Что сейчас дают вместо свидетельства о собственности
Документ, выдаваемый вместо свидетельства о праве собственности на жилье в 2020 году
В связи с отменой действия свидетельства о праве на собственность возникает закономерный вопрос: что же ввели вместо него, как теперь доказать свое владение жильем? В 2020 году свидетельство о праве собственности на квартиру перестали выдавать, его заменили записью в ЕГРН. Свидетельства старого образца, находящиеся еще на руках граждан, считаются условно достоверными, но они пригодны только для первичной оценки рисков при купле-продаже недвижимости.
Какие документы теперь получают собственники жилья?
Многие жители страны имеют недвижимость, и при передаче ее по наследству или при купле-продаже им нужно знать, как доказать свое владение ею. Ранее выдавалось свидетельство розового цвета, такой документ перестали выпускать еще в 2015 году, заменив его распечаткой на обычной бумаге формата А4, которая действует наряду с выпиской из ЕГРП.
Раньше она тоже применялась, как дополнительная справка для подтверждения собственности во время покупки или продажи жилья, сейчас же она стала единственным документом, свидетельствующим о владении недвижимостью. Отмена свидетельства никак не отразилась на последовательности процедуры оформления квартир покупателями и продавцами, но такое нововведение позволило снизить риск подделки официальных бумаг. До отмены свидетельств мошенники могли использовать недействительные бланки.
Проведение государственной регистрации договоров после введения новшества осуществляется посредством внесения в документ специальной регистрационной надписи, в которой оговорено содержание сделки. Она стоит на электронной версии и подтверждается электронным автографом государственного регистратора на каждом отдельном листе.
В печатном виде правоустанавливающий документ на имущество должен иметь:
На заверенный таким образом документ уже нельзя будет поставить «синий» штамп.
Именно этот документ, наряду с записью в ЕГРН, является основным доказательством прав на определенную недвижимость.
Как получить выписку на жилую собственность?
Чтобы взять выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимость), следует вначале подготовить все необходимые бумаги. О точном их пакете и стоимости услуг по ее оформлению можно узнать на сайте Росреестра онлайн.
Основными документами, необходимыми для запроса на выписку, являются:
После проверки всех представленных бумаг сотрудник Росреестра даст взамен бланк, на котором будет обозначена дата выдачи готовой выписки. Срок подготовки такой официальной бумаги составляет 10 рабочих дней, отсчет ведется с момента получения специалистом правильно оформленной заявки.
Если заказывать ее через интернет, потребуется заполнить заявление в электронном виде, а затем к нему прикрепить отсканированные копии необходимых документов.
Для физических лиц получение выписки в электронном виде более выгодно, так как они смогут сэкономить на госпошлине, для них услуги будут на 30 % ниже.
Такие изменения не приводят к задержкам в оформлении документов, просто теперь владельцу жилья потребуется заранее заказать выписку о праве собственности.
Чем старая выписка из ЕГРП отличается от новой?
Некоторые, услышав наименование нового документа на владение недвижимостью, думают, что он ничем не отличается от ранее выдаваемой справки, но это не так. Несмотря на то что новая выписка по названию и значению схожа со старой, все же они отличаются друг от друга. Она лишь частично дублирует прежний документ, который и сейчас можно получить, если отправить запрос при покупке или продаже собственности, чтобы подтвердить, действительны ли данные об объекте недвижимости на определенную дату запроса. В ней даются общедоступные данные, которые могут быть представлены любому жителю страны по его запросу. Его можно направить в МФЦ, Федеральную кадастровую палату или Росреестр, при этом допускается, что объект располагается на любой территории России.
Стоимость получения такой справки составляет 200 рублей.
Получение выписки на недвижимое имущество является добровольным делом каждого владельца жилья. Порядок регистрации недвижимости остался прежним, на него не повлияла отмена свидетельства. Его необходимо будет обязательно получить только в случае выполнения конкретной операции, которую невозможно будет осуществить без такого документа. Нововведение внедрено специально, чтобы защитить владельцев недвижимости от мошенников, которые научились идеально подделывать бывший ранее в обиходе бланк.
Что сейчас дают вместо свидетельства о собственности
1 января 2021 года вступили в силу изменения, внесённые в Налоговый кодекс РФ, согласно которым за государственную регистрацию ранее возникших прав на недвижимость не взимается государственная пошлина.
Для начала разберемся, какие права считаются ранее возникшими.
Это права на объекты недвижимости, которые были приобретены до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и сведения о таких правах уже были учтены БТИ или комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, местными администрациями.
Такие права признаны государством и считаются действительными вне зависимости от их регистрации в ЕГРН.
Возникает вопрос, а зачем тогда сведения о таких правах вносить в ЕГРН?
Во-первых, для подтверждения актуальности своих прав на недвижимость. При отсутствии сведений в ЕГРН получить выписку, подтверждающую наличие права собственности на объект, не получится.
Во-вторых, регистрация права в ЕГРН гарантирует охрану государством имущественных интересов собственника, в том числе таким популярным в настоящее время способом защиты от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.
В-третьих, регистрация ранее возникшего права в ЕГРН требуется в обязательном порядке при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог.
В-четвёртых, регистрация права в ЕГРН влечёт также включение контактных данных, что, в свою очередь, обеспечит возможность получения правообладателем:
— различных уведомлений от органа регистрации прав, в том числе о поступивших заявлениях в отношении принадлежащего ему имущества, об исправлении реестровых и технических ошибок в сведениях об объекте, о внесении в них изменений на основании документов, поступивших от других органов власти (например, отнесение земельного участка к зоне с особыми условиями использования) и так далее;
— уведомлений, связанных с согласованием местоположения границ смежных земельных участков (что в том числе позволит избежать возможного возникновения земельных споров о границах смежных земельных участков).
Требуются ли какие-то условия для государственной регистрации ранее возникшего права?
Во-первых, государственная регистрация права, в том числе и ранее возникшего, возможна при условии, что объект учтён, то есть сведения о нём с указанием всех его характеристик содержатся в ЕГРН.
Данную информацию можно получить при помощи специальных сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» и «Публичная кадастровая карта» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru), указав в критерии поиска адрес объекта недвижимости.
При их отсутствии сведения об объекте могут быть внесены на основании заявления заинтересованного лица с приложением правоустанавливающих документов на объект.
Во-вторых, необходимым условием является наличие документа, удостоверяющего право лица на данный объект недвижимости, который был выдан до 31 января 1998 года.
Например, права граждан на земельные участки могут быть подтверждены следующими документами:
— нотариально удостоверенным договором купли-продажи, дарения, мены, договором о предоставлении земельного участка под застройку (о праве застройки), о предоставлении, в том числе, в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства, договором инвестирования;
— вступившим в законную силу решением суда, подтверждающим право собственности или право застройки;
— свидетельством о праве на наследство;
— выпиской из похозяйственной книги и прочими документами.
При этом в случае, если в документе, устанавливающем право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным гражданину на праве собственности.
В отношении жилого дома либо квартиры такими документами могут быть регистрационное удостоверение, выданное предприятием технической инвентаризации (БТИ) либо правоустанавливающие документы со специальной отметкой БТИ о регистрации, в том числе:
— акт органа власти, изданный в рамках их компетенции (постановление, распоряжение, решение исполкома местных Советов депутатов трудящихся о предоставлении земельного участка, в том числе, в бессрочное пользование для строительства жилых домов);
— нотариально удостоверенный договор купли-продажи, дарения, мены, договор о праве застройки, о предоставлении земельного участка под строительство жилых домов, о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности, договор инвестирования;
— акт (свидетельство) о приватизации;
— свидетельство о праве на наследство;
— вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее право собственности либо право застройки.
На садовые, дачные домики, гаражи и другие нежилые строения в подтверждение регистрации права БТИ выдавались свидетельства о собственности на нежилые строения, которые могут быть представлены в подтверждение ранее возникшего права на такие объекты, а также, например, договоры купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, вступившие в силу решения суда, акты рабочих комиссий и прочее, то есть, те документы, на основании которых была осуществлена регистрация права в БТИ.
Если свой документ-основание вы не обнаружили в данном списке, то это не повод волноваться, ведь перечень не является исчерпывающим, поскольку число документов, на основании которых возникло право десятки лет назад, бессчётное множество.
При этом обязательным является факт наличия сведений о таком праве согласно данным БТИ (в отношении объектов капитального строительства) или ранее существующих комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (в отношении земельных участков).
С учётом всех изложенных обстоятельств, полагаем, что нововведение о бесплатности регистрации ранее возникших прав даёт прекрасную возможность навести порядок в документах на недвижимость тех правообладателей, которые владеют своим имуществом уже несколько десятков лет, и оформить их в соответствии с требованиями существующего сегодня порядка.
Без свидетельства о праве: в России изменилась процедура сделок с жильем
Россияне больше не будут получать свидетельство о праве собственности на жилье: 15 июля вступил в силу закон, который отменяет выдачу такого документа. Вместо свидетельства владельцам недвижимости будут выдавать выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) — бумагу, которая описывает, кому именно принадлежит объект. Уже выданные свидетельства о праве собственности сохраняют юридическую силу, однако, по сути, становятся бесполезными: для проведения сделок с жильем этот документ не требуется, сообщили «РБК-Недвижимости» в Росреестре.
Изменения не приведут к хаосу на рынке жилья, так как запрос выписки из ЕГРП и прежде был обычным этапом сделки по обмену или купле-продаже, убеждена руководитель департамента оформления риелторского агентства «НДВ-Недвижимость» Надежда Аверина. «Другое дело, что собственникам жилья понадобится время, чтобы психологически привыкнуть к новшеству, — уточнила Аверина. — В свое время они с недоверием воспринимали простые бланки свидетельств, а сейчас вместо них выдается выписка из ЕГРП. Она в некоторой степени отличается от того варианта, по которому заказывают получение информации об объекте или субъекте недвижимости, однако здесь отображена вся информация, которая была бы распечатана на бланке свидетельства. Для добропорядочных собственников никакой угрозы нет».
Два документа — одно название
Новая выписка из ЕГРП не полностью дублирует старую, притом что называются они одинаково. «Важно различать выписку, удостоверяющую регистрацию права собственности на объект, и выписку, которая запрашивается дополнительно в Росреестре при продаже или покупке квартиры для подтверждения актуальности данных об объекте и владельце, — сообщили «РБК-Недвижимости» в пресс-службе Росреестра. — Удостоверяющая выписка выдается по итогам процедуры регистрации прав на недвижимость. Такая выписка представляет собой документ, подтверждающий, что на указанную в ней дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. Документ можно получить как в бумажном, так и электронном виде».
Такая выписка из ЕГРП будет бесплатной: стоимость бланка уже включена в государственную пошлину за оформление сделки, объяснили в «НДВ-Недвижимости». Бланк свидетельства о праве собственности также автоматически включался в госпошлину, а потому стоимость государственной услуги по регистрации сделки с 15 июля не изменится, указала Аверина. «До вступления в силу изменений в законодательстве заявитель мог выбрать: при регистрации права собственности получить свидетельство о регистрации собственности или выписку из ЕГРП. С 15 июля 2016 года это может быть только выписка из ЕГРП», — заключили в Росреестре.
Старый формат выписок также сохраняется: в противовес «удостоверяющей» Росреестр называет ее «дополнительной». «Дополнительную выписку из ЕГРП, которая актуальна на дату запроса, можно получить в любой точке России независимо от места нахождения объекта недвижимости. Такая выписка из ЕГРП предоставляется при наличии паспорта абсолютно любому человеку. В подобной справке будут указаны имя собственника, адрес, описание недвижимости, сведения о виде зарегистрированного права, дате и номере его регистрации, а также его обременения: имеется ли ипотека, арест и аналогичные сведения, но не будут указаны сведения о документах, на основании которых данные права зарегистрированы», — говорится в комментариях, которые Росреестр подготовил по просьбе «РБК-Недвижимости».
В отличие от удостоверяющей, дополнительная выписка оформляется за деньги. Стоимость бумажной версии при личном обращении в Росреестр составляет 200 руб., документ в электронном виде можно заказать за 150 руб. В случае запроса из другого региона стоимость вырастает до 300 руб., уточнила юрисконсульт риелторского агентства «Инком-Недвижимость» Мария Королева.
Все выписки из ЕГРП являются бессрочными, говорится в законе. Впрочем, это не означает, что человек сможет пользоваться одной и той же выпиской во всех ситуациях, считают риелторы. «Различными инстанциями указанные в выписке сведения рассматриваются как актуальные в течение месяца со дня выдачи, — пояснила Королева. — При этом свидетельство о праве собственности также не имело срока действия и отображало сведения на указанную в нем дату». «Для получения актуальной информации лучше запросить дополнительную выписку из ЕГРП, сведения которой действительны на дату запроса», — предупредили в Росреестре.
Кому на самом деле нужны выписки
Несмотря на замену свидетельств на выписки, процесс регистрации сделок с недвижимостью не изменится, утверждают в Росреестре. Ведомству и раньше не требовались ни свидетельство, ни выписка, так как Росреестр самостоятельно ведет Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выписки запрашивали риелторы и покупатели квартир для проверки юридической чистоты объекта: документ показывал, не заложена ли квартира и не находится ли она под арестом. Выписка останется «средством успокоения» и в дальнейшем, так как это не правоустанавливающий, а правоподтверждающий документ, разъяснила управляющий партнер риелторского агентства «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Марина Толстик. «Свидетельство лишь подтверждает, что собственник владеет данной недвижимостью. Основанием для возникновения права являются правоустанавливающие документы. Это договор купли-продажи, свидетельство о наследовании, справка ЖСК, может быть свидетельство о приватизации», — перечислила Толстик.
Свидетельство о праве собственности являлось вторичным документом, подтвердил управляющий партнер юридической компании Heads Consulting Александр Базыкин. Документы первого уровня — это договор участия в долевом строительстве, договор дарения, акт государственного органа власти о предоставлении помещения, договор купли-продажи и все остальные соглашения, в результате которых у человека возникает право собственности, указала Мария Королева. Именно этот документ остается ключевым для каждого собственника в России — выписки и свидетельства при этом оказываются необязательным элементом, заключили риелторы. «Собственник и прежде не обязан был предоставлять в Росреестр свидетельство для регистрации перехода прав, если его право зарегистрировано в ЕГРП. При проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, при которой проверяется отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами и соответствующие права лица, обратившегося за регистрацией», — объяснили в «Инком-Недвижимости».
Таким образом, выписка остается сугубо добровольным документом. «Менять режим и порядок работы регистраторов Росреестр не планирует, так как в связи с отменой свидетельств ничего не меняется ни в процедуре регистрации собственности, ни в действиях граждан при операциях на рынке недвижимости. Запрашивать выписки регулярно не было и нет никакой необходимости. Этот документ требуется в связи с какой-то конкретной операцией», — сообщили в Росреестре.
Защищает ли новый закон от мошенников
Упразднение свидетельств о праве собственности повышает правовую защиту собственников при заключении сделок, сообщили «РБК-Недвижимости» юристы из компании «Неделько и партнеры» и Люберецкой коллегии адвокатов. «Теперь непосредственно перед сделкой можно получить актуальные сведения о собственнике имущества, исключив двойные продажи и предоставление поддельных или украденных свидетельств. Преступникам усложнили задачу», — заявила адвокат Люберецкой коллегии адвокатов Вера Ефремова.
Часто мошенники пользовались тем, что покупатели недвижимости считали свидетельство о праве собственности исчерпывающим документом, который отражает всю полноту информации о доме или квартире, рассказал Василий Неделько. «Существует схема: человек покупает помещение на основании свидетельства права собственности, в котором не отражена важная информация, имеющаяся в реестре. Например, информация об обременении: допустим, на купленное помещение действует договор аренды на 49 лет со ставкой 1 руб. за все помещение в год, — объяснил юрист. — В выписке из ЕГРП содержится куда больше значимой информации, которая поможет предотвратить мошенничества».
С этими доводами не согласились в юридической компании Heads Consulting. «Помимо свидетельства о праве собственности, есть запись в ЕГРП о зарегистрированных правах, сведения о правоустанавливающих документах, паспорта, которые проверяют при приеме документов от заявителя. Невозможно совершить мошеннические действия с недвижимостью, подделав только одно свидетельство, — утверждает Александр Базыкин. — Получение выписки из ЕГРП является единственной проверкой объекта перед сделкой».
Отмена свидетельств и полный переход на электронное ведение реестра способны привлечь киберпреступников и создать новые угрозы для владельцев недвижимости, предупредил антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Денис Макрушин. «Любая новая технология и система, которая ее использует, открывает не только новые возможности для добропорядочных людей, но и приносит новые угрозы — например, новые уязвимости, которые могут быть использованы для кражи данных из этой системы. [Она] обязательно будет удостоена внимания со стороны злоумышленников, преследующих очевидные цели: используя недостатки технологии, украсть ценные данные и в конечном итоге получить финансовую выгоду», — заявил Макрушин.
Продажа квартиры по интернету
Одновременно с отходом от бумажного документооборота в России происходит перевод регистрации сделок с жильем в электронный вид без привязки к месту, где физически находится дом или квартира. «Зарегистрировать права собственности из любого региона можно уже сейчас с помощью интернета. С 1 июня 2015 года Росреестр начал принимать документы на государственную регистрацию прав в электронном виде на всей территории России, — сообщили «РБК-Недвижимости» в Росреестре. — После 1 января 2017 года можно будет экстерриториально подать документы на государственную регистрацию прав при личном визите в офис Федеральной кадастровой палаты или многофункциональный центр».
Принцип экстерриториальности, не подразумевающий привязку продавца и покупателя к региону, в котором находится недвижимость, нравится не всем. «Подозрительно выглядит ситуация, когда участник сделки постоянно проживает в одном регионе, а переход права по сделке регистрируется в другом — за многие тысячи километров, — считает Марина Королева. — Подавать документы в электронном виде может любой человек, у которого есть усиленная квалифицированная электронная подпись. Мошенники есть и будут. Они подделывают документы; не исключено, что будут подделывать и электронную цифровую подпись или незаконным путем получать ее от владельца. Допустим, вы узнали, что переход прав регистрируется по вашей квартире против вашей воли, а регистрируется он за тысячи километров от вас. Достаточно сложно оперативно предпринять меры по приостановлению или прекращению такой регистрации».
Что изменилось после отмены свидетельств о регистрации прав собственности на недвижимость
С 15 июля 2016 года в России вместо свидетельства о государственной регистрации прав собственности на недвижимость выдается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним. При этом свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до указанной даты, менять не надо. Основанием для отмены служат поправки, внесенные в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Сделки с недвижимостью стали более безопасными. Свидетельство не давало покупателю полной гарантии в том, что продавец действительно обладает правами собственности на объект недвижимости. Бумажное свидетельство можно подделать, и поэтому всегда был риск стать жертвой мошенников. Кроме того, даже в подлинном свидетельстве информация могла устареть. Например, если с момента его получения в праве собственности возникли обременения.
Возможность получать выписки из ЕГРП существует уже несколько лет. Однако не все знали о ней, многие продолжали по традиции при совершении сделки использовать информацию из свидетельств о праве собственности.
Свидетельства о государственной регистрации прав, которые были выданы до 15 июля 2016 года, менять не нужно. Эти документы подтверждают факт регистрации возникновения и перехода права на дату, указанную в них как дата выдачи.
В целом в работе ни юристов, ни риелторов, ни в действиях граждан при сделках с недвижимостью от изменения формы документа, удостоверяющего право собственности, ничего не изменилось.
Выписка представляет собой документ, подтверждающий актуальность сведений об объекте недвижимости. Документ удостоверяет, что на указанную в нем дату выдачи за определенным лицом зарегистрировано право на конкретный объект недвижимости, о чем в ЕГРП в соответствующий день сделана регистрационная запись под соответствующим номером. Выписка действует бессрочно, однако фиксирует положение дел с регистрацией прав на объект недвижимости именно на дату выдачи.