Что считается списочным парком подвижного состава
Парк подвижного состава.
Парком подвижного состава или списочным парком называется общее количество автомобилей, тягачей, полуприцепов, прицепов, находящихся в распоряжении АТО и числящихся на его балансе.
Списочный парк Ас подвижного состава состоит из ходового парка Ах, т. е. технически исправных единиц подвижного состава, годных для выполнения перевозок, и единиц подвижного состава, находящихся в ремонте, техническом обслуживании и ожидании ремонта Ар:
Ходовой парк Ах подвижного состава может полностью находиться в эксплуатации Аэ или часть его может простаивать по различным организационно-техническим причинам Ап (из-за отсутствия водителей, работы, эксплуатационных материалов, бездорожья и т.п.):
Ах = Aэ+ Ап.
В связи с этим списочный парк следует рассматривать как сумму автомобилей, находящихся в эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте и простаивающих по различным причинам:
Ас = Aэ + Ап+ Ар,
Списочное количество подвижного состава определяют на начало и конец планируемого и отчетного периодов и в среднем за планируемый и отчетный периоды.
Списочный парк подвижного состава АТО не остается постоянным по количеству и составу в течение планируемого периода (месяца, квартала, года) вследствие списания, пополнения или частичной передачи его другим предприятиям. Поэтому рассчитывается среднесписочный парк ПС, определяемый по типам и моделям на основании данных об изменении (увеличение, сокращение) парка за данный период. При этом учитываются не только количественное изменение парка, но и сроки поступления или выбытия ПС из АТО. В соответствии с этим рассчитывают количество автомобиле-дней (прицепо-дней) нахождения на предприятии списочного парка, а также вновь поступивших и выбывших единиц подвижного состава. Автомобиле-дни (АД) определяются произведением количества автомобилей на соответствующее количество дней нахождения их в АТО.
Среднесписочное количество подвижного состава определяют:
Асс = [АсДк + АвДп – Авп(Дк – Дв)]/Дк,
Парк ПС характеризуется не только количеством списочных единиц, но и общей грузоподъемностью парка ∑q, представляющей собой суммарную грузоподъемность всех единиц.
Структура парка подвижного состава неоднородна и состоит из автомобилей, полуприцепов, прицепов различной грузоподъемности. Поэтому для оценки провозной способности парка подвижного состава по грузоподъемности пользуются показателем средней грузоподъемности q единицы ПС, которую определяют как средневзвешенную величину путем деления суммарной грузоподъемности на общее количество подвижного состава.
Среднюю грузоподъемность единицы подвижного состава списочного парка рассчитывают:
Среднюю грузоподъемность единицы ПС парка, находящегося в эксплуатации qэ, определяют с учетом количества автомобиле-дней нахождения в работе:
При определении средней грузоподъемности единицы подвижного состава следует иметь в виду, что часть списочного парка составляют автомобили, предназначенные для внутрихозяйственных нужд (автомобили технической помощи, специальные и др.), провозная способность которых учитывается отдельно.
Парк подвижного состава
ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
В настоящее время при планировании и учете работы подвижного состава различают списочный (инвентарный) и рабочий (ходовой) парки. Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы и т. д.) автотранспортного предприятия. Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, числящийся на балансе автотранспортного предприятия и занесенный в инвентарные книги. Рабочим (ходовым) парком подвижного состава называется исправный, годный к эксплуатации парк автомобилей (тягачей и прицепов), которым можно осуществлять перевозки.
Каждая единица подвижного состава из общего числа Дк календарных дней может находиться соответственно:
Для определения количественных показателей работы не одного автомобиля, а всего парка применяют показатель «автомобиле-дни» (АД), представляющий собой сумму всех дней нахождения подвижного состава в данном состоянии. Например, для определения автомобиле-дней простоя в ремонте и ожидании ремонта необходимо сложить количество дней каждого автомобиля в ремонте и ожидании ремонта за определенный период времени:
ремонта первого автомобиля, второго и т. д.
Показателем, характеризующим готовность подвижного состава выполнять перевозки, является коэффициент технической готовности подвижного состава – αт. Коэффициентом технической готовности называется отношение количества автомобиле-дней нахождения подвижного состава в технически исправном состоянии к общему количеству автомобиле-дней:
Практика работы автотранспортных предприятий показывает, что возможность подвижного состава автомобильного транспорта выполнять работу не всегда реализуется, так как автомобили и прицепной состав могут простаивать по так называемым организационно-техническим причинам. Показателем, характеризующим выпуск подвижного состава на линию, является коэффициент выпуска – αв, представляющий собой отношение количества дней работы подвижного состава к календарному, возможному количеству дней пребывания его в автотранспортном предприятии за данный период, с учетом выходных и праздничных дней.
Для характеристики использования подвижного состава автомобильного транспорта с учетом календарного времени применяется коэффициент использования подвижного состава αн, который определяется отношением количества дней работы подвижного состава к инвентарным дням
Характеристика показателей парка автомобилей
Под парком подвижного состава понимаются все транспортные средства автотранспортного предприятия (АТП). Для пассажирского АТП это автобусы и легковые автомобили.
Списочным (инвентарным) парком подвижного состава называется подвижной состав, состоящий на балансе АТП
(обозначается Аи). Этот парк по своему техническому состоянию разделяется на парк Агэ, готовый к эксплуатации (выполнению перевозок), и парк Ар, требующий ремонта или находящийся в ремонте и не подготовленный к эксплуатации: Аи = Агэ+ Ар.
Часть парка Агэ, готового к эксплуатации, может быть использована на выполнении перевозок (находится в эксплуатации) Аэ, а другая часть Апможет не работать (находится в простое) в готовом к эксплуатации состоянии, т. е.
Каждая единица парка подвижного состава, находясь в АТП ДИ дней (календарные дни), может из них находиться Дэ дней в эксплуатации, Др дней в ремонте или его ожидании и ДП дней в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные и праздничные дни, отсутствие водителя,
Если необходимо определить дни эксплуатации, ремонта или простоя не для одного автомобиля, а для всего парка, то пользуются сложным показателем—автомобиле-дни.
Автомобиле-дни — АД есть сумма всех дней (эксплуатации, ремонта или простоя) по каждой единице подвижного состава:
Для определения, например, автомобилей-дней в эксплуатации АДЭ необходимо сложить число дней нахождения каждого автомобиля в эксплуатации за определенный период времени:
АДЭ=ДЭ1 + ДЭ2+ + ДЭ4= .
Аи— инвентарное число автомобилей.
гдеАДи — автомобиле-дни в эксплуатации; АДр — автомобиле-дни в ремонте;
Время работы одного автомобиля. Полезным и производительным временем для подвижного состава является время движения с пассажирами. Необходимым временем при выполнении пассажирских перевозок является время
посадки и высадки пассажиров и время ожидания пассажиров. Время движения без пассажиров хотя и является непроизводительным, но в отдельных случаях может рассматриваться как подготовительное (например, время холостого пробега автомобиля-такси; время ожидания пассажиров автомобилей-такси и служебных легковых автомобилей и т. п.).
В течение рабочего дня каждый автомобиль находится в наряде (в работе на линии) Тн часов. Все это время должно быть затрачено на совершение транспортного процесса:
Если возникли простои на линии по техническим или организационным причинам (техническая неисправность автомобилей и т. п. ), то во время в наряде войдет и время ТП простоя:
Режим и время работы парка подвижного состава.
Режим работы автомобильного парка зависит от назначения АТП. Для автобусных и таксомоторных АТП характерен режим работы без выходных и праздничных дней. АТП по обслуживанию предприятий легковыми автомобилями работают обычно в две смены с выходными днями. В общем случае автотранспортное предприятие, а значит и парк автомобилей могут иметь за Ди календарных дней Дф в соответствии с принятым режимом работы (фонд времени в днях).
Число нормированных дней простоя (выходных дней предприятия)
Продолжительность пребывания автомобиля на линии ТИ зависит от продолжительности рабочего дня водителя и числа смен работы.
По согласованию с профсоюзом продолжительность смен может превышать общепринятую, но с таким расчетом, чтобы общее число часов работы в месяц не превышало месячного планового рабочего времени.
При двухсменной работе продолжительность пребывания автомобиля на линии определяется делением годового фонда рабочего времени двух водителей на число дней работы автомобиля в году. Общее число часов пребывания автомобиля вне гаража увеличивают на время обеденного перерыва водителя.
Для определения времени работы парка на линии пользуются показателем автомобиле-часы.
Для каждой единицы подвижного состава автомобиле-часы есть сумма всех часов пребывания на линии заданный период времени
.
Для группы автомобилей или всего парка
.
Автомобиле-часы в наряде равны сумме автомобиле-часов в движении и простоя:
АТн = АТД+ + АТП
где АТД — автомобиле-часы в движении; — автомобиле-часы посадки и высадки и ожидания пассажиров; АТП — автомобиле-часы простоя по различным техническим и организационным причинам.
При эксплуатационных расчетах пользуются средним значением нахождения автомобиля в наряде, которое определяют:
для одного автомобиля Тн =
Вопрос 14 Состав парка подвижного состава
Под парком подвижного состава понимаются все транспортные средства АТП( грузовые, тягачи, прицепы, легковые, автобусы и т.д.)
Состав парка характеризуется типами, моделями и числом единиц подвижного состава и зависит от вида перевозок и вида грузов.
Численный состав парка разбивается на несколько групп:
1) АИ— инвентарное или списочное число а/м, стоящие на балансе предприятия.
2) АТ— число а/м, находящихся в технической готовности(исправны)
3) Ар-число а/м, находящихся в целодневных простоях в ТО и ремонте.
4) АЭ-число а/м в эксплуатации (т.е вышедших на линию для выполнения перевозок)
5) АП— число а/м, находящихся в целодневных простоях по различным причинам кроме ТО и ремонта( отсутствие заявок, погодные условия)
Если автомобиль находится в ремонте, но в течении дня вышел на линию, то его следует отнести к группе АЭ, независимо от продолжительность и объема работ.
На протяжении отччетного периода чиленный состав парка может изменяться по следующим причинам:
1) Списание старых а/м.
2) Приобретение новых а/м.
Каждая единица парка подвижного состава, находясь на предприятии Ди дней, может из них находиться ДЭ дней в эксплуатации, ДР дней в ремонте или в ожидании, или ДП дней в простое в готовом состоянии.
Если необходимо определить дни эксплуатации, ремонта, простоя не для одного а/м, а для всего парка, то применяется показатель «автомобили-дни»
Вопрос 15 Показатели использования парка:
Коэффициент технической готовности парка- показывает сколько автомобилей из общего числа автомобилей в парке находятся в технически исправном состоянии. КТ2
Коэффициент выпуска парка- показывается сколько автомобилей из общего числа автомобилей в парке находятся в эксплуатации. КВ
Коэффициент использования парка- показывается сколько автомобилей из числа технически исправных находятся в эксплуатации КИ.
Для парка за день | Для 1 а/м за период | Для парка за период |
КТ2= АТ/АИ | КТ2=ДТ/ДИ | КТ2= АДТ/АДИ |
КВ= АЭ/Аи | КВ=ДЭ/ДИ | КВ=АДЭ/АДИ |
КИ= АЭ/АТ | КИ=ДЭ/Дт | КИ=АДЭ/АДТ |
Вопрос 16 Междугородные перевозки. Варианты организации движения.
Это перевозки за пределы города на расстояние более 50 км.
Особенности междугородных перевозок:
1) Большая протяженность маршрута.
2) Использование подвижного состава большой грузоподъемности.
3) Длительное время пребывания автомобиля в наряде( до нескольких суток), это осложняет работу водителя, которым приходится на значительный срок уезжать от места жительства, а также трудности с проведением ТО и ремонта.
Движение по междугородным маршрутам может быть организовано по сквозному, или участковому методу. При сквозном методе один автомобиль проходит весть путь от начального до конечного пункта и обратно, при этом автомобиль, а следовательно и водитель находятся в рейсе продолжительное время.
При организации участкового движения маршрут разбивают на отдельные участки. Подвижной состав работает только на определенных участках.
На стыках участках (В некоторых промежуточных пунктах) груз передается, а подвижной состав возвращается в начальный пункт своего участка. В этих пунктах должна быть площадка для автомобиля, складские помещения, т.к. передача грузом может осуществляться по-разному:
· С автомобиля на склад, затем на другой автомобиль (Недостатки- большие материальные и трудовые затраты, увеличение времени доставки груза)
· Перегрузка с 1 автомобиля на другой (недостатки те же)
· Смена полуприцепов (движение по системе тяговых плеч)
Длину участка подбирают таким образом, чтобы время оборота автомобиля на участке не превышало 1-1.5 смены водителя, т.е. чтобы в этот же день возвращался домой.
Поясните, что такое состав автопарка, его использование и как коэффициент технической готовности влияет на производительность автопарка.
для парка подвижного состава за определенный период времени;
для парка подвижного за один рабочий день;
для одного автомобиля за определенный период времени(Дк календарных дней).
Коэффициент технической готовности парка во многом зависит от организации работы технической службы АТП, условий эксплуатации, технического состояния подвижного состава и мастерства водителей. АТП стремящиеся к высокому коэффициенту добиваются своевременным и качественным проведением ТО и ремонтом подвижного состава, применением передовых методов ремонта, соблюдением установленных правил эксплуатации, бережным отношением водителей к закрепленным автомобилям.
2.Перечислите основные документы нормативно-законодательной базы по регулированию грузовых автомобильных перевозок.Основными нормативными документами на автомобильном транспорте является: •устав автомобильного транспорта;•правила перевозки пассажиров и багажа автомобильного транспорта; •правила перевозки грузов автомобильного транспорта; •положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов; •правила дорожного движения; •положение о техническом обслуживании и ремонте ПС автомобильного транспорта и др.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.