Что считают экологической культурой кратко

Что такое экологическая культура и как она формируется

Экологическая культура – это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX в. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы. Эта трансформация создала угрозу существования как отдельных социумов, так и всего человечества. Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.

Что такое экологическая культура

Культура – это самоограничение. Оно может быть следствием собственных убеждений или стереотипов поведения, сформированным в данном обществе. Культурным человеком считается индивидуум, живущий так, чтобы не доставлять беспокойства другим и соответствовать всем требованиям общества. Эти два компонента культурного человека представляют собой единство и борьбу противоположностей – личности, как самодостаточного явления, и человека, находящегося под постоянным контролем общества.

Под экологической культурой граждан понимается такая система самоограничений, которая направлена на сохранение оптимального состояния окружающей среды.

Движущей силой возникновения этого вида культуры явилось состояние ресурсов. На протяжении всей истории существования людей природные ресурсы истощались, что приводило к гибели населения данной территории, к миграциям и изменению состояния общества.

Истощение основных природных ресурсов и трансформация экологической среды порождали экологический кризис. Выход из кризисной ситуации заключался:

Экокризис, порожденный вырубкой лесов в Европе, мог привести к гибели цивилизации на этой территории. Однако древесину, как энергоресурс, заменили углем. В результате стали развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Такое решение проблемы не повлияло на стереотипы поведения. Люди, для которых лес был кормильцем и домом, теперь перестали от него зависеть. Несмотря на то что промышленность развивалась преимущественно на угле, лес истреблялся еще больше. Его вырубали не только на дрова и доски, но и для того, чтобы освободить площади для пастбищ и сенокосов.

Экологическое поведение было характерно для древних народов, живших общинами. Широколиственные леса были для первобытных европейцев не только источником ресурсов, но и местом естественной и магической защиты. Это заставляло их делить свою территорию на участки. Одна часть находилась в хозяйственной эксплуатации, другая приобретала статус священной земли, на которой могли находиться только представители касты магов.

Культурные ценности экологического характера, сформированные на уровне народных традиций, становятся наиболее устойчивыми стереотипами поведения. Запреты на уровне государственных законов в меньшей степени влияют на выработку устойчивых механизмов поведения. Людям свойственно осознанное или подсознательное противостояние государственной системе. Для того чтобы природоохранные запреты и ограничения стали частью ценностей личности, необходима длительная работа по профилактике и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

В качестве примера можно привести запрет на охоту у водопоев. Такие запреты существуют в аридных зонах. Поскольку здесь воды мало, охотники, находясь у водоемов, могут уничтожить всю дичь, обитающую на большой территории. Такой запрет существовал у народов всегда. Однако при появлении государственных законов, регламентирующих охоту, население стало активнее охотиться на водопоях.

Этот парадокс объясняется сочетанием большой плотности населения с его независимостью от ресурсов данной территории. В результате моральное осуждение поступков со стороны жителей данного социума уже перестает играть значимую роль. В этом случае движущим механизмом поведения становится страх перед юридическим наказанием или мировоззрение, сформированные на его основе знания и моральные ценности.

Виды экологии

Впервые этот термин появился в 1866 г. Его автор – Эрнст Геккель – определил эту сферу знаний как науку о взаимодействии организмов со средой их обитания. Причем компонентами этой среды были не только неорганические объекты. Ее частью являлись и организмы разных видов, вступавшие во взаимодействие с данным биологическим объектом.

В таком понимании экология развивалась до середины XX в. Основным результатом развития следует считать переход экологии в разряд системных наук. Это означает, что теперь объектом данной сферы знаний стала система, которая получила название экологической.

Таким образом, экология в современном понимании является наукой, изучающей закономерности функционирования экологических систем. Таковыми являются системы, образованные живыми организмами разных видов, находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой среды.

Со второй половины XX в. появились и стали достоянием масс такие понятия, как экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Исходя из приведенного определения, в первом случае речь должна вестись о сложностях в функционировании и развитии экосистем.

Под кризисом следует понимать такое состояние, при котором проблемы, нарастающие как снежный ком, могут привести к разрушению экосистемы. Катастрофа – это гибель экосистемы. Причем это не означает, что на данном месте не будет ничего живого. Даже место атомного взрыва постепенно заполняется живыми организмами. Только они уже будут формировать другую экосистему взамен безвозвратно погибшей.

Для леса любой пожар – это катастрофа, потому что на месте деревьев появляются не лесные виды. Причем пожар на больших территориях может создать ситуацию безвозвратной гибели прежней экосистемы.

Катастрофой является и создание водохранилища ГЭС. При радикально измененных условиях среды (скорость течения воды, химический состав, изменение кормовой базы и т.п.) на месте речных экосистем появляются совсем другие сообщества с доминированием иных видов.

В XX в. темпы разрушения экологической среды приобрели глобальные масштабы, в результате чего термин «экология» перестал быть достоянием только науки. Теперь это понятие стало обозначать методологию спасения человечества от проблем, созданных в результате трансформации экологической среды жизни человека.

Войдя в повседневный обиход людей, не являющихся специалистами, это понятие приобрело не один, а множество смыслов. Появились экологии:

Раздробление какой-либо сферы научных знаний на множество разделов свидетельствует о научной и практической востребованности. Чрезмерная популярность может приводить и к появлению ложных понятий. К таковым, например, необходимо отнести следующие словосочетания: экология души, чувств, медицины, химии и т.д. Эти понятия являются безграмотными и не имеют ничего общего с экологией, посвященной взаимоотношениям объектов живой и неживой природы. Эти взаимоотношения материальны, поскольку их проявлением служат круговороты веществ и элементов.

Состояние экокультуры человека в современном мире

Каждый человек живет в обществе, развивается под воздействием социума, оказывая, в свою очередь, влияние на других людей. В этом плане поступки людей – это их отношение друг к другу. Этот тезис полностью относится к охране природы.

Человек заботится о каком-нибудь тигре или цветке не только из-за чувства жалости к другим существам, но и ради самоуважения. Кроме того, он заботится о природе ради будущих поколений. Охрана природы – это проявление отношения людей друг к другу в масштабах человечества и биосферы.

Экологическая культуризация – это процесс, связанный с глобализацией сознания. Проблемы, кризисы и катастрофы, несмотря на их преимущественно локальное проявление, современными людьми все в большей степени рассматриваются как ситуации, затрагивающие интересы всех и каждого.

Однако процессы культуризации происходят неравномерно. Это связано с низким уровнем образованности, живучестью устаревших стереотипов и противодействием со стороны организаций и лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли от эксплуатации природных ресурсов.

В качестве примера можно привести пиротехнический стереотип природопользования. Это традиция применять огонь в виде палов. Данный стереотип сформировался давно, еще в палеолите. Человек – это единственное животное, не боящееся огня. Способность управлять процессом горения и вывела людей из палеолита в неолит, а потом и в индустриальное общество.

В результате сильно изменилось состояние биосферы, уменьшилась площадь лесов, в т. ч. влажных тропических, начал меняться климат, а люди по-прежнему убеждены в том, что, сжигая природу, они делают не только полезное, но и экологически адекватное дело.

Палы, т. е. преднамеренные поджоги, трансформируют леса, способствуя их полному исчезновению. Устраняя органику, огонь снижает количество гумуса, замедляя или даже прекращая процесс почвообразования.

В лесах, неоднократно пройденных пожарами, уменьшается количество деревьев на единицу площади, что приводит к бурному разрастанию травы. В результате увеличивается горимость растительности, поскольку трава является хорошим проводником огня. Чем чаще человек производит палы, тем сильнее развиваются пожары.

Таким образом, палы порождают регулярные катастрофические пожары, распространяющиеся на больших территориях. В результате гибнут не только животные, но и люди. Несмотря на очевидность вреда, люди не спешат отказываться от палов. Каждым поджигателем руководит инстинкт пирофила, заложенный у человека на генетическом уровне. Кроме того, пиротехнический стереотип природопользования формировался на протяжении многих тысяч лет. Эта веками поддерживаемая привычка снижает уровень экологической культуры современного человека.

Таких примеров, тормозящих развитие культуры, можно привести много. Это сбор цветов, способствующий вымиранию видов, рубка елей на Новый год и т.д. Традиции делают общество сплоченным, но они же тормозят развитие культуры.

Как формируется и развивается экокультура человека

Экологическая культура личности формируется под воздействием общества и собственных убеждений. Однако в одних и те же условиях могут появиться люди с разными убеждениями. Это связано с тем, что каждый человек неповторим. Личность формируется в семье, в школьном коллективе, в социуме. Ребенок подражает взрослым, поэтому его убеждения зависят от того, в какой среде он вырастет. Убеждения формируются на основе моральных ценностей, знаний и личного опыта.

Ответственность за формирование экологических убеждений лежит на государственной системе. Одна из функций государства – это передача знаний от одного поколения другому. Кроме того, государство создано для того, чтобы обеспечить людям защиту от неблагоприятных воздействий любого характера. Это не означает, что семья не должна воспитывать культурных людей. Основной воспитательный процесс в наше время по-прежнему происходит в семьях. Однако только государство представляет собой самовоспроизводящуюся систему, способную планомерно менять общество.

Источник

Экологическая культура, определение и понятие, значение, примеры

экологическая культура Это связано с образовательным процессом, направленным на пробуждение в людях сознания об окружающей среде. Этот процесс пытается способствовать изменению отношений между человеком и природной средой, гарантируя устойчивость и качество окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений..

Как движение, экологическая культура имеет свое оправдание в виде очевидного ускоренного дисбаланса природного продукта человеческой силы для преобразования окружающей среды. В результате этих модификаций живые виды часто подвергаются опасностям, которые могут быть необратимыми..

Что считают экологической культурой кратко. Смотреть фото Что считают экологической культурой кратко. Смотреть картинку Что считают экологической культурой кратко. Картинка про Что считают экологической культурой кратко. Фото Что считают экологической культурой кратко

По этой причине экологи считают, что экологическую культуру следует прививать людям всех возрастов, на всех уровнях и в рамках формального и неформального образования..

Точно так же они считают, что социальные сети несут огромную ответственность за то, чтобы поставить свои огромные ресурсы на службу пропаганде этой культуры..

За эти годы эта образовательная миссия собрала группы специалистов по экологическим вопросам из всех стран. Одним из них является ЮНЕП, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде). Это учреждение координирует с 1975 года Международную программу экологического образования.

Определение и понятие

определение

Первоначально слово «культура» использовалось в смысле совершенствования. В настоящее время этот термин связан со сферой духовной жизни, то есть с человеческим сознанием..

Таким образом, экологическая культура может быть определена как способность людей использовать знания и экологические навыки в своей практической деятельности..

В этом смысле без достаточного уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их. Экологическая культура человека включает в себя его экологическое сознание и экологическое поведение.

Экологическое сознание понимается как совокупность экологических идей, позиций и отношения мировоззрения к природе и стратегий практической деятельности, направленных на природные объекты..

концепция

Концепция экологической культуры тесно связана с экологическим образованием. В отличие от других традиционных форм образования, экологическая культура представляет собой целостный процесс (рассматривает экологическую культуру в целом) и обучение в течение всей жизни. Он направлен на создание ответственных людей, которые исследуют и определяют экологические проблемы.

С другой стороны, экологическая культура не означает просто защиту окружающей среды или публикацию экологической информации. Напротив, он остается нейтральным, когда обучает людей критическому мышлению для решения проблем. Его руководящими принципами являются осведомленность, знания, отношения, навыки и участие.

Важность экологической культуры

Помогите улучшить качество жизни

Культура окружающей среды может помочь улучшить качество жизни живых существ планеты. Примером этого являются различные программы экологической культуры, направленные на увеличение посадки деревьев. Они способствуют улучшению чистоты воздуха от многих вредных для человека загрязняющих веществ..

В дополнение к обеспечению кислорода для дыхания живых существ, деревья действуют как очищающий фильтр. Согласно результатам квалифицированных исследований, они могут устранить 1,3 тонны в день окиси углерода. Кроме того, они могут устранить другие загрязнители, такие как диоксид серы, диоксид азота и озон.

Аналогичным образом, программы экологической культуры поощряют создание нормативных актов, гарантирующих чистоту воздуха, и создание парков, которые могут помочь в соответствии со стандартами качества, необходимыми для поддержания чистоты воздуха. Этим они вносят большой вклад в улучшение качества жизни..

Это заставляет людей знать об изменении климата

Растет интерес со стороны организаций к ограничению, посредством создания экологической культуры, выбросов парниковых газов.

Они также стремятся повысить эффективность использования энергии, как на региональном, так и на глобальном уровне, чтобы противостоять изменению климата.

Природные земли, такие как леса, луга и парки, являются ключевым активом в этих усилиях. Большие запасы служат большими угольными фильтрами. Точно так же маленькие местные парки помогают освежить окружающую среду.

Способствует сохранению воды

Улучшение качества воды является еще одной целью, преследуемой программами экологической культуры. Сохранение открытых земель и создание парков сохраняет естественные процессы проникновения и ограничивает непроницаемость.

Это гарантирует, что ливень движется сразу к центрам водоносного горизонта, максимально ограничивая его поверхностное перемещение. Контакт с поверхностными источниками загрязнения остается низким.

примеров

Экологическая образовательная программа Hino Motors

Это программа, разработанная в Японии компанией Hino Motors. В нем пропагандируются просветительские и просветительские мероприятия, связанные с окружающей средой, в целях повышения экологической культуры работников..

По мнению ее руководителей, компания убеждена, что экологическая деятельность выходит за рамки корпоративного сектора..

Они также признают важную роль, которую каждый сотрудник играет на рабочем месте и дома. Поэтому в рамках программы особое внимание уделяется индивидуальной ответственности..

На сегодняшний день руководство Hino Motors продолжает включать экологическое образование в свои программы обучения для менеджеров и новых сотрудников..

Ее руководители гарантируют, что компания продолжит свои усилия по внедрению более систематического экологического образования в своих усилиях по постоянному повышению экологической осведомленности в Японии..

Симпозиум «Пробуждение мечтателя» (пробуждение мечтателя)

Это симпозиум, созданный организацией Альянс Пачамама (Альянс Пачамама). В частности, симпозиум пытается продемонстрировать, что разрушение окружающей среды является результатом несовершенной системы убеждений современного мира. Эта неисправная система характеризуется отсутствием последствий в разрушительных действиях.

В этом смысле симпозиум подчеркивает тот факт, что окружающая среда находится в критическом состоянии. Поэтому, хотя все еще есть надежда изменить наш курс, время необходимо.

Во время симпозиума вдохновляется желание и срочность стать экологическим администратором. Соответственно, они называют это желание «быть в состоянии благословенной тревоги».

Организация Alianza Pachamama была основана в 1995 году в глубине тропического леса Амазонки между границами Перу и Эквадора. Его основатели получили поддержку в племени ачуаров (эквадорско-перуанской этнической группы). Это те, кто дает философское обоснование движению.

Источник

Экологическая культура

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Термин «экологический» чаще всего понимается как «связанный с окружающей средой». В широком смысле под окружающей средой принято понимать совокупность природных (физических, химических, биологических) условий и влияний, а также социальных факторов. Современные программы экологического образования нередко включают и специальные разделы, посвященные изучению различных аспектов межчеловеческих отношений.

Слово «культура» первоначально означало «возделывание, ведение хозяйства», т.е. определяло поведение людей. Другое, наиболее распространенное сегодня значение этого слова связано с обозначением сферы духовной жизни, т.е. с сознанием людей.

Становление экологической культуры осуществляется с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей. К разработке социально-экологических программ наряду с биологами, географами, педагогами и другими «традиционными» природоохранными специалистами следует привлекать социологов и психологов, а также журналистов, представителей других творческих профессий.

Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрения, создание новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, формирование у человека умения соизмерять свои потребности с возможностями природы. Необходим отказ от прежнего антропоцентризма, который проявлялся в ориентации культуры исключительно на человека и его потребности. Он возник в период античности в классическую эпоху. Стал основным признаком европейской культуры в эпоху Возрождения. Человек в то время рассматривался как центр мироздания. Если воспевалась красота природы, то прежде всего природы самого человека, его тела, облика, речи, движений. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя.

Однако, в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя и даже стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. Сегодня человек уже не может сосредотачивать внимание только на самом себе и своих потребностях, поскольку кардинально изменились роль и место человека в мире. Человек стал глобальным фактором, определяющим масштабы и динамику происходящих на Земле изменений. От его действий зависит, быть ли жизни на Земле или нет. Человек должен осознать свою новую роль и взять на себя ответственность за сохранение биосферы, всех форм жизни на нашей планете. Осознание того, что человек должен выполнять важную биосферную функцию, роль регулятора жизни на планете составляет основу экологического мировоззрения и экологической культуры.

Формирование экологической культуры, предполагающей новое отношение к природе, невозможно без учета эстетического фактора, т. е. подхода к природе как особой духовно-эстетической ценности. У человека, способного воспринимать красоту природы, испытывать при общении с ней эстетические чувства, уровень экологического сознания будет неизмеримо выше, чем у человека, равнодушного к этой красоте. Однако, у многих людей преобладает утилитарное отношение к природе, и это отодвигает ее эстетическую ценность на второй, а то и более отдаленный план.

Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

Можно определить экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

Главным критерием развития культуры является уровень гуманизма, достигнутый обществом. Швейцер предлагает новое, более широкое понимание гуманизма, которое учитывает связь человека с природой, признает самоценность не только человеческой личности, но и природы, любого проявления жизни на нашей планете. Вариант этики Швейцера называют неантропоцентристской, универсальной этикой.

Существуют и другие концепции неантропоцентристской этики. Американский философ Э. Ласло считает, что новая этика должна основываться на требованиях адаптации человечества к окружающей природной среде. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным природным системам. Одним из требований экологической этики является забота о природных условиях существования будущих поколений. Недопустимо ради интересов ныне живущих поколений, ради сиюминутных экономических и житейских выгод наносить ущерб интересам будущих поколений. Обращенность в будущее отличает экологическую этику от традиционной.

Деятельность этой организации была направлена на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972), «Человечество у поворотного пункта» (1974), «Революция босоногих» (1985) и др. В деятельности Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекращения гонки ядерных вооружений, напряженной экологической ситуации на планете, социального расслоения в мире.

В книге А. Печчеи «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «новому гуманизму», который должен основываться на трех основных постулатах: чувстве глобальности, любви к справедливости и неприятии насилия. Основной тезис концепции А. Печчеи: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях человеческой революции, т. е. через совершенствование духовного мира людей, совершенствование человеческих качеств.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Проблема человека в истории науки и философии является одной из существенных и актуальных. Многочисленные попытки создания общей теории человека на определенных концептуальных основаниях всегда имели в качестве исходной точки отсчета какой-либо методологический принцип, задающий способ исследования данной проблемы. Отождествление антропологического с логическим, социальным, биологическим, психологическим и другими основаниями способствовало разработке философских и теоретических концепций (гегелевский панлогизм, марксизм, фрейдизм), абсолютизирующих специфические признаки или способ существования человека с позиций взаимоисключения. Смена концептуальных оснований в человекознании обычно обозначается как антропологический поворот. Экология человека выступает в качестве одной из теоретических форм в освоении антропологической проблемы, способствующих утверждению иных форм постановки вопроса «что такое человек» и использованию новых познавательных средств.

Человек как целостный объект современной науки выступает во всей совокупности его природных и социальных свойств. Вот почему проблему эволюции человека нельзя локализовать рамками либо биологического, либо социологического направлений. В социобиологической концепции (Э. О. Уилсон и др.) генкультурная эволюция является сложным, интегративным процессом, в котором культура формируется биологическим императивом, а генная эволюция изменяется под влиянием культурных инноваций. Согласно Уилсону, генетическая эволюция посредством естественного отбора увеличила возможности для культуры, и культура, в свою очередь, усилила генетические соответствия, которые она может максимально использовать.

Критически оценивая гипотезу Е. Масуды, следует подчеркнуть, что эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действуют основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека. В этом аспекте исследование раннего детства дает уникальную возможность постижения взаимодополнения и взаимопроникновения социального и биологического в развитии ребенка, осуществляемого преимущественно в игровой форме.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, по и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

Известно, что усиливающаяся церебрализация удлиняет период беспомощности ребенка, что обусловливает необходимость защиты ребенка с помощью объединенных усилий родителей, коллективов и общества в целом, и по существу навязывает доминирование культурной среды, социального в развитии личности. Возникающие при этом виды социальной активности и поведения ребенка, характеризуемые различной степенью вовлеченности его в колллективные действия, редуцируются к ряду устойчивых, более простых форм массовых стереотипов действий детей: социальному облегчению, включающему в себя эффекты аудитории и совместного действия; подражанию, характеризуемому установлением стереотипного поведения, не всегда соответствующего генетико-биологическим способностям ребенка; конкуренции, представленной формой стимуляции и взаимоподавления, противопоставления в коллективных действиях детей и аффилиацией, то есть стихийно возникающим тяготением и сближением детей в поле коллективного общения, вызывающим в данных условиях эффект нивелирования личности ребенка.

Утрата учета индивидуальных особенностей детей при этом обычно приводит в свою очередь к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречие между генетико-биологическими задатками ребенка и морфофизиологической и психологической нагрузкой, которую несет ему социум. Подавляя и деформируя естественные, природные задатки маленького человека, мы разрушаем основания игры как средства социализации человека, закладываем механизмы извращенного мировосприятия и неприятия культурных ценностей, создаем условия культурной примитивизации личности.

Стремление социального любой ценой подчинить себе биологическое обрекает его на вечные коллизии с самим собой.

Ибо навязываемая ребенку социокультурная среда не соответствует унаследованной норме его реакции, приводит в онтогенезе к физиологическим нарушениям (росту массовой соматической заболеваемости детей), различным эндогенным и психогенным реакциям, деструктивно действующим на личность и способствующим распространению детского аутизма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *