознанием, то об Украине этого не скажешь. Да и на фоне своих юго-восточных соседей поляки смотрятся куда солиднее… Если уж у Польши нет шансов переубедить Шольца, то у Украины их нет и подавно… Весь вопрос в том, насколько надавят на канцлера его партнёры по коалиции. Но и они скорее будут оглядываться на свои антироссийские соображения, нежели на украинские или польские.
«СП»: — Кстати, сам Шольц говорит о возможности остановить проект в случае войны, если Россия, к примеру, будет принуждать Украину к миру? Или это просто элемент политического давления? Кроме войны, вариантов срыва запуска больше нет?
— Шольц представляет не только себя, и не только свою партию. Делая подобные заявления, он должен учитывать интересы и двух других партий коалиции, которым «СП-2» явно не нравится. Кроме того, (нравится нам или нет), он должен учитывать интересы тех государств ЕС, которые настроены к России хуже, чем Германия — вроде Голландии или Дании… Даже если в Донбассе всё будет более-менее спокойно, нам надо готовиться к тому, что транзит по трубе «СП-2» будут время от времени уменьшать, а то и останавливать. Россия для Германии стала слишком большим раздражителем сама по себе — даже без Украины.
«СП»: — По словам Шольца, процесс запуска «Северного потока-2» пока проходит по «упорядоченной процедуре». Что это значит? Новые власти не будут мешать, но и помогать не будут?
— Это значит именно то, что и мешать не будут, и помогать не будут. Займутся излюбленной в Европе чиновничьей волокитой. Собственно говоря, при той разнице в подходах к «СП-2», которая существует между социал-демократами и их партнёрами по коалиции, иной компромиссный вариант и не просматривается.
Еврокомиссия может затянуть запуск «Северного потока — 2» до второй половины 2022-го
У Еврокомиссии есть возможность затянуть сертификацию оператора «Северного потока — 2» и отложить таким образом запуск газопровода до второй половины 2022 года. Для стран ЕС это будет не лучший вариант для снижения цен на газ. Запасы топлива в хранилищах Европы после нынешнего отопительного сезона с наибольшей долей вероятности будут еще ниже, чем после предыдущего. И региону понадобятся дополнительные маршруты поставок газа.
«Указывать июнь в качестве самого позднего срока запуска „Северного потока — 2“ неверно», — прокомментировал такое заключение в статье The Financial Times исполнительный директор британского аналитического агентства по рискам IHS Markit Лоран Русецкас.
«После предварительного решения BNetzA (немецкого регулятора) у Еврокомиссии есть срок в два месяца на его рассмотрение. По своему усмотрению она может продлить его до четырех, что кажется наиболее вероятным сценарием. Следом уже у BNetzA есть два месяца (и они, очевидно, понадобятся), чтобы принять к сведению мнение Еврокомиссии по своему окончательному решению по сертификации», — пишет эксперт. Он полагает, что процесс сертификации «Северного потока — 2» не завершится ранее августа—сентября 2022 года.
«Если, конечно, запуск проекта не состоится еще до окончательной сертификации. Ранее я допускал его (после предварительного решения во время рассмотрения проекта Еврокомиссией), так как уже был прецедент. Сейчас я думаю, что этого не произойдет», — написал в Twitter Лоран Русецкас.
Ранее, как сообщало EADaily, Федеральное сетевое агентство приостановило сертификацию оператора «Северного потока — 2», чтобы он передал своему немецкому дочернему предприятию все капиталы и людские ресурсы, так как «дочка» будет владеть и управлять немецкой частью газопровода. В Министерстве иностранных дел России объясняли, что возможная затяжка с сертификацией необходима, так как процесс должен пройти тщательно, чтобы получить ожидаемую реакцию от Еврокомиссии.
«По „Северному потоку — 2“ ожидания таковы, что должен быть создан независимый оператор в Германии, который возьмет в управление германский отрезок газопровода, и тогда сертификация трассы будет продолжена. Сроки при этом, наверное, поменяются, но мы надеемся, что те параметры, которые ранее, соответственно, обозначались, а именно весна, будут сохранены в силе, а затем вопрос будет передан в Еврокомиссию», — говорил РИА Новости исполняющий обязанности директора Третьего европейского департамента МИД РФ Олег Красницкий. Дипломат добавил: чем тщательнее будет проведена сертификация германской стороной, тем более обоснованными будут ожидания в отношении Еврокомиссии.
В Брюсселе не раз заявляли о том, что не поддерживают «Северный поток — 2». И на негативное решение по проекту Еврокомиссию сейчас подталкивают Польша и Украина.
Ранее немецкий регулятор согласился на участие в процессе сертификации польской PGNiG и украинской «Нафтогаз Украины». Однако они могут высказывать свои замечания, но не смогут заблокировать процесс.
«Северный поток — 2» подпадает под действие Третьего энергопакета. Это предполагает, что газопроводом может управлять только независимый от поставщика оператор. Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому», но это не запрещается нормами, если оператор сможет доказать свою независимость в управлении проектом. Киев и Варшава настаивают на том, что «Северный поток — 2» не может рассматриваться в Европе только как немецкий участок и настаивают на том, что российская компания не может вообще владеть оператором.
Встреча президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена прошла продуктивно, обсуждались настолько важные вопросы международной политики, что до разговоров о «Северном потоке-2» дело так и не дошло.
Однако интересно, что сразу после окончания онлайн-встречи президентов двух сверхдержав появились сообщения, что конгресс Соединенных Штатов исключил санкции против России и «Северного потока-2» из проекта оборонного бюджета.
Это согласованная позиция верхней и нижней палат американского парламента. Понятно, что решение невозможно было успеть согласовать по итогам встречи президентов России и США, оно было подготовлено заранее.
Однако очевидно, что его придержали до окончания переговоров. Это говорит о том, что администрация Байдена понимала всю шаткость своих переговорных позиций и пыталась хотя бы так усилить давление на Кремль — мол, можем и ввести санкции в случае чего.
Однако по факту вместо реальных санкций конгрессмены и сенаторы включили в текст проекта оборонного бюджета весьма беззубое «осуждение» «пагубной деятельность России».
Это очень похоже на попытку «сохранить лицо», «хорошую мину при плохой игре». Чтобы такое впечатление не сложилось у американского электората, все больше считающего Байдена слабаком — особенно по сравнению с Путиным — Вашингтон сделал «ход конем».
«Северный поток-2» как антироссийский рычаг
Судя по сообщениям американской прессы, Белый дом решил посостязаться с Путиным в «геополитическом дзюдо».
Попытка использовать амбициозный проект «Северного потока-2» против Москвы вызывает именно такие ассоциации.
Первой сказала свое слово известная раздатчица майданного печенья Виктория Нуланд, ныне — заместитель госсекретаря США по политике.
Вскоре эстафету подхватил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
Американская газета Financial Times со ссылкой на дипломатический источник сообщила, что и Германия уже практически согласна остановить «Северный поток-2» в случае «вторжения на Украину».
«В конечном итоге может быть достигнут консенсус о том, что, если случится вторжение на Украину, «Северный поток 2» станет неприемлемым», — цитирует издание неназванного дипломата.
Что это за «вторжение», о котором говорят американские политики и СМИ, похоже, знают только они. Такие массированные спекуляции на тему интервенции России на самом деле выглядят как подготовка к провокации в Донбассе.
Кому нужна война на Украине
Очевидно, что обострение боевых действий в Донбассе с участием российских войск будет выгодно США, так как предоставит, по их мнению, вескую для европейцев причину отказаться от «Северного потока-2». Также выгодно обострение и нынешнему украинскому режиму.
Президент Владимир Зеленский уже выглядит не как неуверенный актер во главе государства, а как настоящий украинский чиновник. Однако одновременно с этим он растерял как минимум две трети поддержки избирателей.
Его рейтинги с 75% во втором туре выборов 2019 года обвалились до 25%. Их нужно поднимать, если Зеленский все еще хочет переизбраться на второй срок, и ничего лучшего, нежели маленькая победоносная война, он провернуть не может.
Громкие заявления вроде объявления войны олигарху Ринату Ахметову или вводе «экономического паспорта украинца» не работают: понятно, что первое из разряда «мед против пчел», а второе — дело настолько далекого будущего, что многим избирателям до него просто не дожить.
Однако масштабное наступление на позиции ДНР и ЛНР и как минимум установление контроля Киева над госграницей с РФ, а в идеале и захват Донецка с Луганском могут принести реальные плоды.
Правда, для этого нужно для начала «выключить» из процесса Россию. Все эксперты и политики, даже западные, признают: украинская армия неспособна одержать даже локальную победу над российской.
Вашингтон пытается дать понять, что угроза отключить «Северный поток-2» сделает для России принуждение Украины к миру слишком дорогим удовольствием — об этом говорят постоянно употребляемые американскими политиками фразы типа «Москва будет платить неприемлемую цену».
Однако для всех, кто немного умеет считать, уже очевидно: даже если отстраниться от катастрофических политических последствий сдачи Донбасса, чисто экономически ущерб от ликвидации «Северного потока-2» будет для «Газпрома» незначительным: проект полностью окупился еще до своего запуска.
Кому нужен «Северный поток-2»
В ситуации с нашумевшим газопроводом, ставшим мощнейшим геополитическим поражением США наряду с Афганистаном, главное — понять, что это не российский проект, как кричат его противники, а европейский.
Фактически Россия является только его исполнителем, хотя и взяла на себя риски владения этой трубой. Проект нужен прежде всего европейцам, которые хотят обеспечить себя дешевыми энергоносителями.
Москва показала, что может обойтись не только без СП-2, но и без украинской газотранспортной системы, снижая прокачку по ней почти до нуля.
Так что Донбасс может не волноваться: «неприемлемую цену» России платить не придется, ей уже все оплатила Европа.
И если российским войскам не дай бог придется вмешаться в украинский конфликт, чтобы защитить русскоязычное население Донбасса, то даже полная ликвидация «Северного потока-2» не станет для Москвы существенной потерей.
«Газпром» решил сыграть с ЕС вдолгую: запуск «Северного потока — 2» подождет
Запуск «Северного потока — 2» может пойти по самому длинному сценарию. И «Газпром» может быть не против. У компании есть не менее важные задачи, чем быстрый запуск газопровода: гарантии наполнения его на многие годы вперед.
На прошлой неделе немецкий регулятор сообщил, что приостанавливает сертификацию оператора «Северного потока — 2», так как тот создал немецкое дочернее предприятие, которое и будет владеть и управлять газопроводом. «Процедура сертификации будет приостановлена до тех пор, пока основные активы и человеческие ресурсы не будут переданы дочерней компании и Bundesnetzagentur не сможет проверить, является ли документация, повторно представленная дочерней компанией как новым заявителем, завершенной», — сообщило Федеральное сетевое агентство.
В самом Nord Stream 2 AG сообщили EADaily, что специально создали дочернее предприятие, чтобы соответствовать нормам и правилам немецкого законодательства.
В то же время у российской компании могут быть более важные, стратегические задачи, ради которых она может поступиться сиюминутной выгодой. С одной стороны, позиции оператора «Северного потока — 2» должны быть как можно более сильны, чтобы избегать в том числе судебных исков со стороны Польши и Украины для ограничения проекта. С другой — нынешняя ситуация может быть тем моментом истины, когда «Газпром» сможет убедить европейских партнеров более активно использовать практику долгосрочных контрактов и гарантировать поставки в Европу на десятилетия вперед.
На это намекал и президент России Владимир Путин. «Те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, смогут только руки потирать и ликовать, иначе пришлось платить бы по 650, а „Газпром“ в ту же Германию продает по 220. Во всяком случае, так недавно было», — говорил российский лидер в начале сентября.
У большинства крупных европейских компаний есть долгосрочные контракты с «Газпромом» еще на 10−15 лет. Однако, например, контракты с Турцией на 8 млрд кубометров заканчиваются в этом году, а с Грецией на 3 млрд кубометров — через пять лет. С 2023 года из портфолио компании выпадет Польша с завершившимся контрактом на 10 млрд кубометров.
В этой ситуации у «Газпрома» может быть задача не только сохранить, но даже нарастить объемы, так как в рамках энергоперехода Евросоюз планирует резко увеличить потребление газа, но к 2050 году отказаться и от него. Поэтому монетизация запасов в ближайшие несколько десятков лет — главная задача. А «идеальный шторм» на газовом рынке «Газпром», очевидно, и пытается использовать в свою пользу, чтобы объемы контрактов наращивали и постоянные клиенты — Франция, Германия и Италия.
Тем более что нехватка топлива не будет длиться вечно. Эксперты оценивают, что рынок продавца может продлиться еще 4−5 лет. За это время значительно планируют нарастить поставки газа на рынок Катар, США и страны Восточного Средиземноморья. Для России это несет риски, которые лучше всего купировать изначально.
«Долгосрочные контракты — это основа основ газового бизнеса. По-другому он попросту не может работать. Поэтому, конечно, „Газпром“ заинтересован и постоянно ведет переговоры об их заключении и продлении», — говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Зампред правления «Газпрома» Елена Бурмистрова заявила на конференции Flame в Амстердаме в начале ноября, что компания всегда будет выступать в защиту долгосрочных контрактов с обязательством «бери или плати».
«В нашей отрасли с крупными объемами капиталовложений и длинным инвестиционным циклом только такой многолетний тип контрактов дает уверенность инвесторам на всех этапах производственной цепочки, начиная от разведки и добычи и заканчивая транспортировкой и потреблением. Такие контракты делают рынок сбалансированным и предсказуемым, а значит, привлекательным для инвесторов, — сказала она. — И наоборот: мы давно говорим об опасности тотального перехода на хабовую индексацию и краткосрочные сделки, к чему призывают, например, власти ЕС. Их стремление построить максимально рыночную и прозрачную модель газового рынка по образцу других биржевых товаров можно понять. Но трудно приветствовать. Эта идея хороша лишь в теории, но реальность — гораздо сложнее».
По данным «Газпрома», только за последний месяц глава компании Алексей Миллер провел переговоры с руководством сразу трех крупных клиентов — итальянской Eni, немецкой VNG и французской Engie.
В такой ситуации в первую очередь стоит исходить со стороны спроса, а не со стороны предложения, считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман.
«Недавно были заключены контракты с Венгрией и Молдавией. То есть „Газпром“ готов к продлению существующих долгосрочных договоренностей и заключению новых. Однако важно понимать, что многие европейские страны сейчас не готовы заключать новый долгосрочный контракт из-за достаточно высокой неопределенности касательно размера потребления газа через 10−15 лет на фоне энергоперехода. Из-за этого ожидать подписания новых существенных контрактов, которые могли бы улучшить ситуацию на европейском рынке газа, на мой взгляд, не стоит», — говорит эксперт.
В нынешней ситуации «Газпром» вполне справедливо настаивает на полноценном запуске «Северного потока — 2», который политики США и Европы оттянули почти на два года, и хочет новых долгосрочных контрактов, в том числе чтобы иметь необходимость и в украинском транзите, к сохранению которого после 2024 года Москву подталкивает Берлин. Однако аналитики предупреждают, что высокие цены в Европе несут в себе много и стратегических угроз для «Газпрома», в том числе из-за политизации рынка.
«Нравится России это или нет, но она помогает распахнуть двери для поставок СПГ, развития зеленой энергетики и проектов энергохранения, а также для ограничений на энергозависимость от импорта в Европе. Легко можем увидеть торговое соглашение между США и ЕС на ежегодные поставки 20−30 млн тонн СПГ (27−41 млрд кубометров газа)», — заметил в Twitter глава отдела «Газ и энергетика» S&P Global Platts Ира Джозеф.