Что считается современной литературой
Современная литература
Современная литература это совокупность прозаических и поэтических произведений, написанных в конце XX в. – начале XXI вв.
Классики современной литературы
Особенность современной литературы
Современная литература следует классическим традициям: произведения нового времени опираются на идеи реализма, модернизма, постмодернизма; но, с точки зрения многогранности, является особенным явлением в литературном процессе.
Художественная литература XXI века стремится отойти от жанровой предзаданности, вследствие чего канонические жанры становятся маргинальными. Классические жанровые формы романа, новеллы, повести практически не встречаются, они существуют с не характерными им признаками и часто содержат в себе элементы не только разных жанров, а и смежных видов искусства. Известны формы киноромана (А. А. Белов «Бригада»), филологического романа (А. А. Генис «Довлатов и окрестности»), компьютерного романа (В. О. Пелевин «Шлем ужаса»).
Таким образом, модификации сложившихся жанров приводят к образованию уникальных жанровых форм, что обусловлено прежде всего обособлением художественной литературы от массовой, несущей жанровую определенность.
Элитарная литература
В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что современная литература это поэзия и проза последних десятилетий, переходного периода рубежа XX-XXI вв. В зависимости от предназначения современных произведений выделяют элитарную и массовую, или популярную, литературу.
Элитарная литература – «высокая литература», которая создавалась в узком кругу писателей, священнослужителей, деятелей искусства и была доступна только для элиты. Элитарная литература противостоит массовой, но одновременно является источником для текстов, адаптируемых под уровень массового сознания. Упрощенные варианты текстов У. Шекспира, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского способствуют распространению духовных ценностей среди масс.
Массовая литература
Наиболее востребованным и тиражированным произведением массовой литературы является бестселлер. К всемирным бестселлерам XXI века относятся серия романов о Гарри Поттере Дж. Роулинг, цикл изданий С. Майер «Сумерки», книга Г. Д. Робертса «Шантарам» и др.
Примечательно, что массовая литература часто связана с кинематографом – множество популярных изданий экранизированы. К примеру, американский сериал «Игра престолов» снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
Современная художественная литература
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое современная художественная литература
Произведения, написанные поле второй мировой войны и вплоть до 90-х годов 20 века считаются классикой современной литературы, а произведения, написанные позже, считаются собственно современными произведениями.
Характеристика классики современной литературы
В истории классической современной литературы выделяют три писательских поклонения:
Так же к числу классиков современной художественной литературы некоторые литераторы относят писателей, которые осуществляли свою творческую работу в 90- х годах 20 века.
Творчество писателей-шестидесятников пришлось на период «хрущевской оттепели». На их творчество большое влияние оказали следующие факторы:
Главными темами их произведений были коммунистические идеалы и борьба за эти идеалы. Большую роль в формировании направления литературы шестидесятых сыграли такие журналы как «Юность» В. Катаева, «Новый мир» А. Твардовского.
Яркими представителями этого времени были В. П. Аксенов, А. Солженицын, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Ю. Визбор.
Творчество писателей-семидесятников приходится на период 70-х годов 20 века. Центральное место в творчестве этих писателей занимает человеческая личность. Проблемы общества они решают через эту личность. Они больше сконцентрированы на внутренних переживаниях, внутреннем мире. Их деятельность чаще всего была ограничена множеством запретов. Яркими представителями этого периода являются В. В. Ерофеев, А. Г. Битов, Л. С. Петрушевская, В. С. Маканин.
Готовые работы на аналогичную тему
Творчество писателей-восьмидесятников приходится на время перестройки. В это время авторам предоставляют свободу творчества. Писателям свойственны эксперименты, так как они уже освобождены от цензуры. Яркими представителями этого периода являются В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая.
Писатели 90-х годов творили уже непосредственно после перестройки, что естественно отразилось на их произведениях. В их книгах еще больше свободы, творчество является весьма разнообразным. Большое влияние на литератору 90-х оказало развитие рыночных отношений. Чем больше был спрос на книгу, тем она считалась лучше. Появились писатели нового поколения, среди них такие известные фамилии как Прилепин, Быков, Сорокин, Астафьев, Довлатов.
Литература 21 века
Смело можно сказать что современное общество в целом не является литературным, как это было во время СССР. Это можно сказать как в отношении России, так и мира в целом, сегодня интерес к чтению у людей снижен.
Сегодня литература подвержена влиянию рынка. Для писателей важными стали литературные премии, популярность на книжных ярмарках, участие в издательских проектах. Литература в основном является массовой. Массовая литература в свою очередь так же подразделяется на направления:
Литературу стараются адаптировать под массового читателя. Следует так же отметить что массовая литература часто связана с кино. Большое количество популярных сегодня книг были экранизированы, фильмы получили не меньше, а иногда даже больше успеха чем книги. Ярким тому примером можно считать сериал «Игра престолов», который снят по мотивам цикла романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
В 21 веке все виды искусства стараются максимально оживить, добавить в них больше действия. Все современное искусство характеризуется процессуальностью, то есть потребитель хочет принимать непосредственное участие в этом творческом процессе. Так как книги не в состоянии удовлетворить все требования современного потребителя, возникает впечатление что они устаревают, интерес к ним все больше снижается.
Очень важной характеристикой литературы является сам язык, на котором она написана. Сегодня происходит упрощение языка, связано это с той же самой массовостью, что бы как можно больше людей вне зависимости от их интеллектуальных данных могли воспринимать публикуемые произведения.
Современная литература имеет отличную форму и отличное содержание от литературы предшествующих десятилетий. Для современной литературы на первый план выходит форма, а не содержание произведения.
Сегодня складывается ситуация, когда практически каждый может стать писателем, так как грань межу писательством и не писательством стёрта, так же, как и грань между литературой и не литературой.
На первом месте в современной литературе стоит оригинальность текста, качественность стоит далеко позади. Сегодня все хотят попробовать нечто новое, еще неизведанное, но большинство сюжетов избиты, поэтому писателям приходится прибегать к множеству экспериментов, насколько они удачны приходится судить публике.
Самыми известными книгами современности можно считать:
Элитарная литература
Элитарная литература является противоположностью массовой литературы. Под термином «элитарная литература» понимают «высокую литературу», которая создается для узкого круга читателей таким же узким кругом писателей. Основными характеристиками элитарной литературы являются:
Произведения элитарной литературы часто адаптируют и под массового читателя. Сейчас часто за основу сюжетов берут произведения Л. Толстого или Ф. Достоевского.
Революция чтения: что такое современная литература?
О том, как пережить постмодернизм, почему современную литературу можно назвать «клюквенной» и отчего нам так сложно читать «Войну и мир».
Читайте также :
Время постмодернизма, на мой взгляд, завершилось: есть наследники этого направления, но очевидно, что оно уже изживает себя. А время постмодерна, наверное, нет: оно исходит из постоянного ощущения конца эпохи, конца стиля, смерти — автора, героя, читателя. Мы пока в поиске новых координат литературного и культурного поля.
Есть, конечно, ещё такое противоречивое явление, как метамодерн, но ведь и оно исходит из постоянного хождения по кругу, повторов и самоповторов, предельности новых идей, что приводит к бесконечному цитированию и тому, что писатель — а иногда и литературный текст — сам становится героем произведения. Этого сейчас очень много и в литературе, и в кинематографе. Однако, в любом случае, это лишь одно из направлений, и оно не исчерпывает весь современный литературный процесс.
Вся прелесть и в то же время риски в изучении современной литературы заключаются в том, что ей пока сложно поставить точечные оценки и диагнозы — можно говорить лишь о тенденциях. Уже сейчас мы можем отметить несколько важных признаков:
Видимо, из-за усталости от постмодернизма, конструкций в литературе, так называемого метамодерна, многие писатели осознанно приходят к реализму. Кто-то называет его «новым реализмом», как, например, Захар Прилепин, Роман Сенчин, Ирина Богатырёва и другие. Почему это направление снова актуально? Дело в том, что для многих авторов сегодня важен анализ истории и судьбы человека в ней, но как ни странно, этот анализ нередко происходит с помощью различных фантасмагорических приёмов.
С другой стороны, сегодня отмечается явный интерес к нон-фикшн, когда писатели основывают свои художественные миры на документальной истории. Эту тенденцию, например, отражает огромный, неподъёмный роман «Памяти памяти» Марии Степановой.
Ещё одна из тенденций, о которой сегодня много пишут — это сращение романа и сериала. Неслучайно в наши дни на книжных полках появилось большое количество многостраничных произведений — по 700-800 страниц каждое.
Кроме того, отмечается явная поляризация: есть интеллектуальные, так называемые элитарные романы для очень узкого круга читателей, и в то же время — стремление к беллетризации, в какой-то степени упрощение кода письма.
Читайте также :
Когда я смотрю учебники, я часто вижу, что в разделе занятий по современной литературе находятся произведения Шукшина или, скажем, Солженицына. Но какая же это современная литература? Да, Солженицын — наш современник, но ведь в школе предлагаются к прочтению его произведения 60-х годов.
Некоторые исследователи считают, что современная литература родилась в 1991 году. Вообще событием, которое обозначило разрыв с прошлой культурой, конечно же, стала перестройка, когда в толстые журналы хлынули произведения андеграунда и «возвращённой» литературы (Бунин, Булгаков, Платонов и т. д.).
Рубежность — основной признак этой литературы: это переход и от века к веку, и от тысячелетия к тысячелетию, и от моноцентрической советской литературы к литературе многоголосной. Но сегодня мы живём во втором десятилетии XXI века. Рубежность уже должна быть исчерпана!
Я думаю, что сейчас мы вступаем в новую литературную эпоху, но когда точно начался этот период, пока сказать сложно — равно как и то, как его назвать. Писатели, филологи, литературные критики пока не могут сойтись на одном имени и предлагают различные эпитеты: литература бронзовая, цифровая, клюквенная — отсылка к замене крови клюквенным соком. Как сказал Павел Крусанов, видимо, находясь в центре клумбы, посмотреть на эту клумбу с высоты мы не можем — это может только Садовник, имея в виду, что имя обязательно будет найдено, но позже, спустя время, и вряд ли нами, современниками.
На этот вопрос можно отвечать по-разному. С одной стороны, читательский опыт, копилка прецедентных текстов, читательский код, которым раньше так гордились, сейчас не то что бы исчерпаны, но явно истончены. С другой стороны, изменились лишь стратегии чтения, а читать мы, напротив, стали больше: реклама, соцсети, новости — сегодня мы постоянно взаимодействуем с текстом. А пишем даже больше, чем читаем, пусть и не всегда грамотно, но это иной вопрос.
Говорят, мы находимся внутри революции чтения, поэтому нам пока трудно оценить этот процесс. Когда мы перешли от свитков к кодексам, у нас освободилась рука, и мы получили возможность делать закладки и пометки на полях текстов. Казалось бы, какая ерунда — уделять внимание таким мелочам, а ведь оказалось, что тогда мы вошли в иную читательскую эпоху. Так и сейчас, переходя на «цифру», мы начинаем читать по-другому.
Я с болью отношусь к возрастным маркировкам: думаю, библиотекари и продавцы страдают от этого больше всего. Равно как и школьные учителя, потому что сегодня они боятся предлагать некоторые произведения своим ученикам — вдруг это окажется вне закона?
Но тогда возникает вопрос: почему не маркировано «Преступление и наказание» Достоевского? По всем параметрам оно должно иметь категорию «18+», при этом сегодня оно входит в обязательную программу для десятиклассников. На мой взгляд, пока этот закон абсурден.
В прошлом или позапрошлом году проводили опрос среди школьников, сдавших ЕГЭ. Их спрашивали: что вы теперь будете читать, когда над вами наконец не довлеет школьная программа? В основном, отвечали: «Никогда и ничего!». Ясно, что это была психологическая реакция на усталость и стресс, но ведь многие, действительно, забудут о книгах на долгие годы.
Я уверена, что, несмотря на отсутствие времени на должное изучение того же XX века литературы, современные произведения в школе всё же должны присутствовать. Мы всё время говорим, что язык развивается, меняется, живёт — почему же мы показываем эту жизнь только на примере классиков прошлых столетий?
Место для современных авторов всегда можно найти. Например, можно проводить итоговые уроки по любому произведению школьной программы, будь то Гоголь или Чехов, если подобрать для них ремейк, сиквел, роман, вступающий в диалог с классикой. Или же современная литература может прийти в учебники русского языка — хотя бы на уровне примеров к правилам или текстов для упражнений.
Читайте также :
Школьная программа по литературе весьма консервативна, она не менялась в течение десятилетий: по ней училась я, учились вы, учились наши родители. Но сегодня другие дети: они гаджетами владеют буквально с рождения. И при этом они часто не воспринимают ту самую классику, потому что эти тексты кажутся им слишком чужими, они не про них и не их языком написаны.
Существует точка зрения, что в нынешней ситуации, при невероятном темпе, в котором мы вынуждены жить, стоит переходить на новеллистику. Почему убраны из программы компактные «Шинель» или «Нос» Гоголя, которые на самом деле хорошо читаются — и при этом есть «Мёртвые души», которые, как правило, не прочитываются?
Говоря о школе, мы должны учитывать высокую степень инфантильности современного общества, о чём писал ещё Умберто Эко в известной статье «Говорите мне «ты», мне всего пятьдесят!». Нынешние старшеклассники с удовольствием читают антиутопии и Гарри Поттера, в диком количестве пишут фанфики, а «Война и мир», будем откровенны, произведение «на вырост» для них.
Смена поколений и репутаций
Смена поколений и репутаций Что такое современная литература и о чём она?
У всех участников дискуссии о современной литературе, которая идёт на страницах «ЛГ» с февраля, ощущается вполне естественная потребность: систематизировать текущий литературный процесс. В ином случае любая статья о современной литературе превращается либо в критический анализ одного-двух произведений, либо в читательский дневник, который отчасти случаен, отчасти отражает литературные вкусы автора. Сколь разнообразны сейчас литературные вкусы, можно судить по тем читательским дневникам, что представили на наше обозрение участники дискуссии: писатель Роман Сенчин, критики Андрей Рудалёв, Елена Сафронова, Алексей Колобродов, Мария Бушуева и другие авторы. Набор имён получился внушительный. А вот принципов систематизации найти, как мне показалось, не удалось.
Если воспринять художественную литературу как взаимодействие художественных текстов, то мы увидим, что этого взаимодействия как раз и нет. Нынешняя дискуссия в «ЛГ» это продемонстрировала. Каждый из её участников пришёл со своим списком писателей. Ни о каком взаимодействии художественных концепций, ни о каком приращении смыслов говорить не приходится.
И это обнаруживает особенность современной литературы. Если воспринимать литературный процесс как некую длительность, как развитие во времени, обусловленное причинно- следственными отношениями и закономерностями, то литературного процесса у нас нет. Нет взаимодействия между книгами, нет диалога: развитие во времени как бы редуцировалось. Но у нас есть литература – богатая, сильная, зрелая. Каждый год выходит множество книг, которые могли бы стать популярными, породить читательский отклик и критическую рефлексию. Налицо всё расширяющийся кадровый состав писательской среды. А вот читательская среда сужается и атомизируется, не представляет собой ту общность, какую являла ещё пару десятилетий назад. Напротив, чтение стало делом частным, утратило ту общественно значимую роль, которой обладало раньше; у читателя нет потребности поделиться своим читательским опытом, потому что у каждого он свой и общих книг (за редким исключением вроде произведений Е. Водолазкина или Г. Яхиной) просто нет. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: богатая литература при отсутствии явно выраженной логики литературного процесса.
Поэтому сейчас логичнее говорить не о литературном процессе, развивающемся во времени, а о литературном пространстве.
И всё же что такое современная литература, когда она началась и чем она богата? Участники и организаторы нынешней дискуссии сошлись на том, что современная литература – это литература последнего десятилетия, 2010-х годов. Тенденция мерить литературу десятилетиями не нова: мы в своё время изучали литературу 1920-х годов, 30-х, 60-х. О чём говорит такая периодизация – по десятилетиям? О том, что мы пока не знаем тех закономерностей, которые определяют литературное развитие. Как только они прояснятся, периодизация станет иной.
В таких обстоятельствах формировалась современная русская литература. Эти обстоятельства действуют и теперь. На их фоне происходила смена писательских поколений и репутаций. Не видя этого факта, нельзя понять логики современной литературы.
Смена писательских поколений – процесс естественный, но никогда он так явно не знаменовал смену литературных периодов. Из жизни ушли писатели, творчество которых определило основную проблематику и важнейшие художественные достижения литера- туры предшествующего периода, вто- рой половины ХХ века: Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов, Юрий Бондарев, Владимир Маканин, Василий Аксёнов. В 2008 году не стало ближайшего к нам по времени великого писателя – Александра Солженицына.
Незаметно, но очень быстро литературными мэтрами, писателями старшего поколения стали те, кого ещё недавно воспринимали как молодых. Именно они сейчас определяют пути развития современной русской литературы: Юрий Поляков, Александр Проханов, Алексей Варламов, Владимир Сорокин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая. Разумеется, список может быть продолжен: говоря о современности, мы неизбежно субъективны.
Относительно недавно заявили о себе и стали определять характер современного литературного пространства Роман Сенчин, Алексей Иванов, Евгений Гришковец, Захар Прилепин, Дмитрий Быков. Как «беззаконная комета в кругу расчисленных светил» явились филолог-медиевист Евгений Водолазкин и романо-германист Гузель Яхина.
Смена поколений произошла одновременно со сменой писательских репутаций. Ю. Бондарев из писателя-шестидесятника, автора романа «Тишина», превратился в убеждённого сторонника консервативной идеи. А. Проханов, войдя в литературу с писательским поколением «сорокалетних», многие из которых подчёркивали отсутствие гражданского пафоса как одну из основ общей программы, стал убеждённым государственником. Из «колебателя основ» в художника и публициста, с тревогой констатирующего «государственную недостаточность» превратился Ю. Поляков. Такая перемена потребовала саморефлексии.
Размышляя об этом парадоксе литературной и политической жизни, Ю. Поляков писал в эссе «Как я был колебателем основ»: «Драма в том, что наша писательская честность была востребована ходом истории не для созидания, а для разрушения. Почему? И могло ли быть иначе? Не знаю. » В самом деле, начав с критики армии и школы в ранних повестях «Сто дней до приказа» и «Работа над ошибками», Поляков в общественном сознании предстал как писатель, взыскующий перемен. Сейчас перед нами автор, скорбящий о произошедших переменах, воспринимающий «новое мышление» Горбачёва как последовательную дискредитацию советской идеологии, приведшей к крушению Советского Союза.
Эволюция политических взглядов и художественных вкусов писателя, как и любого человека, есть совершенно естественное явление. Но это никогда раньше не определяло в такой степени проблематику современной литературы.
Каждая эпоха предлагает исследователю и критику методологию изучения. Есть периоды, понять которые нельзя, минуя «-измы»: реализм, романтизм, модернизм. Таков Серебряный век, когда взаимодействие модернизма и реализма определяло динамику литературного процесса и даже такой убеждённый реалист, как М.Горький, не мог пройти мимо художественных открытий модернизма. И напротив, есть этапы, где важнее сама проблематика литературы, те «ценностные центры в идеологическом кругозоре», как сказал бы Бахтин, которые она развивает и исследует. Наше время именно такое. И хотя взаимодействие реализма, неомодернизма (теорию этого явления обосновывает современный исследователь Д. Кротова) и постмодернизма, пусть и исчерпавшего свой ресурс, нельзя не учитывать, всё же именно познание ценностных центров в идеологическом кругозоре эпохи определяет характер современной литературы.
Одним из них становится время. Время как проблема. Время, которое заставляет нас меняться. И меняет наши взгляды и репутации.
Для современной литературы характерно скорее переживание времени как потери связи. Время предстаёт как обманщик, и речь идёт даже не о потере связи человеческих поколений, а о разорванных связях между юностью и зрелостью. Речь идёт о разрывах, пришедшихся на одну жизнь. Или на много жизней людей одного поколения.
Трагическое переживание утраты времени как связи формирует проблематику романа Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен» (2015). В произведении противопоставлены два временных плана: перестройка с её новым мышлением и современность. Выясняется, что все возможности, которые обещала эпоха перемен, не были реализованы. Если угодно, это роман об иллюзорных возможностях. О том, как нас обманывает История.
В сущности, время – это удивительное явление. Его нельзя потрогать, как-то ощутить. Мы узнаём время лишь по изменениям, происходящим с нами. У него будто бы есть три составляющие: прошлое (которого уже нет, его не вернёшь, время необратимо), будущее (которого ещё нет); краткий миг настоящего, который почти всегда ускользает, моментально превращается в прошлое, стоит попытаться его поймать. Однако мы воспринимаем время как нечто целое – будущее и прошлое связаны причинно-следственно: те возможности, которые были заложены в прошлом, через настоящее реализуются в будущем.
Поляков обнаруживает полную утрату связи времён: никакие возможности, будто бы заложенные эпохой перемен, не реализовались в настоящем. Ни личные, ни общие. Время обмануло. Вот что значит «распалась связь времён». Смысл высокой трагедии сродни той, что переживал принц датский, постигает герой Полякова.
Категория времени предстаёт в современной литературе самыми разными своими гранями и формирует важнейшие аспекты её проблематики. В романе «Асфальт» Е. Гришковца представлен образ «пустого», лишённого смысла времени; время как иллюзия показано в романе А. Кима «Радости рая». Философская проблема соотношения времени и вечности решается на страницах «Лавра» Е. Водолазкина. Вечность представлена там как отсутствие времени.
Другая тенденция современной литературы связана с поисками экзистенциальных начал национальной жизни. Художественный мир этих произведений направлен на поиски надвременнóго, универсального. Конкретно-историческая детализация причудливо меняется: там, где когда-то была Пушкинская площадь, теперь возвышается деревянный идол (роман «Кысь» Т. Тол- стой); опричник ездит на «мерседесе», а голову собаки привязывает к радиаторной решётке, а не к седлу (В.Сорокин. «День опричника»). Из современных писателей Сорокин более всех стремится к созданию надвременного художественного мира, вскрывающего некие универсальные принципы национальной жизни – так, разумеется, как он их видит («Сахарный кремль», «Метель», «Теллурия», «Манарага»). Найти соотношение исторического и онтологического времени пытается Л. Улицкая («Зелёный шатёр», «Лестница Якова»). Вопрос о соотношении исторического и личного времени ставит Гузель Яхина («Зулейха открывает глаза», «Дети мои»).
Одна из книг Владимира Набокова называется «Память, говори!». Этот императив вполне применим к современной литературе и может дать ей новые ценностные центры в идеологическом кругозоре современности.
Дискуссия по теме «Литературное десятилетие: взгляд изнутри» была начата статьей Романа Сенчина «Под знаком сочинительства» (№5, 2020)