Что считается пунктом статьи а что частью

У статьи части или пункты?

Представьте, что вы составляете обращение в орган власти. Неважно, в каком качестве вы выступаете – как физическое лицо, как ИП или как директор ООО. Вы составляете документ, в котором ссылаетесь на статью закона, но статья огромная, а нужна только часть. Или пункт?

Скажу сразу, в принятии обращения, заявления или жалобы и рассмотрении вопроса по существу вам точно не откажут, как бы вы ни написали: часть или пункт статьи. Потому как у самих слуг закона в этом вопросе налюдается бардак, к сожалению.

Вообще у юристов есть специальная дисциплина. «Законодательная техника» называется.
Там будущих правозащитников обучают грамотному составлению нормативных актов.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов
(по ссылке документ откроется в новой вкладке)

Согласно этому документу общая структура законодательного акта выглядит так:
раздел / глава / статья / часть / пункт / подпункт

Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе:
1) президиума; (Это пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии; (Это пункт 2 части 3)
.

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (Это часть 1)
…..
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются: (Это абзац первый части 3)
план финансового оздоровления; (Это абзац второй части 3)
график погашения задолженности; (Это абзац третий части 3)
.

Эти правила деления статей применяются к большинству законодательных актов, но не ко всем. Есть исключения.
Например, Гражданский кодекс РФ. В самом его тексте части статей именуются пунктами.

ГК РФ Статья 1158. Отказ от наследства в пользу других лиц и отказ от части наследства
1. Наследник вправе отказаться от наследства в пользу ….
2. Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.

Почему пункт? Вопрос риторический.

Конституционный суд РФ выходит из этого положения следующим образом – использует деление, принятое в самом документе.

Постановление от 23 декабря 2013 г. N 29-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 1 статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.В. Кондрачука

Резюме

По общему правилу статьи делятся сначала на части, а только потом на пункты и даже подпункты. Для большинства законодательных актов это правило работает.
Но иногда в тексте самого документа (как в случае с Гражданским кодексом РФ) есть иное деление. Делая ссылку на этот документ, желательно это дублировать.
Как понять, а не используется ли в документе «иное деление»? Просто посмотрите соседние статьи.

Источник

Что считается пунктом статьи а что частью

Существенные изменения общественных отношений, произошедшие в России в последние годы, обусловили стремительную активизацию законодательной деятельности в Российской Федерации и эволюцию законодательства. Начиная с 1994 года и по сегодняшний день Президентом Российской Федерации подписано более 1770 федеральных конституционных законов и федеральных законов. Особенно остро встает проблема качества законов, которое является необходимым условием признания норм права как общеобязательных и действующих правил поведения.

Принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации качественных законов, которые могут реально и эффективно влиять практически на все сферы жизнедеятельности, в значительной мере зависит от технологии составления законопроектов, последовательного использования апробированных практикой правил законодательной техники. Высокий уровень юридико-технического оформления законопроектов, ясность и четкость их изложения должны стать эффективным средством подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре законопроектов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, легкую обозримость нормативного материала, доступность его для восприятия, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, непротиворечивость системы законодательства.

Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия многие вопросы законодательной техники оставались вне поля зрения законодателя, что привело к многочисленным юридико-техническим ошибкам в действующем законодательстве.

В настоящее время Государственной Думой уделяется значительное внимание форме законов и их точности. Более четкой и единообразной становится структура законодательных актов, упорядочивается практика отмены законодательных актов, внесения в них необходимых изменений.

Однако позитивные процессы развития законодательной техники только подчеркивают имеющиеся недостатки современной практики законодательной деятельности, которые отрицательно влияют на качество и эффективность принимаемых законов. Указанные недостатки связаны с не всегда оправданной поспешностью разработки и принятия новых законов и недостаточным вниманием к форме принимаемых законодательных актов, что зачастую приводит к существенной рассогласованности российского законодательства.

Разнобой реквизитов и рубрик законодательных актов, отсутствие их стереотипной структуры, единого стиля изложения, несовпадение в разных законодательных актах обозначений наименований и нумерации структурных единиц акта являются свидетельством юридико-технического несовершенства законодательства.

Ошибок, связанных с содержанием и формой изложения законопроектов, пока еще довольно много, и объясняются они во многом недостаточным опытом разработчиков. Зачастую в Государственную Думу направляются недостаточно технически отработанные законопроекты, содержащие неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы. Не все готовящиеся законопроекты унифицированы по структуре и стилю изложения, соответствуют действующему законодательству, не всегда выдерживается единство терминологии. Многие недавно принятые законы страдают излишней декларативностью предписаний, отсутствием в ряде случаев тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов.

К сожалению, в настоящее время отсутствует необходимая нормативная база по данным вопросам.

Некоторые вопросы, касающиеся законодательной техники, должны были быть урегулированы в федеральном законе о нормативных правовых актах, который был принят к рассмотрению Государственной Думой еще в 1996 году и после принятия в первом чтении был отправлен на доработку в ответственный комитет. В настоящее время ко второму чтению готовится законопроект о порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, в котором также содержатся нормы, касающиеся правил законодательной техники. Но все это пока еще проекты. И даже в случае принятия таких законов многие вопросы законодательной техники останутся нормативно не урегулированными.

Методические указания по вопросам подготовки проектов нормативных актов, предложений о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, утвержденные Юридической комиссией при Совете Министров СССР в 1968 году, устарели и не могут дать ответы на все возникающие вопросы.

По инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы был разработан проект Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, в котором были отражены основные проблемы, возникающие при подготовке законопроектов, и предложены пути решения этих проблем.

Окончательный вариант Методических рекомендаций был выработан совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации и Департаментом Аппарата Правительства Российской Федерации по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. Разработчиками было принято решение использовать в законопроектной работе сформулированные в Методических рекомендациях правила.

На проект Методических рекомендаций были получены также положительные отзывы Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Института государства и права Российской академии наук.

При разработке настоящих Методических рекомендаций был учтен отечественный опыт законопроектной деятельности, а также практика нормотворческой деятельности зарубежных стран.

Особое внимание при разработке Методических рекомендаций было уделено следующим вопросам:

структура статьи законодательного акта и законодательного акта в целом;

порядок оформления внесения изменений в законодательные акты;

порядок составления перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу;

порядок употребления ссылок в законодательных актах;

разграничение понятий «исключение» и «признание утратившими силу».

Было согласовано содержание понятия «изменение» как более широкого, включающего в себя понятие «дополнение» и отвечающего содержанию статей 71 (пункт «а») и 137 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Особое внимание уделялось сохранению структуры законодательного акта в целом, в связи с чем было установлено правило, не допускающее пересчета структурных единиц законодательного акта. При необходимости дополнить законодательный акт новыми структурными единицами эти структурные единицы должны обозначаться дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями.

Подробно расписан порядок оформления внесения изменений в законодательные акты, при этом для удобства правоприменителя и в целях сохранения целостности изменяемого законодательного акта в случаях, если в один и тот же законодательный акт необходимо внести изменения и признать утратившими силу некоторые его структурные единицы, данные изменения должны быть объединены в одну статью.

Российское законодательство является достаточно нестабильным. Более двух третей ежегодно подписываемых Президентом Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов составляют законы о внесении изменений. Одним из основных вопросов при оформлении внесения изменений является правильное указание источников официального опубликования. Необходимо полно и точно указывать источники официального опубликования и вместе с тем не загромождать ими законопроект. В связи с этим детально регламентируется вопрос о порядке указания источников официального опубликования при оформлении внесения изменений в законодательные акты.

Полагаем, что Методические рекомендации окажут значительную помощь субъектам права законодательной инициативы при разработке законопроектов и будут способствовать повышению качества и эффективности законодательных актов.

Начальник
Правового управления
Аппарата Государственной Думы,
кандидат юридических наук, доцент
Г.П.Ивлиев

Начальник отдела
законодательной техники
Правового управления
Аппарата Государственной Думы
М.Н.Ласточкина

Настоящие Методические рекомендации составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.

Структура законопроекта

1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу «раздел», если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

4. Часть законопроекта:

может иметь наименование:

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

нумеруется арабскими цифрами;

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Источник

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

2. В соответствии с частью 3 статьи 43 указанного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, областными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

3. Согласно статье 35 данного Федерального закона нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.

Ненормативные акты (например, решение о внесении в Законодательное Собрание Ростовской области в порядке законодательной инициативы проекта Областного закона, решение о поправках к проекту областного закона, принятому в первом чтении) подписываются председателем представительного органа муниципального образования.

4. Нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования (далее – решение) – это акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

5. Регламентом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено, что проект решения принимается представительным органом муниципального образования на одном заседании за основу, а на другом – в целом. Это целесообразно, когда депутаты считают необходимым принятие какого-либо решения, но проект этого решения необходимо доработать.

Принятие проекта решения за основу оформляется самостоятельным решением. Такое решение не будет являться нормативным актом и подписывается председателем представительного органа муниципального образования. При этом в таком решении указывается, что за основу принимается проект решения. В целом же принимается решение.

6. При подготовке проекта решения рекомендуется обращать внимание на следующее:

употребляется ли один и тот же термин в данном решении в одном и том же значении;

имеют ли термины общепризнанное значение;

обеспеченно ли единство понятий и терминологии, используемых в решении, с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном, областном законодательстве.

7. В тексте решения недопустимы случаи противоречий одного положения другому положению (внутренние противоречия), необоснованное повторение одних и тех же положений в различных частях акта.

Необходимо соблюдать логическую последовательность изложения текста решения.

Текст решения должен быть точным и ясным.

Недопустимо наличие в тексте норм, в которых отсутствует смысловая нагрузка, а также норм, которые могут иметь неоднозначное толкование.

В тексте решения должны отсутствовать орфографические, пунктуационные ошибки.

СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

8. Наименование решения отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию решения определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи, пункты;

не содержит ссылки на другие решения, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием решения;

не содержит определений понятий, терминов;

не формулирует предмет регулирования решения;

Преамбула предваряет текст решения.

Структурные единицы решения не могут иметь преамбулу.

Примеры:

Правильно: Настоящее Положение принято в целях установления единого порядка установки мемориальных досок и других памятных знаков, определения критериев, являющихся основанием для увековечения памяти выдающихся граждан и знаменательных событий.

10. Деление решения на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Могут употребляться следующие структурные единицы по нисходящей:

Вводить структурную единицу «раздел», если в решении нет глав, не следует.

11. Раздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

Пример:

СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

12. Глава:

нумеруется арабскими цифрами;

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Порядок внесения проектов решений в городскую Думу и их предварительного рассмотрения

13. Основными структурными единицами решения являются статья или пункт. Статью как структурную единицу целесообразно применять в случаях, когда решением утверждается какой-либо нормативный акт (например, «Положение», «Порядок» и т.п.) и этот акт является приложением к решению. В остальных случаях в качестве основной структурной единицы решения целесообразно использовать пункт.

14. Если основной структурной единицей решения является статья:

Статья:

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:

Примеры:

Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы

Статья 41

Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья может подразделяться на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей могут подразделяться на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы

а)……………… ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

Статья 41

а)………………… ; (подпункт «а» пункта 2 части 2)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в решении.

Деление частей в одном решении и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в одном решении и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры:

Статья 21. Разработка проектов городских целевых программ

3. ……………… : (абзац первый части 3)

Статья 21. Разработка проектов городских целевых программ

3. ………….. : (абзац первый части 3)

2) ………………. : (абзац первый пункта 2 части 3)

а) ………………. ; (подпункт «а» пункта 2 части 3)

15. Если основной структурной единицей решения является пункт:

Пункт обозначается арабской цифрой с точкой.

Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

В исключительных случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на пункты, содержащие перечни основных понятий, используемых в решении, перечни решений, признаваемых утратившими силу.

Деление пунктов в одном решении и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пунктов будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры:

1) ………………. ; (подпункт 1 пункта 2)

2) ………………. ; (подпункт 2 пункта 2)

3) ……………… : (абзац первый подпункта 3 пункта 2)

………………… ; (абзац второй подпункта 3 пункта 2)

………………… ; (абзац третий подпункта 3 пункта 2)

2. ……………… : (абзац первый пункта 2)

16. Если основной структурной единицей решения является статья, решения о внесении изменений в решения, а также решения, содержащие перечни актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Статьи в таких решениях:

не имеют наименований статей;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Примеры:

Статья 1

Внести в решение городской Думы от …………….. № …….. «……………………….» следующие изменения:

1)………………….. ; ( пункт 1)

2)…………………. ; ( пункт 2)

3)………………….. : ( абзац первый пункта 3)

а) ………………….. ; (подпункт «а» пункта 3)

б) ………………….. ; (подпункт «б» пункта 3)

Статья 1

Признать утратившими силу:

1)………………….. ; ( пункт 1)

2)…………………. ; ( пункт 2)

3)………………….. ; ( пункт 3)

5) ……………….. ; ( пункт 5)

17. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц решения должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

18. В соответствии со статьей 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

Обнародование подразумевает объявление для всеобщего сведения, предание гласности, в том числе путем официального опубликования. Официальное опубликование решения – это напечатание его текста в установленном официальном периодическом издании, в котором воспроизводится полный текст акта.

Дата официального опубликования (обнародования) имеет важное значение для действия акта: от нее ведется отсчет срока, установленного для вступления решения в силу. Решение не может вступить в силу раньше, чем оно опубликовано (обнародовано) и граждане и другие лица получили возможность ознакомиться с его содержанием. Это значит, что решение не может вступать в силу со дня его подписания. Исключением могут быть лишь такие решения, которые не затрагивают прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. В тексте решения может быть установлен и более длительный срок вступления его в силу. Это необходимо для того, чтобы и правоприменители, и правопользователи могли изучить новое решение и приспособить свою деятельность и свое поведение к его требованиям.

В статьях или пунктах о вступлении в силу решений должно употребляться понятие «вступление в силу». При этом если предполагается, что решение в соответствии с уставом муниципального образования будет не опубликовано, а обнародовано иным способом, следует использовать термин «обнародование». Понятие «введение в действие» по отношению к решениям не употребляется.

Примеры:

вступает в силу со дня его официального опубликования.

вступает в силу со дня его обнародования.

вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

вступает в силу по истечении 30 дней со дня его обнародования.

вступает в силу с 1 января 2008 года.

19. Целесообразно избегать включения в решение примечаний к статьям, главам, разделам, частям или решению в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей, пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.

20. Решения могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.

Если к решению имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №. При ссылках на приложения в тексте решения знак № также не указывается.

Пример:

…… согласно приложению 4 к Решению …..

Юридическая сила приложений и решения, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста решения без указания на регистрационный номер и дату подписания решения.

Примеры:

к Решению Собрания депутатов…… «………»

к Решению Собрания депутатов…… «………»

Наименование приложения располагается по центру страницы.

21. В тексте решения не допускается использование сокращений слов (например, «ст.», «п.», «и др.») и аббревиатур (например, «ФНС РФ», «МИК», «ГК РФ»). Аббревиатуры можно использовать только в исключительных случаях, указав при этом в решении, что далее будет использоваться такая аббревиатура.

………………………………..осуществляется муниципальной избирательной комиссией (далее – МИК)……………………..…..

ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК

22. Ссылкой признается указание в решении на конкретный нормативный акт или конкретную структурную единицу нормативного акта, в том числе на это же решение или его структурную единицу.

23. Ссылки на другие структурные единицы решения, а также на ранее принятые нормативные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.

24. Ссылки можно делать только на вступившие в силу нормативные акты. Ссылки на утратившие силу нормативные акты и проекты нормативных актов недопустимы.

25. При необходимости сделать ссылку на нормативный акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование.

в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

При отсутствии номера нормативного акта указываются его вид, дата подписания и наименование.

Вид конкретного нормативного акта указывается с прописной буквы.

26. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:

27. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации

28. Ссылки на Устав Ростовской области оформляются следующим образом:

в соответствии с частью 1 статьи 68 Устава Ростовской области

29. Ссылки на Регламент Законодательного Собрания Ростовской области оформляются следующим образом:

в соответствии с частью 1 статьи 77 Регламента Законодательного Собрания Ростовской области

30. Ссылки на устав муниципального образования оформляются следующим образом:

в соответствии со статьей 5 Устава муниципального образования «………..»

31. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации

в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации

в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

32. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации

в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации

33. При необходимости дать ссылку не на весь нормативный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).

34. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.

подпункт «а2 « пункта 2 части 1 статьи 5

подпункт «в» пункта 1 части 2 статьи 5

35. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Статья 41. Возвращение проектов решений городской Думы субъекту права нормотворческой инициативы

1. …………… : (абзац первый части 1)

……… ; (абзац второй части 1)

……… ; (абзац третий части 1)

2. ……………… : (абзац первый пункта 2)

36. Ссылки в решении на его структурные единицы оформляются следующим образом:

…содержащиеся в главе 3 настоящего Решения …

…в связи с положениями настоящей главы …

…в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Решения…

…указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи …

…в соответствии с пунктом 21 части 4 статьи 5 настоящего Решения…

…в соответствии с подпунктом «а1» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Решения…

…регулируется подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Решения…

37. Ссылки могут даваться на нормативные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.

38. Недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЯ

39. В случае необходимости внесения в решения изменений, в том числе для приведения их в соответствие с федеральным или областным законодательством, готовятся решения о внесении изменений в решения.

Следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 3 статьи 49 Устава Ростовской области органы местного самоуправления приводят свои правовые акты в соответствие с принятым областным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу, если иной срок не установлен самим областным законом.

40. Внесением изменений считается:

исключение слов, цифр, предложений;

признание утратившими силу структурных единиц вступившего в силу решения;

исключение структурных единиц не вступившего в силу решения;

новая редакция структурной единицы решения;

дополнение структурной единицы статьи (пункта) решения новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение решения новыми структурными единицами;

приостановление действия решения или его структурных единиц;

продление действия решения или его структурных единиц.

41. Внесение изменений в несколько решений может оформляться одним решением, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждое решение, оформляются самостоятельными статьями (пунктами, если основной структурной единицей решения является пункт).

О внесении изменений в статью 5 Решения Собрания депутатов …………. «………….» и в Решение Собрания депутатов ……….…. «…………….»

Внести в статью 5 Решения Собрания депутатов ………. от ………№ … «………………» следующие изменения:

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

О внесении изменений в статью 5 Решения Собрания депутатов …………. «………….» и в Решение Собрания депутатов ……….…. «…………….»

1. Внести в статью 5 Решения Собрания депутатов ………. от ………№ … «………………» следующие изменения:

2. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

42. При одновременном внесении в решение изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного решения положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье (одном пункте, если основной структурной единицей решения является пункт). При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

а) в части 1 слова «………» заменить словами «………»;

б) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: «……………….»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «………»;

3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «………» исключить;

4) статью 4 признать утратившей силу;

5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

6) в наименовании и тексте статье 6 слова «………» заменить словами «………».

1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

в подпункте 1 слова «………» заменить словами «………»;

подпункт 2 дополнить предложением следующего содержания: «……………….»;

2) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами «………»;

3) в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 слова «………» исключить;

4) пункт 4 признать утратившим силу;

5) подпункт 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:

6) в пункте 6 слова «………» заменить словами «………».

43. Независимо от конкретного содержания решения о внесении изменений (т.е. независимо от того, производится ли замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, дается ли новая редакция какой- либо структурной единицы решения, либо решение дополняется новыми структурными единицами или структурная единица решения дополняется новыми словами, цифрами или предложениями и т.п.) наименование решения всегда содержит только слово «изменение» в соответствующем числе.

О внесении изменения

в Решение Собрания депутатов ………. «…………….»

О внесении изменений

в Решение Собрания депутатов ………. «……………»

То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи (пункта), если статья (пункт) содержит два или более изменения:

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от………….№…… «……………..» следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: «…………………»;

3) в части 2 статьи 5 слова «…………………..» исключить.

1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от………….№…… «……………..» следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

2) подпункт 1 пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «…………………»;

3) в подпункте 2 пункта 5 слова «…………………..» исключить.

44. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи решения (один или два пункта, если основной структурной единицей решения является пункт) наименование решения целесообразно конкретизировать.

О внесении изменений в статьи 5 и 10 Устава …………

О внесении изменений

в пункт 5 Решения Собрания депутатов ……………… «………….»

и пункт 14 Решения Собрания депутатов ………….. «…………….»

45. Изменения всегда вносятся только в основной нормативный акт.

Вносить изменения в основной нормативный акт путем внесения изменений в решение, ранее изменившее данный нормативный акт, недопустимо.

46. При внесении изменений в решение соответствующий текст заключается в кавычки.

1) Статью 50 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Изменение лимитов бюджетных обязательств, необходимых для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется без ограничения срока до конца финансового года.».

47. Вносимые в решение изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

1) в статье 1 слова «………» заменить словами «………»;

2) часть 1 статьи 2 дополнить словами «………»;

3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова «………» исключить;

5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:

6) в статье 6 слова «………» заменить словами «………».

1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………№ … «…………….» следующие изменения:

1) пункте 1 слова «………» заменить словами «………»;

2) подпункт 1 пункта 2 дополнить словами «………»;

3) в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 слова «………» исключить;

5) подпункт 1 пункта 5 изложить в следующей редакции:

6) в пункте 6 слова «………» заменить словами «………».

48. При дополнении решения статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел, часть решения.

Примеры: (в главе 1 имеется 14 статей)

Главу 1 Решения Собрания депутатов ………. от ………… № … «…………….» дополнить статьей 141 следующего содержания:

Главу 2 Решения Собрания депутатов ………. от ………… № … «…………….» дополнить статьей 141 следующего содержания:

49. Внесение в решение изменений в обобщенной форме (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы нормативного акта, которая изменяется.

Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью решения (один пункт, если основной структурной единицей решения является пункт) или ее (его) структурную единицу. Если в эту статью (пункт) или ее (его) структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:

В статье 10 слова «…………» заменить словами «…………».

Пункт 5 после слов «……………» дополнить словами «…………..».

50. Если в статье решения (пункте, если основной структурной единицей решения является пункт) необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью (пункт) или ее (его) структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:

В статье 10 слова «…… (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ……» в соответствующих числе и падеже заменить словами «…… (слова указываются в именительном падеже единственного числа) ……» в соответствующих числе и падеже.

В пункте 5 слова «…… (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ……» в соответствующем падеже заменить словами «…… (слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа) ……» в соответствующем падеже.

51. При внесении изменения в решение сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в решение следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

в подпункте 3 пункта 2 слова «……………..» заменить словами «…………………..»

52. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.

статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

подпункт 3 пункта 2 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

53. Если структурная единица дополняется словами и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами «……………»

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

54. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи (пункта) решения оформляется следующим образом:

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:

а) в части 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;

б) часть 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;

в) часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

г) часть 4 дополнить предложением следующего содержания: «…………….» ;

2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;

3) статью 4 изложить в следующей редакции:

1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:

в подпункте 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;

подпункт 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;

подпункт 4 дополнить предложением следующего содержания: «…………….» ;

дополнить пунктом 7 следующего содержания:

2) второе предложение подпункта пункта 2 пункта 3 исключить;

3) пункт 4 изложить в следующей редакции:

55. При дополнении структурной единицы решения (статьи, пункта) частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.

статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:

часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом «д» следующего содержания:

пункт 3 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:

Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции решения (без оговорки в тексте решения).

56. Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей решения при внесении в него изменений и признании утратившими силу его структурных единиц.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и обозначение подпунктов решения при внесении в него изменений и признании утратившими силу отдельных структурных единиц.

Если дополнения вносятся в конец решения, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей, пунктов (например, последней была глава 5 – дополнить главой 6; последней была статья 7 – дополнить статьей 8, решение состоит из пунктов и последним пунктом был пункт 10 – дополнить пунктом 11).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 – дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 – дополнить пунктом 4; в пункте последним подпунктом был подпункт 3 – дополнить подпунктом 4 и т.д.).

57. В целях сохранения структуры статьи (пункта):

1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;

2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы, к которой относится абзац;

3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.

58. Новая редакция решения в целом, как правило, не допускается.

Представительный орган муниципального образования принимает новое решение с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего решения, если:

необходимо внести в решение изменения, требующие переработки решения по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

необходимо внести в решение изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

сохраняют значение только отдельные структурные единицы решения, причем частично.

59. Структурная единица решения излагается в новой редакции если:

необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;

неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы решения.

60. Изложение структурной единицы решения в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

61. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего решения, а не является приложением к нему.

Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:

а) в части 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;

б) часть 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;

2) приложение 1 изложить в следующей редакции:

3) приложение 4 признать утратившим силу

1. Внести в Решение Собрания депутатов ………. от ………… № …. «………….» следующие изменения:

в подпункте 1 слова «…………..» заменить словами «……………»;

подпункт 2 после слов «…………..» дополнить словами «……………»;

2) приложение 1 изложить в следующей редакции:

3) приложение 4 признать утратившим силу

62. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».

63. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».

64. При признании утратившим силу решения признаются утратившими силу все решения, которыми в это решение вносились изменения (либо соответствующие структурные единицы таких решений).

3. Признать утратившим силу:

1) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «…………»;

2) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменений в Решение Собрания депутатов ……………. «…………»;

3) Решение Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменения в Решение Собрания депутатов ……………. «…………»;

4) пункт 2 Решения Собрания депутатов ……………. от ………. № …… «О внесении изменений в пункт 5 Решения Собрания депутатов ……………. «…………» и Решение Собрания депутатов ……………. «…………».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *