Что считается просроченной кредиторской задолженностью в бюджете
Что считается просроченной кредиторской задолженностью в бюджете
БК РФ Статья 112.1. Просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(введена Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
1. Под возникшей вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления просроченной задолженностью по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования в целях настоящего Кодекса понимается задолженность субъекта Российской Федерации, муниципального образования, образовавшаяся ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
2. Под объемом (размером) просроченной задолженности по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования в целях настоящего Кодекса понимается суммарный объем неисполненных в установленный срок долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования, срок исполнения которых наступил, включая объем обязательств по возврату суммы займа (кредита), по уплате процентов на сумму займа (кредита), иных платежей, предусмотренных условиями займа (кредита), соглашениями (договорами), заключенными от имени субъекта Российской Федерации, муниципального образования, объем обязательств по исполнению государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий и иных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования. В объем просроченной задолженности субъекта Российской Федерации, муниципального образования также включается сумма неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения долговых обязательств.
Что считается просроченной кредиторской задолженностью в бюджете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 2 марта 2018 г. N 02-06-10/13462 Об учете и списании кредиторской задолженности
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 371 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета.
Кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета счетов 020511000 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов», 020521000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности», 020531000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг», 020541000 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия», 020561000 «Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование», которая может быть возвращена только по заявлению кредитора (носит заявительный характер), признается текущей краткосрочной задолженностью.
Прекращение учета задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, которая носит заявительный характер, отраженной на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами», осуществляется на основании решения комиссии учреждения (инвентаризационной комиссии) ввиду завершения срока исковой давности.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Для учета задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, предназначен забалансовый счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами».
В соответствии с инструкцией по применению Единого плана счетов указанная задолженность принимается к учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме, списанной с баланса. По истечении этого срока учет задолженности прекращается на основании решения комиссии учреждения (инвентаризационной комиссии).
Кредиторская задолженность, числящаяся на соответствующих счетах аналитического учета, которая может быть возвращена только по заявлению кредитора (носит заявительный характер), признается текущей краткосрочной задолженностью.
Энциклопедия решений. Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной (для бюджетной сферы)
Отнесение дебиторской и кредиторской задолженности к просроченной
(для госсектора)
Смотрите в этом материале:
В целях учета и контроля за дебиторской и кредиторской задолженность следует разграничивать понятия:
— просроченной и нереальной к взысканию (безнадежной) дебиторской задолженности;
— просроченной и невостребованной кредиторской задолженности.
Критерии признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной
Дебиторская и кредиторская задолженность при наступлении даты ее исполнения считается просроченной задолженностью (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н, письмо Минфина России от 16.05.2017 N 02-06-10/29607).
Внимание
Признание дебиторской и кредиторской задолженности просроченной не является основанием для списания ее с балансового учета.
Порядок признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной нормативно не урегулирован и зависит от условий ее возникновения и сроков погашения.
Определить срок погашения дебиторской задолженности необходимо в целях:
— формирования достоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
— осуществления контроля за исполнением обязательств, определения сроков исковой давности, а также оценки рисков невозврата дебиторской задолженности и рисков непогашения кредиторской задолженности.
Кто принимает решение о признании дебиторской задолженности просроченной?
Требование о комиссионном принятии решения о признании задолженности просроченной, а также о документальном оформлении подобного решения положениями Инструкции N 157 не установлено.
В целях разграничения полномочий по контролю и наблюдению за дебиторской задолженностью между должностными лицами (структурными подразделениями) порядок их взаимодействия, в том числе порядок признания дебиторской задолженности просроченной, учреждению целесообразно установить в локальном нормативном акте.
Порядок взаимодействия бухгалтерской и юридических служб учреждения в целях установления срока погашения дебиторской задолженности зависит от условий ее образования:
Условия образования дебиторской задолженности
Основание для отнесения задолженности просроченной
Источник информации о сроке погашения
Дебиторская задолженность по выданным авансам в рамках договорных отношений
Истечение срока исполнения контрагентом обязательств, в счет которых перечислялся авансовый платеж
Документы, являющиеся основанием для принятия обязательств
Дебиторская задолженность по выданным подотчетным суммам
Истечение срока представления подотчетным лицом авансового отчета
Заявление о выдаче денежных средств под отчет
Дебиторская задолженность по доходам от оказания платных услуг
Истечение срока погашения, определенного по соглашению сторон
Договор об оказании услуг (выполнении работ)
Дебиторская задолженность по суммам принудительного изъятия, ущербу нефинансовым активам и компенсации затрат
Истечение установленных законодательством сроков, например, ст. 32.2 КоАП РФ, п. 4 ст. 69 НК РФ.
В случае если срок нормативно не урегулирован (например, при расчетах по компенсации затрат), критерии признания задолженности просроченной необходимо установить локальным нормативным актом учреждения
В целях корректного формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности бухгалтерской службе необходимо инициировать получение соответствующей информации у соответствующих компетентных должностных лиц
Кто принимает решение о признании кредиторской задолженности просроченной?
Несвоевременное погашение кредиторской задолженности влечет за собой негативные последствия, так как приводит к увеличению обязательств учреждения в результате применения к нему штрафных санкций (начисление повышенных процентов, пени и др.).
Высокий уровень просроченной кредиторской задолженности госучреждения при низкой доле его ликвидных активов, обеспечивающих погашение обязательств *(1), способен привести учреждение к состоянию мнимого банкротства. Превышение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности является основанием для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения по инициативе учредителя.
Требование о комиссионном подходе к решению вопроса об отнесении кредиторской задолженности к просроченной нормативно не установлено. По общему правилу бухгалтерская служба располагает информацией, необходимой для определения сроков исполнения денежных обязательств. В то же время указанные сроки определяются не только в целях формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности, но и в целях контроля за своевременным погашением кредиторской задолженности и предотвращения негативных последствий. Для разграничения полномочий между должностными лицами при возникновении сложностей с определением срока погашения обязательств либо сроков возврата кредиторской задолженности, образовавшей в рамках «доходных» операций, локальным нормативным актом организации госсектора целесообразно установить порядок взаимодействия должностных лиц при решении вопроса о признании кредиторской задолженности просроченной.
Отражение просроченной задолженности в учете
Специального порядка для отражения факта признания дебиторской и кредиторской задолженности просроченной в бухгалтерском (бюджетном) учете не установлено. Порядок аналитического учета в части срочности погашения дебиторской и кредиторской задолженности, обеспечивающий корректности формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности с учетом требований, установленных пользователей такой отчетности, учреждению необходимо установить в рамках учетной политики.
Отражение просроченной задолженности в отчетности
При формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности суммы просроченной дебиторской и просроченной кредиторской задолженности отражаются:
— в графе 11 раздела 1 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе квартальной отчетности;
— в графе 11 раздела 1 и в разделе 2 Сведений (ф.ф. 0503169, 0503769), представляемых в составе годовой отчетности.
Кроме того, сведения о наличии дебиторской и кредиторской могут раскрываться в дополнительных формах бухгалтерской и бюджетной отчетности, порядок формирования и периодичность представления которых установлены установлена их пользователями в соответствии с п. 5 Инструкции N 191н и п. 8 Инструкции N 33н.
Так, например, на федеральном уровне в соответствии c п. 4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308 в 2017 году в составе сводной квартальной бухгалтерской отчетности одновременно со Сведениями (ф. 0503769) представляется Расшифровка дебиторской задолженности по предоставленным субсидиям (грантам) (ф. 0503793).
Последствия несвоевременного отнесения задолженности к просроченной
Неотражение или несвоевременное отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженности в составе просроченной может рассматриваться должностными лицами государственного (муниципального) контроля в качестве искажения отчетности, а, значит, послужить поводом для штрафа по ст. 15.11 КоАП РФ (см., в частности, постановление Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 20.07.2017 по делу N 5-449/2017) или по ст. 15.15.6 КоАП РФ (см., например, постановление Подольского городского суда Московской области от 14.07.2017 по делу N 5-921/2017).
*(1) В силу положений п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением:
— особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества;
— недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Бухгалтеру госсектора на заметку: нюансы учета долгосрочной и просроченной задолженности
При заполнении Сведений (формы 0503169, 0503769) за полугодие 2018 года определяйте вид задолженности с учетом рекомендаций Минфина России:
Относите задолженность к просроченной при наступлении даты ее исполнения. В частности, покажите в составе просроченной:
Не забывайте, не является просроченной:
Обратите внимание! В отчетности за полугодие можно будет показать задолженность, не детализируя счета учета расчетов (205 20, 302 90 и т.д.). Конечно, если иные требования не установит ваш финорган.
Не являющаяся активом дебиторка
Если вы предлагали контрагенту погасить дебиторку добровольно, обращались в суд и к судебным приставам, но не получили никаких результатов, то на отчетную дату актива у вашего учреждения уже нет. Так как на отчетную дату вы уже не ожидаете поступления денег или имущества по этой дебиторке, ее можно списать с баланса. Если характер долга позволяет впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 04.
Не подтвержденная кредиторка
Спишите кредиторку с баланса, если на отчетную дату предприняты все меры по погашению долга, а именно:
Если характер долга позволяет вашему контрагенту впоследствии возобновить взыскание, отразите его за балансом на счете 20.
Относите дебиторку к безнадежной, если по ней ни при каких обстоятельствах не получится возобновить взыскание, то есть по долгу истек срок исковой давности и этот срок не может быть восстановлен.
В некоторых случаях долг может быть признан безнадежным уже при списании с баланса – в этом случае его не надо учитывать на счете 04.
Что считается просроченной кредиторской задолженностью в бюджете
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 16 июня 2020 г. N 09-07-09/52225 Об условиях отнесения задолженности перед бюджетом к просроченной
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством финансов Российской Федерации не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также no оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Министерство финансов Российской Федерации полагает возможным отметить следующее.
Исходя из информации, содержащейся в рассматриваемом письме Организации, субсидии из федерального бюджета предоставлялись Организации в 2007-2017 годах на основании пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Президента Российской Федерации.
В частности в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 68-рп «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» Организации в 2016 году была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с пунктом 16 Порядка предоставления субсидий при нарушении Организацией условий предоставления субсидии на основании письменного требования Управления субсидии подлежат возврату в установленном порядке в федеральный бюджет в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования.
Вместе с тем информация о результатах проверок, проведенных Управлением, а также уполномоченными органами государственного финансового контроля, фактах нарушения Организацией целей и условий предоставления субсидий, нарушения другими некоммерческими неправительственными организациями установленных целей и условий предоставления грантов, получения требований Управления о возврате субсидии, необходимые для определения лица, обязанного обеспечить возврат предоставленных из федерального бюджета средств (возмещение убытков), в письме Организации отсутствует.
Учитывая изложенное, кредиторская задолженность Организации (как оператора) перед федеральным бюджетом в сумме предъявленных получателям грантов требований Организации по возврату средств грантов до момента поступления денежных средств от получателей грантов (должников по возвратам) на банковские счета Организации не относится к просроченной задолженности Организации перед федеральным бюджетом.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации обращает внимание Организации, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Следует принимать во внимание, что платежи в бюджет, возникшие по искам о возмещении ущерба публично-правовому образованию, не уплаченные в установленный срок, признаются безнадежными к взысканию по основаниям, предусмотренным нормами статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по решению администратора доходов бюджета, принятому в порядке, установленном главным администратором доходов бюджета в соответствии с Общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2016 N 393.
Обзор документа
В рассматриваемой ситуации организации в 2016 г. была предоставлена субсидия из федерального бюджета на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минфин ответил на вопрос о возврате средств субсидии в бюджет.