Что сделать чтобы бижутерия не темнела
Как уберечь металлическую фурнитуру бижутерии от потемнения
Вступление
Многие из нас любят бижутерию. Как говорила Коко Шанель: «Кто не умеет носить бижутерию, носит золото».
Многие женщины предпочитают бижутерию, нежели драгоценные металлы, так как она более разнообразна: можно подобрать и скромные варианты, и очень красивые яркие праздничные, ювелирные украшения не дают нам такой свободы выбора.
Почти вся бижутерия изготовлена с использованием металлической фурнитуры. Со временем, к сожалению многих, происходит такая неприятная вещь, как появление темных пятнышек на ней. Давайте разберемся, как уберечь наши украшения от этого.
Часть 1. Виды покрытий металлической фурнитуры
В этой статье я расскажу о бижутерии с фурнитурой, которая имеет свойство темнеть со временем. Если есть возможность, я советую мастерам и покупателям отдавать предпочтение бронзе, сплавам на основе латуни, а также серебру. Такие виды фурнитуры могут подвергаться потемнению, но их легче удалить и восстановить красоту изделия.
Существует фурнитура с покрытиями из: золота, серебра, меди, родия, латуни, а также металлов, имитирующих серебрянное или золотое покрытие.
Для примера посмотрите несколько фото, взятых из свободного доступа.
В процессе работы с фурнитурой я определила для себя несколько марок, которые выпускают качественную фурнитуру со стойкими покрытиями, такую фурнитуру выпускают в США, Израиле и Южной Корее, а также те оттенки фурнитуры, которые редко поддаются потемнению: все темные, неблестящие оттенки. К сожалению, фурнитура с ярким блестящим золотым или серебряным покрытием (в том числе с покрытием настоящим золотом и серебром) темнеет со временем. Давайте разберемся, как защитить фурнитуру украшений.
Часть 2. Правильное хранение украшений и бижутерии
Для хранения украшений с металлической фурнитурой существует несколько правил:
Вывод. Чтобы сохранить любимые украшения красивыми, их следует правильно хранить. Для этого рекомендую завести отдельные плотно закрывающиеся zip-пакеты, снабдить их сорбирующими вкладышами или пакетиками, которые кладут в коробки для обуви, и хранить их в шкатулке или комоде, куда не попадает солнечный свет. Такой совет поможет не только тем, кто любит бижутерию, но и для сохранения украшений из серебра.
Часть 3. Как ухаживать за украшениями с металлической фурнитурой.
Чтоб еще дольше сохранять красоту бижутерии, за ней нужно правильно ухаживать. Вот несколько правил для этого:
Заключение
Каждый день мастера по всему миру придумывают миллионы дизайнов невероятной бижутерии. Женщины и мужчины обожают украшать себя и выделяться. Поэтому, я надеюсь, мои советы помогут сохранить ваши сокровища!
Чистка бижутерии от потемнения и окисления: лучшие народные способы
Бижутерия – бюджетная альтернатива ювелирным украшениям. Её изготавливают из недорогих материалов, камней, а поверхность зачастую имитируют под драгметалл: серебро или золото. Такие изделия намного быстрее изнашиваются, чем натуральные украшения, могут почернеть, потерять цвет. Но не стоит торопиться их выбрасывать. Почистить бижутерию и вернуть ей привлекательный вид можно самостоятельно с помощью простых и доступных средств.
Причины потемнения
Бижутерию делают из сплава металлов, которые подвержены окислению при взаимодействии с другими веществами. При соприкосновении с кожей, водой (особенно хлорированной, морской), воздействии воздуха украшения постепенно темнеют, теряют блеск, яркость.
Бижутерия может потемнеть от бытовой химии, парфюмерии, частого соприкосновения с другими предметами. Важно проводить регулярную чистку изделий, в том числе камней, которые тоже тускнеют, царапаются. Перед уборкой и контактом с водой украшения лучше снимать.
Правила чистки
Уход за бижутерией зависит от материала. Например, украшения с напылением можно почистить щадящими средствами без абразивных частиц. Медь не любит воду, лучше использовать для очищения уксус. Искусственные камни достаточно просто протереть сухой тканью. Пластмассовые детали следует мыть в чистой воде без добавления химии. Но, несмотря на то, что каждый материал требует особого ухода, существует ряд правил, применимых для любого вида бижутерии:
Внимание! Многие искусственные камни тускнеют и даже меняют цвет при контакте с водой, например, бирюза. Поэтому лучше их почистить сухим методом.
Чистящие средства
Все смеси и растворы для обработки украшений можно сделать дома из подручных компонентов. Существует масса дешёвых, эффективных вариантов от потемнений.
Специальная паста
Если нет уверенности в том, что самостоятельно приготовленные средства очистки не испортят бижутерию, лучше купить в ювелирном магазине специальный набор, состоящий из тоника или пасты (ГОИ), отрезка ткани для полировки изделия.
Мыльный раствор
Мыльный раствор готовится из жидкого мыла, геля для душа, порошка. Мылящуюся химию необходимо развести в воде, добавить глицерин, поместить в средство украшения на 15 минут, периодически их перемешивая. Затем бижутерию следует промыть, хорошо высушить полотенцем или любой другой тканью.
Внимание! Для удаления потемнений нельзя использовать отбеливающие средства. Они портят аксессуары и убирают естественный блеск.
Зубной порошок и мел
Почистить бижутерию от потемнения можно смесью из мела и зубного порошка. Понадобится 1 ст. л. измельчённого мела и 1 ст. л. порошка. Их нужно соединить с половиной стакана воды и перемешать до консистенции пасты. На бижутерию нанести приготовленную смесь щёткой с мягкими щетинками, почистить, обмыть водой и просушить шерстяной тканью.
Зубная паста
Зубная паста – универсальное и щадящее средство для очистки украшений. Ею даже можно почистить позолоченные изделия. На зубную щётку нужно нанести небольшое количество пасты, чистить бижутерию на участках потемнения. Затем изделие промыть, насухо протереть.
Пищевая сода хорошо отбеливает, убирает потемнение. Её часто используют для ухода за предметами с серебряным напылением. Сода не всегда даёт положительный эффект с первого раза. Поэтому если потемнения остались, следует их почистить снова через непродолжительное время.
Чтобы очистить потемневшую бижутерию, необходимо:
Газировка
Газированные напитки могут быть полезными в хозяйстве. Например, «Кока-кола» показала высокую эффективность в чистке поверхностей из различных материалов. Для избавления от тёмных пятен на бижутерии она тоже подходит. Чтобы почистить украшения газировкой, необходимо:
Нашатырный спирт
Нашатырь выручит, когда бижутерию нежелательно обрабатывать водой и порошковыми веществами. Он хорошо восстанавливает цвет и блеск, не повреждая поверхность. Нашатырным спиртом достаточно смочить кусочек ткани, хорошо протереть украшения, а потом сухой салфеткой почистить их до блеска.
Чеснок
Чеснок отлично справляется с потемнениями жёлтых металлов, в том числе сплава, в состав которого входит медь. Понадобятся 2 зубчика, их можно натереть на тёрке или измельчить через чеснокодавку. Чеснок следует заправить щепоткой соли. Полученную кашицу нанести на аксессуар и подержать 10 минут, затем почистить потемнение. Далее бижутерию промыть в мыльном растворе, высушить сухим полотенцем.
Уксус
9% уксусом чистятся хрустальные, медные предметы. Его необходимо смешать с мелкой солью, полученным средством смочить ткань и почистить проблемные участки. Уксус смыть водой, изделия насухо протереть.
Молочная сыворотка
Убрать потемнение с бижутерии можно сывороткой. Понадобится 250 мл молочного продукта, в него добавить 2 ч. л. соли. Компоненты смешать, смочить в растворе ткань, почистить украшения. Как и всегда, после процедуры средство смывается, а изделия насухо протираются.
Как почистить изделия с напылением?
Почистить бижутерию, сделанную под золото или серебро, сложнее, чем аксессуары без напыления. Позолоченные и посеребрённые поверхности быстро окисляются, темнеют и царапаются, поэтому рекомендуется использовать только щадящие средства. Лучшими вариантами очистки бижутерии с напылением в домашних условиях являются нашатырный спирт, винный уксус или мыльный раствор:
Совет! Чтобы почистить бижутерию с напылением, лучше брать кусочек натуральной замши, которой натирается поверхность после обработки одним из растворов. Пасты из пищевой соды, соли, порошков не подходят, они легко могут поцарапать покрытие.
Предметы с напылением также можно почистить яичным белком, пивом и скипидаром.
Чистка украшений из других материалов
Бижутерию делают из самых разных материалов, и это далеко не всегда металл. Есть украшения из дерева, пластмассы, кожи, камней, стекла и т.п. Зачастую в одном аксессуаре комбинируют несколько материалов. Все они требуют разного ухода и разных чистящих средств.
Пластик
Чаще в бижутерии используется пластик из синтетических полимеров, соответственно, потеря цвета или блеска происходит быстрее, чем у натуральных материалов.
Для восстановления первоначального вида пластмассовых деталей подойдёт мыльный раствор:
Дерево
Деревянные изделия не получится почистить средствами на основе воды. Любое воздействие влаги может спровоцировать их разбухание и порчу. Поэтому деревянные украшения следует чистить только сухим методом, с помощью фланелевой ткани.
Даже если основной материал аксессуара металл, но есть вставки из древесины, их не рекомендуется подвергать воздействию влаги.
Камни
Любые камни, как искусственные, так и натуральные, нельзя обрабатывать средствами, содержащими кислоты, отбеливающие и абразивные вещества. Не рекомендуется использовать очищающие растворы, если камень треснул, имеет сколы или другие нарушения целостности. Если есть какая-то деформация, то его можно почистить только сухим способом с помощью ткани.
Если камни целые, то применяется специальный раствор:
Камень камню рознь, соответственно, уход за ними тоже разный. Например, фианит можно почистить мыльным раствором, но затем сразу же нужно ополоснуть проточной водой, аккуратно высушить салфеткой. Для бирюзы не подойдут никакие жидкости, почистить поверхность камня можно только сухой тканью. Искусственный жемчуг можно обрабатывать в мыльном растворе, но следует учитывать, что чем дольше он в нём находится, тем светлее становятся жемчужины. Аквамарин, опал следует промыть в чистой, без примесей воде, протереть полотенцем.
Не рекомендуется сушить бижутерию с камнями феном. Вполне возможно, что при сушке горячим воздухом они просто отпадут, если прикреплены клеем.
Кожаные изделия так же, как и деревянные, боятся воды. Влага негативно воздействует на материал, приводит к скорой порче, значительно ухудшает внешний вид.
Максимум, чем можно почистить изделие, – это слегка смоченной в воде тряпкой, но предпочтительнее сухая очистка.
Стекло и стразы
Бижутерию часто дополняют стеклянными элементами, бисером и блестящими стразами.
Чтобы потускневшие детали вновь засияли, следует их обработать мыльным раствором:
Аксессуары из меди не терпят влагу, от неё появляются потемнения, изделия быстро портятся. Поэтому средства очистки должны быть не на водной основе.
Очень хорошо с восстановлением первозданного вида медных изделий справляется чеснок:
Также медь можно почистить смесью из уксуса и соли. Средство наносится на мягкую щётку, очищается проблемная поверхность.
Ювелирная сталь
Среди бижутерии нередко встречаются изделия из ювелирной стали. Этот сплав не боится солнца, воды, но при этом долгое нахождение во влажной среде способствует потемнению аксессуара.
На ювелирную сталь пагубно влияют ультрафиолетовые лучи, кислоты и абразивы. Чтобы почистить такие украшения, используют только мягкие по своему воздействию растворы, губки.
Правила хранения бижутерии
Бижутерия, несмотря на все свои преимущества, намного быстрее портится, чем изделия из натуральных материалов. Она достаточно капризна в плане ухода, хранения. Избавиться от дефектов намного сложнее, чем их предотвратить. Поэтому, чтобы украшения оставались красивыми долгое время, их нужно правильно хранить:
Очистить бижутерию от потемнений, загрязнений, восстановить её блеск можно в домашних условиях, не прибегая к помощи ювелирных мастерских или дорогих профессиональных средств. Важно соблюдать рекомендации по обработке украшений, так как каждый материал имеет свои реакции при взаимодействии с тем или иным веществом.
Что сделать, чтобы бижутерия не темнела и не окислялась
Давно миновали те времена, когда бижутерия считалась дешевой заменой дорогостоящей ювелирке и всеми силами пыталась стать максимально похожей на свою премиальную «родственницу». Ныне бижутерия считается абсолютно самостоятельным видом украшений, которым не пренебрегают даже селебрити, которые явно могут позволить себе что-нибудь подороже. Спасибо тебе, незабвенная Коко Шанель!
Впрочем, кто сказал, что бижутерия априори стоит дешевле ювелирки? В случае с дизайнерскими украшениями от модных домов и массовыми ювелирными изделиями это утверждение далеко не всегда соответствует истине.
Но вот что не стоит подвергать сомнению, так это меньшую долговечность бижутерии по сравнению с изделиями из благородных металлов. Даже дорогое изделие достаточно быстро теряет презентабельный внешний вид, если его носить и хранить ненадлежащим образом.
Серебряная брошь с янтарем в каталоге SUNLIGHT
От времени и агрессивных внешних факторов страдают не только кожа, древесина, бисер и иже с ними, но и металлы. Как защитить бижутерию от окисления? Разбираемся вместе!
Причины окисления бижутерии
Механизм окисления предполагает внедрение молекул кислорода в поверхностную структуру металла. Каждый металл реагирует на это по-своему: темнеет, покрывается ржавчиной или патиной.
Чистое золото, серебро и металлы платиновой группы не окисляются. Но для изготовления украшений в чистом виде они не используются: к ним добавляются другие металлы – лигатуры. Чем больше лигатур, тем быстрее окисляются ювелирные сплавы.
Бижутерные сплавы окисляются гораздо интенсивнее, чем ювелирные. Для металлов, содержащих железо, характерно появление рыхлого рыжего слоя – ржавчины. А сплавы, в состав которых входит медь, реагируют на проникновение кислорода иначе: они темнеют и покрываются налетом синевато-зеленого цвета. Это благородная патина, которую можно увидеть на старинных изделиях из меди и содержащих ее сплавов. Иногда современные изделия из меди (например, дверные ручки или элементы лестниц) намеренно патинируют, придавая им антикварный вид.
Украшения, специально покрытые патиной, можно найти на сайтах мастеров. Производственным способом их практически не выпускают. Как правило, окисление украшений считается неблагоприятным явлением, портящим их эстетичный вид.
Если бижутерия окисляется, ее нужно постараться вернуть к жизни или просто выбросить. Ничто так не портит аутфит, как облезшие или потемневшие украшения!
Практически все бижутерные сплавы содержат медь. Это касается как красных и желтых (латунь, бронза, томпак, рандоль), так и белых (мельхиор, нейзильбер, альпака и иже с ними) сплавов. Поэтому основная «болезнь» бижутерных сплавов – это позеленение.
Серебряные серьги с керамикой и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Еще одним металлом, который добавляют в большинство сплавов, является цинк. Этот металл, например, входит в состав томпака, очень похожего на золото, чем зачастую пользуются мошенники. Цинковый сплав в бижутерии темнеет, образуя неэстетичный налет, так что поддельные украшения со временем обязательно выдают свое неблагородное происхождение.
Качественная бижутерия выпускается преимущественно из металлов с устойчивым покрытием. Основой обычно выступает латунь или другой металл, а в качестве покрытия используется золото или серебро. Чем толще драгоценное покрытие, тем качественнее и дороже изделие.
Существует ряд факторов, способствующих ускорению процессов окисления. Это воздействие:
Полностью защитить милые сердцу украшения от всех этих факторов невозможно, но вполне в ваших силах минимизировать их губительное воздействие.
Какая бижутерия не темнеет и не окисляется
Металлов, которые не темнеют, в природе не существует. Другое дело, как быстро они покрываются слоем оксидов. Для некоторых сплавов процесс окисления малозаметен, а другие покрываются чернотой или ржавчиной в течение нескольких месяцев.
Качественная бижутерия, которая не окисляется и не стирается при ношении – это мечта любой модницы. Таковая существует, но все в мире относительно: поцарапать, стесать, «убить» химией можно абсолютно любой сплав. Просто некоторые более устойчивы, чем другие.
Давайте присмотримся к металлам и сплавам, которые чаще других используются при изготовлении бижутерии, и выявим среди них лидеров по части прочности и устойчивости к внешним воздействиям:
Премиальная бижутерия под золото, которая не темнеет, называется ювелирной. Как правило, ее делают из высококачественной стали и покрывают настоящим золотом путем гальванизации.
Металлы и сплавы, склонные к быстрому окислению, для изготовления качественной бижутерии практически не применяются. Впрочем, существует вариант их защиты от внешних воздействий. Это покрытие слоем более устойчивого металла.
Как правило, сейчас практикуется нанесение прочного эстетичного покрытия путем гальванизации. Таким образом, в большинстве случаев, на латунь, рандоль и иже с ними наносится позолота.
А изделия из белых сплавов часто серебрят и родируют, то есть, покрывают слоем родия. Это помогает сохранить первозданный блеск, защитить украшения от царапин и окисления. Родий – металл платиновой группы, очень редкий и дорогой, но для нанесения защитного слоя его требуется мизерное количество, посему это не слишком дорогое удовольствие.
Если вы хотите, чтобы бижутерия гарантированно не окислялась, имеет смысл взглянуть в сторону ювелирной керамики. Она очень прочна, гипоаллергенна, эстетична и неуязвима для молекул кислорода.
Как уберечь свои украшения?
Чтобы бижутерия не темнела и не окислялась, следует надлежащим образом ее носить и хранить. Ныне популярные деревья и вешалки для украшений подходят лишь для временного хранения бижутерии. На нее садится пыль, воздействует солнечный свет и другие нежелательные факторы.
В идеале нужно хранить бижутерию в закрытой шкатулке, пенале, органайзере или шкафчике в расправленном виде. Желательно каждому украшению отвести отдельную ячейку, а перфекционисты хранят украшения и вовсе в персональных мешочках и коробочках. Хорошо положить в шкатулку пакетики с силикагелем, оттягивающим влагу.
Серебряная подвеска с янтарем (перейти в каталог SUNLIGHT)
Сделать так, чтобы бижутерия не темнела вообще, фактически невозможно, особенно если она изготовлена из «голых» сплавов без покрытия. Однако приостановить этот процесс можно.
Не поленитесь покрыть бижутерию, чтобы она не окислялась столь интенсивно. Для этого существуют специальные лаки, причем некоторыми можно покрывать не только металл (в том числе, и фурнитуру), но и камень, древесину, стекло и так далее.
Слой лака на украшении со временем стирается. Но это не беда: одной бутылочки хорошего лака хватит вам очень надолго.
Что делать, если бижутерия уже окислилась?
Что делать, если бижутерия темнеет, несмотря на все ваши ухищрения? Можно обмыть ее в мыльном растворе, почистить какой-нибудь пищевой кислотой (например, лимонкой или уксусом) либо раствором нашатырного спирта. Если речь идет о бижутерии без покрытия, вполне уместны легкие абразивы типа зубного порошка, содовой кашицы или пасты ГОИ.Восстановить окислившуюся бижутерию можно и в мастерской. Там украшения чистят ультразвуком в специальных кавитационных ванночках. Однако нужно учитывать, что для этого изделие иногда приходится разбирать, что существенно сказывается на цене сервиса. Так что лучше хранить и носить любимые украшения правильно, чем потом отдавать деньги за их профессиональную чистку!
Почему темнеет фурнитура в бижутерии и, как с этим бороться?
Почему темнеет фурнитура для украшений даже из драгоценных металлов? Можно ли это предотвратить? Или хотя бы вернуть блеск потерявшим презентабельность серьгам, колечкам, кулонам? Сегодня мы попытаемся подробно ответить на каждый из этих вечно актуальных вопросов наших покупателей.
Химия и никакого мошенничества
Кто хорошо учил химию в школе таких вопросов не задаёт. Всем остальным напомним свойства металлов, пригодных, в том числе, и для украшений. Не все металлы одинаково благородны – это первое, что следует уяснить.
Благородством металл наделяет его уникальная химическая стойкость. В частности, отсутствие реакции даже с соляной кислотой – это самая агрессивная из всех возможных сред. Металл попросту не вступает во взаимодействие с другими химическими элементами, благодаря чему он не подвержен коррозии и окислению. Они-то и есть главные причины, что делают дамские, некогда нарядные и сияющие, безделушки тусклыми, невзрачными, ломкими.
Проблема в том, что 100% благородством, то есть абсолютной химической инертностью обладают только золото и металлы платиновой группы: платина, рутений, родий, палладий, осмий, иридий. Не все из них пригодны для ювелирных нужд, кое-какие ценятся, например, не за красоту, а за тугоплавкость, столь необходимую в освоении космоса и атомной энергетике. А тот же родий, хоть и заманчиво блестит, но настолько хрупок, что в бижутерии пригоден только для создания сияющих покрытий.
В ювелирных целях используются ковкие, позволяющие создавать разнообразие причудливых форм металлы. А соответственно гарантии от потемнения имеют лишь золотые и платиновые изделия, что вовсе не призванная сэкономить бюджет бижутерия, а самая, что ни есть, ювелирная продукция фабричная или, ещё более дорогостоящая — ручной работы.
Причём, даже здесь имеется оговорка. Химической инертностью обладает именно золото, как 79-й элемент таблицы Менделеева. Но, в чистом виде он даже в природе не встречается. Добытый из недр золотой слиток или песок всегда содержит примеси. Получение из них относительно чистого, так называемого «червонного» золота сопряжено со сложными химическими реакциями, вычленяющими из сплочённого сообщества единственный элемент.
Мы же, как носители ювелирных украшений, дело имеем не с самим золотом, а с золотосодержащим ювелирным сплавом, о чём и говорит общепринятый метрический показатель – проба, на каждом изделии. Проба, например, самая популярная в массовых ювелирных производствах 585, указывает, что именно 585 грамм чистого золота содержится 1 килограмме ювелирного сплава.
Примеси или лигатура к золоту добавляются, в том числе, и чтобы улучшить его декоративные свойства, например, сделать цвет более ярким, или усилить способность отражения света, но в то же время «облагороженное» таким способом золото, теряет часть своих изначальных достоинств, приобретая несовершенства тех химических элементов, что добавлены в сплав. Тем же способом, но с целью разбавить пожиже, осуществляется и удешевление производства.
Особенности золотых ювелирных сплавов
Чтобы уж покончить с золотыми вопросами, расшифруем особенности самых популярных золотых сплавов в зависимости от их проб:
Чуда не будет, а радость возможна
Как вы уже поняли, к нашему разговору имеет отношение лишь последняя группа золотосодержащих сплавов. А ещё сплавы, содержащие серебро – хоть и окисляющийся, но тоже благородный металл. Наряду с благородными, и даже много активней, используются в бижутерии цветные и прочие металлы: медь, олово, цинк, никель и т.д. Но всё это говорит лишь об одном. Бижутерия, на то и бижутерия, чтобы сиять не хуже драгоценностей, но в отличие от них, увы, недолго. Впрочем, почему увы? Стоимость бижутерии позволяет иметь её много, менять часто и это — огромное женское счастье.
Однако, чудес ждать всё же не стоит: темнеет, тускнеет, теряет привлекательность любой бижутерный сплав, просто одни быстрей, а другие дольше. Предельный срок службы самого качественного бижутерного сплава не более 5 лет. Средне-нормальным качеством считается 2-2,5 года. Таких изделий немало среди корейской, американской, израильской, и даже китайской бижутерии и они достаточно дорогостоящие, хотя в сравнении с драгоценностями – сущие копейки.
Но не верьте недобросовестным продавцам, если они попытаются убедить вас в том, что бижутерное колечко ещё и ваша правнучка донашивать будет. На это не надейтесь. А вот сами поносить его, пока не надоест, вы сможете. Чтобы успело надоесть, достаточно знать в каких условиях его можно носить и как за ним ухаживать.
Почему металлы темнеют?
Что металлы, за редким благородным исключением, темнеют вы уже уяснили. Теперь, попытаемся объяснить причину этого неприятного для эстета обстоятельства. Одна из наиболее часто встречающихся причин (хотя и не единственная) – кислород. Именно этот, самый лёгкий из всех элементов периодической системы и самый химически активный среди них, только и ищет, с чем бы вступить в реакцию. Ту самую реакцию, что так и именуется в честь забияки «окисление». Устоять супротив такой навязчивости металлы в большинстве своём не способны. Потому полностью безвреден для них только вакуум, а все остальные среды, где в той или иной степени присутствует кислород, вредны. Губительных кислородных сред предостаточно: начиная от воздуха с водой и заканчивая всевозможными оксидами, основаниями, кислотами, многообразием органических веществ. Но помимо кислорода, в таблице Менделеева есть и другие химически активные элементы. Возьмём хоть серу, что тоже не прочь испортить вид нашего любимого колечка.
А, в общем-то, металлические сплавы, как и вся известная на Земле материя, стремятся к распаду. На самопроизвольное их разрушение влияют даже электрические поля.
На что и как реагируют металлы?
У каждого металла свои наиболее губительные факторы окружающей среды. Вот как меняются под воздействием кислорода, серы и прочего компоненты, что наиболее часто используются в бижутерных сплавах:
В серебросодержащих сплавах, даже высокой пробы, присутствуют другие металлы. И они от кислорода темнеют, не забываем об этом. Химически же чистое серебро вступает в реакцию с серой. Образованный в результате такой реакции сульфид серебра и становится тёмной, покрывающей поверхность ювелирного изделия, плёнкой. Молекулы серы тоже достаточно вездесущи. В небольшой концентрации они имеются в воздухе, воде, продуктах человеческой жизнедеятельности: таких, как пот. В нездоровом организме концентрация выделяемой им серы зачастую превышает норму, особенно, когда почки и печень не справляются с возложенной на них очисткой организма. Вот почему внезапное потемнение носимого годами на обнаженной коже серебряного кулона или кольца исстари считалось сигналом о болезни. Спровоцировать выброс серы выше нормы может неправильное питание, злоупотребление спиртным и т.д. И всё это непременно проявится чёрной плёнкой на серебряной поверхности.
Серу выделяет резина, пластмассы, разлагающийся белок (неприятным запахом тухлое яйцо обязано именно выделяемому в процессе разложения сероводороду). При контакте с такими средами серебро тоже быстро темнеет. Нейтрализует реакцию взаимодействия серебра и серы – водород. Его усиленное выделение и лежит в основе работы всех чистящих средств для серебряной утвари и украшений.
Реакция, кстати, не такая уж и вредная. Во-первых, патинированная медь обладает особой привлекательностью. Кто, хотя бы раз, видел старинный медный канделябр с этим спорить не станет. Потому медные украшения нередко «состаривают», то есть покрывают слоем патины, искусственным путём. А, во-вторых, образованная на поверхности меди плёнка – это своего рода защита, препятствующая дальнейшей коррозии (самопроизвольное разрушение металлов).
Однако, если речь ведётся не об изделии из чистой меди, а об изделии из сплава, содержащего медь, то такая легирующая добавка и становится причиной изменения цвета изделия не в лучшую сторону. Удаляется патина с меди тоже посредством химии. Так, нейтрализацией нежелательной реакции с помощью водного раствора аммиака.
Внезапное потемнение олова на воздухе провоцирует нагрев до 150 градусов и выше. Изменение цвета олова вызывает не только кислород, металл реагирует и на кислоты. Это его свойство ювелиры давно уже научились использовать во благо, окрашивая его химическим способом в оранжевый, красный, терракотовый, бордовый, чёрный цвета, а то и сочетая их все в одном изделии радужными переливами. Однако, незапланированное попадание изделия из оловосодержащего сплава в кислотную среду может обернуться нежелательным изменением окраски украшения.
Губительными для олова могут оказаться и низкие температуры. Дело в том, что олово, как металл, известно в двух модификациях. На сильном морозе одна начинает переходить в другую, при этом процессе оловянное изделие не просто меняет цвет, оно рассыпается в порошок. Явление естественное, химики давно уже объяснили его. Но пока объяснений дано не было, такое поведение олова считалось заболеванием, причём заразным, передающимся от одного оловянного предмета к другому и вошедшим в историю под названием «оловянная чума».
Вот только дело мы имеем не с чистым железом. В чистом виде оно в природе не встречается. Добываемая из недр железная руда (марказит, железняк, лимонит и др.) богата оксидами двух и трёх валентного железа. И да, само по себе железо вовсе не отличается железным характером: взаимодействуя с кислородом оно всегда стремится рассыпаться в рыжую пыль.
Железную руду обогащают, выделяя из породы железный концентрат. Затем, в доменной печи при высоких температурах концентрат избавляется от кислорода, насыщаясь углеродом и становясь чугуном. А после выжигания углеродных излишков и прочих примесей, рождается металлический сплав известный нам, как «сталь».
В отличие от мягкого легко плавящегося железа, высокоуглеродистую сталь отличает твёрдость и тугоплавкость. Самые ценные марки стали совершенно невосприимчивы к разрушающему железо кислороду. Это и есть нержавеющие и предел их совершенства – медицинские – стали, что используются в том числе и для изготовления долговечной бижутерии и фурнитуры к ней.
Такой сплав (если речь ведётся именно о высококачественном, от проверенного производителя) действительно способен оставаться неизменным десятилетиями. Однако и он нуждается в правильном уходе и бережном обращении. Поцарапать сталь твёрдыми абразивами. Таковым, например, может выступить даже обожаемый нами кварц – минерал твёрже стали. То есть в тестовой попытке поцарапать кварц стальной иглой, верный шанс проиграть поединок у иглы, а не у кварца. А значит и в шкатулке, с небрежно насыпанными в неё украшениями, неудачно соприкоснувшейся с кварцевой вставкой стальной элемент бижутерии может получить серьёзные дефекты своей сияющей полировки.
Подводя итог обзору основных бижутерных металлов, отметим, что упомянуты в нём далеко не все, что возможно использовать для получения красивых по цвету и сияющих металлических сплавов. Те же никель и цинк, запрещённые в ряде стран, за токсичность, некоторыми производителями используется за свои декоративные свойства. Тот же родий – совершенно безвредный и баснословно дорогой при этом, нередко встречается в сияющих покрытиях бижутерии. Кстати, помним, что срок службы качественного украшения из сплава без покрытия, всегда превышает срок службы тоже качественного украшения, но из сплава с покрытием. Покрытие каким бы хорошим, красивым, драгоценным оно не было – это уже дополнительная уязвимость для механических и не только воздействий, которым наши кулоны, цепочки, серьги подвергаются в процессе эксплуатации.
Да, любая бижутерия не вечна, и даже не долговечна. Дать ей прожить весь отмеренный ей короткий срок помогает правильных уход. Так же как неправильный – сокращает возможный срок службы, а при грубых нарушениях моментально портит то, что могло бы ещё долго радовать взгляд.
Правила ухода за бижутерией
Реальность такова, что точный химический состав сплава, из которого сделано то или иное украшение, потребитель знает в исключительно редких случаях. Есть проверенные временем производители, о стойкости украшений которых идёт добрая молва. Но секреты производства, такие как фирменный рецепт сплава, не торопятся раскрывать даже эти проверенные производители. А значит, попросту нет точной рекомендации по хранению или чистке той или иной безделушки. Однако, есть два незыблемых и универсальных правила, что помогают хоть на какое-то время сохранить презентабельный вид, даже украшений из самых недолговечных сплавов:
Чем и как чистить?
Если же незыблемые правила долгой и счастливой жизни бижутерии были нарушены, и случилось непоправимое – украшение потемнело, утратив былой блеск и красоту, терять в общем-то уже нечего. Либо выбросить, либо попробовать восстановить привлекательность подручными средствами. Сразу предупреждаем, что такие, предложенные опытными бижутероводами народные рецепты чистки украшений в домашних условиях не универсальны, те, что хороши для одного сплава, могут оказаться губительными для другого. Так что, чтобы воспользоваться любым из них желательно всё же знать из какого сплава сделано украшение, или хотя бы на основе какого металла составлен бижутерный сплав. Если не знаем, то сначала пробуем средство на малозаметном участке цепочки или кольца, а потом решаем, подходит ли это средство конкретно для неё?
Сначала общие правила чистки:
А теперь, расскажем о сподручных средствах, что присутствуют в каждом доме и о том, как они действуют на металлы и металлические сплавы:
Мыло смывает слой загрязнения, а глицерин восстанавливает блеск потускневших поверхностей и образует антистатическую плёнку, отталкивающую пыль. Украшение помещают в раствор на 15 минут, после чего ополаскивают в чистой проточной воде. Такую ванну используют для украшений из блестящих сплавов, помутневших от кожных выделений, особенно если украшение было надето сразу после нанесения крема, пудры и других косметических средств, что при систематическом соприкосновении со сплавом оставляют на жирную плёнку, на которую осаживается пыль, усугубляя ситуацию. При очистке внутренней стороны кольца с камнем, или ажурного, где в труднодоступных местах обычно и откладывается слой грязи, для более быстрого его вычищения можно использовать маленькую щётку. Мыльными растворами отлично чистятся стеклянные бусины и кристаллы. Кратковременные мыльные ванночки помогут освежить и родиевые покрытия, коим более тяжелые чистки противопоказаны. Хороша мыльная чистка и для изделий из нержавеющей стали. Но помним, в воде надолго сталь, даже нержавеющую, даже высшего качества медицинскую, оставлять не следует. От длительных водных процедур сталь темнеет.
В современных средствах для гигиены полости рта жестких абразивов не содержится. Зато есть то, что относительно безопасно размягчает и удаляет зубной налёт, полируя эмаль при этом. Та же бережная чистка может оказаться полезной и для потускневшей бижутерии. Просто наносим пасту на увлажнённую поверхность украшения и, бережно растерев её пальцами, смываем. То же самое можно проделать с зубным порошком и мелом. Однако, первое – изготавливается обычно по старинке: то есть чистили советские зубные порошки грубей современных паст, и компонентов, облегчающих чистку химическим, а не механическим способом, в них меньше. Соответственно в меле их и вовсе нет, мел в данном случае выступает одним из самых мелких щадящих абразивов.
Соду разводят с небольшим количеством воды до получения кашицы. Наносят на украшение, смывают через полчаса и протирают украшение впитывающей тканью. Хороши горячие ванны с содой для серебряных и серебросодержащих сплавов, черноту сода нейтрализует, правда в этом случае лучше использовать кипящий содовый раствор с добавлением в него кусочков алюминиевой фольги.
Слабо разведённая уксусная кислота в основном придаёт блеск, с тем и ополаскивались в уксусе, например, детали советских люстр под хрусталь. Таким образом для подновления прозрачного пластика и усиления блеска некоторых металлических сплавов уксус вполне пригоден. Убирает он и налет патины с меди. Для слабой же чистки можно смешать уксус с мелкой солью и протереть полученной кашицей украшение. Сплавы с потемневшим напылением от такой процедуры, возможно, засияют, как новенькие. Точно так же работают и кисломолочные продукты, например, застоявшаяся сыворотка или кефир. Однако, помним, что если в украшении присутствуют натуральные камни, то многие из них не терпят кислой среды, портясь даже от кратковременных контактов с нею. Категорически не любит кислот и олово, что содержится во многих бижутерных сплавах.