Что считать рекламой а что считать только информацией
Что является рекламой, а что нет?
Мы изобразили в виде таблицы основные положения письма ФАС РФ от 27.12.2017 г., чтобы Вы точно смогли разграничить рекламу и вывеску.
Что не признается рекламой?
Что признается рекламой?
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой
1. Информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, не является рекламой.
Информация, содержащая прямое указание на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес потребителей
1. Информация, размещенная на фасаде здания, содержащая выражения «Покупайте продукцию «name» компании «name»!».
Информация, содержащая указания на объект, не являющийся по сути «рекламным», т.е. не подпадающий под понятие «товар» (продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот)
1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина изображения красивого пейзажа, смешной картинки, природного явления и т.д.
Информация, содержащая указания на объект, являющийся по своей сути рекламным объектом
1. Размещение изображения товарного знака на продукции организации.
Информация, не индивидуализирующая объект рекламирования, т.е. не содержащая следующую информацию:
— о наименовании организации
— названий товаров (работ, услуг)
— средств индивидуализации юридических лиц
— товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар (объект рекламирования) среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним.
1. Размещение на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров.
Информация, индивидуализирующая объект рекламирования
1. Вывеска на здании с изображением товарного знака продукции компании, характеристикой товара и ценой.
Сведения справочно-информационного характера, размещенные на конструкциях-указателях вне места нахождения организации
Сведения справочно-информационного, размещенные в месте нахождения организации
1. Информация, содержащая сведения о профиле деятельности организации или ассортименте реализуемых товаров и услуг и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц;
2. Размещение коммерческого обозначения организации в месте ее нахождения, иной информации для потребителей в месте реализации товара, оказания услуг (информации о режиме работы, товаре и даже ассортименте), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой (информация для потребителей нерекламного характера);
3. Крышная конструкция на торговом центре в виде указания названия данного торгового центра.
Информация, размещенная на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, с индивидуализацией товаров, наименования юридических лиц
1. Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию, в котором осуществляет свою деятельность указанная организация, вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.
Информация, обязательная к размещению в силу закона (п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О рекламе») или обычая делового оборота
1. Размещение на конструкции, на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования;
2. Размещение информационных табло с указанием наименования АЗС, видах оказываемых услуг, экологическом классе стоимости реализуемого моторного топлива на территории АЗС и при приближении к АЗС, является сложившимся обычаем делового оборота, такие табло рекламой не являются (размещение сведений об АЗС иными способами может рассматриваться в качестве рекламы).
Целью размещения информации о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании)
1. Если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А82-1685/2007-11, N А70-8499/10-2006.
Информация, содержащая справочные сведения
1.Справочно-информационные, аналитические материалы, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний;
2.Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека (в качестве указания профиля деятельности организации без указания на конкретный товар как объект рекламирования);
3.Информирование о культурных мероприятиях (театральные афиши и киноафиши);
4.Размещение информации на фасаде здания рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность организация, либо непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании.
Сведения, не являющиеся по своей сути справочными (в т.ч. не раскрывающие обязательную информацию для потребителей)
1. Конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией рекламных акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы,объявления, либо иную информацию об определенном лице или товаре, товарном знаке и иных средств индивидуализации, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона «О рекламе», в том числе в случае их размещения непосредственно в месте нахождения организации.
Что является информацией, а что рекламой в современном маркетинге, и не нарушаются ли права правообладателей при смешении этих понятий?
Современный маркетинг давно отошел от стандартного понимания рекламы, когда товар и название магазина вешали на билборд или печатали в газете. Сейчас маркетинг использует совершенно иные инструменты коммуникации с покупателями: это социальные сети, email-канал, таргетинговая реклама в интернете и иное.
Бренды формируют программы лояльности и иными способами привлекают и удерживают клиентов, ориентируясь не столько на продажу товаров, сколько на личность потребителя, его интересы, вкусы и поведение.
Чтобы сохранить интерес потребителя к бренду, бренд не просто заваливает его email-письмами со скидками на определенный товар, а присылает сообщения, которые содержат в себе какие-то интересные факты, рассказы о событиях, истории. В таких информационных сообщениях появляется необходимость использовать чужие результаты интеллектуальной деятельности (РИД), как правило, это фото, картинки, персонажи, реже тексты.
В данном контексте, руководствуясь законодательством (ч.4 ГК РФ) можно выделить два способа использования чужих произведений:
Приведу пример реальных ситуаций, без отсылок к названиям брендов:
Бренд никак не отождествляет мультфильм и бренд и не использует героев мультфильма как-либо с целью прямой рекламы.
Считается ли подобное использование произведений как для коммерческих целей, или это все таки преследует информационную цель и безвозмездное цитирование здесь вполне правомерно?
Аналогичная неоднозначная ситуация, как и в предыдущем примере: является ли подобное изложение фактов и использование изображений информацией. Или же оно считается рекламой и является незаконным без получения соответствующего разрешения от правообладателей.
Что считать рекламой а что считать только информацией
1. Реклама. Определение понятия
2. Признаки рекламы:
1) Реклама – это информация
2) Распространение любым способом, в любой форме и любыми средствами
3) Направленность рекламы на неопределенный круг лиц
4) Привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
3. Информация, в силу закона не являющаяся рекламой
4. Требования к рекламе
5. Виды рекламы:
6. Отдельные виды (технологии) рекламы:
1. Реклама. Определение понятия
2. Признаки рекламы
Выделяют основные признаки понятия «реклама», которые призваны отграничить рекламу от информации нерекламного характера.
Исходя из определения понятия «реклама», изложенного в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», можно выделить приведенные ниже признаки указанной дефиниции. Именно совокупность указанных в пункте 1 ст. 3 Закона о рекламе признаков позволяет отнести информацию к рекламе.
1) Реклама – это информация
Понятие «реклама» не тождественно понятию «информация».
При анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 2012 года N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»).
Вместе с тем, законом могут быть установлены виды информации, которые не являются рекламой, о чем см. ниже в пункте 3 настоящей публикации.
2) Распространение любым способом, в любой форме и любыми средствами
Распространение предполагает донесение информации от ее источника до конечного потребителя.
Под средствами распространения рекламы понимаются разнообразные приспособления, устройства, приборы и процессы, с помощью которых происходит передача информации.
Средства распространения рекламы различны: радио, телевидение, пресса, транспорт, сети электросвязи, реклама на почтовых отправлениях, средства наружной рекламы (рекламные конструкции) и информации.
Глава 2 закона «О рекламе» содержит нормы о некоторых способах распространения рекламы:
Способы распространения рекламы не ограничены, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».
Формой распространения рекламы является ее конкретное существование во внешнем, окружающем мире, ее доступное органам ощущения проявление. Формой распространения рекламы могут быть устная речь, графические, фото-, аудио- и видеоизображения, текст, художественное, музыкальное произведение, цвет, звук и т.д. Формы и комбинации их сочетания служат выражением содержания рекламы и неотделимы от него.
Для целей правоприменения и квалификации информации в качестве рекламы не имеет правового значения, в какой форме и каким способом она распространялась.
3) Направленность рекламы на неопределенный круг лиц
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или неких лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ «О направлении писем Федеральной антимонопольной службы от 23.01.2006 N АК/582 «О рекламе на сувенирную продукцию», от 30.10.2006 N АК/18658 «О рекламной продукции» и от 05.04.2007 N АЦ/4624 «О понятии «неопределенный круг лиц» (вместе с письмами ФАС РФ от 23.01.2006 N АК/582, от 30.10.2006 N АК/18658, от 05.04.2007 N АЦ/4624).
4) Привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама должна стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя.
Реклама должна влиять на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждать его совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, вступить в конкретные правоотношения купли-продажи по поводу рекламируемой продукции.
Привлечение внимания представляет собой процесс обращения органов восприятия потребителя непосредственно на прием информации о товаре (с помощью яркости, красочности, броскости, оригинальности, звукового оформления, неординарности дизайна или текста, с помощью других неожиданных приемов, а также многократной повторяемости).
Объектом рекламирования может быть материальное или нематериальное благо, идея, продвинуть которое стремится его владелец или собственник. Это может быть товар, а также средство его индивидуализации, например, товарный знак.
3. Информация, в силу закона не являющаяся рекламой
Не является рекламой информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставление которых обязательно в силу следующих статей законов:
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Приведенные выше разъяснения содержатся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, оказываемых услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте, цене, качестве товаров. На такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются (Письмо ФАС России от 29.07.2010 N АЦ/24295 «О ценовой информации, размещенной на сайте компании»).
4. Требования к рекламе
Реклама должна отвечать требованиям добросовестности и достоверности.
Недобросовестной или недостоверной является реклама, которая обладает характеристиками, перечисленными в статье 5 закона о рекламе.
В статье 6 закона о рекламе приведены характеристики рекламы, которая недопустима в целях защиты несовершеннолетних.
В статье 7 закона о рекламе приведен перечень товаров и услуг, реклама которых не допускается.
5. Виды рекламы
Классификация рекламы может быть осуществлена по различным основаниям. Такими основаниями являются вид рекламируемых товаров, вид рекламируемой деятельности, цели рекламы, способы ее размещения, категории потребителей рекламы.
1) Виды рекламы в зависимости от целей рекламы:
2) Виды рекламы по виду рекламируемых товаров:
3) Виды рекламы по видам услуг и рекламируемой деятельности:
4) Виды рекламы в зависимости от способов размещения рекламы:
5) Виды рекламы в зависимости от категории потребителей рекламы:
6. Отдельные виды (технологии) рекламы
Имиджевая реклама
Контекстная реклама
Помимо традиционной медийной (баннерной) рекламы, рекламы в форме текстовых объявлений, весьма распространена контекстная реклама.
Спонсорская реклама
Спонсорство можно определить как отношения между спонсором и спонсируемым, которые выступают как рекламодатель и рекламораспространитель.
К договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»). Основной обязанностью рекламораспространителя является указание наименования спонсора. В п. 3 упомянутого постановления Пленума ВАС РФ № 58 также указано, что существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств.
Реклама посредством СМС. СПАМ
Рассылка спама может осуществляться как с помощью электронной почты, так и с помощью sms-сообщений.
В качестве основных отличительных признаков мобильного спама можно выделить следующие:
— абоненты не изъявляли желания получать рекламную информацию, т.е. не дали своего согласия на получение рекламных sms-сообщений;
— массовость рассылки: мобильный спам рассылается огромными «тиражами».
Распространение рекламы посредством рассылки sms-сообщений на телефонные номера абонентов допускается при условии, что рассылка осуществляется с предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 закона о рекламе).
За несанкционированную sms-рассылку недобросовестные рекламораспространители подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложено на рекламораспространителей.
Вирусная реклама
Основными признаками вирусной рекламы, пожалуй, можно назвать следующие:
1) Контент не содержит прямой призыв приобрести товар или услугу, отсутствует навязывание продукта, однако объект рекламирования упоминается как бы вскользь. Это, пожалуй, ключевое преимущество вирусного маркетинга, ведь традиционное навязывание товара в классической рекламе зачастую вызывает отторжение.
2) Вирусная реклама вызывает определенные эмоции: от смеха и восхищения до гнева и шока;
3) Эффектность контента вызывает желание пользователя поделиться им с друзьями, коллегами, родственниками и т.д., в результате чего такой контент получает массовое распространение.
Виды вирусной рекламы
По формату контент можно разделить на фидеоролики, аудиоролики, изображения.
Такой контент можно создавать в самых разных жанрах – от смешного или трогательного видео, до провокационного и вызывающего смешанные чувства изображения.
Метод «вирусной рекламы» является условно бесплатным, так как на создание ролика все же потребуются некоторые (иногда немалые!) финансовые вложения или как минимум время и творческие усилия.
Однако плюс вирусной рекламы состоит в том, что внедрение вируса совершенно бесплатно. Ведь для того чтобы заразить большое количество пользователей, достаточно разместить видеоролик на популярном портале.
После этого каждый следующий человек, зараженный рекламой, становится рекламоносителем и спешит поделиться сообщением с десятком друзей, они в свою очередь с сотней других и т.д.
Реклама или нет? Как отличить рекламу от обычной информации
Нетрудно заметить, что приведенное определение очень широкое. По сути, рекламой можно считать все, что привлекает внимание к объекту рекламирования. Впрочем, из любого правила бывают исключения. В нашем случае они перечислены в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон не распространяется:
Остановимся на каждом пункте этого списка.
Политическая реклама
Несмотря на наличие в этом словосочетании термина «реклама», Закон № 38-ФЗ на нее не распространяется. И даже тот факт, что политическая реклама может быть размещена на рекламных конструкциях, еще не говорит о возможности применения к ней Закона № 38-ФЗ (определение ВАС РФ от 12.04.2013 № ВАС-3499/13 по делу № А76-6760/2012, постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2012 № Ф09-11825/12 по делу № А76-6760/2012).
Вместе с тем надо учитывать, что за пределами сроков выборной кампании неагитационная политическая информация может размещаться на условиях социальной рекламы (протокол совещания руководителей ЦИК России и ФАС России от 06.08.2007 № 2). А раз так, то требования Закона № 38-ФЗ распространяются на эту информацию в полной мере (решение УФАС России по Свердловской области от 28.01.2016 по делу № 120/121/122).
Информация, обязательная к раскрытию
Обязательной к раскрытию можно считать, например (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»):
И даже если информация, обязательная к раскрытию, приведена не в полном объеме, это не делает ее рекламой.
Справочно-информационные и аналитические материалы
К таким материалам относятся, например, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний. Главное, чтобы они не имели цели продвижения товара на рынке и не являлись социальной рекламой.
Российский производитель кофе обратился в антимонопольную службу с заявлением о привлечении к административной ответственности одного из телеканалов. Основанием для этого стало некорректное, по мнению заявителя, сравнение кофе иностранного и российского производства. Антимонопольщики в возбуждении дела отказали. Тогда компания обратилась в суд с заявлением о признании их бездействия незаконным.
Арбитры встали на сторону антимонопольной службы. Они указали, что товар (кофе) в передаче не демонстрировался, не были указаны его индивидуализирующие признаки (название, товарный знак, упаковка и др.). Сведения, очевидно ассоциирующиеся у потребителя с определенным товаром, тоже не приводились. Таким образом, информация из передачи была признана аналитическим материалом, на который положения Закона № 38-ФЗ не распространяются (постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу № А40-70321/12-144-333).
Также не является рекламой информация:
Что является информацией, а что рекламой в современном маркетинге, и не нарушаются ли права правообладателей при смешении этих понятий?
Современный маркетинг давно отошел от стандартного понимания рекламы, когда товар и название магазина вешали на билборд или печатали в газете. Сейчас маркетинг использует совершенно иные инструменты коммуникации с покупателями: это социальные сети, email-канал, таргетинговая реклама в интернете и иное.
Бренды формируют программы лояльности и иными способами привлекают и удерживают клиентов, ориентируясь не столько на продажу товаров, сколько на личность потребителя, его интересы, вкусы и поведение.
Чтобы сохранить интерес потребителя к бренду, бренд не просто заваливает его email-письмами со скидками на определенный товар, а присылает сообщения, которые содержат в себе какие-то интересные факты, рассказы о событиях, истории. В таких информационных сообщениях появляется необходимость использовать чужие результаты интеллектуальной деятельности (РИД), как правило, это фото, картинки, персонажи, реже тексты.
В данном контексте, руководствуясь законодательством (ч.4 ГК РФ) можно выделить два способа использования чужих произведений:
Приведу пример реальных ситуаций, без отсылок к названиям брендов:
Бренд никак не отождествляет мультфильм и бренд и не использует героев мультфильма как-либо с целью прямой рекламы.
Считается ли подобное использование произведений как для коммерческих целей, или это все таки преследует информационную цель и безвозмездное цитирование здесь вполне правомерно?
Аналогичная неоднозначная ситуация, как и в предыдущем примере: является ли подобное изложение фактов и использование изображений информацией. Или же оно считается рекламой и является незаконным без получения соответствующего разрешения от правообладателей.