Что считать местом нахождения юридического лица
Что считать местом нахождения юридического лица
ГК РФ Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Позиции высших судов по ст. 54 ГК РФ >>>
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица
2. Значение: введение такого требования чрезвычайно важно, прежде всего с практической точки зрения. Любой субъект, вступая в отношения с юридическим лицом, уже из его наименования получает информацию о том, кто является собственником имущества данного юридического лица, каковы права и обязанности его учредителей (участников), кто уполномочен выступать от имени этого юридического лица, каковы особенности ответственности, если оно нарушит обязательство, и т.д.
Благодаря существованию таких требований участники гражданского оборота получают информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его деятельности (о специальной правосубъектности).
3. Закон ( абз. 2 — 4 п. 1 ст. 54 ГК) устанавливает ограничения на использование в наименованиях юридических лиц слов «Российская Федерация», «Россия» и производных слов. Включение этих слов в наименование юридического лица допустимо, если а) это предусмотрено законом или иными правовыми актами, б) получено разрешение на использование этих слов в наименовании юридического лица. Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и т.д.).
Субъекты РФ могут вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила, аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).
4. В наименованиях юридических лиц недопустимо использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти (например, «Минюст», «Минфин», «Антимонопольный комитет» и т.п.). В виде исключения такое использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми актами.
5. Введение указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое образование (хотя и это учитывается), — прежде всего они включены в законодательство с целью не допускать заблуждения участников гражданского оборота по поводу того, кто стоит за тем или иным юридическим лицом. Если, предположим, в название акционерного общества включено слово «Российское…» (или что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества полностью или в решающей части принадлежат государству.
6. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное право на использование своего фирменного наименования ( ст. ст. 1473 — 1476 ГК).
7. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование). Например, город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно. Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и т.п.). Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.
Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и пр.), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахождения этого юридического лица ( п. 1 ст. 316 ГК). Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).
8. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц ( п. 5 ст. 54 ГК).
9. Адрес юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и т.п. Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности ( п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).
Значение адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом ( п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия ( ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.
Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнения обязательства и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.
Учитывая значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц ( абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК). При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес, или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).
На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указываются «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п. Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).
Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реально получено им. Сообщение считается доставленным даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним ( абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК). Например, корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и т.п.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя ( абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо. Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).
Что такое юридический адрес?
Термин юридический адрес определяется законодательством РФ, как фактическое местонахождение ЮЛ. Отмечается в Едином Государственном реестре (ЕГРЮЛ) и используется при подаче заявления на открытие ООО или АО.
Понятие не используется в законодательных документах. Это формальное местоположение, по которому организация регистрируется в государственных органах и ФНС.
Место нахождения и адрес юридического лица
Нередко возникают случаи, при которых юридическое и фактическое местонахождение не совпадают. Например, новая компания еще не арендовала помещение для оборудования рабочего пространства.
Разрешено использовать место проживания руководителя организации или учредителя. Первичная регистрация без проблем оформляется в налоговой службе. Для оформления нужна копия паспорта и право собственности на жилье, заверенное нотариусом.
За несовпадение не установлено штрафных санкций. Однако, необходимо встать на налоговый учет. В случае несоблюдения, инспекция вправе выписать штраф на 5000 рублей. Штрафа не будет только в случае, если фактическое и юридическое местоположение относятся к одной налоговой инспекции.
Предоставление юр.адреса: перечень обязательной документации
Собрать пакет документов для регистрации можно в течение одного дня.
Юр.адрес позволяет зарегистрировать организацию и начать ведение деятельности. К основным способам получения относятся:
Перед регистрацией юридического адреса необходимо проверить его на массовую регистрацию ЮЛ. Налоговая инспекция относится к таким вариантам с подозрением, также возможен отказ в регистрации.
Нашли свою организацию в каталоге?
Получите возможность размещать дополнительную информацию в карточке своей компании
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ статья 54 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 г.
Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 54 ГК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ в пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 2 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 5 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья на тему: «Адрес места нахождения некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации»
Адрес места нахождения некоммерческой организации: требования по законодательству Российской Федерации
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению контроля за деятельностью этого юридического лица.
При этом место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, соответствующего иного органа или лица указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации и в учредительных документах юридического лица и содержится в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
Регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например, наложение судебного штрафа.
Необходимо иметь в виду, что по адресу (месту нахождения) юридического лица, являющемуся также адресом (местом жительства) учредителя (участника), должна осуществляться связь с юридическим лицом. Как следствие, любая почтовая корреспонденция в адрес юридического лица направляется теперь только по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Вопросы, возникающие в отношении места нахождения юридических лиц, разъяснены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
Так, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.). Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу. Аналогичное положение в дальнейшем нашло свое закрепление в статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения требует внесения изменений в учредительные документы и, кроме того, в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Следует отметить, что в действующем законодательстве не предусмотрена правовая возможность существования у юридического лица юридического и фактического адресов.
Несоответствие юридического и фактического адресов является административным правонарушением. В статье 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Более того, отсутствие организации по адресу, внесенному в ЕГРЮЛ, может привести к негативным для организации последствиям в виде ликвидации юридического лица, расторжения договора банковского счета, неполучения документов от контролирующих и иных государственных органов и т.д.