Что себе не хотеть то и другому не делать
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (золотое правило морали)
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.»
Близкая мысль встречается у китайского философа Конфуция (551 – 479 до н. э.), в «Луньюй»:
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».
Эта мысль была высказана и древнееврейским философом Гилелем (112 г. до н. э. – 8 г. н. э). Когда один иноверец заявил, что готов принять иудаизм при условии, что его научат всей Торе сразу — «пока он стоит на одной ноге», Гилель ответил: «То, что ненавистно тебе, не делай другому, — в этом вся Тора. Остальное — комментарии. Иди и учись» (Шабат 31а).
Применяемые варианты золотого правила морали
✔ Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой
✔ Не желай другому того, чего не хочешь себе
✔ Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе
✔ Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе
На английском языке
Выражение указано в Американском словаре «American Heritage Dictionary of Idioms» Кристина Аммера (by Christine Ammer), 1992 г. :
«Do unto others as you would have them do unto you»
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
В вышеуказанном словаре это правило также именуется золотым (golden rule, анг.). Отмечается, что выражение встречается в древних религиозных источниках и трудах — Новый завет, Талмуд, Коран, сборниках Конфуция (New Testament, Talmud, Koran, and the Analects of Confucius). Указывается, что одно из наиболее ранних упоминаний в английском языке в переводе Сократа в 1477 году (Earl Rivers’ translation of a saying of Socrates (Dictes and Sayenges of the Philosophirs, 1477):
«Do to other as thou wouldst they should do to thee, and do to none other but as thou wouldst be done to.»
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе, и не делай другим того, что не хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе.
✍ Примеры
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996 :
«Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием «золотое правило» морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке «золотого правила» содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции Российской Федерации).»
«Многократно возвращаясь к основному началу нашей духовной деятельности, к движущим силам наших мыслей и наших поступков, невозможно не заметить, что значительная часть их определяется чем-то таким, что нам отнюдь не принадлежит, и что самое хорошее, самое возвышенное, самое для нас полезное из происходящего в нас вовсе не нами производится. Все то благо, которое мы совершаем, есть прямое следствие присущей нам способности подчиняться неведомой силе: единственная действительная основа деятельности, исходящей от нас самих, связана с представлением о нашей выгоде в пределах того отрезка времени, который мы зовем жизнью; это не что иное, как инстинкт самосохранения, который присущ нам, как и всем одушевленным существам, но видоизменяется в нас согласно нашей своеобразной природе. Поэтому, что бы мы ни делали, какую бы незаинтересованность ни стремились вложить в свои чувства и свои поступки, руководит нами всегда один только этот интерес, более или менее правильно понятый, более или менее близкий или отдаленный. Как бы ни было пламенно наше стремление действовать для общего блага, это воображаемое нами отвлеченное благо есть лишь то, чего мы желаем для самих себя, а устранить себя вполне нам никогда не удается: в том, что мы желаем для других, мы всегда учитываем собственное благо. И потому высший разум, выражая свой закон на языке человека, снисходя к нашей слабой природе, предписал нам только одно: поступать с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. И в этом, как и во всем другом, он идет вразрез с нравственным учением философии, которая считает, что постигает абсолютное благо, т.е. благо универсальное, как будто только от нас зависит составить себе понятие о полезном вообще, когда мы не знаем и того, что нам самим полезно. Что такое абсолютное благо? Это незыблемый закон, по которому все стремится к своему предназначению: вот все, что мы о нем знаем. Но если руководить нашей жизнью должно понятие об этом благе, разве не необходимо знать о нем что-либо еще? До определенного момента мы, безусловно, действуем сообразно всеобщему закону, в противном случае мы заключали бы в себе самих основу нашего бытия, а это нелепость; но мы действуем именно так, сами не зная, почему: движимые невидимой силой, мы можем улавливать ее действие, изучать ее в ее проявлениях, подчас отождествляться с нею, но вывести из всего этого положительный закон нашего духовного бытия – вот это нам недоступно. Смутное чувство, неоформленное понятие без обязательной силы – большего мы никогда не добьемся. Вся человеческая мудрость заключена в этой страшной насмешке Бога в Ветхом Завете: вот Адам стал как один из нас, познав добро и зло!»
Как понять поговорку, «не делайте другим того, чего себе не пожелаешь»?
Поговорка — это такое образное выражение (краткое высказывание), которое не составляет цельного предложения. Поговорка описывает стороны жизни, содержит народную мудрость. Поговоркой может быть красивая фраза или словосочетание, которое можно заменить другими словами. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой окраски вещам.
Ещё в давние времена Конфуций говорил «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Аристотель говорил «Вести себя с друзьями надо так, как хотелось бы вам, чтобы они вели себя с вами». А древний еврейский учитель Гиллель говорил «Не делай своему ближнему того, чего не желаешь себе». И такое «золотое правило» лежит во всех религиозных и философских учениях как Востока, так и Запада. Термин «Золотое правило» закрепилось за этим изречением с конца 18 века.
И действительно. Именно это выражение, высказывание или поговорка » Не делай другим того, чего себе не пожелаешь», можно отнести к «Золотому правилу нравственности». Смысл этой поговорки говорит сам за себя. Если ты сделаешь кому-то плохо, то он тебе в ответ сделает тоже плохо.
Это есть формула отношений человека к себе через отношение к другим. Этому следует придерживаться всем живущим на нашей планете. Ведь все мы желаем себе только хорошее, поэтому поступать надо именно так, как каждый из нас поступил бы по отношению к самому себе.
Что же это значит? А это значит, что каждому человеку всегда нужно задумываться о том, а понравилось бы вам действия, совершаемые вами по отношению к другим. А если бы кто-то сделал вам точно так же. Каждый человек не хочет себе плохого. Ему не приятно, если его унижают, оскорбляют или прижимают. Поэтому, любой человек должен об этом задумываться.
Конечно, заставить нас об этом задумываться и поступать так, нас не может никто. Это как наша совесть и честь. Каждый из нас должен это принять и жить по этому золотому правилу. Но не каждый этого правила придерживается. И порой, люди поступают очень плохо и при этом даже не задумываются о том, если бы они оказались на этом месте.
Поговорка «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь» — очень точно описывает суть поступков, которые совершают люди в своей жизни. 100 раз надо подумать, прежде чем поступить неправильно. Ведь мы с вами все люди с разумом. И если каждый из нас возьмёт эту поговорку на вооружение, то в нашем мире станет жизнь лучше. Давайте все попробуем жить по этому принципу.
Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
Смотреть что такое «Чего себе не хочешь, того и другому не твори.» в других словарях:
ДРУГОЙ — ДРУГОЙ, архан. другой, следуюший за первым, второй; первой, другой, третий. | Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа? | Такой же точно, вполне сходный. ·стар. дружка, товарищ, помощник по должности, службе. А в других был … Толковый словарь Даля
Эпиктет — (ок. 50 ок. 140 гг.) греческий философ стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме Свободный это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! … Сводная энциклопедия афоризмов
Белинский, Виссарион Григорьевич — — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия
Бальтасар Грасиан-и-Моралес — (1601 1658 гг.) писатель и философ Будь искусен в гневе. Коль возможно, пусть трезвое размышление предотвратит грубую вспышку для благоразумного это нетрудно. Важные друзья для важных дел… Поэтому иметь важных друзей и уметь их сберечь важней,… … Сводная энциклопедия афоризмов
Сура 28. Рассказ — 1. Та, син, мим. 2. Это аяты ясного Писания. 3. Мы доподлинно провозгласим тебе для верующих людей повесть о Мусе и Фир ауне. 4. Воистину, Фир аун возгордился на земле (египетской) и разделил ее жителей на (разные) части (т.е. сословия). Одних он … Коран. Перевод М. Н. Османова
Сценарий классного часа «Чего себе не хочешь, того и другим не делай»; 2 класс
Сценарий классного часа для 2 класса
«Чего себе не хочешь, того и другим не делай»
Автор : Новикова Инна Николаевна, учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 99 г. Минска»
«Чего себе не хочешь, того и другим не делай»
Цель: научить детей правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом;
создать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей обучающихся;
формировать умения сотрудничать в команде;
прививать навыки культуры поведения;
побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения;
воспитывать уважение к старшим.
Ход классного часа
1. Организационный момент:
Игра «Добрые пожелания!»
— Встанем все в круг, и по часовой стрелке каждый своему соседу слева скажет добрые и приятные слова. Проведение игры.
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно.
2.Мотивационно-целевой этап классного часа:
— Я долго думала, с чего бы начать наше занятие. И решила, начнём вот с чего…
Возьмите в руки 1 карандаш. Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не произнося, ни слова. (игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)
— Удалось ли вам это сделать хорошо? (не у всех получилось).
— Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
(трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться).
— А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным? (надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом).
3.Сообщение темы классного часа:
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
— Верно. Тема нашего занятия «Чего себе не хочешь, того и другим не делай». И говорить мы с вами будем об умении правильно общаться с окружающими, умении договариваться друг с другом.
— Ребята, а для чего нам нужно общение? (Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться).
— А что значит правильно общаться?
— Вы одинаково общаетесь со взрослыми и с друзьями или одноклассниками, какие существуют различия?
Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и «ты»).
Есть в каждом то, за что он может
Быть уважаем и любим.
Ведь мы себя не уважаем
Неуважением к другим.
-Как вы думаете, ребята, о чём это стихотворение? (Об уважении).
— Как вы понимаете слово уважение?
— Давайте подумаем, чего мы не любим или что нам не нравится в других людях? Ответы детей.
4. Работа с рассказом Евгения Пермяка «Самое страшное» :
-Ребята, послушайте рассказ Е.Пермяка «Самое страшное» и задумайтесь над поступками мальчика Вовы.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да не долго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё.
Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова ежика из-под шкафа выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!
— Понравился ли вам Вова? Почему?
Как Вова относился к товарищам?
Как Вова обращался с девочками?
Как вёл себя Вова с взрослыми?
Почему Пушок не любил Вову?
Как Вова относился к Мурзею?
Как Вова вёл себя с бабушкой?
Как ребята относились к Вове?
Как животные относились к Вове?
Почему Вова остался один?
10.Можно ли Вову назвать храбрым?
11.Что должен сделать Вова, чтобы все исправить?
12.Почему рассказ называется «Самое страшное»? Что же в жизни самое страшное? Ответы детей.
5. Игра «Найди слово» (работа в парах):
— Давайте выберем названия тех чувств, которые испытывали люди и животные при общении с Вовой.
Страх, радость, гордость, обида, боль, разочарование, спокойствие, гнев, стыд, счастье, равнодушие, растерянность.
— Итак, в конце рассказа Вова остался один. Не зря говорят: «Чего себе не хочешь, того и другим не делай».
-Давайте попробуем представить себе, что почувствовал Вова, когда остался один? (Растерянность, страх, стыд).
— Как же Вове быть? Как нужно относиться к окружающим, чтобы они от тебя не отвернулись? Ответы детей.
По мысли одного ученого, новорожденный человек похож на чистый лист бумаги. Он никакой. Ни плохой, ни хороший. Человек делает себя человеком сам. Подлость – это подлость. И если человек успел её совершить, он вписал грязную строчку в свой белый лист. И напрасно думать, что в этом листе как в неряшливой тетради, возможны исправления. Нет.
— Что же может сближать людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях, одноклассниках?
Варианты ответов: понимание, преданность, умение прощать, доброта, благородство, сдержанность, искренность, приветливость.
— Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим другом, уметь общаться с окружающими. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества.
— Очень плохое качество, которое навсегда портит жизнь людям и себе – это предательство – нарушение верности. А давайте попробуем это плохое слово превратить в хорошее! (Ответы детей).
— Слово противоположное – верность – постоянство, преданность. А что такое верность? (Ответы детей). Верность – это неизменная приверженность к кому-либо, чему-либо, неукоснительное выполнение данных обязательств, постоянство в отношениях.
— Ребята, у вас на парте лежат листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению. Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении поставьте «-». Кому не понятно что мы сейчас делаем?
(раздаются карточки каждому учащемуся со словами: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)
— Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые помогают общению.
… доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность, порядочность и честность.
— Какие качества мешают общению?
… подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.
— Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества.
6. Игра «Верно-неверно»:
Предлагаю всем встать в круг. Я зачитываю вам ситуацию, если она верна- вы делаете хлопок, если нет- притоп ногами.
-Поздороваться при встрече.
-Толкнуть, не извиниться.
— Во время беседы быть тактичным.
— Не выслушивать своего собеседника.
— Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
— Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
— Поблагодарить за подарок…
7. Подведение итогов классного часа:
— Итак, ребята, как нужно относиться к окружающим нас людям?
— Какое высказывание, звучавшее сегодня на занятии, вы бы выбрали в качестве совета себе и своим товарищам?
— Чего себе не хочешь, того и другим не делай.
Учащимся раздаются сердечки, где им нужно написать хорошее качество человека. Затем сердечки прикрепляют на доске.
Не делай ближнему того, чего себе не желаешь
Жэнь; жень: дивно нравственная категория.
Жень- Совесть( Совесть- Совместная весть),Высший Судья, наблюдающий за внешним человеком изнутри самого человека.
Одна из ключевых категорий китайской философии и традиционной китайской культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта:
1.морально-психологический — любовь-жалость к людям
2.социально-этический — совокупность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обществу
3.этико-метафизический — симпатически-интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.
Обладающий жэнь призван, с одной стороны, уравновешивать мир, с другой стороны, — «преодолевать себя и возвращаться к ритуальной благопристойности», реализовывать «золотое правило морали»:
«не навязывать другому того, чего не желаешь себе.»
В конфуцианстве понятие «жэнь» сразу стало центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и ненависти («Лунь юй», XII, 22, IІ, 2, 3, VI, 21; «Мэн-цзы», IІ Б, 28), с другой – как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности», реализующее «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам» («Лунь юй», XII, 1, 2, VI, 28). У Конфуция жэнь представлялось специфическим атрибутом «благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеческую личность;
Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь в реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь), без которого человек перестает быть человеком, следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь минь) считал «любовь [к миру] вещей» (т.е. всему сущему) – ай у.
Он также обобщил мысли «Лунь юя» о социально-политической значимости жэнь в понятии жэнь чжэй («гуманное правление»), ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской ортодоксии. В раннем даосизме жэнь подверглось критике как искусственное образование, не свойственное природе («Небу и Земле») и явившееся результатом деградации дао и дэ («благодати/добродетели»).
В «Дао дэ цзине» (§ 8) жэнь признано благотворной основой общения людей, а в «Чжуан-цзы» (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве «принесения пользы вещам».
Дун Чжуншу сделал шаг к онтологизации жэнь, объявив его воплощением «воли Неба» в человеческом теле и результатом «трансформации» «пневмы» (ци) крови. В позднем даосизме, философии сюань сюэ и буддизме жэнь стало играть роль одной из важнейших добродетелей – милосердия, преодолевающего барьер между «я» и «не-я». Неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) под влиянием Хань Юя расширили онтологическое содержание понятия жэнь. Чэн Хао, Чжан Цзай, Ван Янмин и др. трактовали его как атрибут Неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие жэнь физическому параличу (медицинский смысл выражения «бу жэнь», «негуманность»).
Ван Янмин утверждал, что жэнь «образует единое тело (ти) с камнем и черепицей». В трактовках жэнь мыслителями 19 – нач. 20 в. отразились особенности восприятия ими западной научной мысли.
Тань Сытун идентифицировал жэнь с общеприродной «силой любви» (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции – эфира (итай).
Кан Ювэй, разделяя эту точку зрения, связывал жэнь с электромагнитным притяжением. Философы 20 в., интерпретирующие классические китайские доктрины, толкуют жэнь в изначальном конфуцианстве как сознательное следование этическим нормам (Ху Ши) или спонтанную нравственную интуицию (Лян Шумин), а в неоконфуцианстве – как принцип «моральной метафизики», выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин).
Вся суть Торы.
/Еврейская притча/.
Приходит некий иноверец к Шаммаю и говорит:
— Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге.
Рассердился Шаммай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, прогнал иноверца.
Пошёл тот к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав:
— «Не делай ближнему того, чего себе не желаешь», — в этом заключается вся суть Торы. Всё остальное есть толкование. Иди и учись.
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
В Евангелии от Матфея: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12), «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-20), «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:38-40)
В Евангелии от Марка: «любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» (Мк. 12:32-34).
В Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).
Встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Махабхарата:»Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому.»
Конфуций:
«Есть ли одно слово, по которому можно действовать всю жизнь? Мастер произнёс: Любовь к ближнему. Чего ты не желаешь себе, не делай другому»
«Тот, кто собирается взять заостренную палочку и (про)ткнуть ею птенца, должен для начала попробовать это на себе, дабы почувствовать, насколько это больно.»
/ Африканские традиционные религии. Пословица народа йоруба (Нигерия)/
ТАНЯ-ЯГА. Этой яге без сомнения соответствовала дошедшая до нас тантра-йога. Тем не менее, почитание этой богини широко распространено по Евроазиатскому континенту. Приблизительно в начале нашей эры она искусно была дискредитирована тем же способом, каким был дискредитирован Перун.
В своей основе традиция культа Тани имела принцип :
«желать другим того, чего они желают себе сами!» — традиция, сохранившаяся в произнесении тостов — пожеланий, существующая до сих пор практически у всех народов.
Слово «тантра» происходит от имени древнерусской (борейской) богини Тани (отсюда глагол «тянуть»), культ которой был поруган как на Руси, так и в Индии, но сохранился до наших дней в виде сжигания чучела Тани в купальскую ночь (иногда сжигаемое чучело путают с Костромой или Костробунькой).
От её имени происходят русские слова: «ТАНец» или более древнее, но ныне не употребляемое «ТАНок» (хоровод), «ТАНак» (мастер, дока, знаток), ТАНакать (напевать про себя).
У шотландцев, имеющих борейское происхождение, имеется титул ТАН, который существовал ещё во времена, когда богиня Таня была почитаема так же, как и все остальные боги.