Что считают прототипом юрты

Казахская юрта – дом без углов

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

В путевом очерке «По киргизской степи», напечатанном в журнале «Вокруг света» в 1897 году (№50), русский путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятно, что нам в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов… Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту…» [1]

С интересом описывали юрту и другие русские путешественники-исследователи. Со времени появления юрты минуло много веков. Но и по сей день она остается самым надежным и удобным жилищем для тех, кому по условиям труда приходится часто менять места временных стоянок. Это чабаны, геологи, оленеводы…

Опыт убедительно подтвердил, что наилучшим кочевым домом для чабанов на отгоне (как в настоящее время, так и на ближайшее будущее) является юрта казахского образца. В ней в жаркое лето прохладно, в холод – тепло и сухо в дождливые дни. Она устойчива против ветра. При переезде легко разбирается и собирается вновь на другом месте [2].

Великолепное описание юрты сохранилось в народном эпосе: «Огузнаме», «Китаби Коркут», «Манас», «Козы Корпеш – Баян-сулу», «Кыз Жибек». Описание юрты встречается в трудах ученых и путешественников XVI-XVIII вв. – у Разбихана, О. Пешеля, И.П. Фалька, П.С. Паласа, И. Георги, Ш. Уалиханова, Б. Залесского, Б.А. Федченко, А.И. Якоби, П.Е. Маковецкого, О.И. Харузина, А.К. Гейнса и др. Юрты как предмет быта казахов широко экспонировались на различных выставках. На парижскую выставку 1861 года была отправлена юрта Алмеса. Юрты Ш. Уалиханова и Арынгазы Ханкожина были показаны на выставке при Московском университете в 1867 году, юрта Мейрама Жанайдарова демонстрировалась на III конгрессе ориенталистов в Петербурге в 1876 году и т.д. [3]

По своему назначению юрты делились на 3 основных типа: 1) юрта – жилище; 2) парадные юрты (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй); 3) походные юрты. Кроме этих основных типов были юрты для приготовления пищи, юрты-склады и т.д. В походах, в пути при перекочевках ставились временные юрты, небольшие по размеру, простые по конструкции.

Казахская юрта – киіз үй – относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ» [4]. По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем, в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов [5]. Киіз үй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком [6], составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

Походная юрта – жол үй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с короткыми уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Қос – жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены – кереге и свода.

По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-, четырехстворчатые юрты. Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трех связанных вверху жердей – бақан, прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.

Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это подтверждают исследования этнографа М.С. Муканова, базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отеланная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т.д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества.

Мы находим подробное описание утвари юрты в работе А.А. Диваева «Этнографическое жизнеописание казахов». «Утварь. Вся юрта застилается кошмами, коврами и палацами. По краям ее поверх сундуков высятся горки одеял и подушек. В Казалинском уезде почти в каждой более или менее зажиточной юрте можно увидеть деревянные раскрашенные кровати (одна). Вблизи города встречаются кровати железные. Справа от выхода помещается сундук с чайными или столовыми принадлежностями: самовар, кумган, таз, деревянная большая чаша – табақ(очень большое деревянное блюдо, называемое шара-табақ) и чара служит для помещения мяса и кумыза. Қымыз и сорпа (бульон) разливается большой деревянной ложкой, называемой важау. Самая большая разливная ложка для бульона называется чумич. Справа же от входа висят торсуки с қымызом и айраном. Қымыз в торсуке перемешивается деревянными мешалками пішпек (отсюда название города Пишпек).

Постель (төсек)
Четки (тәспе)
Халат (шапан)
Одежда (киім)
Ковер (кілем)
Алаша (палас)
Кошма (киіз)
Одеяло (көрпе)
Подушка (жастық)
Молитвенный ковер (жайнамаз)

На кереге можно увидеть развешанную одежду, ковровую сумку (аяққап) слева от входа, в которой хранят запасные домашние вещи: торбу, полотенце, четки, женские бусы из сердолика. Четки бывают: перламутровые, деревянные и каменные. Книги в юрте встречаются очень редко, только иногда встречаются сказки из киргизской и арабской жизни казахского издания. Также Коран и другие книги религиозного характера» [7].

Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, көрпеше – ватными одеялами, расчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастық– подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости – еще и құсжастық, көпшік – подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали разноцветные ковры.

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом (дастархан) – скатертью.

При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать – төсекағашдля молодоженов с шымшылдыком – пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с төсекағаш на двух-трех подставках – жүкаяқ ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – қаршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи. Справа от входа ставили асадал – разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов; кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяққап– для посуды, теркеш – футляры для кесе – пиал.

Наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом, имела и постоянные зимние стоянки – қыстақ, қыстау с жилыми и хозяйственными постройками. В них на лето оставались лишь те, кто занимался заготовкой сена, примитивным земледелием, поскольку сенокос, уборка хлеба, ремонт жилья привязывали их к месту зимовки. Отправляя свой скот на джайляу вместе с некоторыми членами семьи, они ставили тут же рядом с кыстау юрты и жили в них до возвращения стада на зимовку.

7. Байтанаев Б.А. А.А. Диваев – очерк жизни и деятельности. – Шымкент – Алматы, 2004. – С. 210-211

Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.

Источник

3700 тестов по истории Казахстана. Вопросов 181 — 210

181. Считают, что до начала I тысячелетия до нашей эры андроновцы вели хозяйство, имеющие форму:
+А) Оседлую.
В) Кочевую.
С) Полукочевую.
D) Смешанную.
Е) Все перечисленное.

182. Жилищем андроновских племен в 18 — 8 вв. до н.э служили.
А) Пещеры.
В) Юрта.
+С) Землянки.
D) Кибитки.
Е) Все перечисленное.

183. Что является археологическим символом андроновской культуры
+А) Серьги и подвески.
В) Кинжалы.
С) Пряжки и шпильки.
D) Накладки.
E) Зеркала.

184. Племена андроновской культуры относятся к периоду:
А) II — I вв. до н.э. — I в. н.э.
+В) XVIII — VIII вв. до н.э.
С) XIX — XIII вв. до н.э.
D) VII — IV вв. до н.э.
E) IV — VI вв. до н.э.

185. Что считают прототипом юрты?
А) Бедуинский шатер.
В) Сибирский чум.
С) Шалаш.
+D) Круглое жилище андроновцев.
Е) Пещера.

186. В качестве топлива андроновцы использовали:
А). Дрова.
В). Кустарник.
+С) Кизяк.
D) Каменный уголь.
Е) Солома.

187. Право проведения первой борозды у андроновцев предоставлялось:
А) Вождю.
В) Старейшине рода.
С) Жрецу.
+D) Царю.
Е) Свободному общиннику — крестьянину.

188. Кто нашел месторождение угля в Казахстане?
А) Русские ученые.
В) Русские купцы.
С) Русские войска.
D) Казахские баи.
+Е) Казахский мальчик.

189. Во сколько лет Чокан Валиханов начал учиться на русском языке.
А) В 5 лет.
В) В 7 лет.
+С) В 12 лет.
D) В 15 лет.
Е) В 17 лет.

190. Представители какой социальной группы собирали налог ушур?
А) Имамы.
В) Ходжи.
+С) Муллы.
D) Бии.
Е) Баи.

191. В составе какого военно-национального формирования казахи участвовали в Отечественной войне 1812 г. против войск Наполеона?
А) Русских полков.
В) Казахских полков.
+С) Башкирского полка.
D) Кавказского полка.
Е) Сибирского полка.

192. В какой части Казахстана существовала Букеевская Орда?
А) Центральной.
В) Семиречье
С) Мангыстау.
+D) Между Волгой и Уралом.
E) Северной.

193. Искусство какого государства оказало влияние на развитие искусства саков?
А) Греции.
В) Монголии.
С) Китая.
D) Индии.
+Е) Ахеменидского Ирана.

194. С чем саки связывали в своей мифологии коня?
А) Ветром.
+В) Солнцем и огнем.
С) Грозой.
D) Громом.
Е) Вулканом.

195. Где располагалась столица усуней Чигучен (Город Красной Долины)?
А) Долина реки Чу.
В) Долина реки Талас.
+С) Берег Иссык-Куля.
D) Илийская долина.
Е) На границе с Китаем.

196. Что такое мардикар?
А) Земельное пожалование.
В) Налог со скота.
С) Натуральный сбор.
+D) Общественные работы.
Е) Владения духовенства.

197. Какой город был одним из главных пунктов торговли между Казахстаном и Китаем в начале 19 в.?
А) Бухара.
В) Верный.
С) Аулиеата.
D) Акмечеть.
+Е) Семипалатинск.

198. В какие годы правил Аблай — хан?
А) 1748-1786 гг.
В) 1718-1748 гг.
С) 1734-1771 гг.
+D) 1771-1781 гг.
Е) 1770-1780 гг.

199. Какой народ положил конец существованию Уйгурского каганата?
+А) Енисейские киргизы.
В) Китайцы.
С) Арабы.
D) Карлуки.
Е)Тюргеши.

200. Назовите труд Махмуда Кашгарского.
A) «Сборник летописей».
В) «История Оренбурга».
С) «Чертежная книга Сибири».
+D) «Диуани лугат-ат тюрк».
Е) «Кутадту билик»

201. Кого называли «носящие остроконечные шапки»?
+А) Саков тиграхауда.
B) Саков хаомаварга.
С) Массагетов.
D) Аланов.
Е) Савроматов.

202. С какого периода в Казахстане распространился «Звериный стиль» в искусстве?
А) IX в. до н.э.
В) VIII в. до н.э.
+С) VII в. до н.э.
D) V в. до н.э.
Е) VI в. до н.э.

203. Почему казахи занимались кочевым скотоводством?
+A) Природно-климатические условия.
В) Отсутствие условий для земледелия.
С) Вынужденный образ жизни, вызванный постоянной агрессией.
D) Вели оседлый образ жизни.
Е) Заимствовали у соседей кочевников — булгар.

204. В составе какого военного формирования казахи участвовали в Отечественной войне 1812 года против войск Наполеона?
А) Тяжелая артиллерия.
B) Танковая часть.
С) Пехота.
D) Тыловые работы.
+Е) Конница.

205. Определите место проживания саков — хаомоварга?
A) По реке Урал.
+В) По реке Мургаб.
С) По реке Сырдарья.
D) По реке Иртыш.
С) По реке Ишим.

206. В древних персидских источниках саки означают:
А) «Туры с быстрыми конями».
В) «Степные скифы».
+С) « Могучие мужи».
D) «Имеющие хорошие мечи и секиры».
Е) «Сражающиеся луками и копьями».

207. По мнению казахстанских археологов форма хозяйства саков определялась природными условиями, близостью к городским центрам и торговым путям и представляла:
+А) Оседло-кочевой образ жизни.
B) Кочевой образ жизни.
С) Полукочевой образ жизни.
D) Земледельческий образ жизни.
Е) Оседлый образ жизни.

208. Какой вид скотоводства развивался у саков в районах Западного и Южного Казахстана?
А) Коневодство.
+В) Верблюдоводство.
С) Овцеводство.
D) Крупный рогатый скот.
Е) Свиноводство.

209. Через сакскую степь пролегал «лазуритовый» участок Великого Шелкового пути, в какие страны вывозили лазурит, добываемый на Памире?
А) В Китай и Кашгарию.
+В) В Иран и Месопотамию.
С) В Европу.
D) Через Азию на Тибет.
Е) В Римскую Империю.

210. Назовите титул верховного правителя сакского племенного союза:
+А) Царь.
В) Каган
С) Хан.
D) Эльтебер.
Е) Гурхан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Тесты по истории Казахстана 2006. Вариант 10

1. Согласно исследованиям ученых, прототипом юрты считается:
+A) Круглое жилище андроновцев.
B) Сибирский чум.
C) Индейский вигвам.
D) Бедуинский шатер.
E) Шалаш.

2. Заморские саки — парадарайя проживали в:
A) Центральном Казахстане.
B) Южном приуралье.
C) Долине Мургаба.
D) Семиречье.
+E) Приаралье.

3. После раздела монгольской империи территория Восточного Дешт-и-Кыпчака вошла в улус:
+A) Джучи.
B) Чагатая.
C) Тулуя.
D) Угедея.
E) Тоглук-Тимура.

4. Национально-освободительное восстание 1916 года носило характер:
A) Буржуазно-демократический.
B) Феодальный.
C) Социалистический.
+D) Антиколониальный.
E) Монархический.

5. Съезд Компартии Казахстана объявил, о роспуске партии в:
A) 1989г.
B) 1987г.
C) 1988г.
+D) 1991г.
E) 1990г.

6. Основание Казахского ханства связано с именами султанов
A) Абулхаира и Махмуда.
+B) Джанибека и Керея.
C) Аблая и Уали.
D) Касыма и Акназара.
E) Иренчи и Бурундук.

7. В 1850 году Шокан Уалиханов осуществил съемку бассейна:
A) Зайсана.
B) Арала.
C) Балхаша.
D) Алаколя.
+E) Иссык-Куля.

8. Ислам был объявлен государственной религией в:
A) Тургайской автономии.
+B) Туркестанской (Кокандской) автономии.
C) Республике Алаш.
D) Сырдарьинской области.
E) Казахской АССР.

9. В 1921 году для голодающих детей были созданы:
A) Детские комитеты.
B) Гимназии.
C) Школы.
D) Детские сады.
+E) Детские дома, приюты, столовые.

10. Проводник идеи регионального вождизма в 1925-1933 годах в Казахстане.
A) С.Сейфуллин.
B) С.Садвакасов.
+C) Ф.Голощекин.
D) Ж.Мынбаев.
E) А.Андреев.

11. Посланцы ЦК ВКП(б) в Казахстан, репрессированные в годы террора:
+A) Л.И.Мирзоян, К.Я.Рафальский.
B) М.Масанчи, Т.Рыскулов.
C) И.Жангусуров, М.Жумабаев.
D) С.Шарипов, М.Жанибсков.
E) М.Дулатов, Б.Майкутов.

12. Казахстанский поэт-партизан:
A) А.Тажибаев.
B) Б.Момышулы.
+C) Ж.Саин.
D) Б.Булкишев.
E) А.Нуршаиков.

13. Переориентация предприятий, выпускавших военную продукцию, на производство гражданской продукции — это:
+A) Конверсия.
B) Национализация.
C) Эвакуация.
D) Приватизация.
E) Реэвакуация.

14. Идею образования Евразийского союза государств предложил:
A) А. Акаев.
+B) Н. Назарбаев.
C) Б. Ельцин.
D) И. Каримов.
E) Г. Алиев.

15. В период неолита родовая община представляла собой:
A) Соседскую общину.
+B) Материнский род.
C) Отцовский род.
D) Смешанную общину.
E) Большую общину.

16. В 1141 г. власть над Западным и Восточным ханствами караханидов перешла к:
A) Хорезмийцам.
B) Найманам.
+C) Каракитаям.
D) Сельджукам.
E) Киданям.

17. Добиться независимости от тимуридов удалось Могулистану при:
A) Енге-торе.
B) Есен-буге.
C) Вайс-хане.
+D) Мухаммад-хане.
E) Хызр-ходжа-хане.

18. Восстание под руководством султана Кенесары произошло в:
A) 1836-1838г.г.
B) 1835-1845г.г.
C) 1840-1850г.г.
+D) 1837-1847г.г.
E) 1812-1824г.г.

19. Территория Бокеевской Орды.
A) Семиречье.
+B) Междуречье Волги и Яика.
C) Центральный Казахстан.
D) Восточная часть земли Младшего жуза.
E) Юго-западное побережье Каспийского моря.

20. Годы жизни казахского ученого, общественного деятеля Ш.Уалиханова
+A) 1835-1865 гг.
B) 1835-1873 гг.
С)1835-1872 гг.
D) 1835-1870 гг.
E) 1835-1867 гг.

21. Битва при Узунагаче, показавшая военную слабость Коканда, произошла в:
A) 1858 году.
+B) 1860 году.
C) 1857 году.
D) 1859 году.
E) 1861 году.

22. Известный всему миру ученый, автор книг «Киргизский, край» и «Туркестанский край».
A) А.Левшин.
B) В.Радлов.
+C) П.Семенов-Тянь-Шанский.
D) Ш.Уалиханов.
E) Г. Потанин.

23. В результате переселенческой политики царизма у казахов в 1906-1907 гг. было отнято:
+A) 17 млн. десятин земли.
B) 14 млн. десятин земли.
C) 20 млн. десятин земли,
D) 10 млн. десятин земли.
E) 5 млн. десятин земли.

24. Первый председатель СНК, избран в 1920г.:
A) Б. Каратаев.
B) С. Мендешев.
C) С. Пестковский.
D) А. Джангильдин.
+E) В. Радус-Зенькович.

25. Человек периода среднего палеолита:
A) Питекантроп.
B) Синантроп.
+C) Неандерталец.
D) Австралопитек.
E) Кроманьонец.

26. В III-V вв. н.э. в искусстве степных племен развивается:
A) Звериный стиль.
B) Отжимная техника.
C) Геометрический орнамент.
D) Резьба по дереву.
+E) Полихромный стиль.

27. По реформе 1867-1868 гг. контроль над деятельностью областного управления осуществлял:
A) Министр внутренних дел.
B) Глава государства.
C) Генерал-губернатор.
D) Военный губернатор.
+E) Вице-губернатор.

28. Ыбрай Алтынсарин открыл, первую школу-интернат для казахских девочек в городе:
A) Тургае.
+B) Ыргызе.
C) Уральске.
D) Оренбурге.
E) Кустанае.

29. Курмангазы родился в:
A) Крепости Атырау.
B) Крепости Кулагинской.
C) Акмолинской области.
+D) Букеевской Орде.
E) Семиреченсвдй области.

30. Осужденные за декабрьские события 1986 года, образовали свою партию «Желтоксан»
A) В 1989 году.
B) В 1991 году.
+C) В 1990 году.
D) В 1987 году.
E) В 1988 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

История юрты

Дом на колесах
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры.
Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев.
Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.).
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юрты
Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н.

Складывающиеся cтены
Ключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юрта
Существует два типа юрт: тюркская и монгольская.
В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.
В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство.
Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших дней
В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «. я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома. что вся ставка наполнена зтими превосходными. домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

И по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой на юге и западе Казахстана, а также в Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.

Кочевой быт требовал, чтобы жилище было нетрудоемким в изготовлении, транспортабельным и сборно-разборным. Таким условиям идеально отвечало выработанное на протяжении тысячелетий кочевое жилище – войлочная юрта (гэр).

Гэр появилась не сразу. Есть сведения, что жилища на телегах имели многие кочевые народы Центральной Азии – хунну, сяньби, жужане, тюрки, уйгуры, кидане. В древнейшем литературно-эпическом памятнике монголов – «Сокровенном сказании» упоминается о передвижных кибитках на колесах (Козин, 1941). Передвижные жилища, установленные на одноосные – четырехосные телеги, запрягались быками. Они представляли собой «кочующие города», постоянно встречавшиеся па пути следования европейских путешественников В. Рубрука, Плано Карпини, Марко Поло.

Биллем Рубрук писал, что «дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы». По его словам, одну такую повозку тянули 22 быка: «одиннадцать в один ряд вдоль ширины повозки и еще одиннадцать – перед ними, ее ось была величиной с мачту. У входа в повозку стоял человек, погонявший. быков, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом» (Рубрук, 1911, с. 69).

Плано Карпини замечает: «Для меньших повозок при перевозке достаточно одного быка, для больших – три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки» (Карпини, 1825, с. 95).

Почти то же самое рассказывал о монголах Марко Поло: «Телеги у них покрыты черным войлоком, да так хорошо, что хоть целый день шел дождь, вода ничего не подмочит в телеге, впрягают в них и волов, и верблюдов и перевозят жен и детей» (Марко Поло, 1873).

Передвижные жилища использовали не только монголы, но и тюркские, кунтровские, бессарабские народы, ногайские татары, караногайцы и народы Нижнего Поволжья. О передвижных юртах кунтровских татар П. С. Паллас (1770) писал, что «для переселения их кибиток с места на место ставят они их на высокую двухколесную телегу, так называемую арбу, так что они как спереди, так и сзади лежат на оси и наподобие зонтика покрывают всю телегу с колесами, на телегу кладут, они все их малое снаряжение: сундуки, посуду и тому подобное, потом сажают жену и детей и со всем тем отъезжают. Останавливаясь на время, татары не снимают кибиток с колес. Подобно древним монгольским, татарские кочевья кажутся подвижными деревнями или станами».

В XVIII в. у бессарабских татар, которые тоже имели решетчатые юрты, перевозившиеся целиком на телегах, существовал обычай вывешивать над юртой на шесте синий или белый флаг. Флаги, подобные бессарабским, изображенные на шишкинских наскальных рисунках на р. Лене, можно было видеть у населения Монголии еще в начале XX в.

Сведения, показывающие преемственность использования колесного передвижения и неразборных жилищ кочевников-скотоводов, имеются у арабских, персидских и других древних авторов.

Арабский географ ибн Баттута так описывал повозки кочевников Золотой орды: «Телегу называют они арба. На арбу ставится нечто вроде свода, сделанного из прутьев деревьев, привязанных один к другому топкими кожаными ремнями» (Тизенгаузен, 1824, с. 281). Подобные телеги с высокими колесами, приспособленные для нахождения в них женщин и детей во время дальних перевозок и переездов, имеются ныне у населения восточных аймаков МНР.

Шарафуддин Иезди передает название телеги персидским словом «грдун» (грдун – колесо, колесница), но для названия жилища, которое «ставят и снимают целиком, а во время передвижения и перекочевок едут в нем, ставя их на телеги», использует староузбекский термин «кутермя» (по-монгольски – утрем). Телеги для перевозки грузов Махмуд Кашгари называет «кнгли», Рашид эд-Дин указывает, что «повозки по-тюркски называют канглы» (Рашид эд-Дин, 1951, с. 84). Население восточных аймаков Монголии называют такие повозки «хэнгрэг».

Разбехан, автор сочинения «Михман-Намей Бухара», написанного на персидском языке, знакомя с бытом и хозяйством кочевников-казахов XVI в., пишет, что «дома их, построенные по форме арб, поставлены на колеса, подобны небесной сфере. Верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь подобно каравану, идущему друг за другом, и если будут так непрерывно двигаться, то могут растянуться на сто монгольских фарсангов, а расстояние между ними не будет более одного шага».

Далее он замечает: «Дома их, сделанные из деревьев, возвышаются ввысь, подобно дворцам, и по просторности своей подобны миру. Стены, сделанные из белого тополя, очень крепкие и устройство их доведено до совершенства. Кибитку сверху покрывают войлоком разнообразной и редкостной окраски и овечьими шкурами. В них проживают султаны и знатные казахи. Кибитки эти красивы, каждая из них может вмещать более 20 человек, пребывающими и отдыхающими в них сидя. Эти кибитки установлены на колесах, и множество верблюдов тянут их. Я поразился их устройству, ибо, установленные на повозках, они очень громадны и вместительны, а также со всех сторон имеют окошки и форточки и покрыты войлоком. Внутри они прекрасно устроены и красивы точно так же, как дома эмиров и султанов».

В отличие от жилищ феодальной знати дома на повозках простых скотоводов-кочевников были скромными как по размеру, так и по устройству: они имели продолговатую форму и, сделанные так же искусно и тщательно, перевозились одним или несколькими верблюдами. Спереди и сзади этих кибиток были устроены дверцы для удобства обитателей.

Монгольская палатка «майхан»

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

Палатки (майханы) и сейчас используются в летнее время при перекочевках скотоводами-пастухами, особенно в районе Хангайских гор. Большие палатки устанавливаются во время торжественных церемоний, спортивных соревнований, праздников, таких, например, как надом.

Передвижные жилища на телегах существенного влияния на развитие кочевой архитектуры не оказали, ибо с окончанием дальних походов (в том числе военных) они потеряли свое значение, постепенно были совсем сняты с телег и устанавливались в обычном порядке.

Со временем юрта все более увеличивается в размерах и улучшается по форме. Она становится обтекаемой, приземистой, более устойчивой против сильных ветров. Все лишние детали и элементы утрачиваются. Так, трубообразная войлочная надстройка на верхушке юрты, существовавшая более 700 лет назад, из-за своей громоздкости перестала использоваться (Бартольд, 1903).

Юрта легко транспортируется, собирается и разбирается. Вся операция по разборке ее занимает час, а при сборке – максимум два часа. Такая оперативность при сборке и разборке достигалась тем, что все детали юрты строго унифицированы и стандартизированы. Юрта любого размера имеет присущую только ей модульную систему, выработанную и проверенную самой жизнью в течение веков. Изучение монгольского жилища позволило МОНГОЛЬСКОМУ архитектору Дажаву разработать теорию конструирования юрты.

В войлочной юрте одну треть общего веса (без дощатого пола) составляет деревянная часть каркаса, например вес пятиханной юрты (хан – решетка) без дощатого пола всего 500 кг.

В зависимости от размера и объема юрты, общего веса и нагрузки ее верхнего покрытия устанавливается необходимое количество опор, поддерживающих всю конструкцию. При этом по мере увеличения объемов жилища пропорционально удлиняется и расширяется опора с таким расчетом, чтобы выдерживать всю нагрузку.

Самая распространенная 4-ханная юрта не имеет внутренней подпорки, и вся ее конструкция удерживается поясами (хошлон, буслур)^ которые стягиваются вокруг ханы (решетки) и закрепляются с боков двери. Расслабление или разрыв этих поясов означает, что ханы не будут иметь опоры и вся верхняя и боковая конструкция юрты с войлочным покрытием развалится. Однако эти пояса могут удерживать нагрузку лишь 4 – 5-ханных жилищ, но не больше. Поэтому в юртах, имеющих более пяти хан, делают подпорки, поддерживающие верхнее покрытие и придающие устойчивость жилью. В 6 – 8-ханных юртах устанавливаются две опоры, а в 9 – 12-ханных гэрах – четыре. Инсоляция, аэрация и освещение в юрте осуществляются через верхнее отверстие, которое одновременно является как бы солнечными часами для определения времени дня.

Сборка и разборка юрты осуществляются по определенной технологической схеме.

Сборка состоит из последовательных операций: установка пола и остова, покрытие деревянной конструкции кошмами, расстановка мебели и утвари. До начала сборки остова настилают полы. Для этого соединяют части ободков, потом внутри их расставляют поперечные и продольные шпалы, после чего кладут доски пола по часовой стрелке, начиная с коротких. Затем приступают к установке и растяжке решетчатых стен – хан, которые стыкуются между собой и закрепляются с помощью волосяных веревок. Установив дверь, ханы обтягивают внутренними (верхним и нижним) поясами, концы которых прикрепляются к кольцам, специально приделанным в притолоках двери.

Потом устанавливают крышу. Для этого сначала в отверстие в деревянном круге – тоно при поддержке человеком снизу вставляют деревянные шесты – уни, а другие концы закрепляют в головках решетчатых стен. В первую очередь вставляют по четыре уни с четырех сторон, а затем с помощью внутренних стенных поясов и веревок, закрепленных на тоно, добиваются правильной формы юрты, после чего заканчивают вставлять остальные уни. Этим завершается сборка деревянной части конструкции юрты.

Остов юрты покрывают следующим образом:

на верхнюю деревянную часть крыши натягивают материю белого цвета, нижние и верхние концы которой прикрепляют тесемками к ханам и тоно, затем накладывается верхнее войлочное покрывало. Боковые стены закрываются тоже войлочными покрывалами, сверху надевают чехол из белой материи и обтягивают наружными, верхними и боковыми поясами. Наконец, накладывают кошму на тоно и прикрепляют веревками к низу решетчатых стен.

Составные элементы монгольского жилища

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты

а) деревянная конструкция – каркас;
б) верхнее матерчатое покрывало;
в) боковое и верхнее войлочное покрытие;
г) настенный внутренний занавес;
д) покрывало на верхнее отверстие – тоно;
е) внешний вид гэра

Широкую ленту из сукна или деревянных планок (хаяавч) кладут непосредственно по нижнему периметру гэра.

В непогоду, а также для регулирования света и температуры верхнюю часть войлочного покрытия тоно приоткрывают наполовину или закрывают на ночь при помощи веревки, пришитой на ее конце.

Разборку юрты производят в обратном порядке.

До расстановки в юрте мебели и утвари привешивают к стене занавеску, пол покрывают кошмой или коврами. В центре устанавливают печку с дымоходной трубой, проходящей через верхнее отверстие тоно.

В юрте расставляют кровати, сундуки, платяной и книжный шкафы, буфет, умывальник, •столик и табуретки.

Как правило, вся семья и гости садятся вокруг очага, находящегося в центре жилища. На северной стороне юрты (на самом почетном месте) помещается ящик, на котором обычно стояли позолоченные, серебряные или медные и другие скульптурные фигуры богов или изображения их в рисунках, аппликациях, жертвенные чашечки, лампады и прочие атрибуты ламаистской религии. Налево от входа (в юго-западной части юрты) размещаются принадлежности наездничества и бурдюки с кумысом. Направо от входа (юго-восточная часть) находятся кухонные принадлежности, там же место хозяйки. Западная и северо-западная части принадлежат гостям, а восточная – хозяину и детям. Ценное имущество хранится в ящиках напротив двери, а кровати по бокам. Охотничьи принадлежности хранятся вблизи хозяина семьи. Для сидения расстилаются войлочные ковры (ширдэки). Для почетных гостей припасают специальные коврики (олбоки), а теперь, например, и маленькие стульчики.

Внутренняя планировка гэра

Что считают прототипом юрты. Смотреть фото Что считают прототипом юрты. Смотреть картинку Что считают прототипом юрты. Картинка про Что считают прототипом юрты. Фото Что считают прототипом юрты1) печь,
2) ящик для топлива (аргала),
3) низкий стол со стульями,
4) сундуки,
5) кровати,
6) шкафы,
7) полка кухонная,
8) кумысница,
9) умывальник

Размеры и объемы юрты определяются количеством хан, т. е. числом стенных решеток. Чем больше их, тем больше объем жилища. Юрта малого размера имеет 4 ханы. Она состоит из 4 сборных стеновых звеньев, средняя – из 5 – 6, а большая – из 8 – 12. (Цифры 7 и 11 у монголов считались недобрыми, подобно числу 13 в Европе. Поэтому в юртах ханы в таком количестве старались не устанавливать, а цифры 81 и 108 монголы считали счастливыми).

Диаметр юрты среднего размера – примерно 7 м, высота же колеблется в пределах 3 м.

В алтайском эпосе говорится:

Среди прекрасных гор
Два белых одинаковых дворца стоят,
Ханские айлы поставлены,
Вышиты золотые узоры на них,
Под солнцем горят.

Внутреннее и внешнее убранство юрты раньше отражало классовую принадлежность владельцев. Юрты зажиточных отличались большими размерами, добротным белым войлочным покрытием, различными дорогостоящими украшениями, более богатым и нарядным убранством, большим количеством орнаментированных вещей. Богатые люди имели несколько юрт, которые предназначались не только для хозяина и членов его семьи, но и для гостей, новобрачных. Юрты же простых людей были скромны как внешне, так и внутри.

Однако и простые скотоводы стремились создавать в юртах своеобразный уют, заполняя их необходимыми в быту вещами и мебелью, стараясь сделать каждую вещь по-своему красивой и привлекательной. Предметы бытовой обстановки юрт всегда характеризовали исконные стремления кочевника к художественному оформлению жилища. Изделия из войлока и шерсти, разнообразные ткани, яркие ковры, вышивки, плетения, орнаментированные изделия, в том числе домашняя утварь, украшение обозримых деталей юрты и многое другое создавали неповторимый национальный колорит.

Пол покрывался орнаментированными войлочными коврами. По технике выполнения и художественной значимости типы подстилок различны. Древнейшим видом украшения войлока было орнаментированное прошивание, которое имело повсеместное распространение. Художественная особенность заключалась в разнообразии мотивов и порой очень сложных рисунков, наносимых вышивальщицей по своему усмотрению. Это рисунки зверей, животных, стилизованной океанской волны и пр. По тому, как был выполнен рисунок, судили о мастерице-хозяйке. И если качество было высоким, то хозяйка получала лестные отзывы гостей.

Вышивались войлочные ковры, полог дверей, необходимые в кочевом быту мешки и сумки для различных хозяйственных и бытовых вещей. По определенному сюжету и мотивам делались узоры на них, для их декора подбирались характерные строгие цвета. Монгольская юрта с внешней стороны украшалась орнаментом. Так, сверху зачастую наносили орнамент «халз-хэ», а по бокам – «молоточный» или какой-нибудь другой. Отдельные детали внутри юрты также украшались орнаментом.

Юрта, таким образом, предстает перед нами как памятник народного зодчего и художника и является самостоятельным произведением искусства, деянием древнего народного творчества.

Пишу об этом более или менее подробно не столько как исследователь мобильной архитектуры Монголии, сколько прежде всего как человек, детство которого прошло в этом круглом войлочном мирке, в одной из юрт, кочевавших по землям Восточного, Хэнтэйского, Центрального аймаков. С той далекой поры на всю жизнь остались во мне ощущения, связанные с юртой: чувство уюта и прохлады, когда над землей царит жара, чувство тепла и покоя, когда за юртой свистят ветры или пошла по степи пурга. Вместе с отцом, матерью, пятью братьями и сестрами я с детских лет участвовал в разборке юрты, в ее перевозке и установке на новом месте. Она была важной частью окружающего меня материального мира. И теперь, раздумывая об истории и судьбе юрты, я полагаю, что она будет, конечно, совершенствоваться, все более обретая черты современного благоустроенного жилища, но окончательно степь с ней расстанется, очевидно, еще не скоро.

Творческий опыт народа в создании жилища, приспособленного к суровым природным условиям Центральной Азии, тщательно изучается сейчас монгольскими учеными и архитекторами, что дает возможность приступить с научных позиций к дальнейшему совершенствованию юрты (облегчение веса, создание более рациональных форм в статическом отношении, улучшение конструкций, их типизация и индустриализация в изготовлении). Очень важным является такое свойство юрты, как устойчивость в антисейсмическом отношении, ибо круглая форма и шарнирная система конструкций хорошо сопротивляются не только вертикальным, но и горизонтальным сейсмическим воздействиям и нагрузкам. Круглая и приземистая симметричная форма монгольского жилища выдерживает сильнейшие ветры, дующие в основном в северном и северо-западном направлении.

Зимой юрта утепляется: жилища покрывают двойным войлоком, низ решетчатых стен закрывают специальным утеплителем. Летом юрта охлаждается – открывают один слой войлока у низа стены и устраивают вентилируемые полы.

Изучение и использование законов формообразования живой природы применительно к архитектуре может помочь решению проблемы динамической архитектуры. Уже сейчас мы думаем о таких архитектурных строениях, в которых по мере надобности изменялась бы кровля зданий, поднимаясь и опускаясь подобно лепесткам цветов, автоматически регулируя микроклимат помещения, в которых стены пропускали бы ультрафиолетовый спектр солнечных лучей и «дышали» бы как в юрте, вентилируя проходивший через нее внутрь помещения наружный воздух, а конструкции автоматически приобретали бы упругость в момент действия усиленных нагрузок.

Архитектурные мастерские и научно-исследовательские институты работают над созданием мобильного жилья, когда отдельная ячейка дома (квартира) могла бы быть легко и просто перенесена в другие условия проживания, в зависимости от потребности жильца. Строение покровных тканей живых организмов в природе способно регулировать свой микроклимат. Эту особенность можно использовать в архитектуре и в конструировании ограждающих поверхностей зданий.

Мех (часть покрова животного) выполняет в основном теплозащитные функции и служит как бы предохранительным элементом того или иного живого организма. Его аналогии в строительстве – ограждающие конструкции зданий: стены и кровля, точнее, какая-то их часть. Однако ныне они менее совершенны по своим теплоизоляционным свойствам, чем меховой покров животного и войлочная оболочка юрты. Возникает вопрос: а нельзя ли использовать войлок или заменители войлока и другие пористые теплоизоляционные материалы в более прогрессивном строительстве?

Если архитектурная форма юрты, ее конструкция, сборность, аэровентиляционная способность смогли выдержать испытание временем в условиях сурового монгольского климата, то, значит, юрта в определенных случаях может служить и прообразом цельной архитектурной формы, ее дальнейшим мотивом. Не случайно на Крайнем Севере в СССР и в Канаде, где климат весьма суров, делаются попытки создания жилищ, круглых по форме, обтекаемых, легких и сборно-разборных.

Конечно, в поисках новых форм и решений нужно опираться и на необходимость функциональной справедливости форм, и на удовлетворение их технической рациональности, экономичности, учета традиций и т. д. При круглой форме сооружений необходимая устойчивость и жесткость обеспечиваются столбами, поддерживающими крышу конической или сферической формы. Вместе с тем благодаря передаче движения на ребра, а в случае с юртой – на уни, возникает возможность устройства между ребрами светового проема, делающего конструкцию зрительно и материально легкой при значительном пролете. Одновременно покрытие приобретает новые эстетические качества – легкость, прозрачность.

Понятно, что у нас большой интерес к современному, тяга к красоте нашей действительности. Сообразно с новыми эстетическими запросами и требованиями, естественно, рождаются и новые заботы. В связи с этим особенно важно знание лучших народных традиций, которые таят в себе специфичность стиля, красоты, созданных народом и проверенных временем, ибо в основе всякой большой архитектуры всегда лежало народное зодчество и народное искусство.

Мы можем проследить эту связь, и в частности происхождение национальной архитектуры от формы народного жилища, в истории культуры почти всех народов.

Монгольская архитектура, доказывая и подтверждая эти положения, вносит свою лепту в сокровищницу мировой архитектуры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *