Что считается сми в интернете
Что считается сми в интернете
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 257-ФЗ)
под исследованием объема аудитории понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к объему и предпочтениям аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), сетевых изданий, а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 266-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
под регистрирующим органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)
Гражданское право. Является ли интернет СМИ
Петрушин Егор Валентинович
По общему правилу интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца. Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного Кафедрой ЮНЕСКО.
Российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»), хотя достаточно активно им пользуется. Так, термин «официальный сайт» встречается в Лесном, Водном, Земельном и Градостроительном кодексах, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовая природа иных форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23 «Информационные агентства» и ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные агентства «одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации». Очевидно, что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства массовой информации.
Если же рассмотреть Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 «Иные средства массовой информации» Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное». С одной стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об информации определении понятия «распространение информации» как действий, направленных «на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц».
Таким образом, интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность регистрации средств массовой информации.
Вывод о том, что интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации, подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» сказано: «Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу». Очевидно, что «распространение в сети Интернет» указывается здесь обособленно от распространения сведений в СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но также через электронную почту, ICQ и т.д.
Более того, в постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что «в случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации». Следовательно, интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.
Что такое интернет-СМИ
20 ноября 2017 Опубликовано в разделах: Азбука терминов. 27975
Зарегистрировать издание имеет право только его владелец. После подтверждения статуса в РОСКОМНАДЗОРЕ ресурс получает дополнительные права: аккредитация на мероприятия, возможность запроса данных у государственных органов власти, льготы по социальному страхованию, получение поддержки от государства. Новостные площадки, которые не прошли регистрацию, с юридической точки зрения таковыми не считаются и не имеют перечисленных привилегий.
Виды интернет-изданий
Современные интернет-СМИ можно условно разделить на две большие группы: электронные версии офлайн-изданий и непосредственно сетевые средства массовой информации, которые не выходят в традиционном формате. В первом случае журналистские материалы могут быть:
Второй тип сайтов делится на несколько разновидностей:
Особенности формата
Основополагающая особенность интернета – разнообразие и простота форм коммуницирования людей: электронная рассылка, письма, сообщения в социальных сетях, чаты. Она может осуществляться с разным количеством людей и во всех возможных форматах: текстовый, мультимедийный и т. д. Вторая отличительная черта – скоростное распространение и отсутствие границ. События, происходящие на одном континенте в считанные секунды доходят до другого. Все это оказывает влияние и на журналистские издания, делая их совершенно непохожими на традиционные.
Преимущества интернет-СМИ
К проблемам интернет-СМИ можно отнести:
Изначально существовали трудности с определением сетевых средств массовой информации. Было непонятно, считать ли ими весь интернет или только определенные сайты. В 2011 году был принят закон, в котором говорится о том, что СМИ – это регулярно обновляемый и зарегистрированный в государственных органах ресурс.
Аудитория
Вместе с ростом количества электронных изданий растет и число их читателей. По данным исследования Яндекс от 2014 года каждый четвертый житель России заходит на новостные площадки хотя бы раз в месяц. Практически половина посетителей на тот момент использовала только один источник, четверть – 2-3 источника. Состав аудитории зависит от направленности публикаций. Например, 80% постоянных подписчиков автомобильных и спортивных ресурсов – мужчины, а ежедневные газеты чаще всего просматривают люди старше 45 лет.
Существует множество возможностей изучения ЦА: ее поведения, количества, реакции на статьи и других показателей. Например:
Развитие интернет-СМИ началось в конце прошлого века, когда интернет получил более широкое распространение. Появление нового формата со временем изменило журналистику, сделав ее более интерактивной, максимально ускорив обратную связь с читателями. Традиционные издания также обзавелись сетевыми версиями, став более доступными для пользователей. Средства массовой информации продолжают изменяться. Возникают новые инструменты, трансформируются требования подписчиков. Состав аудитории также меняется. Он растет, и теперь посетителями информационных сайтов становятся люди всех возрастов.
Какие сайты действительно СМИ?
В каждой стране свое законодательство, регулирующее деятельность средств массовой информации. В данной статье речь пойдет только о российском.
Российское законодательство базируется на законе РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1. С 1991 года в него вносились дополнения, в том числе, регулирующие распространение средств массовой информации в Интернете.
Сетевое издание — единственная форма распространения средства массовой информации с использованием сайта. Об этом и об отличии Информационного агентства от Сетевого издания хотел бы рассказать в этой статье.
О процедуре регистрации говорит не буду, доступной информации достаточно.
По Российскому законодательству сайт зарегистрированный как СМИ называют Сетевым изданием (зарегистрированное до 11.11.2011 — электронное периодическое издание). Точнее, это не название, а форма распространения. Сайт может стать сетевым изданием только по желанию его владельца (читай администратора доменного имени), который должен выступить в качестве учредителя (в составе соучредителей) Сетевого издания либо передать права на это другому лицу в соответствии с ГК РФ. Сетевое издание может содержать в себе контент любого формата (текст, изображения, аудио, видео).
Сайт не может быть зарегистрирован как радиоканал, телеканал или информационное агентство. Форма распространения СМИ соотносится с физической средой, а не контентом, а телеканал и радиоканал совершенно иные формы распространения СМИ. Если владелец сайта, основанного на аудио-видео контенте пожелает сделать из него СМИ, то регистрировать придется Сетевое издание. Информационное агентство — это не форма распространения СМИ, однако в силу ст. 22 Закона РФ «О СМИ», на нее распространяется статус СМИ, а регистрирующим органом при выдаче свидетельства о регистрации СМИ в графе форма распространения прописывается «Информационное агенство». Почему так, совершенно другая история. Материалы информационного агентства могут распространяться любым способом, в том числе через сайт. При этом сайт не становиться автоматически Сетевым изданием. Для этого нужна соответствующая регистрация.
Если в интернете встречаете сайт, на котором в футере указано информационное агентство и стоят реквизиты свидетельства о регистрации средства массовой информации, этот сайт вводит Вас в заблуждение. Эта запись лишь свидетельствует о том, что владельцы сайта имеют отношение к указанному информационному агентству, и, может быть, на сайте распространяются материалы этого информационного агентства. На этом сайте могут распространят материалы и других информационных агентств, а также собственные материалы сайта. Если на сайте распространяются материалы только одного информационного агентства, и его учредитель хочет сообщить об этом, надпись в футере (или другом месте) сайта должна быть что-то вроде: «На сайте распространяются только материалы информационного агентства «Название».
Информационное агентство в некотором смысле удобная форма регистрации СМИ для вебмастера. Статус СМИ позволяет редакции пользоваться благами законодательства в сфере средств массовой информации, с другой стороны, не раскрывать информацию о себе и о сайте при распространении информации через сайт. Но уточню, что такими благами пользуется только редакция, не сайт, как средство распространения информации. Например, на такой сайт не будет распространяться иммунитет от реестра запрещенных сайтов.
Интернет-сайт не является средством массовой информации
Однако само понятие «информационный ресурс» также не имеет легального определения на уровне федерального законодательства.
Следовательно, в правовом смысле Интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно создавшего информацию либо получившего «на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам» (ст.2).
Понятие средства массовой информации определяется Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991г.: «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации». Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием, ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой.
Как пишут чиновники, если рассматривать интернет-сайт в контексте положений ст.24 «иные средства массовой информации» Закона РФ «О СМИ», то следует прийти к следующим выводам. Ч. 1 ст.24 Закона РФ «О СМИ» закрепляет что правила, установленные настоящим законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений» очевидно, что данная норма к Интернет-сайту не может быть применена, поскольку Интернет-сайт не имеет ни тиража, ни продукции, распространяемой «в виде печатных сообщений, материалов, изображений».
Не применимы к интернет-сайтам и положения ч.2 ст. 2, которая гласит: «Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное».
Таким образом, Интернет-сайт по определению не может считаться «иным средством массовой информации», а, следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не основан на Законе РФ «О СМИ». А следовательно, владелец сайта не может быть привлечен к ответственности по ст. 13.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации».
В тоже время, как заключают чиновники, закон не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина