Что сертифицируется в авиации

Что сертифицируется в авиации

ВЗК РФ Статья 37. Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Обязательная сертификация гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа, беспилотных авиационных систем и их элементов проводится в соответствии с федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок обязательной сертификации. Обязательная сертификация завершается выдачей сертификата типа, если в ходе проведения сертификации установлено, что гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового типа, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы соответствуют требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и конструкция гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признана в качестве типовой.

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сертификат типа выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обеспечение соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика соответственно гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта либо разработчика изменения их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждого серийно производимого гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта типовой конструкции возлагается на его изготовителя.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной годности, которые использовались при первоначальном подтверждении соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или более поздним требованиям.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Государственный контроль за исполнением требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Гражданские воздушные суда, авиационные двигатели и воздушные винты, беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, включающие в себя беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограммов, произведенные в иностранном государстве и поступающие в Российскую Федерацию для эксплуатации, проходят сертификацию в соответствии с федеральными авиационными правилами.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

10. Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

(п. 10 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)

Источник

Что сертифицируется в авиации

ВЗК РФ Статья 8. Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8 Воздушного кодекса РФ

1. Обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат:

1) аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов;

2) пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967 года, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 30.12.2015 N 462-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требований, установленных настоящим подпунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

2. Проведение обязательной сертификации осуществляется возмездно.

3. Юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 291-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

4. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Действие требования, установленного настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

Источник

Приказ Министерства транспорта РФ от 17 июня 2019 г. N 184 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»

ГАРАНТ:

Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности

В соответствии со статьями 8, 37 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 23, ст. 2882; 2014, N 30, ст. 4254; 2015, N 29, ст. 4380; 2016, N 1, ст. 82; 2017, N 27, ст. 4224, N 32, ст. 5135), пунктом 6 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875; 2010, N 28, ст. 3705; 2015, N 49, ст. 6976; 2016, N 42, ст. 5929, 2018,N 37, ст. 5763; 2019,N 10, ст. 979) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21».

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 сентября 2019 г.
Регистрационный N 55851

Утверждены
приказом Минтранса России
от 17 июня 2019 г. N 184

Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21»

ГАРАНТ:

О Федеральных авиационных правилах см. справку

21.1 Содержание Федеральных авиационных правил

регулируют порядок взаимодействия участников процесса обязательной сертификации гражданских ВС и другой AT и подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление ВС и другой AT требованиям Правил;

(c) Правила в части наименования, структуры (нумерации) и содержания разработаны с учётом Приложения 8 «Летная годность воздушных судов», издание одиннадцатое, июль 2010 г., Приложения 19 «Управление безопасностью полетов», издание первое, июль 2013 г., к Конвенции о международной гражданской авиации, Руководства по летной годности Doc 9760 ICAO, издание третье, 2014 г., Руководства по управлению безопасностью полетов Doc 9859 ICAO, издание третье, 2013 г. (опубликованы на сайте Международной организации гражданской авиации www.icao.int), Постановления Комиссии Европейского Союза N 748/2018 от 03.08.2018 (опубликованы на сайте Европейского Агентства по безопасности полетов www.easa.europa.eu), Параграфа 14 Части 21 Кодекса Федеральных Нормативных Правовых Актов Соединенных Штатов Америки (опубликованы на сайте Правительства Соединенных Штатов Америки www.govinfo.gov), Авиационных правил, Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», принятых на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. (опубликованы на сайте Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета www.armak-iac.org).

21.2 Термины и определения

Применяемые сокращенные наименования, используемые в Правилах, приведены в приложении N 3 к Правилам.

21.3А Эквивалентные требования

Заявитель разрабатывает проект изменения Сертификационного базиса, в котором требование, соответствие которому установить невозможно, заменяется эквивалентным требованием.

Заявитель направляет проект изменения Сертификационного базиса и материалы, подтверждающие обеспечение уровня летной годности изделия в Уполномоченный орган.

Уполномоченный орган на основании представленных Заявителем материалов утверждает изменение Сертификационного базиса.

21.4 Сертификационные работы

(c) Сертификационные работы проводятся в соответствии с методами определения соответствия, выбранными Заявителем, согласованными с Авиарегистром, утвержденными Уполномоченным органом и указанными в разработанной Заявителем Программе сертификационных работ.

(d) Сертификационные работы выполняются в соответствии с Программой сертификационных работ.

Уполномоченный орган по результатам рассмотрения Заключения Авиарегистра и приложенных к Заключению доказательной документации принимает решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, путем утверждения актов сертификационных испытаний, в случае выявления угрозы безопасности полетов предлагает Заявителю внести изменения в ранее утвержденную Программу сертификационных работ для установления соответствия объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

Уполномоченный орган отвечает за принятое решение о соответствии объекта сертификации применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

21.4А. Виды работ, проводимые Уполномоченным органом и Авиарегистром

Уполномоченный орган выполняет работы в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации по обязательной сертификации пилотируемых гражданских ВС, АД, ВД, ВВ и бортового авиационного оборудования гражданских ВС, БАС и (или) их элементов непосредственно, а также через Авиарегистр.

Авиарегистр осуществляет выполнение указанных в подпункте (b) пункта 21.4А Правил работ, на возмездной основе за счет средств Заявителя. В случае выявления оснований, указанных в подпункте (d) пункта 21.4 Правил допускается заключение дополнительных соглашений к существующим договорам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(а) Уполномоченный орган проводит следующие виды работ:

(1) рассмотрение Заявки и приложенной к ней доказательной документации;

(2) утверждает состав макетной комиссии;

(3) уведомление Заявителя о принятии Заявки;

(4) утверждение состава рабочих групп для проведения сертификационных работ;

(5) утверждение Программы сертификационных (квалификационных) работ;

(6) одобрение эксплуатационной документации в части, установленной настоящими Правилами;

(7) утверждение доказательной документации и итоговых результатов сертификационных (квалификационных) работ;

(8) утверждение актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний, сводного акта СИ;

(9) утверждение Сертификационного (Квалификационного) базиса;

Формы сертификатов Разработчика и Изготовителя приведены в Приложениях 1 и 2 к Правилам. Формы иных одобрительных документов размещаются на официальном сайте Уполномоченного органа.

(b) Авиарегистр проводит следующие виды работ:

(1) экспертиза Программы сертификационных (квалификационных) работ;

(2) изучение конструкции изделия в части учета Заявителем требований Сертификационного (Квалификационного) базиса и возможности их выполнения;

(3) оценка необходимости разработки СТУ;

(4) экспертиза проекта Сертификационного (Квалификационного) базиса;

(5) проведение и оформление протоколов технических совещаний, проводимых на этапе макета;

(6) мониторинг выполнения решений протоколов технических совещаний;

(8) контроль полноты и качества СИ (КИ), в соответствии с утвержденным Уполномоченным органом Программой сертификационных работ;

(9) экспертиза актов по результатам сертификационных (квалификационных) испытаний и (в том числе протоколов, отчетов), сводного акта СИ, доказательной документации, предусмотренной Программой сертификационных работ;

(10) экспертиза эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами;

(11) экспертиза Сертификационного (Квалификационного) базиса;

(12) экспертиза Декларации о конструкции и характеристиках;

(13) экспертиза документов, предоставляемых Заявителем в рамках установления соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление авиационной техники требованиям Правил и установление достоверности содержащихся в них сведений.

(14) оформление Заключения.

21.4В Этапы сертификации AT

(1) подача Заявки в Уполномоченный орган на получение Одобрительного документа;

(2) рассмотрение Заявки Уполномоченным органом, организация работ по сертификации;

(3) проведение этапа макета изделия;

(4) проведение сертификационных (квалификационных) работ;

(5) экспертиза Авиарегистром результатов сертификационных (квалификационных) работ;

(6) оформление Заключения Авиарегистром;

(7) выдача Одобрительного документа Уполномоченным органом.

21.4С Оформление доказательной документации Заявителем.

Доказательная документация, оформляемая Заявителем, подлежащая направлению в Авиарегистр и Уполномоченный орган, утверждается уполномоченным лицом из числа руководящего состава Заявителя.

21.5 Рабочие органы Уполномоченного органа

21.5А Независимая инспекция

(a) В качестве Независимой инспекции в организациях Заявителя, Разработчика и Изготовителя Уполномоченным органом назначается военное представительство Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 1300-р, либо организация, на договорных или иных законных основаниях с Авиарегистром России (п.21.5А Авиационных правил, Часть 21 «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей», принятые на 34 Сессии Совета по авиации и использованию воздушного пространства, образованного Межправительственным соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г.).

При выполнении организацией функций Независимой инспекции, у такой организации должен отсутствовать конфликт интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с Заявителем, Разработчиком или Изготовителем.

При отсутствии назначенной Уполномоченным органом Независимой инспекции у Заявителя, Разработчика или Изготовителя, они информируют Уполномоченный орган об этом в целях назначения им Независимой инспекции.

(b) Независимая инспекция в организациях Разработчика и Изготовителя, осуществляет контроль за соответствием изделия конструкторской документации, предъявляемого на СИ, приемку готовой продукции.

(c) Выбор организации для выполнения функций Независимой инспекции и взаимодействия Авиарегистра России и Уполномоченного органа с ней определяется Уполномоченным органом. В случае назначения военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в качестве Независимой инспекции порядок назначения и взаимодействия согласовывается Уполномоченным органом с Министерством обороны Российской Федерации.

21.6 Структурные подразделения по сертификации, по управлению качеством и по управлению безопасностью полетов в организации Разработчика

Разработчик должен иметь в своей организации структурные подразделения по сертификации, управлению качеством и управлению безопасностью полетов, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя Разработчика.

(a) Подразделение по сертификации координирует деятельность других подразделений, реализующих требования к летной годности и охране окружающей среды в конструкции и характеристиках AT, осуществляет контроль за соблюдением процедур сертификации, установленных Правилами, а также контролирует результаты сертификационных работ, участвует в разработке доказательной и эксплуатационной документации, согласовывает доказательную и эксплуатационную документацию, направляемую в Авиарегистр, Уполномоченный орган.

(b) Структурное подразделение по управлению безопасностью полетов проводит анализ рисков, координирует деятельность других подразделений по выявлению факторов опасности и анализу связанных с ними рисков для безопасности авиационной деятельности, относящейся к разработке, изготовлению, эксплуатации, техническому обслуживанию воздушных судов Разработчика или непосредственно обеспечивающей такую деятельность, и организовывает процесс приведения рисков к приемлемому уровню и его контроль.

(с) структурное подразделение по управлению качеством осуществляет контроль структурных подразделений Разработчика и проверки внешних организаций согласно установленным процедурам системы контроля качества Разработчика.

21.7 Ведущие летчики-испытатели

(a) Заявитель и Сертификационные центры направляют в Уполномоченный орган представления на ведущих летчиков-испытателей для участия в проведении сертификационных летных испытаний, содержащие информацию о квалификации и опыте летно-испытательной работы.

(b) Уполномоченный орган принимает решение об утверждении или об отклонении каждой из представленных кандидатур ведущих летчиков-испытателей.

21.8 Эксплуатационная документация

(a) Эксплуатационная документация является неотъемлемой частью типовой конструкции AT.

(b) Эксплуатационная документация оформляется и утверждается Разработчиком:

(2) Исходные требования по плановому техническому обслуживанию;

(3) Руководство по ремонту конструкции планера;

(4) Летное руководство и (или) Руководство по летной эксплуатации;

(5) Руководство по загрузке и центровке;

(6) Типовой минимальный перечень оборудования.

21.9 Условия проведения сертификационных испытаний AT

(a) До начала сертификационных (квалификационных) испытаний Разработчик направляет в Авиарегистр и Уполномоченный орган уведомление о соответствие каждого экземпляра AT, предназначенного для проведения сертификационных (квалификационных) испытаний конструкторской документации, согласованного с Независимой инспекцией в организации Разработчика.

(b) Для установления типовой конструкции в документах, оформляемых по результатам сертификационных работ, указывается конфигурация каждого экземпляра AT, для которых получены результаты сертификационных работ и сделаны выводы о соответствии требованиям Сертификационного базиса.

(c) Конфигурация экземпляра AT представляет собой структурированную совокупность свойств (конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик) экземпляра AT, представленную в документах, определяющих конструкцию экземпляра AT с учётом особенностей его исполнения, включающую заводские номера компонентов с указанием версий программного обеспечения (если применимо). Виды документов, данных и объем сведений о конфигурации AT определяются в Программе сертификационных работ.

21.10 Директивы летной годности

(b) Уполномоченный орган издает Директиву летной годности, если он по результатам анализа представленной информации установил, что существует угроза безопасности полетов изделия и указанная угроза безопасности полетов существует или может проявиться на других изделиях.

(d) Уполномоченный орган с учетом предложений, указанных в подпункте (с) настоящего пункта Правил утверждает Директиву летной годности. Уполномоченный орган предоставляет Разработчику, Изготовителю, всем эксплуатантам или владельцам AT и по запросу любому лицу, которое имеет отношение к выполнению работ по Директиве летной годности, Директиву летной годности.

(e) Директива летной годности содержит следующую информацию:

(1) описание угрозы безопасности полётов;

(2) применимость (идентификацию изделий);

(3) описание корректирующих мероприятий, порядок их выполнения, сроки реализации;

(4) дату вступления в силу Директивы лётной годности.

(f) Директива летной годности помимо информации, указанной в подпункте (е) настоящего пункта Правил может содержать иную информацию, которая по решению Уполномоченного органа может способствовать повышению уровня безопасности полетов.

21.11 Типовая конструкция

(а) Типовая конструкция AT представляет собой конструкцию изделия, одобренную в соответствии с процедурами Правил и удостоверенную Сертификатом типа или удостоверенная аттестатом о годности к эксплуатации либо иным актом об утверждении типовой конструкции гражданского ВС, выданного до 1 января 1967 года

21.12 Сертификат типа

Заявитель получает Сертификат типа, если выполнены процедуры, установленные Правилами и определена типовая конструкция изделия и продемонстрировано ее соответствие требованиям Сертификационного базиса.

21.12А Сертификат типа воздушного судна ограниченной категории

(a) Сертификат типа ограниченной категории выдается, если ВС используется для выполнения следующих видов работ:

строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;

работы с целью оказания медицинской помощи;

лётные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации и иные виды работ по согласованию с Уполномоченным органом.

(b) Сертификат типа ВС ограниченной категории выдается, если Заявитель продемонстрировал соответствие ВС требованиям к летной годности и охране окружающей среды, распространенным на данный тип воздушного судна и учитывающим особенности его конструкции и характеристик, связанные со спецификой его применения и особенностями условий эксплуатации.

(c) По обращению Заявителя сертификация компонентов I класса проводится в составе ВС или БАС сертифицируемого для получения Сертификата типа ограниченной категории.

21.12В Сертификат типа изделия государственной авиации, используемого в гражданской авиации

(a) Заявитель имеет право на получение Сертификата типа изделия, ранее допущенного к эксплуатации в государственной авиации.

Сертификат типа выдается, если Заявитель продемонстрировал соответствие воздушного судна применимым к нему требованиям к летной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации изделия в государственной авиации.

(b) Сертификаты типа на АД, ВД, ВВ, оборудование управления и контроля БАС выдаются, если Заявитель продемонстрировал, что указанные изделия соответствуют применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды, действовавшим на дату начала эксплуатации указанных изделий в государственной авиации.

(c) Заявитель разрабатывает СТУ и обеспечивает соответствие изделия таким СТУ и более поздним требованиям к летной годности, чем те, которые указаны в подпунктах (а) и (b) пункта 21.12В Правил, если Уполномоченный орган установит, что без выполнения этих требований создается угроза безопасности полетов.

21.13 Содержание Сертификата типа

(a) Сертификат типа удостоверяет соответствие изделия требованиям Сертификационного базиса.

(c) Карта данных Сертификата типа на БАС содержит все элементы ее типовой конструкции, включая оборудование управления и контроля, линии управления и контроля. В типовую конструкцию БАС может быть включено несколько типов оборудования управления и контроля, линий контроля и управления.

21.14 Срок действия, порядок приостановления и аннулирования Сертификата типа

(a) Срок действия Сертификата типа на изделия не ограничивается, за исключением случаев, установленных в подпунктах (b))(d) пункта 21.14 Правил. Действие Сертификата типа не распространяется на экземпляры AT, в типовую конструкцию которых (включая утвержденную эксплуатационную документацию), внесены изменения с нарушением порядка, установленного Правилами.

(b) Решением Уполномоченного органа действие Сертификата типа приостанавливается в случае выявления несоответствия типовой конструкции требованиям Сертификационного базиса, приводящему к недопустимому повышению риска авиационного происшествия, а также в случае прекращения действия Сертификата Разработчика.

Решением Уполномоченного органа действие Сертификата типа возобновляется после устранения указанных недостатков.

(c) Сертификат типа аннулируется Уполномоченным органом в случаях:

(1) ликвидации организации, которой выдан Сертификата типа;

Информация об аннулировании Сертификатов типа размещается на официальном сайте Уполномоченного органа и делается соответствующая запись в журнале учета Сертификатов типа.

Аннулирование Сертификата типа может быть обжаловано его Держателем в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

(d) В случае необходимости внесения изменений в Сертификат типа Уполномоченный орган издает новый Сертификата типа, в котором должна быть указана дата первоначального издания Сертификата типа.

Заявка на получение сертификата типа. Требования к лётной годности и охране окружающей среды. Сертификационный базис

21.15 Заявка на получение Сертификата типа

(a) Заявка на получение Сертификата типа подается в Уполномоченный орган Заявителем.

В случае если Заявитель не является Разработчиком, то Заявка на получение Сертификата типа должна быть подана одновременно с Заявкой на получение Сертификата Разработчика.

(b) Образец Заявки на получение Сертификатов типа размещается на официальном сайте Уполномоченного органа.

(c) К Заявке на получение Сертификата типа прилагаются:

(3) проект Сертификационного базиса AT, который должен содержать.

(d) перечень разделов, глав и пунктов требований к летной годности (норм лётной годности), распространяемых на эту AT, включая, при наличии, СТУ.

(e) применимые требования к охране окружающей среды.

(f) Уполномоченный орган уведомляет Заявителя о принятии Заявки и, в соответствии с пунктом 21.24 Правил о назначенной Комиссии, и организует сертификацию изделия. В ходе проведения сертификационных работ Авиарегистром привлекаются в случае необходимости Сертификационные центры для участия в сертификационных работах совместно с Заявителем и подготовки экспертных заключений по результатам сертификационных работ.

(g) Заявка на получение Сертификата типа действительна на срок не более пяти лет с момента получения уведомления о принятии Заявки Уполномоченным органом.

(h) Если Сертификат типа не был выдан в срок действия Заявки, то Заявитель должен подать в Уполномоченный орган Заявку на продление действия Заявки на Сертификат типа. В случае продления действия Заявки, датой подачи Заявки с учетом подпункта (b) пункта 21.16А Правил считается дата, перенесенная на срок, на который Заявитель запросил продлить действие Заявки.

21.16А Применение требований к летной годности и охране окружающей среды

(a) К AT, заявленной на получение Сертификата типа, применяются требования к лётной годности и охране окружающей среды с изменениями, вступившими в силу на дату подачи Заявки.

(c) При применении Заявителем Поправок, которые вступили в силу после подачи Заявки на Сертификат типа, он предоставляет в Уполномоченный орган материалы с обоснованием необходимости применения таких Поправок.

21.16В Специальные технические условия

(a) СТУ разрабатываются Заявителем, в том числе, если Авиарегистр в ходе экспертизы проекта Сертификационного базиса установил, что действующие на дату подачи Заявки на сертификацию требования к летной годности и охране окружающей среды не обеспечивают летную годность заявляемого на сертификацию изделия.

(b) СТУ обеспечивают лётную годность AT.

(c) СТУ включаются в Сертификационный базис отдельным разделом.

21.17 Сертификационный базис

(a) Изделие, заявленное на получение Сертификата типа, должно соответствовать применимым требованиям к летной годности и охране окружающей среды.

(b) Указанные в подпункте а) настоящего пункта Правил требования оформляются Разработчиком в виде Сертификационного базиса изделия.

Разработчик разрабатывает Сертификационный базис и изменения Сертификационного базиса в ходе проведения сертификационных работ. Авиарегистр проводит экспертизу Сертификационного базиса и изменений Сертификационного базиса. Уполномоченный орган утверждает Сертификационный базис и изменения Сертификационного базиса.

(c) Сертификационный базис по результатам сертификации изделия в окончательной редакции утверждается Уполномоченным органом после проведения экспертизы Авиарегистром.

(d) Утвержденный Уполномоченным органом Сертификационный базис включает раздел, содержащий эквивалентные требования.

21.18 Требования к охране окружающей среды

(a) К AT применяются требования Главы 1 Приложения 16, том I, часть II к Конвенции о международной гражданской авиации:

(1) для дозвуковых реактивных самолетов в соответствии с томом I, частью II, главами 2, 3, 4 и 14;

(2) для винтовых самолетов в соответствии с томом I, частью II, главами 3, 4, 5, 6 и 10;

(3) для вертолетов в соответствии с томом I, частью II, главами 8 и 11;

(4) для сверхзвуковых самолетов в соответствии с томом I, частью II, главой 12.

(b) Применяемые требования по эмиссии для выдачи сертификата типа на воздушное судно и двигатель установлены в Приложении 16 к Конвенции о международной гражданской авиации:

(1) для предотвращения предумышленного выброса топлива в атмосферу в соответствии с томом II, частью II, главой 2;

(2) для выбросов из турбореактивных и турбовентиляторных двигателей, предназначенных для приведения в движение только на дозвуковых скоростях, в соответствии с томом II, частью III, главой 2;

(3) для выбросов из турбореактивных и турбовентиляторных двигателей, предназначенных для приведения в движение только на сверхзвуковых скоростях, в соответствии с томом II, частью III, главой 3.

(c) требования к охране окружающей среды включаются в Сертификационный базис отдельным разделом.

21.19 Модификации, требующие выдачи нового Сертификата типа

(a) В случае внесения изменений в типовую конструкцию, требующих проведения новой сертификации типа изделия, такая сертификация проводится в соответствии с процедурами, установленными Правилами, и завершается выдачей Уполномоченным органом нового Сертификата типа.

(b) К изделию, заявленному на получение нового Сертификата типа, применяется:

требования Сертификационного базиса;

ранее не применявшиеся к изделию требования к лётной годности и охране окружающей среды, связанные с изменениями, действующие на момент подачи заявки на проведение первоначальной сертификации;

СТУ сформированные в соответствии пунктом 21.16В Правил.

(c) В процессе сертификации AT, которая проводится в связи с внесением изменений, требующих проведения новой сертификации типа изделия в его типовую конструкцию, засчитываются результаты сертификационных работ, полученные при первичной сертификации изделия, которые могут быть распространены на модифицируемое изделие.

21.20А Уведомление о готовности к проведению этапа макета

К Уведомлению прилагаются:

(1) проект Сертификационного базиса;

(2) проект Программы сертификационных работ;

(3) перечень КИ категории А и категории Б.

21.20В Цель этапа макета

Целью этапа макета является:

(1) анализ требований к лётной годности и охране окружающей среды, распространённых на создаваемое изделие, с целью определения необходимости разработки СТУ;

(2) анализ соответствия конструкции и характеристик проектируемого изделия требованиям Сертификационного базиса;

(3) анализ перечня КИ, в том числе подлежащих квалификации (категория А).

(4) анализ проекта Программы сертификационных работ по изделию.

21.20С Работы на этапе макета

(a) Работы на этапе макета проводятся макетной комиссией, созданной Уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 4 пункт. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» из числа всех участников сертификационных работ. Работы макетной комиссией включают в себя проведение технических совещаний.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «подпункта 6.4 пункта 6»

(b) По результатам проведения технических совещаний макетная комиссия оформляет Протокол технических совещаний, соответствующий целям этапам макета и содержащий мероприятия по устранению выявленных недостатков.

(c) Протокол технических совещаний согласовывается Заявителем, Независимой инспекцией в организации Заявителя, Авиарегистром.

(d) Протокол технических совещаний утверждается Уполномоченным органом.

Сертификационные испытания воздушного судна

Положения данной главы Правил применимы к ВС (в том числе к пилотируемым свободным аэростатам, дирижаблям) и БАС.

21.22 Общие положения

(а) Целями СИ ВС являются:

(1) определение и подтверждение соответствия ВС и его эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса, установление типовой конструкции ВС и эксплуатационных ограничений, в пределах которых ВС соответствует Сертификационному базису;

(2) оценка функционирования установленной типовой конструкции ВС и его систем в ожидаемых условиях эксплуатации, оценка эксплуатационной документации.

(b) СИ подразделяются на два вида испытаний:

21.23А Сертификационные заводские испытания

(a) СЗИ могут быть начаты, когда конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СЗИ в части их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах ВС, а также эксплуатационная документация, доведены до состояния, позволяющего Авиарегистру определить их соответствие требованиям Сертификационного базиса и установить Уполномоченному органу типовую конструкцию ВС.

(b) До начала проведения СЗИ Заявитель представляет в Авиарегистр:

(1) Заключение Заявителя о выполнении мероприятий Протокола технических совещаний по устранению недостатков ВС, связанных с его летной годностью, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(2) Программу сертификационных работ;

(3) Акт (Акты) готовности экземпляров ВС и их систем к проведению испытаний по конкретным программам СЗИ, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(4) Перечни КИ категории А и категории Б, входящие в состав изделия.

(c) Программы СЗИ разрабатываются Заявителем. Авиарегистр проводит экспертизу Программ СЗИ, в случае необходимости привлекая Сертификационные центры для экспертных заключений. После проведения экспертизы Авиарегистром Программы СЗИ утверждаются Уполномоченным органом.

(d) В процессе проведения СЗИ Заявитель представляет для проведения экспертизы Авиарегистром доказательную документацию по мере ее оформления. Авиарегистр проводит экспертизу доказательной документации, в случае необходимости привлекая Сертификационные центры для экспертных заключений.

(e) Конкретная программа СЗИ считается завершенной и результаты этих испытаний принимаются в зачет сертификации типа ВС, если доказательные документы по данной программе СЗИ утверждены Уполномоченным органом.

(f) Заявитель уведомляет Уполномоченный орган и Авиарегистр о выявленных в процессе проведения СЗИ несоответствиях изделия требованиям Сертификационного базиса.

(1) представляет на рассмотрение Авиарегистра материалы СЗИ, связанные с выявленными несоответствиями;

(2) разрабатывает технические решения по устранению выявленных несоответствий;

(3) реализует технические решения по устранению несоответствий и предъявляет Авиарегистру доказательства эффективности принятых мер.

В случае если выявленное несоответствие угрожает безопасности проведения СЗИ, Заявитель приостанавливает проведение СЗИ и принимает необходимые меры, направленные на устранение несоответствия и обеспечение безопасности дальнейшего проведения СЗИ.

(g) До окончания СЗИ должны быть завершены работы по сертификации авиационного двигателя, воздушного винта, оборудования управления и контроля БАС (если применимо) и одобрению КИ категории А с выдачей Уполномоченным органом соответствующих Одобрительных документов.

(h) По результатам СЗИ Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр:

(1) Сводный акт СЗИ, раздел «Заключение», которого должен отвечать целям, предусмотренным подпунктом (a)(1) пункта 21.22 Правил;

(2) эксплуатационную документацию ВС, в части, установленной Правилами, откорректированную по результатам СЗИ;

(3) Контрольный перечень соответствия типа ВС требованиям Сертификационного базиса;

(4) Спецификацию ВС, содержащую описание типовой конструкции ВС, установленной по результатам СЗИ;

(5) Заключение о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б.

Авиарегистр проводит экспертизу документов, в части, предусмотренной настоящими Правилами, указанной в частях (1) и (2) настоящего подпункта Правил. Авиарегистр привлекает в случае необходимости Сертификационные центры для экспертных оценок. Документы, указанные в частях (1) и (2) настоящего подпункта Правил утверждаются Уполномоченным органом в части, предусмотренной Правилами.

21.23В Сертификационные контрольные испытания

(a) СКИ Заявитель начинает после завершения работ, указанных в пункте 21.23А Правил.

(b) Конструкция экземпляров ВС, предназначенных для проведения СКИ, должна соответствовать типовой конструкции, установленной по результатам СЗИ.

Допускается отклонение конструкции ВС, предназначенных для проведения СКИ, от установленной типовой конструкции, не влияющее на выполнение конкретной программы СКИ.

(c) До начала проведения СКИ Заявитель оформляет Акт готовности каждого экземпляра ВС к проведению СКИ, который должен содержать перечень отклонений от типовой конструкции.

Акт готовности экземпляра ВС к проведению СКИ Заявитель согласовывает с Независимыми инспекциями у Заявителя и Изготовителя.

(d) На основании анализа результатов СЗИ и Актов готовности экземпляров ВС к проведению СКИ Уполномоченный орган принимает решение о начале, условиях и объемах (в летных часах) проведения СКИ.

Объем СКИ должен составлять не менее 300 летных часов для ВС транспортной категории с газотурбинными авиационными двигателями, которые ранее не устанавливались на сертифицированные Уполномоченным органом ВС, или не менее 150 летных часов для ВС других категорий, если Уполномоченным органом не установлены другие объемы этих испытаний.

Из общего объема СКИ не менее 50% следует проводить на экземпляре ВС, изготовленном по конструкторской документации, откорректированной по результатам СЗИ.

(e) Программа СКИ разрабатывается Заявителем, утверждается Уполномоченным органом по результатам экспертизы, проведенной Авиарегистром. Авиарегистр привлекает в случае необходимости Сертификационные центры для экспертных заключений.

(f) В том случае, если в процессе СКИ выявлены недостатки конструкции ВС, его компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия ВС требованиям Сертификационного базиса, Заявитель должен принять меры по устранению этих недостатков в порядке, установленном в подпункте (g) пункта 21.23А Правил.

(g) По результатам СКИ Заявитель оформляет и направляет на экспертизу в Авиарегистр:

(1) Акт СКИ, раздел «Заключение» которого описывает результаты сертификационных испытаний, отвечающих целям, предусмотренным подпунктом (a)(2) пункта 21.22 Правил;

(2) эксплуатационную документацию, в части, предусмотренной Правилами, откорректированную по результатам СКИ.

Авиарегистр проводит экспертизу указанных документов. В ходе проведения экспертизы Авиарегистр привлекает в случае необходимости Сертификационные центры для экспертных заключений.

21.23С Завершение сертификационных испытаний воздушного судна

(a) Заявитель направляет в Авиарегистр на экспертизу:

(1) Сводный акт СЗИ и акт СКИ, а также доказательные документы, оформленные в рамках сертификационных работ в соответствии с подпунктом (b) пункта 21.4 Правил;

(2) Спецификацию ВС, содержащую описание установленной по результатам СИ типовой конструкции ВС;

(3) эксплуатационную документацию, в части, предусмотренной Правилами, оформленную по результатам СИ;

(4) Технические условия;

(5) Сертификационный базис, уточненный по результатам сертификационных работ.

(b) Авиарегистр оформляет Заключение по результатам экспертизы представленной документации.

(c) Заявитель направляет в Уполномоченный орган Представление на получение Сертификата типа.

К Представлению на получение Сертификата типа прилагается уведомление Заявителя, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя, о том, что конструкторская документация ВС откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию ВС и пригодна для серийного производства ВС данного типа.

(d) На основании Заключения и Представления Заявителя Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней утверждает документы, указанные в частях (1), (3), (4), (5) подпункта (а) настоящего пункта Правил, после чего выдает Заявителю Сертификат типа.

21.24 Сертификация легких, сверхлегких воздушных судов и беспилотных авиационных систем

На указанные категории ВС распространяются все процедуры Правил с учетом следующего:

(1) В процессе СИ легких, сверхлегких ВС, БАС, АД, ВВ, оборудование управления и контроля БАС могут проходить СИ в составе изделия на соответствие требованиям, указанным в Сертификационном базисе изделия.

(2) Сертификационные работы проводятся в соответствии с утвержденной уполномоченным органом Программой сертификационных работ. Для реализации Программы сертификационных работ Уполномоченным органом создается Комиссия из специалистов Авиарегистра, Сертификационных центров и специалистов Заявителя. Состав Комиссии, включая её Председателя, утверждается Уполномоченным органом в соответствии с пунктом 6.4 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта».

Участие специалистов Комиссии в проведении конкретных видов сертификационных работ определяется Уполномоченным органом на основании предложений Авиарегистра и Заявителя.

(3) До начала СИ ВС Заявитель оформляет и представляет Комиссии Программу сертификационных работ.

(4) Программа СИ ВС разрабатывается Заявителем, согласовывается Председателем Комиссии. Авиарегистр проводит экспертизу Программы сертификационных испытаний ВС, с привлечением в случае необходимости Сертификационных центров для экспертных заключений. Уполномоченный орган утверждает Программу СИ.

Программа СИ БАС должна предусматривать его испытания и демонстрацию взаимодействия работы БАС со всеми типами оборудования управления и контроля, соответствующими линиями управления и контроля, заявленными для включения в типовую конструкцию БАС;

(5) Программа СИ ВС должна предусматривать на завершающем этапе летных испытаний демонстрацию функционирования установленной типовой конструкции ВС и его систем в ожидаемых условиях эксплуатации в объеме не менее 50 летных часов.

(6) По результатам СИ Заявитель оформляет Акт СИ, раздел «Заключение» которого должен отвечать целям, предусмотренным подпунктом (а) пункта 21.22 Правил, и эксплуатационную документацию, откорректированную по результатам СИ.

(7) Акт СИ и эксплуатационная документация в части, предусмотренной Правилами, согласовываются председателем Комиссии.

Авиарегистр проводит экспертизу Акта СИ и эксплуатационной документации в части, предусмотренной Правилами, с привлечением в случае необходимости Сертификационных центров для экспертных заключений.

Уполномоченный орган утверждает Акт СИ и эксплуатационную документацию в части, предусмотренной настоящими Правилами.

Компоненты авиационной техники

21.26 Сертификация и квалификация компонентов

(a) Сертификация и квалификация компонентов производится следующим образом:

(b) Заявка на получение Одобрения на установку РРКИ подается в Уполномоченный орган Разработчиком.

К Заявке прилагается:

(1) Документ об утверждении типовой конструкции КИ, оформленное в соответствии с порядком, действовавшим на время проведения испытаний РРКИ, или

(3) Акт СИ, содержащий выводы о работоспособности РРКИ в составе изделия.

На основании рассмотрения представленных материалов Уполномоченный орган утверждает проект ДКХ и выдает Одобрение на установку РРКИ.

(c) детализированная процедура отнесения КИ к категории А и категории Б определяется Уполномоченным органом.

(d) Состав КИ указанные в подпунктах (а) (2), (3), (4) настоящего пункта Правил отражается в Перечнях, формируемых и утверждаемых Разработчиком.

21.27 Авиационные материалы

При проведении сертификационных работ Заявитель определяет соответствие применяемых в изделии материалов, топлива, смазок, специальных жидкостей и газов во всех ожидаемых условиях его эксплуатации требованиям Сертификационного базиса. Изменение марки (сорта, наименования) применяемого материала, топлива, смазки, специальной жидкости и газа относят к модификации типовой конструкции.

Сертификационные испытания компонентов I класса

21.28 Общие положения

(а) Целью СИ компонентов I класса является:

(1) определение и подтверждение соответствия компонентов I класса и их эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса;

(2) установление типовой конструкции компонентов I класса и ожидаемых условий эксплуатации (эксплуатационных ограничений), в пределах которых компоненты I класса соответствуют Сертификационному базису.

21.29 Сертификационные испытания

(a) СИ могут быть начаты, когда конструкция экземпляров компонентов I класса, предназначенных для проведения СИ, их компонентов и функциональных систем, подлежащих оценке на конкретных экземплярах компонентов I класса, а также эксплуатационная документация доведены до состояния, позволяющего определить их соответствие требованиям Сертификационного базиса и установить их типовую конструкцию.

(b) До начала СИ Заявитель представляет в Авиарегистр:

(1) Заключение Заявителя о выполнении мероприятий Протокола технических совещаний по устранению выявленных недостатков компонентов I класса, связанных с их летной годностью, согласованное с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(2) Программу сертификационных работ.

(3) Акт (Акты) готовности экземпляров компонентов I класса и их систем к проведению испытаний по конкретным Программам СИ, согласованные с Независимой инспекцией в организации Заявителя;

(4) Перечни КИ категории А и категории Б, входящие в состав изделия.

(c) Программы СИ разрабатываются Заявителем. Авиарегистр проводит экспертизу Программ СИ, в случае необходимости привлекая Сертификационные центры для экспертных заключений. После проведения экспертизы Авиарегистром, Программы СИ утверждаются Уполномоченным органом.

(d) В процессе проведения СИ Заявитель представляет для проведения экспертизы Авиарегистром доказательную документацию по мере ее оформления. Авиарегистр проводит экспертизу доказательной документации, в случае необходимости привлекая Сертификационные центры для экспертных заключений.

(e) Конкретная Программа СИ считается завершенной и результаты этих испытаний принимаются в зачет сертификации типа компонентов I класса, если доказательные документы по данной Программе СИ утверждены Уполномоченным органом.

(f) В том случае, если в процессе СИ выявлены недостатки конструкции компонентов I класса, их компонентов, функциональных систем или характеристик, касающиеся соответствия требованиям Сертификационного базиса, Заявитель уведомляет Уполномоченный орган и Авиарегистр о выявленных недостатках.

(1) представляет на рассмотрение Авиарегистру материалы СИ, связанные с выявленными недостатками;

(2) разрабатывает технические решения по устранению выявленных недостатков;

(3) реализует технические решения по устранению недостатков и предъявляет Авиарегистру доказательства эффективности принятых мер.

В том случае, если выявленный недостаток угрожает безопасности проведения СИ, Заявитель приостанавливает проведение СИ и принимает необходимые меры, направленные на устранение недостатка и обеспечение безопасности дальнейшего проведения СИ.

(g) По результатам СИ Заявитель оформляет и представляет в Авиарегистр:

(1) Акт СИ, раздел «Заключение» которого описывает результаты сертификационных испытаний отвечающих целям, предусмотренным подпунктом (а) пункта 21.28 Правил;

(2) эксплуатационную документацию компонентов I класса, в части, предусмотренной Правилами, откорректированную по результатам СИ;

(3) Контрольный перечень соответствия типа компонентов I класса требованиям Сертификационного базиса;

(4) Спецификацию компонентов I класса, содержащую описание типовой конструкции компонентов I класса, установленной по результатам СИ;

(5) Заключение о завершении работ по квалификации КИ категории А и одобрению КИ категории Б;

(6) Технические условия на компоненты I класса;

(7) Сертификационный базис компонентов I класса, уточненный по результатам сертификационных работ.

Авиарегистр проводит экспертизу документов, указанных в частях (1) и (2) настоящего подпункта Правил. Авиарегистр в случае необходимости привлекает Сертификационные центры для экспертных оценок. Документы, указанные в частях (1) и (2) настоящего подпункта Правил утверждаются Уполномоченным органом.

(h) Авиарегистр оформляет Заключение по результатам экспертизы указанных выше документов.

(i) Заявитель направляет в Уполномоченный орган Представление на получение Сертификата типа компонента I класса.

(j) К Представлению на получение Сертификата типа прилагается Уведомление Заявителя и Изготовителя, согласованное с Независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что конструкторская документация компонента I класса откорректирована по результатам СИ, отражает типовую конструкцию компонента I класса и пригодна для серийного производства компонента I класса данного типа.

(к) На основании Заключения и Представления Заявителя Уполномоченный орган утверждает документы, указанные в частях (1), (2), (6), (7) подпункта (g) настоящего пункта Правил и выдает Заявителю Сертификата типа компонента I класса.

Обязанности держателя сертификата типа. Передача Сертификата типа

21.44 Обязанности Держателя Сертификата типа

Держатель Сертификата типа:

(1) обеспечивает хранение конструкторской и эксплуатационной документации изделия, отражающих его типовую конструкцию на дату получения Сертификата типа, а также доказательной документации;

(2) отражает в документах, предусмотренных подпунктом (1) настоящего пункта Правил изменения, вносимые в типовую конструкцию;

(3) непрерывно взаимодействует с Изготовителем для поддержания летной годности AT;

(4) обеспечивает функционирование системы учета и анализа данных об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях, обеспечивает исследование отказавших изделий, разработку и внедрение корректирующих мероприятий;

(5) информирует в течение 72 часов Уполномоченный орган и Авиарегистр об отказах, неисправностях, дефектах и авиационных событиях, которые привели или могут привести к угрозе безопасности полетов любым доступным способом;

(6) обеспечивает разработку и представление в Уполномоченный орган технических решений для издания им Директив летной годности, своевременно принимает меры по реализации технических решений, предусмотренных Директивами летной годности Уполномоченного органа.

21.47 Передача Сертификата типа

(а) Уполномоченный орган осуществляет передачу Сертификата типа путем аннулирования Сертификата типа и выдачи Сертификата типа, оформленного на другое юридическое лицо (правопреемника), когда Держатель Сертификата типа утратил статус юридического лица или принял решение отказаться от ответственности за типовую конструкцию AT и поддержание летной годности.

(b) Уполномоченный орган принимает решение о возможности передачи Сертификата типа при соблюдении следующих условий:

(1) в Уполномоченный орган представлено совместное заявление Держателя Сертификата типа и правопреемника или правопреемника о том, что:

Держатель Сертификата типа передает, а правопреемник принимает права и обязанности держателя Сертификата типа, установленные в настоящих Правилах;

документы и материалы, необходимые для реализации прав и обязанностей Держателя Сертификата типа, находятся в распоряжении правопреемника;

(2) Правопреемник имеет Сертификат Разработчика AT, на которую выдан Сертификат типа;

(3) Правопреемник обеспечивает выполнение обязанностей Держателя передаваемого сертификата типа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *