Что сейчас изучают в 1 классе
Какие предметы проходят в 1 классе в школах России в 2020-2021 учебном году
До начала нового учебного года осталось не так много времени — всего шесть недель. Будем надеяться, что 2020-2021 учебный год начнётся вовремя и не будет скомкан как предыдущий. Многие детишки отправятся в школу в сентябре впервые в жизни. И многие родители впервые почувствуют себя мамами и папами ребёнка школьного возраста. Нового опыта будет много для всех. А пока мы решили рассказать, к чему готовиться в плане учебной нагрузки. Какие учебные предметы изучаются в 1 классе в школах России, сколько часов в неделю отдаётся на каждую дисциплину — посмотрим, что закреплено во ФГОС.
Учебные предметы в 1 классах российских школ в 2020-2021 году
Список предметов закреплён в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). ФГОС как таковые внедрялись достаточно долго, но сегодняшние первоклассники будут учиться по программе, полностью составленной на основе образовательных стандартов, вплоть до выпуска из школы. Если, конечно, что-то в очередной раз не изменится (например, если ФГОС через несколько лет не заменят на что-то другое).
Среди прочего ФГОС содержат примерную образовательную программу и примерный план для каждого учебного года. Руководство подавляющего большинства российских школ опирается именно на эти рекомендации.
В принципе, примерный учебный план даёт некоторую свободу директорам школ. Кроме основного списка предметов отдельные школы могут вводить дополнительные дисциплины. Они входят в часть учебного плана, которая формируется учебным заведением.
Но это почти не затрагивает первоклассников — конкретная школа может отдать только один час в неделю под изменение учебного плана. Этот час отнимается у предмета “русский язык”, под который отводится максимальное количество уроков в неделю.
Для учеников 1 классов учебный план в России достаточно строгий. Нагрузка на первоклашек минимальная, чтобы дети могли адаптироваться к школе.
Сам перечень предметов, которые изучаются в 1 классах в 2020-2021 учебном году, довольно короткий. Это всего восемь дисциплин. В некоторых случаях может существовать девятая — “Родной язык и литературное чтение”. Под неё отдаётся часть тех часов, что обычно выделены на дисциплины “Русский язык” и “Литературное чтение”. Такой предмет обычно преподаётся в национальных республиках России.
Полный перечень предметов, которые проходят в первых классах российских школ, выглядит так:
Какая нагрузка ждёт первоклассников
Максимально допустимая годовая нагрузка на учеников 1 классов — 693 часа. Уже во втором классе нагрузка вырастает до 884 часов.
Понятно, что это мало о чём говорит. Более наглядно оценить нагрузку на первоклашек поможет недельное распределение часов на каждую из дисциплин. В примерном учебном плане, который приводят ФГОС, это распределение выглядит так:
Всего это 20-21 учебный час в неделю. По четыре урока в день при пятидневной учебной неделе.
Продолжительность каждого урока в 1 классах по ФГОС — 35 минут. Начиная со второго класса школа может решать, увеличивать ли длительность урока до 40-45 минут или ограничиваться минимумом в 35 минут. Занятия первоклассников всегда длятся минимальное количество времени.
Заглавное изображение: mari-el.gov.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чему обучают современных детей в первом классе
В системе школьного образования постоянно происходят различные изменения, затрагивающие учеников всех возрастов. Непосвящённому человеку даже сложно представить, чему обучают в первом классе современных детей.
Чему обучают в первом классе
Стандартная программа обучения первоклассников включает до восьми предметов.
Математика
На уроках дети осваивают навыки счёта (вычитание и сложение), учатся правильно писать цифры и соответствующим образом оформлять примеры. В учебных пособиях часто встречаются задания, в которых нужно сравнить количество предметов или произвести простые математические действия. Также дети работают с линейкой — отмеряют отрезки и сопоставляют их длину, рисуют простые геометрические фигуры.
Русский язык
В настоящее время к первоклассникам предъявляются минимальные требования уже на стадии поступления в школу — дети должны знать печатные буквы и уметь их писать. Конечно, в образовательное учреждение принимают и без этих навыков. Но таким ребятам крайне сложно успевать за более подготовленными ровесниками, так как с первых дней начинается освоение прописных букв. Также дети изучают деление слов на слоги, состав предложения, ключевые правила постановки основных знаков препинания (точек, запятых).
Чтение
Предполагается, что в школу поступают уже читающие ученики. Но на практике уровень у всех разный — у кого-то хорошо развита техника чтения, а кто-то с большим трудом определяет буквы. Учитель не имеет возможности долго останавливаться на отработке техники чтения, поэтому отстающие вынуждены с первых дней стараться наверстать упущенное.
Окружающий мир
Этот предмет помогает детям получить информацию об окружающем их мире, в том числе и о своей стране. Обучение строится на проведении опытов, выполнении практических заданий, фиксации результатов наблюдений, а также на осуществлении творческой деятельности. Обычно ребят просят что-то нарисовать, описать, принести фотографию с изображениями по заданной теме и т. д.
Технология
Этот предмет перекликается с существующей ранее дисциплиной под названием «труд». Он призван развивать у детей образное мышление, творческие способности, общие представления об окружающей их действительности. Во время уроков ученики выполняют задания на логику, а также занимаются творчеством — рисуют, лепят, вырезают.
Здесь дети учатся рисовать. Обычно уроки проходят в достаточно свободной форме — ученикам показывают изображение или устно объясняют задачу, а они уже воспроизводят на листе бумаги то, что требуется.
Музыка
Уроки направлены на развитие у детей музыкального вкуса. Преимущественно ученики занимаются хоровым пением. Приобретённые навыки они демонстрируют на школьных мероприятиях.
Физическая культура
Существуют определённые нормативы физической подготовки, которым должны соответствовать ученики первых классов. Дети выполняют простые задачи — бег на небольшие дистанции, прыжки в длину, подтягивания на канате. Также при наличии в школе бассейна занятия могут проводиться в нём.
Программы, домашние задания и дополнительные занятия
Перечисленные предметы входят в обязательную программу. Также в каждой школе есть перечень дополнительных занятий. Им дети уделяют внимание после окончания основных уроков, в том числе во время пребывания в группе продлённого дня.
В распоряжении школьников есть учебники, рабочие и обычные тетради. Информация в учебниках по математике, русскому языку и окружающему миру перекликается с заданиями в аналогичных рабочих тетрадях. Существует несколько программ обучения. Наиболее популярные из них:
В настоящее время действуют рекомендации, в соответствии с которыми учителя не задают первоклассникам домашние задания. Считается, что подобный щадящий режим обучения помогает детям лучше адаптироваться к школьной жизни. Но на практике нередко педагоги всё же оставляют часть материала для самостоятельного освоения. Также дети повторяют с родителями то, что проходили в классе. Некоторые школьники не успевают выполнить все задания в школе из-за излишней медлительности — в этом случае также предоставляется возможность доделать всё дома.
Закрепление знаний происходит при помощи постоянно повторения усвоенной информации в классе. Также периодически устраиваются проверочные работы по русскому языку (диктанты) и математике (задачи на сложение, вычитание и сравнение). На основе полученных результатов определяется уровень успеваемости по этим двум предметам. По чтению минимальный норматив для первоклассника — 25 слов в минуту.
Оценки детям обычно не ставят. В основном учителя используют систему поощрений — наклейки, картинки и т. д. Это делается для того, чтобы ученики не испытывали стресс из-за плохой успеваемости в самом начале своей школьной жизни.
Система обучения в первом классе имеет свои плюсы и минусы. Но можно сделать вывод, что при построении программы учитываются способности среднестатистического ребёнка, поэтому приходить в школу уже следует с минимальным уровнем знаний.
Вот лишь некоторые требования из нового проекта школьных стандартов:
Окружающий мир
— называть себя и членов семьи по имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес школы, название своего города/села, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, праздников; профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
— описывать самые распространенные в родном крае растения, деревья, кустарники, травы; основные группы животных, выделять их самые существенные признаки;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в и.ч. за сезонными изменениями в природе), опыты под руководством учителя, вести счет времени;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— соблюдать правила безопасной работы в школе, на учебном месте школьника, безопасно использовать ресурсы Интернета и электронные ресурсы школы;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода, правила безопасности передвижения на самокатах, роликовых коньках.
Русский язык
— понимать прослушанный и прочитанный текст;
— устно составлять текст из 2-4 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям;
— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
— различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, мягкие и твердые, звонкие и глухие звуки;
— определять в слове ударный слог;
— делить слово на слоги (простые случаи: двусложные и трехсложные слова без стечения согласных);
— знать последовательность букв в русском алфавите, правильно называть буквы;
— различать понятия «звук» и «буква»;
— переносить слово по слогам (простые случаи: слова из слогов типа согласный+гласный);
— писать без искажений прописные буквы в начале предложения и в именах собственных;
— находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила, а также описки;
— находить в предложениях и в тексте слова, значение которых требует уточнения;
— различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
— составлять предложение из набора форм слов;
— правильно оформлять предложение на письме, выбирать знак конца предложения;
— читать про себя, а также вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
— правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, текст объемом не более 20 слов;
— писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, тексты объемом не более 20 слов, правописание которых не расходится с произношением.
Математика
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер;
— считать двойками, пятерками; уметь разбивать четное число в пределах 20 пополам;
-находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число, сравнивать числа;
— знать, что такое слагаемые, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность;
— знать переместительное свойство сложения (a + b = b + a);
— находить неизвестный компонент сложения;
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— сравнивать объекты по длине: длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже), (больше/меньше на);
— знать и использовать единицы длины: сантиметр, дециметр;
— измерять длину реальных объектов с помощью линейки;
— различать, называть геометрические фигуры: точку, прямую, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг; куб и шар;
— устанавливать соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; различать право и лево с точки зрения другого человека;
— группировать объекты по заданному признаку;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в ячейку таблицы, извлекать данное из таблицы;
— выполнять простейшие алгоритмы, связанные с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур.
Литературное чтение
— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;
— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);
— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;
— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;
— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.
Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:
Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:
— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную «базу», потратить на это минимум год.
Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:
Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее. Команда ЛогикЛайк поможет разобраться.
На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.
Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?
Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.
Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.
Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.
Знания и умения, которые будут полезны первокласснику
Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.
Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:
1. Я и моя семья
— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
— Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
— Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
— Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа
— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
— Назови известные тебе цвета.
— Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
— Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство
— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
— Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
— Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
— Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии
— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?
5. Искусство и спорт
— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?
6. Правила безопасности
— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?
7. Мотивация
— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Чем ближе школьный возраст, тем активней родители начинают интересоваться, что должен знать их ребенок и какие требования при поступлении в 1 класс, ведь каждый год программа меняется, и в 2021 году к малышу уже будут другие требования. У каждой школы свой перечень навыков, которыми должен владеть будущий первоклассник, но основа все же одинакова, так как все учебные заведения ориентируются на требования, описанные в ФГОС.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.
Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.
Общее развитие
Дошкольник должен знать общую информацию:
Математика
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
Чтение
Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:
Развитие речи
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
Культура и общение
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
Моторика
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
Психологическая и физическая готовность к школе, и что делать есть ребенок не готов
Принимая решение о поступлении ребенка в первый класс, необходимо учитывать его готовность к школе. Родители могут не только проследить этот момент, но и скорректировать его, если есть еще время.
Симптом неготовности | Помощь ребенку |
---|---|
Сложное усвоение чтения печатных букв или письма | Прежде чем обучаться чтению или письму, нужно начинать с основ: освоить моторику, улучшить внимание, натренировать память. Нельзя перескочить эти этапы, и если есть проблемы в чтении, то стоит усилить упражнения на освоение простейших навыков. Когда мозговые структуры дозреют до более сложных задач, то переходить к ним. |
Не может сделать звукобуквенный анализ | С помощью игровых упражнений нужно объяснить ребенку разницу в понятиях звука, слога, слова, как определить глухость и звонкость, твердость и мягкость звуков речи. |
Ребенку сложно решить простые логические задачи, слабая зрительная и слуховая память, невнимательность, мелкая моторика недостаточно развита. | Такие симптомы становятся заметными уже в возрасте 4-5 лет и лучше сразу начинать коррекцию. Можно подобрать целый цикл упражнений «от простого к сложному» на каждый из навыков. Главное не давить на ребенка и выбирать задания в формате игры. |
Замена одного звука другим в речи. Например, вместо «река» говорит «йека», заменяя «р» на «й». | Лучше сразу обратиться к логопеду, чтобы он поставил правильный звук, и это не отразилось на письме. |
Несформирована лексико-грамматическая категория речи. Идет видоизменение окончаний и слов. Например, вместо «цыпленок» говорит «курчонок», не «дождливая погода», а «дождиковая». | Хорошо помогут различные составления рассказов по картинкам, упражнения на придумывание концовок рассказа. Также ряд упражнений на развитие связной речи поможет ребенку лучше освоить этот навык. |
Лучше за год до поступления в школу обратиться к специалисту, чтобы он определил, есть ли пробелы в навыках и что именно, а главное как нужно подтянуть. Тогда можно будет без спешки подготовить ребенка и облегчить ему адаптацию.
Как пройти собеседование в школу
Часто родители при собеседовании основной акцент ставят на обучение, но немаловажную часть занимает и психологическая подготовка, которая расслабит малыша и даст ему показать весь свой уровень развития.
Советы, которые помогут при прохождении собеседования в школу:
Дети зачастую стараются получить одобрение родителя в процессе, поэтому их присутствие станет еще и дополнительной мотивацией;
Что должен знать ребенок по окончании 1 класса школы России
По завершению первого класса выпускник должен ориентироваться в основных предметах. Знания и навыки, которые должны закрепиться к концу 1 класса:
Памятка родителям первоклассника
Окружающая среда. Знание таких тем:
Обязанности и права родителей
Также ребенок должен уметь: