Что сделать чтобы милосердие согревало нашу жизнь

Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

«Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?» (подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №13 Гирина С.С.)

1)Способствовать осознанию учащимися истинных ценностей человеческой души, на основе которых только и возможно существование общества;

2)привлечь учащихся к обсуждению жизненно важных вопросов;

3)познакомиться с творчеством Даниила Гранина;

4)познакомить с понятием «христианские добродетели»;

Тексты очерка Д. Гранина «О милосердии», презентация.

Любовь и сострадание соединяет людей.

Помогать больным и бедным, утешать находящихся в горе и скорби.

из Устава Марфо-Мариинской обители

Коренные изменения в любом общественном укладе исторически всегда отражались в речи людей. Как правило, в переломные эпохи родной язык становился символом национального самосознания. Не случайно Ф. М. Достоевский писал, что язык и нация—слова-синонимы. Разрушается язык—вымирает нация. В речь приходят новые слова, забываются старые. С исчезновением слова исчезает понятие. И сегодня наш разговор пойдет об одном таком слове.

Милосердие — что это? Какие два слова объединены в этом одном? ( Милое сердце). Милое, доброе, любящее, бескорыстное.

А сердце – это главный орган в организме человека.

Как вы думаете, милосердный человек—это какой?(Ответы)

В истории человечества немало людей, проявивших эту христианскую добродетель. ( Работа со словосочетанием)

Христианская (во имя Христа), Добродетель(делать добро).

В подаче милости и оказание помощи важно соблюдение тайны.

В христианстве дела милосердия принято творить тайно, иначе на небе не зачтутся, т.к. дающий получил награду на земле.

Какие дела милосердия известны вам?(Ответы)

Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в Дармштадте, венчалась браком с великим князем Сергеем Александровичем, братом Российского императора.

Вскоре после гибели мужа продала свои драгоценности и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (монастырь с сочетанием благотворительной и медицинской работы).

Княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за больными или читала «Псалтырь» над умершими, а днем трудилась наряду со своими сестрами милосердия, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок—самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяла оттуда детей. Там ее очень уважали за достоинство, с которым она держалась и полное отсутствие превозношения над обитателями рынка.

Княгиня Елизавета Федоровна причислена к лику святых Русской Православной церковью в 1992

Сообщение по карточке 2.

Мать Тереза причислена Католической церковью к лику блаженных в 2003 году.

В Италии еще в 12 веке было образовано «Общество Милосердия»,это общество было тайным, его члены творили дела милосердия в масках. Это высшая форма милосердия.

Сообщение по карточке 4.

На Руси нищим подавали милостыню в окно, не показываясь тому, кому подают, чтоб «хозяин не гордился, а нищий не стыдился»

Сообщение по карточке 5.

В Финляндии существует Закон Милосердия, который обязывает оказать помощь, если это необходимо.

Многое мы узнали о милосердии. Познакомимся с текстом, по которому вам предстоит написать сочинение-рассуждение.

Текст написал Даниил Александрович Гранин, замечательный писатель (автор «Блокадной книги», романа «Иду на грозу», мн.др.), кавалер ордена Андрея Первозванного, Герой Социалистического труда, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России и др.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, пони­мал, насколько в наглей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, что­бы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь бы­ли и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возник­нуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

1.Автор рассказал случай, произошедший с ним в жизни. А что произошло? (Ответы). Такие случаи есть в нашей жизни?

2.Автор просто рассказывает или обнажает какую-то проблему?

(Проблема отсутствия милосердия)

3.Кто прошел мимо?( Люди разных возрастов: пожилая женщина, женщина с девочкой, мужчина, молодые ребята, какая-то парочка)

4. Почему не помогли, не спросили, в чем дело?

5.Почему в военное время все было по-другому?(Опасность обнажает человеческие качества, сытость приводит к равнодушию).

6.Почему снизился уровень нашей отзывчивости? (Пропало само слово, разрушена система милосердных дел, не пропагандируется, нет телепередач, «Народный герой»—была такая передача…

Наша задача—написать сочинение-рассуждение.

Вспомним структуру сочинения-рассуждения:

1.Тезис (утверждение, которое нужно доказать).

2.Аргументы(доказательства, доводы, примеры)

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение.

«Что сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

«Почему снизился уровень нашей отзывчивости?»

Источник

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему: «О милосердии»

Урок в 10 «Б» классе по развитию речи (учитель Бреев В.Г.)

Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему: «О милосердии»

В.М.Шукшин. Калина красная

Цель урока: 1. Продолжить работу над изложением с элементами сочинения;

2. помочь учащимся в подборе материала из книг;

3. совершенствовать умение писать на выбранную тему, не отклоняясь

в сторону, последовательно, логично и доказательно раскрывая её.

Разминка: Помните, что на всё задание у Вас только 30 секунд!

1. Присядьте 2 раза.

2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.

3. Поднимите вверх обе руки два раза.

4. Внимательно прочитайте все задания.

5. Громко крикните своё имя.

6. Дважды громко мяукните.

7. Поцелуйте любых трёх человек.

8. Повернитесь вокруг своей оси три раза.

9. Громко посмейтесь над ведущим игры.

10. Коснитесь рукой любых трёх человек.

11. Подпрыгните на правой ноге пять раз.

12. Присядьте на корточки.

13. Положите лист перед собой на пол.

14. После того, как вы прочитали все задания,

выполните только задание №12, №13

Целевая установка : Сегодня мы с вами должны написать изложение на морально-нравственную тему с элементами сочинения о милосердии. Для этого надо вспомнить ряд литературных произведений, где данная тема освещена писателями.

Оборудование урока: записи на доске, листы ватмана, маркеры, стикеры, текст изложения, опорные слова и словосочетания для написания изложения

Для изложения возьмём отрывок из статьи Даниила Гранина «О милосердии»

(439 слов) (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

Мы прослушали текст. Ответим на вопросы.

— Что случилось в прошлом году вечером с писателем?

— Первое впечатление от этого несчастного случая?

— Почему люди проходили с равнодушными лицами?

— Дальнейшие размышления автора.

— Почему писатель не нашёл ответа на вопрос?

— В чём вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?

— Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы милосердие согревало?».

Перескажем сжато текст.

Совсем недавно, просматривая новости, услышал от телеведущего, что школьник Гордеев из Москвы, убивший учителя и охранника в 2014 году, сказал: «Милосердия не существует».

2. Беседа с классом

— Что такое милосердие? Дайте толкование этого слова. Как Вы его понимаете?

3. Работа в группах

При помощи кластеров, майн мэп (понятный, доступный, краткий рассказ – с рисунками)

4. Защита работ и рефлексия групп

В Толковом словаре С.И.Ожегова слово «милосердие» означает следующее:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

В Толковом словаре В.И.Даля слово «милосердие» означает следующее
Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердечность. Соболезнование, сострадание, желание помочь.

6. Словарная работа

Запишите в тетрадь. Милосердие – ударение на третий слог.

Милосердие прививают с детства.

Это когда мне, мне, мне. Милосердие – это когда даёшь людям. В основе милосердия лежит благородство. Благородство имеет более широкий смысл.

Запишите в тетрадь: « Благородство – это поступок, забота о ком-то, но в ущерб себе.

Обратимся к нашему читательскому опыту. Вспомните, кого из литературных героев вы встречали, совершающих благородные поступки? (в ущерб себе)

Недавно мы познакомились с произведением Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».

Наконец меня позвали к отцу, в его кабинет. Я вошел и робко остановился у притолоки. В окно заглядывало грустное осеннее солнце. Отец некоторое время сидел в своем кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.

Наконец он повернулся. Я поднял на него глаза и тотчас же их опустил в землю. Лицо отца показалось мне страшным. Прошло около полминуты, и в течение этого времени я чувствовал на себе тяжелый, неподвижный, подавляющий взгляд.

— Ты взял у сестры куклу?

Эти слова упали вдруг на меня так отчетливо и резко, что я вздрогнул.

— А знаешь ты, что это подарок матери, которым ты должен бы дорожить, как святыней. Ты украл ее?

— Нет,- сказал я, подымая голову.

Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку. Я с усилием поднял голову и взглянул вверх. Лицо отца было бледно. Складка боли, которая со смерти матери залегла у него между бровями, не разгладилась и теперь, но глаза горели гневом. Я весь съежился. Из этих глаз, глаз отца, глянуло на меня, как мне показалось, безумие или. ненависть.

— Н-не скажу,- ответил я тихо.

— Не скажу,- прошептал я еще тише.

Он повторил это слово сдавленным голосом, точно оно вырвалось у него с болью и усилием. Я чувствовал, как дрожала его рука, и, казалось, слышал даже клокотавшее в груди его бешенство. И я все ниже опускал голову, и слезы одна за другой капали из моих

глаз на пол, но я все повторял едва слышно:

— Нет, не скажу. никогда, никогда не скажу вам. Ни за что!

Вывод: Человек украл, его обвинили. Но для нас он благороден. Если человека с детства не научили совершать благородные поступки, он потерянный человек. Доброте и милосердию надо учить. Только через поступки раскрывается человек. Если вы это усвоите, то всегда протяните руку больному, тогда вы сможете услышать чужую боль, сострадать. Благородство – это этап на пути к милосердию. Милосердие невозможно без великодушия.

Запишите в тетрадь слово:

Великодушие ( ударение на 4-й слог)

По словам Марины Цветаевой – поэтессы «серебряного века» русской литературы – вся «Капитанская дочка» Александра Пушкина построена на великодушии Пугачёва (и в подтексте) невеликодушии царя Николая к декабристам. Широта человека определяется тем: может ли он быть великодушным или нет. Пугачёв мог быть великодушным – царь Николай казнит декабристов. Великодушие всегда считали ведущей чертой русского национального характера.

Великодушие – это любовь к человеку, готовность бескорыстно жертвовать.

Декабристы. Они имели всё. Они дворяне. Имели возможность бесконечно развивать себя. Почему они всего лишились? Они выступили не за собственное благополучие. Они выступили, чтобы изменился строй России. Эти люди совершили благородный поступок.

Ещё пример. Недавно смотрю по новостям, как троих подростков награждали пожарные за спасение малолетних детей из дома, охваченного огнём

Ещё пример. Герои Василия Макаровича Шукшина. Это чудаки. Они всегда были, есть и будут. Жажда по духовности. Но меня привлекли два рассказа «Охота жить» и «Сураз».

Другой рассказ. «Сураз»

В деревню приезжают молодые учителя Сергей Юрьевич и Ирина Ивановна – муж и жена. Спирька Расторгуев влюбляется в эту молоденькую учительницу музыки. Спирька – судимый, не может найти себя в жизни. И чтобы не мешать двум этим людям, он застрелился.

— Как вы думаете? В чём идея этих двух рассказов?

В одном рассказе «лагерник» убивает лесника. А в «Суразе» бывший лагерник убивает себя.

Вывод: Выстрел заключённого в другого – «лагерник» окончательно убивает в себе человека. А выстрел Спирьки в себя – герой рассказа утверждает в себе человека .

Милосердие в библии. Основная мысль сводится к следующему:

Если ты в жизни был обижен кем-то незаслуженно, если ты умер, не простив этого человека (пусть он был даже не прав), то там Бог с тебя спросит. Нужно уметь прощать. Когда Христа распинали, он говорил: «Они не ведают, что творят». С этим грузом нельзя уходить на тот свет. Акт милосердия должен совершать каждый, уходящий из жизни человек, иначе ему придётся отвечать перед Богом. «Прощаю ненавидящих мя». Бог их накажет. Это зло должен ты простить.

Любить, сострадать, понимать, помогать, принимать человека – вот что такое милосердие.

А теперь обратимся к изложению.

Опорные слова и словосочетания на доске.

Поскользнулся, упал неудачно, на Кировском проспекте, ближайший подъезд, шоковое состояние, метров примерно четыреста, с любопытством взглядывали на меня, безотчётное внимание, лягу сейчас на тротуаре, принимали за пьяного, не ввязываться, поначалу злился, обвинял, недоумевал, в голодной окопной жизни, при виде раненого; были и дезертиры, и самострелы; главные жизненные правила, не знаю рецептов, взаимопонимание, колокол тревоги, милосердие, благородство, великодушие.

Несчастный случай в семь часов вечера.

Попытка выйти из шокового состояния.

Безучастные лица прохожих.

Раздумья автора о привычном равнодушии окружающих.

Писатель ловит себя на безразличии как укоренившемся чувстве в обществе.

Военное время сближает людей!

Автор не знает рецепта милосердия. Вы знаете. Напишите свой вариант?

Задание. Написать изложение по плану с элементами сочинения. Удачного написания!

Источник

Подготовка к ОГЭ (работа над тестовой частью и совершенствование навыков компрессии текста)

Тема урока: Подготовка к ОГЭ

(работа над тестовой частью и совершенствование навыков компрессии текста)

1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзаменов;

2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;

3)Обобщение знаний о способах сжатия текста;

4) Совершенствование навыков компрессии текста;

5) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.

Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, листы контроля для учащихся.

Введение в тему урока

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живёт в нас сострадание,

Есть в нашей жизни оправдание… (Андрей Дементьев)

Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?

— Как вы понимаете значение слова «сострадание»?

— А как вы понимаете значение слова «Милосердие»?

— Давайте попробуем вспомнить высказывания великих людей о милосердии

Милосердие начинается с собственной семьи, но не заканчивается на ней.

Милосердие окрашено чувством уважения к человеку.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой

Жизнь нуждается в милосердии,

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании,

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

Д.Гранин «О милосердии».

(1)В прошлом году со мной приключилась беда.

(2)Шёл по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от моего дома (6)С большим трудом поднялся, забрёл в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. (7)Куда там, боль накатывает всё сильнее, и надо быстро что-то сделать. (8)И говорить-то не могу – рот разбит.

(9) Решил повернуть назад, домой.

(10)Я шёл по улице. (11)Народу вокруг было много. (12)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (13)Все они сначала с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (14)Хоть бы кто подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (15)Я запомнил лица многих людей, видимо, обострённым ожиданием помощи…

(16)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (17)Надо добираться до дома. (18)Так никто мне и не помог.

(19)Позже я раздумывал над этой историей. (20)Могли ли люди принять меня за пьяного?.(21) Но даже если это и так – они же видели, что я весь в крови, что-то случилось. (22)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (23)Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить время, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

(24)С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. (25)Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. (26)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(27)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (28)Один человек – я, например, может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать. (29)Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

— Какова тема данного текста?

— О чем переживает автор текста?

— Как вы думаете, почему так происходит?

— Так что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу душу?

— Приведите примеры проявления милосердия в вашей жизни.

3. Задания для подготовки решения тестовой части. Внимательно читаем условия заданий

Задание 3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .

— Что такое сравнение?

(1)В прошлом году со мной приключилась беда.

(2)Шёл по улице, поскользнулся и упал… (3 )Упал неудачно: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью . (4)Было это примерно в семь часов вечера.

— Давайте вспомним правила

Задание 5. Из предложений 3-7 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В наречиях на О, Е пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовалось» . )

Задание 6 . Замените слово «забрел» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. (зашел)

Задание 7 . Замените словосочетание С ГОРЕЧЬЮ ВСПОМИНАЛ , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения №2.

Задание 9. Среди предложений 22-25 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством.

Задание 10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я запомнил лица многих людей,(1) видимо, (2)обострённым ожиданием помощи…Боль путала сознание,(3) но я понимал, (4)что,(5) если лягу сейчас на тротуаре,(6) преспокойно будут перешагивать через меня,(7) обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

-Какие слова называются вводными?

Задание 11 .Укажите количество грамматических основ в предложении 13

Задание 12. В приведенных ниже предложениях выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложении, связанными подчинительными союзами.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания,(1) но уверен, (2)что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я,(3) например, (4)может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать. Что же сделать, (5)чтобы милосердие согревало нашу жизнь?

— Давайте попробуем объяснить другие знаки препинания.

Задание 13. Среди предложений 17-21 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных .

— При выполнении этого задания, о чем мы должны помнить ?

— А при последовательном подчинении ?

— При параллельном подчинении?

Задание 14. Среди предложений 1-5 найдите бессоюзное сложное предложение.

— Какое предложение называется бессоюзным сложным?

Задание: мы с вами работаем над текстовыми заданиями с выбором краткого ответа, который нужно записать цифрами в тетради.

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Боль путала сознание(1), но я понимал, (2)что, (3)если лягу сейчас на тротуаре(4), преспокойно будут перешагивать через меня, обходить.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Кое-кто, (1)может, (2)и нарушал этот закон фронтовой жизни,(3) так ведь были и дезертиры, (4)и самострелы.

4. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

В центре города,(1) на Кировском проспекте, (2)недалеко от дома, (3)где живу.

5. Творческий эскиз Предлагаю вам доработать заготовку эскиза-ответа на вопрос : «В чём я вижу причины снижения нашей отзывчивости по отношению к окружающим нас людям?»

Задание: вставить в текст на карточках подходящие по смыслу слова и словосочетания.

Для выполнения этого задания получите листы контроля

— Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением?

1.Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова.

2.Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

— Что для этого требуется?

1. Передать основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2.Использовать в работе способы сжатия текста.

3. Создать собственный текст, характеризующийся смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

— Какие способы сжатия текста вы знаете?

1.Исключение ( исключение из текста второстепенной информации: повторов в предложении, вводных и вставных конструкций, придаточных предложений, одного или нескольких синонимов)

2.Обобщение (свертывание информации за счет обобщения)

3.Упощение или замена ( замена однородных членов обобщающим словом, словосочетания – словом, фрагментов текста – предложением, придаточного предложения – словосочетанием, сложного предложения простым, части предложения – местоимением).

4. Слияние ( соединение нескольких простых предложений в сложное)

Приёмы сжатого воспроизведения текста:

Сокращение отдельных членов предложения;

Сокращение однородных членов предложения;

Образование сложного предложения слиянием двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части;

Разбивка сложного предложения на сокращённые простые;

Перевод прямой речи в косвенную;

Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

7. Работа по сжатию текста.

1. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

2. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.

3. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.

4. ПРИМЕНИТЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает)

5. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

6. СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)

Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.

— Давайте уберём слова, значения, которых не соответствуют милосердию.

( Убираем слова: ) Мы их выбросим и постараемся душу не наполнять такими качествами

-Что же у нас растет на дереве добродетелей? (проверим на доске).

-Придадим сил нашему дереву добрыми делами (добавить сердечки с записями, предварительно прочитав записи))

9. А теперь давайте немного поиграем. Игра «Собери пословицу»

У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц, а вы подберите вторую половину.

Лучшее из возможных сочетаний — власть и милосердие; худшее — слабость и драчливость.

Доброе дело не забудется.

Мы уже точно знаем, что такое милосердие. Давайте определим превые шаги к милосердию : 1. Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи; · 2. Никогда не бойся понять и простить; 3. Никогда не бойся попросить прощения;

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?»

— Завершая урок, хочу предложить вам послушать стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

Какое это счастье поделиться / Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, / Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки, / Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки, / Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете, / ем золото, и сталь, и серебро.
Не жди добра, чтоб на добро ответить, / А сам неси во все концы добро.

— Помните этот призыв, чтобы у вас никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными. Будьте милосердными всегда и со всеми! Не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь. Помните, как поступите вы, так будут поступать и с вами. · Никогда не бойтесь улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи; ·

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *