Что сейчас находится на месте козьего болота
Что сейчас находится на месте козьего болота
Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни — Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Зоопарка, и Кабанка (Кабаниха). В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В состав Патриаршей слободы входили Церковь Ермолая Священномученика, что на Козьем болоте и церковь Спиридона, епископа Тримифунтского, что на Козьем болоте.
В 1683—1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды — рыбные садки — были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте — более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося «Три прудка».
Патриаршие пруды на карте 1739 года:
С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер. В XIX—начале XX этот сквер назывался «Бульвар Патриаршего пруда».
Патриаршие пруды на карте 1852 года:
В начале XX века территория вокруг Патриарших прудов активно застраивалась. Среди зданий, возникших здесь в это время, можно выделить особняк Тарасова (Большой Патриарший переулок, дом 1), построенный в 1912 году архитектором И. В. Жолтовским.
В 1924 году Советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. Однако, несмотря на переименование, в народе пруд продолжали называть Патриаршим.
В 1945 году в Ермолаевском переулке был построен жилой дом для высших военачальников СССР по проекту архитекторов М. М. Дзисько и Н. И. Гайгарова (мастерская И. В. Жолтовского), известный в настоящее время как «Дом со львами».
В зимнее время на пруду был организован каток.
В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского и архитектора А. Г. Чалтыкьяна. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений: мартышка перед зеркалом, лающая вслед слону Моська, ворона с сыром — всего 12 героев известных басен.
В 1986 у пруда был построен павильон (архитектор Б. В. Палуй и другие), в котором были использованы лепнина, рельефы и модули старого павильона, поставленного еще в 1938. Ныне в павильоне расположен ресторан «Павильон».
Re: Патриаршие пруды
rybnik писал(а): В 1683—1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды — рыбные садки — были вырыты в разных частях города. На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте — более дешевые, для ежедневного обихода. От этих трёх прудов Патриаршей слободы появилось название Трехпрудного переулка, в старину называвшегося «Три прудка».
С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер.
Патриарший пруд здесь всегда был один, и в документах XVII-XVIII вв. всегда упоминается в единственном числе.
В 1761 этот пруд был сдан А.Я.Голицыну на 23 года безоброчно с условием вычистки и устройства берегов, пруд тогда имел размеры «в длину с одной стороны подле двора князя Голицына до огорода секретаря Стахеева 73 1/4 саж., с другой стороны подле дворов же разных чинов людей 93 1/2 саж., поперек в одном конце 56, в другом 58 саж.».
Появление в названии местности множественного числа (Патриаршие пруды) – явление сугубо лингвистическое, относящееся к нач. XIX в. В 1820 И.И.Дмитриев, живший на Спиридоновке, писал А.И.Тургеневу: «Я очень рад, что вы полюбили Москву; только прошу вас, для чести моей и собственно вашей, называть квартал наш не Козихою, а Патриаршими Прудами» (Соч. Т. 2. 1893. С. 263).
А Трехпрудный пер. был назван по совершенно другим трем прудкам, существовавшим в частных владениях, и именно эти три прудка засыпаны в нач. XIX в.
А в в других местах действительно существовали по нескольку патриарших прудов – например, в 1775 указано: «Идучи по Новослободской первая улица направо до церкви Казанския Богородицы, что в Сущове, улица Сущовская. Близ оной в правую сторону в поле были Патриаршие пруды».
В 1-й пол. XIX в. Патриаршими прудами иногда называли три пруда на внешней стороне Садового кольца, между нынешними ул. Красина и 2-й Брестской.
Re: Патриаршие пруды
Патриарший пруд здесь всегда был один, и в документах XVII-XVIII вв. всегда упоминается в единственном числе.
В 1761 этот пруд был сдан А.Я.Голицыну на 23 года безоброчно с условием вычистки и устройства берегов, пруд тогда имел размеры «в длину с одной стороны подле двора князя Голицына до огорода секретаря Стахеева 73 1/4 саж., с другой стороны подле дворов же разных чинов людей 93 1/2 саж., поперек в одном конце 56, в другом 58 саж.».
Появление в названии местности множественного числа (Патриаршие пруды) – явление сугубо лингвистическое, относящееся к нач. XIX в. В 1820 И.И.Дмитриев, живший на Спиридоновке, писал А.И.Тургеневу: «Я очень рад, что вы полюбили Москву; только прошу вас, для чести моей и собственно вашей, называть квартал наш не Козихою, а Патриаршими Прудами» (Соч. Т. 2. 1893. С. 263).
Re: Патриаршие пруды
Что касается Трехпрудного переулка, то его название объяснено еще в XIX веке Мартыновым (со ссылкой на планы владений), и это объяснение добросовестно воспроизведено Сытиным в 1959, а затем и Пеговым в 1972.
Далее эту же версию воспроизводит Горбаневский ( http://moscow.gramota.ru/dict.shtml#p ), а за ним и справочник под редакцией Поспелова в 2004 и 2007 гг.
Re: Патриаршие пруды
Патрики: чудо-юдо на Козьих болотах
от Вадим Лапунов
Летняя ночь была тиха и безлунна. Свет от окон близлежащих домов отражался от зеркальной глади пруда. Подросток, просидевший на берегу целых два часа, собрался уже уйти – у него сильно разболелась голова. Он поспорил с приятелем, что не побоится провести здесь ночь. Но вдруг внимание парня привлекло нечто – над водой появилось какое-то тёмное пятно с размытыми очертаниями и стало приближаться к парню. Парня охватил неподдельный страх и он со всех ног убежал отсюда. Произошло это в июне 2017 года.
Патриаршие пруды. Фото автора
Таких или похожих историй, случающихся около Патриарших прудов, которые москвичи несколько фамильярно называют «Патрики», зафиксировано множество. И, конечно, своей известностью, как места, связанного с нечистой силой, Патрики в немалой степени обязаны легкому перу М.А. Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита».
Однако Патрики пользовались нехорошей славой задолго до Булгакова. Как утверждала молва, в пруду водилось чудо-юдо, которое утаскивало на дно детей и скот. Кстати, подобная история произошла здесь уже в наше время. Десятилетний мальчишка решил переплыть пруд. Было около девяти часов вечера. На середине пруда мальчик вдруг дико закричал и скрылся под воду. Его напуганные приятели разбежались и о происшествии рассказали взрослым только на следующее утро. Принятые меры розыска никаких результатов не дали — тела так и не нашли. И это в довольно небольшом и неглубоком водоёме (его площадь 9900 м², глубина достигает 2,5 метра)!
Неоднократно видели здесь и огромного чёрного кота, который легко проходил сквозь стены.
Нечистая сила обреталась тут с тех давних времен, когда нынешние Патриаршие пруды назывались Козьими болотами, так как здесь пасли коз местные жители. По другой версии, болота назывались Козними, от слова козни, которые чинили потусторонние выходцы местным обитателям. Из этих самых болот вытекал ручей Чёрторый, который протекал вдоль стены Белого Города – сегодняшнего Бульварного кольца – и впадал в Москву-реку возле Чертольских ворот, находившихся недалеко от нынешней станции метро «Кропоткинская». Какая говорящая этимология – козни, чёрт!
Патриаршие пруды в 30-х годах. Именно тогда здесь материализовался Воланд с компанией. Фото: https://pastvu.com
По легенде, здесь было капище языческого бога, которому его жрецы приносили жертвы – топили несчастных в болоте. Позднее, когда на Русь пришло христианство, местные жители стали замечать козла черного цвета, после появления которого у коров и коз пропадало молоко. Если же козел забредал на чей-то двор, то там обязательно случалось несчастье – кто-то из домочадцев заболевал или умирал. Отогнать козла можно было лишь крестным знамением – ни крики, ни плети на него не действовали. Местные жители решили, что в образе козла людям является сам дьявол.
Видимо, о кознях Козьего/Кознего болота узнал патриарх Гермоген, который в начале XVII века освятил болота и устроил здесь Патриаршую слободу.
Патриарх Гермоген – «осушитель» Козьих болот. Фото https://ru.wikipedia.org/
Борьбу с «кознеболотными» нечистыми продолжил патриарх Иоаким, который занял патриарший престол в 1674 году. И бороться он решил радикально – лишить нечисть привычной ей среды обитания. В 1683 году, чтобы осушить Козьи/Козние болота, патриарх повелел вырыть там три пруда, а Чёрторыйский ручей засыпать. Болота осушить удалось, а вот ручей продолжил свое существование.
В 1832 году Чёрторыйский ручей снова решили ликвидировать. Для этого засыпали два из трёх Патриарших прудов. Однако ручью это нисколько не повредило, и он продолжает течь до сих пор, правда уже под землей – в коллекторе.
Знал ли о недоброй славе прудов М.А. Булгаков? Скорее всего, что-то слышал. Но, наверняка, писатель читал об одной удивительной истории, которая происходила в Москве и закончилась именно на Патриках. Оказывается, в 1925-34 годах в столице злодействовала банда, в состав которой входили гипнотизёры. На её счету множество самых разнообразных преступлений, но наиболее распространенными были ограбления и изнасилования загипнотизированных москвичек и мошенничество с денежными купюрами. Всю банду накрыли 14 мая 1934 года, и поймана она была как раз в том самом доме, где в свое время жил сам Булгаков и куда писатель поселил Воланда с его командой. Часть истории с похождениями столичных гипнотизёров попала в газету «Известия». Так что, у Коровьева и компании из «Мастера и Маргариты» имелись реальные прототипы.
Знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами» у пруда – отсыл к булгаковскому роману. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Сегодня Патрики – место, которое подвергается огромной «антропогенной» нагрузке. Тысячные толпы москвичей и приезжих с утра до ночи «тусуются» вокруг пруда и в его окрестностях. Казалось бы, местной нечисти только и осталось, что затаиться или перебраться в не столь оживленные места, как Патриаршие. Однако вечером и ночью местные жители стараются обойти водоём стороной. Кстати, утки и лебеди, которые весной, летом и осенью весь день плавают в Патриарших прудах, на ночь покидают их.
Днем Патрики – прекрасное время и место для прогулок. Но в темное время суток, наверное, стоит все же отказаться от променада. Ночью, может быть, и не столкнешься с местной нечистью, но вот на группу возбужденной алкоголем молодёжи нарваться вполне реально. И кто из них опасней для здоровья – это вопрос…
К расположению Козьего болота
(2012 г.: поскольку сайт «ГпК» приказал долго жить, привожу сохранившийся у меня текст статьи).
Майдан вырос не на болоте
Старый план показал, где находился легендарный водоем, из которого пили воду козы в самом центре нынешней столицы
Известно, что в «биографию» главной площади страны – Майдана Независимости – вписано немало более давних названий. Была эта площадь Крещатицкой, была Думской (после того, как в 1870-х годах посреди нее выстроили здание Городской думы, не сохранившееся до нынешнего времени), была и Советской. Потом носила имена «всесоюзного старосты» Калинина и Октябрьской революции. А нынешнее гордое имя обрела в историческом 1991 году.
Однако едва ли не самым популярным из старых имен той местности, где раскинулся теперь Майдан, считается забавный, подчеркнуто провинциальный топоним «Козье болото». Нередко можно слышать, как гиды рассказывают туристам: мол, именно тут, где бурлит сейчас жизнь городского центра, в незапамятные времена было не пройти, не проехать из-за болота, к которому бегали на водопой козы. И экскурсанты пытаются вообразить этот архаичный ландшафт, поражаясь невероятному контрасту.
Причем такая версия истории Майдана возникла не на пустом месте! Скажем, в известном путеводителе про Киеву 1917 года Константина Шероцкого встречаем утверждение: «На площади, где ныне находится гор[одская] дума, старожилы помнят пруд (так назыв[аемое] Козье Болото) и плотину с мельницей». Подобного же мнения придерживалась и созванная в конце позапрошлого века комиссия по восстановлению древних киевских наименований. Одно из ее предложений, сформулированных в 1906 году, сводилось к тому, чтобы Крещатицкую (Думскую) площадь «назвать старинным наименованием Козье Болото, где действительно было болото в свое время».
А в 1931 году краевед Федор Бахтинский (Сенгалевич), не сдерживая полета фантазии, изобразил такую картину: «До монгольської доби стояли тут «Лядські ворота». Літописець називав їх «горесні». Бо через них ввалилися до Києва Батиєві юрби. Надокола тих воріт стояло болото, мабуть, росли очерети, а повище був ліс. І протікав струмок. З розвитком культурного життя той струмок був загачений, розуміється, греблею; на греблі стояв млин. Мабуть нарешті той млин став непотрібний, греблі ніхто не лагодив і весняні води геть її рознесли. А далі не стало ставка, і болото почало висихати. І з’явилося в ньому багато кіз, диких струнких сарн. От і пішла від того назва – «Козине болото». Ще посунулось далі культурне життя. Зникли дикі, стрункі сарни, а натомість прийшли незграбні свійські кози і утоптали в Козиному болоті стежку. А далі геть висохло болото, і виросли на ньому камінні будинки з неширокою між ними вуличкою із старовинною назвою Козине болото або Козинка».
При всей живописности этого рассказа надо признать, что зачастую наиболее эффектные исторические описания не особенно согласуются с документами и, в частности, со старыми планами. Если, к примеру, взглянуть на картографический документ 1695 года, известный как «план Ушакова», то можно убедиться: уже тогда, задолго до появления здесь каменных домов, на месте нынешнего переулка Шевченко отнюдь не проходила козья тропа на болоте, а тесно стояли обывательские усадьбы.
Так что же, Козье болото занимало непосредственно территорию Майдана Независимости? Попробуем поискать, где же это могло быть. Сразу оговоримся, что речь может идти лишь о четной стороне Крещатика, поскольку на нечетную его сторону центральная площадь распространилась только уже с 1940-х годов.
Значительную часть пространства нынешнего Майдана занимала толща крепостного вала, спускавшегося сюда с Верхнего города. Линию укрепления зафиксировали раскопки, выявившие остатки Печерских ворот примерно на месте более древних Лядских (теперь аккурат над ними стоит арка, на которую, растопырив крылышки, вспорхнул бронзовый архистратиг Михаил). Вал этот срыли только в 1830-х годах. Ясно, что на его месте болота быть не могло.
Может быть, оно образовалось с внутренней стороны укреплений? Однако сразу за Печерскими воротами расходились (как и доныне расходятся) несколько улиц, ведущих в разные уголки Верхнего города. Трудно себе представить, чтобы жители, направляясь к южному выезду, в течение многих десятилетий перебирались прямо у ворот через болото. К тому же к Печерским воротам изнутри справа примыкало тюремное помещение – острог, окруженный высоким частоколом. Опять-таки не верится, что арестантов держали на болоте.
Тогда, стало быть, Козье болото было вне крепостного вала? И это маловероятно. Во-первых, здесь издавна расходились дороги к Василькову, Печерскому монастырю и в других направлениях. На таком важном распутье болоту явно не место. Во-вторых, водяная мельница близ Козьего болота никак не могла стоять перед крепостью: вплоть до конца XVIII века Киев был почти что пограничным городом, его укрепления поддерживались в должном порядке, и никаких посторонних строений вблизи вала быть не могло. Да и владелец мельницы побоялся бы держать свое заведение на столь опасном месте.
Словом, ни для Козьего болота, ни для водяной мельницы на территории нынешнего Майдана места мы не находим. Собственно говоря, на том, что это болото находилось на месте площади, настаивают главным образом историки ХХ и XXI столетий, которые сами ничего подобного застать не могли. Заметим еще, что упоминание о «старожилах», встреченное у Шероцкого, позаимствовано им из более раннего источника; на время выхода его путеводителя этих «старожилов» просто не было уже на свете.
А в исследованиях позапрошлого столетия о Козьем болоте говорят более осторожно. К примеру, классическое «Описание Киева» 1868 года издания, составленное Николаем Закревским, упоминает базарную площадь посредине Крещатика, «исстари называемую Козьим Болотом». Но Закревский не пишет ни о каком водоеме на этом месте, а лишь отмечает, что базар находится «возле урочища, называемого Козьим болотом».
Так где же могло быть это урочище? И тут на помощь приходит еще один подробный исторический план. Его составил в 1803 году городской архитектор Андрей Меленский. На нем четко показано место заброшенного водоема, обозначенное «Козье болото». Но это место расположено отнюдь не рядом с Печерскими воротами, а несколько дальше: прямо под внутренним склоном крепостного вала, примерно между нынешними переулком Шевченко, улицами Мало-Подвальной и Паторжинского.
Если это так, то все становится на свои места. «Козье болото», скорее всего, образовалось при помощи искусственной запруды, которая обеспечивала водой небольшую мельницу. Мельница эта, надо полагать, находилась возле современного переулка Шевченко, а к водоему (исчезнувшему с карты после срытия укреплений) и вправду бегали козы, во множестве пасшиеся на Старокиевских валах. Соответственно и сам переулок долгое время называли Козьеболотной улицей или просто Козинкой, – это последнее название мы часто встречаем в литературе о Тарасе Шевченко. Кобзарь, как все знают, квартировал в небольшом домике, ставшем теперь музеем, – последним осколком давней Козинки. Ну, а потом колоритный и запоминающийся топоним «зацепился» за безымянной площадью, которой только в 1869 году дали первое официальное название – Крещатицкая.
«Козочки» легкого поведения
В отличие от упомянутой выше комиссии, предложившей назвать центральную киевскую площадь Козьим болотом, жители бывшей Козьеболотной улочки вовсе не приходили в восторг от исторического названия. Наоборот, они всячески стремились от него избавиться, поскольку «непрестижное» имя улицы снижало доходы домовладельцев. В конце концов, в 1890-х годах городские власти пошли им навстречу, и улочку переименовали в Крещатицкий переулок.
Однако даже в начале ХХ столетия, когда вдоль переулка уже стоял ряд доходных кирпичных зданий, горожане еще подшучивали насчет снующих здесь взад-вперед «козочек». Речь, впрочем, шла уже не о домашних животных. Просто после того, как прикрыли печально знаменитые кварталы «красных фонарей» на Ямской улице вблизи реки Лыбедь, многие их обитательницы переместились в тихие кварталы вблизи Крещатика. Там образовался целый комплекс «райских уголков» в небольших частных гостиничках. К примеру, сто лет назад, в 1908 году, полиция получила информацию о тайных домах терпимости в отелях по Крещатицкому переулку – «Саксония» (№ 4), «Интернациональ» (№ 5), «Виктория» (№ 9). Здешние «козочки» занимались своей древнейшей профессией и в советское время. Но в конце концов их приставили к работе на фабрике ширпотреба, специально оборудованной прямо в переулке Шевченко для трудоустройства одиноких и бесприютных женщин.
Газетный формат не позволял давать подробные планы, а с ними все видно точнее и нагляднее. Попробую продемонстрировать хотя бы здесь.
Вот упомянутый план Меленского 1803 года с примерным расположением нынешних улиц и опорными объектами:
Изображение Крещатике в начале 1850-х годов.
Вал Старокиевского укрепления спускается к площади, но она уже освобождена. Справа видна Софийская улица, посередине – Козьеболотная.
Вот и на плане 1860-х годов Крещатицкая пл. (Майдан) уже без валов и ворот. Улицы легли практически по-современному (не проложена только нынешняя ул. Б.Гринченко).
Виден огрызок вала, к которому примыкало Козье болото. Этот огрызок, кстати, сохранился напротив Дома архитектора.
И, наконец, фрагмент плана 1873 года с нанесенной сеткой усадеб.
Примерное место, где было Козье болото, обведено. Получается, что оно находилось там, где сейчас участки по Мало-Подвальной, 10 и 12 и прилегающий к ним отрезок улицы. Так что с одной стороны над этим местом нависал вал, с другой – склон от нынешней улицы Паторжинского (ранее составлявшей продолжение Михайловского переулка), а с третьей, вероятно, была запруда. И из этого «котлована» вода стекала к мельнице возле нынешнего пер.Шевченко. Вот такая предполагается картина, о которой написано в статье.
Патриаршие пруды: как Козье болото превратилось в объект культурного наследия
Патриаршие пруды – название живописной местности, расположенной в Пресненском районе Москвы, неподалеку от Садового кольца, между Малой Бронной улицей и Ермолаевским переулком. В границы Москвы территория Патриарших прудов вошла после постройки валов Земляного города в конце XVI века.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
По мнениям историков, сама местность была известна как урочище Козье болото, или Козиха. Такое название закрепилось благодаря разбитому поблизости Козьему двору, поставлявшему шерсть и козий пух на царские и патриаршие дворы. Не случайно в конце XVI века здесь была построена церковь Спиридона, покровителя пастухов. Сегодня исторический топоним сохранился лишь в названии соседних переулков Малый и Большой Козихинский.
Известно также, что из Козьего болота вытекал Черторый ручей, а также две речушки Бубна и Кабаниха, которые дальше впадали в реку Пресня. Мало кто знает, но именно благодаря Бубне были созданы Пресненские пруды, расположенные ныне на территории Московского Зоопарка.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Однако вернемся к истории Патриарших прудов. На самом деле множественное название носит единственный сохранившийся пруд из трех прудов, появившихся здесь еще в XVII столетии.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В начале XVII века на этой местности обустроили резиденцию Московского патриарха Гермогена, а на месте осушенного Козьего болота образовалась Патриаршая слобода. В нее были включены и две уже стоявшие церкви – Ермолаевская и Спиридоновская.
Три пруда появились здесь в период с 1683 по 1684 годы. Они были вырыты по указанию патриарха и предназначались для разведения рыбы, поставлявшейся к патриаршему столу. И если на Пресненских прудах выращивались ценные сорта, то на Патриарших была рыба обыкновенных пород, на каждый день. Отметим, что три патриарших пруда дали название еще одной московской улице – Трехпрудному переулку.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Во время правления императора Петра I патриаршество отменили и местная Патриаршая слобода начала постепенно приходить в упадок. Пруды превратились в зловонные болота. Лишь в начале XIX столетия в связи с обустройством здешних мест один из прудов очистили, разбив рядом зеленый сквер, а два остальных засыпали. С этого момента у здешних мест началась новая история.
Со второй половины XIX века здесь строились в основном доходные дома, где были дешевые квартиры. В Большом Козихинском переулке в разное время жили известные деятели культуры – художники А.К. Саврасов и А.В. Лентулов, композитор А.Е. Варламов, писатели М.П. Арцыбашев и, М.А. Ульянов, А.М. Адамович, актеры А.А. Остужев и Л.М. Гурченко.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Восстановленные Патриаршие пруды стали популярнейшим местом у москвичей. В летний период здесь любили кататься на лодках или отдыхали в тени парковых деревьев, а вот зимой здесь был обустроен самый популярный в Москве каток, который посещал сам Лев Николаевич Толстой со своими дочерьми.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Каток на Патриаршем пруду был особенно популярен среди учащейся молодежи с 1870-х годов. А любовь писателя к этой местности нашла отражение в его романе «Анна Каренина». Но настоящую литературную славу Патриаршие пруды получили благодаря произведению Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В годы советской власти, в 1924 году, Патриарший пруд и окрестные переулки были переименованы. Так, водоем стал называться Пионерским, но название не прижилось, и в 1992 году вернули старое. В 1983-85 годах на месте разобранного деревянного павильона 1938 года, который использовался как раздевалка при катке, был построен каменный.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
Современная застройка переулков сочетает в себе здания разного времени – XIX — начала XX столетий, советского периода и начала XXI века. Одной из известных достопримечательностей Патриарших прудов стал памятник русскому баснописцу Ивану Крылову. Авторы проекта – скульпторы Андрей Древин и Даниэль Митлянский.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется
В 2003 году была проведена реконструкция Патриарших прудов и окружающего сквера. В очищенный пруд запустили рыбу. Также здесь обитают утки и лебеди. Сегодня весь комплекс «Патриаршие пруды» (пруд, павильон и парк) является объектом культурного наследия и охраняется государством.
Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется