Что считается прилегающей территорией к зданию
Муниципалитеты вправе обязывать собственников содержать прилегающую к их объектам муниципальную территорию за собственный счет
Dudaeva / Depositphotos.com |
Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, должно участвовать, в том числе деньгами, в содержании прилегающих территорий общего пользования, а размер этих прилегающих территорий определяется муниципальными правилами благоустройства. На это обратил внимание Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая дело об оспаривании некоторых положений городских Правил благоустройства (Определение ВС РФ от 5 июля 2019 г. № 2-АПА19-5).
Спорные Правила требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Владельцам разных объектов «досталось» по-разному: например, для ларьков такая территория определялась в 10 м по периметру, для рекламных конструкций – 5 м, а для МКД – аж целых 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ МКД.
Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее – как на лицо, ответственное за содержание МКД, – обязанность содержать «чужую» территорию, не входящую в общее имущество собственников. И попыталась признать спорные положения недействующими с момента издания.
Напомним, что еще год назад подобные нормы муниципальных правил благоустройства признавались недействительными чуть ли не в массовом порядке, потому что противоречили ст. 210 Гражданского кодекса о том, что собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-6 и определение ВС РФ от 17 апреля 2018 г. № 50-КГ18-7, определение ВС РФ от 20 декабря 2017 г. № 56-АПГ17-21, определение ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4).
Сейчас же суды – и областной, и затем ВС РФ, – полностью отказали в административном иске :
Таким образом, основания для признания недействующими подобных норм из муниципальных правил благоустройства могут быть разве что процедурными, – если при принятии правил был нарушен порядок их принятия. В рассмотренном случае процедура принятия спорных положений не нарушалась – и в административном иске было отказано.
Что считается прилегающей территорией к зданию
Источник фото: https://www.pexels.com/
В г. Вологда в ноябре 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 3.1 Закона Вологодской области «Об административных правонарушениях» в отношении ООО УК «ЖКЦ», которое, управляя домом № 51 по Советскому проспекту, допустило нарушение пунктов 3.1, 3.6.1, 4.2.1 Правил благоустройства г. Вологды, а именно не скошена трава на сформированном земельном участке дома и прилегающей территории.
Постановлением административной комиссии в декабре того же года ООО УК «ЖКЦ» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 3.1 Закона Вологодской области «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде предупреждения.
Чтобы рассуждать предметно, приводим интересующую нас часть упомянутых Правил благоустройства:
«3.6. Собственники и (или) иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в следующих случаях и порядке:
3.6.1. Внешняя часть границ прилегающей территории определяется на расстоянии 15 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения, земельного участка, за исключением следующих случаев:
3.6.2. Внешняя часть границ прилегающей территории для многоквартирных домов определяется в пределах 15 метров по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства, но не более 15 метров от границ дома.
3.6.3.Внешняя часть границ прилегающих территорий, определённая согласно подпунктам 3.6.1, 3.6.2 пункта 3.6 настоящих Правил, ограничивается ближайшим к зданию, строению, сооружению, земельному участку краем проезжей части дороги общего пользования или линией пересечения с внешней частью границы прилегающей территорией, определённой в соответствии с настоящими Правилами.
При перекрытии (пересечении) прилегающих территорий внешняя часть границы прилегающих территорий устанавливается на равном удалении от зданий, строений, сооружений, земельных участков.
В случае если здание, строение, сооружение, земельный участок, в отношении которых определяется внешняя часть границы прилегающей территории, граничат с охранной, санитарно-защитной зоной, зоной охраны объектов культурного наследия и иной зоной, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, внешняя часть границ прилегающей территории такого здания, строения, сооружения, земельного участка не должна пересекать границы указанных зон.
3.6.4. Работы по содержанию прилегающей территории включают:
Вологодский областной суд и Верховный Суд РФ отказали ООО УК «ЖКЦ».
Дело в том, что Федеральным законом от 29.12.2017 г. № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) дополнена пунктами 36 и 37 следующего содержания:
Что можно отметить по содержанию указанных пунктов?
Во-первых, перечисление в п. 36 территории общего пользования (ТОП) и прилегающей территории (ПТ) как двух самостоятельных понятий. Перечисление их через запятую даёт повод считать, что ПТ не относится к ТОП, что это нечто.
Комментарии
Вот такая же шляпа. Земельный участок отмежеван по границам самого дома, а омс пытается втюхать в содержание прилегающих гектары.
а самом деле нужно в каждом регионе изучить не только Правила благоустройства, но и региональный закон насчёт разграничения земель (суть примерная )
К сожалению, дело ещё и в региональном законодательстве. Федералы задают рамки, а регионы сами закручивают гайки и ещё хуже делают.
выгодно взять на баланс ОМС ПТ и миллионы под содержание получить, и благоустройство, что и делается на практике, без учета (без установления границ ЗУ и внесения в кадастр) этих ПТ,как объектов, оперируя в тендерной документации словами»вблизи» дома №. это в условиях круглой земли
А когда выйдет третья часть?
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
Муниципалитет вправе обязать владельцев помещений в МКД содержать территорию вокруг дома
Раньше суды признавали недействительными нормы муниципальных правил благоустройства, которые противоречили статье 210 ГК. В ней сказано, что собственник несет бремя содержания только принадлежащего ему имущества. Сейчас начинает складываться другая судебная практика. В результате стало проще обязать владельцев недвижимости участвовать в содержании территорий, прилегающих к объектам. Расскажем, для кого можно предусмотреть такую обязанность и в каких документах ее прописать.
Как суды раньше рассматривали споры о содержании прилегающей территории
Если земельный участок, на котором расположен МКД, сформирован и поставлен на кадастровый учет, он принадлежит собственникам помещений в доме и относится к их общему имуществу. Такой участок обязаны содержать собственники помещений в МКД. Если земельный участок под домом не сформирован и на учет его не поставили, он находится в собственности муниципального образования. Территорию вокруг дома в этом случае должен содержать муниципалитет. Такие выводы суды делали из статьи 210 ГК. Муниципальные правила благоустройства, которые противоречили этой норме, судьи признавали недействительными.
Документ: Аналогичные решения есть в определениях Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4
ПРИМЕР 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилой пристройки к МКД. В результате его здоровью был причинен вред средней тяжести. Гражданин обратился в суд с иском к управляющей организации и ИП — собственнику нежилого помещения. Истец потребовал взыскать с ответчиков утраченный заработок и компенсацию морального вреда.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования истца. Они руководствовались пунктом 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». В этой норме сказано, что убирать территорию, прилегающую к границам здания, обязаны лица, которые ведут на этой территории или в здании хозяйственную или иную деятельность. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Он указал, что лицо, которое не является собственником имущества, несет бремя его содержания только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства к федеральному законодательству не относятся. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ разрешает органам МСУ устанавливать порядок участия собственников зданий и помещений в благоустройстве прилегающих территорий. Но возложить на собственников обязанность по содержанию территории помимо их воли нельзя (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).
Муниципальные правила благоустройства, которые обязывают правообладателей жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, суды признавали недействующими как по искам самих собственников, так и по прокурорским искам в защиту прав неопределенного круга лиц.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положений правил благоустройства города. Они обязывали юридических и физических лиц, а также ИП содержать в чистоте и порядке территорию, которая прилегает к зданиям, сооружениям и другим объектам недвижимости. Эта обязанность была установлена для всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, принявших объекты в оперативное управление или хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный правовой акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если она не находится в их собственности, владении либо пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.
Судьи согласились с прокурором. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория — это территория общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не предоставленные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие земли находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 ЗК). Статья 210 ГК дает собственнику возможность перенести бремя содержания имущества на других лиц полностью или частично. Но это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.
Правила благоустройства не устанавливают порядок определения границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке территории. Кроме того, они не устанавливают предельные размеры площади участка, обязанность по содержанию которого возлагается на граждан и юридических лиц, а также возможные случаи несения такой обязанности (решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).
Что изменилось
На заметку: К прилегающей территории относится территория общего пользования, прилегающая к зданию, строению, сооружению или земельному участку, если такой земельный участок образован
28 июня 2018 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Законодатель ввел понятие «прилегающая территория». Он также установил, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать непосредственное и финансовое участие собственников и иных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Правила могут определять границы таких территорий в соответствии с установленным региональным законом порядком. Исключение предусмотрено для собственников и владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам МКД.
Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел очередное дело об оспаривании положений городских правил благоустройства. Решение, которое он принял, — хорошая новость для муниципалитетов.
ПРИМЕР 3. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих МКД организаций сочла, что муниципалитет незаконно возлагает на нее как на лицо, ответственное за содержание МКД, обязанность содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить положения правил благоустройства в суде.
Областной, а затем и Верховный суд отказали в административном иске. Суд указал, что благоустройство территорий — деятельность в том числе по содержанию расположенных на них объектов, а также прилегающих к ним территорий. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предусматривает обязанность лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения или сооружения, принимать участие в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются муниципальными правилами благоустройства. Этими правилами муниципалитеты вправе регулировать вопросы участия в содержании прилегающих территорий собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Основания для признания недействующими норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процедурными. В рассмотренном случае порядок принятия этих правил нарушен не был (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).
Важно: Участие владельцев объектов недвижимости в содержании прилегающих территорий может быть в том числе финансовым
Выводы и рекомендации для муниципалитетов
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Органы местного самоуправления вправе предусмотреть в правилах благоустройства обязанность участия, в том числе финансового, собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий. Исключение делается только для владельцев помещений в МКД, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам домов. Такие лица в содержании прилегающей территории не участвуют.
Обязанность собственников и иных владельцев недвижимости поддерживать чистоту и порядок на прилегающей территории закрепите не только в муниципальных правилах благоустройства, но и в договорах аренды и других гражданско-правовых договорах, которые органы МСУ заключают с этими лицами.
Границы прилегающих территорий орган МСУ вправе определить в правилах благоустройства территории муниципального образования только в соответствии с порядком, установленным законом субъекта РФ (п. 14 ч. 2 ст. 451 Закона № 131-ФЗ).
ИГОРЬ КОМАРОВ, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Внутридомовая территория многоквартирного дома. Что такое придомовая территория? Важные условия определения
Размеры придомовых участков устанавливаются определяющими положениями градостроительства, то есть придомовая территория не может определяться самостоятельно. Основную роль при определении площади играют фактические размеры микрорайона или квартала, количество площади, занимаемой жилыми участками, а также наличие в них квартир и остальные (второстепенные) факторы (тротуары, автостоянки, хозяйственные постройки и прочее).
Придомовая территория, нормы которой были определены соответствующими документами, доступна для всех. Если она относится к дому номер восемь, то это не значит, что жильцы соседних домов не имеют права приводить своих детей на имеющуюся здесь детскую площадку. Естественно, что построить здесь гараж или другое строение вы не сможете.
Вопросы придомовой территории многоквартирного дома: содержание, балгоустройство, платная стоянка
В современных условиях важно знать, какую роль выполняет придомовая территория многоквартирного дома и кто за нее отвечает. Интерес этот отнюдь не праздный. С одной стороны, содержание в надлежащем состоянии близлежащего участка требует от собственников жилья определенных затрат. Однако, с другой стороны, при грамотном использовании земля может стать источником доходов.
Придомовая территория: кто за что платит?
Следуя закону, кто платит за содержание придомовой территории?
Для начала выясним, что именно считается придомовой территорией и кто должен платить за ее содержание.
Что такое придомовая территория?
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года), в состав общего имущества входят «земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом». Следовательно, придомовая территория является принадлежностью многоквартирного дома,её эксплуатация и содержание осуществляются вместе с самим домом, из одного источника, то есть за счет собственников жилья.
Сколько должен платить каждый?
Согласно 1-й части 158-й статьи Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности. Получается, что чем больше площадь квартиры, тем больше ее собственнику придется платить за содержание придомовой территории.
Важно знать
Плюсы: Выявления придомовой территории в общую долевую собственность жильцы получают право распоряжаться ею по своему
усмотрению. Например, могут построить платную стоянку (если по строительным нормам она может располагаться во дворе) и получать доход с автомобилистов. Или разрешить поставить на территории двора киоск и брать с его владельца арендную плату. Кроме того, арендную плату можно требовать с владельцев магазинов, парикмахерских и других учреждений, расположенных на первых этажах, в том случае, если они сделали к своим дверям отдельные подъездные пути, пристройки и т. д. Весь доход перечисляется на счет дома, и жильцы сообща решают, как им распорядиться.
Минусы: После оформления придомовой территории ремонтировать внутридворовые проезды придется за собственные деньги. Пока эти дороги являются муниципальными, их худо-бедно латают за счет городской казны. К слову, ямочный ремонт квадратного метра асфальта стоит до 700 рублей, а капитальный — от 1000.
Заявите о правах на участок
Существует любопытный нюанс, касающийся прав на участок, состоящий на государственном кадастровом учете. Если участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, формально для перехода в долевую собственность вроде бы ничего не требуется. Однако на практике жильцам приходится обращаться в Федеральную регистрационную службу и регистрировать данное право общей долевой собственности на земельный участок. Причем регистрация в данном случае, говоря юридическим языком, будет не правоустанавливающей, а правоподтверждающей. То есть все права и обязанности собственника по отношению к участку жильцы приобретают независимо от регистрации.
Второй случай более распространенный: земельный участок не сформирован (и на него нет документов кадастрового учета) до введения в действие Жилищного кодекса. Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такого земельного участка необходимо соблюсти общий (заявительный) порядок его формирования и оформления.
Чиновники обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после этого придомовая территория бесплатно перейдет в общую долевую собственность.
Требуйте перерасчёта по содержанию и благоустройству придомовой территории
Услугами по санитарному содержанию придомовых территорий, а также благоустройству считаются: уборка придомовых территорий, вывоз мусора и снега, устройство и стрижка газонов, посадка цветов и уход за ними в летний период, изготовление металлических ограждений для территории дворов, изготовление детских горок и песочниц, очистка и покраска облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек.
К сожалению, нареканий на качество услуг по содержанию придомовых территорий по-прежнему много, особенно зимой, когда вокруг домов вырастают снежные заносы, через которые не всякий проберется. Среди других постоянных нарушений санитарного состояния : несвоевременная или выполненная ненадлежащим образом уборка придомовой территории, а также срыв сроков сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Разумеется, при оказании услуг и выполнении работ ненадлежащего качества управляющая компания обязана снизить размер платы. Заявление об изменении «таксы» может быть направлено собственником в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации. Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.
Фактически придомовая территория считается участком, который может быть отдан в общее пользование соседям или иным жильцам. Придомовая территория отдельно вычисляется для многоквартирных домов, а также для частных участков. Ее владелец имеет определенные права и обязанности, которые мы рассмотрим в данной статье.
Границы придомовой территории
Границы и размеры придомовой территории должны определяться законодательством и установленными нормативными актами. Например, государственный кадастровый учет указывает пределы территории многоквартирного здания. В данный участок могут входить разные объекты, дороги, участки озеленения, а также детские площадки. Также в документах сказано о тепловых пунктах, гаражах, автостоянках и других объектах, которые могут входить в пределы придомовой территории.
Многие владельцы не имеют информации о конкретных границах придомовой территории. Чтобы определить размеры и пределы области нужно обратиться к государственному кадастровому учету, где важно попросить специальные выписки. Учреждение должно представить все документы о земле и владельце. Таким образом, должно получиться два варианта:
Схемы различных придомовых территорий
Как определить метры придомовой территории?
Придомовая территория, как правило, определяется на первоначальном этапе строительства дома на дачном участке. Это может относиться и к владельцам квартир, которые вносили первоначальный взнос на строительство. Важно при оформлении документов проследить за правильным распределением территории между собственниками.
Схема придомовой территории многоэтажки
В первую очередь, при покупке дома определитесь, являлись ли предыдущие хозяева владельцами придомовой территории. Границы должны быть указаны в соответствующих документах, а все данные обязательно отображены в определенных органах местного самоуправления. Необходимо изучить подробный кадастровый план, который выдается на руки и свидетельствует о наличии придомовой территории.
Если в документах не указаны конкретные данные, то нужно обратиться в комитет по архитектуре и в управление муниципальным имуществом. С их помощью вы сможет рассчитать область и границы частной территории возле дома. Работники руководствуются определенной формулой: Sн=Sк*Упзд, с помощью которой легко вычисляются все параметры и границы. Итак, Sн обозначает общую площадь придомовой территории, а Sк указывает параметры жилой площади. Показатель Упзд обозначает отдельную земельную долю, которая рассчитывается на один квадратный метр жилой площади. Результаты вычисления также зависят от года постройки здания и количества этажей.
Чтобы быть уверенным в точности данных, нужно изучить разные документы по этому вопросу, например, градостроительный регламент, а также ознакомиться с планами постройки и правилами пользования близлежащей территорией. Все документы должны составляться местными органами власти.
Документы на придомовую территорию по определенном адресу
После составления плана дома вместе с придомовой территорией необходимо точно выделить все границы данной области. Отметьте все объекты, которые располагаются на данном участке, в том числе и постройки, входящие в собственность муниципальных комитетов. Некоторые объекты не могут входить в придомовую территорию, это относится к подъездам и тому подобному.
Владельцы придомовой территории и их права
Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.
Придомовая территория с другими объектами коммунальной собственности
Если придомовая территория прописана за определенным собственником, то другие могут пользоваться данным участком с соответствующим разрешением. Фактически третьи лица не могут строить или пользоваться придомовой территорией без разрешения владельца. Относительно многоквартирных домов — придомовой участок должен распределяться между всеми жильцами. Пределы таких границ определяются жилой площадью квартиры.
Некоторые участки придомовой территории могут сдаваться в аренду.
Придомовая территория имеет разные размеры, которые определяются соответствующими органами власти. Каждый владелец может оформить документы или заявить о праве собственности на определенный участок земли, а право владения им устанавливается местными органами власти. Владелец имеет полное правило сдавать участок в аренду или пользоваться им по своему усмотрению, что не противоречит законодательным документам. Все аспекты оформления рекомендуется посмотреть на видео:
Что такое электромонтаж? Под электромонтажными работами (электромонтажом) принято понимать целый комплекс строительно-ремонтных работ, основная задача которых восстановление электрических систем для подключения электрооборудования к источникам электричества.
Закон о придомовой территории описывает это пространство как землю, расположенную вокруг жилого многоквартирного здания, определенную и закрепленную документально. Невозможно однозначно сказать, что входит в придомовой участок: это могут быть трансформаторные будки и котельные, гаражные комплексы и автостоянки, спортивные и игровые площадки. Все зависит от конкретной территории и расположения объектов.
Придомовая территория многоквартирного дома: нормативы, СНиП
Размер придомового участка рассчитывается отдельно в каждом конкретном случае. На его площадь влияет плотность застройки вокруг, этажность здания, расположение рядом с домом дорог и проездов общественного пользования. Минимальным размером по правилам считается участок, который равен площади самого дома. Впрочем, если пространство позволяет, используют специальную формулу, и считают произведение жилой площади в доме на удельную единицу доли земли на квадрат жилья. Удельная единица прописана в СНиП: придомовая территория многоквартирного дома зависит от года его постройки. Если на общее пространство претендуют два дома или имеются общие проезды, формула будет сложнее.
Как узнать, кому принадлежит земля и сколько метров придомовая территория многоквартирного дома
Жильцы часто забывают уточнить у застройщика, проводилось ли межевание земли и как она оформлена. В государственной организации кадастрового учета можно получить выписку, где отмечены конкретные границы и информация о том, кому принадлежит пространство.
Если участок не стоит на кадастровом учете, а жильцы хотят самостоятельно управлять территорией и заниматься благоустроительными работами, необходимо произвести межевание и постановку на учет.
Как оформить границы придомовой территории многоквартирного дома: 5 шагов
1. Провести собрание собственников квартир с явкой не менее 50% и выделить лицо, ответственное за подачу заявки.
2. Обратиться в департамент земельных ресурсов и подать заявку.
3. Обратиться в органы местного самоуправления или МФЦ и подать заявку на формирование участка и утверждение проекта границ.
4. Органы МСУ, руководствуясь методическими рекомендациями по формированию придомовых территорий, проводят межевание и устанавливают границы участка. Согласно закону, сформированная территория, поставленная на учет в кадастровой организации, переходит в пользование владельцев квартир.
5. Зарегистрировать участок в Управлении регистрационной службы, чтобы исключить регистрацию третьими лицами.
Оформление придомовой территории: плюсы и минусы
Плюсы:
Минусы:
Вопросы благоустройства придомовой территории многоквартирного дома
Озеленение придомовой территории многоквартирного дома
Озеленение выполняется согласно проекту ландшафтно-планировочной организации участков, которая должна соответствовать правилам пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Посадки вдоль проездов и проходов не могут задействовать их территорию или уменьшать габариты. Некоторые растения могут вызывать аллергические реакции у жителей. Существует определенный список растений, которые подходят для использования в конкретной климатической зоне.
Ограждение придомовой территории многоквартирного дома
На участке можно устанавливать заборы, шлагбаумы и прочие виды заграждений, если они не мешают проезду к другим домам, въезду пожарной техники и не противоречат нормам пожарной безопасности.Ограничивать территорию можно только в том случае, если участок документально оформлен, принадлежит жильцам, и его границы определены в соответствующих документах.
Уборка придомовой территории многоквартирного дома
Если пространство не оформлено в кадастре, вопросами уборки занимается муниципалитет. Если оформлена – уборкой может заниматься управляющая компания, жилищный кооператив или сторонняя организация. Жильцы дома сами решают на собрании, кому будет доверена работа. Помните, что компания может нести ответственность перед жильцами только в результате заключения соответствующего договора. Расчет стоимости уборки производится пропорционально площади квартиры: чем она больше, тем больше затраты на уборку.
В перечень работ по уборке входит скос травы, покраска заборов и ограждений, сбор и вывоз мусора, очистка тротуаров, очистка урн, обслуживание мусорных баков и т. д. Периодичность и правила уборки придомовой территории прописаны в действующем законодательстве города и регламентированы Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий. Учитывается проходимость территории, температура и осадки, установлены временные рамки выполнения работ.
Ремонт придомовой территории многоквартирного дома
Ремонт выполняется или муниципалитетом, или управляющей компанией, причем в последнем случае оплачивается жильцами. В перечень работ входит ремонт мест отдыха и общего пользования, восстановление и капитальный ремонт дорожного покрытия во дворе.
Решение вопросов, связанных с благоустройством и обслуживанием придомовой территории многоквартирного дома, поможет сделать двор чистым, уютным, безопасным и удобным для жильцов.
В жизни возникают такие спорные ситуации, когда необходимо узнать, сколько метров от дома считается придомовой территорией. Вариантов ответа на этот вопрос множество, но какой из них правильный? Постараемся в этом разобраться в статье.
Что говорят законы о придомовой территории
К сожалению, ни один закон Российской Федерации не дает четкого определения термину «придомовая территория». Даже если в каких-то документах указывается, что нужно понимать под придомовой территорией, то сам стиль изложения туманный и не предоставляет человеку исчерпывающий ответ на вопрос.
Если обобщить все определения из разных источников, можно получить следующее приемлемое толкование.
Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к домовладению или многоквартирному дому и используемый по усмотрению владельца.
Сложнее всего дать четкое определение придомовой территории частного дома. Если понимать законы буквально, то получается, что придомовая территория – это участок, необходимый для полноценного обслуживания и обеспечения инфраструктурой самого дома. Эта территория может находиться в собственности, безвозмездном использовании или в аренде. В большинстве случаев по границе этого участка устанавливается забор. Территория за забором придомовой территорией не является. Чаще всего эта земля муниципальная.
Кто может пользоваться землей за забором на законных основаниях? Тот, кто сможет доказать свое право на пользование. Например, если эта территория необходима для подъезда автомобиля.
Законы, регулирующие вопрос о придомовой территории
В сомнительных случаях вы можете обратиться к юристу или попытаться найти информацию самостоятельно с помощью законодательной базы.
Ответ на вопрос, сколько метров от дома являются придомовой территорией, можно также найти в кадастровом паспорте на дом. Это расстояние индивидуально, потому, с точностью ответить на вопрос для конкретного человека в рамках этой статьи невозможно.
Можно ли как-то определить размеры?
Если необходимо, площадь придомовой территории многоквартирного жилого дома можно посчитать самостоятельно по следующей формуле.
На последний показатель влияет год постройки дома, а также количество этажей. Высчитывается он по СНиПу, действующему в год постройки здания.
Помните, что для частного домовладения нормы для размеров придомовой территории отсутствуют, а ориентироваться нужно на землю, находящуюся в собственности или в аренде. Точную площадь вы сможете узнать из технического паспорта.
Чтобы взять земельный участок в пользование, соблюдайте следующую последовательность действий.
Обратитесь в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении вам права владения прилегающим к дому земельным участком.
Как проходит оформление придомовой территории
Чтобы оформить «бесхозную» землю в собственность, вам потребуются следующие документы:
Согласно приказу Минэкономразвития РФ №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 22 ноября 2013 г., решение о передаче недвижимого имущества в собственность физического лица принимает муниципалитет. Таким образом, с этими бумагами, заявлением и документом, подтверждающим факт нахождения земли в бесхозном состоянии, вам нужно обратиться в местную администрацию.
Администрация рассматривает заявление и принимает решение в течение 18 дней с момента обращения.
При положительном результате свидетельство о праве собственности вносится в ЕГРП.
Что нужно знать о межевании
Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» территориальные границы земельного участка могут быть установлены по результатам собрания заинтересованных в межевании лиц. О предстоящем межевании необходимо заблаговременно оповестить соседей. Это можно сделать несколькими способами:
Порядок аренды придомовой территории
Согласно Земельному кодексу РФ участок, прилегающий к дому, можно оформить в аренду. Отказать вам в этом могут лишь в случаях, если:
Чтобы взять в аренду прилегающий к дому земельный участок, обратитесь с заявлением в местную администрацию. На основании 65 статьи ЗК РФ с вас будет взыматься плата за землю, находящуюся в аренде. Условия аренды регламентируются постановлениями Правительства Российской Федерации и местной администрацией.