Что считается прогулом для муниципального служащего

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ глава 7 настоящего Федерального закона дополнена статьей 27.1

Статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.1 настоящего Федерального закона

1. За несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

2. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

3. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:

1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

Информация об изменениях:

2.1) доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия);

3) объяснений муниципального служащего;

4. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

5. В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

6. Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ статья 27.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 7, вступающей в силу с 1 января 2018 г.

7. Сведения о применении к муниципальному служащему взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия включаются органом местного самоуправления, в котором муниципальный служащий проходил муниципальную службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Источник

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящего Федерального закона

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ в пункт 1.1 части 1 статьи 37 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 1.1 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2020 г. N 14-П

1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П содержащееся в подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 и пункте 4 части 1 статьи 33 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.1

8.1) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.2

8.2) сокращения должностей гражданской службы в государственном органе;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ часть 1 статьи 37 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8.3

8.3) упразднения государственного органа;

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ часть 3 статьи 37 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ часть 3.1 статьи 37 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ статья 37 настоящего Федерального закона дополнена частью 3.2

3.2. Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным пунктами 8.2 и 8.3 части 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в части 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Источник

Статья 13. Ответственность муниципального служащего

Статья 13. Ответственность муниципального служащего

1. За должностной проступок, за неисполнение и ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий, за несоблюдение установленных настоящим положением требований, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Информация об изменениях:

Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 21 ноября 2000 г. N 382 в пункт 2 статьи 13 настоящего Положения внесены изменения

2. Дисциплинарное взыскание налагается руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на муниципальную должность.

Устанавливаются следующие виды взысканий:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Об ответственности за непредоставление декларации см. также постановление Мэра г. Новосибирска N 594 от 27 июня 1997 г.

3. Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно, но не более чем на один месяц, до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральными законами.

4. Муниципальный служащий, в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения, обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает данное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнять, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

ГАРАНТ:

Решением Новосибирского городского Совета депутатов от 21 ноября 2000 г. N 382 статья 13 настоящего Положения дополнена пунктом 5

5. Муниципальный служащий несет предусмотренную законодательством ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что считается прогулом для муниципального служащего

Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть фото Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть картинку Что считается прогулом для муниципального служащего. Картинка про Что считается прогулом для муниципального служащего. Фото Что считается прогулом для муниципального служащего

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть фото Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть картинку Что считается прогулом для муниципального служащего. Картинка про Что считается прогулом для муниципального служащего. Фото Что считается прогулом для муниципального служащего

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть фото Что считается прогулом для муниципального служащего. Смотреть картинку Что считается прогулом для муниципального служащего. Картинка про Что считается прогулом для муниципального служащего. Фото Что считается прогулом для муниципального служащегоОбзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 апреля 2019 г. N 18-КГ18-260 Дело о признании незаконным приказа об увольнении направлено на новое рассмотрение, поскольку такое основание увольнения, как неоднократное неисполнение без уважительных причин гражданским служащим должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, не было применено представителем нанимателя при привлечении истца к дисциплинарной ответственности, служебная проверка не проводилась и письменное объяснение у него по этим обстоятельствам не затребовалось, а потому нельзя согласиться и с выводом судебных инстанций о соблюдении представителем нанимателя порядка увольнения

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной С.В., Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 апреля 2019 г. гражданское дело по иску Быданцева Дениса Петровича к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда по кассационной жалобе Быданцева Дениса Петровича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В., выслушав объяснения Быданцева Д.П., его представителя по доверенности Корниенко А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенностям Катрычко С.Н., Буримовой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей кассационную жалобу обоснованной, а обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Быданцев Денис Петрович 5 сентября 2016 г. обратился в суд с иском к министерству природных ресурсов Краснодарского края и с учётом уточнения исковых требований просил признать незаконным и отменить приказ заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 8 августа 2016 г. об увольнении его с государственной гражданской службы по подпункту «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (за прогул, то есть за отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня), восстановить его на государственной гражданской службе в должности начальника отдела недропользования управления недропользования министерства природных ресурсов Краснодарского края, признать запись в трудовой книжке об увольнении на основании подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» недействительной, взыскать в его пользу с министерства природных ресурсов Краснодарского края денежное содержание за время вынужденного прогула в размере 1237392 руб. и 50000 руб. в качестве компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований Быданцев Д.П. указал, что он состоял на государственной гражданской службе, с 9 января 2014 г. замещал должность начальника отдела недропользования управления недропользования министерства природных ресурсов Краснодарского края.

Приказом заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 8 августа 2016 г. Быданцев Д.П. был уволен с государственной гражданской службы по подпункту «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основанием для увольнения Быданцева Д.П. послужило заключение по результатам проведённой представителем нанимателя служебной проверки от 8 августа 2016 г., которым установлено, что Быданцев Д.П. 29 июля 2016 г. в период времени с 9 часов до 15 часов отсутствовал на службе и в нарушение пункта 7.6 служебного распорядка министерства природных ресурсов Краснодарского края, утверждённого приказом министра природных ресурсов Краснодарского края от 16 декабря 2013 г. N 2060, предварительно не уведомил своего непосредственного руководителя о невозможности по объективным причинам своевременно прибыть на службу и о необходимости кратковременного отсутствия на службе в связи со сдачей крови.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 26 октября 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2017 г., в удовлетворении исковых требований Быданцева Д.П. отказано.

Постановлением президиума Краснодарского краевого суда от 26 июля 2017 г. указанные судебные постановления отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Первомайский районный суд г. Краснодара решением от 7 ноября 2017 г. в удовлетворении исковых требований Быданцева Д.П. отказал. Суд изменил основание увольнения Быданцева Д.П. с увольнения за прогул по подпункту «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на увольнение по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. от 15 октября 2018 г. Быданцеву Д.П. восстановлен срок подачи кассационной жалобы на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2018 г.

В поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобе Быданцевым Д.П. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2018 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 18 октября 2018 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 11 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра природных ресурсов Краснодарского края, от 9 января 2014 г. Быданцев Д.П., занимавший должность заместителя начальника отдела недропользования управления недропользования министерства природных ресурсов Краснодарского края, был назначен с 9 января 2014 г. на должность начальника этого отдела. В тот же день между министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра природных ресурсов Краснодарского края, и Быданцевым Д.П. заключён служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Краснодарского края, в соответствии с которым Быданцев Д.П. обязался исполнять должностные обязанности начальника отдела недропользования управления недропользования министерства природных ресурсов Краснодарского края.

Согласно пункту 2 служебного контракта от 9 января 2014 г. Быданцев Д.П. обязался соблюдать в том числе служебный распорядок министерства природных ресурсов Краснодарского края.

В период с 11 по 28 июля 2016 г. Быданцев Д.П. был нетрудоспособен, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями листков нетрудоспособности.

29 июля 2016 г. Быданцев Д.П. с 9 часов до 15 часов отсутствовал на служебном месте, о чём в тот же день был составлен соответствующий акт.

По приказу заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 1 августа 2016 г. создана комиссия, которой поручено провести служебную проверку в отношении начальника отдела недропользования Быданцева Д.П. по факту отсутствия его на рабочем месте с 9 часов до 15 часов 29 июля 2016 г.

1 августа 2016 г. в ходе проведения служебной проверки Быданцев Д.П. был уведомлен о необходимости представить письменные объяснения о причинах его отсутствия на рабочем месте 29 июля 2016 г. с 9 часов до 15 часов.

2 августа 2016 г. Быданцевым Д.П. заместителю министра природных ресурсов Краснодарского края даны письменные объяснения, согласно которым он отсутствовал на рабочем месте 29 июля 2016 г. с 9 часов до 15 часов в связи со сдачей крови в ГБУЗ «Станция переливания крови», что подтверждается справкой данного учреждения от 29 июля 2016 г.

По результатам проведённой служебной проверки комиссией 8 августа 2016 г. составлено заключение. В ходе проверки комиссия установила факт совершения Быданцевым Д.П. дисциплинарного проступка, выразившегося в его отсутствии на служебном месте 29 июля 2016 г. с 9 часов до 15 часов без предварительного уведомления своего непосредственного руководителя о невозможности по объективным причинам своевременно прибыть на службу и о необходимости кратковременного отсутствия на службе в связи со сдачей крови. Комиссией в заключении предложено применить к Быданцеву Д.П. дисциплинарное взыскание за прогул.

На основании заключения по результатам служебной проверки от 8 августа 2016 г. заместителем министра природных ресурсов Краснодарского края был издан приказ от 8 августа 2016 г. N 471-Л, которым Быданцев Д.П. был уволен 8 августа 2016 г. по подпункту «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за прогул, то есть за отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырёх часов подряд в течение служебного дня.

Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Быданцева Д.П. о признании незаконным приказа об увольнении с государственной гражданской службы и восстановлении его на государственной гражданской службе в прежней должности, суд первой инстанции со ссылкой на положения статей 57, 58, 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделал вывод о том, что Быданцев Д.П., не уведомив своего непосредственного руководителя о невозможности своевременного прибытия на службу 29 июля 2016 г. по причине сдачи крови, нарушил пункт 7.6 служебного распорядка, то есть совершил дисциплинарный проступок, в связи с чем представитель нанимателя правомерно наложил на него дисциплинарное взыскание в виде увольнения с государственной гражданской службы, однако неправильно указал в приказе от 8 августа 2016 г. N 471-Л основание и причину увольнения.

С учётом наличия у Быданцева Д.П. на момент издания приказа об увольнении двух действующих дисциплинарных взысканий в виде выговоров, применённых к нему по приказам министра природных ресурсов Краснодарского края от 14 октября 2015 г. и от 4 августа 2016 г., суд первой инстанции, изложив разъяснения, данные в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», пришёл к выводу о том, что заключённый с Быданцевым Д.П. служебный контракт подлежит расторжению по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», то есть за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Суд первой инстанции также счёл, что ответчиком соблюдены процедура и сроки применения дисциплинарного взыскания, в частности до применения дисциплинарного взыскания представителем нанимателя от Быданцева Д.П. были истребованы письменные объяснения.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Основные обязанности гражданского служащего предусмотрены статьёй 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе пунктом 5 части 1 данной нормы предусмотрена обязанность соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с государственной гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а»-«г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 этого же федерального закона.

В части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ содержится перечень оснований, по которым служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобождён от замещаемой должности и уволен с гражданской службы.

Пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ называет в качестве основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Статьёй 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу данной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершённого гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершён дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1-4 названной статьи).

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданских служащих регламентирован статьёй 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причинённого гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки (части 1 и 2 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Требования к содержанию письменного заключения по результатам служебной проверки определены в части 9 статьи 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, согласно которой в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Гражданский служащий в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с названным федеральным законом и другими федеральными законами.

Статьёй 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом.

Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ отсутствует норма, позволяющая суду, рассматривающему индивидуальный служебный спор, изменить формулировку причины увольнения гражданского служащего в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону.

В Трудовом кодексе Российской Федерации в части 5 статьи 394 закреплена норма, предусматривающая, что в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить её и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи этого кодекса или иного федерального закона.

Положения части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ могут быть применены при рассмотрении судом индивидуального служебного спора к отношениям, связанным с гражданской службой.

Из приведённых норм права в их системной взаимосвязи следует, что гражданская служба является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную деятельность граждан на должностях гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации. Служебная дисциплина на гражданской службе состоит в обязательном соблюдении гражданским служащим служебного распорядка государственного органа и должностного регламента. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому служащему дисциплинарные взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе в виде увольнения с гражданской службы по соответствующим основаниям.

Гражданский служащий вправе обратится в суд за разрешением служебного спора по поводу увольнения с гражданской службы, изменения формулировки причины освобождения от замещаемой должности гражданской службы. При разрешении спора, связанного с увольнением гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, суд должен дать оценку правомерности увольнения гражданского служащего по основанию, которое следует из фактических обстоятельств, повлёкших его увольнение. В том случае, когда имелись законные основания для расторжения служебного контракта с гражданским служащим и был соблюдён порядок увольнения, однако при оформлении увольнения представитель нанимателя неправильно сформулировал основание и (или) причину увольнения гражданского служащего, суд обязан привести формулировку основания увольнения в соответствие с реальной его причиной. Принятие судом такого решения возможно при условии соблюдения представителем нанимателя всех требований, предъявляемых законодателем к процедуре увольнения гражданского служащего по конкретному основанию, и не может быть произвольным.

Изменение формулировки основания и (или) причины увольнения гражданского служащего осуществляется судом при разрешении индивидуального служебного спора в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, которая применяется в этом случае исходя из положений статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части 5 статьи 394 Кодекса обязан изменить её и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

С учётом этих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащей применению к спорным отношениям, суд правомочен изменить формулировку основания увольнения и причины увольнения гражданского служащего в случае признания их неправильными или не соответствующими закону, но не вправе изменять само основание увольнения, право выбора которого в случае совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка принадлежит представителю нанимателя, то есть суд не может вместо представителя нанимателя избрать новое основание увольнения гражданского служащего.

Судами первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Быданцева Д.П. к министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда нормативные положения, регулирующие основания и порядок привлечения гражданских служащих к дисциплинарной ответственности, не были применены в их взаимосвязи с нормами Трудового кодекса, подлежащими применению к спорным отношениям в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.

Тем самым судебные инстанции в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм права и вследствие неправильного истолкования разъяснений, данных в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», фактически изменили не формулировку основания увольнения, а само основание увольнения гражданского служащего, избранное представителем нанимателя при привлечении этого гражданского служащего к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с гражданской службы.

При таких обстоятельствах являются неправомерными выводы судебных инстанций о том, что представитель нанимателя на законных основаниях наложил на Быданцева Д.П. дисциплинарное взыскание в виде увольнения с государственной гражданской службы, однако в приказе об увольнении неправильно указал основание и причину его увольнения, в связи чем заключённый с Быданцевым Д.П. служебный контракт подлежит расторжению по пункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, то есть за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Ввиду того, что такое основание увольнения, как неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (пункт 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), не было применено представителем нанимателя при привлечении Быданцева Д.П. к дисциплинарной ответственности, служебная проверка по поводу неоднократного неисполнения Быданцевым Д.П. без уважительных причин своих должностных обязанностей не проводилась и письменное объяснение у него по этим обстоятельствам представителем нанимателя не затребовалось, нельзя согласиться и с выводом судебных инстанций о соблюдении представителем нанимателя порядка увольнения Быданцева Д.П.

С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 7 ноября 2017 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 января 2018 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

ПредседательствующийПчелинцева Л.М
СудьиФролкина С.В.
Вавилычева Т.Ю.

Обзор документа

Госслужащий оспорил свое увольнение. Суды ему отказали, изменив лишь его основание с прогула на неоднократное неисполнение без уважительных причин должностных обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания. ВС РФ не согласился с выводами предыдущих инстанций.

Суд вправе лишь иначе сформулировать основание и/или причину увольнения, но не вправе изменить само основание. Если служащий совершил дисциплинарный проступок, основание его увольнения выбирает представитель нанимателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *