Что сделать чтобы заболела голова в школе

Вредные рецепты от школьников: как «заболеть», если на уроки не хочется?

Лучший способ прогулять школу — заболеть. Фиктивно или нет, но переживающие родители ведутся на детский обман. Лайф собрал в социальных сетях вредные советы от российских школьников и предлагает 10 способов вызвать понос, температуру или самый настоящий грипп для бездельника.

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«. Сливку взял, растолок, берёшь кефир и взбалтываешь. Пусть в тепле постоит, а потом перед школой за час-два или рано утром совсем выпиваешь. Не встанешь, точно тебе говорю. Если что не то, то симулируй. «

Витюня уже 2,5 часа не выходит из туалета. Мама каждые 15 минут спрашивает о его состоянии — такое положение вещей позволяет уже второй день не появляться в школе. Единственное, что сначала пугало — перспектива получить пургена или, наоборот, чего-то «крепкого».

«Видишь, как я делаю? Делай также. Так можно по 2–3 дня точно школу не посещать. От таблеток ничего не случится, ну неприятно будет. Захочешь — посидишь. В конце концов постарайся просто ничего не глотать, что мама даст. Я пережил и ты тоже», — это Витя решил другому «несчастному» помочь с легальным прогулом.

«А напиши, как ещё можно? Ты ж спец: расскажи, плиз, всё что знаешь, а я выберу, ок? Только чтоб эффект 100 процентов. Я прикину, что на маму подействует», — ответил абонент «Петя».

«Щаз всё будет. Всё проверял — слухай сюда. «, — продолжал Витюня писать, сидя на унитазе.

Вредный рецепт № 1. Сладкая ангина

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Есть вариант просто сделать горло красным. Возьми кубик сахара, намажь его йодом (ну, накапай на него), а потом положи его в рот ближе к горлу на несколько минут. И будет тебе красное горло. Покажи потом рот маме и не забывай кашлять».

Вредный рецепт № 2. Давление из пакета сока

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Возьми пластмассовую трубочку (например, для сока) и засунь в ноздрю. Где-то рядом с перепонкой (то есть перегородкой. — Прим. Лайфа), где обе ноздри соединяются, тыкаешь ей. Надо ввести трубочку сантиметра на 3 от входа в нос. Это не страшно и безболезненно. И будет тебе кровь из носа»

Вредный рецепт № 3. Свежая аллергия

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«А ещё можно натереть свитер красным перцем (в пакете сухой возьми) и нюхай его. Гарантирую — будешь чихать, кашлять, а может даже и сопли!

Вместе с этим неплохо намазать нижние веки мятной пастой. Поболят глаза, конечно, но слёзы обеспечены»

Вредный рецепт № 4. «Плохая» грелка

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Это самый безвредный способ обмануть градусник, только тут надо делать всё очень быстро. Набираешь в полиэтиленовый пакет горячей воды и держишь его под мышкой. Минут на 5 (как раз то время, которое нужно держать градусник) повышенная температура тела будет формально обеспечена»

Вредный рецепт № 5. Смузи для бегунов

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«И, кстати, если готов подзапариться с ингредиентами. Можно вызвать настоящий понос с помощью сливы и кефира. Бери миксер или просто взболтай. Выпей на ночь или рано утром перед школой»

Вредный рецепт № 6. Навязчивое расстройство

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Ночью встаёшь и бежишь в туалет. Да так, чтобы мама от грохота встала. Она должна спросить «что случилось», а ты ответить «вырвало». Мама тогда даст градусник — в этом случае трёшь его об простыню (температура поднимется), а потом долго сиди в туалете и лучше и ночью, и утром перед школой — по несколько раз! Не забывай сливать в унитазе воду: симулируй понос!»

Вредный рецепт № 7. Головокружительный завтрак

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Встань пораньше и перед школой (пока никто не видит) вставай и кружись, кружись, кружись на одном месте. Потом резко останавливаешься и. Опа! Всё плывёт перед глазами! Потом иди к родителям и жалуйся:

— Мааам! Голова кружится, дай таблетку!

Дальше брешешь, что таблетка не помогает. Вуаля! Ты дома. Прокатывает, только имей ввиду — возможна «побочка» — может вырвать».

Вредный рецепт № 8. Канцелярский жар

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Возьми грифель от карандаша, главное — не цветного! И съешь! Температура должна повысится до 37, а то и 38 градусов. Эффект может быть только часа на 3—4, так что надо мерить температуру сразу, как только почувствуешь, что тебе жарко или, наоборот, знобит»

Вредный рецепт № 9. Жертва обстоятельств

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Это рецепт экстренный (если всё-таки в школу тебя привели, но ты сдаваться не хочешь). Разотри на перемене или на уроке, пока никто не видит, щеку. Растирай ближе к виску или у виска. Подойди потом к «классухе» и скажи, что тебя ударили дверью: якобы ты шёл в класс, кто-то с ноги открыл дверь, а тебе прилетело в висок, а теперь голова кружится. Чтобы был верняк, ещё предупреди о маневре друга, чтоб он подтвердил произошедшее. Главное, скажите, что обидчика не запомнили, якобы не из класса ударник»

Вредный рецепт № 10. Снежная баня

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

«Это радикальный способ — для смелых. Пока зима, выбегай на балкон. Желательно, чтобы он не был застеклённым и там лежал снег. Посиди там — одень штаны, но будь, главное, босиком! Находиться там надо до того момента, пока не поймёшь, что надо бы возвращаться. Дыши ртом, но тогда, имей ввиду, будет ангина. Пока стоишь на холоде, задержи дыхание. 37,7 точно будет!

А ещё можно 3 дня подряд по 3 раза в день на 10 минут в холодной воде ноги держать. Температура тогда была 39. Кстати, одновременно с этой процедурой можно для верности ещё и воду холодную пить»

А обман стоит того?

Участковый терапевт столичного Диагностического центра № 5 Анна Землянухина оценила предлагаемые школьниками способы заболеть и рассказала о реальных рисках для здоровья некоторых из них.

— Гулять на балконе — получить переохлаждение (если делать всё по «рецепту»). На этом фоне может возникнуть не только ангина, но и бронхит, а ещё хуже — пневмония. И это не говоря о том, что можно себе почки застудить. То есть у школьника есть все шансы остаться дома не на день и даже не на неделю.

Показателен, кстати, и мой пример. Когда я училась в третьем классе, мне очень не хотелось идти в школу, и я наелась снега. Это закончилось как раз-таки пневмонией. Две недели ко мне ежедневно приходили врачи и делали два раза в день уколы. Тогда я поняла, что лучше бы я в школу ходила, — поделилась врач.

Со сливами рецепт достоверный. У многих людей такая реакция на эти фрукты. Если наесться слив, то можно даже без кефира диарею вызвать. А если усугубить это и кисломолочным продуктом. Ну, что ж, день на унитазе школьник просидит, но никаких серьёзных последствий, конечно, не будет, — говорит Землянухина.

Она также отметила и «вредный рецепт» с трубочкой от сока. По словам терапевта, можно легко переборщить с травмированием носа.

— Во-первых, трубочку можно засунуть в нос так, что вытащить не сможете и придётся ехать к лору. Во-вторых, нужно понимать, что предлагается так или иначе, но нос травмировать — тут вопрос того, какое будет кровотечение. Можно пораниться чуть-чуть, а можно вызвать серьёзное кровотечение (если повредить близкорасположенный сосуд или, например, у школьника плохая свёртываемость крови). Если так не повезло, то придётся делать тампонаду (то есть введение ватного, марлевого тампона для приостановления кровотечения в рану или ткани организма. — Прим. Лайфа), и хорошо, если переднюю, когда тампоны в нос вставляют, а то и внутреннюю, заднюю делать придётся. В этом случае протаскивают тампон через носоглотку, то есть через рот. Это ужасная процедура, которая тяжело переносится.

Также может быть не безопасно протирать нижние веки мятной пастой. Раздражение пройдёт, но вопрос в том — насколько сильно вы трёте. Можно повредить в худшем случае роговицу и ещё заражение получить, — добавила врач.

А вот «употребление» сахара с йодом, по словам Землянухиной, абсолютно безопасно. При этом горло школьника действительно будет казаться красным, так что будет не лишним проверять — не брали ли дети из аптечки йод, прежде чем пожаловались на недомогание.

При этом врач также отметила, что не видит связи между употреблением грифеля карандаша и повышением температуры тела.

— Это ведь близко к активированному углю. Ничего не должно быть такого, — сказала терапевт.

Землянухина рассказала, что школьники промышляют ненужными вызовами врачей на дом.

— Обманывают. Звонят, говорят, помогите, приезжайте, плохо. А у подростка не то что температуры нет, даже горла красного нет. И речи о справке не может быть, — сказала терапевт.

Кстати, в отличие от родителей, врача высокой температурой обмануть у детей не получится: они, по словам Землянухиной, никогда не оставляют пациента с градусником наедине.

Учитель года — 2004, преподаватель истории Андрей Лукутин, в свою очередь посоветовал школьникам не обманывать педагогов, потому что это может обернуться неприятными последствиями.

— В «правильной» школе фиксируется в электронном журнале не только отсутствие школьника в течение дня, но и на уроке (даже на одном). Если у кого-то натёрт висок или действительно что-то плохое случилось, то будут так или иначе разбираться. Хоть учителю вы скажете о проблеме, хоть директору. Халявы в нормальной школе не будет, — говорит Лукутин. — Головокружение, ещё ряд проблем, действительно, может учитель не распознать, но будет вызван в этом случае в школу врач, «скорая». И «большого артиста» (если кто-то специально что-то себе натирал) враз определят специалисты!

«Маленький обман» маленькому — рознь. Надо понимать, что есть вещи наказуемые — яркий пример, когда ученики «закладывают бомбу» по телефону во время контрольной. Надо понимать границы, за которые нельзя заходить.

При этом Лукутин подчеркнул, что такой контроль — ради безопасности детей.

— Может, в 90-х или даже 10 лет назад обмануть тихонько, незаметно учителя можно было, чтобы он отпустил, но не сегодня. Кстати, я помню, пару раз в моей практике были ученики-обманщики: один прогулял 2—3 урока под предлогом того, что нужно «проводить больного школьника до дома», а на самом деле оказалось, что двое ребят в спортивном зале скрывались, а учителю физкультуры сказали, что уроки отменили. Ещё был ученик, который «помогал пару уроков мебель перетаскивать», но потом всё вскрылось и обманщика наказали, — рассказал учитель.

Источник

Виды головной боли, и что нужно делать, когда болит голова?

Виды головной боли, и что нужно делать, когда болит голова?

Мы живем в перманентной пучине забот: завалы на работе, платежки по ЖКХ, зверствующий начальник и ранние подъемы. Вся эта суета влияет на человеческую нервную систему и вызывает головные боли. Однако не только напряженный график может стать причиной ее появления, существует множество и других объяснений этому недугу.

Очень редко можно встретить человека, который не испытывал головную боль. Такая жалоба – одна из самых распространенных, по словам врачей. А хроническими головными болями страдает более 13 % населения нашей планеты.

Какие существуют виды головной боли?

Головные боли эксперты разделяют на первичные и вторичные. В первом случае выделяются около 15 видов, в 90% составляют мигрень и головная боль от перенапряжения. Исследования показывают, что 20% жителей страны страдают мигренью, а у 30% головная боль напряжения. Остальные 10% жалоб возникают из-за влияния других заболеваний.

Боль можно почувствовать в разных участках нашей головы. Каждый из них может спровоцировать или обозначать разный недуг.

Что если голова болит в висках?

Височная головная боль – самый распространенная вид головной боли.

К первичным причинам эксперты относят:

К вторичным причинам относятся:

Что делать, если болит голова в висках? – Если это происходит впервые, то нужно принять анальгетик. Если боль сохранилась после приема обезболивающих, то следует обратиться к специалисту. При появлении интенсивных и часто повторяющихся болей в висках лучше обратиться к терапевту или неврологу. Если боль – это последствие травмы, то следует записаться хирургу или травматологу.

Что если возникла головная боль в затылке?

Обычно такая сильная головная боль сковывает человека и не дает нормалью функционировать. Это очень серьезное воспаление, которое не нужно переживать самостоятельно без медицинской помощи. Обычно болит затылок головы при патологиях. Лучше не пытаться купировать недуг анальгетиками, а сразу обратиться к врачу.

Головная боль в затылочной части может быть сигналом заболеваний:

Причины головной боли в затылке:

Почему болит голова и тошнит?

Среди причин тошноты и головной боли выделяют инфекционные и незаразные заболевания, патологии нервной и сердечно-сосудистой систем. Проявляется болезнь при интоксикации и недостаточном поступлении крови к головному мозгу. Обычно эти симптомы указывают на сильную усталость и нарушения. Также такая головная боль может возникать при беременности.

Почему болит голова в области лба?

Такое явление достаточно распространено у всех возрастных групп населения. Такая боль может быть острой или хронической, возникать самостоятельно либо в комплексе с другими признаками. Боли в лобной доле возникают даже у здорового человека, поэтому однократное их появление не должно становиться поводом для беспокойства.

Если у человека постоянно болит голова в лобных долях, то существует целый ряд причин для этого:

Почему после сна болит голова?

Утренняя головная боль приносит дискомфорт на весь день. Ночной сон – это время, когда после трудного дня наш организм восстанавливает силы. Но периодически пробуждение омрачается неприятными ощущениями.

Причиной такого дискомфортного пробуждения могут стать:

Помогает ли парацетамол от головной боли?

Парацетамол – доступное и проверенное временем лекарство от разных типов боли. Препарат облегчает физическое состояние и почти не имеет побочных эффектов. Лекарство помогает взрослым и детям, только требует тщательной дозировки при использовании.

В основном парацетамол действует как болеутоляющее. Производное фенацетина угнетает выработку в организме соединений, отвечающих за чувствительность к боли – простагландинов. Одновременно воздействует на центры терморегуляции, снижая высокую температуру тела.

Парацетамол хорошо снимает головную боль при острых респираторных инфекциях. В остальных же случаях стоит применить другой анальгетик или обратиться за медицинской помощью. В некоторых случаях парацетамол будет лишь заглушать боль, но не решать проблему полностью.

Источник

Приручаем головную боль

Головная боль – одно из самых частых недомоганий. Она может застичь нас в любом месте в любое время и возникнуть практически по любому поводу. Перенапряжение на работе, перемена погоды, магнитные бури, недостаток кислорода и избыток его, изменение атмосферного давления, гипертония и гипотония, простуда с насморком и без, невралгия, остеоартроз шейного отдела позвоночника, заболевания печени и почек, гормональные нарушения – список причин вторичной головной боли можно продолжать бесконечно. А еще есть головные боли, причину которых невозможно определить. Но избавиться хочется от любой боли, причем независимо от ее причины.

Конечно, уж что-что, а дефектура средств от головной боли в наших аптеках случается редко. Но бывает, что под рукой не оказывается подходящего препарата. Или не хочется увеличивать лекарственную нагрузку на организм приемом обезболивающего. Как бы то ни было, справиться с головной болью без лекарств можно – с помощью массажа определенных точек.

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе1. Между большим и указательным пальцем руки находится точка, массаж которой помогает практически при всех видах боли. Чтобы ее найти, надо соединить вместе большой и указательный пальцы – в месте, где заканчивается межпальцевая складка, на самой высокой точке образовавшегося бугра, находится искомая точка акупрессуры. Для избавления от головной боли ее надо нажимать пульсирующими движениями в течение 1–2 минут. Затем таким же образом массировать симметричную точку на другой руке. При беременности массаж этой точки противопоказан.

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе2. Ровно посередине мочек ушей находятся симметричные биологически активные точки, которые при головной боли нужно растирать одновременно в течение 1 минуты.

3. На макушке головы на пересечении линии, делящей голову на левую и правую половины, и линии, проведенной от верхних краешков ушных раковин через верхнюю часть головы, расположена точка, которую нужно массировать сильными нажатиями (до легкой боли) подушечкой среднего пальца в течение 1–2 минут. Больной должен лежать или сидеть, слегка наклонив голову вперед.

4. Две симметричные точки находятся на шее, кзади от угла нижней челюсти, в углублении у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы (край которой хорошо прощупывается, если повернуть голову в противоположную сторону, т.е., если ищете точку с правой стороны шеи, голову надо повернуть налево). Их надо массировать одновременно подушечками средних пальцев круговыми движениями 3–5 минут.

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе5. На затылочной границе роста волос, в углублении у наружного края трапециевидной мышцы находятся симметричные точки, массировать которые нужно подушечками средних пальцев надавливающими и растирающими движениями в течение 2–3 минут.

6. При боли в висках массируйте подушечками средних пальцев симметричные точки, расположенные в небольших углублениях на височной границе роста волос на линии бровей в течение 2–3 минут.

Источник

Лечение головной боли у детей

Каковы причины головной боли у детей? Какие препараты используются при лечении головной боли? Какие немедикаментозные средства лечения головной боли применяются сегодня? Головная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто

Каковы причины головной боли у детей?
Какие препараты используются при лечении головной боли?
Какие немедикаментозные средства лечения головной боли применяются сегодня?

Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть фото Что сделать чтобы заболела голова в школе. Смотреть картинку Что сделать чтобы заболела голова в школе. Картинка про Что сделать чтобы заболела голова в школе. Фото Что сделать чтобы заболела голова в школе

Головная боль (цефалгия) у детей наблюдается достаточно часто и может служить основным, а то и единственным симптомом более чем 50 различных заболеваний. Цефалгия — это любые неприятные ощущения, возникающие в области от бровей до затылка (термин является производным от греческих слов cephal — мозг и algos — боль).

Известно, что головной болью (ГБ) страдают 80% взрослых европейцев. Можно предположить, что среди детей распространенность цефалгий примерно аналогична. До 7-летнего возраста у 75% пациентов отмечается головная боль по типу мигрени; тем не менее наиболее распространенный тип цефалгии — это головная боль напряжения [1, 2].

Классификацией Международного общества головной боли предусматриваются следующие цефалгии: мигрень; ГБ напряжения; кластерная (пучковая) ГБ и хроническая пароксизмальная гемикрания; ГБ, не связанная со структурным поражением мозга; ГБ вследствие травмы головы; ГБ вследствие сосудистых заболеваний; ГБ вследствие внутричерепных несосудистых заболеваний; ГБ вследствие приема некоторых веществ или их отмены; ГБ вследствие внемозговых инфекций; ГБ вследствие метаболических нарушений; головная или лицевая боль вследствие патологии черепа, шеи, глаз, ушей, носа, придаточных пазух, зубов, рта, а также других лицевых или черепных структур; краниальные невралгии, боли при патологии нервных стволов и деафферентационные боли; неклассифицируемая ГБ [3]. Все эти виды цефалгии могут отмечаться и у детей, хотя на практике чаще встречаются мигрень, головная боль напряжения и кластерная (пучковая) головная боль.

В целом в этиопатогенезе цефалгии источниками боли могут служить участки твердой мозговой оболочки; артерии основания мозга и внутричерепные артерии; ткани, покрывающие череп; нервы (среди них черепные нервы — тройничный, языкоглоточный, блуждающий, а также первый и второй шейные спинномозговые корешки) [1]. Морфо-функциональной основой периферического отдела системы, ответственной за болевую чувствительность, являются тройничный нерв и ядро его спинномозгового пути. Болевыми рецепторами обладают твердая мозговая оболочка и крупные кровеносные сосуды, а также чувствительные окончания волокон второго шейного корешка спинного мозга. Описанные системы формируют различные варианты головной боли [4].

Головная боль может вызываться интракраниальными поражениями, такими как субдуральные и внутримозговые гематомы, субарахноидальные кровоизлияния, тромбозы, артериовенозные мальформации, абсцесс мозга, менингит, энцефалит, васкулит, обструктивная гидроцефалия, состояние после люмбальной пункции, ишемическое нарушение мозгового кровообращения, растяжение или воспаление крупных внутричерепных сосудов, повреждения твердой оболочки основания мозга и чувствительных черепных нервов. Из экстракраниальных причин головная боль вызывается синуситами, повреждениями шейного отдела позвоночника, синдромом височно-нижнечелюстного сустава, гигантоклеточным артериитом, глаукомой, нейропатией зрительного нерва и заболеваниями зубов. Существуют также «общие» причины головной боли: лихорадка, вирусемия, гипоксия, гиперкапния, артериальная гипертония, аллергия, анемия, а также действие сосудорасширяющих веществ (нитритов, угарного газа и т. д.) [5].

Ниже рассматриваются патофизиологические особенности трех основных разновидностей головной боли у пациентов детского возраста, поскольку именно этими особенностями обусловлены различные подходы к лечению.

Мигрень. Для классической мигрени характерны две фазы приступа: в первой фазе возникает сосудистый спазм, вызывающий церебральную ишемию и различные очаговые симптомы, запускающие приступ; во второй фазе (транскраниальной и экстракраниальной вазодилатации) начинается пульсирующая ГБ, которая распределяется в области иннервации тройничного нерва и верхних цервикальных корешков [6]. При мигрени с аурой в механизме развития ГБ задействована пароксизмальная деполяризация нейронов коры головного мозга. В первой фазе приступа в области затылочного полюса мозга наблюдается распространяющаяся со скоростью 2 мм в минуту корковая депрессия. В области распространения волны возникают глубокие изменения ионного распределения, приводящие к снижению уровня мозгового кровотока. Церебральная ишемия является результатом констрикции артериол. Наиболее характерный признак классической мигрени — общая гиповолемия в задней части мозга [7]. ГБ вызывается воздействием распространяющейся депрессии на волокна тройничного нерва на мозговых оболочках, при этом высвобождаются вазоактивный кишечный пептид, вещество Р и некоторые другие пептиды [8]. Факторы, запускающие механизм распространяющейся кортикальной депрессии, весьма многочисленны. Среди них любые нарушения гомеостаза калия, генетическая предрасположенность, стрессы, алиментарные факторы, а также высвобождение вазоактивных пептидов из тригемино-васкулярной системы.

При простой мигрени (без ауры) отсутствуют значимые изменения мозгового кровотока, а сами механизмы ее развития труднообъяснимы [9]. Помимо сосудистых изменений (характерных для классической мигрени), при простой мигрени отмечаются нарушения метаболизма и концентрации нейротрансмиттеров (серотонина и его метаболитов).

Причиной развития мигрени могут служить простагландин Е1, тирамин или фенилэтиламин (два последних амина содержатся в шоколаде и сыре) [10].

Головная боль напряжения. Ранее считалось, что этот вид головной боли — прямое следствие повторных сокращений мышц шеи и висков, приводящих к локальной ишемии этих структур. В последние годы рассматривают ряд других звеньев патогенеза, включая задействованность «триггерных» точек некоторых мышц (трапециевидной, грудинно-ключично-сосцевидной, подзатылочной, височной и др.), сдавление сосудов спазмированной мышцей с венозным застоем, распространение боли на височную, околоушную и затылочную области вследствие дисфункции височно-нижнечелюстного сустава, нарушение смыкания зубов верхней и нижней челюстей и т. д.

Кластерная (пучковая) головная боль. Патогенез болезни пока мало изучен и не вполне ясен, хотя известно, что при этом типе ГБ в наружной яремной вене отмечается повышение содержания некоторых болевых пептидов (кальцитонин генсвязанного и интестинального пептида). Вследствие этого предполагается нейрогенное происхождение кластерной головной боли с активацией чувствительных волокон тройничного нерва. Определенную роль могут играть дефект хеморецепторов каротидных телец на стороне боли, а также нарушения секреции отдельных гуморальных факторов (мелатонин, кортизол, тестостерон, β-эндорфин, β-липопротеин, пролактин).

Симптоматика головной боли. В каждом конкретном случае симптомы головной боли определяются типом имеющейся цефалгии. Ниже приводятся особенности различных видов хронической и рецидивирующей головной боли по ряду показателей (характеру, локализации, длительности приступа, периодичности, сопутствующим симптомам). Простая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — одно- или двусторонняя; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Классическая мигрень: характер ГБ — пульсирующий; локализация — односторонняя; длительность приступа — 3-12 часов; периодичность — спорадические приступы (до нескольких раз в месяц); сопутствующие симптомы — зрительная аура, тошнота, рвота, недомогание, светобоязнь. Лицевая мигрень: характер ГБ — тупая или пульсирующая; локализация — односторонняя, в нижней половине лица; длительность приступа — 6-48 часов; периодичность — спорадические приступы; сопутствующие симптомы — тошнота, рвота. Кластерная головная боль (гистаминовая цефалгия Хортона): характер ГБ — острая, сверлящая; локализация — односторонняя (преимущественно в области глазницы); длительность приступа — 15-20 минут; периодичность — периоды ежедневных приступов чередуются с длительными ремиссиями; сопутствующие симптомы — на стороне боли могут отмечаться слезотечение, гиперемия лица, заложенность носа и симптом Горнера. Психогенная головная боль: характер ГБ — тупая, сжимающая; локализация — диффузная двусторонняя; длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, тревожность. Невралгия тройничного нерва: характер боли — стреляющая; локализация — в зоне иннервации тройничного нерва; длительность приступа — кратковременная (15-60 секунд); периодичность — много раз в день; сопутствующие симптомы — выявляются триггерные зоны. Атипичная лицевая боль: характер ГБ — тупая, локализация — одно- или двусторонняя, длительность приступа — часто постоянная; периодичность — часто постоянная; сопутствующие симптомы — депрессия, иногда психоз. Головная боль при синуситах: характер ГБ — тупая или острая; локализация — одно- или двусторонняя, в области придаточной пазухи; длительность приступа — варьирует; периодичность — спорадическая или постоянная; сопутствующие симптомы — выделения из носа [11].

Диагностика. Конкретный диагноз у детей устанавливается преимущественно на основании клинических признаков и вышеупомянутых критериев цефалгических синдромов. Помощь в диагностике могут оказать так называемые дневники головной боли, некоторые лабораторные и инструментальные исследования (рентгенография черепа, компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головного мозга, ЭЭГ, транскраниальное допплерографическое исследование сосудов головного мозга). Важным диагностическим мероприятием является консультация окулиста, а при подозрении на наличие у пациента депрессии требуется консультация детского психиатра.

Диагноз «мигрень» обычно устанавливают на основании собранного анамнеза, при этом каких-либо выраженных изменений при тщательном физикальном, неврологическом и офтальмологическом осмотрах выявить не удается. Диагностика большинства других цефалгических синдромов осуществляется с использованием аналогичного алгоритма.

Подходы к лечению головной боли

Далеко не все средства, используемые при лечении ГБ у взрослых, могут применяться в педиатрической практике вследствие возрастных ограничений. Классическим примером служит анальгин (метамизол натрия), который в мировой практике не назначается детям до 14-летнего возраста (в РФ — до 6 лет). Другим средством, применять которое у пациентов до 16-летнего возраста следует с осторожностью, является ненаркотический анальгетик напроксен (наликсан).

Ниже перечислим современные подходы к лечению трех основных цефалгических синдромов — мигрени, кластерной головной боли и головной боли напряжения.

Лечение мигрени. Профилактическое лечение проводят только при рецидивирующих цефалгиях, устойчивых к используемым средствам неотложной терапии [5]. Мигренозные приступы подлежат лечению только тогда, когда речь идет о часто повторяющихся тяжелых приступах, мешающих активной жизни ребенка [12]. В ряде случаев приходится рассчитывать лишь на частичный эффект, хотя назначение вазоконстрикторов типа эрготамина и/или кофеина при первых симптомах приступа может помочь его купировать (в РФ широко употребляется препарат кофетамин, сочетающий оба упомянутых компонента). Его назначают детям старше 10 лет двукратно, с интервалом 30 минут, по 1 таблетке на прием (в каждой таблетке 0,1 г кофеина и 0,001 г эрготамина тартрата). Назначение простых (ненаркотических) анальгетиков (парацетамола и др.) зачастую оказывается не менее эффективным.

При остром приступе мигрени режимные моменты должны сочетаться с приемом анальгетиков: отдых ребенка в постели (в темной комнате) и прием парацетамола или ацетилсалициловой кислоты. Последняя в педиатрии используется с осторожностью (у детей до 2 лет — только по жизненным показаниям) во избежание развития синдрома Рея [13]. Именно парацетамол (в дозе 15 мг/кг/сутки) — наиболее эффективное и безопасное средство, назначаемое при мигренозных приступах умеренной и сильной выраженности. Ацетилсалициловая кислота эффективна лишь при легких приступах [14]. Другие препараты для лечения сильных приступов — напроксен, ибупрофен, фенацетин или кофеин (отдельно или в сочетании с другими лекарственными средствами).

Для детей старше 10 лет препаратом выбора считается эрготамин. Его назначают перорально в самом начале приступа (доза зависит от используемой лекарственной формы, продолжительность курса лечения не должна превышать 7 дней). Препарат противопоказан детям, у которых в констрикторной фазе приступа отмечается гемианопсия или гемипарез.

Фенацетин, как и парацетамол, относится к ненаркотическим анальгетикам. Применяется 2-3 раза в день в сочетании с такими средствами, как анальгин (с учетом возраста), кофеин и др. Его использование ограничено из-за наличия побочных эффектов (аллергических реакций, «фенацетинового» нефрита, метгемоглобинемии, анемии и т. д.) [15]. Фенацетин назначают из расчета (разовая доза) 0,15 г — для 3-4-летних пациентов, 0,2 г — для детей 5-6 лет, 0,25 г — для 7-9-летних и 0,25-0,3 г — для 10-14-летних детей (для пациентов до 1 года — по 0,025-0,05 г, до 2 лет — по 0,1 г на прием). В РФ фенацетин выпускается преимущественно в таблетках, содержащих по 0,25 г собственно фенацетина и ацетилсалициловой кислоты, 0,05 г кофеина). Фенацетин входит в состав комбинированных средств (асфена, кофицила, новомигрофена, пиркофена, седальгина, цитрамона и т. д.).

Ибупрофен (бруфен) — нестероидное противовоспалительное средство (НПВС). Детям назначается из расчета 20-40 мг/кг/cутки (3-4 раза в день, per os или ректально) [13].

Напроксен — еще одно НПВС, назначаемое детям в возрасте до 5 лет из расчета 2,5-5 мг/кг/сутки в 1-3 приема (продолжительность лечебного курса — до 14 дней), а пациентам старше 5-летнего возраста — в дозе 10 мг/кг/сутки [16].

Кофеин — психомоторный стимулятор, используется в комбинации с другими лекарственными веществами (анальгетиками и т. д.). Детям старше 2 лет (до этого возраста препарат не назначают) кофеин дозируют по 0,03-0,075 г на прием (2-3 раза в день). Кофеин входит в состав комбинированных таблеток (кофетамина, аскофена, новомигрофена, кофицила, пирамеина, цитрамона и др.).

Суматриптан (селективный агонист 5-НТ1-рецепторов) эффективен при лечении мигренозных приступов у взрослых. Однако при лечении детей с мигренью суматриптан не обладает какими-либо преимуществами по сравнению с ибупрофеном [17].

Профилактическое лечение. Пропранолол детям назначают внутрь в начальной дозе 0,5-1,0 мг/кг/сутки 2 раза в день, поддерживающая доза — 2-4 мг/кг/сутки. При наличии сердечной недостаточности или бронхоспазма препарат не применяется [13, 16].

Флунаризин — блокатор кальциевых каналов. Детям с весом до 40 кг назначается в дозе 5 мг 1 раз в сутки. Остальным категориям детей флунаризин назначают так же, как взрослым (по 20 мг 1 раз в первые 2 недели профилактического лечения, затем по 5-10 мг/сутки в 1-2 приема) [13].

Антиконвульсанты класса фенобарбитала или вальпроевой кислоты в ряде случаев позволяют предотвратить приступ, но назначаются только при часто повторяющихся приступах. Дозировки для обоих антиконвульсантов подбирают индивидуально (под контролем врача).

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин и др.) редко используются для профилактики мигрени (чаще эти препараты применяются при головной боли напряжения).

Симптоматические средства. При тошноте и рвоте применяется метоклопрамид (церукал, реглан) в дозе 0,5 мг/кг (внутривенно, внутримышечно или внутрь). В этом случае также используют хлорпромазин (нейролептик из группы фенотиазиновых производных) и прохлорперазин [5].

Хлорпромазин. Для достижения быстрого эффекта можно использовать до 3 возрастных доз препарата (внутривенно) через каждые 15 минут. При парентеральном введении у детей старше года разовая доза составляет 250-500 мкг/кг (максимальная доза у детей в возрасте до 5 лет или с массой тела до 23 кг достигает 49 мг/кг/сутки, а в возрасте 5-12 лет или с массой тела 23-46 кг — 75 мг/кг/сутки). При приеме внутрь пациентам в возрасте 1-5 лет препарат назначают в суточной дозе 500 мкг/кг (каждые 4-6 часов), детям старше 5 лет — от 1/3 до 1/2 дозы взрослого (разовая доза для взрослых составляет 10-100 мг, суточная — 25-600 мг). Максимальная доза для детей до 5 лет при приеме внутрь — 40 мг в сутки, для пациентов старше 5 лет — 75 мг в сутки [16].

Немедикаментозные методы лечения мигрени

Диетотерапия. Поскольку пищевая аллергия нередко играет роль пускового фактора мигрени и у детей, рекомендуется исключать из рациона ребенка, страдающего мигренью, ряд продуктов (молоко, сыр, яйца, шоколад, апельсины, изделия из пшеничной и ржаной муки, помидоры и т. д.) [18]. Следует избегать продуктов с такими пищевыми добавками, как глутаминат натрия и нитриты [19].

Среди других немедикаментозных подходов к профилактическому лечению мигрени следует упомянуть занятия ушу, каратэ, йогой, тренинговую систему «биологической обратной связи», иглорефлексотерапию.

Лечение кластерной головной боли. В терапии острых приступов заболевания широко используется суматриптан. Менее эффективными средствами считаются НПВС и производные эрготамина. Вдыхание чистого кислорода также входит в число лечебных мероприятий при развитии приступов кластерной головной боли (ингаляции 100%-ного кислорода).

Профилактическое лечение пучковой головной боли предусматривает назначение β-адреноблокаторов (пропранолола и др.), карбамазепина, препаратов лития, а также преднизолона (курсом продолжительностью не более 5 дней) и блокаторов кальциевых каналов (верапамила) [20]. Дозировка пропранолола приведена выше.

Карбамазепин (тегретол, финлепсин) — антиконвульсант (производное иминостильбена). Средняя суточная доза препарата (внутрь) составляет 20 мг/ кг/сутки (в среднем у детей до года — 0,1-0,2 г, 1-5 лет — 0,2-0,4 г, 5-10 лет — 0,4-0,6 г, 10-15 лет — 0,6-1,0 г/сутки) [15].

Из препаратов лития чаще используется лития карбонат (контемнол, седалит). Это нормотимическое средство принимают во время еды, запивая его водой или молоком. При этом контролируют содержание в крови лития, поддерживая его концентрацию 0,5-1,0 ммоль/л. При дозе лития карбоната, составляющей 1,0 г/сутки, нормализации концентрации лития следует ожидать через 10-14 дней. Курс профилактической монотерапии препаратами лития карбоната должен составлять не менее 6 месяцев [13].

Преднизолон. При необходимости в первые дни лечения этот кортикостероидный гормон назначают (per os) из расчета 1-1,5 мг/кг массы тела/сутки, затем дозу уменьшают и препарат отменяют [16].

Верапамил (изоптин, феноптин) — блокатор кальциевых канальцев. Принимается внутрь во время или сразу после еды (в 2-3 приема). Препарат запивают достаточным количеством жидкости. Для детей в возрасте 1-15 лет дозировка составляет 0,1-0,3 мкг/кг/сутки (разовая доза не более 2-5 мг) [13, 16].

Лечение головной боли напряжения. При данном заболевании ведущая роль принадлежит лечению НПВС. Кроме того, может использоваться комбинация НПВС с диазепамом (седуксеном, реланиумом). Последний назначают (при приеме внутрь) в следующей разовой дозировке: 1-3 года — 0,001 г, 3-7 лет — 0,002 г, 7 лет и более — 0,003-0,005 г [13].

Тизанидин (сирдалуд) — миорелаксант центрального действия, широко используемый в терапии ГБ напряжения у взрослых. Опыт его применения у детей ограничен [16].

Трициклические антидепрессанты (амитриптилин, имипрамин). Независимо от возраста и пути введения (внутрь, внутримышечно, внутривенно) амитриптилин назначают с 0,05-0,075 г/сутки, постепенно увеличивая дозу на 0,025-0,05 г до достижения эффекта [15]. Имипрамин (мелипрамин, имизин) детям назначают начиная с 0,01 г 1 раз в день, постепенно (в течение 10 дней) дозу увеличивают до 0,02 г детям 1-7 лет, до 0,02-0,05 г — детям 8-14-летнего возраста (пациентам старше 14 лет — до 0,05 г и более в день).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *