Молодые немцы не хотят чувствовать вину за войну и нацистов. Это отличает их поколение от родителей
Прошло 80 лет с нападения Германии на СССР и начала Великой Отечественной войны. Пока старшее поколение немцев, в том числе Ангела Меркель, при каждой возможности говорит о вине страны, младшее возмущается. Молодежь заявляет, что устала слушать об этом и вообще не имеет отношения к событиям войны. Этому есть объяснение.
В недавнем обращении к народу Ангела Меркель отметила, что 22 июня — это повод для стыда немцев. По ее словам, Германия признает свою ответственность за преступления нацистов в середине прошлого века. Однако теперь не все немцы оказались в восторге от такого подхода к историческому событию.
Молодежь тут ни при чем?
Люди заметили, что молодое поколение не должно ощущать стыд за то, к чему совершенно не причастно.
«Какое отношение имеют к этому мои внуки в возрасте 19 лет и 21 года? Абсолютно никакого. Перестаньте, наконец, постоянно напоминать про это нынешнему поколению», — написал пользователь Hans-Joachim Baldamus.
А некий Lars Wiemann заявил, что не ощущает стыда, потому что все детство слышал о войне, а члены его семьи, которые принимали участие в тех событиях, уже умерли.
Исследовательский журнал ScienceNordic написал, что, согласно опросам, молодежь Германии хорошо осознает, что страна несет ответственность за войну и преступления нацистов.
«Немецкая молодежь очень ясно понимает, что их страна привела мир к войне не только в Европе, но и за ее пределами. У них нет сомнений в том, из-за чего была Вторая мировая война. Но вы также начинаете видеть, что молодые люди хотят двигаться вперед. Многие из них заявили, что не могут лично нести вину за то, что произошло в прошлом, задолго до их рождения», — сказал доцент кафедры политологии и государственного управления университета Южной Дании Карстен Индигегн.
По его словам, немецкая молодежь не игнорирует холокост или ответственность Германии как агрессора в войне. Скорее, она не думает, что должна лично продолжать чувствовать себя виноватой.
Интересно, что чувство вины стирается с годами, ведь еще в 2001 году портрет молодежи в книге Opa war kein Nazi («Дедушка не был нацистом») складывался несколько иным.
«Он показал, что трое из пяти молодых немцев чувствовали себя виноватыми в нацизме», — сказала Анетт Уорринг из университета Роскилле.
Смена взглядов
На то, что новое поколение стало более равнодушным, также повлияла диссоциация молодежи с событиями тех лет. У них нет личной связи с ними. То же немецкое исследование показало, что, хотя молодые немцы не отрицали свою национальную историю, их собственная семейная история этого не касалась.
«Немецкая молодежь хорошо знала нацистские преступления и ответственность Германии. Это были познавательные знания, которые они использовали в школе. Но когда им пришлось объяснять, чем их дедушка и бабушка занимались во время войны, все выглядело иначе. Если бы вы поверили ответам всех опрошенных на вопросы об их бабушках и дедушках, это означало бы, что в Германии не было нацистов», — отметила Уорринг.
Немецкая молодежь «забыла» участие своей семьи в войне. В то время как их бабушка и дедушка, например, вполне могли сказать своим детям и внукам, что они отказались прятать военнопленных во время войны, история в конечном итоге была изменена на ту, в которой их дедушка и бабушка прятались и помогали военнопленным.
Этот сдвиг идей произошел, несмотря на то, что в школьной политике Германии сознательный акцент делался на осуждении нацистских преступлений и общественной ответственности.
И если молодежь верит в то, что предки были хорошими и безгрешными людьми в годы войны, то и вину ощущать за нее она будет еще меньше.
Историк-практик и педагог Евгений Спицын объяснил происходящее еще несколькими причинами. Во-первых, те события действительно уже считаются давней историей. Во-вторых, закончилась так называемая денацификация Германии. Такое изменение отношения связано с тем, что из жизни ушли, по сути, те поколения, которые помнили войну или у которых по крайней мере воевали близкие родственники.
«Чем дальше то или иное событие отстает от сегодняшнего дня, тем меньше эмоциональных составляющих в оценке этого события. С нашей молодежью тоже это происходит. Это естественный процесс. Другое дело, что обязанность государства правильно преподносить эти события и акцентировать на них внимание в том же учебном процессе», — объяснил собеседник «360».
Как сохранить память?
Сопредседатель Центра «Холокост» и профессор РГГУ Илья Альтман также отметил, что со сменой поколений все забывается. Это чувствуется, поэтому нужно находить возможность говорить с молодежью от лица тех, кто пережил войну, представлять им подлинные письма и дневники, делать фильмы, в которых не будет клюквы, а будут подвиги реальных людей. Тогда молодое поколение будет помнить о войне всегда.
С молодежью необходимо работать. С этим согласен и историк Спицын.
«Эмоциональная составляющая уходит, но при этом необходимо, чтобы подрастающее поколение знало правду об этой войне. Здесь значительную роль играет именно курс отечественной истории в школе. У подавляющего числа людей историческая память формируется за школьной партой», — подчеркнул эксперт.
По словам Альтмана, важно еще и воспитать новое поколение педагогов, которое тоже будет способно передать детям знания о войне и выстроить у них связь с ней. Показать им, что люди разных национальностей объединялись в тех событиях.
Он также рассказал, что накануне 9 Мая студенты Потсдамского университета в Германии перевели наши письма на немецкий язык и читали их на протяжении трех часов. К ним присоединились студенты, изучающие немецкий язык в РГГУ.
«Создавая подобного рода проекты, мы сможем вместе сохранить память о войне», — заключил Альтман.
Что думают сегодняшние немцы о войне с Советским Союзом
Вторая мировая война – незаживающая рана в памяти двух народов – русского и немецкого. В истории каждого государства существуют не только победы и светлые моменты созидания, но и периоды, вызывающие ощущение горечи и сожаления. Что думают современные немцы о войне с Советским Союзом, и как те страшные годы повлияли на национальное самосознание этого народа?
Со Дня Победы прошло более 70 лет, за это время сменилось несколько поколений, не знающих ужасов войны. Народ Германии мог предать забвению позорные страницы своей истории, но этого не происходит. Мудрые немцы не дают подрастающему поколению забыть ошибки прошлого, чтобы уберечь нацию от подобных трагедий в будущем.
Общественные организации и правительство Германии хранят память о периоде национал-социализма, не допуская оправданий фашисткой идеологии и искажений исторических событий. При этом информация о прошлом подается без излишней истерии или самобичевания. Независимые СМИ и телевидение практикуют разумный, взвешенный подход к темным страницам истории. В немецких музеях периодически проходят выставки, посвященные временам фашизма, устройству третьего рейха или личности Гитлера. Такой прагматичный и правдивый путь делает германское общество одним из самых толерантных в Европе.
Чувствуют ли немцы свою вину? Безусловно! Самое страшное обвинение для них – подозрение в неонацизме. Абсолютное большинство сегодняшних жителей Германии продолжают ощущать вину за ужасы Второй мировой войны и не хотят, чтобы их ассоциировали с нацистами. В большей степени раскаяние за зверства фашистского режима присуще старшему поколению, но и молодые немцы крайне неприязненно относятся к идеям национал-социализма.
В Германии 9-го мая – обычный рабочий день. Официальной датой, названной Днем Освобождения, считается 8-е мая 1945 г, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистов. В этот день люди идут с цветами в Трептов парк к мемориалу советским войнам, чтобы отдать дать уважения тем, кто ценой своей жизни остановил «коричневую чуму». Здесь в братской могиле захоронено более 7 тысяч воинов, участвовавших в боях за Берлин.
Русские и их союзники: кто был лучше?
В современном германском обществе идеи национал-социализма порицаются на всех уровнях, а личность Адольфа Гитлера считается персоной нон грата. Негативное отношение к проявлениям нацизма и тоталитаризма прививается со школьной скамьи. Телевидение, книги, независимые СМИ не замалчивают страшные страницы прошлого, обеспечивая своеобразную прививку от неонацизма для подрастающего поколения.
Интересные факты о реакции немецких подростков на действия фашистов приводят журналисты. В Германии посещение мемориала на месте концлагеря Дахау под Мюнхеном входит в обязательную школьную программу для учащихся старших классов. Молодым людям показывают фотографии изуверских опытов над детьми, газовые камеры и печи-крематории, в которых заживо были сожжены сотни тысячи узников. Многие не выдерживают страшного зрелища – у германских подростков случаются истерики и нервные срывы. Они не могут понять, как немцы могли творить такие злодеяния. Именно такие места, будь то Бухенвальд, Освенцим или Дахау, оставляют наиболее сильный эмоциональный отпечаток в памяти человека.
«Заслуживаем ли мы прощения?» – этот вопрос часто задают школьники своим учителям после экскурсии. Молодые немцы испытывают чувство вины, говорят о том, что после посещения мемориала их преследуют кошмары. Но педагоги и сотрудники музея считают, что экскурсии в прошлое необходимы для того, чтобы злодеяния не повторились вновь. Такой подход сохраняет в памяти поколений правду о страшной войне и преступлениях против человечества.
Согласно исследованиям, около 20% опрошенных немцев признают, что их родственники воевали на стороне гитлеровцев и участвовали в карательных акциях нацистов. Другая часть респондентов утверждает, что их предки стали жертвой режима, либо были участниками антифашистского сопротивления. Такой парадокс исследователи объясняют тем, что потомки не хотят быть частью народа, виновного в изуверской политике нацистов.
Этот момент объясняет настороженное и неоднозначное отношение немцев к ветеранам той войны. Показательна судьба одного из наиболее известных офицеров войск СС Йоахима Пайпера. На Нюрнбергском процессе он получил пожизненный срок по обвинению в массовом расстреле военнопленных. Через много лет Пайпер все же вышел на свободу, но так и не нашел своего места в немецком обществе. В результате престарелый участник войны был вынужден покинуть страну.
Подавляющее большинство немцев считает, что история возложила на Германию особую моральную ответственность за злодеяния, совершенные в ходе войны с Советским Союзом. Именно поэтому важная задача общества – избежать повторения прежних ошибок и не допустить возрождения националистических идей.
Что современные немцы думают о Великой Отечественной Войне?
В своих статьях я часто рассказывал о мемуарах немецких солдат и офицеров, о том как они прошли через Вторую Мировую Войну, и что они видели своими глазами. Сегодня я немного отойду от такого формата, ирасскажу о том, что же думают о событиях Второй Мировой Войны современные немцы.
Недавно в Германии прошёлсоциологический опроспроведенный фондом «Память, ответственность и будущее» (EVZ). В нём задавали довольно простой вопрос:
«Какое событие, произошедшее после 1900 года, вы считаете самым важным в истории Германии?»
В данной статье я буду использовать фрагменты беседы журналистов радиостанции «Комсомольская правда» и немецкого журналиста Штефана Шолле. Он жил в ФРГ и всегда интересовался Россией. Позже он даже поступил на факультет славистики. Два его деда застали войну, один был довольно значимым членом НСДАП, а другой простым крестьянином. Вот на таком интересном моменте, мы и начнём рассматривать вопросы и ответы Штефана.
Штефан Шолль. Фото взято: РИА PrimaMedia
Что Вам рассказывали о войне старшие поколения, и как Вы это воспринимали?
На самом делесражения на Западном фронте были не такими ожесточенными, как на Восточном. Сражения размаха Московской или Курской Битвы там не проходили, а в качестве единственного исключения можно выделить разве что Арденнскую Операцию. Но и там масштабы сражения были гораздо «скромнее» чем на Восточном Фронте.
Причин у этого несколько:
А что о современном российском кино?
«Такое ощущение, что они у вас делаются по рецепту Голливуда, где все четко прописано. Там чуток любви надо, немножко экшн, хорошо, если в конце концов герой или победит, или если умрет, то на руках у красавицы. По-моему, эти картины неадекватны той войне.»
Здесь я абсолютно согласен с Штефаном. Все хорошие фильмы о войне, за редким исключением в виде «Брестской крепости» были сняты в Советском Союзе. Там не старались подражать Голливиду, и делали действительно стоящие фильмы, которые могли передать ту атмосферу.
Современные же «ляпы» вроде «На Париж» или «Т-34» вызывают только усмешку, да и до Голливуда им очень далеко.
Несмотря на то, что Великая Отечественная Война была очень жестокой и кровопролитной, в России злобы на немцев уже нет. Как современные немцы относятся к русским в той войне?
Здесь стоит сказать, что в отношении мирного населения гораздо больше насилия проявляли не немцы, а их союзники. К примеру в Воронежской и Брянской области«отличились» венгры, да так, что их потом даже в плен не брали.
Это происходило потому, что немцы уводили наиболее боеспособные части на фронт, а охрану тыла и карательные операции поручали своим небоеспособным союзникам.
Венгерские солдаты. Фото в свободном доступе.
Когда Вы были в России, как к Вам относились?
А вот немцы во время войны были довольно избирательны. Если говорить о содержании пленных, то разница в условиях между советскими солдатами и солдатами союзников была колоссальной. Такая разница вызвана несколькими причинами:
Как Вы считаете, можно ли использовать портреты Сталина на параде победы?
В отношении Сталина, я соглашусь с автором. Я прочитал много мемуаров советских ветеранов, и хочу сказать, что мнение относительно Сталина там у всех разные. Одни считают его гениальным стратегом, а другие палачом и диктатором. И думаю, что только люди, которые прошли войну могут иметь право решать какую символику им стоит использовать.
Если говорить о Сталине объективно, то остаетсядвоякое впечатление. С одной стороны, он действительно сделал многое, особенно в сфере производства. С промышленностью которая была до Сталина, у Советского Союза было бы гораздо меньше шансов победить в «войне на истощение», которая началась сразу после провала Блицкрига под Москвой.
Но с другой стороны, он допустил ряд грубейших ошибок. Тут и запоздалая мобилизация, и игнорирование рапортов разведки, и отсутствие решительных действий в первые дни войны. Но не будем останавливаться только на роли Сталина в войне, и перейдем к следующему вопросу.
Сталин, Рузвельт и Черчилль на Тегеранской конференции в 1943 году. Фото в свободном доступе.
А как в Германии отнеслись к тому, что Парламентская ассамблея Совета Европы уравняла режимы Сталина и Гитлера?
Если говорить об отношении к генералам, сложно сказать, что Сталин доверял им гораздо больше чем Гитлер. В отличии от советских, гитлеровские генералы имели гораздо больше свободы, да и серьезные репрессии Гитлер начал только после летнего покушения в 1944 году.
Но тут важно понимать, что в отличии от Гитлера, генералы не видели полной картины. Когда руководство Вермахта ругало Гитлера за недостаточное количество танков на Курской Дуге, мало кто из них задумывался о том, что помимо Восточного фронта требовалась спасать Италию. А когда Гудериан ругал Гитлера за Арденнскую Операцию, он мало что знал о внешнеполитической «игре» Фюрера.
В заключении я хочу сказать, что после окончания войны немцы точно вынесли соответствующие уроки. Но вотвынесли ли мы?Вопрос риторический.
А теперь вопрос читателям:
Как Вы считаете, насколько похожи личности Сталина и Гитлера?
Что и как помнят немцы о Второй мировой войне и периоде нацизма?
Мемориал жертвам Холокоста в Берлине
Для немцев война 1939-1945 годов тоже важный элемент национального самосознания. Но вспоминают о ней в Германии иначе, чем в России, хотя и тоже не совсем объективно, о чем свидетельствует исследование, проведенное по заказу фонда «Память, ответственность и будущее» (EVZ).
Что самое важное в истории Германии?
22 июня 1941 года. Вермахт начинает вторжение в СССР
Но это, скорее всего, не от незнания, а из-за трудности с определением, что именно считать самым главным. Собственной же историей немцы интересуются на удивление активно. Более половины опрошенных заявили, что испытывают к истории Германии большой или даже очень большой интерес, 80 процентов называют крайне важными уроки истории в школах. Примечательно, почему они так думают.
Оказалось, потому, что такие уроки, во-первых, учат, какое зло таит в себе расизм, а, во-вторых, служат профилактикой ренессанса национал-социализма. При этом значительная доля опрошенных (47 процентов) опасаются, что нечто подобное Холокостуможет повториться, 42 процента считают, что надо делать больше, чтобы это предотвратить. Впрочем, это и не удивительно, учитывая то повышенное внимание, которое уделяют немецкие СМИ проблемам роста антисемитизма, ксенофобии и правого популизма в Германии.
Чему учат немецких школьников?
Практически все немцы (98,4 процента) узнают о Второй мировой войне и преступлениях национал-социализма на уроках истории в школах. О том, что и как написано в немецких учебниках на эти темы, недавно рассказывал историк из Брауншвейга Роберт Майер (Robert Maier) на открытии выставки «Разные войны: национальные школьные учебники о Второй мировой войне»в берлинском музее «Берлин-Карлсхорст».
Сравнивая, в частности, немецкие учебники с польскими, он обратил внимание на тот факт, что в Польше истории Второй мировой войны отводят в три раза больше места, чем в школах Германии. Польские учебники, говорил Майер, детально рассказывают о ходе военных действий после 1 сентября 1939 года, описывают те события как войну на два фронта, что и предопределило, по мнению авторов учебников, поражение Польши.
Кого считать жертвой нацизма?
Парадокс, однако, состоит в том, что сегодняшнее поколение немцев считает себя в равной мере потомками как пособников, так и противников гитлеровского режима, что явно противоречит историческим фактам, отмечает руководитель исследования, проведенного по заказу EVZ, профессор Андреас Цик (Andreas Zick) из Института по изучению конфликтов и насилия университета в Билефельде.
Лагерь смерти Освенцим
В самом деле, около 18 процентов респондентов признают, что среди их предков были виновные в участии в войне и нацистских преступлениях. И примерно столько же уверяют, что их отцы или деды оказывали помощь тем, кто подвергался гонениям и репрессиям в гитлеровской Германии. 36 процентов затруднились с ответом. Зато более 54 процентов заявляют, что среди их родственников были жертвы нацистского режима и Второй мировой войны.
Освенцим как часть школьной программы?
Вместе с тем только незначительная часть опрошенных (14 процентов) решительно требует подвести окончательную черту под нацистской страницей истории Германии. И хотя три четверти немцев не чувствуют собственной вины за Холокост, большинство считает, что история возложила на Германию особую моральную ответственность.
Особенно важным для понимания собственного прошлого и предотвращения его забвения они называют посещение мемориальных комплексов, устроенных на месте бывших нацистских концлагерей, будь то Дахау, Бухенвальд, Ораниенбург или Освенцим в Польше.
По словам опрошенных, именно такие места, напоминающие о массовом истреблении нацистами людей, оставляют наиболее сильный и устойчивый отпечаток в человеческой памяти. Поэтому некоторые немецкие политические деятели даже предлагают сделать экскурсии в бывшие концлагеря обязательным элементом школьной программы.
«Страшнее всего для современных немцев — услышать обвинения в нацизме». Репортаж о 9 Мая из Гамбурга и Берлина
По улицам немецких городов не ездят массово автомобили с надписью «На Берлин!», а на станциях метро не слышно победных маршей. Только не нужно думать, что никто 9 Мая в Германии не отмечает. Напротив! Сегодня ради бессмертного полка была перекрыта улица возле Бранденбургских ворот, а около рейхстага развернули огромное знамя победы. И никого не смущает, что происходит это именно в Германии. Абсолютное большинство современных немцев чувствуют вину за Вторую мировую войну и не хотят, чтобы их ассоциировали с нацистами. И вообще, для них это тоже праздник, только называют они его Днем освобождения. При подготовке репортажа из двух крупнейших немецких городов — Гамбурга и Берлина — корреспонденты Onliner.by пытались разобраться, что такое 9 Мая для нас и для них.
…Гамбургский ботанический сад. В весенний уик-энд люди располагаются на травке, дети резвятся около водоема, дымится барбекю на садовых грилях.
На фоне неспешной идиллии заметна активность возле нескольких палаток. Это раскинула лагерь партия левых: антинацистские наклейки, пацифистские плакаты, фотографии ужасов войны…
Но внимание гуляющих больше привлекает то, что происходит по соседству. Вот мужчина с георгиевской ленточкой водружает российский флаг, рядом устанавливают скамейки для зрителей, слышна понятная нам речь. Это русскоязычная община готовится к празднованию Дня Победы.
Сразу возникла аналогия — 9 Мая с немецким акцентом. Идея и повод — наши, а способ проведения — их, немецкий. Поначалу это кажется странным симбиозом, но достаточно провести здесь пару часов, и все будет восприниматься совсем по-другому.
— Ой, ребята, а вы тоже из Беларуси? — оказывается, Ирина родилась в Бобруйске. — Так получилось, что я приехала в Гамбург ровно восемь лет назад. Так же 7—8 мая проходил день порта, был салют, и я почему-то почувствовала сопричастность, как будто тоже праздновали наш День Победы.
Сразу сделаем поправочку. Собственно 9 мая в Германии — это обычный день. Немцы садятся в свои Volkswagen и Mercedes и спешат на работу. Открываются магазины. Вездесущие турки зазывают к фруктовым лавкам. Большинство людей даже не знают, что произошло 71 год назад. А вот 8-е — официальная дата (в этот день в 1945 году вступил в силу акт о безоговорочной капитуляции нацистов), но не праздник.
Однако для русской общины 9 мая — большой повод. В гамбургском ботаническом саду пели, читали стихи, танцевали — очень похоже на то, что происходит у нас где-нибудь в парке имени Горького. Здесь это искренний порыв, люди собираются по воле души, придумывают, организовывают. Да, это не профессиональные коллективы, кто-то может не попасть в ноту, сбиться с рифмы, но от того все кажется еще более простым и честным.