Что сделать чтобы не уснуть за рулем ночью
Урок выживания на дороге. Как не уснуть за рулем
Каждое пятое ДТП происходит по причине засыпания водителя за рулем… Именно так вкратце можно охарактеризовать причину, по которой я уже довольно долгое время занимаюсь проблемой «сонного» вождения. На сайте www.sleepnet.ru сну за рулем посвящен целый раздел. Пришло время украсить советами для автомобилистов и свой блог. Итак…
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Между прочим, очень ценный совет, так что приглядите себе возможного попутчика. Он сможет развлекать вас разговорами и не давать спать. А если он еще и водить умеет, то цены ему нет: по пути будете меняться, чтобы вы могли отдохнуть. Только предупредите его, в чем будет состоять его миссия. Потому что, если человек рассчитывает вздремнуть в дороге, он вам «не пара»: присутствие в автомобиле спящего, особенно на пассажирском сиденье спереди, усугубит и вашу собственную сонливость. Пассажира для поездки не нашлось? Что ж, тогда вы сами за себя в ответе, и ваше благополучное прибытие зависит только от вас. Как говорится, «утонешь – домой не приходи!» Почитайте советы, как не уснуть за рулем – и в путь!
Надо сказать, это довольно неплохие устройства, но полностью доверять свою жизнь прибору, все же, не стоит. Мало ли, вдруг он случайно окажется неисправен… К тому же чувствительность таких приспособлений не всегда достаточна для того, чтобы считать их надежными. В общем, не стоит перекладывать все заботы о том, как не уснуть за рулем, на электронное устройство. Хотя, если вам приходится регулярно путешествовать на большие расстояния, заиметь себе нечто подобное будет полезно. Больше почитать про эти приборы можно здесь, а познакомиться с самой ходовой моделью – вот тут.
Выполнение советов, как не уснуть за рулем, многим помогло избежать трагедии. Возможно, когда-нибудь они пригодятся и вам. Увы, часто бывает, что люди недостаточно серьезно относятся к засыпанию за рулем и не верят, что это может произойти и с ними. На этот счет в моей копилке поучительных историй как раз есть одна.
Несколько месяцев назад я сотрудничал с журналами для автолюбителей, где публиковал свои статьи о сонливости за рулем, ее возможных причинах и последствиях. Те редакторы, которых удавалось заинтересовать темой, охотно соглашались публиковать материалы. Однако с одним человеком, редактором журнала АБС-авто, мне долго не удавалось договориться. Во-первых, он разрешил опубликовать лишь небольшую заметку, а не статью, во-вторых, его не устраивало содержание… Его совсем не заинтересовала статья о том, что делать, чтобы не уснуть за рулем. В конце концов он извинился и сообщил, что руководство журнала отказалось от публикации: издание узкоспециализированное, посвящено автомобилям, а здоровье водителей – не их дело.
Я уже и забыл об этом случае, но где-то через месяц редактор снова написал мне письмо – с вестью о том, что текст был опубликован, да не на скромную заметочку, а на целый разворот. Причина перемены решения заключалась в том, что он сам заснул за рулем и в результате чуть не погиб. Для интересующихся – эта статья здесь.
Так что не зарекайтесь: пасть жертвой несвоевременного засыпания может каждый водитель. Чтобы этого не произошло с вами, помните о мерах предосторожности на дорогах. Сев в машину, думайте о том, как не уснуть за рулем и как благополучно доехать до нужного места. Даже тогда, когда вы бодры и выспались. Ведь заснуть можете не только вы, но и водитель автомобиля, мчащегося вам навстречу…
Видеозапись лекции, посвященной взаимосвязи синдрома обструктивного апноэ сна и ДТП:
Как не уснуть за рулем: известные и необычные способы
Вопросы, рассмотренные в материале:
Печальная статистика свидетельствует, что на дорогах в результате аварий гибнет и получает увечья людей больше, чем в зонах боевых действий. Причинами становятся самоуверенное поведение за рулем, отсутствие опыта вождения, обледеневшая или мокрая трасса, туман. Также очень часто трагические происшествия связаны с тем, что водитель потерял управление, когда его одолел сон. Поэтому крайне важно знать, как уберечься от такой ситуации, как не уснуть за рулем и что предпринять, если предстоит долгое путешествие.
Почему за рулем хочется спать
Профессора австралийского университета Махаммад Фард и Стивен Робинсон провели тестирование 15-ти добровольцев на виртуальном симуляторе автомобиля. Он имитировал движение с одной скоростью по двухполосному шоссе, а платформа, на которой был установлен специальный прибор, вибрировала с определенной частотой. Испытания проходили дважды: сначала добровольцы ощущали на себе постоянную низкочастотную вибрацию (4-7 герц), а при повторе платформа была неподвижной.
Признаки сонливости проявились у испытуемых уже через 15 минут после начала первого теста, когда они подвергались воздействию вибраций с низкой частотой. Через полчаса такой «поездки» волонтеры уже с трудом держали под контролем дорожную ситуацию. А через час практически готовы были уснуть за рулем. Организм устал от вибраций и требовал перерыва, людям было сложно решать в уме даже элементарные задачи.
В результате экспериментальным путем было доказано, что водитель может уснуть из-за непрекращающихся низкочастотных вибраций корпуса машины, а не потому, что он устал или не выспался перед поездкой. Если производители автомобилей обратят внимание на исследования ученых и заинтересуются проблемой, то, возможно, скоро в авто появятся кресла, способные оградить человека от вибраций, заставляющих уснуть за рулем.
Учет происшествий на дорогах ведется во всем мире. В каких-то странах доля аварий по вине водителя, уснувшего за рулем, не превышает 5 %, в других – цифры говорят о почти половине ДТП, произошедших по этой причине.
Среднемировой показатель напоминает, что каждая пятая авария происходит из-за того, что водитель сумел уснуть за рулем. Данная проблема, по мнению ГИБДД, считается самой важной для тех, кто отправляется в дальние поездки.
Признаки засыпания за рулем
Обычная физическая усталость не провоцирует сонливость, ее следует отличать от того состояния, при котором надо срочно остановиться и отдохнуть. Если рядом есть человек с правами на вождение, пусть он займет место водителя на это время.
Для человека моргать – все равно что дышать. Этот естественный процесс обычно происходит незаметно, на него обращают внимание, только когда в организме происходит какой-то сбой. Если человек за рулем заметил, что он моргнул, это сигнал о том, что он может уснуть. Мозг тоже посылает своеобразные знаки, вводя в заблуждение фигурами на горизонте, которые либо меняются, становясь ближе, либо вовсе исчезают.
Проведите небольшой тест: бросьте взгляд на приборную панель, а потом постарайтесь вспомнить увиденные показания. Если не получилось, значит, вы на грани того, чтобы уснуть за рулем.
Рекомендуем
Еще один способ проверить свое состояние – попробовать посчитать в уме. Если вы с трудом вспоминаете таблицу умножения, вам не хочется разговаривать, скорее всего, ваши глаза вот-вот сомкнутся, вы рискуете уснуть.
Не дадут уснуть за рулем громкие споры и беседы с попутчиками на животрепещущие темы. А вот спокойный разговор не поможет. Сидящие в салоне постепенно замолчат и уснут, причем вместе с водителем.
Если заметили за собой несвойственные ошибки – забыли включить сигнал при повороте, застряли на светофоре, пока горит зеленый – немедленно припаркуйтесь на обочине и отдохните. Иначе рискуете уснуть за рулем и пополнить печальную статистику ДТП.
Чтобы понять, как чувствует себя водитель, недостаточно задавать ему регулярно вопрос: «Ты как?». В ответ вы будете получать обычное «нормально», которое он произносит на автомате.
Растормошить водителя, не дать ему уснуть помогут конкретные вопросы, на которые он должен дать осмысленный ответ. Например, «какой город мы проезжаем?», «сколько километров до мотеля?» или «что ты собираешься подарить жене на 8 Марта?».
Мозг сдает позиции постепенно, отвечать «нормально» водитель будет даже тогда, когда он сумел почти уснуть за рулем. Поэтому простые вопросы не смогут определить степень его утомления, а лишь создадут иллюзию бодрствующего человека.
Если же в ответ на более сложные и конкретные вопросы водитель начинает говорить ерунду, умолкает на полуслове, то самое время бить тревогу и останавливать машину – он может уснуть за рулем.
Основные способы как не уснуть за рулем
Специальная подготовка станет отнюдь не лишней перед предстоящей дальней поездкой. Особенно, если ехать придется в гордом одиночестве.
Итак, следует решить несколько задач:
Не останавливайтесь на перерыв в безлюдном месте. На трассе всегда есть точки, где отдыхают дальнобойщики (ночью никто не любит находиться в дороге). Следует правильно рассчитать свои силы, но, если есть сомнения в собственном опыте, возьмите напарника.
Перед дальней дорогой хорошо отдохнуть
Разумное решение перед длительным путешествием – хорошенько выспаться и набраться сил. Не стоит накануне пить алкоголь или еще как-то проверять свой организм на прочность. Иначе он подведет вас в самый ответственный момент.
Периодический отдых
Не торопитесь, мировой рекорд по длительности нахождения за рулем без сна пусть устанавливает кто-то другой. Ваша задача – не уснуть за рулем, а добраться до пункта назначения без происшествий. Поэтому остановитесь в удобном месте и вздремните 15–20 минут. Не получается уснуть – просто посидите с закрытыми глазами.
Если предстоит находиться за рулем в течение нескольких дней, обязательно отметьте на маршруте точки, где вы сможете переночевать и восстановить свои силы. Помимо этого, каждые 2–4 часа останавливайтесь и выходите из машины. Легкая разминка снимет усталость и разгонит сон.
Попутчики
Что сделать, чтобы не уснуть за рулем? Самый простой и надежный способ – обзавестись пассажирами.
Одинокий водитель чаще попадает в ДТП. Если есть возможность взять кого-то в дорогу, обязательно пригласите этого человека. Или возьмите попутчика на трассе, если, конечно, он не вызвал у вас опасений. Общаясь с собеседником, вы не провалитесь в неожиданный сон, не сможете уснуть за рулем.
Разговор на волнующие темы заставит работать головной мозг, не даст ему отключиться. Главное, не забывать смотреть на дорогу.
Рекомендуем
Если же вы все-таки очень устали и начали засыпать, пассажир сумеет вовремя понять это, когда ваша речь станет бессвязной, слова и фразы начнут обрываться и звучать невпопад.
Разговаривая с попутчиком, вы и ему не дадите уснуть, чтобы потом не последовать его примеру. Если же он стал надолго умолкать, значит, вам обоим пора отдохнуть и следует остановиться.
Физические упражнения
Хорошо отвлекает от сна физическая нагрузка. Надо лишь выйти из машины и выполнить несколько приседаний, наклонов, поворотов корпуса.
Затекшие от долгого сидения мышцы поможет размять небольшая прогулка вокруг машины и вдоль обочины.
Если остановиться нет никакой возможности, поможет проснуться зарядка прямо за рулем – поочередно напрягайте разные группы мышц.
Концентрация внимания
Почувствовав сонливость, постарайтесь взбодриться. Для начала примите правильную позу, чуть приподняв спинку сиденья и положив руки на руль в положение «без пятнадцати три».
Следите за знаками, считайте встречные столбы, успевайте прочитать дорожную информацию на указателях, определяйте марки машин, идущих навстречу и т. п.
Но не останавливайте взгляд на чем-то одном – наблюдение за линией разметки, например, быстро введет вас в сонливое состояние.
Концентрируйте внимание на мелких деталях, чтобы оживить монотонное движение по шоссе и не уснуть за рулем.
Холод
Если в салоне тепло, негромко урчит мотор, на трассе мало машин, то такая идиллия приведет к ситуации «разморило» – сон обязательно навалится. Холодный воздух – лучшее средство прийти в себя и не уснуть за рулем. Кондиционер вряд ли поможет, надежнее будет открыть окно. Но это средство тоже не навсегда, человек ко всему привыкает, даже к ветру, бьющему в лицо. Метод стоит применять лишь в том случае, если вам осталось продержаться за рулем несколько километров.
Дискомфортная поза тоже помешает расслабиться. Так что поднимите спинку вертикально и продолжайте бороться со сном.
Семечки или другая мелкая еда
Если вы уверенный водитель и спокойно управляете машиной одной рукой, попробуйте грызть семечки на ходу, жевать маленькие печеньица или конфетки. Мелкая еда отвлекает от сонных мыслей, сбивает монотонное движение. Но тут могут появиться другие проблемы: во-первых, рискуете испортить пищеварительную систему, во-вторых, сытость автоматически вызывает желание уснуть за рулем.
Не есть много
Как было сказано выше, в дороге не стоит сильно наедаться, допустимы лишь небольшие перекусы. Хорошо поесть можно на ночевке (после приема пищи не надо садиться за руль).
Всем известно, что кофе пьют, если хотят взбодриться и сохранить работоспособность еще на какое-то время.
Высокое содержание кофеина в одной чашке напитка практически лишает водителя шансов уснуть за рулем.
Рекомендуем
Но и здесь все не так просто. Если выпить кофе сразу после еды, то эффект будет обратным – кофеин сработает как снотворное. И вообще, тонизирующее действие кофе длится лишь около часа, даже если в него для усиления добавить лимон.
Тем, кто пьет кофе постоянно, особого эффекта ждать не стоит. Ничего не изменит и порция, выпитая в состоянии крайней усталости. Но если обычный водитель никак не очнется после ночи и не знает, что делать, чтобы не уснуть за рулем, чашечка крепкого черного кофе его точно взбодрит.
Влияние музыки на водителя
Живое общение способна заменить подборка аудиофайлов, которую можно слушать в дороге, чтобы не уснуть за рулем. Лучше, если это будет ритмичная бодрящая музыка или выразительное чтение, которое отвлечет вас от однообразного пейзажа за окном. Любимые произведения классики или монотонное чтение детективной истории может оказать эффект, противоположный тому, на который рассчитывали.
Предпочтительнее слушать записи зарубежных певцов: считается, что родная речь обладает успокаивающим действием. Постоянное звучание музыки в качестве фона притупляет восприятие, поэтому включайте ее с перерывом в 15–20 минут каждый час. Еще один эффективный метод – поставить записи исполнителя, который вас раздражает. В таком состоянии вы точно не сможете уснуть за рулем.
Не помогает прослушивание – пойте сами, причем так громко, как сможете. Положительный эффект объясняется просто: начинают активно работать легкие, кровь насыщается кислородом, взбадривая весь организм, а, вспоминая слова, вы стимулируете работу мозга.
Стоит ли пить энергетики, чтобы не уснуть за рулем на трассе
В продаже можно встретить так называемые энергетические напитки. Эффект от их употребления гораздо заметнее, чем от кофе, да и продолжается довольно долго.
Но не стоит забывать, что подобная встряска в дальнейшем может отрицательно сказаться на организме. Поэтому пить их можно только в крайнем случае и не более двух порций в сутки.
Как и все необычное, продукт получил широкое распространение среди молодежи: хочется потусоваться в ночном клубе, а сил не хватает. Один глоток – и можешь плясать хоть до утра. Вопрос: откуда в этих напитках такой запас «энергии»? И так ли уж они безобидны?
По незнанию многие считают, что сила заключена в самом напитке. На деле, он лишь активизирует скрытые резервы нервной системы человека, которые не безграничны. Иначе говоря, яркая баночка сил не прибавляет, а отбирает последние. Эксперты утверждают, что энергетические напитки имеют в своем составе кофеин, который и дает тонизирующий эффект, но при этом истощает нервную систему. Необычная бодрость сохраняется в течение 3–5 часов, после чего требуется перерыв в употреблении.
Никакой эликсир жизни сна не заменит!
В некоторые из коктейлей добавляют гуарану – растение из Мексики, содержащее кофеин. Кроме этого, в состав напитка входят комплекс витаминов и глюкоза, чего нет в кофе. Причем витаминов в яркой баночке столько, что хватит, чтобы восполнить суточную потребность человека (за один прием!). Если добавить к этому результат действия глюкозы, которая мгновенно всасывается в кровь, включается в обмен веществ и активизирует работу мышц и других жизненно важных органов, то становится понятным резкий рост работоспособности организма.
Энергетики отличаются от кофе и тем, что кофеин присутствует в их составе в чистом виде, а в кофе он связан с другими веществами, поэтому его воздействие не проявляется так ярко. По составу чай из пакетиков, например, содержит кофеина больше, чем растворимый кофе, но связывающие его танины заметно смягчают действие.
Третье отличие энергетических напитков от кофе, объясняющее скорость их воздействия, – почти все они газированные.
Существуют заболевания, при которых прием энергетиков категорически запрещен: гипертония, глаукома, дисфункции сердечно-сосудистой системы, нарушение сна, повышенная возбудимость, аллергическая реакция на кофеин. Не стоит «баловаться» такими напитками беременным женщинам, и ни в коем случае их нельзя пить пожилым людям и детям.
При злоупотреблении энергетическими коктейлями возможны осложнения: тахикардия, депрессия, нервозность, психомоторное перевозбуждение. Следует помнить, что кофеин – это лекарственное вещество, как с приемом любого лекарства, с его применением надо быть крайне осторожным – возможна передозировка. Выводится кофеин из крови лишь через 3–5 часов, причем не весь. Если добавить к этому выпитый в течение дня чай и кофе, то допустимую дозу легко перебрать.
Adrenaline Rush («Адреналин Раш»)
Сильногазированный тонизирующий энергетический напиток.
Содержит большое количество витаминов С, В6, В12, таурина и др., поэтому он считается одним из самых полезных. Количество кофеина совпадает с указанным на упаковке – 68,4 мг. Там же отмечено: не более двух банок в день.
«Бавария Н.В.»
Энергетический напиток. Несет в себе скрытый потенциал. Реальное содержание кофеина не совпадает с указанным на упаковке – 80 против 60 мг.
Казалось бы, ничего страшного. Его и пьют для того, чтобы взбодриться. Но если у человека высокая восприимчивость к кофеину, то для него и двух баночек будет много.
«100 кВт»
Сильногазированный энергетический напиток. Является чемпионом в своем классе. Банка 0,33 мл содержит 149,8 мг кофеина – суточную норму.
Поэтому в аннотации сказано, когда его можно применять: перед свиданием, на дискотеке, чтобы не уснуть за рулем в длительной поездке.
BATTERY («Батарейка»)
Сильногазированный витаминизированный энергетический напиток. Занимает второе место по содержанию кофеина. Поэтому и «батарейкой» назвали – заряжайся энергией хоть на всю ночь! Это нетрудно, учитывая, что кофеина в нем целых 106 мг на баночку. Хороший состав витаминов. Производитель поставил ограничение: не более трех банок в день, наш совет – не более двух.
Burn («Бёрн»)
Сильногазированный напиток с кофеином. (самое низкое содержание). Если верить упаковке, в баночке должно быть не более 75 мг на 100 мл. Нигде не сказано, что напиток энергетический (просто с кофеином). Дальше сами решайте – пить или не пить.
Рекомендуем
JAGUAR
Среднегазированный тонизирующий витаминизированный энергетический напиток.
В аннотации пишут: содержание кофеина в пересчете на баночку не более 100 мг. Исследования показали 98,8 мг – почти совпадает. На этикетке есть и предостережение: не более трех банок в день. Думаем, что две все-таки надежнее.
Red Bull («Рэд Булл»)
Энергетический газированный напиток с кофеином и таурином. Реклама уверяет: бодрит тело и дух. Уже хорошо! Содержание кофеина, по результатам исследования, – 81,5 мг. Большой комплекс витаминов. Тело и дух останутся довольны.
RED DEVIL
Среднегазированный энергетический напиток. Красное лицо на банке, видимо, должно предупреждать: «Глотнешь – будешь как я!». Напиток содержит 78,8 мг кофеина – средний показатель в классе. Стандартное предостережение: не более трех банок в день.
XTC («Икс-Ти-Си»)
Газированный, дающий энергию напиток, с гуараной и кофеином. Сколько кофеина содержится в этом продукте, на упаковке не указано. Эксперты говорят, что примерно 80 мг. В составе, как уже отмечено, присутствует гуарана – кофеинсодержащее растение из Мексики.
BOMBA energy («Бомба энерджи» красная)
Энергетический напиток. «Бомба» – слишком громко сказано, особого «бомбического» эффекта не наблюдается. Содержание кофеина в бутылочке – 59,2 мг. Можно выпить несколько. Напиток негазированный, подействует не сразу.
BOMBA energy («Бомба энерджи» желтая)
Энергетический напиток. В желтой «бомбе» кофеина побольше. На этикетке значится – не более 32 мг на 100 мл, то есть 80 мг в баночке. Напиток негазированный – это минус для тех, кто ждет мгновенного эффекта.
Самые неожиданные способы как не уснуть за рулем
Опытные дальнобойщики, полжизни проводящие в дороге и знающие все способы не уснуть за рулем, советуют использовать лимон или апельсин, когда очень хочется спать. Достаточно порезать цитрус на дольки или разложить в салоне автомобиля цедру. Сильный запах повышает концентрацию внимания.
На ближайшей остановке купить холодный сок или лимонад и выпить. Довольно скоро появится сильное желание остановиться еще раз, сон как рукой снимет. К тому же теплое питье успокаивает, а холодное как раз стимулирует активность.
Если так необходимо провести за рулем весь день, продержаться помогут энергетические таблетки, в состав которых входят все те же таурин, кофеин и витамины. Они занимают мало места, да и принимать их удобнее, чем напитки.
Выпускают также таблетки с женьшенем. Этот природный энергетик действует не так быстро, поэтому принимать его лучше заблаговременно, когда только собираетесь в дальний путь. Для любителей можно посоветовать жевательную резинку с кофеином, которую очень удобно жевать в дороге, чтобы не уснуть за рулем. Кофеин поступает в организм постепенно, что позволяет находиться в бодром состоянии длительное время.
Применение электронных сигнализирующих устройств
Тем, у кого нет желания принимать различные стимулирующие напитки и таблетки, но со сном в дороге бороться как-то надо, советуем приобрести специальное электронное устройство. Таких моделей, помогающих не уснуть за рулем, несколько.
Самыми популярными являются:
Бортовая электроника на современных автомобилях способна контролировать движение машины относительно дорожной разметки. Если произошло отклонение, система подает громкий сигнал.
«Кола» + кофе
Если ехать становится совсем тяжело, поможет «Кока-Кола» с растворимым кофе.
Против этой гремучей смеси не устоят никакие энергетики – бодрость наступает такая, что, даже доехав до места и лежа в постели, ты понимаешь: сна нет ни в одном глазу.
Муравьи
Об одном оригинальном, если не сказать больше, приеме поведал дальнобойщик. Правда, повторить такое мало кто решится, даже если нужен верный способ как не уснуть за рулем ночью, но вдруг. Перед поездкой надо сесть… на муравейник! Муравьи очень быстро заберутся под одежду и начнут кусать. Так что вместо сна всю дорогу вы будете чесаться и проклинать того, кто посоветовал такой метод.
Как не уснуть за рулем ночью: советы автолюбителей
«Кому как, а мне орешки хорошо помогают – кидаешь в рот, рука постоянно в движении, в сон и не клонит. Когда я работал экспедитором, дальнобойщики посоветовали. Правда, они семечки грызли, но в легковой неудобно – шелуха кругом разлетается (водилы-дальнобои прямо на коврик кидают). А пакетик с орешками в подстаканник поставил – всегда под рукой, едешь и грызешь. Помогает лучше, чем кофе с «колой», да и не так вредно».
«Можно как Штирлиц: почувствовал, что все, можешь уснуть за рулем – съезжаешь на обочину, глушишь мотор, откидываешь сиденье. Сначала сна нет совсем, но это сначала, через 5–10 минут ты уже спишь (каждый по-разному). Проснешься от какого-нибудь громкого шума через час или через три, кому как повезет, умылся, кофе выпил и дальше поехал. Вообще-то это для опытных водил. А так, лучше в мотеле остановиться и выспаться».
Рекомендуем
«Было два раза – вырубился прямо с открытыми глазами, причем во время одной поездки. Первый раз проснулся от того, что на разметке тряхнуло, когда на встречку пустую выехал (спасибо, объемная была), второй раз от грохота гравия проснулся, когда на обочину начал съезжать (а впереди ограждение начинается, здорово я тогда испугался, аж до холодного пота). С тех пор до такого состояния за рулем себя не довожу или жену заставляю разговаривать, если вместе едем, и шоколад плитками жру».
«У меня тоже аналогичная ситуация была. По дороге от границы к Хельсинки. 5 человек в машине (не моей). Я за рулем. Все спят. Отключился в долю секунды. Проснулся от рева сигнала встречного грузовика. Вывернул руль чудом еще до того, как все проснулись и начали спрашивать: «А что это было? Кто гудел?». Адреналин зашкалило так, что и до Хельсинки хватило, и еще на 3 года. Жена в дальних поездках теперь и сама не спит, и за мной следит. То разговаривает, то накормит, то попить предложит. Лучше всего, когда спорить начинаем, не важно, о чем – главное, тему найти».
«Чтобы не уснуть за рулем, советую для бодрствующего состояния смену обстановки регулярно делать. Например, подборку музыки в разных стилях (шансон, техно, РЭП, Rock&Roll и др.), салон проветривайте регулярно».
«Все это ерунда, полусредства на 5 минут, лучше этого не делать. Это ведь как лотерея – может, выиграешь, а скорее, проиграешь.
Ваша жизнь – плевать, а вот пассажиры, что с вами едут или во встречных машинах, ни в чем не виноваты.
Есть только одно средство не уснуть за рулем: Хочешь спать – остановись и спи!».