Что сейчас читает молодежь выскажите свое отношение к проблеме чтения

Научно-исследовательский проект на тему «Проблема чтения среди молодёжи»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

КГУ средняя общеобразовательная школа № 58

Предмет: русская литература

«Проблема чтения среди молодёжи»

(молодёжь перестала читать)

учитель русского языка и литературы

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Очень часто приходится слышать от взрослых неодобрительные слова: «Молодежь совсем перестала читать». С этим можно поспорить: сегодняшние подростки читают даже больше, чем их родители, бабушки и дедушки в таком возрасте. Однако если несколько десятков лет назад это были художественные произведения, то сейчас круг чтения подростков ограничивается лентой новостей в их любимой социальной сети, перепиской с друзьями там же, парой-тройкой блогов, и, может быть, несколькими журналами. Литература остается предметом ненависти, которую очень часто порождает список книг на лето и необходимость тратить драгоценные минуты молодости на чтение «Войны и мира».

В чем причина такого невнимания к книгам?

Актуальность проекта : Как правило, во всем обвиняют технический прогресс. Интернет зомбирует, телевидение отвлекает. Вместо того, чтобы прочитать книгу, можно посмотреть фильм. Вместо того, чтобы использовать справочники и энциклопедии, проще «вбить» запрос в Гугл и получить необходимую информацию за считанные секунды. Все это делает процесс поиска нужных сведений проще, а значит, усилий к этому прикладывается меньше, что, в свою очередь, приводит к отмиранию мозговых клеток и лишению способности мыслить логически. Если долго не видеть букв, есть вероятность, что способность понятно выражать свои мысли со временем исчезнет. Остается только благодарить судьбу, что разговариваешь по-русски – англоязычные страны кроме всего вышеуказанного страдают еще и так называемым смс-языком, в котором части слов заменяются близкими по звучанию цифрами и буквами, а словосочетания – аббревиатурами.

Причины, цель, задачи проекта : Нехватка времени, огромное количество развлечений и дороговизна книги являются причинами, которыми молодёжь объясняет утрату интереса к чтению книг. Однако если мы подробно рассмотрим все эти три причины, то поймём, что для того, кто любит читать книги, они не являются преградой. Во-первых, стоит отметить, что каждый день большая часть времени каждого человека проходит впустую. Книга может отлично заполнить эту пустоту. Во-вторых, в отличие от множества современных увлечений, которые только отнимают время, чтение книг имеет массу преимуществ. В конце концов, чтение в библиотеке может значительно удешевить доступ к книгам. Итак, можно утверждать, что названные причины являются всего лишь отговорками, которые вызывают вопрос: почему современная молодёжь не читает книги.
1 этап: Исследовательский
Если мы вернёмся немного назад и оставим в стороне эти причины, то поймём, что самой главным основанием утраты у людей интереса к чтению книги является то, что у них исчезает чувство потребности к ней. В представлении людей обычно книга рисуется чем-то абстрактным и они не испытывают какую-либо нужду в ней и не знакомы с наслаждением от чтения книги. Чтение книги, демонстрируя разные социальные и личностные мотивы индивида, может иметь для жизни человека следующие последствия:
1. чтение расширяет осведомлённость о существующих проблемах и прививает навыки их разрешения;
2. чтение придаёт уверенность в себе и позволяет избавиться от чувства собственной неполноценности и ограниченности;
3. чтение укрепляет убеждения и взгляды, формирует образ мыслей и готовность к принятию чего-то нового и участию в дискуссии и обмене мнениями;
4. чтение позволяет познакомиться с шедеврами литературы.
Прочтение чего-то интересного и захватывающего освобождает человека от напряжения и успокаивает. Книга и интерес к ней не являются тем, что передаётся по наследству от отца и матери. Это средство приобретения знаний, которое значительно упрощает обучение в юном возрасте. Поэтому нужно воспитывать правильное поведение и культуру и интерес к чтению появится. Если к чтению книги приучать правильно, человек сам устранит со своего пути все препятствия, мешающие чтению.

Возникает вопрос: почему при всех нынешних условиях молодежь все равно не читает?

Для того, чтобы найти ответ, нужно вернуться в детство. Самое логичное решение среднестатистического родителя для того, чтобы успокоить свое неуемное дитя – включить мультик. Недостатка мультфильмов сейчас нет – не говоря уже о мульт-часах на общих телеканалах, есть еще и специализированные, показывающие только мультики и ничего больше. Разумеется, если с детства слова заменяют картинками, никакого интереса к книгам не может появиться в принципе. Если ребенку не читают сказки на ночь – он не учится использовать свое воображение. Если родители делают это нехотя, в спешке или «чтоб отстал», у ребенка никогда не возникнет желания взять в руки книжку и прочитать ее лично.

Кроме этого, большое значение имеет та литература, которую читают подростки. Как правило, это модные современные писатели, которых читать «принято». Просто потому, что все уже впитали в себя бесценное литературное творение, а выделяться из толпы людей, выделяющихся из толпы, как-то не хочется. Проблема в том, что модные современные писатели обычно выпускают книги о «жестокой действительности». Персонажи редко вызывают теплые чувства, редко совершенствуются, хотя иногда достигают своей цели, при этом деградировав. Один из признаков модного современного писателя – это наплевательское отношение к литературному языку. В результате подросток получает не книгу, а скопление негатива, которое потом переносится в жизнь, отравляет мысли, отбивает желание читать, хотя, конечно, можно себя убеждать в том, что раз всем нравится – то должно понравиться и тебе.

Таким образом, в наши дни человека последовательно, хоть и невольно, отучивают от чтения книг. Своими руками, подведя ребенка под влияние СМИ и информационных технологий, их родители потом удивляются, почему же он не читает.

2 этап: практический

Извечный вопрос : Как наших детей обратить к книге?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

— “Дура я, что ли, чтобы читать?”

— “Читать – это классно!”

— “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

— “Чтение – это наша жизнь”.

— “Читать – это скучно, нудно, муторно.”

— “Читай – и ты полетишь.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Данные о детском чтении:

Любят читать: младшие школьники 39%,

Не любят читать: младшие 27%,

Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.

Читают только развлекательную литературу 4% учащихся.

Читают для самообразования 3% школьников [1].

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей.

Если уметь понимать подростков, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы, то проблему чтения можно избежать.

Список использованной литературы:

1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие /Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя)

2. Школа как территория чтения: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

3. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164.

Источник

Молодежь, которая… читает?

Что читает современная молодежь, и читает ли вообще? Сегодня, к сожалению, бытует мнение, что у молодых клиповое сознание, что им интересны только короткие новости, да и то развлекательного характера. Классика для них непонятна и недоступна, она удел прошлых поколений. Так ли на самом деле? Об этом наш сегодняшний разговор со студентами различных российских вузов, в том числе и филологами.

Валентина БЕЗБРЯЗОВА, студентка Елабужского института КФУ:
Просто зайди в Интернет

Люблю ли я книги? А может ли студент филологического факультета их не любить? Теперь и непонятно, кто выбрал факультет: я его или он меня. Я люблю читать, потому что это отличная возможность путешествовать во времени, чувствовать, переживать, находить у литературного героя свои мысли.
Любовь к литературе, которую с детства бережно прививала мне мама, теперь продолжают «удобрять» преподаватели. Читать стало такой же привычкой, как чистить зубы, поэтому не понимаю людей, которые говорят: «Ах, я так люблю читать, но у меня совсем нет времени! Когда ты успеваешь?» Согласитесь, мы находим время на все, чего действительно хотим.
По учебной программе у меня есть два направления литературы – русская и зарубежная, поэтому во время учебного года я изучаю художественную литературу в хронологическом порядке. Помимо программной литературы меня интересует и современная. Особых критериев для книг у меня нет, читаю все, что кажется интересным.
В социальной сети ВКонтакте есть замечательный паблик «Я сейчас читаю…», в котором люди со всей страны выкладывают рецензии о книгах, которые они прочли. Исходя из отзывов, каждый может решить, подходит ли ему эта книга. Кроме того, у меня много читающих друзей, и по их советам я составляю себе списки для чтения. В ХХI веке книги доступны каждому, достаточно просто зайти в Интернет, наверное, поэтому сейчас литература вновь обретает популярность.

Илья КАИШЕВ, студент Елабужского института КФУ:
Вот оно – счастье

Правда, очень люблю читать. Не всегда, к сожалению, есть время. Если еще года два назад с упоением читал художественную литературу, сейчас все-таки в приоритете научная. Недавно «подсел» на книги по философии, так, например, из последнего читал «Миф о Сизифе» А.Камю. Заметил, что, совмещая философию с научно-популярным направлением, начинаешь лучше разбираться в других областях знаний, выходишь на новый уровень. А с выбором книг всегда по-разному. Можешь найти что-то интересное в каком-нибудь паблике ВКонтакте, гиперссылку на книгу в Сети, скачал или заказал – и вот оно, счастье! Люблю побродить по книжным магазинам, всегда найдешь что-то нужное для себя. Списков того, что нужно прочитать, я не веду, у меня они раньше постоянно терялись, да и идти по какому-то списку не всегда получается.

Мария КРОШИЛИНА, студентка 4-го курса Института экономики, управления и менеджмента Нижегородского государственного университета имени Лобачевского:
Классику плохо преподавали

Это, наверное, покажется смешным, но читать я полюбила благодаря кино. Точнее, даже не кино, а благодаря актерам. После 11-го класса, уже сдав экзамены, я отдыхала на даче у подруги. Сначала все было отлично, мы много гуляли, купались, общались со сверстниками – ее друзьями. А потом полили дожди, и гулять стало невозможно. Что делать на даче в отсутствие Интернета? Читать я тогда не очень любила, читала только по необходимости – школьную программу. Подруга любила, но не станет же она читать при мне? Ей нужно было меня развлекать. И она достала диски, которые, она надеялась, мне понравятся. Первое, что мы посмотрели, – экранизацию романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли в главной роли. Я просто влюбилась в этот фильм и главных героев! Попросила у подруги книгу, стала читать тут же, на даче. Потом стала читать другие произведения Джейн Остин, потом, когда многое прочла, стала искать книги из той же «оперы». Мне нравилась английская литература ХIХ века. Но потом постепенно я перешла и на другие произведения, прежде всего зарубежных авторов: прочла многое из Ремарка, Хемингуэя, Маркеса, Гессе, само собой, «Сагу о Форсайтах» и многие романы Теодора Драйзера. Понравился мне Стейнбек. Вы не поверите, но я даже «Дон Кихота» полностью прочла (с трудом осилила, признаюсь!) и «Божественную комедию» Данте, многое из Шекспира. Не скажу, что классика приводит меня в восторг. Просто я считаю, что эти произведения нужно прочесть каждому хоть раз в жизни. Это для меня значимо. Скажу честно, совсем нескоро я обратилась к русской классике. Наверное, в школе нам плохо ее преподавали, потому что у меня было ощущение, что все русское скучно. Но потом я по наущению друзей взяла в руки «Анну Каренину», понравилось. Прочла и «Идиота» Достоевского, и «Братьев Карамазовых», и всего Гончарова, включая «Фрегат «Паллада», и «Отцы и дети» Тургенева перечитала, сейчас, кстати, перечитываю «Героя нашего времени». Ничего из школы не сохранилось в памяти, кроме фамилии Печорин.

Станислав К., магистрант Самарского социально-педагогического университета:
Подделки неинтересны

Среди моих друзей и тех, с кем я общаюсь, читать модно. Мы регулярно обмениваемся друг с другом списками «лучших 100 книг», «книг, которые должен прочитать каждый умный человек», публикуем их на своих страницах в соцсети, обмениваемся впечатлениями. В основном это, конечно, русская и зарубежная классика – бестселлеры прошлого века, проверенные временем. Совсем уж современных, вышедших в последние годы произведений там не встречается. Хотя в списках самых-самых можно встретить и сомнительных авторов вроде Паоло Коэльо и подобных ему лжеучителей. Я прочел пару таких книг, и мне стало скучно – сплошная банальность. Лично мне больше интересны настоящие, глубокие философские книги, а не подделки. В этом году с огромным интересом прочел «Волшебную гору» Томаса Манна. Книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Если кто знает, сюжет там вовсе не главное, он очень простой, экшена практически нет. Но дело вовсе не в нем, а в том, как автор изображает постепенное изменение мировоззрения героя, его взгляд на себя и окружающий мир. Это так ново для меня, ничего подобного я раньше не читал. На «Волшебную гору» я вышел случайно. В одном из списков был роман Томаса Манна «Будденброки» – история одного немецкого семейства, во многом автобиографическая, Манн написал ее в совсем раннем возрасте и сразу же прославился. Книга мне понравилась, но, конечно, я ее не сравню с последующими произведениями этого автора. Пока я прочел только три его книги, впереди у меня долгое чтение всего наследия Манна. Стал в Интернете искать информацию и о нем самом. Узнал, что он был очень известным и уважаемым человеком при жизни, убежденным антифашистом, получил Нобелевскую премию. Еще у меня в планах прочесть «Пирамиду» Леонида Леонова, ее рекомендовали мне несколько человек, мнением которых дорожу. Я уже посмотрел в Интернете, она очень длинная, но зато есть аудиоверсия. Может быть, частично послушаю в транспорте – мне долго ехать до университета.

50 книг и циклов, которые сегодня популярны среди молодежи (на основе групп социальной сети ВКонтакте, посвященных подростковым книгам):

1. «Поттериана» Дж.К.Роулинг.
2. Цикл «Властелин колец» Дж.Р.Р.Толкина.
3. Цикл «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р.Р.Мартина.
4. «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
5. «Анна Каренина» Льва Толстого.
6. «1984» Джорджа Оруэлла.
7. «Виноваты звезды» Джона Грина.
8. Цикл «Часодеи» Натальи Щербы.
9. «До встречи с тобой» Джоджо Мойес.
10. «В поисках Аляски» Джона Грина.
11. «Бумажные города» Джона Грина.
12. «Лолита» Владимира Набокова.
13. Цикл «Голодные игры» Сьюзен Коллинз.
14. Цикл «Дивергент» Вероники Рот.
15. «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.
16. «Гимн» Айн Рэнд.
17. «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
18. «Дом, в котором…» Мариам Петросян.
19. Цикл книг о ведьме Вольхе Ольги Громыко.
20. «Над пропастью во ржи» Джерома Д.Сэлинджера.
21. «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К.Джерома.
22. «Коралина» Нила Геймана.
23. Цикл «Перси Джексон и олимпийцы» Рика Риордана.
24. Цикл «Герои Олимпа» Рика Риордана.
25. «Превращение» Франца Кафки.
26. «P.S. Я люблю тебя» Сесилии Ахерн.
27. Цикл «Наследники богов» Рика Риордана.
28. «Мы» Евгения Замятина.
29. «Убить пересмешника» Харпер Ли.
30. Цикл «Орудия смерти» Кассандры Клэр.
31. «Прежде чем я упаду» Лорен Оливер.
32. «Книжный вор» Маркуса Зусака.
33. «Облачный атлас» Дэвида Митчелла.
34. «Парфюмер. История одного убийцы» Патрика Зюскинда.
35. «Дневник Бриджит Джонс» Хелен Филдинг.
36. «Американские боги» Нила Геймана.
37. «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.
38. «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.
39. Цикл книг о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойля.
40. «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
41. «Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс.
42. «Хорошо быть тихоней» Стивена Чбоски.
43. «Лучшее средство от северного ветра» Даниэля Глаттауэра.
44. «Мемуары гейши» Артура Голдена.
45. «Все семь волн» Даниэля Глаттауэра.
46. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.
47. Цикл «Лунные хроники» Мариссы Мейер.
48. «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка.
49. «Век чудес» Карен Томпсон Уокер.
50. «Пока я жива» Дженни Даунхэм.

Анастасия ШАШКОВА, студентка 3-го курса МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет журналистики:
Все дело в подходе

С несправедливым постоянством сталкиваюсь с мнением взрослых, мол, вы, люди молодые, совсем не любите читать. А некоторые и вовсе утверждают, что современная молодежь не притрагивается к книгам. В принципе. Смелое заявление. И обидное. А ведь совсем недавно исследовательская компания GfK провела исследование, в ходе которого выяснилось, что Россия вошла в тройку самых читающих стран мира. Думается мне, немалый процент российских чтецов составили как раз школьники и студенты.
И вот почему.
Захожу в метро – вижу юношей и девушек, с упоением читающих книги; в книжный магазин – юные чтецы с горящими глазами набивают корзины бумажными изданиями. Да и в библиотеки мы ходим. Спрашиваем учебники, современную литературу и – вот так новость! – классику.
Но почему-то многие, как правило из старшего поколения, в это не верят. Верят в другое: гаджеты захватили мир, молодые люди постепенно превращаются в зомби, а о таком звере, как книга, слыхом не слыхивали. Как будто им хочется в это верить.
Вот пытаюсь, но не могу вспомнить, чтобы кто-либо из моих знакомых детей или подростков презирал или ненавидел чтение. Как правило, большинство из них читают с большим удовольствием, а порой настолько погружаются в авторские миры, что забывают о телевизоре и – представляете – компьютере.
Вопрос, как мне кажется, нужно ставить по-другому. Дети и подростки любят читать. Другое дело – что они любят читать и как их подводят к чтению.
Приведу простой пример. В детстве и отрочестве мои друзья, я в том числе, обожали книги о Гарри Поттере. Какой компьютер – мы иногда есть забывали, так нас захватывали приключения юного волшебника.
А вот, скажем, до «Отцов и детей» или «Войны и мира» доходили руки далеко не у каждого. Лишь единицы честно знакомились с произведениями школьной программы, другие же ограничивались кратким содержанием. Причем и те и другие понимали и принимали величие романов. Так почему же кто-то жертвует завтраком, лишь бы успеть прочесть еще одну главу о Гарри Поттере, и этот же кто-то скорее пропылесосит всю квартиру, чем осилит хотя бы треть «Преступления и наказания»?
По моему мнению, все дело в подходе. Книги о Гарри Поттере нас никто не заставлял читать. Мы читали, потому что хотели читать.
Однако тех же «Отцов и детей» нам буквально пихали в грудь с формулировкой «надо». А почему надо, непонятно. Нас просто ставили перед фактом: прочесть в срочном порядке просто потому что. И, поверьте, те, кто говорит (и говорит правильно), что «Отцы и дети» – великий роман и потому его обязан прочесть каждый, убедят отнюдь не всех. «Отцов и детей» я прочитала, потому что заинтересовалась проблематикой романа, всегда актуальной, и системой необычных образов.
Читать – замечательно. Но только когда ты действительно этого хочешь. Иначе пропускаешь описания, зеваешь на диалогах и мечтаешь, чтобы эти мучения поскорее закончились.
Не нужно менять школьную программу по литературе. Просто объясните ребенку, ни к чему его не принуждая, почему стоит прочесть «Анну Каренину», сделайте акцент на тех моментах романа, которые заведомо будут интересны для «нежного» возраста. И, кстати, знакомство с произведением можно начать с его экранизации. С «Гарри Поттером» это сработало на ура.

Лида ПЛАТНЕР, Алтайский государственный университет, факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии:
От ненависти до любви

Признаться честно, до окончания школы я читала очень мало, да и то лишь потому, что заставляли на уроках литературы. По какой-то причине мне это было неинтересно, ведь зачем читать книгу, если по ней снят фильм? В выпускном классе я решила, что хочу стать журналистом, и, конечно же, для поступления мне было необходимо осилить много литературных произведений, чтобы сдать экзамен. Так я открыла для себя чудесное занятие – чтение.
Почему современная молодежь мало читает или не читает совсем – хороший вопрос, но ответа на него нет. Возможно, кому-то литература показалась не такой увлекательной вещью из-за скучного преподавателя в школе. Кому-то могла попасться плохая книга, отбившая желание читать другие, а для кого-то держать книгу в руках – просто нонсенс.
Однако вопреки нарастающему общественному мнению молодежь книги все же читает. Скорее всего в основном это студенты филологических и журналистских факультетов, но все же это не нулевая отметка.
Заставлять человека читать глупо и некультурно. Я считаю, до чтения книг любого стиля нужно дорасти самому, без чьей-либо помощи. Ведь только так проснувшаяся любовь к литературе останется навсегда.

Дария БЕКТУРГАНОВА, МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет журналистики:
Краткость не всегда сестра таланта

Я согласна с мнением, что нынешняя молодежь теряет интерес к чтению. Отражение этого можно видеть в ощутимом снижении уровня образования в нашей стране. Под образованием я подразумеваю не количество красных дипломов на душу населения, а общий уровень человеческого знания. Мне кажется, что главная причина этой печальной тенденции – технический прогресс. Существование Брифли и прочих сервисов для быстрого пересказа произведений неизбежно ведет к тому, что молодые люди отвыкают читать полноценные книги. Еще один важный фактор – существование в онлайн-пространстве. В Интернете люди найдут какое угодно развлечение, но только не чтение каких-нибудь произведений. Кроме того, формат постов в социальных сетях начисто отучил нас читать длинные тексты без смайликов и, что хуже, без ошибок. И наконец в эру развития кинематографа большая часть культовых произведений получает вторую жизнь на большом экране. Вот только для молодежи книжная реинкарнация зачастую оказывается единственной.

Глеб ИГНАТЬИЧЕВ, Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, естественно-географический факультет:
Не заставляй, а увлекай

Почему у современной молодежи отпадает желание к чтению?
Довольно большой процент молодежи считает, что лучше провести время за прослушиванием музыки, общением в социальных сетях и компьютерными играми. Книги для них перестали быть модными. Это связано с ускорившимся темпом жизни. Время – деньги, поэтому многие предпочтут увидеть фильм, чем потратить время на покупку и чтение книги. Во многом таким отношением к книгам молодежь обязана и своим родителям с преподавателями. Каждое лето школьникам выдают списки литературы, в которые внесено огромное количество книг, и основная ошибка заключается в том, что детей именно заставляют читать. По моему мнению, намного большего успеха можно достичь, если заинтересовать детей в чтении. Показать им, что с виду неприглядная и огромная книга может таить в себе намного больше интересного и увлекательного, чем они могли бы подумать. Нужно не силком заставлять детей читать, а приоткрыть для них дверь в необыкновенный мир чтения.
Хотя нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не читает. Все чаще встречаются молодые люди, которые заполняют свое свободное время чтением, например, находясь в транспорте. Это не всегда старые добрые бумажные книги. Это могут быть и электронные версии. У данных книг есть масса преимуществ перед бумажными. Они дешевле, легче, мобильнее, поэтому многие выбирают именно такой формат книг.
Еще одна возможная причина остывшего интереса к чтению – мысль о том, что «книги были написаны довольно давно и уже не актуальны». Это могут сказать лишь те, кто совершенно не читает классику. Пусть с написания произведения и прошло достаточно времени, многие темы актуальны до сих пор (отцов и детей, мира и войны, дружбы и предательства).

Екатерина АНТЮХОВА, Брянский государственный технический университет, факультет информационных технологий:
Устаревший миф

Я училась в физматклассе, сейчас – в техническом вузе, и вокруг меня всегда находятся люди, которые также любят читать, и это увлечение не считается для нас особенным. Вообще я не идеализирую свое поколение, конечно, не исключаются фильмы, сериалы, игры и т. д., что, между прочим, не считаю уступающим книгам.
Молодежь читает, и я в этом твердо уверена. Сейчас мы имеем мировую библиотеку буквально в собственных руках. Мы читаем с печатных страниц, с экранов телефонов и компьютеров, распространяем книги в удобном для нас электронном формате, делаем их доступнее, и это нормальный прогресс, которому поспособствовала именно молодежь (да, спрос-предложение тут тоже работает, ведь кто по большей части пользуется Интернетом?).
Надеюсь, что скоро этот вопрос исчерпает себя.

Юлия БОНДАРЕНКО, Севастопольский государственный университет, Гуманитарно-педагогический институт, кафедра журналистики и славянской филологии:
Преграда на пути к зомбоящику?

Ошибкой будет утверждать, что современная молодежь совершенно не читает книги. Ошибкой также будет утверждать, что среди молодежи сплошь и рядом пестреют кадры, с удовольствием «проглатывающие» тонны литературы. Это слишком индивидуально, и, чтобы никого не обидеть, надо учитывать всевозможные варианты.
К сожалению, чтение как обязательное явление для каждого отходит на второй план. В ускоренном ритме жизни современного мира тяжело успевать наслаждаться чтением, именно наслаждаться, а не выхватывать крупицы из кратких содержаний, потому что надо, но нет ни времени, ни желания. Любовь к чтению и книгам должна формироваться с детства, показываться на личном примере, а не позиционироваться как «почитаешь, что в школе задали, и сиди в своем компьютере сколько хочешь» и т. д. Разве дети будут любить литературу, если она для них только преграда на пути к вожделенному зомбоящику?
Мы разучились читать, мы разучились любить литературу, которая учит нас думать и чувствовать, заменяя ее более простым и не требующим усилий: соцсетями, телевизором, тусовками. Читает ли современная молодежь? И да и нет. А что читает? Мировых классиков или посты на форумах? И выбирающих легкий путь почему-то подавляющее большинство…

Ярослава КУЛАКОВА, Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского, естественно-географический факультет:
О деревьях, «Анне Карениной» и не только

Как известно, книга – источник знаний, к мудрости ступенька.
Так почему же молодежь сейчас практически не читает ничего, кроме постов в социальных сетях?
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума.
Быть может, наше молодое поколение просто хочет быть счастливым в эти непростые времена? Времена меняются быстро, а вот ума быстро не наберешься.
Кто-то может сказать: «В нашем стремительном ритме жизни невозможно найти свободную минуту для чтения». Однако минута на очередное селфи в Инстаграме находится.
А можно заявить, что читать неудобно. Попробуй-ка взять с собой томик «Анны Карениной». Но на худой конец есть огромное количество гаджетов, которые можно использовать как книгу, было бы желание.
Зачем читать, тратить драгоценное время, если кинематограф XXI века процветает, существует огромное количество экранизаций? Можно потратить полтора-два часа в кинотеатре, у телевизора, за компьютером и узнать сюжет. Да, можно. Но как часто мы видим в тех же постах в Интернете: книга – пышное зеленое дерево, а фильм по книге – дерево полузасохшее. Нельзя передать все, что есть в книге, за полтора часа экранизации.
Возьмем в пример всем известного «Гарри Поттера». Именно потому, что главная героиня Гермиона любила читать, Рон и Гарри знали, как выпутаться из любой ситуации.
Другой пример – мультфильм «Красавица и чудовище». Главная героиня Белль слыла городской сумасшедшей только потому, что читала и мечтала. И сейчас мы, наверное, возвращаемся в то время, когда читающий человек считается сумасшедшим.
«Чем больше книг, тем меньше деревьев на планете!» – кричат защитники природы. Но только ли на книги перерабатывается дерево? В продаже куча низкопробных журналов, которые учат, как сохранить брак, как похудеть и т. п. Если выбирать, то лучше вырубить дерево для книги, чем для подобного бульварного издания.
Книга – это целый мир, который заставляет работать серые клеточки нашего мозга. Чем меньше мы читаем, тем стремительнее мы теряем способность мыслить и уважать себя. А потому давайте начинать уважать себя! Давайте начинать читать!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *