Что сделать чтобы вернуться в прошлое
Как вернуться в прошлое и прожить заново? Как изменить событие в прошлом? Что такое время?
Здесь приведены мои рассуждения на эту тему и попытки понять, куда двигаться дальше, чтобы откат назад во времени и изменение своего прошлого в реальности когда-нибудь стало возможным, как сейчас с лёгкость возможно то, что ещё 50-100 лет назад казалось фантастикой. Статья написана для тех, кто хочет лучше разобраться в понимании сути времени, а также для мотивирования энтузиастов заняться практическими исследованиями и экспериментами по созданию агрегатов для перемещения в прошлое / изменения его, а также организационной работы по привлечению учёных, лабораторий, финансов для решения этой проблемы.
Я верю, что в будущем (даже в обозримом) появятся какие-то хронотехнологии, которые дадут возможность нам в жизни, как в компьютере, нажать кнопку «отмена».
С прошлым всё сложнее, так как не разработана не только физика перемещения в прошлое, но даже и логика неоднозначна. Варианты логики при перемещении в прошлое.
Классический вариант. Окружающий мир для испытателя отгоняется назад во времени, а сам испытатель (тело и мозг) продолжают идти в будущее. Например, 25-летний испытатель переместится на 20 лет в прошлое, и ему там так же будет 25 лет, но он ещё и встретит в прошлом себя 5-летнего. Этот вариант маловероятен, потому что можно собрать рядом бесконечное число своих копий, перемещаясь каждый раз всего на секунду назад (каждая копия будет младше предыдущей на 1 сек), и во Вселенной просто не хватит вещества для такого количества копий. А также возникают другие парадоксы типа «убитого дедушки» (правда, его обычно гипотетически решают так, что при перемещении в прошлое создаётся параллельная реальность, с которой путешественник не связан причинно-следственными связями, но это всё лишь теория).
В дальнейших рассуждениях я буду рассматривать в качестве перемещения в прошлое вариант 2 как наиболее реальный и наиболее полезный для жизни каждого человека, кто хочет изменить какие-то события в своём прошлом.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ, или почему нельзя предсказать будущее
Если полететь в будущее (путём замедления времени), затем вернуться в прошлое, а потом снова улететь в будущее, то будущее2 будет отличаться от будущего1. Причина в том, что когда мы летим в прошлое, мы стираем всю информацию о событиях, прошедших со времени этого «прошлого» (т.к. отгоняем назад время), т.е. возвращаемся в исходное состояние, в котором у людей и природы снова появляется свобода выбора. И им ничто не может помешать поступить иначе, чем в «первый» раз (будущее1). Конечно, люди будут руководствоваться здравым смыслом и законами физики, но всегда будут случайности, которые и будут вносить изменения.
В будущее (в 2020-й) летим путём замедления времени, т.е. замедляемся и смотрим, как с огромной скоростью (с нашей точки зрения) человечество и планета начинают проживать эти 7000 лет до 2020-го.
Это ещё круче, чем «эффект бабочки»: прилетев в прошлое, даже не надо никого давить: сам факт нашего перемещения в прошлое уже вносит изменение в него и обеспечит другое будущее.
Кроме того, «парадокс дедушки» может произойти, даже если вы его не убьёте в прошлом: это может сделать кто-то другой, да и просто из-за свободы выбора ваши дедушка с бабушкой могут не встретиться в новой ветке событийности.
Физические принципы перемещения в прошлое
Верный способ перемещения в прошлое: т.к. перемещение в будущее возможно уже сейчас, то перемещаемся в будущее вплоть до того момента, когда люди изобретут машину времени для прошлого, и пользуемся.
Что значит «вернуться в прошлое»?
Но логикой мы понимаем, что t1
Возможно, это будет что-то вроде блокчейна: там каждый следующий блок содержит ссылку на предыдущий (точнее, хэш предыдущего), таким образом можно распутать всю цепочку. Может быть, с положениями частиц точно так же: по текущему можно будет вернуть предыдущее и так далее, по частям (микрошагами). Для этого надо попытаться вернуться назад во времени (или вернуть назад во времени локальный участок пространства) хотя бы на секунду, миллисекунду, планковское время.
Одним из препятствий видится то, что развернуть назад события всей Вселенной невозможно, потому что потребуется аппарат размером больше самой Вселенной. Однако вспомним про перемещение в будущее путём замедления времени: для замедлившегося человека видится, что окружающий мир, все процессы в нём ускорились, а по окончании замедления времени он увидит, что это не мираж, а действительно мир убежал вперёд во времени. Однако человек здесь не создавал никакого гигантского аппарата для ускорения времени всей Вселенной! Однако эффект ускорения времени окружающего мира проявился и без этого.
Отсюда следует, что нам необходимо что-то подобное и для отгона Вселенной в прошлое: не реальный аппарат размерами больше Вселенной, а эффект, относительно которого время Вселенной будет идти назад.
Насколько это сложно? Чем дальше в прошлое, тем бОльшие вычислительные мощности нужны. Уже появились квантовые компьютеры, которые приближаются к решению подобных проблем. Они работают на порядки быстрее даже суперкомпьютеров. Физикам и инженерам удалось организовать систему так, что она превзошла все предыдущие.
Однако мало иметь мощные технологии, важно ещё направить их в нужное русло. Много ли лабораторий всерьёз занимается исследованиями, как вернуть/изменить своё прошлое? Большинство же учёных (тот же Стивен Хокинг) уверяют нас, что это невозможно, нарушится причинность и т. д. Как видите из статьи, эта проблема обходится. Иными словами, для решения такой проблемы нужно подключать как можно больше мыслящих людей, использовать мозговой штурм и организовывать процесс исследования.
Нужна ли нам машина времени для прошлого? Безопасно ли изменять прошлое?
С одной стороны, возврат в прошлое откатит и все технологии обратно, в прошлое. Такое людям не нужно. С другой стороны, можно локально вернуть прошлое, например, спасти погибшего человека, изменив прошлое, или изменить собственное решение в прошлом, не затрагивая прошлое положение частиц других людей (по крайней мере, напрямую). Поэтому, обходя все парадоксы и отрицательные явления, решая спорные моменты, можно сказать, что технология возврата прошлого, утраченного локального состояния вполне имеет право на существование.
Друзья, пишите в комментариях мысли на эту тему, устраивайте мозговой штурм, подавайте свежие идеи, как практически воплотить в реальность перемещение назад во времени и исправить там свои ошибки (желательно на современном уровне развития технологий). Не зацикливайтесь на ТО Альберта, она работает для перемещения в будущее; возможно, для прошлого подойдёт другой принцип.
Как вернуться в прошлое: заклинание, которое работает
Можно ли вернуться в прошлое чтобы исправить большую ошибку? Или изменить свою жизнь? Да, и это не так сложно. Главное поверить в результат и тогда вы сможете достичь ошеломляющих результатов!
Мельчайшие события, происходящие сейчас, оставляют о себе память в виде тонких «эфирных» отпечатков. А если в такие не видимые обычным глазом картины входить с помощью ритуалов — изменяя рисунок прошлого, реально изменить настоящее. То есть на физическом уровне былое останется, но его влияние на сегодня станет другим.
Обряд: запускаем «машину времени»!
В прошлом можно, например, отстоять своё мнение в важном разговоре, если веские доводы и решимость появились только сейчас. Или — переиграть событие с использованием фантастических средств. Ведь легко «вернуться», скажем, с визуализированным на ходу аппаратом для чтения мыслей.
Из точки прибытия вы при желании сумеете попасть в ещё более раннюю ключевую точку. Скажем — чтобы узнать, почему образовалась ситуация, которую хотите исправить. Порой путешествие к первоисточнику в прошлое решает даже такие проблемы, как лишний вес. Задают конечную точку как «событие, подтолкнувшее к полноте». Увидев и исправив ситуацию, которую неосознанно приходится «заедать», человек нормализует массу тела.
Как это работает?
Чтобы вернуться в прошлое, сначала возьмите в руки семечко или крупинку, запомните ощущения. Потом 7 раз произнесите заклинание, закройте глаза и расположите кисти рук ладонями вверх. Через несколько секунд после прочтения волшебных слов появится чувство, что на ладони лежит зёрнышко.
Сожмите кулак, «зерно» растворится в теле и вас вынесет прямиком в прошлое — куда пожелали. Обратите внимание на ландшафт минувшего времени. Если вы видите ямы и рытвины, которых в реальности не было, их нужно мысленно залатать — поскольку это неявные символы препятствий. Возврат же в настоящее совершится сам по себе.
Как вернуться в прошлое: заклинание (белая магия)
Времени зерно, вечности часов песчинка, стань моим даром, в прошлое позови, исправить всё разреши. Да будет так!
Как с помощью магии вернуться в прошлое: меняем настоящее и будущее
Как вернуться в прошлое в домашних условиях чтобы изменить настоящее? Или даже будущее? И вообще – настолько эта мысль фантастична? Очень даже реалистична! Прошлое бывает приятно вспоминать, а иногда его хотелось бы улучшить. Итак, как с помощью магии вернуться в прошлое: один из самых эффективных способов (и да, это действительно работает!).
Вообще — есть ритуалы для возвращению в былые дни. В таких обрядах ценно то, что прошлое можно изменить. Как следствие — меняется настоящее и будущее. Итак, как вернуться назад и исправить большую ошибку? Или просто изменить свою жизнь? Читаем далее!
Как с помощью магии вернуться в прошлое: ритуал
Если найдут обряд по физическому перемещению в прошлое, это будет открытие века. Но можно при помощи духовных сил отправиться в образ, оставленный событиями. И как лечение невидимой души излечивает тело, так и путешествие в незримое вносит реальные коррективы.
Определите момент, в который хотите вернуться. Например, «за минуту до первого свидания» или —обозначьте время, день и место (если помните). Выбирать можно любую точку с момента рождения и до сегодня.
Возьмите стрелочный будильник и поверните циферблатом к зеркалу. Теперь в отражении время идёт в обратную сторону. Другой вариант — чтобы скрыть обряд, положите на небольшое зеркальце часы лицевой частью к стеклу и заверните. Путешествие в прошлое начнётся, как только вы закроете глаза и начнёте повторять мысленно:
Стрелки вспять, маятник назад, прошлое в настоящем.
Вскоре перед глазами возникнут время и место, задуманные вами. Если захотите — поменяйте всё на новый лад, тем самым исправив и реальную жизнь. Кстати, не все догадываются представить в прошлом себя с волшебной палочкой в руке. А ведь это — самое простое и эффективное решение проблем. Для возвращения в настоящее так и скажите мысленно «Завершено!».
Путешествия во времени: можно ли вернуться в прошлое и изменить его?
В классической физике, располагая полными данными о настоящем (вспомним Лапласа), можно восстановить картину прошлого. Это соответствует интуитивному убеждению в существовании определенного прошлого. Но квантовая физика утверждает, что при самом детальном наблюдении настоящего ненаблюдаемое прошлое неопределенно и представляет собой сумму предысторий.
По словам Хокинга, одно из следствий теории квантовой механики заключается в том, что события, произошедшие в прошлом, не происходили каким-то определённым образом. Вместо этого они могли происходить всеми возможными способами. Это связано с вероятностным характером вещества и энергии согласно квантовой механике: до тех пор, пока не найдётся сторонний наблюдатель, материя будет находиться в неопределённости. Стивен Хокинг пишет: «Независимо от того, какие воспоминания вы храните о прошлом в настоящее время, прошлое, как и будущее, неопределённо и существует в виде спектра возможностей».
Как же возможно сочетание классической физики с неопределенностью и непредсказуемостью квантовой механики? Вероятно, происходит примерно то же, что и в специальной теории относительности: теория начинает действовать в «экстремальных обстоятельствах». Для движущегося объекта влияние скорости на массу становится заметным при приближении к скорости света, а время постепенно все больше замедляется вплоть до полной остановки.
В каких экстремальных условиях квантовые законы и, как следствие, исчезновение измерения времени могут проявиться на уровне Вселенной? Очевидно, когда Вселенная сравнима размерами с атомным ядром. Именно это подразумевает теория Большого взрыва. Все начинается с сингулярности – точки, в которой температура, плотность и искривление Вселенной бесконечны. Из этой точки Вселенная начинает расширяться, и ее расширение продолжается до сих пор.
Обратив вспять расширение, мы увидим, как содержимое Вселенной сближается, все более сжимаясь. В конце концов, в самом начале космической истории весь мир находится в состоянии бесконечного сжатия и стянут в точку – в сингулярность. Общая теория относительности Эйнштейна утверждает, что форма пространства-времени определяется распределением энергии и материи. И когда энергия и материя бесконечно сжаты, то пространство-время тоже сжато – оно просто исчезает.
Предположение, что Вселенная расширяется – вопреки прежней статичной модели, – было подтверждено в 1929 году астрономом Эдвином Хабблом на основании наблюдений за спектром звезд. Если проследить историю расширяющейся Вселенной вспять, Вселенная будет уменьшаться, пока в момент Большого взрыва не обратится в сингулярность. В этой точке действуют законы квантовой механики: частицы движутся всеми возможными путями, и Вселенная может иметь бесконечное множество предысторий прошлого.
Что же происходит со временем?
Общая теория относительности объединяется с квантовой теорией: искривление времени-пространства настолько велико, что все четыре измерения ведут себя одинаково. Иными словами, времени как особого параметра нет. А если времени нет, то нет и возможности говорить о начале Вселенной во времени, что устраняет проблему творения из ничего. Таким образом, сингулярность в начале Вселенной является не событием во времени, а скорее временной границей или краем. До момента t = 0 никакого времени не было. Поэтому не было и времени, когда преобладала пустота или Ничто. И не было никакого «возникновения» – по крайней мере во времени. Вселенная имеет конечный возраст, хоть и существовала всегда, если под «всегда» подразумевать все моменты времени. Вековой парадокс разрешается!
Современный русский писатель Виктор Пелевин в книге «Лампа Мафусаила» устами героев пересказывает гипотезу о неопределенном прошлом:
«– Ну вот, например, человек отправился в прошлое, встретился со своим отцом и помешал ему познакомиться с матерью. Выходит, он уже не родится на свет и не сможет попасть из будущего в прошлое. И не сможет помешать своим родителям познакомиться. (…) Методом исключения получаем, что отправиться в прошлое нельзя…
– Да, логично. Вот только Вселенная устроена не вполне в соответствии с вашей логикой. Есть у нее такой недостаток…
– Вы можете объяснить этот парадокс?
– Могу. Вы родитесь все равно. (…) Наши физики, которые обучались у бородачей, называют это законом симулятивной компенсации. Или законом сохранения следствий. По этому закону, когда из прошлого убирают действовавшую в нем причину или добавляют новую, будущее остается таким же, только получает новый комплекс причин. Если вы помешаете своему отцу встретиться с матерью, выяснится, что она забеременела от кучера. На месте воспоминаний о вашем отце окажется память об очень похожем отчиме. (…) Отклонения будут, но их сумма окажется ничтожной и скоро сойдет на нет. (…)
Кто про это будет помнить после вашей кончины? Что вы такое для космоса? Как не ковыряйтесь в прошлом, в настоящем все останется по-прежнему. Как говорят физики, Вселенная сдвинется в параллельную проекцию с минимальным общим искажением информации – то есть во всех практически значимых смыслах вернется в прежнее состояние. (…) Искажения скомпенсируются, и сходящиеся волны следствий погасят друг друга. Выглядеть все будет весьма нелепо – дичайшие натяжки и совпадения, прямо как в обратной съемке… впрочем, вы и прямой ведь не видели».
Как путешествовать во времени: все способы и парадоксы
Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, — и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.
Разбудите, когда наступит будущее
Самая простая задача для путешественника во времени — попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени — со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.
В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.
Этот метод «попадания» не устаревает
С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), — а это уже полноценное путешествие во времени!
Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать — поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.
Быстрее света
Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.
Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.
Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли — нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме «Интерстеллар», сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.
Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)
Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света — даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и стал «попаданцем» при дворе короля Артура.
Конечно, в прошлое летать интереснее — как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях — борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?
Причина или следствие?
Ответ на вопрос о предопределении — как и сама концепция путешествия во времени — зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.
Терминаторам законы физики не указ
В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество — уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.
Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.
Если жанр фильма — комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача — выпутаться из собственных проблем
Можно заявить, что время — единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.
Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, — более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается — в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал Роберт Хайнлайн в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.
Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут
О сериале
«Тьма»: атмосферный триллер по-германски
Первый немецкий сериал от Netflix часто сравнивают с «Очень странными делами». На самом деле это совершенно разные истории…
Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток — и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии «Назад в будущее» за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун — но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.
В общем, однопоточное время — штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.
Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)
Раздвоение времени
Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно — и никаких парадоксов!
Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)
Смотрите также
Параллельные миры в науке и фантастике
Идея, что наша Вселенная не одна, может показаться фантастикой, но сегодня она принимается как научный факт.
Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты — всего лишь вероятность.
Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в «Тёмной башне». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.
Квантовый подход в последнее время популярен — отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.
Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!
Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал — а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое — например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.
«Квантовый» подход виден и в «Докторе Кто»: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» — событиях, которые нельзя изменить или обойти, — значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.
Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей — или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно — и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример — лангольеры Стивена Кинга, которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.
Как работает машина времени
На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени — вопрос второстепенный. Со времён Герберта Уэллса машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.
Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!
Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться — набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени — из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!
DeLorean DMC-12 — редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com [CC BY-SA 4.0] )
Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!
Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время — чем и воспользовался герой «Интерстеллара».
В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.
Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры
Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия — кто его разберёт? Главный вопрос — как выбраться обратно!
Чего сделать нельзя
Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, — поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?
Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)
О фильме
«Твоё имя»: шедевр Макото Синкая
Ещё одна волшебная притча — возможно, лучшая в карьере режиссёра. И самое кассовое аниме в Японии.
В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится — всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным — да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS — попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.
Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)
Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.
И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы — это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?
Парадокс на парадоксе
Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», — в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».
— У вас бывает дежа-вю?
— А разве ты меня об этом уже не спрашивала?
Смотрите также
Фильмы, похожие на «День сурка»
Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о…
Зациклить можно один день или несколько — главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.
Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей — особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).
Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега Стивен Стрэндж ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, — и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».
О фильме
Грань будущего
Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию — синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» Роберта Асприна временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя — уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть — цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом — и герой, например, может опоздать вернуться.
Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными — отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, — и уж тем более не мог вернуться «домой».
Крутим время
Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город
Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, — изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?
Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя — очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль — причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, — ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!
Застывшие во времени враги — это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично
Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты — люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая — предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!
Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?