Что считать рабочим местом
Что является непосредственно рабочим местом работника?
Добрый вечер. Согласно ст 209 ТК РФ
Рабочее место — место, где работник должен находится или куда ему необходимо прибыть в связи сего работой и которое прямо или косвенно находится под контролем
работодателя.
Пространственные рабочие места не связаны с какой- либо
отраслью экономики, видами продукции или средствами труда, а
определяются характером работы. Это, например, геологоразведка, уборка
помещений, выпас скота и др. Работник имеет не фиксированное рабочее
место, а лишь очерченное пространство. За ним закрепляется лишь
постоянное место явки — специальное помещение или контора, где ведется
учет прибытия и ухода работника и контролируется его исполнительность.
Рабочее место ряда производственных специалистов и руководителей не
имеет четкой регламентации. Непосредственные обязанности они выполняют,
не только сидя за рабочим столом, но и находясь на территории фирмы. В
какой-то мере это свободное рабочее место в том понимании, что данная
категория работников может свободно использовать любую точку территории
предприятия для выполнения возложенных обязанностей.
Необходимо посмотреть нет ли в Вашем трудовом договоре уточнения по рабочему месту и ограничение его кабинетом. В любом случае такое уточнение должно быть обоснованно и не ухудшать Ваши условия труда.
В случае спорных ситуация Вам надо быть готовым доказать, что Ваш функционал невозможно полноценно выполнять не выходя за пределы кабинета.
Место работы и рабочее место – это одно и то же?
В Трудовом кодексе Российской Федерации прописано положение: работодатель, заключая трудовой договор с работником, обязан указывать место его работы. При этом в законодательном документе не дается четкого определения данному термину, и некоторые кадровики называют его «рабочим местом». Попробуем разобраться, в чем различия между этими понятиями.
Что такое место работы
В письме Министерства труда № 14-2/В-1012 от 17.01.2017 изложено следующее: под местом работы следует понимать название организации. Многие работодатели часто дополнительно указывают фактический адрес предприятия, однако ведомство рекомендует вписывать местоположение компании только в том случае, если сотрудника принимают в филиал, который находится в иной местности. Указание места работы является обязательным.
Что такое рабочее место
В статье № 57 Трудового кодекса РФ рабочее место характеризуется как одно из дополнительных условий трудового договора, которые, в свою очередь, могут предусматриваться работодателем, а могут и не предусматриваться. Простыми словами, рабочее место – это то конкретное место, где человек непосредственно находится или куда ему нужно прибыть, чтобы выполнять трудовые обязанности. Рабочее место прямым или косвенным образом контролируется работодателем.
Как прописывается место работы в трудовом договоре
В трудовом договоре работодатель обязан определять место работы сотрудника. Как правило, в нем прописывают:
Место работы при вахтовом методе
В таком случае им являются участки или объекты, находясь на которых работник выполняет свои непосредственные трудовые обязанности. Если сотрудник меняет дислокацию в связи с изменением расположения объекта, то это не будет считаться сменой места работы.
Место работы для «дистанционного» сотрудника
Нахождение работника на дистанте необходимо указывать в договоре о трудоустройстве. В такой ситуации местом работы считается место, где находится и трудится человек. При этом уточнять какой-либо точный адрес не нужно, достаточно прописать название населенного пункта. Важно помнить, что сотрудник, работающий дистанционно, имеет полное право на все компенсации и гарантии, предоставляемые компанией (например, отпуск или повышение оплаты труда).
Разъездная работа
Под разъездной работой понимаются регулярные служебные поездки в пределах какой-либо местности с ежедневным возвращением на место проживания. По такому графику, как правило, работают водители, курьеры, страховые агенты, торговые представители. Часто у них нет «стационарного» рабочего места, а разъезды являются должностными обязанностями. В трудовых договорах этих людей место работы прописывается как территория, по которой будут совершаться эти самые разъезды.
Работа в филиале
Часто большие компании, расположенные в крупных городах, открывают свои представительства в других регионах. В договоре с работниками в такой ситуации в качестве места работы указывают название «дочернего» подразделения и его местонахождения.
Что влечет за собой неправильно прописанное место работы в трудовом договоре
Ошибки в указании места работы влекут за собой негативные последствия, причем они касаются как работника, так и работодателя. Последнего могут оштрафовать по причине нарушения действующего трудового законодательства. У сотрудника же могут возникнуть проблемы, если он решит отстаивать свои права в суде – как минимум, он должен будет поехать в другой город, чтобы подать иск. Вахтовики, работающие в условиях Крайнего Севера, также находятся под ударом, так как не смогут получить льготы, надбавки, коэффициенты. Дистанционные сотрудники страдают от отсутствия оплаты командировочных, надбавок за работу в неблагоприятном климате. Иными словами, правильное указание места работы важно для обеих сторон.
Рабочее место
Рабочее место – место работника, на котором он обязан находиться в течение всего рабочего дня. То есть это стол, стул для офисного сотрудника, или определенное место у станка для производственного рабочего.
Классификация рабочего места
Рабочее место может быть:
вне места работодателя (дистанционная или удаленная работа).
Указание рабочего места в трудовом договоре
В трудовом договоре указывать рабочее место не надо. По желанию работодателя такое условие может быть включено в трудовой договор. Но данный факт может негативно сказать в дальнейшем.
Так как при перемещении работника в другой кабинет или за другой рабочий стол, придется прописывать дополнительное соглашение. Ведь любое изменение условий, прописанных в трудовом договоре, необходимо согласовывать с работником.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть безопасным и комфортным во избежание профессиональных заболеваний и несчастных случаев.
При организации рабочего места важно учитывать:
освещенность (не менее 300 лк)
температуру (среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С)
шум (допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, должен быть — 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью).
высоту рабочей поверхности (должна быть подобрана под каждого работника на уровне локтя или чуть ниже его);
При таких условиях работник может трудиться в течение 8 часов ежедневно, но не более 40 часов в сутки.
Если условия на рабочем месте отличаются от нормальных, то количество рабочего времени необходимо уменьшить.
Например, если в помещении жарка, то рабочее время надо уменьшить не менее, чем на час. Оплата труда в этом случае не уменьшается. Так как работодатель не смог обеспечить сотрудников нормальными условиями труда.
В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки нормы рабочего места могут меняться. Например, как в период пандемии сотрудники должны находиться на расстоянии 1,5 метров друг от друга.
Ответственность за несоблюдение норм рабочего места
Федеральный исполнительный орган регулярно проводит аттестацию по выявлению нарушений по организации рабочего места. Если нарушения были выявлены, то организация несет ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ:
1. Первое нарушение:
2. Повторное нарушение:
Рабочее место работника на удаленке
Работодатель обязан организовывать рабочие места своих подчиненных, в том числе и работающих удаленно. По договоренности с удаленным сотрудником работодатель может не выдавать ему для выполнения должностных обязанностей корпоративное оборудование. Работник может использовать свое, если оно подходит по параметрам (оперативная память, поддерживание рабочих программ и другое).
В этом случае работодатель обязан компенсировать сотруднику, работающему на удаленке, использование личного оборудования в рабочих целях.
Рабочее место дистанционного сотрудника
Дистанционный сотрудник самостоятельно приобретает себе оборудование для работы.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Как сделать рабочее место источником энергии
В офисе мы устаем — и при этом не всегда чувствуем удовлетворенность от сделанного. Для больших задач нужно состояние потока, а его трудно достичь, потому что всё время что-то отвлекает. Да и сами мы, чего греха таить, норовим отвлечься, чтобы дать себе передышку. Разберемся, как мы можем помочь себе фокусироваться, переоборудовав рабочее место.
Сколько нужно места
Идеального рабочего места нет — всё зависит от того, что именно вы делаете.
Без компьютера сейчас мало кто обходится, бухгалтеры и предприниматели — в особенности. Весь вопрос в том, нужно ли вам свободное место, чтобы работать с бумагами, проверять и подписывать документы, делать записи от руки.
Например, вы бухгалтер в небольшой фирме на УСН: ведете учет, сдаете отчетность, работаете с первичкой. Бумажная первичка хранится в шкафу, но у вас на столе всё время складируются документы в разных стадиях оформления. Удобно ли они размещены, остается ли свободное место? Хорошим вариантом могут оказаться вертикальные подставки-хранилища для документов или полки над столом.
Что еще вам постоянно нужно для работы, чем вы регулярно пользуетесь? Это может быть перекидной календарь, калькулятор или ежедневник. Убедитесь, что нужные вам вещи под рукой, ими удобно пользоваться, а ненужное не загромождает стол.
И да, даже после того, как вы разложили всё, с чем работаете, должно оставаться свободное место — «воздух». Если на столе всё же тесно, может быть, вам нужен стол побольше.
Стационарный компьютер или ноутбук
Здесь всё опять же зависит от ваших сценариев работы. Если вы работаете только в офисе, ничего не мешает использовать стационарный компьютер с системным блоком. Если иногда берете работу домой или совмещаете офис с удаленкой — ноутбук.
Многие мучаются с стационарным компьютером, но не переходят на ноутбук из-за приверженности большим экранам. Из этой ситуации есть выход — в офисе соединять ноутбук с монитором. Это к тому же позволит сохранять удобное положение головы — смотреть прямо, не наклоняясь.
Если нет возможности заказать монитор, можно использовать как монитор сам ноутбук — разместить его повыше на подставке. А печатать с дополнительной клавиатуры.
Главное — спрашивайте себя, комфортно ли вам: не хочется ли переместить экран выше или ниже, правее или левее, не устает ли шея, не затекают ли руки. Эти проблемы могут стоить нам здоровья, а решить их зачастую можно быстро и почти бесплатно.
Нужен ли второй монитор
Здесь тоже всё зависит от того, чем именно вы занимаетесь. Чаще всего с двумя мониторами удобно тем, кто много работает с данными — например, сводит воедино данные из нескольких источников.
Например, бухгалтер может использовать два монитора так:
Даже если сейчас руководитель отказывается покупать вам второй монитор, настаивайте и убеждайте: вода камень точит.
Какое освещение лучше
Мне нравится, когда в комнате, где я работаю, много света и есть возможность посмотреть в окно. Но у прямого солнечного света есть обратная сторона: он может бить в глаза, а экран — отсвечивать. Но это решаемо. Если позволяет место, можно поставить стол так, чтобы свет не падал на экран и не слепил. Если места нет, выручат белые рулонные шторы: в помещении будет по-прежнему светло, но свет будет рассеянный, и он не помешает работе.
Но свет любят не все. Кому-то лучше работается в полумраке. Если знаете за собой такую особенность, подумайте, как учесть ее на рабочем месте. Как вариант, можно включать не все лампы верхнего света, а светолюбивым коллегам добавлять света настольными лампами.
Стоит ли огораживать стол
Когда появились большие кабинеты c открытой планировкой — open space, многие стали отгораживаться от коллег перегородками. Они не защищают от шума и посторонних взглядов, но всё же дают ощущение камерности и хоть какой-то защищенности. К тому же это хоть немного дисциплинирует всех, кто «только спросить»: когда ваша территория четко обозначена, вторгнуться на нее сложнее.
Так что если вам некомфортно на открытом пространстве, подумайте, может, стоит обособиться хотя бы так? Функцию перегородки могут выполнять стеллажи, большие комнатные растения или торшер.
Куда спрятать провода
Провода часто занимают на столах слишком много места, мешают работать с документами и создают ощущение беспорядка. Но есть способы их обуздать.
Самый простой — зажим для бумаги: через «ушки» пропускаете провод, а сам зажим крепите к столешнице. Провода останутся на столе, но не будут расползаться в стороны.
Если у вас в столе есть круглое отверстие для проводов, попробуйте все их провести через него, а удлинитель (он же пилот, он же сетевой фильтр) разместить под столом или с внутренней стороны столешницы.
Можно спрятать провода в бумажный тубус из свернутого журнала или в специальные коробочки. Вот как это может выглядеть.
Ну а главное — разобраться, все ли провода вам нужны. Бывает, в гнездах удлинителя навеки селятся зарядники, которыми мы пользуемся раз в месяц. Если это так, подумайте, не удобнее ли будет убрать их в ящик и доставать по необходимости.
Нужны ли стикеры
Рабочие столы часто обрастают листочками и стикерами с напоминалками: «Позвонить в Ауру», «Документы от СТК-Крафт. », «Ирина Львовна 8-900-800-10-10». Какие-то из этих напоминалок нужны здесь и сейчас, какие-то — периодически. Иногда эти листочки пылятся, выцветают — и создают визуальный шум.
Это особенно критично, когда мы занимаемся большими и сложными задачами — например, готовим отчет по НДС или прибыли. Если отвлечься даже на несколько секунд, может уйти 23 минуты, прежде чем мы снова сможем сосредоточиться. К таким выводам пришла Глория Марк, профессор факультета информатики Калифорнийского университета в Ирвине.
Так что если на вашем столе много стикеров и записок, попробуйте разобраться, выполняют ли они свою задачу.
Бывает, что мы действуем привычным образом, хотя это не приводит к результату, и нам просто не хватает времени, чтобы отрефлексировать, что работает, а что нет.
Приборка на рабочем столе — подходящий случай, чтобы подумать об этом и избавиться от всего, что вам не помогает и не дает энергии.
Стоит ли ставить на стол фотографии близких
Здесь тоже нет правильного ответа. Прислушайтесь к себе. Кому-то фото семьи дает энергию и мотивирует, а кого-то, наоборот, отвлекает: «Так, Ваня. Форму купить, оплатить бассейн».
И да, может быть, вам подойдет вовсе не фото, а янтарная жабка, горшок с фиалками или кружка с профилем гор. Только вам решать, что личное вы привнесете на рабочее место.
Нужна ли вода
Вовремя «подзаряжать батарейки» — наша личная ответственность перед собой. Это простые вещи, о которых нужно просто помнить, сколько бы дел ни наваливалось. Сюда относится завтрак — такой, чтобы энергии хватило до обеда. Обед — чтобы батарейки хватило до конца дня. Для кого-то важен перекус. И, конечно, вода.
Заварить чай — идеальный вариант, но возможность отвлечься есть не всегда. Так что лучше, если питье будет всегда под рукой — в бутылке, термосе или любимой кружке.
Какой стул удобнее
За неудобным стулом мы перенапрягаемся, быстро устаем, а если дело совсем плохо — мучаемся от боли в спине и шее. Так что если можете заказать стул по своему выбору — воспользуйтесь этой возможностью.
А вот готового рецепта, какой стул будет идеальным, у меня нет. То, что расхваливают как суперэргономичные варианты, чаще всего мне не подходит. Но есть другой способ: пробовать, причем не только в магазинах. Если видите симпатичный стул у коллеги — предложите поменяться стульями на пару дней. Да хотя бы на пару часов! Если со стулом что-то не так — вы быстро это поймете. И не потратите напрасно деньги — свои или компании.
Посмотрим примеры
Пример 1. Торшер в опен спейсе
Свет. Хорошо, что есть окно и штора для затенения.
Пространство. Нравится баланс между открытостью и камерностью. Видно, что это уголок в опен спейсе, но обжитой, уютный: есть торшер, кресло-мешок, цветы. Сюда хочется приходить.
Стол. Стол широкий, глубокий, но совсем не захламленный — и это огромный плюс. Есть место для техники, бумаг, цветка — и еще остается много свободного пространства. Даже если открыть ноутбук, можно будет облокотиться на стол.
Пример 2. Угловое место с цветами
Ноутбук. Видно, что сотрудник пытается распорядиться имеющимися средствами по максимуму: ноутбук играет роль монитора, а благодаря выдвижной клавиатуре его получилось расположить подальше и повыше.
Если экран ноутбука достаточно большой, чтобы можно было работать, не напрягая зрение, это отличный вариант. Особенно, если вам время от времени приходится брать работу на дом.
Принтер. На столе принтер съедает очень много полезного пространства. Точно ли он должен стоять на столе, нет ли возможности разместить его где-то рядом?
Бумаги. Их очень много, они всюду: над принтером, под ноутбуком, справа под цветком. Создается ощущение, что они не каталогизированы. Удобно ли ориентироваться в них?
Пространство. От фотографии остается ощущение тесноты: места немного, и оно загромождено вещами. Нет воздуха. А он нужен и для психологического комфорта, и для того, чтобы элементарно разложить всё нужное — например, спокойно работать с документами. По фото видно, что один документ ложится хорошо, а вот расположить два файла рядом уже не выйдет.
Но, возможно, даже такое компактное рабочее место получится сделать удобнее. Хочется куда-то переместить принтер и как-то иначе организовать хранение бумаг. Может быть, стоит поместить цветы в самый угол, создав таким образом перспективу? Если получится убрать принтер и цветы, можно будет избавиться от одной из полок.
Пример 3. Просторный кабинет с цветком
Трудно сказать, о каком рабочем месте идет речь, — перед цветком или позади него. Впрочем, ни того, ни другого стола не видно. Попробуем порассуждать о том, что есть на фото.
Пространство в кабинете. Здорово, что много места как между столами, так и между столом и стеной. Много растений — это тоже плюс: глазу есть на чем отдохнуть.
Столы. Тот стол, что расположен перед цветком, не захламлен: на том кусочке, что попал на фото, видно только уголок ноутбука. На другом столе тоже видно свободное пространство и монитор.
Турник. Это очень впечатляет! А если сотрудники им действительно пользуются, это вообще восторг.
Картинки на стенах. Классно, когда люди создают в кабинете «свою атмосферу», обживают пространство. Так и работать легче!
Пример 4. Стол с домашним питомцем
Крыса. Трудно поверить, что грызун копошится на столе весь рабочий день. Если это так, стоит спросить себя, что это дает — помогает, мешает, успокаивает?
Стол. В кадр попал лишь небольшой участок стола, но и он оставляет ощущение тесноты, захламленности: на маленьком пространстве много бумаг, ручек, записок, смятых листочков. Всё ли из этого нужно для работы? Может быть, какие-то заметки уже неактуальны и от них можно избавиться?
Не исключено, что зону на заднем плане можно пересмотреть и убрать всё лишнее, что там скапливается.
Пример 5. Стол для переговоров
Столы. Есть рабочий стол и стол для переговоров: видно, что кабинет подстроен под рабочие сценарии его владельца. Папки с документами и личные вещи не мешают общаться с коллегами. А вот мешает ли цветок?
Пространство на столе. Есть и документы, и ноутбук, но остается много свободного места — есть где развернуться. Документы размещены в папках и в подставке для бумаг. Календарь и еще какие-то напоминалки — под стеклом. Виден порядок и продуманность во всем.
В целом пространство выглядит сдержанно и структурировано — как кабинет завуча школы или руководителя в госструктуре. Но благодаря цветам — на переднем плане срезанный цветок, на заднем плане угадывается цветок в горшке — здесь вполне комфортно.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что считать рабочим местом
Новые требования к организации технологических процессов и рабочих мест с 2021 года закреплены в разделе VI Санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда (сокращённо СП 2.2.3670-20). Они утверждены Главный государственный санитарный врач РФ (она же – глава Роспотребнадзора) постановлением от 02.12.2020 № 40.
Этот СанПин вступил в силу с 01.01.2021 и будет действовать 6 лет – до 1 января 2027 года. Он обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Требования к рабочему месту с 2021 года
РАБОЧЕЕ МЕСТО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ РАБОТЫ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ
РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ РАБОТЫ СТОЯ
Про подставку для ног в новом СанПине ничего не сказано.
Кроме того, такое место нужно оснастить сиденьем-поддержкой.
Для работающих 12 и более часов (при наличии перерыва на сон) должно быть оборудовано место для сна и принятия горячей пищи.
А при оборудовании рабочего места инвалида работодатель должен руководствоваться индивидуальной программой реабилитации такого сотрудника (п. 3.3 СП 2.2.3670-20).
Рабочие места и условия прохождения производственной практики для лиц, не достигших 18 лет, должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В случае превышения на рабочих местах гигиенических нормативов по тяжести и напряженности труда работодателю следует применить один или несколько из следующих методов:
Рабочие места после замены, модернизации или капремонта оборудования оценивают на соответствие гигиеническим нормативам на основе результатов спецоценки условий труда или производственного контроля.
Размер рабочих помещений
Норматив площади помещения в расчете на 1 рабочее место (п. 249 СП 2.2.3670-20):