Что сейчас находится в здании адмиралтейства
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Здания
История
По старинному преданию, место для главного адмиралтейства выбрал Петр I с Александром Меншиковым. Изучив окрестности Невы, недалеко от Заячьего острова, Петр выбрал подходящее место на левом берегу реки.
5 ноября 1704 года заложили верфь, вокруг нее выкопали каналы. Чертеж кораблестроительной верфи разработал Петр I. Адмиралтейство планировалось в форме П-образной постройки. Были предусмотрены канатный сарай, кузницы, мачтовые, парусные, конопатные мастерские. Ближе к Неве располагались эллинги, на которых строились парусные и гребные суда. Через год постройка двора завершилась.
Первый корабль
В апреле 1706 года со стапелей верфи сошел на воду 18-пушечный прам – плоскодонная плавучая батарея. Ему дали название «Arcanne», что значит «красный мел» — вещество, для разметки заготовок при постройке кораблей.
Строительством корабля заведовал голландский мастер Выбе Геренс. Петр познакомился с ним во время посольской миссии в Западной Европе. Затем были построены 18-пушечное судно Arcke des Verbonnes и три яхты.
Через три года стали строить линейные корабли, способные нести по 60-90 орудий
Крепость Адмиралтейство
Шла война со шведами, Адмиралтейство создавалось еще и как крепость. Вдоль корпусов спилили деревья. Эту местность назовут позже Адмиралтейским лугом. Вокруг зданий возвели земляные валы, построили пять бастионов. На воротах центрального бастиона возвели шпиль, покрытый кровельным железом. Зимой 1705 года на верфь пришли корабли Балтийского флота, с них сняли 100 пушек и установили на валу крепости.
Адмиралтейств-коллегия
В здании Адмиралтейства находилась также Адмиралтейств-коллегия. Круг решаемых ею задач составлял — руководство постройкой кораблей, портов, гаваней, каналов. Позже в 1722 году коллегия стала также отвечать за материально-техническое снабжение флота, комплектование экипажей личным составом и заведовать лоцманской службой. В 1815 году Адмиралтейств-коллегия была преобразована в Морское Министерство.
Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского
Храм, посвященный Святителю Спиридону Тримифунтскому, возвели в 1821 году по проекту архитекторов Гомзина и Монферрана, он стал главной церковью Русского флота. Вновь построенные корабли, освящались священниками храма. Ежегодно 17 ноября в соборе служили панихиду по морякам, погибшим при Синопе и Цусиме. Долгое время церковь была закрыта. В 2013 году храм вновь открыли. Сейчас в церкви проводятся молебны.
Музей
В 1805 году в здании Главного Адмиралтейства организовали Морской музей, в него передали все модели и чертежи кораблей. В 1924 году он стал называться Центральным военно-морским музеем. Сейчас он располагается по адресу площадь Труда дом 5 «Новая Голландия».
Архитектура
Поскольку фахверковые строения ветшали, то в 1727 году Адмиралтейств-коллегия назначила архитектора Ивана Кузьмича Коробова руководить строительством новых каменных зданий. Все работы проводились постепенно, в четыре этапа, в соответствии с выделяемым финансированием. Строительство двухэтажного каменного дома, повторяющего форму первоначального строения, было закончено в 1732 году.
В то же время началось возведение башни Адмиралтейства. По проекту Коробова основание башни имело форму большого куба. По центру башни был предусмотрен большой арочный проезд. В 1735 году постройка башни завершилась и началось строительство шпиля. Работы продолжались в течение трех лет.
Новый шпиль башни с корабликом на верху засиял позолотой, на что ушло 16 кг золота. Верхняя точка шпиля имеет высоту 72 метра.
Архитектор Андреян Захаров
К началу 19 века вид Адмиралтейства не сочетался с теми блистательными строительными комплексами, которые возводились в центре города. Более того, по требованиям фортификации, вокруг верфи-крепости на 300 саженей не допускалось какого-либо строительства, и все деревья были вырублены.
Перед академиком архитектуры Андреяном Дмитриевичем Захаровым, приступавшим к перестройке Главного Адмиралтейства, стояли весьма сложные ограничения планировочных решений:
Захаров в своем строении воплотил лучшие черты стиля классицизма
Главный фасад в длину 406 метров хорошо сочетается с высотой постройки 16,5 м, за счет деления фронтальной линии на пять частей. От башни отходят стены, подчеркивающие ее связь с выступающими частями фасада. Все выступы разбиты зрительно на пять частей. В центре выступа возведен двенадцатиколонный портик, через небольшие промежутки справа и слева от него — шестиколонные портики.
Фасады длиной 172 м, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площади, имеют аналогичное архитектурное решение – разделение на пять частей. Это придает зданию вид целостности и законченности.
Башня и шпиль адмиралтейства
Захаров перестраивает старую башню, проведя перепланировку. Суть изменений том, что в фасаде башни отсутствует многооконный центр, а центральный проезд образован двумя арками, расположенными друг над другом. Для улучшения зрительного восприятия строение сужается в пределах колоннады.
Шпиль построен, как вытянутая вверх восьмигранная пирамида. Основание постройки – из сосновых бревен. Грани шпиля оббиты медными позолоченными листами.
Скульптура главной башни
Здание Адмиралтейства декорировано скульптурами работы русских мастеров
Кораблик адмиралтейства
Шпиль адмиралтейства имеет три украшения: яблоко-шар, корону и кораблик.
Сад адмиралтейства
В то время, когда адмиралтейство не утратило значение укрепления, пространство перед ним не имело строений и деревьев. Со временем местность получила название Адмиралтейского луга. В 1817-1820 годах по указу Александра I крепость была упразднена. Валы срыли, рвы засыпали землей, на месте площади разбили широкий бульвар.
Сад в его нынешнем виде создан при Александре II. В конце 20 века ему возвратили название Александровский. В центре сада построен фонтан, среди тенистых аллей, установлены памятники:
Площадь адмиралтейства
Площадь адмиралтейства существовала в Петербурге перед зданием Адмиралтейства с 1822 по 1874 годы. Впоследствии на большей ее части разбили Александровский сад.
Интересные факты
В 1928 году в золотом шаре обнаружили газеты 1886 года. Строители добавляли свежие газеты и в 1928, и в 1977 году. Кроме этого, в шаре хранится шкатулка, где записаны все мастера, ремонтировавшие шпиль со дня постройки до наших дней. По старинным преданиям, хранящийся в яблоке золотой ларец, набитый червонцами разных годов чеканки, так и не найден.
Адмиралтейство
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге – это главная судостроительная верфь Российской Империи петровских времён. Большинство помещений были мастерскими для производства кораблей. Сейчас здесь располагается Главное командование ВМФ страны. Но для туристов эта достопримечательность интересна другим: своей архитектурой и историческим символом – корабликом на шпиле.
Вход в здания закрыт для посещения. Осмотреть достопримечательность можно со стороны в любое время.
Факты и цифры
Что посмотреть
Лайфхаки для туристов
Лучше всего осмотреть Адмиралтейство со стороны Александровского сада, который находится через дорогу от Дворцовой площади. Он протянулся от Зимнего дворца до Исаакиевского собора. Напротив центральной башни установлен фонтан и несколько постаментов: Гоголю, Горчакову, Лермонтову и другим известным людям. Гуляя по саду, вы обойдёте достопримечательность с двух сторон.
Посетите Адмиралтейство вечером, когда включается подсветка. Со стороны фонтана будет самый лучший ракурс для осмотра.
Красивый вид на здание открывается с противоположной набережной Невы. Будет видна колоннада, арка и знаменитый шпиль.
Адмиралтейство в наше время
В советское время в зданиях Адмиралтейства располагались военные органы, газодинамическая лаборатория и инженерное училище в разные годы. До 2008 г базировалась военно-морская база. Была идея разместить здесь часть музея, учебное учреждение, но остановились на переезде Главного штаба ВМФ России. С 2012 г над достопримечательностью реет Андреевский флаг, который символизирует, что внутри заседает военно-морское командование страны.
Главное Адмиралтейство
Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.
Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…
Содержание:
Историческая справка
Архитектура здания
Адмиралтейство сегодня
Где находится и как добраться
Историческая справка
Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.
За два года до этого события Петром I были основаны верфи на Ладожском озере, построившие несколько десятков судов, в том числе первый военный 28-ми пушечный фрегат «Штандарт». Но на Ладоге не редки серьезные штормы, затрудняющие судоходство, особенно в осеннее время.
По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.
В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.
Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.
Собственноручный чертеж Петра I с планом «Адмиралтейского дома» хранится в Центральном военно-морском архиве и дает нам представление о первом Адмиралтействе как об одноэтажной мазанке в виде вытянутой буквы П, раскрытой в сторону реки. В строениях располагались мастерские, склады, служебные помещения Адмиралтейской коллегии, а внутри двора находились эллинги и стапели для строительства больших и малых кораблей.
Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.
Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.
Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:
• 23 линейных корабля;
• 2 бомбардирских корабля;
• 4 фрегата;
• 200 галер;
• 8 паромов.
В 1709 году по указанию Петра I в Адмиралтействе появилась кладовая образцов и чертежей – «модель-камера», преобразованная в Морской музей в 1805 году, который здесь находился до 1939 года, затем его коллекция пополнила фонды Центрального военно-морского музея.
Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.
Автор второй перестройки Адмиралтейства (1732-1738 г.) — русский зодчий И. К. Коробов – один из плеяды «птенцов гнезда Петрова», отправленный Петром I на учебу в Голландию, архитектор Адмиралтейского ведомства. Ему удалось, сохранив П-образный профиль производственного комплекса, придать монументальность всей постройке и возвести стройную центральную башню с позолоченным шпилем, уносящим кораблик ввысь на 72 метра.
Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.
Архитектура здания
К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.
С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.
Современники дали произведению Захарова высокую оценку. Профессор Академии художеств В. И. Григорович писал: «Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — здание огромнейшее и, можно сказать, единственное по чистоте архитектуры, согласию частей, соразмерности во всем и изящному стилю…»
Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.
Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.
В наибольшей степени идеи архитектора выражает барельеф «Зарождение флота в России», расположенный над центральной аркой, где Петр I принимает от бога морей Нептуна трезубец – символ морской власти, а под ним барельеф, на котором две парящие Славы склонили знамена.
Внешний облик здания прекрасно отображает его «внутреннее содержание». С момента основания Адмиралтейства здесь располагались учреждения, управляющие флотом: Адмиралтейская коллегия, Главный военно-морской штаб, Морское министерство, Гидрографическое управление. С 1925 года здесь находилось Высшее военно-морское училище, а в 1932-1933 годах – первое КБ по разработке ракетных двигателей, так называемая Газодинамическая лаборатория, которая затем переехала в Петропавловскую крепость.
Адмиралтейство сегодня
В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.
С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.
Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.
Прошли века, но и сегодня здание Главного Адмиралтейства производит сильное впечатление, сохраняя ведущее положение среди великолепных архитектурных ансамблей прилегающих площадей. Переливается золотом Адмиралтейский шпиль. Он хорошо просматривается с многочисленных улиц и проспектов и, по-прежнему, занимает центральное место в классическом облике Петербурга, который так вдохновенно воспел великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в знаменитой поэме «Медный всадник»:
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…
… И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…»
Где находится и как добраться
Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле Дворцового моста, между Зимним дворцом (Эрмитажем) и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:
Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.
Добираться лучше всего на метро до станции, которая так и называется — «Адмиралтейская». Пешком от метро идти менее 10 минут (около 750 м). Выйти из метро на Малую Морскую улицу, дойти до Гороховой улицы и повернуть направо, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства, пройти через Александровский сад.
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Адмиралтейство – это комплекс зданий первой Санкт-Петербургской верфи, располагающийся на живописной набережной Невы. Перестроенное трижды за время своего более чем трехсотлетнего существования, Адмиралтейство с его шпилем и корабликом стало настоящим символом морской столицы России.
История Адмиралтейства
Идея основания новой верфи возникла у Петра I после неудачных попыток вывести только что построенные корабли с верфей, располагавшихся на Ладожском озере: суда попадали в знаменитые ладожские штормы и не могли дойти до устья Невы.
После осмотра территорий было принято решение устроить новый кораблестроительный завод на берегу Невы, аккурат напротив Петропавловской крепости. Место было выбрано очень удобное: ширина русла реки позволяла легко спускать корабли на воду, недалеко располагался выход к Балтийскому морю, верфь находилась под защитой молодой крепости, а материалы для строительства можно было доставлять как по суше, так и по воде.
Автором первой постройки Адмиралтейства стал сам Петр I: в центральном военно-морском архиве хранится его чертеж. Государь собственноручно принимал участие и в строительных работах на верфи.
Здание было основано 5(16) ноября 1704 года, и уже спустя всего полтора года, в мае 1706 на воду был спущен первый построенные на Адмиралтействе корабль.
Адмиралтейство стало первым зданием, построенным на левом берегу Невы. Оно дало название всему большому острову, на котором располагается.
Первоначально Адмиралтейство представляло собой П-образное одноэтажное здание-мазанку, обращенное внутренней частью к Неве.
В первые годы существования Адмиралтейства шла Северная война. Поэтому верфь была укреплена дополнительными фортификационными сооружениями – пятью бастионами с пушками, земляным валом и рвами.
Густой лес вокруг Адмиралтейства был вырублен, чтобы была возможность лучше просматривать территорию. Позднее свободное пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и народных гуляний. Спустя много лет на месте этого Адмиралтейского луга появились Дворцовая, Сенатская, Исаакиевские площади и Александровский сад, прилегающий ныне к главному юго-восточному фасаду Адмиралтейства.
После постройки в здании расположились мастерские, склады, различные служебные помещения. Материалы для строительства поставлялись по специально прорытому Адмиралтейскому каналу с территории острова Новая Голландия. Во дворе верфи также был прорыт засыпанный впоследствии канал, здесь же находились устройства для сооружения и спуска кораблей.
Петр I, известный коллекционер и исследователь, повелел в 1709 году устроить в Адмиралтействе специальное место для хранения строительных чертежей, макетов и образцов военно-морской техники. Сюда при постройке каждой новой модели корабля доставлялись проект и миниатюрная копия судна. Коллекция этой модель-камеры стала базой для экспозиции будущего Морского музея, открытого в Адмиралтействе в 1805 году. Музей просуществовал в Адмиралтействе до 1939 года, а затем его коллекции были переданы в Центральный военно-морской музей.
Памятная табличка последнему морскому министру Российской империи адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу
С 1718 года в здании верфи располагалась Адмиралтейств-коллегия, которая в 1827 году была преобразована в Адмиралтейств-совет.
Построенное в целом наспех первое здание Адмиралтейства довольно быстро обветшало, и уже через несколько лет потребовалась его перестройка.
В 1719 году на башне над воротами верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер.
Он был создан голландским мастером Болесом. До сих пор доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из построенных на верфи до 1719 года кораблей не похож по силуэту на кораблик.
Существует легенда, что флаги на мачтах этого кораблика были сделаны из золота, а еще в нем хранился личный компас Петра I. Однако проверить эту легенду на достоверность невозможно: первый кораблик таинственным образом исчез при ремонте в 1815 году.
Кстати, окутано легендами и «яблоко» шпиля — шар, на котором располагается кораблик. По слухам изначально туда был положен ларец с монетами, отчеканенными в Петербурге.