Что сегодня по телику дай тридцатку до завтра
Русский язык. Тема 1. Практическое занятие. Тема Русский язык в судебной и прокурорской деятельности Вопросы
Русский язык в судебной и прокурорской деятельности
1. Особенности общения в судебной деятельности.
2. Функционирование русского языка как государственного в судебной деятельности.
3. Конституция РФ и «Закон о государственном языке РФ» о статусе русского языка в России и обязательности его использования в судебной деятельности на всей территории многонационального государства.
4. Формы существования русского языка в правовой сфере.
5. Русский литературный язык – основа деловой документации в судебной деятельности.
Задание 1. Найдите соответствия между определением и его толкованием.
1. Деловое общение | А. представляет собой язык документов, которые руководят действиями людей. |
2. Цель делового общения | Б. включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. |
3. Письменная форма делового общения | В. это неязыковые средства, которые дополняют вербальное сообщение, передавая тот же смысл; замещают пропущенный вербальный компонент; вносят дополнительную информацию; выражают эмоции; показывают отношение к собеседнику; отражают собственные личные качества говорящего. |
4. Устная форма делового общения | Г. организация плодотворного сотрудничества, создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и отдельными сотрудниками. |
5. Профессиональная культура | Д. это межличностное общение, служащее способом организации и оптимизации того или иного вида деятельности: управленческой, производственной, финансовой, коммерческой и т.д. |
6. Невербальные средства делового общения | Е. представляет собой диалоги, в процессе которых сталкиваются мнения и интересы групп людей, вырабатываются общие принципы взаимодействия и конкретные планы сотрудничества, находятся выходы из конфликтных ситуаций. |
Ответ: 1-Д, 2-Г, 3-А, 4-Е, 5-Б, 6-В.
Конституция РФ, Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации, Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 31.07.2020) «О языках народов Российской Федерации».
Задание 4. Основываясь на схеме, в которой представлены варианты национального языка, перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
Распределите приведенные ниже выражения в таблице в зависимости от принадлежности некоторых слов в них к тому или иному варианту.
Жаргонизмы | Просторечные слова | Диалектизмы | Разговорные слова |
Мне стремно с ним разговаривать | Положь сумку на заднее сиденье. | Надысь Ваньку в армию провожали | Отксерь мне несколько листочков. |
Эта маза не катит | Зима здесь шибко лютая | Дай тридцатку до завтра. | |
В ихнем дворе сделали новую детскую площадку. | Что сегодня по телику. | ||
Ехай уже в свою Москву. | Инет лагает и тормозит. | ||
Потерялась поросюха, и не знают, куды девалася. | Утром они все повылазили из палаток. |
Задание 5. Заполните свободные клетки таблицы.
Научный стиль | это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения |
Официально деловой стиль | Стиль, используемый в сфере правового регулирования общества |
Публицистический стиль | служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, побудительностью. |
Художественный стиль | Стиль художественной литературы |
Разговорный стиль | Стиль бытового общения |
Задание 6. Запишите приведенные ниже слова в два столбика: 1) книжные слова, 2) профессионализмы.
Книжные слова | Профессионализмы |
платежное поручение | кадровик |
оперативное совещание | оперативка |
наличные деньги | безнал |
безналичный расчет | оптовик |
работник отдела кадров | нал |
оптовый покупатель | платежка |
расходный ордер | расходник |
исковое заявление | исковка |
Задание 7. Объясните значение иностранных слов, используя для этого синонимы русского происхождения:
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте список необходимых нормативных (ортологических) словарей русского языка, дайте им краткую характеристику. Обратите внимание на структуру словарной статьи и систему помет, используемых в ней.
2. Подберите свои примеры употребления молодежных и профессиональных жаргонных слов. В каких текстах они встречаются? Когда их употребление действительно эстетически оправданно? Ответ аргументируйте.
3.Разделите приведенные ниже выражения на четыре группы: корпоративно-жаргонные, общепросторечные, сельские диалектные, разговорно-литературные. Тезисно перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
1. Что сегодня по телику?
2. Дай тридцатку до завтра.
3. Мне стремно с ним разговаривать.
4. Положь сумку на заднее сиденье.
6. Эта маза не катит.
7. Дайте три курасана.
8. Отксерь мне несколько листочков.
9. В ихнем дворе сделали новую детскую площадку.
10. Зима здесь шибко лютая.
11. Ехай уже в свою Москву.
12. Надысь Ваньку в армию провожали.
13. Утром они все повылазили из палаток.
14. Инет лагает и тормозит.
15. Потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.
4. Наблюдали ли вы случаи регионального варьирования городского лексикона? Например, как вы говорите: Взять номерокили талон к врачу? Купите куру и гречу или курицу и гречку? Как называют в вашей родной местности 1) комнату, которая обычно больше других, в которой принимают гостей, где стоит мягкая мебель и телевизор; 2) игру, в которой один водящий должен догнать других играющих и дотронуться до них, после чего тот, кого догнали, становится водящим (а как называют водящего?); 3) предмет, которым стирают с бумаги написанное простым карандашом; 4) ёмкость из пластика, в которую складывают покупки; 5) пригородный поезд?
5. Сравните свои ответы с ответами однокурсников, живших в других регионах, а также с данными словаря «Языки русских городов» на сайте «Городские диалекты». [http://www.lingvo.ru/goroda/dictionary.asp/]. Какие региональные варианты для обозначения одноподъездного высотного дома там упоминаются? Какое слово используется в вашем городе?
6. Прочитайте текст, определите, к какой форме национального языка он принадлежит и в какую жанровую форму заключен. Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на следующие показатели: (1) сфера общения, (2) предназначение текста (предполагаемые автор и адресат, их социальная характеристика; цель автора, тематика текста), (3) общие специфические черты текста, его внеязыковые особенности; (4) комплекс языковых средств, обусловленный внеязыковыми факторами. Придайте тексту письменную форму. Какую редакторскую правку вам пришлось сделать, почему?
– В общем / мы поднимаемся на второй этаж / там вообще самый прикол начался / мы поднимаемся на второй этаж / мы только достали фотоаппарат / чтоб сфоткаться / а знаешь / второй этаж / там какая-то лепнина / там какие-то вазы / там / статуэтки / женщины / какие-то / держащие виноград. Там какой-то телик стоял / тридцатых годов / такой / знаешь / прям / гроб просто.
– Слушай / а что / в тридцатых годах были телики?
– Ну или когда там / в сороковых / в пятидесятых годах / я не знаю / знаешь / такой огромный телик / наверное. ну / сколько. метра два / на метра два и на метр. [Cмех] Ну / реальный телевизор / шипит / скрипит / еле показывает / но показывает! / Вот / и по нему там что-то ректор нам рассказывал / в общем / встали / там шипело-хрипело / тихий звук был / мы забили на это дело / мы только достаем фотоаппарат / чтобы сфотографироваться на фоне этого коридора / шикарного / с вазами / с женщинами / коврами там / колоннами / как из-за колонны / ну из какой-то там / вылазит наш ректор / и знаешь / за ним идет такой хвост профессоров каких-то. Так вот / идут они / ля-ля-ля / ля-ля-ля / мы такие смотрим / ректор / ректор / не ректор / ректор / не ректор / непонятно / вот. Тут мне все такие говорят / Лера / типа ты как самая умная / как самая такая / бодрая / ну / не бодрая / а как там.
– Бойкая / да. Она такая / ну иди / попроси с ним сфоткаться. (Текст взят с сайта www.ruscorpora.ru).
7. Заполните таблицу и ответьте на вопрос, в чем сходство и отличие территориальных, социальных диалектов и просторечия?
Примечание. В столбце «Языковые особенности» необходимо не только назвать лингвистические признаки подъязыков, но и привести иллюстративные примеры.
Разделите ниже выражения на четыре группы: жаргонные, просторечные, диалектные, разговорные. перечислите характерные черты каждого из этих типов лексики.
1. что сегодня по телику?
2. дай тридцатку до завтра.
3. мне стремно с ним разговаривать.
4. положь сумку на заднее сиденье.
6. эта маза не катит.
7. дайте три курасана.
8. отксерь мне несколько листочков.
9. в ихнем дворе сделали новую детскую площадку.
10. зима здесь шибко лютая.
11. ехай уже в свою москву.
12. надысь ваньку в армию провожали.
13. утром они все повылазили из палаток.
14. инет лагает и тормозит.
15. потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.
Ответы
это свойство четыре повторяющиеся буквы.перезвани-вание
так в слове » на луне» оконч. уже ударное
проверяем остальные сущ.
на кровати- на груди
на знание морфемики – раздела науки о языке, изучающего структуру слова, его состав.
для того, чтобы верно выполнить морфемный разбор слова, нужно знать последовательность действий.
во-первых, нужно определить часть речи, т.к. от этого во многом зависит морфемный состав слова.
слово сухи – это краткое прилагательное.
нужно определить, изменяемая это часть речи или нет. если изменяемая, то у него есть окончание.
прилагательные относятся к изменяемым частям речи.
чтобы найти окончание, попробуем изменить слово по и числам: сух (м.р, ед. суха (ж.р, ед. часть слова, которая при этом изменилась, и есть окончание.
таким образом, в слове сухи будет окончание и.
все слово, кроме окончания, являетсяосновой слова. поэтому выделяем соответствующим образом основу сух.
теперь нужно подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень. к слову сухи однокоренными являются сухой, сухость, засуха и другие. у этих слов общий корень сух. выделяем его дугой.
3. разделите ниже выражения на четыре группы: жаргонные, просторечные, диалектные, разговорные. какие из этих типов лексики и в каких ситуациях могут быть уместны? 1. что сегодня по телику? 2. дай тридцатку до завтра. 3. мне стремно с ним разговаривать. 4. положь сумку на заднее сиденье. 5. видюха сдохла. 6. эта маза не катит. 7. дайте три курасана. 8. отксерь мне несколько листочков. 9. в ихнем дворе сделали новую детскую площадку. 10. зима здесь шибко лютая. 11. ехай уже в свою москву. 12. надысь ваньку в армию провожали. 13. утром они все повылазили из палаток. 14. инет лагает и тормозит. 15. потерялась поросюха, и не знают, куды девалася.
Ответы 2
ответ: барсук будет по ночи собирать в лесу улиток, личинок и жуков есть корни и ловить мышей
олег, как вы себя развлекали в космосе? пробовали, как волк в мультфильме «ну погоди», ловить жидкости ртом?
– да, пару раз пробовал пить воду из шарика в невесомости. чем крупнее шар, тем меньше шансов его нормально выпить: если он большой, то когда касаешься его губами, он обволакивает тебе все лицо – дышать становится невозможно.
основное развлечение в космосе – это работа. у нас есть таск-лист, в нем перечень работ, которые ты при желании можешь выполнить в свободное время. часто мы выполняли их.
фотографировали много, смотрели фильмы. с земли нам постоянно сбрасывали новости – читали их. раньше было много книг, но сейчас от них практически отказались – они громоздкие, каждый грамм доставки на международную космическую станцию обходится дорого.
– какие фильмы смотрели в космосе?
– в основном советские, наши комедии – те же «джентльмены удачи», «в бой идут одни старики», фильмы гайдая.
– вы посмотрели фильм «гравитация»?
– меня заставили. все меня о нем спрашивают! посмотрел дома через интернет. времени на фильм мне жалко, тем более, на такой.
– наверное, смотрели его, прикрывая лицо рукой, верно?
– примерно так и было (улыбается). да, там красивые эффектные съемки, пусть и не особо правдивые. это же не документальный фильм, там все показано так, чтоб зритель не отрывался от экрана. в действительности в космосе идет постоянная работа, и эти пустые разговоры актеров ни о чем, какие-то их движения во время работы – это все нереально.
– можно включать музыку во время работы?
– на мкс шумно. если включим музыку так, чтоб мы ее слышали, то не услышим сообщения с земли.
– откуда на мкс взялась гитара? и зачем, если музыки не слышно?
– во время работы космонавт перемещается по всей станции. чтобы везде слышать музыку, ты должен сделать ее погромче. поэтому можно пропустить вызов по каналу радиосвязи с земли. а когда мы слушали игру нашего коллеги криса хадфилда, то находились рядом с ним. обычно он играл перед сном. гитару на мкс давно.
– не надоела ли вам космическая пища за время полета?
– еда на мкс вкусная. особенно мне понравились тигровые креветки. была черная икра, мы ее специально оставили на новый год. открыли в праздник – и разочаровались: она показалась резиновой. новый год, кстати, отмечали по москве, хотя все работы на станции выполняются по гринвичу.
еды в тюбиках уже довольно давно нет. в тубах остался только мед и приправы. все остальное находится в пакетах – там обезвоженная пища, фактически порошок. то есть все приготовлено, нам надо только воду добавить. еда не улетает – мы ее крепим в специально подготовленных местах на двухсторонний скотч или просто на скотч.
– правда, что космонавтам нельзя алкоголь даже на земле?
– у нас четыре медкомиссии в год – конечно, нельзя. бокал шампанского на новый год – вот и все.
– как себя поддерживали в форме в условиях невесомости?
– на спорт уделяется до четырех часов в день. на мкс есть велоэргометр, эдакий велосипед для космоса. он своеобразный: пристегиваешь ноги, туловище и вращаешь педали. перед выходом в открытый космос эту процедуру выполняют руками, чтобы они были сильнее. есть две беговые дорожки, одна из них установлена на стене, если смотреть относительно строительных плоскостей мкс. получается в горизонтальном положении бежишь по стене, глядя вниз. на американском сегменте есть хороший силовой тренажер ared, на нем за счет вакуума нагрузки, как будто ты жмешь штангу, пусть находишься в невесомости. можно делать приседания со штангой, жимы различного вида.