Что сейчас на курском вокзале
В аномальную жару на Курском вокзале в Москве воцарился хаос
Час пик на Курском вокзале. Ежедневно десятки тысяч людей прибывают сюда с разных направлений, в том числе с Подмосковья. Сегодня на улице плюс 35, а здесь банально даже негде купить бутылку воды.
Все торговые павильоны закрыты, вокруг стройка, грязь и кучи мусора. Пыль разлетается по всему зданию, дышать от этого еще сложнее. Но уйти отсюда быстро не получится. Очереди в кассы и на досмотр, длинные тоннели к выходу на платформу.
Все это сегодня почти недоступно для людей: Татьяна Волкова путешествует с ребенком и коляской. Путь до вагона стал для нее настоящей полосой препятствий.
К платформе и эскалатора нет. Крутая лестница и металлический пандус. Для Алёны Назаровой Курский вокзал и загородное путешествие – испытание и затраты. Хотя комфортное передвижение маломобильных граждан на Курском вокзале оплачивается из бюджета. Госконтракт на 25 миллионов рублей предусматривает постоянное присутствие бригады помощи. Той самой, которая требовала денег с инвалида Алёны Назаровой.
В проблемы Курского вокзала мы решили посвятить начальника. Мужчина в очках и светлой рубашке нам не представился, но пояснил: именно он здесь руководитель. Правда, как только услышал наши вопросы, вызвал полицейских. Начальник вокзала все время что-то с кем-то согласовывал.
Всеми вокзалами страны сегодня управляет Дирекция железнодорожных вокзалов. Руководит ей, если верить официальному сайту, Георгий Геворкян. В дирекцию мы отправили официальный запрос, но ответа на него пока так и не получили.
Как сэкономили на ларьках с водой в лютую жару, пандусах и сотрудниках службы безопасности. Ради очередного «золотого червонца».
Поезд больше не идет. Что изменится на Курском вокзале?
Зимнее расписание российского железнодорожного монополиста принесло для туляков сюрпризы – хорошие и не очень. Курский вокзал Москвы окончательно перестанет принимать пассажирские составы дальнего следования, идущие через Тулу.
Что москвичу хорошо
Этот вокзал был практически единственным, откуда из столицы оружейной приходили поезда в столицу российскую. Но амбициозные планы московских властей совместно с железнодорожниками относительно так называемых центральных диаметров рушат и перечёркивают всё, к чему привыкли несколько поколений пассажиров.
Несколько лет назад туляки по достоинству оценили запуск «Ласточек» и дневных экспрессов из Москвы в Курском направлении. Время в пути от столицы до Тулы сократилось до двух часов, причём один из новых поездов умудрялся преодолеть эти без малого 200 км за час 56 минут. Но без малого два года назад, 21 ноября 2019 года, был запущен проект МЦД-2. Тактовое движение от Подольска до Нахабино и обратно с интервалом в 12 минут с четырех часов ночи (утра) до полуночи привело к тому, что все остальные поезда на этих участках пришлось вписывать в график МЦД-шных электричек.
В итоге белгородские дневные экспрессы, окончательно заменённые на «Ласточки» в июле и, собственно, сами «Ласточки» от Подольска до Курского вокзала и обратно вынуждены плестись порой буквально с черепашьей скоростью. Время в пути увеличилось на 15-20 минут. «Некритично», скажет кто-то. Возможно, но если нужно обернуться одним днём, то это уже 30-40 минут, а сейчас, как известно, время – деньги.
С Курского вокзала полностью убирают все поезда дальнего следования.
Зачистка «Курка»
Дальше – больше. Железнодорожная администрация начала «зачищать» Курский вокзал, выведя оттуда практически всю торговлю и услуги. Его явно собрались реконструировать – как и пути от него до легендарной Каланчёвки, которую, к слову, уже собрались зачем-то переименовывать в «Площадь трёх вокзалов», которая (площадь) вообще-то пока ещё называется «Комсомольской», как и станция метро.
Потом «Курок» стали «зачищать» уже и от поездов. Пару-тройку из них перевели на Павелецкий вокзал, столько же – на Киевский, пустив через Калугу, тем самым сделав их совершенно неудобными для туляков. А в конце мая в Москве был открыт новый вокзал Восточный, он же транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Черкизово», примыкающий к станции Московского центрального кольца (МЦК) «Локомотив». На новый вокзал стали перенаправлять все транзитные поезда, следующие через Тулу в Санкт-Петербург и обратно. Из-за этого время в пути увеличилось примерно часа на полтора и даже больше, в том числе из-за того, что в Москве эти поезда имеют техническую остановку для смены направления движения. Часть маршрута проходит по МЦК. Если ещё полгода назад один из поездов преодолевал расстояние между северной столицей и Тулой за девять часов 40 минут, то теперь ему на это требуется почти на два часа больше!
Время и терпение взять с собою про запас
Но это были, как пел Высоцкий, ещё цветочки. 12 декабря российский железнодорожный монополист вводит в действие зимний график движения пассажирских составов. И что сразу бросается в глаза при его самом беглом изучении: с Курского вокзала полностью убирают все поезда дальнего следования, а не только транзитные, как это сделали с 29 мая.
То есть, даже из них, для которых Москва была начальной или конечной станцией, переведены на новый Восточный вокзал (он же ТПУ «Черкизово»). К слову, у пассажиров сложилось о нём неоднозначное мнение. Есть вопросы к организации общепита, парковочного пространства и др. К слову, от Курского вокзала можно было добраться до Кремля, проехав всего остановку на метро или прошагав полчаса пешком. Теперь же от нового Восточного придётся преодолеть восемь станций столичной подземки.
Сравним: 17 ноября, через Тулу на Курский вокзал столицы проследуют 15 поездов и 16 в обратном направлении. А с 12 декабря останутся лишь «Ласточки», межобластные экспрессы Тула-Москва-Тула семитысячной нумерации и обычные медленные электрички нумерации шеститысячной.
Белгородский, старооскольский и курский ночники тоже уйдут в Черкизово. Сложно сказать, какие неудобства это принесёт тулякам. Возможно, для тех, кому важно было раннее прибытие в Москву, действительно придётся искать новые варианты. Скажем, поезд №142 Курск-Москва раньше уходил из Тулы в 2.32 и прибывал в Москву в 5.17, то есть, практически к открытию метро. Теперь же с перепуском на Черкизово его сдвигают на 4.23-7.34 соответственно. Время в пути увеличивается почти на полчаса, ну, и прибытие будет более поздним. Ровно на час позже будет отправляться из Тулы и на полтора – приезжать на Восточный вокзал и фирменный «Белогорье». Для белгородской «сотки» почти ничего не меняется. А вот вечером с «Курка» этот же поезд под номером 99 пока отправляется в 20.58 и прибывает в Тулу в 23.31, а будет уходить с Черкизова в 19.42 и приходить в Тулу в 22.42. То есть, опять полчаса плюсом. На два часа назад сдвигают и отправление из Москвы фирмача «Белогорье», но по дороге на юго-запад он потеряет всего 22 минуты с переводом на новый вокзал. Наконец, курский 141-й потеряет аж 37 минут от Москвы Восточной до Тулы I. И его будут отправлять из первопрестольной в соловьиный край на 40 минут раньше, но в город оружейников он прибудет почти в то же время, что и сейчас.
Судьба вокзала и приятный сюрприз
Что же касается дальнейшей судьбы Курского вокзала столицы, можно предположить, что его постараются максимально разгрузить под действующий МЦД-2 и будущий Киевско-Горьковский МЦД-4. Тем самым, он попросту утратит своё прежнее назначение (да и смысл названия), став чем-то вроде второго Савёловского пригородного вокзала. Не исключено, что часть поездов отправят на новый ТПУ, который возводится на месте прежней Каланчёвки, а это совсем рядом – 3-5 минут от «Курка» буквально.
Ложкой мёда для тех, кому от этих вестей и прогнозов взгрустнулось, наверняка станет небольшой, но теперь уже приятный, сюрприз от железнодорожников. С вводом зимнего графика движения впервые на участке Москва – Белгород запускается двухэтажный поезд № 29/30. Ранее он связывал две столицы, теперь продлён до города первого салюта. У него достаточно удобный график: из Тулы он отправляется в 21.38 и прибывает в Санкт-Петербург в 10.13, обратно 21.20-8.55 соответственно. В составе поезда – исключительно купейные вагоны на 412 мест. Неоспоримый плюс– их новизна. А вот эргономика на любителя: полки более узкие, чем в обычных купе и плацкартах и ещё уже, чем в купейных евровагонах, которые тоже бегают из Белгорода в Питер и обратно в другом составе. Если в обычном вагоне два санузла на 36 человек, то здесь – три на 64 пассажира. Из-за неудобного скоса пассажиры верхних полок второго этажа рискуют набить шишки. Смотреть в окна тоже будет удобно не всем – низковато, скажем так. Но, наверное, юные пассажиры по достоинству оценят возможность погонять по этажам во время поездки.
Москвич
Посмотрите, как очистился Курский вокзал без ларьков
Изменения видны невооруженным глазом.
На Курском вокзале этой весной начался очередной этап реконструкции, в рамках которой постепенно начали убирать и все ларьки — договоры с арендаторами расторгли еще в феврале. Дело в том, что у РЖД есть планы привести все торговые павильоны к единому стандарту — об этом в конце прошлого года заявил заместитель гендиректора компании Александр Плутник.
На изменения, которые заметны уже сейчас, обращает внимание урбанист и автор телеграм-канала «Город для людей» Аркадий Гершман. «Курский вокзал Москвы сейчас частично реконструируют. И начали с главного: убрали ларьки — стало восхитительно! Много света и воздуха — как же сейчас нам такого не хватает в проектах новых хабов и вокзалов», — радуется он.
Это с эстетической точки зрения, но пассажиры жалуются: негде взять кофе, забежать за булочкой или купить чехол для телефона. Без последнего на вокзале, в принципе, можно обойтись, а вот без быстрого перекуса едва ли. Но здесь, увы, ничего не поделать: придется ждать, когда заработают новые ларьки.
Курский вокзал вообще ждут большие изменения, реконструкция займет около трех лет. На перегоне до «Каланчевской» строят мосты и дополнительные пути, чтобы соединить МЦД-2 и МЦД-4, на вокзале переоборудуют платформы. А пока поезда дальнего следования прибывают на новый Восточный вокзал — его как раз к реконструкции Курского и открыли.