Что сейчас можно у детей
Школьников и воспитанников детсадов нужно первоочередно прививать от COVID-19 – вирусолог
Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков
Школьники и воспитанники детских садов в первую очередь нуждаются в защите от COVID-19 среди несовершеннолетних, рассказал Москве 24 вирусолог, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Ранее глава Минздрава Михаил Мурашко заявил о том, что вакцинация от коронавируса подростков в возрасте от 12 до 17 лет начнется в России до конца 2021 года. Вакцина для подростков получила название «Спутник М» – это ослабленный вариант «Спутника V». «Спутник М» зарегистрировали в России 24 ноября. Вакцина состоит из двух компонентов, которые вводят с интервалом в 21 день. С 12 до 15 лет вакцинировать будут только с разрешения родителей. С 15 лет потребуется согласие самого подростка.
Череда карантинов из-за коронавируса в детских садах доставляет дискомфорт родителям, которые вынуждены брать больничный, потому что ребенка не с кем оставить, отметил Волчков. Школьные карантины с учетом интенсивной учебной программы ведут к пробелам в образовании учеников, добавил специалист.
По его мнению, было бы правильно прививать детей от коронавируса непосредственно с рождения, но для этого сперва необходимо провести клинические исследования вакцин на более старших возрастных группах. «Сначала 18+, потом 12+, потом 8+ и так далее», – сказал вирусолог.
Специалист допустил, что в будущем вакцинацию от COVID-19 включат в календарь детских прививок.
«Новорожденные естественным образом сталкиваются с целым рядом инфекций. При этом у них нет сформированной адаптивной иммунной системы. У них есть лишь крайне незначительное количество антител от матери. Чтобы защитить новорожденных от наиболее патогенных инфекций, разработали календарь детских прививок. В значительной степени за его счет удалось повысить продолжительность человеческой жизни», – добавил вирусолог.
По его мнению, даже с учетом поголовной вакцинации новорожденных победить пандемию не удастся еще многие годы, если значительная доля взрослого населения будет избегать прививок.
«Нужна тотальность вакцинации, чтобы вытеснить для персистирующих штаммов SАRS-CoV-2 возможность эффективно эволюционировать. Мы уменьшаем количество естественного субстрата для коронавируса, и тогда интенсивная вакцинация детей начинает работать», – заключил Волчков.
Ранее врач-инфекционист Андрей Поздняков сообщил, что подростков необходимо вакцинировать для их же защиты, потому что распространение «Дельта»-штамма привело к тому, что несовершеннолетние стали тяжелее болеть и хуже восстанавливаться. По его словам, в четвертую волну пандемии детские отделения оказались переполнены, а подростки попадали в реанимацию.
Подростков начнут вакцинировать от COVID-19 до конца года
Что известно на сегодняшний день о детской вакцине «Спутник M»
Почему вакцину назвали «Спутник М»?
Директор Центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург, представляя препарат, сообщил, что ее название «Гам-КОВИД-Вак М» («Спутник М») означает «для маленьких».
Зачем вакцинировать детей, если они редко болеют COVID-19?
Для сравнения: от ветрянки или от ротавируса до появления вакцин детей в США умирало в год в три раза меньше. Что касается постковидных проявлений, их отмечают у 7-8% всех переболевших детей.
Что представляет собой российская детская вакцина?
Где детей уже прививают?
Где гарантии, что прививка точно безопасна для детей и эффективна?
В инструкции к «Спутник М» указано:
Противопоказания
Гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцине, содержащей аналогичные компоненты;
тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
при нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ прививку проводят после нормализации температуры;
возраст до 12 лет (младшеклассники в испытаниях не участвовали);
если тяжелая аллергическая реакция развивается после введения первого компонента, вторая прививка не делается.
С осторожностью
Применяют вакцину при хронических заболеваниях печени и почек, выраженных нарушениях функции щитовидной железы и сахарном диабете в стадии декомпенсации, тяжелых заболеваниях системы кроветворения, эпилепсии и других заболеваниях ЦНС, остром коронарном синдроме и остром нарушении мозгового кровообращения, миокардитах, эндокардитах, перикардитах.
Из-за недостатка информации вакцинация может представлять риск для детей:
с аутоиммунными заболеваниями (особенно если есть тенденция к развитию тяжелых и жизнеугрожающих состояний);
с раковыми заболеваниями.
Как будет проходить вакцинация детей?
Будут ли прививки детям делать организованно в школе или каждого ребенка отправит на вакцинацию педиатр? Этот вопрос, понятно, сейчас волнует родителей больше всего. Но точного ответа на него пока нет. «Российская газета» отправила соответствующий запрос в минздрав.
Особенности лечения COVID-19 у детей и как предотвратить опасные последствия
Бывает ли постковидный синдром у детей?
Можно ли вылечить постковидные состояния у детей?
Андрей Поздняков: Специфического лечения постковидных состояний ни у детей, ни у взрослых не существует. У взрослых лечат те органы и системы, по которым ударил вирус. Для детей наиболее актуально проведение общеукрепляющих мероприятий: важно упорядочить режим дня, обеспечить нормальную, достаточную в соответствии с возрастом продолжительность сна. Надо соблюдать полноценный режим питания, правильного по составу. Могут понадобиться курсы витаминов. Медикаментозная терапия подключается индивидуально, при наличии показаний для нее, и, конечно, только по назначению врача.
Какие опасные последствия COVID-19 могут быть у детей?
Как проявляется и чем грозит МВС?
Также нередко проявляются желудочно-кишечные расстройства.
У всех пациентов обнаруживается высокий уровень антител IgG к коронавирусу.
Как лечится МВС? Можно ли с ним справиться самостоятельно?
Андрей Поздняков: Данное состояние лечится исключительно в стационаре. Требуются инфузионная терапия, применение глюкокортикостероидов, внутривенное введение иммуноглобулинов и прочие интенсивные мероприятия. При появлении симптомов тянуть нельзя, нужно срочно обратиться за медицинской помощью.
Кто подвержен риску развития МВС?
Андрей Поздняков: К сожалению, предугадать развитие мультисистемного воспалительного синдрома у детей невозможно ни клиническими, ни лабораторными методами.
После перенесенного COVID-19 важно отслеживать состояние ребенка, обращать внимание на проявления неблагополучия и обращаться к врачу, а не пытаться лечиться самостоятельно.
Где и как прививают детей от COVID-19
В Израиле также объявили о вакцинации детей: обсуждения специалистов транслируют в режиме онлайн, и решено, что объяснять необходимость прививок врачи будут, выступая на трех языках: идише, английском и русском. В Коста-Рике также в ноябре прививки для детей 5-11 лет сделали обязательными.
В Европе пока прививают подростков, начиная с 12 лет.
Не стоит забывать о внуках
Он также рассказал, что отмечены случаи негативного влияния коронавируса на репродуктивные органы, в том числе у подростков. Предотвратить такие негативные сценарии можно с помощью вакцинации.
В России уже подан на регистрацию в минздрав вариант вакцины «Спутник» для детей. Называться он предварительно будет «Спутник М» («спутник» для маленьких). При этом продолжаются клинические исследования вакцины для применения у подростков, препарат подан на регистрацию в Минздрав России при условии проведения дальнейших широкомасштабных испытаний.
Естественная встреча с коронавирусом может стать причиной проблем с репродуктивной функцией, а вот при вакцинации против COVID-19 шансов родить здоровых детей гораздо больше, заявил Александр Горелов.
Почему нельзя отбирать у детей гаджеты из-за плохих оценок
И категорически нельзя сопровождать наказание проявлением злорадства: «Наконец-то попался! Я тебя прищучу! Покажу, где раки зимуют. » Воспитательный эффект будет потерян. Лучше сказать спокойно: «Я тебе сочувствую, но ты сам понимаешь, что виноват…»
Смартфоны сейчас не выпускают из рук совсем маленькие дети. Есть ли для них хоть какая-то польза от гаджетов?
Михаил Воропаев: Наши магистранты проводили исследования среди старшей группы дошкольников: 60-70 процентов имеют смартфоны, примерно 5-10 процентов пользуются ими бесконтрольно. Чаще всего дети играют в игры. По большей части это так называемые аркады, игры с очень напряженным «плейгеймом» (игровым процессом). Сложно даже оценить тот вред, который это наносит детской психике.
Как понять, что вам предлагают купить качественную игру?
Михаил Воропаев: Важно, есть ли у производителя собственный сайт, фактический адрес, телефон, где реальный человек снимет трубку и ответит вам.
Я рад бы предложить сейчас некую «волшебную палочку», или «чудесную книжку», или гаджет с ресурсом, которые разом бы решили все проблемы, но, увы, к сожалению, их нет. Системы образования для маленьких, приспособленные к дистанционным формам, пока существуют в очень разрозненных концептах. Поэтому мамам, папам, дедушкам и бабушкам придется, как и раньше, компенсировать своей помощью пропущенное. Надеюсь, что большинство учителей начальных классов сможет адаптироваться к этой ситуации и помочь детям и их родителям.
Итак, младший школьник учится из дома. Что лучше читать с ним? Обычную книгу или гаджет?
И все же от виртуальной реальности никуда уже не деться. Какие плюсы может дать компьютер в обучении?
Детские витамины для иммунитета
Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.
Виды иммунитета
Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки. Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу. Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.
Органы иммунитета
После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.
Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
К центральным относятся:
Периферические органы:
Особенности формирования иммунитета у детей
Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.
Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых « критических » периодов:
Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:
Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.
Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).
Витамины и их роль в иммунитете
Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.
Они имеют свои особенности:
В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:
К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.
Причины гипо- и авитаминозов:
Симптомы недостатка витаминов
Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.
Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.
К ним относятся:
Витамины, используемые для повышения иммунитета
Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.
Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.
Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:
В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:
У детей старше 6 лет можно использовать:
Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.
Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ. Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру. Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.