Что сегодня с банкоматами сбербанка сегодня
Сбербанк в пандемию рекордно сократил число банкоматов
Сбербанк в 2020 году сократил число банкоматов и информационно-платежных терминалов на рекордный за все время показатель — 8,4%, с 76,9 тыс. до 70,4 тыс. устройств, следует из годового отчета кредитной организации.
«Оптимизация размещения банкоматов и терминалов опирается на AI-модели (технология искусственного интеллекта. — РБК) и больше затронула города, чем села», — объясняется в отчете. Применение AI-моделей при поиске новых мест размещения банкоматов снизило ожидание клиентов в очереди на 14%, добавляет «Сбер».
Сокращение сети устройств самообслуживания началось в 2015 году. Самое большое число банкоматов и терминалов, установленных Сбербанком, было зафиксировано в 2014 году: 90,1 тыс. устройств, следует из статистки, опубликованной в годовых отчетах Сбербанка. За последние пять лет ежегодное сокращение составляло от 1,6% (2019 год) до 6,6% (2016 год). Только в 2018 году отмечался рост — на 2,5%.
На этом фоне Сбербанк продолжает наращивать число банкоматов с функцией ресайклинга, которая позволяет использовать внесенные клиентами средства для выдачи наличных. В 2020 году их число увеличилось до 32 тыс. устройств (доля составила 62%). Для сравнения: в 2016 году их количество в общей сети банкоматов составляло всего 0,5 тыс. «Ресайклинг оптимизирует затраты на инкассацию и автоматически возвращает клиенту на карту забытые в устройстве денежные средства, а информация об инциденте приходит клиенту по СМС», — говорится в отчете.
Более 90% банкоматов оснащены бесконтактной технологией и функцией персонального главного экрана, отмечает «Сбер». При этом число бесконтактных устройств за год сократилось с 66,1 тыс. до 63,8 тыс., а с функцией персонального главного экрана — с 69 тыс. до 65,7 тыс.
В пресс-службе Сбербанка РБК пояснили, что банк отказался от старых малофункциональных устройств и обновил сеть высокотехнологичными и производительными банкоматами с функцией рециркуляции. Также выросла доля банкоматов с функцией быстрого взноса наличных пачкой — до 55% от общего парка. Это позволило оптимизировать число информационно-платежных терминалов с покупюрным взносом. «Основная цель обновления — предоставить высокий уровень сервиса, скорости обслуживания и доступности услуги клиентам», — сказал представитель банка.
Сокращение сети банкоматов и терминалов происходит на фоне роста числа пользователей мобильного приложения банка. Число уникальных пользователей, которые посещают приложение хотя бы раз в месяц, выросло на 19%, до 65 млн клиентов. Ежедневная аудитория приложения увеличилась на 31%, до 32 млн.
Что делают с банкоматами другие банки
По данным ЦБ, по итогам 2020 года в России насчитывалось 194 тыс. банкоматов — их число тоже снижается с 2015 года (кроме небольшого роста в 2019-м). Больше всего банкоматов в России было в 2014 году — 222,8 тыс. Россияне за прошлый год сняли в банкоматах 26,8 трлн руб., проведя 2,5 млрд операций. Эта операция стала самой непопулярной по картам, уступив по количеству и объему безналичным платежам и переводам — 39,1 млрд платежей на 31,2 трлн руб. и 8,6 млрд переводов на 44,8 трлн руб.
ВТБ в 2020 году увеличил число банкоматов за счет устройств присоединяемых банков — до 15 тыс., рассказал представитель кредитной организации. Он уточнил, что банк постоянно проводит мероприятия по оптимизации и повышению эффективности сети банкоматов.
Газпромбанк в период пандемии «осторожно оптимизировал сеть», чтобы не ограничивать клиентов в сервисах по снятию и внесению наличных, рассказал представитель банка: «Мы фокусировались на сокращении затрат на аренду и обслуживание, а не на демонтаже устройств». Ближе к концу года Газпромбанк зафиксировал восстановление спроса на сервисы, предоставляемые банкоматами, что, в свою очередь, возвращает актуальность разумного развития сети.
Райффайзенбанк в прошлом году продолжал оптимизировать парк банкоматов, заменяя устаревшие устройства на более эффективные ресайклеры, рассказал руководитель группы по развитию устройств самообслуживания банка Константин Худяков. Почта Банк в 2020 году не сокращал количество банкоматов и терминалов: на текущий момент сеть насчитывает 4,8 тыс. банкоматов и 56 тыс. POS-терминалов в почтовых отделениях для снятия и внесения наличных, уточнил представитель банка.
Число банкоматов Промсвязьбанка постоянно растет, сообщил РБК директор департамента платежных карт ПСБ Александр Петров, за последний год — на 15%.
Причины сокращения
Сокращение количества устройств самообслуживания — это мировой тренд, говорит руководитель практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова: «Сбербанк следует этому тренду, повышая окупаемость своей сети устройств самообслуживания за счет сокращения числа тех банкоматов и терминалов, которые расположены в менее эффективных локациях».
Как рассказал собеседник РБК в одном из крупных банков, кредитные организации начали сокращать размещение банкоматов и терминалов в крупных торговых центрах, так как ТЦ не готовы снижать арендную плату, а на освободившиеся места приходят постаматы (терминалы по выдаче заказов), где конкуренция только растет. Расходы на содержание обычного банкомата составляют 20–30 тыс. руб. в месяц, ресайклера — 30–40 тыс. руб. (в обоих случаях без учета аренды), говорит он.
По словам директора отдела торговых помещений CBRE в Москве Марины Малахатько, банкоматы действительно заменяются в ТЦ на постаматы, но точечно, без резкого сокращения. Собственники в отношении краткосрочной аренды (которую чаще всего выбирают банки — до 11 месяцев) всегда были категоричны и не шли на уступки, добавляет Малахатько. Стоимость аренды одного банкоматного места в ТРЦ — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. в месяц без НДС.
Установка и содержание устройств самообслуживания — это достаточно дорого. Иногда они даже не полностью окупаются, особенно если установлены в небольших населенных пунктах без развитой инфраструктуры, продолжает Ракова. Банки тратят большие средства на покупку устройства, аренду, обеспечение безопасности, подкрепление банкомата наличными, инкассацию и т.д., перечисляет глава правления Национального платежного совета Алма Обаева.
Финансовая доступность вследствие сокращения числа банкоматов может несколько снизиться в тех населенных пунктах, где нет альтернатив для получения денег, говорит Ракова. 30% населения до сих пор не пользуются смартфонами, напоминает она.
Ни снять, ни положить. Почему Сбербанк ликвидирует сеть банкоматов?
Новости об ограничении оборота наличных воспринимаются остро. В пандемию резко вырос объём бумажных денег на руках у граждан. В 2021 году Центробанк ужесточил правила обращения с налом. Теперь дело дошло до сокращения сетей банкоматов.
В пандемийный 2020 год Сбербанк убрал рекордное количество банкоматов и терминалов. Сесть уменьшилась с 76,9 тыс. до 70,4 тыс. единиц, говорится в годовом отчёте банка. Больше всего «пострадали» города, сёла оптимизация затронула меньше.
Обслуживать кучу банкоматов невыгодно. Фото: yandex. net.
Вместо обычных банкоматов «Сбер» предпочитает устанавливать устройства с опцией рециркуляции. Это банкоматы, которые выдают купюры, внесённые предыдущими клиентами. Получается круговорот налички: например, один человек положил 2 000 рублей себе на счёт, второй – снял эти же 2 000 со своей карты. Банк может сократить расходы на инкассацию, а если клиент забыл забрать наличку в слоте, она автоматически вернётся на карту.
Основная причина сокращения сети терминалов – популярность мобильного приложения и онлайн-переводов. Через онлайн-банк можно провести любые операции, от оплаты услуг ЖКХ до погашения кредита. А с помощью Системы быстрых платежей – перевести до 100 тыс. рублей без комиссии. К тому же Сбербанк взимает плату 1% за переводы через банкоматы.
Интересно, что, по данным ЦБ в России около 194 тыс. платёжных устройств. Количество банкоматов в России сокращается несколько лет подряд: в 2014 году было 222,8 тыс. платёжных терминалов. При росте онлайн-платежей банкам невыгодно обслуживать дорогостоящие механизмы и тратить деньги на услуги инкассаторов. «Сбер» постепенно сокращает число аппаратов с 2015 года: тогда в парке насчитывалось 90,1 тыс. банкоматов. Но он продолжает оставаться владельцем самого большого «технопарка».
«Сбербанк» установил запрет на снятие наличных денег в банкоматах и кассах отделений
Нет на всей российской территории ни одного более крупного, известного и распространенного финансового учреждения, кроме как «Сбербанк». Данное финансовое учреждение стремится делать все, что в его силах, лишь бы только как можно больший круг людей использовал все те услуги и возможности, доступ к которым ему так и вовсе вообще под силу предоставить. И вот, на радость очень многих людей, случилось вполне себе реальное чудо, которое гарантированно совершенно точно удивит множество людей. Как известно, далеко не всегда банкам, работающим на российской территории, удается делать то, что они сами пожелают, так как зачастую в силу вступают новые законы, и исполнять такие обязаны все кредитные организации без каких-либо исключений, вне зависимости от занимаемой ими доли на рынке финансовых услуг.
Отныне во всех отделениях госбанка на территории России, а также в любых из его отделений, категорически запрещено снимать наличные деньги с любых банковских карт анонимного типа. До недавнего времени, то есть до такого рода новшеств, жители России могли снимать до 5 000 рублей в сутки и до 40 000 рублей в месяц с такого рода карточек. Теперь с такого рода банковских карт можно только оплачивать покупки в магазинах и разного рода услуги в заведениях, тогда как любые другие действия недоступны. Но при большом желании обладатель такой карточки может обратиться к оператору ЭДС, после чего пройти процедуру идентификации личности, сделав тем самым анонимную карту фактически персонализированной. Это позволит вернуть возможность снятие наличных.
Но даже не смотря на прохождение процедуры подтверждения личности по паспорту, снимать больше 5 000 рублей в сутки и больше 40 000 рублей в месяц не получится совершенно никак никоим образом, и это всем и каждому обязательно так или иначе следует учитывать, чтобы не столкнуться с какими-либо сложностями и затруднениями. Конечно, ввести такого рода запрет для всех владельцев анонимных банковских карт посчитал необходимым не только «Сбербанк», но и все остальные кредитные организации на российской территории, коих всего в общей суммарной сложности насчитывается порядка трех сотен.
Ранее сообщалось о том, что «Сбербанк» раздает по 10 000 рублей всем за оформление банковской карты.
«Сбербанк» отказался от всех банкоматов
Нет на российской территории более крупной и известной кредитной организации, чем «Сбербанк». Ее клиентами являются более чем 100 млн человек, и все они стараются решать с ее помощью различные вопросы, так или иначе связанные с денежными средствами. Пускай госбанк и получает громадные денежные суммы, которые становятся его прибылью, но на обслуживании своих клиентов он любит экономить, но при этом зарабатывать на каждом россиянине как можно больше, снова и снова навязывая ему какие-то платные возможности и услуги, за которые ему будут на постоянной основе платить. Впрочем, иногда все же происходит что-то совершенно неожиданное, и чем-то таким стало решение об отказе от всех банкоматов.
Как стало известно от официального источника, до конца 2021 года финансовое учреждение «Сбербанк» планирует целиком и полностью отказаться от всех классических банковских терминалов, установленных в России. Суммарно у кредитной организации таких всего порядка 100 тысяч, а установлены они в различных населенных пунктах и во многих других местах массового скопления людей. При помощи такого рода электронных устройств россияне при использовании банковских карт могут снимать наличные, а также, кроме того, совершать целую массу других действий, в том числе оплачивать какие-либо услуги, пополнять телефон, отправлять деньги и делать многое другое, причем перечень доступных операций с годами только увеличивается.
Впрочем, госбанк «Сбербанк» посчитал необходимым сделать то, чего от него даже и близко никто не ожидал. Так, в частности, он увидел смысл в том, чтобы полностью отказаться от всех банкоматов, встретить которые можно на российской территории. Вместо таких он собирается установить совершенно новые модели, которые имеют абсолютно иной принцип работы, а называются они ресайклеры. В обычным банкомате, которые до этого самого момента устанавливались по всей России, имеются специальные кассеты с деньгами, а вместе с тем пустые. Как только такие заполняются, или если деньги наоборот заканчиваются, банкомат перестает работать, так как необходимо проводить инкассацию. Это причиняет массу неудобств, а вместе с тем требуется больших расходов на обслуживание целой сети данных электронных устройств.
Новые банкоматы из категории ресайклеров могут работать сразу на прием и выдачу денег. Иными словами, если один клиент внесет деньги в банкомат, затем эти же самые банкноты могут быть выданы другому человеку, который будет производить снятие наличных. За счет этого проводить инкассацию такого рода банкоматов нужно намного реже. Кроме того, новые банковские терминалы от компании «Сбербанк» обладают новым «железом», поэтому они работают приблизительно в два раза быстрее, чем старые, то есть клиенту приходится меньше ждать, благодаря чему должны сократиться очереди. Уже сейчас банкоматы нового поколения установлены во многих местах, а со временем, в ближайшие полтора года, такие должны будут в полной мере заменить классические модели.
Ранее удалось выяснить, что российский «Сбербанк» запустил новый способ пополнения банковских карт.
Как банкоматы Сбербанка начали лишать нас денег
Самый популярный банк России имеет развитую сеть банкоматов по всей стране. Это отличный способ недалеко от дома снять наличные, зачислить их на карту, либо кому-то перевести денежные средства. Однако в последнее время начал поступать шквал жалоб на некорректную работу банкоматов Сбербанка. Деньги клиентов глотаются банкоматом, но самое неприятное, что не всегда получается их вернуть.
С чем это связано, однозначно в банке сказать не могут, но есть предположение, что Сбербанк экономит на обслуживании банкоматов, тем самым в них происходят сбои, которые иногда помогают Сбербанку неплохо заработать, особенно если клиент допустит ошибку и не сможет в последующем вернуть свои деньги.
Рассмотрим самые популярные случаи с банкоматами Сбербанка, из-за которых мы можем лишиться своих денег.
Технический сбой
На форумах и в вопросах от пользователей стало поступать больше сообщений о том, что в результате зачисления денежных средств через банкомат они просто исчезали. Причиной становился технический сбой.
Один из клиентов решил зачислить 24 000 рублей на свою банковскую карту. Деньги банкоматом были подсчитаны, после чего карта и чек были выданы. Однако в чеке было указано, что произошел технический сбой и операция не была выполнена. Только деньги были уже в банкомате. Клиент позвонил на горячую линию Сбербанка, где посоветовали обратиться с заявлением в отделение банка.
После подачи заявления прошло больше месяца, но ответа так и не последовало. При личном обращении начальник отделения заверил, что во всем разберутся и постараются решить проблему, но на текущий момент проблема так и не решена. Видимо, данному пользователю еще придется побороться с банком, чтобы вернуть свои же собственные деньги.
Внес сумму больше, чем зачислилось на счет
Нередко встречаются случаи, когда из-за некорректной работы банкомата на счет вносится меньшая сумма, чем была внесено. Один из пользователей решил внести денежные средства на свою банковскую карту в размере 90 000 рублей. Банкомат мог принять деньги пачкой, что и было сделано. Всего было внесено 16 купюр по 5000 рублей и 10 купюр по 1000 рублей. На экране загорелась сумма в размере 65 000 рублей. Пользователь, думая, что остаток денежных средств будет возвращен, нажал на Внести денежные средства. Однако остаток так и не был возвращен.
Банкомат поглотил всю сумму в размере 90 000 рублей, но зачислил лишь 65 000 рублей.
После этого пользователь составил обращение в отделение Сбербанка, где описал всю ситуацию и потребовал вернуть ему остаток в размере 25 000 рублей. Но, к его удивлению, по его заявлению был получен отказ. Теперь остается решать вопрос в судебном порядке. Пользователь дополнительно подал жалобу в ЦБ РФ, но она пока что находится на стадии рассмотрения.
Вернул меньше положенного
Один из пользователей юридического форума решил поделиться похожей историей. Решил внести на свою карту через банкомат 60 000 рублей, но высветилось лишь 50 000 рублей. Это его сразу смутило, и он решил отменить операцию. Но банкомат вернул ему лишь 50 000 рублей. После этого клиент решил обратиться в банк с претензией о возврате оставшихся 10 000 рублей. Однако на претензию также последовал отказ, а основанием для отказа являлось отсутствие излишков в банкомате после проведенной проверки.
Видимо, в предыдущем случае, что описан чуть выше, была такая же причина.
Что нужно делать?
Как видим, никто не застрахован от ошибок в работе банкомата. Чтобы избежать нервотрепки по возврату своих же денег, следует придерживаться следующих правил.
В первую очередь нужно обязательно пересчитать все купюры перед тем, как внести их в банкомат, и сделать это на камеру, чтобы можно было отчетливо увидеть по видеозаписи.
В банкомате есть специальная кассета, куда попадают те деньги, которые не были получены клиентом, а также забытые банковские карты. Нужно незамедлительно писать претензию и требовать отключить данный банкомат и провести его инкассацию. Пересчет должен быть именно с данной кассеты.
Могут быть ситуации, когда купюры могут застрять в самом механизме. Поэтому при инкассации нужно обязательно присутствовать, чтобы исключить факт кражи денежных средств. Также надежнее использовать терминалы, которые принимают по одной купюре, и зачислять денежные средства постепенно.
Как обманывают в Сбербанке, выдавая новую карту (подробнее тут)