Что сделать чтобы ребенок не воровал
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».
Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.
Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.
Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.
Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа,можно прямо спросить: «Ты взял ее?» Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенкапостарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.
Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.
Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.
Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.
Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.
Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.
Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.
Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.
Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
20 февраля 2021 года
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?
Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».
Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.
Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Содержание:
Феномен детского воровства
Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?
Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.
Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.
Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
Почему дети воруют?
Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:
1. Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения
В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.
Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.
В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.
2. Ощущение ребёнком своей неполноценности
В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.
Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.
Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.
Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.
Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.
3. Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»
Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.
Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.
Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.
4. Клептомания
Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.
Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.
5. По принуждению
У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.
Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».
В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.
Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.
Кражи детей разного возраста
Дошкольный возраст
Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».
Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.
Школьный возраст
В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.
⠀
Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.
Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.
Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.
Подростковый возраст
В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.
Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».
Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.
Ошибки родителей
Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:
Как правильно реагировать на случаи детского воровства?
Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку
Если ребёнок украл деньги
Как отучить ребёнка красть: советы психолога
В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.
Профилактика детского воровства
Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:
Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.
Ребенок ворует. Причины и 12 советов: что делать?
Каждый ребенок хотя бы один раз присваивал чужие вещи. И каждый, после совершения кражи страдает, причем даже если воровство становится привычкой или переходит в болезнь клептоманию.
В доме появилась игрушка, книжка или фломастер… и Вы точно помните, что ничего подобного не покупали своему отпрыску? Ни в коем случае не обвиняйте его в краже и не ругайте! О том, почему дети заимствуют чужие вещи, и как предотвратить подобные действия рассказывает кандидат медицинских наук, психиатр и психотерапевт клиники «Здоровый баланс» (отец трех сыновей) Богдан Мельник.
Ребенок до 4 лет не ворует, даже если берет чужую игрушку
Причина: в самом нежном возрасте кроха просто еще не понимает разницы между «мое» и «не мое». Однако именно в этот период жизни у карапуза начинает формироваться система морально-этических норм. Поэтому, не дожидаясь, когда обнаружите в кармане бэби, не принадлежащую ему маленькую модель машинки или миниатюрную куклу-пупса — начинайте объяснять, какие игрушки твои, а какие других деток и почему их нельзя брать.
Совет. Если же малыш принес с песочницы или садика, не принадлежащую ему вещь, то терпеливо и доброжелательно расскажите, что Ванечка или Машенька очень расстроены и, может быть, даже плачут. А потом вместе отнесите игрушку владельцу.
Ребенок от 4 до 7 лет украл игрушку — пожалейте маленького человечка и ему станет стыдно
У детей в возрасте от 4 до 6 лет уже есть чувство собственности, но именно в это время они становятся весьма эгоистичными. Кроме того, мальчикам и девочкам пока еще трудно сдерживать свои порывы, например, взять то, что очень понравилось.
Поэтому сначала разберитесь с ситуацией, то есть поговорите с сыном или дочкой, без менторского тона и с пониманием. Ведь не исключено, что дети просто поменялись куклами, машинками, мечами.
Если же говорить о неправильном поступке, то он может иметь различные побуждающие мотивы. Во-первых, стремление: сделать подарок (чаще всего — родителям); привлечь внимание к себе или отомстить обидчику. Во-вторых, желание получить то, чего не хватает (семья ограничена в финансовом плане), но есть у сверстников. Кроме того, малыш мог иметь ощущение, будто нашел, нужный им предмет. В-третьих, подражал сверстникам.
Прояснив для себя причину происходящего — предложите отпрыску представить, чтобы он чувствовал если бы кто-то позаимствовал его вещь — был бы расстроен, боялся сказать родителям… Затем поговорите о дружбе и о том, что она означает. В тех случаях, когда причина «изъятия» чужой вещи — месть или желание привлечь к себе внимание, то проиграйте с дошкольником конфликтную ситуацию и найдите правильный способ разрешения проблемы.
Совет. Обязательно посочувствуйте сыну или дочке и пожалейте — маленькому человечку сразу станет стыдно. После чего помогите исправить содеянное — без унижения вернуть трофей настоящему владельцу.
Ребенок от 8 до 11 лет ворует — пришло время доступно рассказать ему о правовых аспектах
Одна из основных причин воровства школьников младших классов — недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера. Другими словами, искушение иметь какую-то вещь перебарывает страх разоблачение и стыд за содеянный поступок. Ребенок уже хорошо осознает, что поступает неправильно, но не в силах сопротивляется своему желанию.
Скорректировать поведение поможет работа на цели, причем чадо должно самостоятельно составлять планы своих действий и четко их выполнять — так закладывается один из важнейших навыков в жизни. Начинать рекомендуется с малого, например, с расписания на следующий день. Причем родителям непозволительно «ломать» или исправлять планы своего отпрыска.
Совет. Пришло время доходчиво рассказать сыну или дочке о правовых аспектах такого поведения. А также о возможных последствиях. Например, остаться без друзей, быть исключенным из школы, попасть в детскую исправительную колонию. А главное — быть опозоренным, причем на всю жизнь, ведь о таких поступках окружающие никогда не забывают.
Страх разоблачение и наказания за воровство удерживает до 50 % детей и подростков от краж
Ребенок с 12 до 15 лет ворует: не потеряйте время — обратитесь к психологу
Переходный возраст — время бунтарства. Воровство подростка уже является осознанным шагом и достаточно быстро может войти в привычку. Чаще всего причиной, побуждающей к подобному поступку, становится желание «соответствовать» группе и, таким образом, поддерживать свой статус в неформальном коллективе. Тут надо подчеркнуть, что воспитательные беседы родителей (в период взросления детей) могут и не возыметь действия.
Совет. Если кражи повторяются, то рекомендуется обратиться за помощью к специалистам-психологам.
Главная причина детского воровства
Обратите внимание: основная причина ошибочных действий подростка — недостаточно развитые навыки общения и низкая самооценка, что чаще всего является следствием педагогических ошибок родителей. Поэтому папам и мама рекомендуется больше времени уделять общению со своими отпрысками, причем постараться стать для них не менторами, а друзьями».
Совет. Воспитательные моменты по корректировке поведения сына или дочки в любом возрасте надо проводить очень корректно, обязательно разделив вину и ответственность за происшедшее и помочь чаду вернуть вещи владельцу «не потеряв свое лицо».
Советы: что делось, когда ребенок ворует
Вот, что порекомендовал Кандидат медицинских наук, психиатр и психотерапевт клиники «Здоровый баланс» Богдан Мельник:
А главное помните, что воровство ребенка свидетельствует о допущенных вами ошибках в воспитании.