Что считается ямой на дороге
Что считается ямой на дороге
Ямы на дорогах по ГОСту: теория и практика
ГОСТ 50597-2017
По состоянию на текущий год, выбоина на дороге признается не соответствующей установленному стандарту, если она имеет следующие параметры:
— ее длина превышает 15 см.;
— ее глубина превышает 5 см;
Согласно российскому законодательству, автодороги могут находиться в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности или собственности лиц, построивших их за счет собственных средств.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установил, что ремонт и содержание автодорог на территории РФ должны обеспечить безопасное дорожное движение. Обязанности по обеспечению соответствия автомобильных дорог установленным нормам возлагаются на субъектов, осуществляющих содержание дорог.
Если дорога относится к федеральной или региональной собственности, то ответственными лицами будут выступать органы государственной власти РФ или субъектов РФ. Если автодорога находится в собственности поселения, района или округа, то ответственными за ее содержание будут органы местной администрации.
Государственный контроль и надзор за содержанием автодорог в надлежащем состоянии осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Ространснадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ. Надзор за обеспечением надлежащего состояния дорог осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления. Также весьма широкий набор надзорных функций и инструментов в сфере безопасности дорожного движения имеют органы ГИБДД и прокуратура.
Как компенсировать вред, причиненный в результате нарушения ГОСТа на ямы на дорогах?
Если вы повредили свой автомобиль из-за неровностей на дороге, то необходимо предпринять действия для возмещения ущерба с ответственных лиц
Если в аварии нет пострадавших, то вам необходимо будет собрать доказательства вины дорожных служб. Здесь весьма кстати будет помощь очевидцев, которые смогут подтвердить все обстоятельства происшествия. При обращении в суд показаний даже одного свидетеля о повреждении автомобиля вследствие попадания в яму может оказаться вполне достаточно.
Фиксация места ДТП
Обязательно нужно зафиксировать место происшествия. Съёмка ДТП и дорожных условий на видеокамеру или фотоаппарат многократно повышает шансы на благоприятный исход дела в суде. Повреждённая машина должна быть запечатлена с разных ракурсов и расстояний. С помощью фото- и видеоматериалов можно определить длину тормозного пути, уровень опасности, наличие поблизости дорожных знаков и других предметов. В обязательном порядке снимите общее состояние дороги и ту яму (несколько ямы), которая стала непосредственной причиной аварии. Если под рукой есть рулетка (линейка), не поленитесь замерить параметры ямы и сфотографировать ее, приложив рулетку для понимания масштаба.
Вызов сотрудников автоинспекции
Сотрудники ГИБДД нередко отказываются выезжать на такого рода ДТП, в случае, если в результате аварии никто не пострадал. Они могут попросить вас составить схему происшествия самостоятельно, запечатлеть место ДТП и приехать для документального оформления в отдел полиции. В этом случае крайне важно настоять на их приезде, акцентировав внимание на том, что ямы и выбоины продолжают угрожать безопасности движения и создают угрозу аварии с участием других автомобилей. По приезду инспекторы должны:
— самостоятельно замерить выбоину;
— убедиться, что она не соответствует (или соответствует) ГОСТу;
— зафиксировать факт ДТП;
Эти материалы в дальнейшем послужат вам весомым доказательством при возможных разбирательствах в суде. Также очень важно указать, что при управлении автомобилем вы не превышали скорость и не нарушали правила дорожного движения.
Определение ответственной дорожной организации
После документального оформления происшествия нужно выяснить, какая дорожная служба отвечает за данный участок дороги. Эту информацию можно получить в местом отделе ГИБДД.
Экспертиза полученных повреждений
Для оценки ущерба вы можете обратиться к независимому эксперту. Как правило, такие специалисты и организации есть почти в каждом районе. По результатам оценки повреждений водитель получает заключение, подтверждающее сумму ущерба. В зависимости от региона и организации стоимость этой услуги варьируется от 5000 до 15000 рублей. Впрочем, провести экспертизу можно непосредственно в рамках судебного разбирательства.
Досудебное решение вопроса
После того как проведено административное расследование и выявлена ответственная дорожная организация, следует написать претензию ответчику о компенсации ущерба. Затягивать с этим не стоит. К претензии нужно приложить справку о ДТП, результаты экспертизы, реквизиты для перечисления средств. Заказное письмо обязательно отправляется дорожной организации с уведомлением о вручении.
Если вы затрудняетесь с составлением досудебной претензии, можете обратиться за помощью к онлайн-консультантам нашего сайта.
Обращение в суд
Если претензия не была удовлетворена в обозначенный срок, следует готовиться к подаче иска в суд.
Это весьма ответственный момент, поскольку, при составлении иска желательно сделать это грамотно и правильно, в соответствии с действующим законодательством РФ. При отсутствии у вас опыта в подобного рода делах, мы рекомендуем вам обратиться за помощью к юристам-профессионалам. Они помогут на любом этапе дела и повысят шансы на его положительный исход.
Первичную юридическую помощь по вопросам обращения в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, вы можете получить прямо на нашем сайте, воспользовавшись формой внизу.
еперь вы знаете что делать, если попали в яму на дороге. Не бойтесь отстаивать свои права и наказывать виновных. Если вы всё сделано правильно, то суд обязательно будет на вашей стороне!
Что считается ямой на дороге
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные и улицы
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОМУ СОСТОЯНИЮ, ДОПУСТИМОМУ ПО УСЛОВИЯМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Automobile roads and streets. The requirements to the level of maintenance satisfied the traffic safety. Methods of testing
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 50597-2017 с ГОСТ Р 50597-93 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и ТК 418 «Дорожное хозяйство»
ВНЕСЕНЫ поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2019 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
1 Область применения
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 3634 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 30412 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32759 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 32839 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Методы контроля
ГОСТ 32843 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32865 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки переменной информации. Технические требования
ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные световозвращатели. Технические требования
ГОСТ 32945 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32946 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Методы контроля
ГОСТ 32947 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования
ГОСТ 32948 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры дорожных знаков. Технические требования
ГОСТ 32952 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Методы контроля
ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32964 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33078 Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием
ГОСТ 33101-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения ровности
ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33175 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Методы контроля
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
ГОСТ 33385 Дороги автомобильные общего пользования. Светофоры дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52605 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52875 Указатели наземные тактильные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 54809 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Методы контроля
ГОСТ Р ИСО 23600 Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функции зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дефект: Несоответствие транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства требованиям настоящего стандарта.
высокоскоростной профилометр (профилометр): Передвижная измерительная установка, позволяющая при проезде по дороге со скоростями транспортного потока определять ординаты микропрофиля дорожной поверхности с требуемой точностью.
момент обнаружения: Дата и время регистрации поступления информации о наличии дефекта уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
3.4 момент обнаружения зимней скользкости: Дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
3.5 срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.
уплотненный снежный покров; УСП: Специально сформированный уплотненный слой снега на дорожном покрытии, устраиваемый для обеспечения непрерывного и безопасного дорожного движения с установленными скоростями в зимний период года.
эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.
4 Общие положения
4.1 Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
4.2 В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Дорога, яма, ДТП. Что такое «яма» с точки зрения права и важны ли ее размеры?
К сожалению, действительность сегодня такова, что несмотря на технический прогресс, рост научных открытий и развитие технологий в различных сферах жизнедеятельности человека, от ДТП в результате попадания в яму на дороге, к сожалению, никто «не застрахован». Особенно количество таких опасностей возрастает весной. Даже существует такая распространенная шутка, что у нас весной вместе со снегом с дорог исчезает и асфальт.
Алгоритм действий
Так что же делать, если такая участь все-таки настигла, и вы попали в ДТП из-за ямы? Технология действий не нова, и большинство юридических и адвокатских сообществ предлагают примерно один порядок:
1. Вызываем ГИБДД. Прибывший на место патруль ДПС обязан оформить данное ДТП, составить схему ДТП, произвести замеры ямы. Важно, чтобы яма была обязательно указана в схеме ДТП. Обращаю внимание, что оформление по европротоколу здесь не подходит.
2. После проведенных замеров, инспектор (как правило это инспектор дорожного надзора) составляет Акт выявленных недостатков в содержании дорог, в котором отражает место нахождения указанной ямы, ее размеры, а также время, дату и место составления Акта. Данный Акт является основанием для составления Протокола об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ в отношении ответственных лиц по содержанию автомобильных дорог.
В случае вынесения Постановления о привлечении к административной ответственности такого лица, при условии вступления его в законную силу, данное Постановление будет хорошим аргументом для удовлетворения иска о взыскании ущерба в гражданском суде.
3. Определяем будущего ответчика на предмет взыскания ущерба. Эту информацию берем из Акта выявленных недостатков составленного сотрудником ГИБДД, а также Постановления об административном правонарушении (при наличии). Важно обратить внимание на тот факт, что и Акт, и Постановление могут быть составлены как в отношении подрядной организации (осуществляющей работы по содержанию дорог), так и в отношении собственника дорог. Согласно ст. 210 ГК РФ, именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, поэтому в качестве ответчика однозначно определяем собственника (балансодержателя) дороги, а если привлечена дорожная организация, то и в качестве соответчика такую организацию. Сотрудники ГИБДД, оформлявшие ДТП и должны Вам помочь с контактами виновной организации и собственника.
4. Для выявления стоимости повреждений нужно провести независимую техническую экспертизу повреждений автомобиля. На эту экспертизу заранее заказным письмом приглашаем представителя организации (организаций). Если он не придет, это не является причиной отмены процедуры осмотра автомобиля. Стоимость проведения экспертизы включаем в общий счет, выставляемый виновнику.
5. Обращение к виновнику (дорожной организации, собственнику дороги) с претензией о добровольном возмещении ущерба. Претензия, скорее всего останется без удовлетворения, поэтому следующим шагом будет обращение в суд.
6. Собственно подача искового заявления в суд.
Казалось бы, процедура ясна и понятна, но есть, как говорится, нюансы. Не все так однозначно может сложиться при определении нормативных нарушений по эксплуатации дорог, даже при наличии выбоин на них.
Итак, основным нормативным документом регламентирующим требование к дорожному покрытию является ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Указанным ГОСТом к дефекту дорожного покрытия отнесены:
В зависимости от размеров эти повреждения имеют разные сроки устранения. Учитывая нормативное определение, общепринятое понятие «ЯМА» на дорогах следует обозначить как выбоина.
Сравнение старого и нового ГОСТа
Прежде чем перейти к размерам дефектов, следует сказать, что указанный ГОСТ введен в действие с 01.06.2018 г взамен ГОСТа Р 50597-93. Так вот, если справочно, то старым ГОСТом устанавливались предельные размеры для отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов), которые составляли 15 см в длину, 5 см в глубину и 60 см в ширину.
Бытует мнение, что новым ГОСТом указанные требования к дефектам, как будто бы были ужесточены, а именно изменились значения для повреждений. Для них длина и глубина остались прежними — 15 см и 5 см соответственно, а требование к ширине заменили на площадь — 0,06 кв. м.
Если разделить 0,06 на 0,15, то мы получим предельное значение ширины 0,4. То есть, если яма прямоугольная, то ее предельная ширина — 40 см, против 60 см в старом стандарте.
Однако существует один существенный момент в новом, действующем ГОСТе, а именно: этим ГОСТом не вводится понятие предельных размеров просадок, выбоин.
Если старый ГОСТ определяя предельные размеры повреждений делил выбоины на допустимые и недопустимые (правильные ямы и не правильные ямы), то новый ГОСТ не вводит такого понятия вообще.
Но в отличие от старого ГОСТа, в новом установлены сроки устранения дефектов в зависимости от их размеров. Так отдельное повреждение длиной от 15 сантиметров, глубиной от 5 см и площадью от 0,06 кв. м должно быть устранено в срок от одного до 12 дней в зависимости от категории дороги. Если размеры ямы меньше этих параметров, то время на ремонт составит от 5 до 20 суток. Иными словами, в соответствии со старым ГОСТом наличие ямы превышающей установленные размеры позволяло сразу обозначить наличие таких дефектов как нарушение требований эксплуатации и составление Акта о выявленных недостатках с указанием произведенных размеров, служило прямым доказательством того.
Отсутствие в новом ГОСТе формулировки «предельные размеры не должны превышать. » исключает такую возможность. А для установления допущенных нарушений в эксплуатации автомобильных дорог и улиц, кроме произведенных замеров выбоины, необходимо фиксирование временного показателя: срок устранения дефектов покрытия. И только при условии несоблюдения указанного срока может быть установлено нарушение требований эксплуатации.
Исходя из этого, получается, что при составлении Акта о выявленных недостатках сотрудник ГИБДД также должен зафиксировать нарушения срока устранения дефекта дорожного покрытия. А как это сделать, если о выявленной выбоине стало известно только на месте ДТП, и дорожная служба никак до ДТП не оповещалась о наличии такой ямы или это никак не зафиксировано?
Получается, что срок устранения начинает течь с момента произошедшего ДТП, а в момент самого ДТП он не был установлен, а следовательно нарушений со стороны дорожной службы нет.
Учитывая необходимость установления такого временного показателя, его отсутствие может аннулировать Акт о выявленных недостатках, составленный непосредственно на месте ДТП, а следовательно, при определении вины организации или должностного лица, производство об административном правонарушении может быть прекращено за отсутствие состава правонарушения, т.к. требования ГОСТа не нарушены. А это, согласитесь, может отразиться на результате гражданского производства при рассмотрении иска о возмещении ущерба.
Конечно, при рассмотрении гражданского иска, суд должен учитывать наличие причинно-следственной связи, повлекшей произошедшее ДТП; схема ДТП, в которой отражена выбоина, может служить доказательством такой связи. Но это уже индивидуально и каждая отдельная ситуация требует ее досконального изучения для составления грамотной защиты интересов потерпевшего в суде.
Если возникли вопросы по данной тематике, готов ответить и помочь в разрешении спорной ситуации.
Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?
ГОСТ на ямы на дорогах
На сегодняшний день, 21 Декабря 2021 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения«. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.
Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?
Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!
Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:
Ранее существовало простое ограничение для всех ям:
Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:
Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.
Как и с кого взыскать ущерб в 2021 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?
Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?
Всё довольно просто!
1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.
2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.
3. Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.
Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.
И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.
Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.
Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:
5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.
То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.
Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.
4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:
Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.
Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам«. И указать контакты.
5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.
6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.
7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.
Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?
Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.
По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?
Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2021 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.
Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.
В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).
Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ«, который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
.
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;