Что сделать что делать ться тся

«ТСЯ» и «ТЬСЯ» в окончаниях глаголов – правило правописания

Самой распространенной ошибкой в правописании является правило постановки «тся» и «ться» в глаголах на конце. Это правило изучается в школе в начальных классах, и всегда считалось одним из самых легких в русском языке.

Но многие все равно продолжают употреблять неверные буквы, путаться и порой пребывают в недоумении, из-за чего допускают ещё больше ошибок. Поэтому следует разобраться раз и навсегда, когда надо в глаголах, оканчивающихся на «тся», писать мягкий знак, а когда так делать не правильно.

Правописание «тся» и «ться» в глаголах

Что сделать что делать ться тся. Смотреть фото Что сделать что делать ться тся. Смотреть картинку Что сделать что делать ться тся. Картинка про Что сделать что делать ться тся. Фото Что сделать что делать ться тся

Для того, чтобы верно писать суффиксы «тся» и «ться» необходимо знать:

Глагол, стоящий в 3-м лице, мягкого знака в окончании не имеет.

Как определить, что глагол относится к 3-му лицу? Нужно поставить перед ним местоимение (он / она / оно) и задать один из вопросов: «Что делает? Что сделает?»;

Глагол инфинитива (неопределенная форма) будет иметь на конце суффикс «ться».

К таким глаголам можно задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Следовательно, эти глаголы пишутся с «ь» на конце.

Интересно, что в глаголах инфинитива ошибок не допускают и спокойно ставят «ь»: «обучать», «строить», «баловать». А при добавлении постфикса «ся», люди входят в ступор. Однако здесь нет ничего сложного.

От постфикса ничего не изменится, у глаголов в 3-м лице от постфикса «ся» мягкий знак не добавится: «обучаются», «строится», «балуются». Также у глаголов неопределенной формы при появлении постфикса «ся» мягкий знак не пропадет: «обучаться», «строиться», «баловаться».

Примеры написания «ться» и «тся»

Для закрепления правила верной постановки в суффиксах «ться» и «тся» мягкого знака, приведена следующая таблица с примерами:

ТЬСЯ (что делать? что сделать?)

ТСЯ (что делает? что сделает?)

1. Я люблю заботиться о животных;

2. Обливаться холодной водой — значит закаляться;

3. Поклониться, распрямиться и опять начать трудиться;

4. Он перестал меня слушаться;

5. На небе начали проявляться звезды.

1. Она с удовольствием заботится о животных;

2. Он закаляется: обливается холодной водой по утрам;

3. Он поклонится в конце выступления;

4. Надя слушается маму и папу;

5. На небе скоро проявятся звезды.

Рекомендуется распечатать таблицу для использования в качестве подсказки на первое время.

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глаголов

Множество ошибок совершается при изучении правил написания мягкого знака, выполняющего функцию не разделительную, а смягчающую, в окончании глаголов. Не всегда получается заполнить тест или выполнить упражнение на отличную оценку.

Что сделать что делать ться тся. Смотреть фото Что сделать что делать ться тся. Смотреть картинку Что сделать что делать ться тся. Картинка про Что сделать что делать ться тся. Фото Что сделать что делать ться тся

Поэтому важно учесть следующие правила:

когда виден глагол во 2-м лице настоящего или будущего времени, то после шипящих в конце слова ставится «ь»: «берешь – берешься», «бреешь – бреешься»;

у глагола, выражающего приказ (совет), мягкий знак остается после добавления постфикса «ся»: «намажь – намажься», «утешь – утешься», «встревожь – встревожься».

Особо сложно многим ученикам расставить «ь» в случаях с несколькими типами глаголов в одном предложении:

«Он (что делает?) пытается (что делать?) кататься на коньках изо всех сил»;

«Маша (что делает?) старается (что делать?) сдерживаться, иначе заплачет».

В этом случае в предложении есть подлежащее (местоимение) и вопрос задать возможно.

Но могут возникнуть случаи, когда в предложении подлежащего не будет, и вопрос к глаголу не задать. Следовательно, глагол находится в форме 3-го лица, а значит «ь» не пишется:

«Не годится ей молодиться»;

«Ему приходится мириться с новым начальством».

Упражнения

Что сделать что делать ться тся. Смотреть фото Что сделать что делать ться тся. Смотреть картинку Что сделать что делать ться тся. Картинка про Что сделать что делать ться тся. Фото Что сделать что делать ться тся

Для закрепления материала предлагается вставить вместо пропусков «тся» или «ться»:

Не стоит боя… перемен.

Не могу реши… выйти к доске.

Дамы и господа, концерт продолжае…

Ей нужно верну… домой к вечеру.

Он идет, все, спряч… за диван!

Обуча… нужно смолоду.

Прекратите шепта… за моей спиной!

Земля скоро покрое… снегом.

У него дело из рук вали.

Правила русского языка необходимо выучить еще в детском возрасте, чтобы вырасти грамотным и образованным человеком. Если вы находите какие-то пробелы в своих знаниях, то никогда не поздно взять в руки учебник, открыть тест или тренажер, и выучить раз и навсегда основные правила.

Знания могут пригодиться всегда и везде: начиная от повседневной жизни (при общении, переписке в чатах и мессенджерах) до профессиональных обязанностей (написать деловое письмо, заключить контракт, верно сформулировать речь перед выступлением и др.).

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ: так ли всё просто?

Когда дело касается ТСЯ и ТЬСЯ, типичный ответ такой:

Да, вот так просто объясняется. Но почему-то это правило долго не даётся тем, кто упорно борется за собственную грамотность. почему так получается?

Во-первых: ТСЯ и ТЬСЯ произносятся одинаково. Абсолютно. Причём : [ЦА]. То есть в орфографическом и орфоэпическом написаниях нет ни одной общей буквы. Уже хорошо. Идём дальше.

Это было бы легко, но русский язык обзавёлся безличными предложениями, где это самое лицо не увидишь, будь оно хоть дважды третье.

Ну, хорошо, во фразе «Пойдём купаться» можно домыслить МЫ.

Плюс к тому, хорошо, что личный глагол «пойдём» есть, как мы знает, после личных глаголов часто идёт инфинитив (он же неопределённая форма глагола).

Тут нужно менять правило. Вот так:

Я мечтаю в фильме сняться.

Оба случая видны в примере:

Он пытается (3-е лицо, отн. к субъекту) понравиться (инфинитив, отн. к личному глаголу).

И тут мы подошли к нашему «Во-вторых»!

Несложно задать вопрос к субъекту или личному глаголу. Сложнее задать его к объекту или. вообще к пустому месту.

Бывают и тут лёгкие случаи:

Уф, так-то лучше. Хорошо, что это одно и то же.

Есть и иной пример:

Задаём вопрос: Мне не ЧТО ДЕЛАЕТСЯ? Стоп. мы уверены, что «делается» без мягкого знака (конечно, это так, но мы ведь задали вопрос, а из него не следует очевидного ответа!)

Да и потом, не спится МНЕ, но КТО или ЧТО не спится? Если бы русский язык был иным, предложение выглядело бы так:

Ага! Вот оно и третье лицо.

Всё бы хорошо, но по-русски так не говорят. Так что выражениям вроде «не спится», «не пьётся» не измениться.

Поэтому, если впереди объект, либо даже без нет, включая полностью бессубъектные предложения:

Мне до того алкаша не (что сделать?) спиться.

То есть «можно спиться» / «нельзя спиться»

Однажды, в палаточном лагере со мной произошёл забавный случай. Надо было разбудить повара. После нескольких неудачных попыток я сказал дежурному:

На что дежурный ответил:

— Тогда у нас будет «Что-то не естся»

Может быть, не нужно и вспоминать о вопросах, если помнить, что

Вот в глаголах с буквами И, Я, особенно в безличных- как всегда, проблемы есть, но вы держитесь.

В-третьих, зачем вообще это нужно?

Для того, что вовремя сориентироваться о ком мы говорим, отличить «сняться» и «снятся», «спиться», «спится» и даже «спица», «он нравится» или «он пытается понравиться».

Это пригодится при восстановлении утерянных текстов в летописях, грамотах, судовых дневниках, размытых водой!

Например, сначала пишешь:

Он ей, возможно, нравится.✅

Потом меняешь предложение:

Он ей может понравится.❌

Ошибочка вышла! » Может понравиться» ✅ надо. Хотя, если бы текст не меняли, всё было б правильно.

Или «Получится, что» ✅ путём добавления одного слова превращается в

«Может получится, что»❌, хотя надо «может получиться, что»✅.

Друзья не доберутся засветло.✅

может замениться на

Друзьям не добраться засветло. ✅

Однако, если только добавить М к слову «друзья», мы получим

Тут всё зависит от того, будет ли текст перечитываться и правиться вами. Или не вами.

Источник

Неопределённая форма глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах

учителя начальных классов МОБУ СОШ № 49 им. Н. И. Кондратенко Глазковой Натальи Владимировны

Тема урока: Неопределённая форма глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах.

познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

— Начинаем урок русского языка.

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

(лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

а) Расскажите о глаголе по плану:

· На какие вопросы отвечает?

(Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал? что делает? что сделает? что будут делать? и т.д. и обозначает действие предмета.

Например, писал, пишет, напишет, будет писать)

· Что такое неопределённая форма глагола?

— Сегодня продолжим разговор о неопределённой форме глагола. Но для начала нужно познакомиться с одним очень важным суффиксом глагола: суффиксом — СЯ.

4. Работа по теме урока.

Жил- был один суффикс по имени-СЯ. Был он страшным зазнайкой и любил в целом свете только СЕБЯ. Целыми днями он умывался, причёсывался, одевался, обувался, наедался сладостями, улыбался сам себе перед зеркалом, смеялся собственным шуткам и радовался: «Какой я молодец»!

Однажды он так зазнался, что решил встать впереди слова: «сяулыбнул», «сяумыл», «сяодел». В общем, «сязазнал»! Корень ка-а-ак рассердился! Взял суффикс – ся и поставил его самой последней морфемой в слове – после окончания!

— Я суффикс, суффикс! Я не хочу стоять после окончания! – кричал – ся.

Долго не унимался, но только сам СЕБЯ и слышал. С тех пор суффикс — ся остался позади окончания. Особенно он злится и обижается, когда даже нулевое окончание оказывается впереди него. Вот так: улыбал-□- ся, кусал-□-ся, драл-□-ся.

В своих мечтах суффикс –ся все возвращается к началу слова и к самому себе. Его так и прозвали: возвратный суффикс. И глаголы с этим суффиксом называют возвратными.

· Сообщение темы и целей урока

· Упражнение в написании глаголов с суффиксом – ся.

— Добавьте к указанным глаголам суффикс – ся. Запишите получившиеся глаголы в два столбика.

Что делает? Что делать?

Что делают? Что сделать?

— Сравните возвратные глаголы первого и второго столбиков. Когда в глаголах пишется – тся, а когда – ться?

(в глаголах неопределённой формы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? пишется – ться.)

· Знакомство с правилом.

Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает
на вопросы
что делать? что сделать?

Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Если в предложении нет подлежащего, и вопрос к глаголу поставить
нельзя,
значит этот глагол стоит в форме 3-го лица ед. ч. и пишется без ь.
Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться!

что делать? что делает? что сделает?

что сделать? что делают? что сделают?

неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак в вопросе нет ь знака

5. Первичное закрепление:

· Вставь в пословицы изученную орфограмму. Запиши пословицы в тетрадь.

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся.
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

6. Предупреждение ошибок в написании – тся и –ться.

— Некоторые ученики на конце глаголов вместо –тся и –ться ошибочно пишут «ца» (вместо похвалится – «похвалица»). Эту ошибку вы не допустите, если сначала определите, от какого глагола образовалось слово: похвалится – от похвалит, значит, надо писать – тся.

7. Вторичное закрепление

· Вставь в предложения изученную орфограмму. Запиши предложения в тетрадь.

Рано утром на рассвете умываю… мышата.

Надо, надо умыва… по утрам и вечерам.

· Подбери возвратные глаголы на изученное правило и замени ими выражение:

Он испытывает радость- ……

— Расскажите, когда в возвратных глаголах пишется –тся, а когда –ться.

9. Домашнее задание. Стр.72 упр.420

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Описание

1. Вставить в предложения глаголы бояться, отправиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

2. Составить словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освежатся — освежаться, освободится— освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится —чиститься, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться, беспокоится — беспокоиться, томится— томиться.

3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

С вновь образованными глаголами в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного числа составить предложения: готовить — надо подготовиться к занятиям; ученик подготовится к экзамену.

Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

4. Заменить глагол в форме 3-го лица неопределенной формой, использовав следующие вспомогательные слова хотеть, начать, стать, мочь, собираться, должен, готов, намерен:

Мальчик исправится.— Мальчик хочет исправиться.

Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

Следующее задание предусматривает повторение правописания не и ни в отрицательных местоимениях.

5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

Он ни о ком не беспокоится.— Ему не о ком беспокоиться. Он ни к кому не обратится. Мне не на что надеяться. Он ни к чему не стремится. Ему не с кем поделиться своими планами. Рассеянный ученик не может ни на чем сосредоточиться.

После того как учащиеся выполнят упражнения на сопоставление и потренируются в постановке вопросов, орфографический навык становится довольно устойчивым. Однако для слабых учащихся этой работы может оказаться недостаточно, тогда полезно использовать еще один прием.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

Воспитательница позаботится о малышах — позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.— Кто боялся трудностей, тот не научился …

По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В качестве тренировочной работы предлагаем учащимся примеры, в которых нужно заменить, где возможно, данные глаголы глаголами прошедшего времени:

Он старается не волноваться.— Он старался не волноваться.

1) Придется ложиться спать.

2) Опять может повториться старая история.

3) Мне удастся пройти здесь.

4) Хочется возвратиться пораньше.

5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.).

6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе (Кор.).

7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Что сделать что делать ться тся. Смотреть фото Что сделать что делать ться тся. Смотреть картинку Что сделать что делать ться тся. Картинка про Что сделать что делать ться тся. Фото Что сделать что делать ться тсяЕму начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

9) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (поел.).

10) Что летом родится, то зимой пригодится (поел.).

11) Чем сердиться, лучше помириться (поел.).

12) Кто смерти не боится, того и пуля сторонится (поел.).

Источник

Правописание –ться и-тся в глаголах

4 «Г»класс. Учитель Щеголева И.И.

Правописание –ться и-тся в глаголах

Открытие нового знания

Создание условий для формирования умения правильно писать безударные окончания -тся и -ться в
глаголах;

-совершенствовать умение определять лицо, число, спряжение глаголов;

-способствовать развитию навыка написания безударных окончаний глаголов;
-содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся правильно писать безударные окончания -тся и -ться в глаголах; определять лицо, число,
спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; составлять из слов предложения; составлять рассказ по серии картинок

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность про-изводимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», и т. д.; пользоваться формами само-оценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

II. Актуализация знаний

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;

-Какую часть речи мы изучаем?

-Что называется глаголом?

-Что такое неопределённая форма глагола?

-У вас на партах карточки. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

-Давайте проверим ваши ответы.

Работают в парах, находят глаголы, определяют морфологические признаки, заполняют карточку

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *